© Калинина А.Э., Задорожнева Ю.В., 2012
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 332.1(470.45)
ББК 65.9(2Р-4ВО)-551
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА 1
А.Э. Калинина, Ю.В. Задорожнева
Инновационный сценарий развития Волгоградской области нацелен на поддержку новых высокотехнологических производств, совершенствование инновационной инфраструктуры, увеличение выпуска инновационной продукции. Он может быть реализован при условии повышения эффективности социально-экономической политики региона за счет формирования и развития трансакционной системы, представленной организационно-управленческой, информационной и институциональной составляющими данной политики.
Ключевые слова: инновационный сценарий развития, стратегия социально-экономического развития, социально-экономическая политика региона, многофакторная оценка, трансформационные и трансакционные факторы.
Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г. утверждена законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 1778-ОД (далее по тексту Стратегия-2025) [9]. Основными разработчиками Стратегии-2025 являются: Волгоградский государственный университет, Волгоградский государственный технический университет, Волгоградский государственный аграрный университет, Институт экономики РАН, Комитет экономики Администрации Волгоградской области.
На момент разработки Стратегии-2025 в комплексной оценке регионов РФ Волгоградс-
кая область входит в третью группу по уровню социально-экономического развития, занимает второе место в ЮФО по уровню ВРП на душу населения и третье - по инвестициям в основной капитал на душу населения. В Стратегиии-2025 определены благоприятные и неблагоприятные факторы развития Волгоградской области по трем основным направлениям: демография и социальная сфера, экономический потенциал, экология и природные ресурсы [11]. К благоприятным факторам, или конкурентным преимуществам, относятся:
-обеспеченность населения объектами социально-культурной сферы;
- развитое промышленное производство с высокой степенью диверсификации, многоотраслевая ориентация промышленного производства с высокой долей перерабатывающей промышленности, что создает предпосылки устойчивого раз-
вития области в отличие от регионов, специализирующихся только на добыче полезных ископаемых;
- благоприятные условия для развития высокоэффективного агропромышленного производства (Волгоградская область входит в первую десятку регионов по производству зерна);
- выгодное географическое положение, которое позволяет вести активный межрегиональный товарообмен и проектировать трансконтинентальные транспортные коридоры;
- наличие широкого ресурсного потенциала. Неблагоприятные факторы развития Волгоградской области, или ограничения, включают:
- естественную убыль населения;
- высокий износ основных фондов в промышленности (более 60 %), электроэнергетике (около 70 %), неконкурентоспособность машиностроения на мировых рынках;
- высокая степень загрязнения окружающей среды, в первую очередь от промышленных предприятий и автотранспорта. Основной целью Стратегии-2025 является
создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста. В качестве первоочередных задач выделены [11]:
1. Улучшение демографической ситуации, преодоление тенденции депопуляции населения, рост уровня рождаемости и снижение уровня смертности.
2. Повышение уровня жизни населения, увеличение доходов, развитие социальной инфраструктуры, улучшение здравоохранения, образования и социального обеспечения.
3. Обеспечение населения доступным жильем.
4. Увеличение экономического потенциала области, развитие промышленного производства, агропромышленного и строительного комплексов.
5. Расширение транспортной инфраструктуры, обеспечение энергетической безопасности региона.
6. Снижение уровня загрязнения окружающей среды, обеспечение экологической безопасности области.
Решение поставленных задач возможно благодаря наличию в регионе значительного научного, производственного и сельскохозяйственного потенциала, сложившейся системы торговых контактов с государствами ближнего и дальнего зарубежья, разветвленной инфраструктуры и транспортных коммуникаций.
Согласно Стратегии-2025, социально-экономическое развитие Волгоградской области в долгосрочной перспективе будет происходить по одному из трех обоснованных сценариев [11]:
1) инерционного развития;
2) комплексного развития;
3) инновационного развития.
Сценарий инерционного развития предполагает использование имеющегося потенциала предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, химического и металлургического производства без существенной их модернизации с сохранением прежнего состояния транспортной инфраструктуры и низкой динамикой развития машиностроительного, агропромышленного комплексов.
Второй сценарий основан на комплексном развитии транспортной инфраструктуры, производственного и агропромышленного комплексов за счет увеличения объема машиностроительного производства и обеспечения высокого уровня переработки промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Ключевыми характеристиками сценария инновационного развития являются: развитие новых высокотехнологических производств, формирование инновационной инфраструктуры, увеличение доли инновационной продукции. Данный сценарий обладает очевидным преимуществом и в целом ориентирован на постиндустриальные факторы развития.
