Научная статья на тему 'Стратегия и задачи общественных связей бизнеса из регионов России в условиях глобализации'

Стратегия и задачи общественных связей бизнеса из регионов России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельских И.Е.

В статье рассматриваются особенности формирования стратегии общественных связей бизнеса в регионах в условиях глобализации в мировой экономике. Обосновывается продуктовый и организационный подходы к использованию потенциала общественных связей бизнеса. Обозначены основные задачи и принципы их реализации. В качестве примера рассматриваются особенности выработки стратегии и основных направлений реализации общественных связей бизнеса на примере Волгоградской области. В заключении делается вывод о влиянии общественных связей бизнеса на международную конкурентоспособность предпринимательских структур в регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия и задачи общественных связей бизнеса из регионов России в условиях глобализации»

СТРАТЕГИЯ И ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ БИЗНЕСА ИЗ РЕГИОНОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

и. Е. БЕльских, кандидат экономических наук, доцент Волгоградский государственный технический университет

В условиях глобализации мировых хозяйственных связей регионального бизнеса формируются новые задачи его устойчивого развития. К ним относится создание имиджа и репутации как основы роста стоимости нематериальных активов крупных и средних предприятий из российских регионов. Особенно это важно для стран с переходной экономикой, региональные бизнес-структуры которых только начинают осваивать правила и нормы ведения предпринимательской деятельности в условиях усиления международного взаимодействия любого предприятия с мировыми рынками.

В процессе анализа организационного инструментария, позволяющего использовать хозяйственный потенциал предприятий в условиях глобализации, необходимо выделить общественные связи как инструмент, который эффективно формирует международный имидж и репутацию бизнес-структуры любого уровня [2—5; 7]. Это положение подтверждается активным использованием технологий общественных связей на макроуровне ведущими российскими компаниями: ОАО «Газпром», ОАО «Сбербанк», ОАО «Роснефть» и т. д. Данные бизнес-структуры используют финансовые общественные связи как основу для размещения своих ценных бумаг на первичном рынке и поддерживают высокий уровень интереса у инвесторов на вторичном рынке. Одновременно с этим они формируют имидж глобальных компаний, ориентированных на взаимодействие с мировым рынком по вопросам энергетического, финансового и других аспектов сотрудничества. Для этого используются презентации глобальных проектов («Северный поток»), высшие менеджеры активно участвуют в мировых экономических форумах, информируют целевые международные

аудитории своего бизнеса об активной экспансии в мировую экономику, всесторонне сотрудничают с мировыми СМИ. Таким образом, весь потенциал общественных связей бизнеса активно применяется федеральными компаниями. Рост стоимости их активов связан в том числе и с формированием международного имиджа глобальных игроков на соответствующих отраслевых рынках [1].

Совершенно другая ситуация складывается на региональном уровне. Здесь бизнес не использует методик и средств общественных связей в массовом порядке. Очевидно, что это происходит по трем причинам:

1) региональные бизнес-структуры не заинтересованы в международной оценке своего хозяйственного потенциала (за некоторым исключением), так как пока не нуждаются в привлечении ресурсов с мировых финансовых рынков и финансируют свое развитие за счет внутренних или привлеченных ресурсов с региональных рынков;

2) руководители региональных бизнес-структур в массовом порядке не умеют использовать технологии международного уровня общественных связей (что подтверждается региональными опросами руководителей местных предприятий) 1;

3) местные административные органы не знают, как сформировать стратегию устойчивого развития регионального бизнеса в условиях глобализации на основе использования технологий общественных связей.

1 В 2007 г. автор работы на базе Регионального центра «Общественное содействие» по г. Волгоград опросил 62 руководителя среднего бизнеса. Из них только двое смогли дать правильную характеристику общественных связей бизнеса и подтвердили их использование на практике. Международного потенциала и возможности использования общественных связей бизнеса никто из них не отметил.

Поэтому цель нашего материала заключается в выработке стратегии и постановке задач развития общественных связей российского бизнеса на региональном уровне. Для этого был предварительно проанализирован опыт международных и региональных проектов общественных связей. В частности, предварительно изучался опыт других стран (Ливан, ОАЕ, территориальные проекты на территории ЕС, США и т. д.) [4; 10; 11, с. 46-51; 13; 14].

