Научная статья на тему 'Совершенствование механизма государственного регулирования рынка труда'

Совершенствование механизма государственного регулирования рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1538
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болотханов Э. Б.

Реализация мероприятий и программ по регулированию рынка труда должна осуществляться через управленческую структуру, выстроенную и согласованную по вертикали и горизонтали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма государственного регулирования рынка труда»

и функционирования регионального рынка информационных продуктов и услуг имеет наличие в регионе специализированных информационных центров, а также состояние материально-технической базы информационных услуг, развитие информационного и электронного предпринимательства.

Таким образом, в современном мире идет интенсивный процесс формирования информационного общества и связанный с ним процесс формирования экономики нового типа. Важнейшим элементом новой экономики является рынок информационных продуктов и услуг. В настоящее время функционирование рынка информационных продуктов и услуг является одним из основных условий экономического развития страны, региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Девяткова О.И. Формирование инфраструктуры эффективного функционирования малого предпринимательства: Дис. канд. экон. наук/ Тюменский ГУ. - Тюмень, 2000. 181. с. 153.

2. Игов Н. Информационное регулирование и экономическое развитие // Экономическая мысль. 1993. № 4. С. 15-22.

3. Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс /«Открытое общество». - М: Магистр, 2004. с. 21.

4. ТамбовцевВ.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. - М.: Изд-во МГУ, 1993. 127 с.

БОЛОТХАНОВ Э.Б.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Реализация мероприятий и программ по регулированию рынка труда должна осуществляться через управленческую структуру, выстроенную и согласованную по вертикали и горизонтали. На региональном уровне эти функции пока разрозненно выполняют следующие структурные элементы:

- государственная служба занятости (сбор информации о рыночной ситуации, оценка поведения потребителей рабочей силы, мониторинг безработицы, выплата пособий);

- частные службы или агентства (рекрутские структуры), осуществляющие обработку и анализ информации о спросе и предложении рабочей силы, разработку стратегических и тактических альтернатив удовлетворения спроса на рынке труда;

- управления трудовыми ресурсами при администрации региона (разработка территориально-отраслевых балансов рабочей силы, проведение маркетинговых исследований на рынке труда);

- региональный комитет по образованию (экспертиза и принятие стратегии по формированию потребительной стоимости товара рабочая сила, ориентированной на удовлетворение спроса потребителей);

- учреждения профессиональной подготовки всех уровней (формирование объема и структуры предложения товара рабочей силы на рынке труда);

- предприятия и организации региона, т.е. его хозяйственной комплекс (реализация маркетинговой стратегии на рынке труда).

Исследование и оценка сложившейся региональной системы менеджмента на рынке труда показывает ряд имеющихся диспропорций и недостатков:

- расплывчатость общего критерия оценки функционирования системы для приведения ее в конструктивный вид;

- организационная структура менеджмента слабо ориентирована на потребности покупателей рабочей силы и пока рассогласована;

- большое количество органов управления на уровне региона определяет нечеткую

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

регламентацию в их компетенции и разобщенности воздействия на рыночные субъекты;

- противоречивость и запутанность в понимании и реализации статуса и компетенции региональных органов управления при взаимодействии с вышестоящими органами;

- слабость информационной системы, сильно влияющей на оперативность рыночного движения, несбалансированность спроса и предложения на рабочую силу во времени и пространстве.

Можно констатировать, что структура системы менеджмента на региональном уровне организационно и методически функционирует очень слабо [1].

С нашей точки зрения, определилась необходимость в формировании соответствующей организационной структуры региональной системы менеджмента на рынке труда, которые даст возможность создать следующие условия и реализовать вполне определенные требования:

- реализация четкой целевой функции на достижение оптимального (по объему и структуре) соединения совокупной рабочей силы региона с материально-техническими и финансовыми ресурсами (капиталом) для достижения максимального удовлетворения каждого из участников и в экономическом (зарплата, доход), и социальном (статус, престиж, уровень жизни) требованиях;

- жесткая привязка организационной структуры регионального менеджмента к определенным функциям (уход от дублирования);

- четкая регламентация функций менеджмента между всеми элементами управленческой системы;

- формирование системы информационного обеспечения функционирования рынка труда.

Мы согласны с оценкой специалистов, которые утверждают, что сложившаяся форма управления на рынке труда - это наследие социалистической административно-командной системы, для которой было характерно жесткое вертикальное соподчинение и отсутствие условий для развития горизонтальных связей хозяйственных субъектов. В условиях переходного периода целесообразно ориентировать на маркетинговую структуру управления на региональном уровне. Она позволяет сформировать горизонтальную структуру менеджмента, которая базируется на договорных отношениях, предполагающих партнерство, взаимную выгоду и ответственность.

Создание горизонтальной структуры (договорной) будет не столько формой содействия рациональной занятости населения региона, сколько регламентирующим началом всей деятельности на местном рынке труда.

Такой подход позволяет создать условия формирования адаптированного организационно-экономического механизма взаимодействия всех структурных функциональных элементов (начиная с Государственной службы занятости и заканчивая школами), способствующих становлению и развитию регионального рынка труда [2].