Для определения возможности социально-экономического развития Волгоградской области по инновационному сценарию, по мнению авторов, целесообразно использовать SWOT-анализ. Данный анализ позволяет выявить возможности и угрозы регионального развития со стороны внешней среды; соотнести сильные и слабые стороны социально-экономического развития самого региона, исходя из состояния его внутренней среды; выявить риски, которые несут положительный и негативный заряд развитию (см. таблицу).
В результате SWOT-анализ позволяет не только оценить перспективы инновационного сценария, но и обосновать наиболее подходящий вариант социально-экономического развития Волгоградской области, который находится на пересечении областей внешних возможностей и внутренних сильных сторон региона.
Анализ указывает на выгодное географическое положение, наличие развернутой
ресурсной базы для развития промышленного и сельскохозяйственного производства в Волгоградском регионе. Кроме того, стратегическим преимуществом социально-экономического развития является потенциал этноэкономики и богатое историческое наследие, накопленный опыт производственной деятельности и наличие сильной образовательной базы.
Таблица
Матрица SWOT социально-экономического развития Волгоградской области *
Сильные стороны (внутренняя среда):
- этническое и конфессиональное разнообразие населения;
- концентрация в регионе крупных производственных мощностей (машиностроительный, нефтехимический, энергетический и металлургический комплексы);
- значительные энергетические, топливные и минерально-сырьевые ресурсы;
- выгодное географическое положение: область находится на пересечении транспортных путей, ведущих с севера на юг России, а также является главными воротами на юг России с выходом на Иран, Ирак - через Кавказ и Индию - через Республику Казахстан;
- наличие высококвалифицированных кадров, позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынков;
- приток дешевых человеческих ресурсов для реализации масштабных проектов;
- наличие налаженных внешнеэкономических связей на российском и мировых рынках промышленной продукции;
- присутствие вертикальноинтегрированных компаний;
- уникальное историческое наследие и курортно-рекреационные ресурсы для развития туризма;
- потенциал этноэкономики для создания конкурентоспособных продуктов
Слабые стороны (внутренняя среда):
- разность потенциалов и враждебность этносов и конфессий;
- естественная убыль населения в результате превышения уровня смерти над уровнем рождаемости;
- высокая миграционная активность населения;
- отток русскоязычного населения;
- высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов населения (72 % от общероссийского уровня);
- архаичность структуры экономики и затяжной экономический кризис;
- теневая экономика, коррупция;
- недостаточные объемы жилищного строительства;
- низкий коэффициент обновления основных производственных фондов;
- низкие показатели капиталоотдачи на промышленных предприятиях;
- высокий износ основных фондов в промышленности (более 60 %), высокий износ оборудования и сетей в электроэнергетике (около 7 0 %), неспособность в ближайшей перспективе регионального энергетического комплекса удовлетворить растущий спрос на электроэнергию как со стороны предприятий, так и со стороны населения;
- преобладание сырьевой составляющей в структуре экспорта области в совокупности с малой долей готовой продукции;
- медленное формирование новых транспортных коридоров Юга;
- низкая доля привлеченных инвестиций в основной капитал;
- наличие отстающих отраслей производства
(деревообрабатывающая, целлюлозно-
бумажная, производство кожи и обуви);
- низкая инновационная активность предприятий, что свидетельствует о низкой степени внедрения новых технологичных производств;
- неблагоприятная экологическая ситуация
* Составлено по: [1; 4, с. 3-12; 11].
Окончание таблицы
Возможности (внешняя среда):
- зона стратегических интересов России;
- развитие МТК Север - Юг, Восток - Запад;
- необходимость сопутствующей МТК инфраструктуры на Юге России;
- рост сопряженных с транспортной инфраструктурой отраслей реального сектора экономики;
- потребности в продуктах этноэко-номики в глобальном аспекте;
- необходимость сетей малого бизнеса в связи с расширением крупных ТНК;
- развитие приграничного сотрудничества и возможность привлечения частных инвестиций;
- наличие средств стабилизационного фонда для целевых стратегических государственных инвестиций;
- гибкость в проведении административно-политической реформы;
- использование накопленного инновационного потенциала, а также практического опыта для организации производства конкурентоспособной продукции для мировых рынков;
- создание кластеров промышленного развития области на базе ведущих отраслей промышленности
Угрозы (внешняя среда):
- воспроизводство проблем, связанных с последствиями советской экономики и национальной социальной политики;
- повышенные стратегические интересы иностранных государств;
- влияние фундаментализма, экстремизма и терроризма;
- воздействие законов глобализации;
- давление внешних ТНК;
- блокада транспортных коридоров РФ и направление товарных потоков в обход ЮФО;
- отторжение территорий, сдерживание их развития;
- теневое движение капитала и ресурсов;
- зависимость финансовых результатов предприятий от решения собственников холдингов, находящихся вне региона;
- низкая доля привлекаемых внешних инвестиций, в результате рост инвестиций в основной капитал предприятий ограничен внутренними возможностями;
- создание препятствий для вступления в ВТО по региональным причинам
В то же время большинство слабых сторон и угроз, перечисленных в анализе, носят стратегический характер и могут не оказывать значительного влияния на результаты в краткосрочной перспективе, но проявиться в долгосрочной. Вследствие этого, по мнению авторов, на начальном этапе целесообразно придерживаться сценария комплексного развития для создания необходимой производственно-инфраструктурной базы дальнейшего поступательного перехода к инновационному пути развития. Это обусловливает необходимость выделить приоритетные направления стратегического развития региона и обозначить необходимые действия региональных органов власти по их реализации.
