Научная статья на тему 'Стратегия импортозамещения в России: бизнес и инновации – основа конкурентоспособности национальной экономики'

Стратегия импортозамещения в России: бизнес и инновации – основа конкурентоспособности национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНЦИЯ КАЧЕСТВА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгова Ирина Вячеславовна, Шкарпетина Елена Владимировна, Урумова Фатима Михайловна, Лобачева Елена Николаевна

Работа является продолжением цикла статей, посвященных национальной экономике и росту ее конкурентоспособности. Выдвинутый тезис о том, что в России возникла необходимость проведения политики протекционизма, сопровождается примерами из истории царской России. Показаны положительные и отрицательные стороны этой политики. Отмечены основные направления осуществления политики импортозамещения, изложенные в Программе Правительства России по импортозамещению до 2020 г., исходя из указов и постановлений, разработанных правительством. Сделан акцент на то, что основой развития национального производства должны стать бизнес и инновации. Представлены направления развития инновационного климата в России. Выдвинуто утверждение о том, что предприниматели играют главную роль в этом процессе. Показаны первые успехи осуществления политики импортозамещения. Сделан вывод о том, что политика импортозамещения должна способствовать повышению конкурентоспособности российских товаров и ни в коем случае не приводить к полной зависимости компаний от государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Долгова Ирина Вячеславовна, Шкарпетина Елена Владимировна, Урумова Фатима Михайловна, Лобачева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import substitution strategy in Russia: Business and innovation as the basis for the national economy competitiveness

The article continues the series of works devoted to the national economy and the growth of its competitive power. We put forward a thesis that protectionism policies need to be conducted in Russia, and this is exemplified by the history of tsarist Russia. The positive and negative sides of such policies are shown. The article highlights the main trends of the import substitution policy making, which were outlined in the "Russian Government Program on Import Substitution until 2020", based on the decrees and regulations developed by the government. We emphasize that business and innovation must become the basis of the national output development. The lines of developing the innovative climate in Russia are introduced. The authors put forward the statement that entrepreneurs play a major role in this process. The first fruits of carrying out the import substitution policy are shown. It is concluded that the import substitution policy should contribute to increasing the competitiveness of Russian goods and by no means lead to the companies' total dependence on the state support.

Текст научной работы на тему «Стратегия импортозамещения в России: бизнес и инновации – основа конкурентоспособности национальной экономики»

УДК 338.2

DOI 10.18698/2306-8477-2017-10-479

Стратегия импортозамещения в России: бизнес и инновации — основа конкурентоспособности национальной экономики

1 2 3

© И.В. Долгова , Е.В. Шкарпетина , Ф.М. Урумова , Е.Н. Лобачёва1

1 МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия 2 СФУ ИЭУиП, Красноярск, 660064, Россия 3 АСОУ, Москва, 129344, Россия

Работа является продолжением цикла статей, посвященных национальной экономике и росту ее конкурентоспособности. Выдвинутый тезис о том, что в России возникла необходимость проведения политики протекционизма, сопровождается примерами из истории царской России. Показаны положительные и отрицательные стороны этой политики. Отмечены основные направления осуществления политики импортозамещения, изложенные в Программе Правительства России по импортозамещению до 2020 г., исходя из указов и постановлений, разработанных правительством. Сделан акцент на то, что основой развития национального производства должны стать бизнес и инновации. Представлены направления развития инновационного климата в России. Выдвинуто утверждение о том, что предприниматели играют главную роль в этом процессе. Показаны первые успехи осуществления политики импортозамещения. Сделан вывод о том, что политика импортозамещения должна способствовать повышению конкурентоспособности российских товаров и ни в коем случае не приводить к полной зависимости компаний от государственной поддержки.

Ключевые слова: протекционизм, глобализация, конкуренция, национальная экономика, конкуренция качества, инновации, конкурентные преимущества, им-портозамещение, предпринимательская способность

Вопрос об обращении к политике протекционизма (экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики) особо остро встает не только в России, но и в других странах, страдающих от различного вида санкций и желающих повысить конкурентоспособность национальной экономики. Суть этой политики заключается в том, что она осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Также для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики и стимулирование экспорта товаров.

Еще во времена Петра I политика протекционизма была орудием борьбы за самостоятельное развитие России. Высокие пошлины за

ввозимые товары защищали русские мануфактуры от иностранной конкуренции. Все это привело к возникновению металлургических и оружейных заводов, появлению судостроения, шелкопрядения, стекольного и фаянсового дела, производства бумаги и т. д. Петр I всячески поддерживал предпринимателей, предоставляя им землю, выделяя кредиты на развитие производства, освобождал от налогов и обеспечивал рабочей силой. И это привело к тому, что к концу правления Петра I экспорт русских товаров вдвое превышал импорт.

Однако в условиях развития процесса глобализации многие считают политику протекционизма отжившей и наносящей вред национальной экономике, аргументируя это тем, что свободная торговля (фритредерство) создает лучшие условия для развития конкуренции и стимулирует внедрение новшеств как отечественными производителями, так и в отношениях с зарубежными странами, что позволяет улучшать качество выпускаемых благ [ 1].

В условиях глобализации и усиления взаимозависимости между субъектами мировой экономики, под которыми сегодня понимают не только страны, но и крупные транснациональные корпорации (ТНК), у каждого государства есть своя ниша в международном разделении труда, свой сегмент рынка, на котором продукция этой страны является конкурентоспособной и востребованной. Импорт, в свою очередь, подвержен определенным законам, которые связаны с международным разделением труда, правилами и нормами Всемирной торговой организации (ВТО). Сторонники процесса глобализации считают, что потребность в импортозамещении может возникнуть лишь в том случае, если страна сознательно выбирает путь самоизоляции, которая может продлиться в течение некоторого времени. Однако рано или поздно в зависимости от изменений, в том числе и в политической ситуации, страна объективно будет вынуждена вернуться на мировой рынок. Опыт показывает, что протекционизм обычно приводит не к росту, а к снижению конкурентоспособности и качества отечественного производства [2].

