ДОХОЛЯН А.С.
СТРАТЕГИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
Формирование и реализация инновационных программ и стратегий является в современных условиях важным условием успешного развития экономики региона. Проблема выработки действенных инструментов формирования инновационной региональной стратегии приобретает особую актуальность в современных условиях, когда регионы, обладающие достаточным инновационным потенциалом, в действительности не характеризуются каким-либо значительным социально-экономическим ростом. В этой связи важное значение должно придаваться разработке стратегии комплексного инновационного развития в рамках общей стратегии социально-экономического развитиярегиона.
DOKHOLYAN A.S.
THE STRATEGY OF INTEGRATED INNOVATION DEVELOPMENT AS THE BASIS FOR EFFECTIVE ECONOMIC AND SOCIAL POLICY OF
THE REGION
Formation and implementation of innovative programmes and strategies is in modern conditions the important condition of successful development of the economy of the region. The problem of developing effective tools of formation of innovative regional strategies is of particular relevance in modern conditions, when the regions possessing sufficient innovative potential, in fact does not have any significant socio-economic growth. In this regard the importance should be given to the development of strategy of innovative development in the framework of the general strategy of socio-economic development of the region.
Ключевые слова: комплексное инновационное развитие, инновационные программы, инновационные региональные стратегии, инновационный потенциал, стратегия социально-экономического развития региона.
Keywords: comprehensive innovative development, innovative programs, innovative regional strategies, innovative potential, the strategy of socio-economic development of the region.
B настоящее время в целях проведения эффективной экономической и социальной политики на региональном и муниципальном уровнях органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо в своей работе использовать различные методы и приемы совместно разработанной Стратегии комплексного регионального развития. Необходимость в разработке данной комплексной Стратегии возникает, исходя из сложившихся экономических и политических ус-
ловий в субъектах Федерации. Более того, в рамках Стратегии комплексного развития региона одно из основных мест должна занимать стратегия комплексного инновационного развития. Тенденции развития российской экономики убедительно показывают, что у России, как и у любой страны, не может быть иного пути развития, чем формирование экономики, основанной на знаниях, то есть экономики инновационного типа. Недооценка этого обстоятельства уже в ближайшие годы может привести к тому, что Россия будет вытеснена с рынка высокотехнологичной продукции, а это в конечном итоге не позволит поднять до современных стандартов уровень жизни населения и обеспечить безопасность государства в целом. Вместе с тем инновационная деятельность России в целом и регионов в частности пока еще не является основным фактором экономического роста.
В последние годы вопросы состояния научно-технической сферы и формирования стратегии регионального инновационного развития стали объектом самого пристального внимания со стороны государственных органов власти. В настоящее время назрела необходимость в пересмотре существующих методологических подходов к развитию инновационной деятельности в России и, соответственно, в субъектах Федерации, адаптации известных, а также разработке новых принципов и механизмов инновационного развития экономики, исходя из существующих условий.
Основная цель стратегии комплексного инновационного развития регионов заключается в обеспечении устойчивого регионального экономического развития, повышения качества жизни населения и окружающей среды путем:
❖ решения собственных социальных, экологических проблем за счет использования новейших технологий;
❖ создания дополнительных рабочих мест как в сфере науки, так и производства и услуг;
❖ увеличения поступлений в бюджеты различных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и роста доходов населения;
❖ повышения образовательного уровня населения;
❖ привлечения значительных дополнительных финансовых ресурсов в регионы, в том числе и иностранных.
В каждом конкретном случае стратегия инновационного развития регионов определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, политикой органов государственного управления субъектов Федерации, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технического и промышленного потенциала регионов, внутренних товарных рынков, рынков труда.
В части регулирования инновационного развития на уровне регионов органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо:
❖ установить рамочные условия развития инновационного бизнеса;
❖ разработать стратегию комплексного инновационного развития региональной экономики;
❖ осуществить прогноз технологического развития региона и определить на этой базе научно-технологические приоритеты;
❖ осуществить поддержку развития инновационной инфраструктуры;
❖ разработать и реализовать меры по косвенному и прямому стимулированию инновационной деятельности;
❖ участвовать в развитии сферы исследований и разработок;
❖ осуществлять постоянное взаимодействие с федеральными органами исполнительной и законодательной власти в части вопросов экономического и социального развития.