К главным направлениям политики инновационной модернизации Волгоградской области на ближайшие годы относятся [7, с. 49-51]:
- проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала;
- усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста;
- смягчение социально-экономической поляризации внутри Волгоградской области за счет ускорения развития депрессивных и слаборазвитых муниципальных образований;
- сокращение дифференциации населения по уровню доходов;
- устранение административных барьеров;
- создание действенного механизма поддержки новых эффективных малых предприятий;
- совершенствование государственной системы здравоохранения и правоприменительных институтов эффективного функционирования экономической системы;
- радикальное повышение инновационной активности в регионе;
- развитие транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры, создающей основу для повышения эффектив-
ности и снижения уровня издержек всех
секторов экономики.
Важнейшим фактором инновационного развития региона является информатизация, которая «способствует повышению эффективности производства, ускорению научно-технического прогресса, внедрению новых технологий и улучшению условий труда, повышению качества и квалификации кадров» [5, с. 166].
В Стратегии-2025 определены ожидаемые результаты по двум основным стратегическим блокам: совершенствование демографической и социальной политики; увеличение экономического потенциала, развитие промышленного, энергетического и агропромышленного комплексов. В Стратегии-2025 также выделены и подробно описаны три основных этапа инновационного социально ориентированного развития Волгоградской области, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства [8]:
1-й этап - 2008-2012 гг. - предполагает реализацию антикризисных мер и стабилизацию социально-экономической ситуации в области;
2-й этап - 2013-2020 гг. - предусматривает повышение глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики;
3-й этап - 2021-2025 гг. - превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.
Механизм реализации Стратегии-2025 предполагает: формирование комплексных целевых программ, развитие эффективных форм государственно-частного партнерства, совершенствование бюджетного регулирования, развитие систем стратегического планирования, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления. При этом поддержка государственно-частного партнерства, рынка доступного жилья, системы ипотечного жилищного кредитования является важным инструментом федеральной политики в Волгоградской области в условиях ожидания значительного увеличения численности населения и преодоления снижения уровня беднос-
ти. В этом случае наиболее эффективны не прямые инвестиции, а например, федеральные гарантии, субсидирование части процентной ставки по кредитам и пр.
Подготовка и проведение комплекса стратегических мер по обеспечению благосостояния и расширенного воспроизводства населения предусматривает следующие этапы [3, с. 15-16]:
- анализ состояния социально-экономического развития региона; определение причин, препятствующих его росту, и возможных социально-экономических рисков;
- разработка возможных сценариев развития событий в Волгоградской области при выборе различных стратегических подходов к решению накопленных вызовов, проблем и угроз;
- выявление тенденций и разработка прогноза экономического инерционного развития Волгоградской области (без учета применения комплекса стратегических мер) для использования в качестве базы при оценке эффективности реализуемых решений;
- обоснование путей решения выявленных проблем в качестве приоритетных направлений, выбор «полюсов» и «точек» перспективного экономического роста;
- разработка предложений по созданию новых ответвлений и узловых комплексов в сетях всех видов инфраструктуры;
- определение общих мер поддержки экономического роста и социально-экономического развития, а также конкретных мер для городов, районов и отдельных поселений, их временная и пространственная координация и рационализация;
- разработка и реализация конкретных проектов с необходимым обоснованием концентрации инвестиционных ресурсов и институциональным обеспечением;
- формирование системы индикаторов развития для мониторинга и оценки этапных параметров реализации проектов и стратегии в целом.