На формирование стратегии и задач для общественных связей бизнеса оказывают непосредственное влияние следующие особенности регионального развития России:

• неравномерность распределения населения в регионах страны;

• разные площади занимаемой территории,

• географическое положение регионов и их климатические особенности;

• дифференциация уровней социально-экономического развития регионов (классифицируют много вариантов развития) [9];

• уровни развития транспортной инфраструктуры и удаленность большинства регионов от международных границ;

• степень развития малого, среднего и крупного бизнеса в регионах;

• хозяйственная специализация региона;

• ориентация внешнеэкономических связей и т. д.

Для выработки региональной стратегии общественных связей бизнеса характерны общие условия их развития:

• процессы глобализации в мировой экономики, влияющие на бизнес на микро- и макроуровнях;

• всестороннее развитие рыночных отношений в регионах России;

• усиление конкуренции на региональных рынках со стороны столичного и международного бизнеса;

• рост цен на сырье, энергоресурсы, стройматериалы, комплектующие, коммунальные услуги и пр.;

• недостаток трудовых квалифицированных и неквалифицированных ресурсов на региональном рынке труда;

• давление финансовых столичных структур на региональный бизнес с целью его покупки и перманентные рейдерские атаки;

• ограниченность местных инвестиционных ресурсов для реализации масштабных бизнес-проектов;

• сильная организационная и институциональная зависимость от администраций регионов;

• давление теневых экономических структур на региональный бизнес с целью получения от него нелегальных доходов;

• ожидания негативных последствий для регионального бизнеса, связанные со вступлением России в ВТО.

Для передовых российских региональных предприятий характерна ориентация их развития на внутренний рынок и использование общественных связей как инструмента продвижения имиджа региональных бизнесменов с целью получения деловой известности. Потенциал общественных связей бизнеса в регионах как более эффективной стратегии публичной деятельности предпринимательских структур практически не используется на внутреннем рынке, а тем более на внешнем.

Все эти факторы и особенности определяют формирование задач развития общественных связей бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе и требуют своего учета при построении стратегии в условиях глобализации.

Стратегия устойчивого развития обществен-ньх связей бизнеса в регионах. Для выработки стратегии необходимо определить цель и направления ее реализации. В соответствии с темой нашего исследования при этом необходимо учитывать влияние процессов глобализации на региональные бизнес-сообщества. Поэтому цель предлагаемой стратегии отражает долговременную потребность российского бизнеса в повышении международной конкурентоспособности региональных предприятий и их продуктов при помощи использования технологий общественных связей.

Цель, как и стратегия общественных связей бизнеса, в условиях глобализации имеют универсальный характер, позволяющий применять их в разных регионах страны. На рис. 1 представлен подход, отражающий дифференциацию, обусловленную разделением стратегических преимуществ региона на продуктовую и организационную, а также учитывающую направления общественных связей бизнеса региона на внутренний и внешний рынки.

Региональные предприятия на микроуровне формируют особенности имиджа своих продуктов, но для устойчивого успеха на рынках их деятельность должна быть поддержана административными и территориально-отраслевыми структурами на мезо- и макроуровнях (рис. 2.).

Поэтому для выработки эффективной стратегии реализации конкурентоспособной политики

С

Стратегические преимущества регионов

Исключительность свойств имиджа региональных продуктов

Имидж и репутация региональных бизнес-структур

Стратегические направления общественных связей бизнеса Внешний рынок Выделение особенностей международного имиджа продукта Позиционирование с использованием административного и территориально-отраслевого макроуровня поддержки

Внутренний рынок Выделение особенностей регионального имиджа продукта Позиционирование с использованием административного и территориально-отраслевого мезоуровня поддержки

Рис. 1. Стратегия общественных связей регионального бизнеса на рынках*

* При подготовке данного рисунка частично использовались идеи [17; с. 109].