Вернемся к анализу политики протекционизма при Петре I. Благодаря принятой им политике развития национального производства внутренние производители были поставлены в одинаковые условия конкуренции с иностранцами; промышленность начала развиваться и постепенно достигла такого совершенства, что могла выдержать соперничество с заграничной. С этого момента миссия протекционизма считалась оконченной, так как промышленность окрепла, и пошлины были сняты.

Во время прямой линии с президентом 15 июня 2017 г. один из предпринимателей задал вопрос В.В. Путину об ответных санкциях России, которые касаются ограничения ввоза продовольствия в стра-

ну, и о том, как долго они продлятся, ведь санкции создали условия для развития национального производства, особенно сельского хозяйства. Президент ответил, что государство пока дает время, помогает предпринимателям встать на ноги, а после барьеры будут сняты и российские предприятия будут вынуждены конкурировать с иностранными, но преимущество у российских предпринимателей все же останется — это система логистики (транспортировки).

Политика импортозамещения не является универсальной и уступает политике свободной торговли, где таможенные органы должны реагировать только на ввоз и вывоз товаров. Но для стран с такими большими потенциалом и сырьевыми ресурсами, как у России, а также с плохо развитыми технологиями по переработке сырья и создания дорогостоящей конкурентоспособной продукции для мирового рынка, данная политика, по мнению авторов, является необходимой. Ведь у российских предпринимателей появляется возможность создавать новые предприятия, увеличивать мощность уже действующих — одним словом, производить готовый дорогостоящий продукт, что влечет за собой рост рабочих мест, укрепление национальной валюты и увеличение валового национального продукта (ВНП), а следовательно, и рост благосостояния российских граждан.

Известный итальянский экономист В. Парето сказал: «Зная все экономические и социальные условия данной страны в данный момент, следует уяснить, что для этой страны и в этот момент больше подходит — свобода или протекционизм» [1].

Чтобы оценить пользу или вред протекционизма или фритредерства для России, необходимо исходить из особенностей сложившейся на данный момент экономической и политической обстановки.

Современные изменения, происходящие в мировой геополитической ситуации, возникновение новых очагов напряженности в непосредственной близости от территориальных границ Российской Федерации, охлаждение и ухудшение отношений с ведущими игроками мировой геополитики и геоэкономики ставят во главу угла проблему обеспечения национальной безопасности страны. Политика импорто-замещения, осуществляемая как на федеральном, так и на региональном уровнях, сегодня является одним из структурных составляющих политики в области обеспечения национальной и экономической безопасности России.

Импортозамещение в России в 2015 г. — это главный экономический ориентир государства в санкционной борьбе с Западом.

До недавнего времени импортозамещение стихийно и более или менее успешно осуществлялось в различных секторах экономики. Так, в 2010 г. доля нефти и газа в совокупной стоимости экспорта в 2011 г. составила 2/3, еще 15 % приходилось на экспорт других иско-

паемых ресурсов, а доля экспорта высокотехнологической продукции составляла всего 9 % в основном благодаря экспорту вооружений. Зато доля импорта машин, оборудования и транспортных средств превышала 44 % [3].

Так, в 2010 г. была разработана стратегия модернизации по семи стратегическим направлениям: энергетика, космос, информационные технологии, оборона, связь, транспорт и нанотехнологии. Именно на этих отраслях государство сконцентрировало основные усилия, предоставив им все возможные условия, в первую очередь — финансирование.

В 2014 г. санкции западных стран и предпринятые российской стороной ответные шаги привели к тому, что стратегия импортоза-мещения стала одним из приоритетных направлений деятельности российского правительства.

Результатом импортозамещения должно было стать повышение конкурентоспособности национального производства путем стимулирования технологической модернизации производства, повышения ее эффективности и создания новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Поэтому особенностью проявления конкуренции в современных условиях стало усиление роли национальных государств. В их задачу все больше и больше входит необходимость поддержки национальных предприятий, их продукции и услуг на мировом рынке. Правительства создают различные ограничения по ввозу товаров, доступу к ресурсам и даже институты, в которых разрабатываются стратегии по противодействию иностранным компаниям [4].

В России на основе Программы Правительства по импортозаме-щению до 2020 г. была утверждена новая редакция Государственной программы № 320 «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», а затем появились другие законодательные акты, целью которых является более четкое позиционирование роли государства в процессе импортозамещения.

4 августа 2015 г. на заседании Правительства Российской Федерации было принято решение о создании Правительственной комиссии по импортозамещению. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 785 «О создании правительственной комиссии по импортозамещению» [5] и распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. № 1492-р [6] был утвержден состав комиссии. В структуре комиссии созданы две подкомиссии: по вопросам гражданских отраслей экономики и по вопросам оборонно-промышленного комплекса [6].

Напомним, что работа по сокращению импорта началась в 2014 г. Спустя 2 года уже можно было констатировать наличие впечатляю-

щих успехов во многих сферах экономики. Маркировка «Made in Russia» стала возникать чаще во всех направлениях торговли буквально с первых дней объявленной «мобилизации» отечественного производственного рынка и охватила широкий ценовой диапазон товаров. В 2017 г. еще активнее реализуются шаги, намеченные в рамках Программы Правительства России по импортозамещению до 2020 г.

При разработке Программы Правительства России по импортозамещению до 2020 г. преследовалась одна главная цель — сократить или полностью прекратить импорт конкретных групп товаров и вместо этого наладить свое производство таких же аналогичных продуктов. Более двух лет эта задача является одной из основных на пути развития национальной экономики. Однако в связи с этим особо остро встал вопрос о переходе экономики на свое довольствие, и государство в целях недопущения дефицита товаров, касающихся тех позиций, которые были запрещены к ввозу в Россию, приняло решение наметить конкретные шаги по стимулированию некоторых отраслей промышленности и сельского хозяйства. Последнее оставалось одним из самых важных направлений. Отраслевая программа по этой сфере деятельности была разработана и принята раньше остальных, в октябре 2014 г.

В основу Программы Правительства России по импортозамеще-нию до 2020 г. был положен перечень задач и целей, а также критериев достижения успеха, указаны исполнители, ответственные за процесс, и те, кто наблюдает за ним.

Цели импортозамещения в России:

• создание сбалансированного промышленного производства в стране с отличными конкурентными качествами;

• разработка и применение передовых технологий в импортоза-мещении промышленности в России;

• создание индустрии, целью которой является обоснование на новых рынках инновационных товаров импортозамещения в России.

