Научная статья на тему 'Стратегия и основные приоритеты развития экономики Дагестана в начале XXI в'

Стратегия и основные приоритеты развития экономики Дагестана в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия и основные приоритеты развития экономики Дагестана в начале XXI в»

в то время как природные запасы их ограничены. Вследствие чего ТЭК останется приоритетным потребителем инвестиций в регионе, хотя и удовлетворяет потребности региона в энергоносителях только на 45%.

Таблица 3

___________Динамика структуры инвестиций по отраслям производства РД______________

в % к общему объему инвестиций 1999г. в % к

1999 г. 1998 г. 1998 г. 1997 г.

Всего 100 100 90,8 35,1

в том числе:

промышленность 43,6 39,8 99,4 33,8

из нее:

электроэнергетика 31,2 25,7 111,3 65,5

топливная 9,6 10,4 84,5 29,9

легкая - 0,1 - -

пищевая 0,8 1,7 47,9 36,8

сельское хозяйство 11,4 7,2 144,2 61,2

транспорт 27,8 39,9 63,3 21,0

связь 1,3 1,9 60,8 в 5,3 р

строительство 0,9 0,6 145,9 0,3

Инвестиционный кризис в регионе наиболее ощутимо затронул агропромышленный и строительный комплексы, связь, пищевую промышленность.

Но и в ТЭК объемов инвестиций недостаточно даже для поддержания в прежнем размере объемов добычи нефти и газа.

Особенностью политэкономической ситуации структурных преобразований в экономике в Дагестане является наложение многонациональности, а именно этнических особенностей хозяйственного поведения. Последнее зависит и от генетических свойств, связанных с природно -экономическими факторами многовекового компактного проживания на замкнутых территориях, и от национальных традиций и специализации сел в длительный советский период, и от условий воспитания. Многие подотрасли экономики региона становятся постепенно этнически однородными. Например, выращивание яблок - это лезгинская специализация, а овцеводство становится занятием даргинцев и на территориях других сопредельных национальностей. Также формируется посельская специализация на родах занятий, и областях предпринимательства.

Кроме того, немаловажное значение имеют субъективные факторы. Ключевым вопросом в высоко дотируемых регионах является вопрос о доступе к распределению помощи центра. Этносы с более крепкими родственными связями получили преимущества при распределении сфер экономики региона в своеобразной клановораспределительной системе, каковую фактически представляет экономика региона с начала 90-х годов. В этих условиях стало вполне закономерно, что ключевые контролирующие экономические потоки посты в регионе занимают по сути представители только трех национальностей из титульных 12, а именно больше всего даргинцы (вторые по численности среди дагестанских народов), аварцы (первые по численности), лакцы (восьмые по численности).

Ахмедуев А.Ш., Аджиев А.Н., Сагидов Ю.Н.

Стратегия и основные приоритеты развития экономики Дагестана в начале XXI в.

Состояние и развитие экономики Дагестана неразрывно связаны с его историческими судьбами. Постоянные войны, агрессии как с Юга, так и Севера, связанные с ними разрушения и грабежи отбросили развитие экономики Дагестана на многие столетия. После присоединения к России Дагестан получил реальную возможность для самостоя-

тельного социально-экономического развития. Но эта возможность не была использована. В годы Советской власти, несмотря на периодическую помощь из федеративного и союзного центров экономики Дагестана оставалась зависимой и носила скрытой полуколониальный характер.

В настоящее время Дагестан является депрессивным регионом России. Его экономика и социальная сфера деградированы. Кризис основных отраслей экономики, начавшийся в 1970-1980 гг. и особенно интенсивно с 1991 г. продолжается и в настоящее время. Развитие экономики и создание производственного потенциала многие десятилетия отставали от роста населения. Природные и трудовые ресурсы используются неполностью и неэффективно, хроническая безработица достигает четверти экономически активного населения. В результате Дагестан резко отстает от России и её регионов по накопленному производственному потенциалу, по производству на душу населения валового регионального продукта, промышленной и сельскохозяйственной продукции, уровню жизни, потреблению продуктов питания и т.д.

Экономическое отставание и коллапс основных отраслей экономики привели к полной финансовой, продовольственной, энергетической и ресурсной зависимости Дагестана.

Создавшееся положение во многом было предопределено проводившейся органами власти Дагестана близорукой экономической политикой, односторонне ориентированной на императивы и помощь центральных органов власти России, что, с одной стороны, снижало планку ответственности органов власти и их руководителей, а с другой - не мобилизовало дагестанское общество на самостоятельное развитие за счет использования собственных ресурсов.

Республике нужна глубоко продуманная и научно-обоснованная стратегия, а также соответствующий механизм вывода экономики из кризиса, преодоления деградации отраслей материального производства и социальной сферы, их отставания от России в целом и её регионов, комплексного и сбалансированного развития всего народного хозяйства в начале XXI века.

1. Одним из решающих факторов вывода Республики из сегодняшнего социально-экономического кризиса, дальнейшего ее устойчивого и безопасного развития на рубеже веков следует считать обоснование и законодательное закрепление основных приоритетов и параметров развития народного хозяйства на предстоящий период, с учетом требований рыночной экономики и нового геополитического положения Дагестана в современном мире.