Рис. 2. Направления и результаты реализации стратегии конкурентоспособной политики общественныхсвязей бизнеса региона

общественных связей бизнеса в регионах мы предлагаем задействовать общественно-информационный потенциал Торгово-промышленной палаты России [11; с. 46—51] и территориально-отраслевых ассоциаций бизнеса. Основу экономики России составляют крупные промышленные предприятия, ориентированные на внешние и внутренние рынки. В условиях ВТО большинство отечественных региональных предприятий будет испытывать сильное давление мирового рынка и глобальных правил современной конкуренции. В среднесрочной перспективе у промышленных предприятий возникает острая потребность в информационно-тактических данных о международных технических и технологических стандартах, правилах распространения рекламы, паблик рилейшнз и т. д. Единственной национальной организацией, способной обеспечить эти потребности, является Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ. Одновременно она может обеспечить информационно-консультативную поддержку при формировании территориальной и (или) отраслевой привлекательности для среднего и крупного бизнеса.

У территориально-отраслевых ассоциаций бизнеса стоят задачи участвовать в формировании имиджа и репутации региональных бизнес-структур, поддерживать высокий уровень реализации проектов и мероприятий общественных связей бизнеса региона на внешних и внутренних рынках, помогать

Рынки

Существующие Новые

Имеющиеся Завоевание Расширение

Товары рынка рынка

Новые Развитие товаров Диверсификация

Рис. 3. Матрица «Товар — рынок» [17, с. 120]

малому и среднему бизнесу в ориентации имиджа продуктов в русле единой региональной стратегии. Очевидно, в рамках этих ассоциаций должна проходить информационно-консультативная поддержка малого бизнеса по вопросам стратегического развития их деятельности на внешних рынках в условиях глобализации.

В свою очередь, создаваемый ТПП, территориально-отраслевыми ассоциациями и административными средствами местной власти имидж бизнеса региона как совокупность рекламных образов предпринимательских структур региональной экономики будет способствовать повышению спроса на рынках на их продукцию. Имидж бизнеса региона станет одним из аргументов для привлечения с инвестиционных рынков ресурсов для развития местных предприятий. Это обеспечивает в долгосрочной перспективе устойчивость всестороннего хозяйственного развития всего региона. Особенностью предлагаемых нами направлений является использование потенциала не только СМИ, но и других форматов общественных связей бизнеса (консультации, выставки, презентации, и т. д.).

Не менее важно определить этапы стратегии развития общественных связей бизнеса на рынках, направленные на завоевание или расширение рынка. Для этого целесообразно использовать традиционную матрицу «Товар—рынок» (рис. 3).

Здесь очевидна зависимость стратегии общественных связей бизнеса от рынка и предлагаемого продукта. Если продукт уже есть на внешнем и внутреннем рынках, то региональное предприятие должно стремиться выработать особенности имиджа продукта. Например, агропромышленное предприятие Волгоградской области «Сады Придонья», специализирующееся на выпуске натуральных соков и нектаров, развивает присутствие на внутреннем рынке, а менеджеры стараются сформировать узнаваемые бренды в наиболее дорогом и доходном сегменте данного сектора продовольственного рынка. При этом выделяют региональную особенность имиджа своего продукта как натурального и экологически чистого, выпускаемого на основе сырья собственных садовых территорий.

Политика продвижения качественных продуктов класса премиум в России наиболее характерна для местного бизнеса, рассчитывающего на региональный патриотизм потребителей. Эти потребительские региональные настроения формируются преимущественно с помощью методов общественных связей, реализуемых при поддержке средств массовой информации и соответствующих коммуникативных мероприятий. С другой стороны, зачастую региональные бизнес-структуры злоупотребляют местным патриотизмом потребителей, выпуская некачественный продукт и эксплуатируя заслуженную в прошлом репутацию продукта. В результате такие предприятия теряют рынок и уходят с него.

Примером общественных связей бизнеса, направленных на расширение продуктового присутствия на новом рынке, служит продвижение выделенных линий Интернета на региональном рынке, когда потребителям предлагают разъяснительные материалы по использованию новых возможностей. Другим примером может служить развитие привлекательности отдельных российских территорий на туристско-рекреационном рынке [15].

