Научная статья на тему 'Стратегия и инновационное развитие на телекоммуникационном рынке'

Стратегия и инновационное развитие на телекоммуникационном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мхитарян Юрий Иванович

Одним из ключевых процессов, характеризующих мировое развитие на рубеже XX-XXI вв. стал переход от индустриального общества к информационному. В XXI веке пришло четкое понимание мир принципиально изменился, изменились критерии, структуры и способы оценки экономики, факторы и движущие силы ее развития. По мнению автора, стратегия развития телекоммуникационного рынка должна обеспечить инновационное развитие на телекоммуникационном рынке, сделать его локомотивом развития экономики, внести концептуальные изменения в основы социально-экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия и инновационное развитие на телекоммуникационном рынке»

РЕГУЛИРОВАНИЕ

В

□ В

ваа

ваа

□в

в

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

Стратегия

и инновационное развитие

на телекоммуникационном рынке

Одним из ключевых процессов, характеризующих мировое развитие на рубеже ХХ-ХХ1 вв. стал переход от индустриального общества к информационному.

В XXI веке пришло четкое понимание - мир принципиально изменился, изменились критерии, структуры и способы оценки экономики, факторы и движущие силы ее развития. Стратегия развития телекоммуникационного рынка должна обеспечить его инновационное развитие, сделать его локомотивом развития экономики, внести концептуальные изменения в основы социальноэкономического развития страны.

Ю.И. МХИТАРЯН,

генеральный директор НП СРО «СтройСвязьТелеком», председатель Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий Национального объединения строителей, д.э.н, академик МАКТи МАИ

Лет двадцать лет назад мало кто мог представить себе, что скорость развития экономики, ее адаптивность в условиях кризисов станут более значимыми, чем объем ВВП и численность населения, а понятие качество будет применяться к услугам органов государственного и местного управления. Также вряд ли можно было бы предположить, что образование и наука приобретут большее значение, чем запасы природных ресурсов, и что появится новая уникальная группа продуктов - инфокоммуникационные услуги, которые хотя и не найдут в 2011 г. отражения в общероссийском классификаторе, но будут иметь большое значение для развития экономики страны.

Что же произошло в экономике за это время? Если в результате промышленной революции (совокупности технических, экономических и социальных изменений) центр экономической деятельности переместился из «первичного» (сельскохозяйственного) сектора во «вторичный» (индустриальный), то в результате информационной революции он сместился в четвертый сектор, который выделился из третичного (сферы услуг) в самостоятельный сектор.

От степени развития четвертого сектора экономики, связанного с созданием, переработкой, хранением и продвижением информации, теперь во многом зависит конкурентоспособность и безопасность национальных экономик.

Телекоммуникации, став неотделимой частью информационных технологий (ИТ), выступают в роли локомотива развития современной экономики. Уровень их развития, скорость доступа к национальным, мировым информационным ресурсам во многом определяют полноту принимаемых управленческих решений, состояние экономики страны и т.д. Более того, телекоммуникации сделали невероятное: они «размыли» национальные границы, значительно сократили время доступа к мировым ресурсам, обеспечили доступ к интеллектуальным ресурсам, независимо от национальной принадлежности. Инфотелекоммуника-ционный ресурс и его использование сегодня имеют большее значение, чем в свое время имело развитие транспортных средств (от строительства железных дорог до освоения космоса).

Нынешнее состояние экономики страны свидетельствует о больших возможностях в совершенствовании государственной политики, повышении конкурентоспособности и безопасности национальной экономики и необходимости ее инновационного развития. Причем это относится не только к каждой отдельной организации, но и ко всему телекоммуникационному сегменту, поскольку именно ИКТ имеют большое значение для обеспечения конкурентоспособности экономики.

Современная экономика требует постоянного повышения квалификации и образования населения, развития научных, в том числе экспертных, услуг, совершенствования государственной политики.

Исследования зарубежного опыта показывают, что активными факторами инновационного развития в первую очередь выступают:

^ государственная политика;

^ высокий уровень технологического, интеллектуального, организационного потенциала;

^ востребованность инновационной активности государственных и хозяйствующих субъектов;

^ институциональная основа общества (нормы, сложившиеся ценности, законодательство).

В какой мере эти факторы реализуются на телекоммуникационном рынке? Телекоммуникации развиваются значительно успешнее многих других сегментов национальной экономики [1], но требуют столь же внимательного рассмотрения для выработки определенных рекомендаций. Обратимся к конкретным фактам.

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций в отрасли связи составлял в 2010 г. примерно 12%, что несколько выше, чем в других отраслях экономики (рис.

1, здесь и далее используется данные Роскомстата) приблизительно на 1,5-2% , но имеет тенденцию к понижению.

Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в их общем объеме за последние десять лет также имеет тенденции к снижению (рис. 2).