В качестве одного из важнейших инструментов реализации указанных этапов, по мнению авторов, целесообразно использовать электронную карту инновационного развития, которая позволит региону отслеживать проис-
ходящие изменения по основным направлениям, представленным в стратегическом плане инновационного развития. Основная функция электронной карты - предоставление данных, характеризующих инновационное развитие в соответствии с основными целевыми установками и приоритетными направлениями стратегии устойчивого социально-экономического развития данного региона [6, с. 4].
Дополнительно в марте 2011 г. Комитетом экономики Администрации Волгоградской области разработан проект «Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года» (далее по тексту Стратегия-2020) [10].
На основе анализа ключевых показателей социально-экономического развития выявлены проблемы Волгоградской области, связанные с эффективностью органов власти, структурой экономики, качеством базовой инфраструктуры и сложной экологической ситуацией. В результате принято решение о формировании новой модели стратегического планирования, основанной на проблемно-целевом подходе с созданием обратных связей на каждой стадии управления и внедрением системы сбалансированных показателей для оценки эффективности реализации региональной социально-экономической политики и повышения качества деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области. В Стратегии-2020 учтены основные положе-
ния «Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года», схемы территориального планирования Волгоградской области.
К конкурентным преимуществам Волгоградской области, согласно Стратегии-2020, относятся развитые промышленность и сельское хозяйство, система обучения, которые обеспечивают высококачественные исходные экономические преимущества бизнесу. Снижение ставок налогообложения, проведенное в последнее время, также способствует эффективности бизнес-сделок. Волгоградская область характеризуется дифференцированной структурой промышленного комплекса, которая базируется на высокой доле обрабатывающих производств (более 82 %), в том числе нефтепереработки, химического, металлургического и машиностроительного производств. По мнению разработчиков проекта Стратегии-2020, за прошедшее десятилетие экономический рост обеспечивался благодаря инновациям при ведущей роли частного сектора в области научных исследований. Хотя, как показано на рисунке 1, авторами статьи выявлено заметное снижение инновационной активности предприятий Волгоградской области в период с 2005 по 2009 год.
В соответствии со Стратегией-2020 к числу основных проблем региона относятся [10]:
Рис. 1. Инновационная активность предприятий Волгоградской области в период с 2GG5 по 2GG9 г. *
* Составлено по: [2].
-низкая эффективность региональных органов исполнительной власти: сопоставление с другими регионами показывает, что численность занятых в органах исполнительной власти Волгоградской области и расходы на их содержание в несколько раз превышают аналогичные показатели в регионах с большей численностью населения. При этом в системе, утвержденной Администрацией Волгоградской области, отсутствуют показатели сопоставления, например, численности госслужащих и экономически активного населения, соотношение среднемесячной зарплаты госслужащих и работников организаций. Данное обстоятельство учтено авторами исследования при разработке системы показателей оценки реализации социально-экономической политики региона;
- низкая инвестиционная привлекательность: серьезной проблемой экономики является относительно малый объем инвестиций в основной капитал, при этом в регион практически не поступают иностранные инвестиции;
- неэффективная структура экономики: в структуре экономики преобладают сырьевые отрасли и сектора первичной переработки сырья. В долгосрочной перспективе их доля существенно не сократится, вместе с тем темпы роста будут определяться исключительно планами крупных компаний - основных отраслевых игроков, темпы роста этих отраслей будут умеренными;
-недостаточная бюджетная обеспеченность: показатели бюджетной обеспеченности региона имеют значения существенно ниже среднероссийских, бюджет является дотационным;
- относительно низкий уровень жизни населения: уровень доходов населения отстает от среднероссийских показателей;
- низкая обеспеченность и качество базовой инфраструктуры;
- экологические проблемы в промышленных центрах области.
В проекте Стратегии-2020 указывается, что сценарий развития Волгоградской
области увязан с инновационным сценарием «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года» и опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры. Снятие ограничений инерционного развития предполагается за счет реализации конкурентного потенциала отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства, электроэнергетики и транспорта, то есть по сути за счет реализации сценария комплексного развития, который как в первой, так и во второй стратегии является промежуточным этапом инновационных изменений. Разработка проекта Стратегии-2020 обусловлена формированием системы сбалансированных показателей для оценки деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области и утверждением методики оценки, по которой ежеквартально подводятся итоги работы органов власти и принимаются необходимые меры для достижения установленных ориентиров развития.
Механизм реализации Стратегии-2025 предполагает мониторинг социально-экономического развития региона, на основе которого проводится оценка эффективности реализации социально-экономической политики и в результате принимаются соответствующие меры корректирующего и регулирующего характера. Поэтому авторами произведена многофакторная оценка эффективности социально-экономической политики региона на основе расчета интегрального показателя с учетом влияния трансформационных и трансакционных факторов ее реализации, которая указывает на наличие прямой пропорциональной зависимости между этими группами факторов.