Таким образом, универсальными ориентирами стратегии развития общественных связей бизнеса являются:

• стратегическая направленность общественных связей бизнеса на внешний рынок как источник динамичного и долговременного роста масштабов деятельности бизнес-структур региона;

• создание и продвижение на рынках исключительности свойств имиджа региональных продуктов (натуральные и экологически чистые компоненты продукта, особенности географического ландшафта и др.);

• формирование и позиционирование на рынках имиджа, репутации региональных бизнес-структур (его экологических, отраслевых, технологических и других видов) [6];

• разработка, регистрация (как элементов товарной марки) и продвижение символов имиджа региональных продуктов и бизнес-структур на рынках;

• участие в выработке стратегии территориально-отраслевых ассоциаций бизнеса, ТПП РФ и административных органов власти региона. Региональные задачи общественных связей бизнеса в условиях глобализации. Задачами, реализующими обозначенную выше стратегию, являются:

1) формирование территориально-отраслевых ассоциаций бизнеса в регионе с учетом его

хозяйственной специализации (сельскохозяйственной, промышленной, торговой, транспортной, рекреационной и т. д.) и предпринимательского потенциала;

2) создание департамента паблик рилейшнз и регионального маркетинга администрации субъекта Федерации (или формулирование задач для аналогичной управленческой структуры), который вырабатывает хозяйственную стратегию развития территории и помогает формированию имиджа бизнеса региона;

3) разработка стратегии развития имиджа бизнеса региона (например, в рамках региональной концепции хозяйственного развития или принятие индикативных отраслевых программ развития общественных связей бизнеса региона и т. д.);

4) организация практики разработки, реализации, контроля за региональными грантами и проектами, направленными на развитие общественных связей бизнеса региона;

5) проводение мониторинга региональных, федеральных и мировых СМИ с целью регистрации результатов работы общественных связей бизнеса региона;

6) использование регионального бизнес-патриотизма при реализации стратегии.

Принципами реализации данных задач должны стать:

• активность реализации задач стратегии общественных связей бизнеса;

• максимальный охват бизнес-направлений с учетом региональной специфики;

• четкая координация планов и задач регионального развития общественных связей бизнеса со стороны всех участников;

• добросовестность и порядочность при реализации финансовых аспектов проектов;

• креативность направлений, проектов и мероприятий общественных связей бизнеса;

• коллегиальность принятия и равноправие всех участников выработки стратегии (представителей бизнеса, территориально-отраслевых ассоциаций, чиновников и специалистов ТПП);

• общественный контроль всех заинтересованных сторон за результатами и корректировка выработанных планов развития общественных связей бизнеса.

Пример классификации основных направлений стратегии реализации общественных связей бизнеса для Волгоградской области. Анализ социально-экономической и статистической информации

по данному региону позволяет систематизировать основные стратегические направления работы для общественных связей бизнеса (рис. 4.).

В основе предлагаемых подходов к данному виду организационной деятельности в регионе находится использование отраслевых и территориальных особенностей Волгоградской области.

В частности, по данным статистики, наибольший вклад в ВРП делают следующие отрасли промышленности: нефтедобыча (в регионе добывается несколько миллионов тонн нефти), нефтепереработка (НПЗ «ЛУКойл-Волгоградне-фтепереработка»), нефтехимия и химия (наиболее известные предприятия химического комплекса, расположенные в регионе, — ОАО «Каустик», ОАО «Химпром», ОАО «Волжский-Оргсинтез», ОАО «Волтайр», ОАО «Сибур-Волжский»), черная (металлургический завод «Красный Октябрь», трубные заводы) и цветная металлургия (алюминиевый завод — единственный в европейской части России), машиностроение (в том числе, предприятия ОПК, сельскохозяйственные отрасли машиностроения), энергетика (основанная на использовании гидроресурсов территории и тепловых станций) 2. Кстати, на продукцию ТЭКа (65 %), нефтехимического (7 %) и металлургического (24 %) комплексов приходится основной экспорт региона, который составляет около 2 млрд долл. США [16, с. 664, 666]. Большое значение для региона имеет развитая транспортная инфраструктура (газопроводы, дороги, речные пути) 3 и традиционная ориентация сельского хозяйства области на растениеводство (в частности, выращивание зерновых и технических культур) 4. В связи с отраслевыми особенностями развития хозяйства региона необходимо при выработке стратегии общественных связей бизнеса учитывать присутствие здесь преобладающего чис-

2 Структуру производства продукции по основным отраслям в Волгоградской области характеризуют следующие относительные данные (здесь и далее проценты округлялись до целого значения): на долю топливной, химической и нефтехимической промышленности приходится 28 %; на черную и цветную металлургию — 26; на машиностроительную промышленность — 16; на электроэнергетику — 9 %. На долю промышленности в ВРП Волгоградской области приходится более 30 % [16, с. 280, 330].