С учетом нынешнего состояния экономики в экономической стратегии надо ставить задачу достижения экономической независимости и самодостаточности Республики за счет полного и эффективного использования собственного производственного, природного и трудового потенциала.

Необходимо предусмотреть жесткие временные ориентиры выполнения такой задачи: на первом этапе (2001-2005 гг.) - достижение во всех отраслях народного хозяйства уровня производства предкризисного 1990 г., на втором этапе (2010 г.) - среднего уровня регионов Северного Кавказа и на третьем этапе (2020 г.) - среднероссийского уровня.

Для этого необходимо сохранить, реконструировать и максимально и использовать имеющиеся производственные мощности и планомерно наращивать высокими темпами потенциал всех отраслей народного хозяйства.

2. Создавшееся геополитическое положение, а также задача обеспечения экономической безопасности и самодостаточности диктуют необходимость коренных изменений в структуре народного хозяйства, превращения Дагестана из аграрно-промышленной в промышленно-аграрную Республику. Дагестан располагает всеми необходимыми для этого условиями и ресурсами.

Основу экономики Республики Дагестан должны составлять базовые отрасли - топливно-энергетический комплекс и машиностроение. Причем машиностроение следует ориентировать как на удовлетворение потребностей собственной перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, так и на российский и зарубежный рынки. Приоритетными должны быть как традиционные легкая и пищевая, так и другие современные трудоемкие и наукоемкие отрасли промышленности.

3. С учетом мировой практики и опыта собственной страны, весьма сложной экологической обстановки на территории Республики, а также необходимости обеспечения продовольственной безопасности населения, как основы национальной безопасности Дагестана, развитие агропромышленного комплекса (АПК) и в XXI веке должно оставаться одним из главных приоритетов государственной стратегии РД. Только на базе хорошо развитого сельского хозяйства, обеспечивающего продовольственную безопасность Республики, могут нормально развиваться другие отрасли АПК. Поэтому необходимо сохранить и наращивать аграрно-промышленный комплекс Республики, как основу дальнейшего экономического роста.

В сельском хозяйстве необходимо ставить и решать следующие стратегические задачи:

• обеспечение населения основными видами качественных продуктов питания собственного производства и преодоление продовольственной зависимости Республики;

• восстановление и эффективное использование имеющегося производственного потенциала, земли и других ресурсов сельскохозяйственного производства, приме-

нение современных технологий в земледелии, животноводстве, садоводстве, виноградарстве и других отраслях сельского хозяйства с целью повышения качества, снижения затрат т достижения рентабельности продукции;

• формирование и развитие принципиально новых форм организации сельского хозяйства и производственной инфраструктуры для его обслуживания с учетом того, что основными субъектами здесь должны выступать предприятия на кооперативных принципах организации, акционерные общества, индивидуальный частный производитель, фермерские хозяйства и т.д.;

• создание производственных мощностей и необходимой инфраструктуры для обеспечения сохранности, сбыта и переработки продукции сельского хозяйства;

• сохранение эффективной государственной поддержки производителей сельхозпродукции.

Исключительно острой и чрезвычайно важной является выработка обоснованной концепции в отношении традиционного отгонного животноводства в Республике. Даже в условиях функционирования крупных сельскохозяйственных предприятий (колхозов и совхозов) и весомой государственной поддержки отгонное животноводство было сопряжено с большими потерями, а в нынешних условиях оно скорее всего станет неэффективным. Отгонному животноводству в перспективе необходимо найти альтернативу, иначе одна из важнейших отраслей сельского хозяйства Дагестана не получит должного развития.

4. Одной из острейших проблем Дагестана является сложившаяся глубокая дифференциация районов и городов по уровню их экономического и социального развития. Выравнивание экономического положения и уровня жизни населения на различных территориях необходимо ставить как неотложную стратегическую задачу, так как ее решение для Республики имеет не только экономическое и социальное, но и политическое значение. В связи с этим для Дагестана важно стратегию социально-экономического развития строить в увязке с рациональным территориальным размещением производства в ориентацией на устранение резких различий и последующее равномерное социальноэкономическое развитие районов и городов.

5. Одно из самых тяжелых наследий прошлого столетия - хроническая безработица, достигающая почти четверти населения Дагестана. С этим во многом связан и низкий уровень жизни населения. Решению этих двух стержневых проблем, должна быть подчинена стратегия социально-экономического развития Дагестана на ближайшую и более отдаленную перспективу.

С позиций продуктивной занятости населения нужно строить как стратегию экономического развития в целом, так и определение приоритетных отраслей и производств, территориальное размещение производства, использование финансовых, материальных и природных ресурсов.

Конечной целью и вместе с тем важнейшим условием развития экономики является повышение уровня жизни населения. Достижение этой цели должно быть основным критерием оценки как самой экономической стратегии, так и результатов ее реализации в жизнь.

