Научная статья на тему 'Стратегия и тактика государственного регулирования рынка труда'

Стратегия и тактика государственного регулирования рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
960
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия и тактика государственного регулирования рынка труда»

БОЛОТХАНОВ Э.Б.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Говоря о регулировании рынка труда, необходимо отметить, что оно должно рассматриваться в двух аспектах: на макроуровне и микроуровне. Макроуровень - это уровень государственного регулирования (вертикальное управление или воздействие). Микроуровень - это местное (региональное) регулирование. По многим позициям стратегия и тактика регулирования на различных уровнях заметно отличается, поскольку макровлияние корректируется и дополняется в регионах с учётом местных социально-демографических и экономических особенностей развития.

Регулирование - это сложное воздействие и понятие особенно применительно к специфическому рынку труда и поэтому мы по считали необходимым дать ему в этой связи соответствующее определение. Отсюда, регулирование рынка труда - это система мероприятий и действий на всех уровнях, включающая оценку, планирование, прогнозирование, организацию и контроль, позволяющих оптимизировать процесс формирования спроса и предложения на рабочую силу с учётом изменения условий экономического развития территорий и отраслей.

В числе основных направлений государственного регулирования рынка труда на данном этапе можно выделить следующие мероприятия: по стимулированию уровня занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном статусе; по оказанию помощи в увеличении числа рабочих мест вне государственного сектора (в основном малый и средний бизнес); по подготовке и переподготовке кадров; по содействию в найме рабочей силы; по социальному страхованию безработицы.

Все перечисленные выше программы государство пытается реализовать в основном через созданную государственную службу занятости населения. Вполне очевидно, что на начальном этапе ее деятельность пока остается малорезультативной и осуществляет в основном информационную и мониторинговую функции.

С практической точки зрения, указанные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования: налоговая, денежно-кредитная, инвестиционная политика государства. Кроме того, значительное влияние на рынок труда должно оказывать и законодательство - о трудовых отношениях, о социальном обеспечении, о равных гражданских правах и т.п. Следует заметить, что меры косвенного регулирования на рынке труда одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы посредством влияния на экономическую конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных и организационных мер.

Если рассматривать ближайшую ретроспективу данной проблемы, то можно сказать, что в качестве концептуальной основы деятельности государство на рынке труда в странах рыночной ориентации многие годы (до конца 70-х г.г.) являлись модели сторонников активной государственной политики (кейнсианцы). В 80-90-х г.г. в экономическом регулировании стали превалировать идеи сторонников концепции «экономического предложения», которые стоят на позиции ограничения государственного вмешательства в экономику и определяющие безработицу, как естественное и добровольное явление, объяснение которому лежит в поведении самих работников. Опираясь на эту концепцию, американское правительство, например, в 80-х г.г. существенно урезало расходы на поддержание занятости населения.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает Государственная служба занятости. В идеале она должна представлять собой учреждение, осуществляющее оперативно и эффективно посреднические функции на рынке труда и охватывающие все регионы и субъекты Федерации. Пока желание не совпадают с возможностями и на уровне регионов сеть этой службы заметного влияния на конъюнктуру рынков труда не имеет. Государственная

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

служба занятости плохо ориентируется в потребительских запросах и отсюда большие диспропорции в спросе и предложении рабочей силы, которые сохраняются длительное время вне какого-либо регулирующего воздействия. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, которое имело место в социалистической экономике и все же не было результативным, в настоящее время абсолютно невозможно. Причины такой ситуации кроятся в основном в отсутствии знаний и опыта работы при координально изменившихся трудовых отношениях.

Основными направлениями деятельности Государственной службы занятости, позволяющими эффективно влиять на рыночную ситуацию, должны являться следующие: ^регистрация вакантных мест; 2) регистрация безработных; 3)трудоустройство безработных и лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда, осуществление мониторинга; 5) распространение информации и рекламы; 6) тестирование лиц, желающих получить работу; 7) профессиональная ориентация и профессиональная подготовка безработных; 7) выплата пособий; 9) содействие реализации программ, способствующих эффективной занятости населения.

В большинстве развитых стран службы занятости и биржи труда являются государственными. Вместе с тем на рынке труда функционирует и большое число частных посреднических фирм, деятельность которых очень высока. В США, например, действует около 15 тысяч таких фирм.

Появление в России необходимого пока числа такого рода частных агентств, наряду с деятельностью государственных бирж труда имеет важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы.

В нынешней ситуации особое значение для регулирования рынка труда приобретает зарубежный опыт по созданию так называемых банков рабочих мест, оснащенных электронновычислительной техникой. В США такие банки начали создаваться на базе государственных бирж труда еще в конце 60-х г.г. В компьютерном центре такого банка собирается и пополняется информация о вакансиях на рабочие места и о предложении рабочей силы. Собранные сведения предоставляются как предпринимателям, так и безработным.