Ожидаемые результаты импортозамещения в России к 2020 г.:

• развитие инфраструктуры, которая позволила бы продуктивно работать различным инновационным производствам;

• формирование и достижение качественной системы, направленной на поддержку спроса;

• создание новых квалифицированных рабочих мест;

• окончательная модернизация технологической базы;

• улучшение эффективности на производствах для достижения хороших конкурентных качеств на мировом рынке;

• завершение разработки техрегламентов и нацстандартов для устранения преград в торговой сфере импортозамещения в России;

• увеличение количества запатентованных технологий, разработанных с применением мировых стандартов и успешно внедренных в практическую деятельность.

Методы достижения результатов:

• создание условий для вывода на рынок инновационных товаров импортозамещения в России, устранение регуляторных барьеров;

• создание инновационной инфраструктуры для развития новых сфер торговли;

• фокусирование государства на вопросе стимулирования возрастания спроса в потребительской отрасли;

• стимулирование конкурентных свойств, проведение исследований в промышленной отрасли с опорой на сектор инвестиций;

• сохранение текущих позиций в отрасли метрологических измерений, создание системы техрегулирования.

Методы измерения достигнутых результатов:

• показатели индекса производства в промышленной отрасли к предыдущему году;

• расходы на применение технологических инноваций в общем количестве отгруженной продукции;

• процент компаний в сфере промышленности, которые работают с организационными, маркетинговыми и технологическими инновациями, в общем количестве исследованных компаний;

• вывоз высокотехнологичной продукции российского производства;

• расходы на проведение исследований и разработок из внебюджетных и бюджетных средств [7-15].

Рассмотрим, каких успехов достигли некоторые российские регионы с момента принятия этой программы.

Тульская область. Поставка на рынок картофеля, свеклы и капусты производится сельскохозяйственным угодьем «ЖАК». На рынок поставляется примерно 1/3 всей продукции фермерского хозяйства. За 11 лет работы на рынке площадь обрабатываемой земли увеличилась более чем на 80 %.

Исследования показателей урожая помогли специалистам определить, соответствует ли урожайность среднестатистическим данным. Выяснилось, что отрасль фермерского хозяйства развивается с высокой скоростью. Производимые продукты размещаются в специальных хранилищах, оборудованных по европейскому стандарту.

Московская область. «Русский пармезан» — недавно появившееся предприятие по производству сыра. Работая всего около двух лет, сыроварня заявила о себе как о компании, производящей продукты по европейскому стандарту. Фирма занимается выпуском йогуртов, сыров и других молочных товаров по Программе Правительства России по импортозамещению до 2020 г. Цена на продукты устанавливается согласно регламенту компании. Главным мотивирующим фактором при создании сыроварни являлась конкурентоспособность на

отечественном рынке сыров, потому как предпочтение отдавалось производителям из разных стран мира.

Пензенская область. Компания «Зеленый дом» очень востребована на отечественном рынке. Данная фирма является обладателем теплиц по всей стране и имеет возможность снабжения российского рынка десятками миллионов роз. Санкции по импортозамещению в России никак не отразились на работе организации. Обучение специалистов проходило в Голландии. Этот процесс был необходим для улучшения работы сотрудников компании. В будущем фирма планирует выращивать и другие растения для экспорта в ряд мировых государств.

Агрофирма «Раздолье» специализируется на выпуске различных сортов клубники. Продается эта ягода по гораздо более выгодной стоимости, чем аналогичная иностранная. Фирма отвечает за хорошее качество продукта и старается устанавливать максимально доступные цены. Но стоит отметить, что низкая цена не отражается на доходах компании. За сезон фирма получает в два раза больше, чем тратит на содержание производства. «Раздолье» поставляет клубнику на рынок даже в тот период, когда другие конкурирующие с ней производители уже не могут предоставить этот товар на рынок по причине его отсутствия. Благодаря этой фирме производители продлевают потребителям возможность приобретать товар, имеющий сезонный характер.

Краснодарский край. «Адлерский чай» — компания, выращивающая чай со времен СССР. Климат в Краснодарском крае позволяет также выращивать орехи, овощи и фрукты.

Имеющиеся производственные мощности компании на данный момент не могут гарантировать большой объем продаж. Сейчас он составляет порядка 22 млн руб. Компания планирует решить эту проблему путем увеличения уже имеющейся площади вдвое, что даст определенную гарантию на повышение прибыли. Также планируется постройка нового тепличного комбината.

Ленинградская область. Влияние западных технологий на производство отечественных товаров импортозамещения в России крайне благоприятно отразилось на российской компании «Велле». Продукция для правильного питания стала визитной карточной фирмы, которая занимается выпуском йогуртов, десертов, коктейлей, готовых завтраков и т. д. Предприятие ежегодно зарабатывает около 44,2 млн руб., благодаря чему окупаются всевозможные затраты на производство.

Появление страусиной фермы в Ленинградской области стало неожиданным решением и дало возможность повысить экономические показатели данного региона. Продажа яиц и мяса страуса, суве-

ниров из перьев и кожи приносит прибыль не только компании, но и региону в целом. Для покупки этого экзотического мяса существует предварительная запись, что дает возможность отслеживать эффективность производства по системе продукт/покупатель. Такая система оценки привела к большому успеху фермы в продажах, которые приносят ей прибыль при цене мяса 1850 руб./кг.

Однако импортозамещение в России — не лучший вариант в плане перспектив для молодого предприятия. Развивать и укреплять бизнес можно благодаря реализации возможностей страны. Правильное использование имеющихся ресурсов гарантирует продвижение бизнеса на российском рынке.

Каковы же основные теоретические проблемы конкурентоспособности бизнеса и экономического развития государства?

Конкурентоспособность конкретного государства зависит от способности его бизнеса вводить новшества и модернизироваться. Конечно, существуют различия в структуре конкурентоспособности для каждой из стран, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех отраслях. Поэтому необходимо правильно выбрать приоритетные направления развития бизнеса как для решения текущих проблем, так и на перспективу.