6. Создавшееся в экономике и социальной сфере Республики положение требует создания специального комплексного регионального хозяйственного механизма с использованием в полной мере механизма рынка, режима свободной экономической зоны, активного государственного регулирования. Составными элементами такого механизма должны быть среднесрочные и долгосрочные прогнозы, стратегии социально-экономического развития и экономической безопасности, комплексная программа социальноэкономического развития, режим свободной экономической зоны, рычаги государственного регулирования экономики и система управления государственным сектором.

Разработка и формирование регионального комплексного хозяйственного механизма является одной из важных задач и вместе с тем условием реализации стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан в XXI веке.

7. Сегодня нет альтернативы рыночной экономике, но вполне очевидно, что не всё, что делается в России по пути формирования хозяйственных механизмов, подходит для Дагестана. Проведенная в Республике согласно российским законодательным актам денационализация государственной собственности (приватизация) привела к обогащению узкого круга людей за счет обнищания основной массы населения. Необходимо тщательно проревизировать итоги приватизации госсобственности в Республике и исправить допущенные здесь грубые ошибки, в особенности, в перерабатывающей промышленности.

С учетом опыта развитых стран с рыночной экономикой, имеющих разные пропорции между государственной и частной собственностью, в Дагестане необходимо сохранить государственную собственность в жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства.

8. В целях расширения и укрепления доходной базы, снижения дефицита республиканского и местных бюджетов необходимо:

• провести инвентаризацию и полный учет налогоплательщиков всех категорий и их доходов;

• резко усилить работу по сбору налогов, а также ввести административную и уголовную ответственность за сокрытие доходов от налогообложения, несвоевременную уплату налогов и платежей во внебюджетные фонды;

• полностью национализировать производство и оптовую торговлю пищевого спирта и алкогольной продукции в Республике, ввести жесткий контроль за реализацией этой продукции, начислением и своевременной уплатой акцизов, налогов и других платежей;

• провести полную инвентаризацию, рыночную оценку и учет недвижимости, находящейся в частной собственности граждан, юридических лиц, общественных организаций и иных учреждений, обеспечить налогообложение этого имущества;

• с целью стимулирования развития доходной базы и рационального использования средств местных бюджетов определить и четко разграничить функции республиканского и муниципальных бюджетов, закрепить на длительный период (на 3-5 лет) распределение между ними доходов по всем видам налогов и платежей.

9. Для эффективного контроля за расходованием бюджетных средств и финансирования федеральных и республиканских целевых программ, а также инвестиционных проектов за счет средств Фонда развития создать Государственный банк развития Республики Дагестан. Под гарантию Правительства РД и под залог земельных участков и иной республиканской собственности (недвижимости) привлекать в этот банк сбережения населения и средства юридических лиц в различных формах и на выгодных для них условиях.

10. Для создания действенного механизма государственного регулирования экономики и управления государственным сектором необходимо:

• разработать и ввести в действие систему управления государственными и муниципальными предприятиями в условиях рыночной экономики;

• разработать систему и определить четкую структуру управления государственной и муниципальной собственностью, а также использованием природных ресурсов;

• создать государственный орган для реализации и мониторинга хода выполнения комплексной программы социально-экономического развития РД;

• для подготовки, обеспечения формирования и функционирования свободных экономических зон создать специальный орган с соответствующими полномочиями.

11. Ввиду чрезвычайного осложнения экономических и политических функций органов власти и невозможности совмещения этих двух функций в одной структуре власти считать целесообразным провести реструктуризацию республиканских органов исполнительной власти путем разграничения политических и экономических функций. Для государственного регулирования экономики и управления государственным секторов в рамках численности управленческого аппарата следует создать республиканский орган хозяйственного управления - Совет народного хозяйства Республики Дагестан.

На начальном этапе передать такому органу функции управления государственным сектором и регулирование экономики в промышленности и строительстве, а на следующем этапе - в других отраслях народного хозяйства Республики.

12. Реализация экономической стратегии, подъем экономики и уровня жизни населения возможно только при условии глубокого качественного преобразования всей системы власти, преодоления коррупции, безответственности и произвола в институтах власти, резкого повышения доверия к ним хозяйственников, предпринимателей, инвесторов и всего населения. Поэтому реструктуризация и очищение органов власти от антиобщественных элементов, усиление ее регулирующих экономических функций является одной из стержневых и первоочередных стратегических задач дагестанского общества.

Багомедов М.А.

К вопросу о проблеме макроэкономического регулирования пропорций

на уровне региона1

Почему проблема макроэкономического регулирования пропорций выносится нами на региональный уровень, хотя основные его инструменты налоги и учетная ставка по процентам находятся в распоряжении центра? Потому, что именно здесь на уровне региона реально определяется уровень жизни населения и в то же время остаются нерешенными основные вопросы дальнейшего развития: какую структуру экономики необходимо создать в регионе? какие новые структуры должны войти и какие новые взаимосвязи между составными частями экономики должны быть задействованы с помощью макроэкономического регулирования? а также какие сценарии развития возможны при

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект №00-06-80320а)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.