3 Эксплуатационная длина путей общего назначения в Волгоградской области составляет: железнодорожные пути — 1619 км; автомобильные дороги — 11 226 км; магистральные трубопроводы (газопроводы в однониточном исчислении) — 6 887 км; внутренние водные судоходные пути — 1 506 км [16, с. 453].

4 На долю пашни приходится более 70 % всех земель сельскохозяйственного назначения (5666 тыс. га). А на долю зерновых и технических культур приходится более 88 % от посевных площадей. В ВРП области на долю сельского хозяйства приходится 14 % [16, с. 280, 383, 393].

Рис. 4. Система стратегических координат для выбора направлений использования технологий общественных связей бизнеса в Волгоградской области

ла крупных предпринимательских структур. На основе их грантовой и организационной поддержки у бизнеса Волгоградской области есть возможность сформировать разноплановую стратегию развития общественных связей.

Не менее важное значение при выработке стратегии регионального развития общественных связей бизнеса в Волгоградской области имеют направления территориальной привлекательности: рекреационно-лечебная инфраструктура (санатории, использующие природный потенциал региона — грязи озера Эльтон, лечебно-минеральные источники и т. д.), рекреационно-туристские достопримечательности (Волго-Ахтубинская пойма, прилегающие территории к рекам Волга, Дон, Хопер и др.), культурно-исторический потенциал территории (в Волгоградской области расположена древняя столица Золотой Орды — Сарай-Берке, самый высокий патриотический памятник современности — «Родина-Мать» на Мамаевом кургане, места сражений ВОВ и т. д.), логистический потенциал территории (Волгоград соединен речными путями с 5 морями, область граничит с Казахстаном, имеет развитую транспортную инфраструктуру, которая мало используется в целях координации материальных потоков из-за отсутствия межрегиональных складских терминалов и логистических центров). Для развития данного территориального потенциала необходимо привлечение значитель-

ных ресурсов с внешних и внутренних рынков, которое возможно только в рамках реализации привлекательности бизнес-проектов методами общественных связей.

Альтернативными направлениями хозяйственного развития Волгоградской области является использование новых возможностей в условиях рыночного развития территории. В частности, средняя плотность жителей в регионе меньше, чем в сосед-них5. Необходимо увеличивать численность населения не только за счет внутренних источников роста, но и за счет иммиграционной региональной политики, реализуемой методами общественных связей бизнеса. Необходимо формировать привлекательный имидж регионального рынка труда для привлечения трудовых ресурсов из ближнего и дальнего зарубежья.

Уровень ввода новых объектов жилой и коммерческой недвижимости, как и темпы роста объемов строительства в регионе, значительно отстают от соседних регионов, что связано с недостаточной активностью местного бизнеса на данном рынке. Для его развития также необходимо использовать потенциал общественных связей бизнеса региона для информирования соответствующих групп инвесторов и строительных компаний из других регионов страны о потенциале реализации предпринимательской деятельности в этом направлении.

Традиционно высшие учебные заведения Волгоградской области являются престижными местами получения профессионального образования для соседних регионов: Калмыкии, Казахстана, Астраханской области и республик Северного Кавказа. В связи с этим существует возможность

5 На территории ЮФО Волгоградская область имеет один из самых низких показателей по средней плотности населения на 1 км2 — 23,7 чел., а в Ростовской — 43,8; в Краснодарском крае — 66,4. В среднем в Северокавказском экономическом районе приходится около 50 чел. на 1 км2. По центральным регионам страны эти показатели еще выше — до 65 чел. на 1 км2. По России, с учетом значения малонаселенных северных и восточных территорий — около 9 чел. на км2. Для сравнения: в республиках Закавказья плотность населения колеблется от 80 до 113, а в странах Европы — в Бельгии — 325 чел. на 1 км2; Германии — 213; Польше 121.