Выход экономики России из кризиса, сопровождающийся началом роста промышленного производства, должен привести к устойчивому росту экономики. Поэтому совершенно необходимо создание национального хозяйства нового типа, ориентированного на высокую эффективность производства, приоритетное развитие и использование инновационных технологий, что является, по мнению авторов, задачей российского бизнеса.

Существуют три модели развития бизнеса:

1) экспортно-ориентированная;

2) импортозамещения;

3) инновационная.

Экспортно-ориентированная модель характеризуется развитием производств, экспортирующих свою продукцию. Приоритетной задачей бизнеса здесь является производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на мировой рынок. Успешными примерами данной модели развития могут служить такие страны, как Япония, Сингапур, Тайвань, Малайзия. Плюсами этой модели являются включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям, развитие конкурентных отраслей экономики, возможности привлечения валютных средств в страну и их инвестирование в развитие других структур бизнеса. Минусы связаны с сырьевым экспортом (что как раз характерно для России). Ставка только на развитие добывающей промышленности приводит к

примитивизации всей промышленной структуры, стагнации в обрабатывающей промышленности, которая, в свою очередь, усиливает отставание от мирового технологического развития. Приходится импортировать новую технику за счет средств сырьевого сектора. Кроме того, необходимо отметить, что страны, ориентирующиеся на эту модель бизнеса, по сравнению с Россией, представляют собой менее сложные хозяйственные системы.

Модель импортозамещения основана на развитии национального бизнеса. Она предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твердого курса национальной валюты. Напомним, что идеи проведения политики протекционизма для России не новы. От российских меркантелистов И.Т. Посошкова и А.Л. Ордин-Нащекина до С.Ю. Витте эта политика предлагалась в качестве меры для развития национальной промышленности, что для преимущественно крестьянской России было совершенно необходимо. «Когда суровый протекционный режим подготовит прочно развитую промышленность, могущую выдержать, с притоком иностранных и ростом своих капиталов, внутреннюю конкуренцию, а затем способную в будущем выдержать и внешнюю конкуренцию, тогда мы станем так же экономически сильны, как мы стали сильны политически» [16].

Протекционистские меры способствуют улучшению структуры платежного баланса, созданию внутреннего спроса, обеспечению занятости, что, несомненно, является катализаторами роста экономики.

При инновационной модели бизнеса финансовые ресурсы инвестируют в разработку различного рода новшеств. В ее основе лежит процесс экономического развития, опирающегося на новейшие технологии и высокотехнологическое производство. Недостатки данной модели следующие. Во-первых, необходимы очень большие финансовые ресурсы на развитие инновационных технологий. Во-вторых, нужна государственная поддержка (так как далеко не всегда можно использовать рыночные способы регулирования инноваций). В-третьих, подготовка высококвалифицированных кадров требует затрат.

Таким образом, ни одно из направлений развития бизнеса само по себе не обеспечит необходимого результата. Скорее всего, нужно использовать положительные качества всех моделей. Именно такой синтез дает возможность более эффективного развития промышленности и бизнеса.

Каковы же главные задачи российского бизнеса на современном этапе?

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его становление влияет на экономический рост, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, создание новых дополнительных рабочих мест, т. е. решает многие

насущные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство поддерживает малое предпринимательство. Все большая часть трудоспособного населения, стремящегося улучшить свое финансовое положение и желающего проявить предпринимательские способности, начинает заниматься малым бизнесом [17].

Сегодня вопросы развития малых предприятий остаются важны не только для научного сообщества, но также для представителей государственной власти и общества в целом. Несмотря на предсказания представителей марксизма о том, что капитализм приведет к доминированию в экономических системах небольшого количества крупных фирм, которые станут причиной поляризации общества на их владельцев и наемных работников, видна противоположная тенденция. Стабильный рост большого числа малых фирм, наблюдаемый с 1980-х гг., раздробленность индустрий и рынков, а также увеличивающаяся популярность самозанятости в малом бизнесе дают возможность задуматься о категоричности такой теории. На фоне глобализации экономики и возрастающего значения транснациональных корпораций доля малых предприятий в структуре экономических субъектов неуклонно растет. Какова же связь между предпринимательством, созданием новых фирм и экономическим ростом? Какие факторы определяют процесс развития малого бизнеса в России?

Шумпетер установил связь между предпринимательством и экономическим ростом, стремился объяснить процесс экономического развития как результат деятельности предприятия посредством введения инновации, создаваемой предпринимателем. Шумпетер делал акцент на том, что любая здоровая экономика должна постоянно испытывать потрясения, создаваемые технологическим прорывом, что в свою очередь формирует циклы экономической активности длительностью в 50 лет [18].

Ко времени смерти Шумпетера в 1950 г. начался новый цикл, спровоцировавший рост на основе нефти, электроники, авиации и массового производства. За ним в 1980-х гг. последовал еще один, основанный на появлении компьютеров, программного обеспечения и мобильных технологий, включая интернет.

Представляется, что инновация, особенно технологическая, является фактором, порождающим рост, который нельзя объяснить переменами в условиях труда и накопления капитала. И хотя доходы от инвестиций могут снижаться по мере вложения большего объема капитала в экономику, стимулирующий эффект от инноваций с избытком компенсирует любое замедление роста. Именно поэтому богатые западные страны получают все большие доходы от инвестиций, тогда как бедные государства никак не могут сравняться с ними.

Одной из главных и злободневных проблем, с которой сталкиваются развивающиеся страны, желающие перенаправить свои экономики в

передовое русло, является организация и последующее развитие инновационного климата в стране. Его составляющими являются непосредственно сами инновации. Под инновациями понимают новшества (новые изделия, процессы, услуги), разнообразные изменения, а также процессы их осуществления и внедрения в производство.

Международная практика показывает, что именно крупные компании играют ключевую роль в разработке и внедрении инноваций. Доля затрат частного бизнеса на исследования и разработки по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) достигает почти 70 %, в то время как в России корпоративный сектор вкладывает в НИОКР чуть более 20 % от общего объема капиталовложений.