Особенности данной концепции при реализации характеризуются тем, что не требуют формирования совокупности постоянных и временных органов управленческой системы, а опираются на уже сложившуюся (но несогласованную) структуру (службу занятости, агентства, школы, учебные заведения, предприятия и учреждения), которая должна выступать единым управленческим механизмом. При этом Государственная служба занятости является координирующим, методическим и организационным органом. В связи с этим она должна выполнять следующие функции (которые в настоящее время выполняются лишь частично):

- разработка стратегии и тактики деятельности всех субъектов рынка труда, его мониторинг, координация работы всех структурных элементов;

- методологическое, методическое и информационное обеспечение регионального рынка труда.

Нижестоящие структурные элементы, входящие в состав региональной системы менеджмента (учебные заведения, школы), - это элементы с другой функцией и компетенцией, т.е. являются сферой, где поэтапно формируются трудо- и конкурентоспособный работник.

Предприятия и организации, входящие в структуру менеджмента, вырабатывают и реализуют конкретные управленческие и маркетинговые решения для комплектования оптимального состава кадров и эффективного его использования.

Предложенная структура системы регионального менеджмента рынка труда представляет собой общую концепцию, но с нашей точки зрения, весьма конструктивную. Разработка конкретных подсистем менеджмента для каждого сегмента рынка труда (например, сельскохозяйственного) представляет собой на современном этапе самостоятельную сложную проблему.

Реализовать эту идею на рынке сельскохозяйственного труда региона и создать действующий механизм его функционирования можно только расширив сеть Государственной службы занятости, которая охватывала бы не только территорию городских поселений (как это имеет место сейчас), но и сельскую местность.

Рынок сельскохозяйственного труда, специфичен, очень рассредоточен и труднодоступен, поэтому формирование подразделений, специализирующихся в этой сфере, - объективная необходимость и единственная возможность дальнейших рыночных преобразований [3].

Все управленческие решения, принимаемые на различных уровнях, реализуются в конечном счете на конкретном предприятии, где в современных условиях должен выстраиваться эффективный кадровый менеджмент, как важнейшая сторона предпринимательской деятельности. Без него усилия во всех сферах и на всех уровнях могут оказаться тщетными.

Говоря о регулировании рынка труда, необходимо отметить, что оно должно рассматриваться в двух аспектах: на макроуровне и микроуровне. Макроуровень - это уровень государственного регулирования (вертикальное управление или воздействие). Микроуровень

- это местное (региональное) регулирование. По многим позициям стратегия и тактика регулирования на различных уровнях заметно отличается, поскольку макровлияние корректируется и дополняется в регионах с учетом местных социально-демографических и экономических особенностей развития.

Регулирование - это сложное воздействие и понятие особенно применительно к специфическому рынку труда и поэтому мы по считали необходимым дать ему в этой связи соответствующее определение. Отсюда, регулирование рынка труда - это система мероприятий и действий на всех уровнях, включающая оценку, планирование, прогнозирование, организацию и контроль, позволяющих оптимизировать процесс формирования спроса и предложения на рабочую силу с учетом изменения условий экономического развития территорий и отраслей.

В числе основных направлений государственного регулирования рынка труда на данном этапе можно выделить следующие мероприятия:

- по стимулированию уровня занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном статусе;

- по оказании помощи в увеличении числа рабочих мест вне государственного сектора (в основном малый и средний бизнес);

- по подготовке и переподготовке кадров;

- по содействию в найме рабочей силы;

- по социальному страхованию безработицы.

Все перечисленные выше программы государство пытается реализовать в основном через созданную государственную службу занятости населения. Вполне очевидно, что на начальном этапе ее деятельность пока остается малорезультативной и осуществляет в основном информационную и мониторинговую функции.

С практической точки зрения, указанные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования: налоговая, денежно-кредитная, инвестиционная политика государства. Кроме того, значительное влияние на рынок труда должно оказывать и законодательство -о трудовых отношениях, о социальном обеспечении, о равных гражданских правах и т.п. Следует заметить, что меры косвенного регулирования на рынке труда одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы посредством влияния на экономическую конъюнктуру в стране. Таким об-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

разом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных и организационных мер.

Если рассматривать ближайшую ретроспективу данной проблемы, то можно сказать, что в качестве концептуальной основы деятельности государство на рынке труда в странах рыночной ориентации многие годы (до конца 70-х г.г.) являлись модели сторонников активной государственной политики (кейнсианцы). В 80-90-х г.г. в экономическом регулировании стали превалировать идеи сторонников концепции «экономического предложения», которые стоят на позиции ограничения государственного вмешательства в экономику и определяющие безработицу, как естественное и добровольное явление, объяснение которому лежит в поведении самих работников. Опираясь на эту концепцию, американское правительство, например, в 80-х г.г. существенно урезало расходы на поддержание занятости населения.