устойчивого развития рынка образования в условиях отрицательного влияния демографической ямы рождаемости 1990 гг., за счет притока обучающихся из ближайших богатых трудовыми ресурсами регионов (республик Северного Кавказа и Закавказья). Но для формирования устойчивого развития на данном рынке необходимо также использовать общественные связи для информирования и создания привлекательного образа престижного обучения по разным профессиям.

В условиях переходной экономики сельское хозяйство региона оказалось в сложном положении. По динамике развития животноводства, а также производству масла, молока, мяса очевидна его деградация на уровень 1930 гг. [12]. Это означает потенциальную возможность для привлечения и развития предпринимательских структур в данной отрасли АПК. Стратегическое значение для хозяйства данного региона имеет развитие садоводства и тепличного растениеводства. Но для этого также необходимо привлечение дополнительных инвестиционных и технологических ресурсов с внешних и внутренних рынков.

Особое положение занимает развитие мобильной связи, которая является наиболее растущим сектором в сфере услуг Волгоградской области. Огромная малонаселенная и во многом транзитная для пассажиропотоков территория весьма перспективна для строительства инфраструктуры мобильной связи. Для наиболее полного охвата групп потребителей необходимо активно использовать личностно ориентированные технологии общественных связей бизнеса, которые помогут жителям отдаленных районов области использовать новые коммуникационные возможности.

Однако в рамках одной статьи нет возможности разработать подробную стратегию развития общественных связей региона, но предложить рекомендации в русле нашей концепции необходимо. Поэтому мы предлагаем бизнес-сообществу Волгоградской области (и других регионов с похожими отраслевыми и территориальными особенностями развития: Саратовская, Воронежская области) сосредоточиться на развитии следующих направлений:

• сформировать территориально-отраслевые ассоциации бизнеса для выработки единой позиции по продвижению имиджа продуктов на внешнем и внутреннем рынках6 (например,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Анализ подобных бизнес-структур в Западной, Северной и Южной Европе показывает, что данные организации формируют не только имидж, но и маркетинговую политику на рынке для участников ассоциаций. Оказывают также кредитную, техноло-

союз производителей горчичного масла; ассоциация производителей «козьего пуха» и т. п.);

• обозначить и зарегистрировать товарные символы имиджа региона («волжский осетр» для продукции бизнеса АПК, «коза из Урюпинска» для предприятий легкой промышленности, «Родина-Мать» для туристско-рекреационного рынка и т. д.);

• активизировать международную направленность общественных связей предпринимательских структур, работающих преимущественно на внешний рынок (речь идет о предприятиях ТЭКа (65 % экспорта области), нефтехимического (7 %) и металлургического (24 %) комплексов) с целью формирования привлекательного имиджа регионального промышленного бизнеса;

• создать на основе существующих предпринимательских организаций («Союз товаропроизводителей Волгоградской области» волгоградские отделения «ОПОРы» и «Деловой России» и т. д.) информационные центры по развитию общественных связей бизнеса на внешнем и внутреннем рынках (базы данных по зарубежным бизнес-изданиям, средствам специальной деловой и отраслевой информации и т. д.);

• сформировать на общественных началах единый координационный комитет по развитию общественных связей бизнеса Волгоградской области из представителей бизнеса, специалистов из ТПП и чиновников областной администрации;

• активно применять практику грантовых заданий для региональных экспертов по разработке отраслевых и территориальных направлений имиджа региона, его бизнеса и региональных продуктов с использованием обозначенных выше задач и принципов реализации предлагаемой стратегии.

Выводы:

1) анализ международной практики реализации общественных связей бизнеса показывает необходимость всестороннего развития данного вида организационной деятельности на уровне регионов;

гическую, информационную, организационную, юридическую и другие виды поддержки участникам таких предпринимательских структур. Это позволяет малому бизнесу отдельных территорий или объединенных по отраслевым признакам (ассоциация мебельщиков Тосканы, Ассоциация немецких виноделов и т. д.) в условиях монополистической конкуренции и глобализации эффективно противостоять крупным компаниям бизнеса на внешних рынках в сельском хозяйстве, отраслях легкой, пищевой, мебельной промышленности и т. д. [8, с. 105—111].