За последние 5 лет в России в среднем доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП составила 1,07 %. Однако такой объем затрат не удовлетворяет реальные потребности науки в инвестициях для ее последующего благополучного развития. Для сравнения, такие технологически развитые страны, как Южная Корея, Япония, Китай тратят на НИОКР соответственно 4,3, 3,6, 2,0 % от ВВП. По стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., уровень этого показателя в России еще в 2013 г. должен был достигнуть 1,5 %. Основываясь на данных о затратах на НИОКР в Российской Федерации за период с 2010 по 2015 г. и экстраполируя их на 2017 г. (рисунок) [19], можно заключить, что при прочих неизменных факторах, влияющих на финансирование инновационной деятельности в Российской Федерации, в 2017 г. доля затрат на НИОКР от ВВП РФ будет колебаться в пределах от 1,38 до 1,43 %.

1,45

о

1,35

Й"

О 1,30

£

& 1,20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,05

1,40

1,10

I о _I_I_I_I_I_I_I_I_I

' 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Годы

Прогноз доли затрат на НИОКР в ВВП РФ на 2017 г.:

□ — доля затрат на НИОКР в ВВП, 2009-2015 гг.; О — тренд доли затрат на НИОКР в ВВП

Для того чтобы улучшить инвестиционный климат инноваций в России, необходимо провести комплексное решение этой проблемы, которое будет включать следующие действия:

1) совершенствование производственно-технологического базиса экономики РФ. Следует модернизировать используемую на предприятиях технику, технологии производства, максимально механизировать и автоматизировать производственные процессы, увеличить производительность труда работников, а также каждой отдельно взятой единицы оборудования, снабдить предприятия новейшими достижениями науки в сфере производства, ввести методы организации непрерывного производства;

2) разработку инвестиционной стратегии — комплекса долгосрочных целей, направленных на развитие инновационной деятельности организаций. Комплекс должен включать такие мероприятия, как инвентаризацию уже имеющихся в распоряжении ресурсов, оценку потребностей в текущем доходе и капитале, корректировку потребностей с учетом инфляции и последующее определение минимально требуемой ставки доходности для текущих активов и планируемых инвестиций;

3) укрепление своих позиций в электронной промышленности, роботостроении, информационных услугах и разработке собственного программного обеспечения, внедрение вышеперечисленных результатов научной деятельности в производственные процессы на предприятиях;

4) создание и впоследствии внедрение в производство наноэлек-троники, наноматериалов и нанопокрытия. Это приведет к его индивидуализации, резкому снижению энерго- и материалоемкости производств;

5) добавление инновационных задач в программы государственного экономического и социального развития;

6) формирование независимой группы стран (в их число будет входить Российская Федерация), основой деятельности которых будет международное и региональное стратегическое развитие инновационных технологий;

7) увеличение объема финансирования НИОКР. Инвестиции в инновации являются прямым фактором экономического роста страны, способствуя становлению развитой экономики, к которой стремится Российская Федерация. Без субсидирования невозможны инновации, так как это взаимосвязанные показатели: высокий уровень капиталовложений способствует их быстрому развитию, а рост инноваций увеличивает потенциальный спрос на капиталовложения. Следует повышать показатель затрат как минимум до 2 % от ВВП. Тем самым России удастся несколько выровнять диспропорции и компенсировать отставание от ведущих стран по данному показателю;

8) совершенствование косвенных путей финансовой помощи инновационной среде. Для этого предприятиям следует предоставить налоговые и таможенные льготы (чтобы повысить их заинтересованность в инновационной деятельности), уделить внимание гарантиям со стороны государства, а также обеспечить более простые процедуры кредитования;

9) предоставление инноваторам надежной гарантии защиты их интеллектуальной собственности. Обязательная регистрация товарных знаков, патентование изобретений, разработка и регистрация лицензионных договоров — все эти мероприятия должны проходить под особым контролем со стороны государства. В случае нарушений законодательства права инноваторов должны быть защищены с помощью тщательных экспертиз нарушения патентных и иных прав;

10) создание комплекса мер по принуждению к инновациям через технические регламенты;

11) объединение усилий всех трех участников, заинтересованных в развитии технологий: государства, исследовательских организаций и частного сектора.

Внедрение в практику вышеописанных мер позволит экономике Российской Федерации совершить рывок в дальнейшем развитии и стать одним из мировых лидеров.

Инновация — это не случайное событие. В этом процессе главную роль играют предприниматели. Именно они внедряют и используют инновации. Согласно Шумпетеру, предприниматель инициирует перемену и создает новые возможности [18]. Пока подражатели не начинают унифицировать цены и расходы, инноватор может успеть получить прибыль и нарушить равновесие. В отличие от Шумпетера, ранняя классическая теория экономики отводила предпринимательству довольно незначительную роль в общей экономической деятельности. Адам Смит считал, что предприниматели участвуют в создании реального капитала, но никак не влияют на формирование соотношения спроса и предложения.

Ф. Агьон и П. Ховитт трансформировали шумпетерскую теорию творческого разрушения, в результате которого происходит процесс замещения на рынке — новые фирмы вытесняют существующие неэффективные предприятия [20]. Некоторые экономисты делают акцент на предположении Шумпетера о том, что экономический рост, основанный на инновации, нуждается в предпринимателях и эффективном отборе среди них [21]. Эти теории индустриальной эволюции связывают предпринимательство и экономический рост напрямую. Они фокусируются на изменениях как центральном феномене и делают акцент на роли знания. Инновации представляются ключом к входу на рынок.

Таким образом, результаты современных исследований, несмотря на существующие различия, позволяют сделать вывод о том, что предпринимательская активность является ключевым компонентом в процессе создания и внедрения инноваций. Именно предприниматель, реализуя свой потенциал посредством образования предприятий, обеспечивает в итоге экономический рост. За счет субъектов малого предпринимательства на рынке появляются новые игроки, способные произвести инновационный продукт и дать импульс дальнейшему экономическому развитию.

Исходя из изложенного выше, можно сделать следующие выводы.