Пример российского «реформирования» показывает, что безработица и инфляция могут приобретать не обратную, а прямую связь, т.е., несмотря на рост безработицы, цены продолжают расти. Это вызывает критику надежности как рыночного регулятора и с очевидностью свидетельствует, что российский рынок труда в переходный период развивается со своими специфическими особенностями, которые определяют своеобразную стратегию и тактику его регулирования.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает Государственная служба занятости. В идеале она должна представлять собой учреждение, осуществляющее оперативно и эффективно посреднические функции на рынке труда и охватывающие все регионы и субъекты Федерации. Пока желание не совпадают с возможностями и на уровне регионов сеть этой службы заметного влияния на конъюнктуру рынков труда не имеет. Государственная служба занятости плохо ориентируется в потребительских запросах и отсюда большие диспропорции в спросе и предложении рабочей силы, которые сохраняются длительное время вне какого-либо регулирующего воздействия. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, которое имело место в социалистической экономике и все же не было результативным, в настоящее время абсолютно невозможно. Причины такой ситуации кроятся в основном в отсутствии знаний и опыта работы при координально изменившихся трудовых отношениях.

Основными направлениями деятельности Государственной службы занятости, позволяющими эффективно влиять на рыночную ситуацию, должны являться следующие: ^регистрация вакантных мест; 2) регистрация безработных; 3)трудоустройство безработных и лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда, осуществление мониторинга; 5) распространение информации и рекламы; 6) тестирование лиц, желающих получить работу; 7) профессиональная ориентация и профессиональная подготовка безработных; 7) выплата пособий; 9) содействие реализации программ, способствующих эффективной занятости населения.

В большинстве развитых стран службы занятости и биржи труда являются государственными. Вместе с тем на рынке труда функционирует и большое число частных посреднических фирм, деятельность которых очень высока. В США, например, действует около 15 тысяч таких фирм.

Появление в России необходимого пока числа такого рода частных агентств, наряду с деятельностью государственных бирж труда имеет важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы.

В нынешней ситуации особое значение для регулирования рынка труда приобретает зарубежный опыт по созданию так называемых банков рабочих мест, оснащенных электронно-вычислительной техникой. В США такие банки начали создаваться на базе государственных бирж труда еще в конце 60-х г.г. В компьютерном центре такого банка собирается и пополняется информация о вакансиях на рабочие места и о предложении рабочей силы. Собранные сведения предоставляются как предпринимателям, так и безработным.

В более сложных системах такого рода осуществляется подбор претендентов под имеющиеся с помощью ЭВМ.

Как один из конструктивных вариантов регулирования рынка труда в странах Западной Европы рассматривается такой, при котором в периоды ухудшения экономической ко-

нъюнктуры предприниматели не увольняют работников, а переводят их на сокращенный рабочий день. При этом часть заработной платы (за неотработанное время) этим работникам выплачивает государство. Очевидно, что на такую финансовую поддержку требуется гораздо меньше финансовых средств из бюджета государства, чем на полную выплату пособий по безработице.

Мы присоединяемся к числу экономистов, которые полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств и методов, прямых и косвенных регулирующих воздействий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотханов Э.Б. Развитие центров оценки и повышения квалификации управленческих кадров / Материалы по изучению Чеченской Республики. Сб. науч. статей. Выпуск 1. -Назрань, 2007. С. 60-68.

2. Болотханов Э.Б. Системный подход в формировании рынка труда и конкурентоспособности кадров аграрной сферы экономики / Материалы по изучению Чеченской Республики. Сб. науч. статей. Выпуск 2. - Назрань, 2006. С. 92-97.

3. Морозова Н., Шорохов В. Мотивация труда в аграрной сфере //АПК: экономика, управление. 2003. № 3.

СТЕПАНОВА А.Е.

ИНВЕСТИЦИИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ -ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Будущее российской экономики определяется инновационным развитием. Только в этом случае Россия из государства, торгующего природными ресурсами, станет государством, в котором основой экономического роста будут научно-технические достижения.

Инновации есть результат деятельности по обновлению, преобразованию, приводящей к замене одних элементов сфер человеческой активности другими, либо дополнению уже имеющихся новыми, т.е. это преодоление инерции сложившегося порядка. Инновационная деятельность имеет общие закономерности: сначала определяются цели изменения, новшество разрабатывается, испытывается, осваивается производством, распространяется и, наконец, отмирает, исчерпав себя морально и физически.

Результатом инновационной деятельности выступает интеллектуальный продукт, который определить как результат деятельности в области духовного производства, предназначенный для удовлетворения потребностей (в товарной и не товарной форме) его потребителей. К интеллектуальному капиталу относятся:

- научно-техническая продукция, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции, модели (продукт фундаментальных исследований), изобретения, научные и конструкторские разработки, проекты, опытные образцы новой техники, новые изделия;

- продукция информатики - программный продукт, радио- и телепрограммы и др.;

- продукты культуры.

Интеллектуальный капитал - важнейший ресурс научно-технические достижения. Таким образом, интеллектуальный капитал создает материально обеспеченное существование, уверенность в завтрашнем дне. Интеллектуальный капитал - это нематериальный актив, без которого компания не может существовать, усиливая конкурентные преимущества. На развитие интеллектуального капитала постоянно оказывают влияния такие факторы как форсированное развитие науки и техники, динамика внешней среды, изменение спроса потребителей, новые предложения конкурентов и т.п. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом [5, с. 394].

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.