Объектом воздействия в разрабатываемой Стратегии комплексного инновационного развития является региональная инновационная система (РИС), под которой мы понимаем совокупность взаимодействующих предприятий и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих процессы создания и распространения инноваций. В состав РИС входят также институциональные условия хозяйствования, определяемые совокупным влиянием федеральной научно-технической политикой и стратегией социально-экономического развития региона; научно-образовательные учреждения; инновационная инфраструктура; региональные органы власти.
Для формирования Стратегии комплексного инновационного развития региональным органам государственной власти необходимо разработать и реализовать эффективные механизмы взаимодействия между структурными элементами региональной инновационной системы (см. рис. 1)._
Макроэкономическая политика
Образование
I
Законодательство
I
Инфраструктура
Система генерации и распространения знаний
(г-
Производство
Рыночный меха-
Рис. 1. Основные подсистемы региональной инновационной системы. Как показывает зарубежный опыт, региональные инновационные системы являются весьма эффективным инструментом территориального развития. С учетом российских условий для каждого региона и муниципального
образования требуются индивидуальные подходы к решению проблем инновационного развития и, соответственно, разработке Стратегии комплексного инновационного развития.
Таким образом, в каждом регионе должны быть созданы региональные инновационные системы на основе разработанной Стратегии комплексного инновационного развития территории. Для достижения целей стратегии комплексного инновационного развития регионов и муниципальных образований на начальном этапе должна быть разработана и законодательно утверждена федеральная региональная инновационная политика, предусматривающая приоритетное развитие научно-технологического комплекса регионов и высокотехнологичной промышленности, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, прежде всего на внутреннем рынке. Особая роль при этом должна уделяться сохранению высшего образования на мировом уровне и решению кадровых проблем.
Вместе с тем при формировании стратегии инновационного развития необходимо принимать во внимание, что в настоящее время регионам вряд ли можно рассчитывать на зарубежные инвестиции в промышленность в объемах, позволяющих существенно повлиять на развитие инновационной деятельности субъектов Российской Федерации.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что сфера науки и технологий в настоящее время вообще не является объектом прямого инвестирования. Таким образом, формирование стратегии инновационного развития должно осуществляться, исходя в первую очередь из собственных научно-технологических, интеллектуальных и финансовых возможностей. Поэтому органам государственной власти субъектов Федерации в настоящее время необходимо усиливать свою роль в развитии инновационных процессов на региональном уровне в рамках реализации стратегии комплексного инновационного развития региона.
Под регионом инновационного развития может пониматься территория, находящаяся в границах одного или нескольких муниципальных образований, основу экономического развития которой составляет создание и реализация конкурентоспособной наукоемкой высокоэффективной продукции, а также оказание услуг по ее созданию.
Очевидно, что выбор тех или иных инновационных механизмов развития региона, мер государственной поддержки в основном определяется спецификой деятельности регионального хозяйственного комплекса.
Основной целью формирования и практической реализации стратегии инновационного развития региона является не только региональное технологическое развитие, но и социально-экономическое развитие данной территории. Вместе с тем в современной экономике добиться подобного ощутимого и сравнительно быстрого успеха в социально-экономическом развитии региона и муниципальных образований можно, как правило, лишь путем обеспечения высокой рыночной конкурентоспособности производственного сектора региональной экономики на основе его существенной инновационной, структурной и технологической перестройки. Таким образом, важнейшей
первоначальной задачей формирования стратегии комплексного инновационного развития региона является создание адекватного возможностям и потребностям региона научно-производственного комплекса, обладающего рыночной конкурентоспособностью и возможностями дальнейшего саморазвития.
Региональный научно-производственный комплекс должен состоять из научных организаций, обеспечивающих разработку современных технологий; промышленных предприятий, способных воспринять эти технологии и осуществить выпуск конкурентоспособной продукции, и инфраструктуры, обеспечивающей инновационный процесс кадровыми, финансовыми, информационными ресурсами, а также оказывающими необходимые услуги по работе на рынках (см. рис. 2).
