Научная статья на тему 'Экономический курс Дагестана в начале ХХI в'

Экономический курс Дагестана в начале ХХI в Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический курс Дагестана в начале ХХI в»

Сведения об авторах

135

Рецензия

Глубокий социально-экономический кризис в Республике Дагестан вызван макроэкономической ситуацией переходного периода в России и усугублен традиционной социальной депрессивностью региона. Реформы, которые в целом по России не приносят ожидаемых результатов, в этом регионе оборачиваются еще большими потерями общественного труда. К традиционным в России бюрократизму и неповоротливости в решении проблем здесь добавляются собственные ecтecтвенно-природные, этнические и исторические особенности. Эта бесперспективность движения в хвосте российских реформ вызывает необходимость поиска альтернативных вариантов вывода peгиона из состояния депрессии.

В настоящем сборнике отражены результаты исследований актуальных вопросов восстановления экономики региона, решения проблемы депрессивно-сти Дагестана и поиска путей дальнейшего развития рыночных отношений в регионе, проводимых учеными Института социально-зкономических исследований Дагестанского научного центра Российской Академии наук и других научных организаций и высших учебных заведений республики.

В нем рассматривается широкий круг вопросов экономики региона переходного периода, развития АПК. и других отраслей народного хозяйства, институциональные вопросы преобразований собственности, маркетинговой политики, социальные проблемы и другие теоретические основы продолжения реформ. Наряду с освещением характерных проблем кризиса в разных сферах и поиском практическою выхода из подобного состояния, во многих статьях содержатся теоретико-методологические положения, представляющие собой вклад авторов в дальнейшее развитие региональной науки. Информация и выводы многих статей представляют практический интерес для производственников, работников науки и государственных органов управления.

Содержание некоторых статей сборника носит постановочный характер, поскольку это первые публикации начинающих ученых. Выводы авторов зачастую носят дискуссионный характер и не всегда соответствуют позиции издателя.

Заслуженный экономист

Республики Дагестан, д.э.н. Петросянц В.З.

Ахмедуев А.Ш, Аджиев А.М, Сагидов Ю.Н.

Экономический курс Дагестана в начале XXI в.

Состояние и развитие экономики Дагестана неразрывно связаны с его историческими судьбами. Постоянные войны, агрессии как с Юга, так и с Севера, связанные с ними разрушения и грабежи отбросили развитие экономики Дагестана на многие столетия. После присоединения к России Дагестан получил реальную возможность для самостоятельного социально-экономического развития. Но эта возможность не была использована. В годы Советской власти, несмотря на периодическую помощь из федеративного и союзного центров, экономика Дагестана оставалась зависимой и носила скрытый полуколониальный характер.

В настоящее время Дагестан является депрессивным регионом России. Его экономика и социальная сфера деградированы. Кризис основных отраслей экономики, начавшийся в 1970-1980 гг. и особенно интенсивно с 1991 г. продолжается и в настоящее время. Развитие экономики и создание производственного потенциала многие десятилетия отставали от роста населения. Природные и трудовые ресурсы используются не полностью и неэффективно, хроническая безработица достигает четверти экономически активного населения. В результате Дагестан резко отстает от России и ее регионов по накопленному производственному потенциалу, по производству на душу населения валового регионального продукта, промышленной и сельскохозяйственной продукции, уровню жизни, потреблению продуктов питания и т.д.

Экономическое отставание и коллапс основных отраслей экономики привели к полной финансовой, продовольственной, энергетической и ресурсной зависимости Дагестана.

Создавшееся положение во многом было предопределено проводившейся органами власти Дагестана близорукой экономической политикой, односторонне ориентированной на помощь центральных органов власти России, что, с одной стороны, снижало планку ответственности органов власти и их руководителей, а с другой - не мобилизовало дагестанское общество на самостоятельное развитие за счет использования собственных ресурсов.

Республике нужна глубоко продуманная и научно-обоснованная стратегия, а также соответствующий механизм вывода экономики из кризиса, преодоления деградации отраслей материального производства и социальной сферы, их отставания от России в целом и ее регионов, комплексного и сбалансированного развития всего народного хозяйства в начале XXI века.