В более сложных системах такого рода осуществляется подбор претендентов под имеющиеся с помощью ЭВМ.

Как один из конструктивных вариантов регулирования рынка труда в странах Западной Европы рассматривается такой, при котором в периоды ухудшения экономической конъюнктуры предприниматели не увольняют работников, а переводят их на сокращенный рабочий день. При этом часть заработной платы (за неотработанное время) этим работникам выплачивает государство. Очевидно, что на такую финансовую поддержку требуется гораздо меньше финансовых средств из бюджета государства, чем на полную выплату пособий по безработице.

Реализация мероприятий и программ по регулированию рынка труда должна осуществляться через управленческую структуру, выстроенную и согласованную по вертикали и горизонтали. На региональном уровне эти функции пока разрозненно выполняют следующие структурные элементы:

- Государственная служба занятости (сбор информации о рыночной ситуации, оценка поведения потребителей рабочей силы, мониторинг безработицы, выплата пособий);

- частные службы или агентства (рекрутские структуры), осуществляющие обработку и анализ информации о спросе и предложении рабочей силы, разработку стратегических и тактических альтернатив удовлетворения спроса на рынке труда;

- управления трудовыми ресурсами при администрации региона (разработка территориально-отраслевых балансов рабочей силы, проведение маркетинговых исследований на рынке труда);

- региональный комитет по образованию (экспертиза и принятие стратегии по формированию потребительной стоимости товара рабочая сила, ориентированной на удовлетворение спроса потребителей);

- учреждения профессиональной подготовки всех уровней (формирование объема и структуры предложения товара рабочей силы на рынке труда);

- предприятия и организации региона, т.е. его хозяйственной комплекс (реализация маркетинговой стратегии на рынке труда).

Исследование и оценка сложившейся региональной системы менеджмента на рынке труда показывает ряд имеющихся диспропорций и недостатков: расплывчатость общего критерия оценки функционирования системы для приведения ее в конструктивный вид; организационная структура менеджмента слабо ориентирована на потребности покупателей рабочей силы и пока рассогласована; большое количество органов управления на уровне региона определяет нечеткую регламентацию в их компетенции и разобщенности воздействия на рыночные субъекты; противоречивость и запутанность в понимании и реализации статуса и компетенции региональных органов управления при взаимодействии с вышестоящими органами; слабость информационной системы, сильно влияющей на оперативность рыночного движения, несбалансированность спроса и предложения на рабочую силу во времени и пространстве.

Рынок сельскохозяйственного труда, специфичен, очень рассредоточен и труднодоступен, поэтому формирование подразделений, специализирующихся в этой сфере, - объективная необходимость и единственная возможность дальнейших рыночных преобразований [3].

Все управленческие решения, принимаемые на различных уровнях, реализуются в конечном счете на конкретном предприятии, где в современных условиях должен выстраиваться эффективный кадровый менеджмент, как важнейшая сторона предпринимательской деятельности. Без него усилия во всех сферах и на всех уровнях могут оказаться тщетными.

Мы присоединяемся к числу экономистов, которые полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств и методов, прямых и косвенных регулирующих воздействий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотханов Э.Б. Развитие центров оценки и повышения квалификации управленческих кадров / Материалы по изучению Чеченской Республики: Сб. науч. статей. Вып. 1. Назрань, 2007.

2. Болотханов Э.Б. Системный подход в формировании рынка труда и конкурентоспособности кадров аграрной сферы экономики / Материалы по изучению Чеченской Республики: Сб. науч. статей. Вып. 2. Назрань, 2006.

3. Морозова Н., Шорохов В. Мотивация труда в аграрной сфере // АПК: Экономика, управление. 2003. № 3.

БУРЬЯНОВА Н.В.

проблемы совершенствования методологии измерения БЕДНОСТИ И НЕРАВЕНСТВА

Система показателей статистики бедности обширна. Она дает возможность многосторонне и глубоко исследовать бедность населения и связанные с ней процессы его жизнедеятельности. Впервые официальная методология измерения бедности в России появилась в 1992 г. Эта методология предполагает определение абсолютной черты бедности (прожиточного минимума) на основе продовольственной корзины, обеспечивающей получение необходимых пищевых веществ, а также определенных расходов на продовольственные товары. В 2000 г. методология измерения бедности была уточнена: был введен нормативный подход к определению потребительской корзины, включающей как набор продовольственных товаров, так и непродовольственных.

Официальные оценки бедности рассчитываются Федеральной службой государственной статистики РФ (Росстат) на основе данных, полученных в ходе обследования бюджетов домашних хозяйств в виде имитационной модели, обеспечивающей соответствие агрегированным показателям на макроуровне. Всемирный банк (ВБ) отмечает повышение качества мониторинга бедности в России и одновременно отмечает ряд недостатков. Остановимся на некоторых из них. Это, прежде всего то, что в агрегированном показателе благосостояния

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.