Рис. 2. Схема формирования инновационного развития региона.
Но независимо от выбранной схемы формирование и реализация стратегии комплексного инновационного развития должны исходить из следующих принципов:
❖ индивидуальный характер в рамках единой федеральной нормативной правовой базы. При этом в случае необходимости региональным законодательством могут быть приняты специальные условия, характерные для каждого конкретного региона;
❖ государственная поддержка функционирования региона, инвестиционные проекты и программы которых соответствуют приоритетам государственной социально-экономической и научно-технической политики;
❖ внедрение на основе разработанной стратегии комплексного инновационного развития региона новых инвестиционных механизмов развития промышленного производства, снижение нагрузки на бюджеты различного уровня;
❖ экономическое развитие с максимально возможным использованием имеющихся конкурентоспособных компонентов ресурсного, производственного, научного и интеллектуального потенциалов.
Несомненно, что многие компоненты потенциала региона необходимо создавать заново или существенно модернизировать, однако чем большая часть имеющегося потенциала будет использована (не в ущерб к новому уровню конкурентоспособности), тем быстрее будут решаться задачи регионального инновационного развития;
❖ выбор направлений развития, исходя из максимально возможного использования имеющихся конкурентных преимуществ региона;
❖ учет превалирующих тенденций технологического развития. Наиболее высокая эффективность инновационного развития регионов будет достигнута в том случае, если формирующийся научно-производственный комплекс будет соответствовать перспективному технологическому укладу, взаимосвязанному с технологическим укладом, ранее в существенной степени представленным в экономике региона;
❖ учет требований рынка. Безусловным приоритетом эффективного формирования стратегии инновационного развития является перестройка регионального научно-производственного комплекса, исходя из потребностей реального (хотя и прогнозируемого на перспективу, но не гипотетического) рынка сбыта продукции и реальных объемов платежеспособного спроса;
❖ необходимый уровень развития инфраструктуры региона. Важнейшее значение для эффективного функционирования научно-производственного комплекса региона имеет адекватное его потенциалу развитие таких секторов инфраструктуры, как транспортная сеть, сети телекоммуникаций, сфера финансовых услуг, сфера информационных услуг^
❖ развитие региональных инновационных сетей. Полнота и гармоничное сочетание необходимых различных элементов научно-производственного комплекса при целенаправленной информационной, организационной и экономической поддержке позволяют добиться интенсивного сетевого взаимодействия участников регионального инновационного процесса, что обеспечивает ощутимый синергетический эффект инновационной деятельности и служит важным фактором дальнейшего саморазвития научно-производственного комплекса региона.
Реальная группировка организаций - элементов научно-производственного комплекса в так называемые «гроздья» на основе взаимной заинтересованности - важный индикатор успешной реализации стратегии комплексного регионального инновационного развития.
Поскольку основной из задач стратегии является обеспечение инновационного цикла, то одним из подходов к формированию структуры является создание научно-технологических кластеров, ориентированных на опреде-
1 Привлечение необходимых специалистов в достаточно длительный период инновационной перестройки производственного комплекса будет сталкиваться с заметными трудностями, если не будут обеспечены приемлемые темпы и уровень социального сектора инфраструктуры (жилье, сфера обслуживания).
ленный сегмент рынка, продукций, услуг. Кластеры могут создаваться на базе промышленных предприятий и научных организаций, объединяющих свои ресурсы для реализации конкретных проектов по разработке и выпуску высокотехнологичной продукции.
Такое объединение в совокупности с правильной маркетинговой политикой позволит обеспечить стабильность заказов, привлечь инвестиции, создать рабочие места. При этом, в зависимости от структуры научно-технологического и промышленного потенциала, на территории одного региона могут создаваться несколько кластеров различной технологической и промышленной ориентации. Для обеспечения необходимой поддержки инновационных процессов необходимо формирование соответствующей инфраструктуры, которая осуществляла бы финансовую, информационную, консалтинговую, маркетинговую и другие виды поддержки инновационных проектов, осуществляемых в рамках стратегии комплексного инновационного развития региона. Совокупность научно-технологических кластеров и инновационной инфраструктуры создает условия для развития региона, на которой они размещены.