1. Одним из решающих факторов вывода Республики из сегодняшнего социально-экономического кризиса, дальнейшего ее устойчивого и безопасного развития на рубеже веков следует считать обоснование и законодательное закрепление основных приоритетов и параметров развития народного хозяйства на предстоящий период, с учетом требований рыночной экономики и нового геополитического положения Дагестана в современном мире.

С учетом нынешнего состояния экономики в экономической стратегии надо ставить задачу достижения экономической независимости и самодостаточности Республики за счет полного и эффективного использования собственного производственного, природного и трудового потенциала.

Необходимо предусмотреть жесткие временные ориентиры выполнения такой задачи: на первом этапе (1999-2001 гг.) - достижение во всех отраслях народного хозяйства уровня производства предкризисного 1990 г., на втором этапе (1005 г.) - среднего уровня регионов Северного Кавказа и на третьем этапе (1010 г.) - среднероссийского уровня.

Для этого необходимо сохранить, реконструировать и максимально использовать имеющиеся производственные мощности и планомерно наращивать высокими темпами потенциал всех отраслей народного хозяйства.

2. Создавшееся геополитическое положение, а также задача обеспечения экономической безопасности и самодостаточности диктуют необходимость коренных изменений в структуре народного хозяйства, превращения Дагестана из аграрно-промышленной в промышленно-аграрную Республику. Дагестан располагает всеми необходимыми для этого условиями и ресурсами.

Основу экономики Республики Дагестан должны составлять базовые отрасли - топливно-энергетический комплекс и машиностроение. Причем машиностроение следует ориентировать как на удовлетворение потребностей собственной перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, так и на российский и зарубежный рынки. Приоритетными должны быть как традиционные легкая и пищевая, так и другие современные трудоемкие и наукоемкие отрасли промышленности.

3. С учетом мировой практики и опыта собственной страны, весьма сложной экологической обстановки на территории Республики, а также необходимости обеспечения продовольственной безопасности населения, как основы национальной безопасности Дагестана, развитие агропромышленного комплекса (АПК) ныне и в XXI веке должно оставаться одним из главных приоритетов государственной стратегии РД. Только на базе хорошо развитого сельского хозяйства, обеспечивающего продовольственную безопасность Республики, могут нормально развиваться другие отрасли АПК. Поэтому необходимо сохранить и наращивать аграрно-промышленный комплекс Республики, как основу дальнейшего экономического роста.

В сельском хозяйстве необходимо ставить и решать следующие стратегические задачи:

- обеспечение населения основными видами качественных продуктов питания собственного производства и преодоление продовольственной зависимости Республики;

- восстановление и эффективное использование имеющегося производственного потенциала, земли и других ресурсов сельскохозяйственного производства, применение современных технологий в земледелии, животноводстве, садоводстве, виноградарстве и других отраслях сельского хозяйства с целью повышения качества, снижения затрат и достижения рентабельности продукции;

- формирование и развитие принципиально новых форм организации сельского хозяйства и производственной инфраструктуры для его обслуживания с учетом того, что основными субъектами здесь должны выступать предприятия на кооперативных принципах организации, акционерные общества, индивидуальный частный производитель, фермерские хозяйства и т.д.;

- создание производственных мощностей и необходимой инфраструктуры для обеспечения сохранности, сбыта и переработки продукции сельского хозяйства;

- сохранение эффективной государственной поддержки производителей сельхозпродукции. Исключительно острой и чрезвычайно важной является выработка обоснованной концепции в отношении традиционного отгонного животноводства в Республике. Даже в условиях функционирования крупных сельскохозяйственных предприятий (колхо-

зов и совхозов) и весомой государственной поддержки отгонное животноводство было сопряжено с большими потерями, а в нынешних условиях оно скорее всего станет невозможным и неэффективным. Отгонному животноводству необходимо найти альтернативу, иначе одна из важнейших отраслей сельского хозяйства Дагестана не получит должного развития.