1. В настоящее время России необходимо проведение политики протекционизма, но основным направлением этой политики должна стать организация производства той продукции, которая наиболее востребована в России и имеет высокую добавленную стоимость. Несомненно, полностью отказаться от иностранной продукции невозможно, но необходимо возобновлять и организовывать новые производства в России, задуматься о необходимости и важности стратегии импортозамещения. Реализация этой задачи позволит укрепить экономическую безопасность страны, активизировать научно-технический прогресс, а также поднять уровень образования, повысить спрос на отечественные товары, расширить производственные мощности, сохранить объем валюты внутри страны, улучшить торговый баланс, повысить объем валютных резервов, увеличить количество рабочих мест, поднять жизненный уровень граждан Российской Федерации, сформировать национальных лидеров с целью завоевания мирового рынка.

2. Нельзя не отметить роль бизнеса и инноваций в усилении конкурентоспособности российской экономики. Предпринимательский талант является тем фактором, который оказывает воздействие на процессы роста и развития как производства, так и экономики в целом. А для предприятий, эволюционно развивающихся, переход от малого к среднему является наиболее значимым, поскольку именно в этот период закладывается фундамент их успешного развития. Предприятие превращается из неформальной структуры в формальную организацию. Именно поэтому крайне важно изучение факторов, которые способствуют успешности данного процесса и препятствуют ему.

3. Необходимо помнить, что импортозамещение — это догоняющая стратегия, которая должна привести к становлению определенного производства на более высоком по сравнению с конкурентами уровне. Развитие высокотехнологических и наукоемких производств позволит выйти на мировой рынок и сократить зависимость от сырьевых рынков. Защита отечественного производителя не должна при-

водить к застою в промышленности, так как ограничение конкуренции со стороны импортных производителей может снизить желание предприятий заниматься развитием инноваций, повышать конкурентоспособность товара, что приведет к полной зависимости компании от государственной поддержки. Нельзя копировать необходимые производства, нужно также развивать и собственные технологии и, соответственно, производить новый товар, который займет свою нишу на мировом рынке. Тогда можно будет подтвердить тот факт, что развитие национальных экономик является новым видом конкурентной борьбы, которую называют конкуренцией качества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Две политики государства: протекционизм и фритредерство. URL: https://economy-ru.com/makroekonomika-rf-uchebnik/151-dve-politiki-gosudarstva-protektsionizm.html (дата обращения 18.06.2017).

[2] Счетная палата РФ: возможности импортозамещения ограничены объемами производства. СургутИнформТВ. URL: http://sitv.ru/arhiv/news/economics/ 72801/ (дата обращения 25.07.2015).

[3] Перегородиева Л.Н. Перспективы реализации стратегии импортозамещения в России. URL: http://protestirui.ru/pravo/49— (дата обращения 18.06.2017).

[4] Долгова И.В., Шкарпетина Е.В., Лобачёва Е.Н. Развитие национальных экономик как новый вид конкуренции в условиях глобализации. Гуманитарный вестник, 2017, вып. 5. URL: http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2017-5-437 (дата обращения 18.06.2017).

[5] Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 г. № 785 «О создании правительственной комиссии по импортозамещению». Гарант. URL: http://base.garant.ru/71152492/ (дата обращения 18.06.2017).

[6] Распоряжение Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 1492-р «О составе Правительственной комиссии по импортозамещению» (с изменениями и дополнениями). Гарант.

URL: http://base.garant.ru/71152480/#ixzz4t7z4QTMa (дата обращения 18.06.2017).

[7] Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013— 2020 годы» (с изменениями и дополнениями). Гарант. URL: http ://base.garant. ru/70210644/#ixzz4t7zZLra (дата обращения 18.06.2017).

[8] Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Гарант. URL: http://base.garant.ru/70711352/ #ixzz4t7zz1v4d (дата обращения 18.06.2017).

[9] Распоряжение Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1948-р «Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 гг.». Гарант. URL: http://base.garant.ru/ 70758674/#ixzz4t800qyNZ (дата обращения 18.06.2017).

[10] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие

промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» (с изменениями и дополнениями). Гарант. URL: http://base.garant.ru/70643464/ #ixzz4t8132XNe (дата обращения 18.06.2017).

[11] Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2014 г. № 1651-р «О передаче в ведение Минпромторга РФ федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития"». Гарант. URL: http://base.garant.rU/70731012/#ixzz4t81PtwlA (дата обращения 18.06.2017).

[12] Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (с изменениями и дополнениями). Гарант. URL: http://base.garant.rU/70764842/#ixzz4t81lw6QY (дата обращения 18.06.2017).

[13] Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Гарант. URL: http://base.garant.ru/70833138/#ixzz4t826bA00 (дата обращения 18.06.2017).

[14] Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 31 марта 2015 г. № 661 «Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамеще-нию в судостроительной отрасли Российской Федерации». Гарант. URL: http://base.garant.ru/70937952/#ixzz4t82aPvMA (дата обращения 18.06.2017).

[15] Постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (с изменениями и дополнениями). Гарант. URL: http://base.garant.ru/ 71137900/#ixzz4t82xldru (дата обращения 18.06.2017).

[16] Витте С.Ю. По поводу национализма: национальная экономика и Фридрих Лист. Санкт-Петербург, Брокгауз-Ефрон, 1912. 75 с.

[17] Долгова И.В. Развитие малого бизнеса в России как первоочередная задача государства. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 11.

URL: http://hmbul.ru/catalog/ecoleg/econom/317.html (дата обращения 19.06.2017).

[18] Шумпетер Й. Теория экономического развития. Москва, Эксмо, 2007, 864 с.

[19] Лупу А. О некоторых проблемах инновационного развития в РФ. Научные исследования: от теории к практике: материалы XIМеждунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2017 г.). В 2 т. Т. 2. Чебоксары, ЦНС «Интерактив плюс», 2017, № 1, с. 138-142.

[20] Aghion P., Howitt P. A Model of Growth through Creative Destruction. Econo-metrica, 1992, no. 2, рр. 323-351.

[21] Acemoglu D., Aghion P., Zilibotti F. Distance to the Frontier, Selection аМ Economic Growth. Journal of the European Economic А^ч'оаайоп, 2006, no. 4, рр. 37-74.