При подготовке стратегии комплексного инновационного развития региона и муниципальных образований на первом этапе необходимо провести тщательный анализ социально-экономического состояния, в ходе которого должны быть изучены следующие вопросы:
❖ анализ социально-экономической ситуации в регионе;
❖ формирование стратегических целей и сценариев инновационного развития;
❖ определение приоритетных направлений научно-технологического и промышленного развития региона;
❖ оценка имеющихся ресурсов, включая возможные меры государственной поддержки;
❖ определение уровня конкурентоспособности выпускаемой в регионе научной и промышленной продукции;
❖ анализ состояния инфраструктуры инновационной деятельности и перспективы ее развития;
❖ пути реструктуризации научно-технологического и промышленного комплекса и его адаптации к рыночным условиям;
❖ перспективы социально-экономического развития и совершенствование обслуживающей инфраструктуры.
Существующая практика инновационного развития территорий показывает, что максимальный успех реализации стратегии инновационного развития региона достигается при одновременном выполнении комплекса условий.
1. Достаточность исходного научно-производственного потенциала региона. Научно-производственный комплекс региона должен обязательно содержать критическую массу существенных элементов, на основе которых можно будет в разумные сроки создать необходимые инновационные
цепочки и обеспечить реальный конкурентоспособный выход на рынки новой продукции, оказания услуг инновационного типа и т.п.
2. Наличие у региона реальных конкурентных преимуществ. При этом в качестве конкурентных преимуществ хозяйственного комплекса могут выступать не только наличие на данной территории современных производственных мощностей и исследовательского потенциала, но и географическое расположение региона, имеющиеся на территории природные ресурсы, транспортные коммуникации и т.д.
3. Наличие достаточно емких рынков сбыта существующей и перспективной продукции хозяйственного комплекса территории. Отсутствие таких реальных емких рынков сбыта неизбежно приведет к стагнации развития производственного комплекса региона и, как следствие, к недостижению основной цели инновационного развития.
4. Наличие достаточных источников финансовых средств. Инновационное развитие региона и муниципальных образований представляет собой весьма капиталоемкий процесс, поскольку включает в себя переоснащение существующих и создание новых производственных мощностей, масштабное развертывание производственно ориентированной научно-технологической деятельности, интенсивное развитие инфраструктуры. Необходимо также учитывать, что логика успешного инновационного развития региона неизбежно приводит к перестройке и развитию не только базового для региона научно-промышленного комплекса, но и всего хозяйственного комплекса территории, что ведет к возрастанию потребности в финансовых ресурсах.
5. Наличие сильной поддержки инновационного развития региона со стороны органов власти. Формирование стратегии инновационного развития региона представляет собой сложный и долгосрочный процесс, в течение которого должна реализовываться политика государственных и местных органов власти, четко отраженная в нормативных правовых документах, стимулирование участия частного (в том числе иностранного) капитала в развитии территории и условия такого стимулирования, обязательства государственных и местных органов власти по участию в инновационном развитии региона. Принципиально важным здесь является то обстоятельство, что для успешного достижения своей цели политика органов власти различных уровней должна быть ориентирована на активное взаимодействие и сотрудничество как между собой, так и с предпринимательским (в том числе производственным и финансовым) и научным сектором региональной экономики.
Теперь можно рассмотреть содержание стратегии комплексного инновационного развития региона. Данная стратегия должна состоять из следующих составных частей:
❖ характеристика региона1;
1 приводятся сведения о географическом положении, климатических особенностях, демографическом состоянии, природных ресурсах, уровне социально-экономического развития регионального комплекса, хозяйственных связях. Большое значение имеет характеристика научного потенциала, включая проблемно-
❖ характеристика и оценка конкурентных преимуществ региона, его социально-экономического и экологического комплексов, перспективных рынков сбыта;
❖ собственно стратегия комплексного инновационного развития как составная часть комплексной стратегии социально-экономического развития Важным элементом стратегии должно быть развитие и укрепление научно-производственного взаимодействия в регионе, включая диверсификацию научного потенциала, также с целью создания условий для инновационного саморазвития региона.