4. Одной из острейших проблем Дагестана является сложившаяся глубокая дифференциация районов и городов по уровню их экономического и социального развития. Выравнивание экономического положения и уровня жизни населения на различных территориях необходимо ставить как неотложную стратегическую задачу, так как ее решение для Республики имеет не только экономическое и социальное, но и политическое значение. В связи с этим для Дагестана важно стратегию социально-экономического развития строить в увязке с рациональным территориальным размещением производства с ориентацией на устранение резких различий и последующее равномерное социально-экономическое развитие районов и городов.

5. Одна из самых тяжелых наследий уходящего столетия - хроническая безработица, достигающая почти четверти населения Дагестана. С этим во много связан и низкий уровень жизни населения. Решению этих двух стержневых проблем, должна быть подчинена стратегия социально-экономического развития Дагестана на ближайшую и более отдаленную перспективу.

С позиций продуктивной занятости населения нужно строить как стратегию экономического развития в целом, так и определение приоритетных отраслей и производств, территориальное размещение производства, использование финансовых, материальных и природных ресурсов.

Конечной целью и вместе с тем важнейшим условием развития экономики является повышение уровня жизни населения. Достижение этой цели должно быть основным критерием оценки как самой экономической стратегии, так и результатов ее реализации в жизнь.

6. Создавшееся в экономике и социальной сфере Республики положение требует создания специального комплексного регионального хозяйственного механизма с использованием в полной мере механизма рынка, режима свободной экономической зоны, активного государственного регулирования. Составными элементами такого механизма должны быть среднесрочные и долгосрочные прогнозы, стратегии социально-экономического развития и экономической безопасности, комплексная программа социально-экономического развития, режим свободной экономической зоны, рычаги государственного регулирования экономики и система управления государственным сектором.

Разработка и формирование регионального комплексного хозяйственного механизма является одной из важных задач и вместе с тем условием реализации стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан в XXI веке.

7. Сегодня нет альтернативы рыночной экономике, но вполне очевидно, что не всё, что делается в России по пути формирования хозяйственных механизмов, подходит для Дагестана. Проведенная в Республике согласно российским законодательным актам денационализация государственной собственности (приватизация) привела к обогащению узкого круга людей за счет обнищания основной массы населения. Необходимо тщательно проревизировать итоги приватизации госсобственности в Республике и исправить допущенные здесь грубые ошибки, в особенности, в перерабатывающей промышленности.

С учетом опыта развитых стран мира с рыночной экономикой, имеющих разные пропорции между государственной и частной собственностью, в Дагестане, даже вопреки некоторым общероссийским законодательным актам, необходимо сохранить государственную собственность в жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства, с некоторым ограничением частной собственности на землю, в особенности на ее куплю - продажу.

8. В целях расширения и укрепления доходной базы, снижения дефицита республиканского и местных бюджетов необходимо:

- провести инвентаризацию и полный учет налогоплательщиков всех категорий и их доходов;

- резко усилить работу по сбору налогов, а также ввести административную и уголовную ответственность за сокрытие доходов от налогообложения, несвоевременную уплату налогов и платежей во внебюджетные фонды;

- полностью национализировать производство и оптовую торговлю пищевого спирта и алкогольной продукции в Республике, ввести жесткий контроль за реализацией этой продукции, начислением и своевременной уплатой акцизов, налогов и других платежей;

- провести полную инвентаризацию, рыночную оценку и учет недвижимости, находящейся в частной собственности граждан, юридических лиц, общественных организаций и иных учреждений, обеспечить налогообложение этого имущества;

- с целью стимулирования развития доходной базы и рационального использования средств местных бюджетов определить и четко разграничить функции республиканского и муниципальных бюджетов, закрепить на длительный период (на 3-5 лет) распределение между ними доходов по всем видам налогов и платежей.