Статья поступила в редакцию 12.09.2017

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Долгова И.В., Шкарпетина Е.В., Урумова Ф.М., Лобачёва Е.Н. Стратегия импортозамещения в России: бизнес и инновации — основа конкурентоспособности национальной экономики. Гуманитарный вестник, 2017, вып. 10. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2017-10-479

Долгова Ирина Вячеславовна окончила экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономическая теория» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Соавтор нескольких изданий экономических учебников для

студентов инженерно-технических факультетов, бакалавров и специалистов. Автор учебно-методических пособий «Основы предпринимательства», «Введение в бизнес: современный курс экономической теории», учебной программы по дисциплине «Экономика» для студентов кафедры «Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии» МГТУ им. Н.Э. Баумана, спецкурса «Деловая этика и культура предпринимателя». Область научных интересов — малый бизнес и особенности его развития в России, инновационные аспекты подготовки инженерно-технических специалистов, импортозамещение в ведущих отраслях промышленности. e-mail: irinadolgova60@mail.ru

Шкарпетина Елена Владимировна окончила экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Старший преподаватель кафедры финансов Сибирского федерального университета. Автор спецкурсов: рынок ценных бумаг, история рынка ценных бумаг, международные рынки ценных бумаг, операции с ценными бумагами, организация фондового рынка. Область научных интересов — финансовые рынки. e-mail: evsh16@mail.ru

Урумова Фатима Михайловна окончила экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Д-р экон. наук, профессор кафедры «Сервис» Академии социального управления. Автор ряда монографий и учебников по экономике для аспирантов, магистрантов и обучающихся в бакалавриате. Имеет более 100 публикаций, в том числе на английском языке. Область научных интересов — институциональная экономика, корпоративное управление. e-mail: ou_ru@mail.ru

Лобачёва Елена Николаевна — д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономика и бизнес» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 10 изданий экономических учебников для студентов инженерно-технических факультетов, бакалавров и специалистов. Руководитель научного направления исследований кафедры в области IT-технологий, инноваций и образования. Область научных интересов: инновации и применение достижений научно-технического прогресса в российской экономике. e-mail: ibm1@bmstu.ru

Import substitution strategy in Russia: Business and innovation as the basis for the national economy competitiveness

© IV. Dolgova1, E.V. Shkarpetina2, F.M. Urumova3, E.N. Lobacheva1

1 Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

2 Siberian Federal University, Krasnoyarsk, 660064, Russia

3 Public Administration Academy, Moscow, 129344, Russia

The article continues the series of works devoted to the national economy and the growth of its competitive power. We put forward a thesis that protectionism policies need to be conducted in Russia, and this is exemplified by the history of tsarist Russia. The positive and negative sides of such policies are shown. The article highlights the main trends of the import substitution policy making, which were outlined in the "Russian Government Program on Import Substitution until 2020", based on the decrees and regulations developed by the government. We emphasize that business and innovation must become the basis of the national output development. The lines of developing the innovative climate in Russia are introduced. The authors put forward the statement that entrepreneurs play a major role in this process. The first fruits of carrying out the import substitution policy are shown. It is concluded that the import substitution policy should contribute to increasing the competitiveness of Russian goods and by no means lead to the companies' total dependence on the state support.

Keywords: protectionism, globalization, competition, national economy, quality competition, innovation, competitive advantages, import substitution, entrepreneurial ability

REFERENCES

[1] Dve politiki gosudarstva: protektsionizm i fritrederstvo [Two state policies: protectionism and free trade]. Available at: https://economy-ru.com/ makroekonomika-rf-uchebnik/151-dve-politiki-gosudarstva-protektsionizm.html (accessed June 18, 2017).

[2] Schetnaya palata RF: vozmozhnosti importozameshcheniya ogranicheny obemami proizvodstva [The Accounting Chamber of the Russian Federation: the possibilities of import substitution are limited by the volumes of production]. SurgutlnformTV. Available at: http://sitv.ru/arhiv/news/economics/72801 (accessed July 25, 2015).

[3] Peregorodieva L.N. Perspektivy realizatsii strategii importozameshcheniya v Rossii [Prospects for implementing the strategy of import substitution in Russia]. Available at: http://protestirui.ru/pravo/49— (accessed June 18, 2017).

[4] Dolgova I.V., Shkartpetina E.V., Lobacheva E.N. Gumanitarnyy vestnik — Humanities Bulletin, 2017, iss. 5.

Available at: http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2017-5-437 (accessed June 18, 2017).

[5] Postanovlenie Pravitelstva RF ot 4 avgusta 2015 g. No. 785 "O Pravitelstvennoy komissii po importozameshcheniyu" [The Russian Government Decree No. 785 dated August 4, 2015 "On the establishment of a government commission on import substitution"]. Garant. Available at: http://base.garant.ru/71152492/ (accessed June 18, 2017).

[6] Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 4 avgusta 2015 g. No. 1492-r "O sostave Pravitelstvennoy komissii po importozameshcheniyu (s izmeneniyami i dopolneniyami)" [The Russian Government Decree No. 1492-r dated August 4, 2015 "On Government import substitution commission (with amendments and additions)"]. Garant. Available at: http://base.garant.ru/71152480/ #ixzz4t7z4QTMa (accessed June 18, 2017).

[7] Postanovlenie Pravitelstva RF ot 14 iyulya 2012 g. N 717 "O Gosudarstvennoy programme razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya na 2013-2020 gody" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [The Russian Government Decree No. 717 dated July 14, 2012 "On state program of agricultural development and regulating the agricultural commodities, raw materials and food supplies market for the period of 2013-2020" (with amendments and additions)]. Garant. Available at: http://base.garant.ru/70210644/#ixzz4t7zZLra (accessed June 18, 2017).

[8] Ukaz Prezidenta RF ot 6 avgusta 2014 g. No. 560 "O primenenii otdelnykh spetsialnykh ekonomicheskikh mer v tselyakh obespecheniya bezopasnosti Rossiyskoi Federatsii" [Decree of the President of the Russian Federation dated August 6, 2014 No. 560 "On the use of special economic measures for safety in Russian Federation"]. Garant. Available at: http://base.garant.ru/70711352/ #ixzz4t7zz1v4d (accessed June 18, 2017).

[9] Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 2 oktyabrya 2014 g. No. 1948-r "Ob utverzhdenii plana meropriyatiy po sodeystviyu importozameshcheniyu v selskom khozyaystve na 2014-2015 gg." [The Russian Government Decree No. 1948-r dated October 2, 2014 "On approval of the action plan for promoting import substitution in agriculture for 2014-2015"]. Garant. Available at: http://base.garant.ru/70758674/#ixzz4t80OqyNZ (accessed June 18, 2017).

