Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ '

СТРАТЕГИЯ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / инновации / угольная промышленность / strategy / innovation / coal industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Я.Е. Линьков, Т.П. Линькова, Г.И. Юрковская, И.В. Зеньков

Одним из важных инструментов управления инновационным развитием является стратегия. Формирование стратегии необходимо осуществлять с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды и особенностей угледобывающего производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY AS THE BASIS FOR THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE COAL INDUSTRY

The article proposes a model of innovative management of coal industry development. One of the important models of innovation management is strategy. The choice of strategy is supposed to be carried out taking into account the internal and external environment and the characteristics of coal mining.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ »

УДК 338.45:622.3

СТРАТЕГИЯ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Я. Е. Линьков, Т. П. Линькова, Г. И.Юрковская Научный руководитель - И. В. Зеньков

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 66GG37, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: flash198@mail.ru

Одним из важных инструментов управления инновационным развитиемявляется стратегия. Формирование стратегии необходимо осуществлять с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды и особенностей угледобывающего производства.

Ключевые слова: стратегия, инновации, угольная промышленность.

STRATEGY AS THE BASIS FOR THE INNOVATIVE DEVELOPMENT

OF THE COAL INDUSTRY

Y. E. Linkov, T. P. Linkova, G. I. Yurkovskaya Scientific adviser - I. V. Zenkov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 66GG37, Russian Federation

E-mail: flash198@mail.ru

The article proposes a model of innovative management of coal industry development. One of the important models of innovation management is strategy. The choice of strategy is supposed to be carried out taking into account the internal and external environment and the characteristics of coal mining.

Keywords: strategy, innovation, coal industry.

Угольная промышленность России сегодня является бесспорным примером успешного развития - за короткий в историческом масштабе срок она превратилась из депрессивной и разрушающейся в конкурентоспособную на мировом рынке отрасль. Успехи по развитию энергетики на основе возобновляемых источников энергии пока во многом являются переоцененными и без угольной энергогенерации большинство стран пока не может обойтись [1].

Успехи угольной промышленности России являются прямым следствием глубокой перестройки структуры отрасли. Обеспечение устойчивых перспектив развития угольной промышленности и становления ее на инновационный путь развития требуют выдвижения устойчивых приоритетов долгосрочного развития, что, несомненно, может быть обеспечено только на основе разработки единого направления развития.

Для угледобывающей промышленности Российской Федерации одним из сложных инструментов стратегического планирования, является разработка стратегии его развития. Предлагается следующее определение понятия «стратегия развития угледобывающих предприятий» как генеральной стратегии организации, которая ориентирована на формирование баланса между сложившимися рыночными отношениями и внутренними факторами производства и представляет собой систему правил и принципов ведения угольного бизнеса, при котором достигаются долгосрочные поставленные цели, а также обеспечивается переход угольных предприятий на более перспективную рыночную позицию [2].

Секция «Инновационная экономика и управление»

Методология стратегического планирования в угольной промышленности предусматривает как формирование стратегии развития, так и оценку экономической эффективности разработанной стратегии. Стратегия развития формируется в рамках определенного состояния угледобывающей отрасли, выбирается из совокупности стратегических альтернатив и обеспечивает решение стратегических задач. При этом под стратегическими альтернативами понимаются варианты направленного изменения внутренней среды предприятия в результате реализации комплекса технологических, технических и организационных решений при определенном расходе ресурсов. Основными стратегическими целями, которые определены в Стратегии развития угольной промышленности РФ, являются следующие: внедрение инноваций в области техники, технологии и системы управления, а также проведение широкой модернизации; финансовое оздоровление отрасли путем реструктуризации отрасли; снижение издержек производства и повышение производительности труда; повышение качества добываемого угля и др. Анализ теоретических разработок и практических результатов деятельности угледобывающих предприятий позволил выявить и систематизировать факторы, влияющие на формирование стратегии развития угольной промышленности (см. таблицу).

Факторы, влияющие на формирование стратегии развития угольной промышленности

Внешние факторы Внутренние факторы

Макроуровень (государство) Микроуровень

Отрасль Предприятие

Усиление межтопливной конкуренции на внешних рынках, на фоне снижения цены природного газа, дифференциации мест его добычи и способов транспортировки Усиление межтопливной конкуренции (аналогично внешним факторам) Падение рентабельности добычи Финансовое положение компании

Падение внешних цен на уголь Падение внутренних цен на уголь Значительный объем дополнительной социальной нагрузки Научно- технический потенциал

Ужесточение экологических требований к выбросам угольных электростанций Инвестиционная и инновационная политика государства, уровень развития научно-технического прогресса Необходимость в обеспечении безопасности на объектах в неблагоприятных условиях Производственный потенциал и мощность

Сокращение доли угля в производстве, вытеснение угля из энергобаланса, ввод генерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) Экологические нормы и нормативы, действующее законодательство Различия в мощности пластов, объемов вскрышных пород, условий залегания, а так же требования экологических норм Кадровый потенциал

Развитие конкуренции со стороны других стран, добывающих и экспортирующих уголь Цикличность развития, обуславливающая связь деловой активности с определенной фазой цикла Зависимость угольной отрасли от импорта современных технологий и оборудования Форма собственности на средства производства

Усиление межтопливной конкуренции с природным газом в условиях снижения его цены, диверсификации мест добычи и способов транспортировки Характер конкуренции Зависимость угольной отрасли от импорта современных технологий и оборудования Организацион ная структура, «размер организации»

При разработке стратегии необходимо учитывать следующие особенности угледобывающего производства: природные качества полезного ископаемого (угля) и инфраструктурные затраты, которые обусловлены территориальным размещением шахт и горно-геологическими условиями разрабатываемых угольных месторождений; необходимость периодического вскрытия и подготовки запасов полезных ископаемых, что обусловлено постоянным перемещением очистного фронта работ по мере отработки запасов на новые горизонты, блоки, участки; обеспечение безопасности технологических процессов и производства при выполнении определенных мероприятий, а также разработки и реализации технических и организационных решений; высокая капиталоемкость производства и длительный срок окупаемости капиталовложений; высокая степень риска инвестирования вследствие неопределенности внешней и внутренней среды [3].

В процессе формирования стратегии технологического развития угольной промышленности немаловажными становятся оценка и контроль эффективности достижения поставленных целей и задач. Это обосновывается тем, что перед разработкой новых инвестиционных программ и планов-проектов необходимо проанализировать результаты принятых и выполненных ранее экономических решений, чтобы учесть возможные недочеты при разработке стратегии технологического развития. При этом стратегия развития угольной отрасли, как одной из немаловажных составляющих российского ТЭК, является одним из элементов стратегии развития государства в целом.

Библиографические ссылки

¡.Экономические кризисы и уголь России: монография. // Г. Л. Краснянский, А. Е. Сары-чев, А. И. Скрыль. - М.: Изд. Дом НИТУ «МИСиС», 2017. - 77 с.

2. Рассуждай, Э. Я. Формирование стратегии развития угледобывающих предприятий, ориентированной на рост капитализации //Журнал: Вюник хмельницького нацюнального ушверситету. Економ1чш науки. - Хмельницкий: Хмельницкий национальный университет, 2013. - с. 79-82.

3.Примов, У. Б. Модель инновационного управления развития угольной промышленности. // Вестник академии государственного управления при президенте кыргызской республики. -Бишкек: Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики, 2018. -с. 112-117.

© Линьков Я. Е., Линькова Т. П., Юрковская Г. П., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.