9. Для эффективного контроля за расходованием бюджетных средств и финансирования «Федеральной целевой Программы стабилизации социально-экономического развития Республики Дагестан до 2001 года», а также инвестиционных проектов за счет средств Фонда развития создать Государственный банк развития Республики Дагестан. Под гарантию Правительства РД и под залог земельных участков и иной республиканской собственности (недвижимости) привлекать в этот банк сбережения населения и средства юридических лиц в различных формах и на выгодных для них условиях.

10. Для создания действенного механизма государственного регулирования экономики и управления государственным сектором необходимо:

- разработать и ввести в действие систему управления государственными и муниципальными предприятиями в условиях рыночной экономики;

- разработать систему и определить четкую структуру управления государственной и муниципальной собственностью, а также использованием природных ресурсов;

- создать государственный орган для реализации и мониторинга хода выполнения комплексной программы социально-экономического развития РД;

- для подготовки, обеспечения формирования и функционирования свободных экономических зон создать специальный орган с соответствующими полномочиями.

Ввиду чрезвычайного осложнения экономических и политических функций органов власти и невозможности совмещения этих двух функций в одной структуре власти считать целесообразным провести реструктуризацию республиканских органов исполнительной власти путем разграничения политических и экономических функций. Для государственного регулирования экономики и управления государственным сектором в рамках численности управленческого аппарата следует создать республиканский орган хозяйственного управления - Совет народного хозяйства Республики Дагестан.

На начальном этапе передать такому органу функции управления государственным сектором и регулирование экономики в промышленности и строительстве, а на следующем этапе - в других отраслях народного хозяйства Республики.

11. Реализация экономической стратегии, подъем экономики и уровня жизни населения возможно только при условии глубокого качественного преобразования всей системы власти, преодоления коррупции, безответственности и произвола в институтах власти, резкого повышения доверия к ним хозяйственников, предпринимателей, инвесторов и всего населения. Поэтому реструктуризация и очищение органов власти от антиобщественных элементов, усиление ее регулирующих экономических функций является одной из стержневых и первоочередных стратегических задач дагестанского общества.

Мирзоева О. А.

Дагестан: реалии действительности и социально-экономическая стабилизация

Республика Дагестан является важным узлом стратегических интересов России, служит гарантом сохранения северокавказских республик в составе Федерации.

Вступив вместе с Российской Федерацией на путь политических и социально-экономических преобразований, Республика сделала значительный шаг в решении проблем становления демократии, реформирования экономики, духовного развития общества, утверждения принципов местного самоуправления.

Дагестан - регион экономических контрастов. Весь производственный потенциал республики, его агропромышленные возможности сосредоточены в плоскостных и предгорных районах. Горная часть республики не имеет достаточно развитых промышленных и аграрных структур, которые бы обеспечили ей самостоятельное выживание в условиях рынка. Натуральные формы хозяйствования, слабо развитая производственная и социальная инфраструктура (отсутствие дорог, информационных коммуникаций, объектов приложения труда и т.п.) крайне неблагоприятны для становления рыночных форм хозяйствования.

В настоящее время экономика Республики Дагестан находится в кризисном состоянии. По итогам 1997 г. объем продукции промышленности составил менее 20 %, объем продукции сельского хозяйства - 34 %, объем инвестиций в основной капитал - 43 % от соответствующих показателей 1990 г. Не является исключением и 1998 год.

Дагестан относится к депрессионным территориям, имеет высокие темпы спада производства, что характерно для всех сфер региона, низкий уровень доходов населения и высокую безработицу. Все это приводит к необходимости пользоваться субвенциями федеральных властей во все возрастающих размерах. Следует отметить, что до начала реформирования в республике был бездотационный бюджет, чему способствовала рентабельная работа предприятий ВПК и АПК.

Финансовая система образует важную сферу социально-экономического устройства общественной жизни республики, которая посредством денежных средств обслуживает обращение товаров и услуг. Республиканская финансовая система выполняет важные функции в социально-экономическом функционировании региона и в то же время является органической частью единой финансовой системы России и прежде всего во многом связана финансовыми отношениями с прилегающими весьма сложными кавказскими регионами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.