[10] Postanovlenie Pravitelstva RF ot 15 aprelya 2014 g. No. 328 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii 'Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti' " (s izmeneniyami i dopolneniyami) [The Russian Government Decree No. 328 dated April 15, 2014 "On approval of the State program of the Russian Federation 'Development of industry and increase of its competitiveness' " (with amendments and additions)]. Garant. Available at: http://base.garant.ru/70643464/#ixzz4t8132XNe (accessed June 18, 2017).

[11] Rasporiazhenie Pravitelstva RF ot 28 avgusta 2014 g. No. 1651-r "O peredache v vedenie Minpromtorga RF federalnogo gosudarstvennogo avtonomnogo uchrezhdeniya 'Rossiyskiy fond tekhnologicheskogo razvitiya' " [The Russian Government Decree No. 1651-r dated August 28, 2014 "On transfer of the Federal State Autonomous Agency 'Russian Fund for the Technological Development' " into the supervision of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation"]. Garant. Available at: http://base.garant.ru/70731012/ #ixzz4t81PtwlA (accessed June 18, 2017).

[12] Postanovlenie Pravitelstva RF ot 11 oktyabrya 2014 g. No. 1044 "Ob utverzhdenii Programmy podderzhki investitsionnykh proektov, realizuemykh na territorii Rossiyskoy Federatsii na osnove proektnogo finansirovaniya" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [The Russian Government Decree No. 1044 dated October 11, 2014 "On approval of the support program for the investment projects implemented within the Russian Federation on the basis of project financing" (with amendments and additions)]. Garant. Available at: http://base.garant.ru/70764842/#ixzz4t81lw6QY (accessed June 18, 2017).

[13] Federalnyy zakon ot 31 dekabrya 2014 g. No. 488-FZ "O promyshlennoy politike v Rossiyskoy Federatsii" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Federal

Law of 31 December 2014 No. 488-FZ "On Industrial Policy in the Russian Federation" (with amendments and additions)]. Garant. Available at: http://base.garantru/70833138/#ixzz4t826bA00 (accessed June 18, 2017).

[14] Prikaz Ministerstva promyshlennosti i torgovli RF ot 31 marta 2015 g. No. 661 "Ob utverzhdenii otraslevykh planov meropriyatiy po importozameshcheniyu v sudostroitelnoy otrasli Rossiyskoy Federatsii" [The Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation No. 661 dated March 31, 2015 "On approval of the sectoral action plan for import substitution in the shipbuilding industry of the Russian Federation"]. Garant. Available at: http://base. garant. ru/70937952/#ixzz4t82aPvMA (accessed June 18, 2017).

[15] Postanovlenie Pravitelstva RF ot 16 iyulya 2015 g. No. 708 "O spetsialnykh investitsionnykh kontraktakh dlya otdelnykh otrasley promyshlennosti" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [The Russian Government Decree No. 708 dated July 16, 2015 "On special investment contracts for certain industries" (with amendments and additions)]. Garant. Available at: http://base. garant. ru/71137900/#ixzz4t82xldru (accessed June 18, 2017).

[16] Vitte S.Yu. Po povodu natsionalizma: natsionalnaya ekonomika i Fridrikh List [Concerning nationalism: the national economy and Friedrich List]. St. Petersburg, Brokgauz-Efron Publ., 1912, 75 p.

[17] Dolgova I.V. Gumanitarnyy vestnik — Humanities Bulletin, 2015, iss. 11. Available at: http://hmbul.ru/catalog/ecoleg/econom/317.html (accessed June 19, 2017).

[18] Shumpeter J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [The theory of economic development]. Moscow, Exmo Publ., 2007, 864 p.

[19] Lupu A.O. O nekotorykh problemakh innovatsionnogo razvitiya v RF [About some problems of innovative development in the Russian Federation]. Nauchnye issledovaniya: ot teorii k praktike: materialy XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 12 fevr. 2017 g.). V 2 tomakh. Tom 2 [Scientific research: from theory to practice: proceedings of XI International scientific-practical conference (Cheboksary, Feb. 12, 2017). In 2 vol., vol. 2]. 2017, no. 1 (11), pp. 138-142.

[20] Aghion P., Howitt P. Econometrica, vol. 60, no. 2 (1992), pp. 323-352.

[21] Acemoglu D., Aghion P., Zilibotti F. Journal of the European Economic Association, 2004, vol. 4 (1), pp. 37-74.

Dolgova I.V. graduated from Lomonosov Moscow State University, Economic Faculty. Cand. Sc. (Econ.), Assoc. Professor, Department of Economic Theory, Bauman Moscow State Technical University. Author of the study guides "Basics of Entrepreneurship", "Introduction to business: a modern course in economic theory", co-author of several textbooks on economics for students of engineering faculties, bachelors and specialists. Author of curricula on the disciplines of "Economics" and "Business ethics and business culture". Research interests include: small business and the features of its development in Russia, innovative aspects of training engineers and import substitution in the leading industries. e-mail: irinadolgova60@mail.ru

Shkarpetina E.V. graduated from Lomonosov Moscow State University, Economic Faculty. Assoc. Professor of the Department of Finance, Siberian Federal University, Krasnoyarsk. Author of special courses: "The stock market", "The history of the securities market", "International securities markets", "Securities transactions", "The organization of the stock market". Research interests include: financial markets. e-mail: evsh16@mail.ru

Urumova F.M., Dr. Sc. (Econ.), Professor, Department of Service, Public Administration Academy. Author of over 100 publications including a number of monographs and economic textbooks for graduate and undergraduate students. Research interests include: institutional economics, corporate management. e-mail: ou_ru@mail.ru

Lobacheva E.N., Dr. Sc. (Econ.), Professor, Head of the Department of Economics and Business, Bauman Moscow State Technical University. Author of over 10 economic textbooks for students of engineering faculties, bachelors and specialists, the supervisor of the department research work in the area of IT-technologies, innovation and education. Research interests include: innovation and application of scientific and technological achievements in the Russian economics. e-mail: ibm1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.