2) автор предлагает формировать стратегию общественных связей бизнеса в регионах на основе продуктового и организационного подходов. В частности, на внутреннем и внешнем рынках выделять исключительность свойств имиджа региональных продуктов и имидж, репутацию региональных бизнес-структур. На основе данного двухуровнего подхода формировать стратегические преимущества регионов в сфере общественных связей бизнеса на мезо- и макроуровнях;

3) при реализации стратегии необходимо опираться на такие принципы организации работы общественных связей бизнеса в регионах, как: активность в реализации региональных задач общественных связей бизнеса; максимальная всеохватность бизнес-направлений с учетом региональной специфики; согласованность планов и результатов регионального развития общественных связей бизнеса со стороны всех участников на основе мониторинга СМИ; коллегиальность принятия и равноправие всех участников в выработке стратегии (представителей бизнеса, территориально-отраслевых ассоциаций, чиновников и специалистов ТПП);

4) стратегия общественных связей бизнеса из регионов должна опираться на систему стратегических координат с целью выбора направлений использования технологий общественных связей бизнеса. Например, в Волгоградской области были выделены отраслевые, территориальные и альтернативные направления реализации технологий общественных связей бизнеса;

5) очевидно, что общественные связи бизнеса при их активном использовании в условиях глобализации непосредственно повлияют на рост международной конкурентоспособности предпринимательских структур из регионов России.

ЛИТЕРАТУРА

1. БельскихИ. Е. Влияние технологий общественных связей на стоимость предприятия. /И. Е. Бельских //Финансы и кредит. 2007, №18. С. 52—57.

2. Бельских И. Е. Значение финансовых паблик рилейшнз при формировании и реализации инвестиционной политики международных компаний // Дайджест-Финансы. — 2007. №6. С. 23—27.

3. Бельских И. Е. Имидж как средство формирования дополнительного спроса на товарном

потребительском рынке // Маркетинг в России и за рубежом. 2007, №1. С. 111—117.

4. Бельских И. Е. Имидж компании как образ национальной экономики // ЭКО. 2006. №10. С. 161—169.

5. Бельских И. Е. Имидж оборонно-промышленного комплекса России // ЭКО. 2007, №12. С. 161—169.

6. Бельских И. Е. Общественные связи предприятия: методология, направления и организационные аспекты. С. 105—111.

7. Бельских И. Е. Специфика методики имиджевого продвижения депозитных продуктов для населения на региональных финансовых рынках России // Финансы и кредит. — 2008, №12. С. 44—51.

8. Бельских И. Е. Общественные связи предприятия: методология, направления и организационные аспекты: монография / И. Е. Бельских. — Волгоград: изд-во ВГПУ «Перемена», 2006.

9. Бутов В. И. Основы региональной экономики. / В. И. Бутов, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова. — Москва—Ростов-на-Дону, 2000. С. 19—20.

10. Инновационные маркетинговые технологии «паблик рилейшнз» как способ повышения конкурентоспособности отечественных банковских структур // Финансы и кредит. 2006, №21.

11. Региональный уровень паблик рилейшнз как составная часть государственной экономической политики по повышению конкурентоспособности российских предприятий /Дайджест-Финансы. 2007, №3. С. 46—51.

12. Российский статистический ежегодник. 2002. — М.: Госкомстат России, 2002. С. 423, 425.

13. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. — М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»; ИНФРА-М, 2002.

14. Самые успешные PR-кампании в мировой практике. — М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», ИНФРА-М, 2002.

15. Седлак А Горы европейского уровня /А. Сед-лак. // Эксперт. — 2008. — №24. — С. 116—118.

16. Статистический ежегодник Волгоградская область 2003: Стат. сб. /Волгоградстат. — Волгоград, 2004.

17. Шнайдер Д. И. Г. Технологический маркетинг / Д. И. Г. Шнайдер. — М.: «Янус—К», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.