Волгоградская область среди регионов ЮФО в 2005 и 2009 гг. в рейтинге трансакционных факторов занимает последнее шестое место (см. рис. 2), что обусловливает отсутствие положительных трансформационных изменений, в том числе и в формировании и развитии инновационного потенциала региона.
Рис. 2. Распределение рейтингов по подсистемам «трансформационные и трансакционные факторы реализации СЭП региона» по регионам ЮФО в 2005, 2009 гг*
* Составлено авторами.
По результатам оценки, а также на основе выявленных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития Волгоградской области, авторами исследования сделан вывод, что для перехода региона с инерционного на инновационный сценарий социально-экономического развития необходимо в первую очередь совершенствование сферы управления, а также формирование и развитие трансакционной подсистемы, включающей организационную, информационную и институциональную составляющие социально-экономической политики.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Работа выполнена в рамках гранта РГНФ и Администрации Волгоградской области № 12-1234018. Региональный конкурс «Волжские земли в истории и культуре России». Проект «Мониторинг и корректировка механизма управления инновационными процессами в экономике региона с использованием естественнонаучных методов».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волгоградская область // Губернатор и Правительство Волгоградской области : офиц. портал. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.volganet.ru/volgobl/volgobl. -Загл. с экрана.
2. Инновационная активность организаций // Регионы России. Социально-экономические
показатели, 2010 г. / Федеральная служба государственной статистики. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/ B10_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/22-15.htm. - Загл. с экрана.
3. Иншаков, О. В. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008-2025) / О. В. Иншаков ; отв. ред. О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. - 356 с.
4. Иншаков, О. В. Этноэкономические риски развития Юга России / О. В. Иншаков, М. Э. Буянова, О. А. Ломовцева // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 10 (49). - С. 3-12.
5. Калинина, А. Э. Закономерности развития и особенности регулирования информационных процессов / А. Э. Калинина // Актуальные проблемы управления социально-экономическим развитием региона : [монография] / под общ. ред. д. э. н., проф. А. Э. Калининой ; Гос. образо-ват. учреждение высш. проф. образования «Вол-гогр. гос. ун-т». - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011.- С. 159-188.
6. Калинина, А. Э. Электронная карта инновационного развития региона в системе стратегического управления / А. Э. Калинина, М. Э. Буянова // Экономика. Управление. Право. - 2012. -№ 2 (26). - С. 3-8.
7. Калинина, А. Э. Этапы инновационного социально ориентированного развития региона: стратегия и проблемы практической реализации /А. Э. Калинина // Актуальные проблемы управления социально-экономическим развитием региона : [монография] / под общ. ред. д. э. н., проф. А. Э. Калининой ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. - С. 47-63.
8. Корректировка Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года / Волгоградский государственный университет. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.volsu.ru/other/goskontrakt. - Загл. с экрана.
9. О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года : закон Волгоградской области от 21 нояб. 2008 г N° 1778-ОД. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// volgoduma.ru/zakonotvorchestvo/zakony-i-postanovleniya/58-obshhie-voprosy-admmistrativno-politicheskogo-ustrojstva/7000-zakon-volgogradskoj-oblasti-1778-od-ot-21-noyabrya-2008-goda-qo-strategii-
soczialno-ekonomicheskogo-razvitiya-volgogradskoj-oblasti-do-2025-godaq.html. - Загл. с экрана.
10. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года : проект / Комитет экономики Администрации Волгоградской области. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://economics.volganet.ru/export/ sites/economics/folder_2/folder_3/downloads/ Strategiya_V0_do_2020_goda.pdf - Загл. с экрана.
11. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года / Волгоградский государственный университет. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.volsu.ru/ other/goskontrakt/slides01. - Загл. с экрана.
PROSPECTS OF THE INNOVATION SCENARIO REALIZATION OF THE DEVELOPMENT OF THE VOLGOGRAD REGION: PROBLEMS, ASSESSMENT
A.E. Kalinina, Yu.V. Zadorozhneva
The innovative scenario of development of the Volgograd region aims at supporting new high-tech productions, the improvement of innovation infrastructure, increase in the output of innovative products and can be implemented on condition of raising the efficiency of socio-economic policy of the region at the expense of formation and development of transaction system, provided organizational, administrative, informational and institutional components of this policy.
Key words: innovative scenario of development, Strategy of socio-economic development, socio-economic policy of a region, multifactor assessment, transformational and transactional factors.