❖ финансово-экономическое обеспечение, где приводятся сведения об источниках и размерах инвестируемых средств, в том числе собственных средствах предприятий, средствах инвесторов, иных привлекаемых средствах, средствах местного и регионального бюджета, потребности в привлечении средств федерального бюджета.
Приводятся также сведения о видах и масштабах косвенной финансовой поддержки, предусматриваемой местными и региональными органами власти. При этом необходимо, чтобы разработчики стратегии комплексного инновационного развития исходно имели ориентир в виде сформулированного государственной политикой принципа дополнительной федеральной поддержки по отношению к иным источникам инвестирования или финансиро-
2
вания _._
Финансирование НИОКР в полном размере из федерального бюджета (средств федеральных министерств и ведомств) также целесообразно осуществлять только для проектов, результаты которых могут быть эффективно использованы в других субъектах Федерации . В иных случаях предложения по финансированию (инвестированию) средств из федерального бюджета, не подкрепленные существенно превалирующими частными инвестициями, должны сопровождаться убедительными доказательствами необходимости или целесообразности таких финансовых вложений4. Также приводятся сведения о механизмах улучшения инвестиционного климата в регионе и привлечения дополнительных инвестиций.
тематическую ориентацию и организационно-экономические связи с хозяйственным комплексом региона, а также регионального образовательного потенциала, включая его соответствие научно-производственной деятельности в регионе.
1 описание стратегии инновационного развития региона должно включать в себя отражение приоритетных направлений инновационного развития региона, основных целей и задач развития, основных принципов осуществления инновационного развития, основных используемых механизмов стимулирования и обеспечения этого развития, а также содержать характеристику основных этапов инновационного развития в их органичной взаимосвязи.
2 Так, применительно к проектам модернизации и развития производственных мощностей, целесообразно было бы использовать критерий, уже используемый Минэкономразвития России для государственной поддержки инвестиционных проектов, а именно - размеры частных инвестиций должны превышать размеры инвестиций из федерального бюджета не менее чем в четыре раза.
3 например, НИОКР по ресурсо- и энергоснабжению, НИОКР в области жилищно-коммунального хозяйства, НИОКР экологической направленности и т.п.
4 например, доказательствами наличия реальных рынков сбыта новой продукции и высокой (прямой или опосредованной) окупаемости этих вложений.
❖ распространение технологий. Приводятся сведения о механизмах, с помощью которых будет обеспечено возможно более широкое и эффективное распространение технологий, создаваемых или осваиваемых в процессе инновационного развития региона. Так, исходя их успешного мирового опыта, было бы целесообразно оказывать федеральную поддержку в первую очередь созданию и освоению технологий, необходимых целым группам предприятий региона (критерием чего может быть их долевое участие в финансировании такого создания или освоения). Таким образом, применение эффективных экономических и финансовых методов регулирования в рамках разработанной стратегии комплексного инновационного развития региона, а также использование мотивационных механизмов развития инновационной деятельности будут способствовать совершенствованию управления инновационными процессами в регионах, что, в конечном итоге, самым непосредственным положительным образом отразится на комплексном социально-экономическом развитии субъекта Федерации в целом.
_Литература_
1. Балакирева О.В. Оценка и планирование развития инновационного потенциала региона с использованием балансовых моделей: теоретико-методический аспект. - Ростов-н/Д, 2005.
2. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв? / В.В. Ивантер, Б.Н. Кузык. - М.: Институт экономических стратегий, 2005.
3. Валентей С. Контринновационная среда российской экономики // Вопросы экономики, 2005, №10.
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для вузов - 5-е изд. - М.:, ГУ ВШЭ, 2006.
5. Дежина И.Г. Новые инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности // Инновации, 2005, №4.
6. Егорова И.Е. Кластерный подход к развитию экономики: аспекты теории и практики. - Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2007.
7. Раевский C.B., Винокурова Ю.В. Кластерная концепция организации структуры экономики регионов // Региональная экономика: теория и практика, 2007, №5(44).
8. Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Га-поненко, Ю.С. Дулыцикова. - М.: Изд-во РАГС, 2006.
9. Экономика, основанная на знаниях: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко. - М.: Изд-во РАГС, 2006.