14

век| КАЧЕСТВА № 4 • 2011

г

□г

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ

□ С

а

Динамика инновационной активности организаций связи, определяемая соотношением затрат на технологические инновации к общему объему услуг, за последние десять лет также имеет тенденцию к снижению - с 12% в 2000 г. до 2,5-3% в 2010 г. (рис. 3).

Эти данные свидетельствуют о том, что, во-первых, инновационная активность организаций связи находится вне государственного регулирования (этим процессам необходимо уделять должное внимание), а во-вторых, на телекоммуникационном рынке не созданы условия, обеспечивающие инновационную активность организаций и предприятий.

По данным Роскомстата, удельный вес организаций связи, занимающихся технологическими инновациями, существенно выше, чем удельный вес предприятий, осуществляющих организационные и маркетинговые инновации. Вместе с тем, в отрасли связи положение несколько лучше, чем в других отраслях экономики (рис. 4).

Существенное опережение технологических инноваций отражает определенный крен в системе управления. Кроме того, это свидетельствует о возможностях повышения конкурентоспособности и эффективности организаций связи за счет более активного проведения организационных и маркетинговых инноваций. Руководители предприятий должны уделять серьезное внимание этому процессу, наряду с оценкой состояния систем управления с учетом показателей уровня инновационной активности. Практика подтверждает, что в компаниях существует острая необходимость в системном решении этих вопросов.

Следует отметить, что примеры и факты, свидетельствующие об инновационной активности организаций, во многом выявляются в результате проводимой аналитической работы. Причем важно ориентироваться не только на внутренний анализ, но и привлекать внешний аудит как для объективной оценки сложившейся ситуации, так и для получения рекомендаций, направленных на повышение инновационной активности компаний, а следовательно, их доходности и конкурентоспособности.

Для решения этих вопросов специалистами НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» разработана методика и создан центр оценки инновационной активности. Центр готов помочь организациям в оценке своей инновационной активности, программ инновационного развития, а также в их разработке.

Отметим, что если сохранится наблюдавшаяся на протяжении последних 10 лет динамика удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, на уровне 10-12% (при относительном их снижении в общем объеме), то к 2020 г. предполагается и выдвигается в качестве цели их значительное увеличение - в 4-5 раз и доведение их доли до 40-50% от общего числа организаций [2].

Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, на уровне 40-50% полностью соответствует сегодняшней ситуации в передовых странах. Несмотря на предполагаемые прогрессивные изменения [2], в прогнозах заложено также технологическое и организационное отставание. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в развитых странах за последние десять лет неизменно возрастала, причем она будет расти и в будущем. Следовательно, для обеспечения успешного развития отечественной экономики должны принципиально измениться подходы к государственной политике. При этом важно изменить стратегическое мышление и достичь ясности в целях и путях их достижений.

Как обеспечивается развитие российского рынка связи и ИТ?

Современная экономика должна восприниматься и оцениваться как экономика информационного общества. Доля отрасли ИКТ в ВВП в 2000 г. составляла 3,1, в 2009 г. - 4,6%, в 2010 г. - 4,0%. К 2010 г. доля ИКТ в Великобритании, Италии, США и Франции колебалась от 5,0 до 8,0% от объемов ВВП. Однако ориентироваться на относительные показатели, не принимая во внимание абсолютные цифры ВВП той или иной страны (а они значительно выше, особенно при сопоставлении ВВП и численности населения), не совсем корректно, особенно при определении того, каким по объему должен быть рынок ИКТ.

В рейтинге Всемирного экономического форума 2011 г. позиции нашей страны улучшились на три пункта, и среди 138 стран мира Россия заняла 77 место. Рейтинг составлялся на основе 12 показателей. Интерес представляет анализ этих показателей, ведь они отражают факторы, сдерживающие развитие рынка ИКТ и, соответственно, экономики информацион-

20%

5%

0%

15 ,3% 0%

13 1(1 1% №13 4%э^% ,1%10 ,%1 ¡,Й%^ 4% ’

9, 5% 1С ,3% а,; 9, I 1

ископаемых, обрабатываю щие производства, производство и распределение эл-энергии, газа и воды

Рис. 1. Динамика удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации в общем количестве организаций

20%

18%

16%

14%

12%

10%

8%

6%

4%

2%

0%

_______

---—---

- Добыча полезных ’гЯщ ископаемых.

обрабатывающие производства, производство -сО' -Г? -Г? и распределение

электроэнергии, газа и воды

Рис. 2. Динамика удельного веса инновационных товаров, работ и услуг в их общем объеме

12%

10%

8%

6%

4%

2%

0%

11 < ш— {

\

\ 6 ?%5,. 1%

А% 5%2 - 1%

- 1% 1> 1% 5% 1 !% ^ £%1,>

обрабатывающие производства, производство и распределение эл-

Рис. 3. Динамика инновационной активности организаций

□Добыча полезных ископаемых, о 6 ра 6а ты в а ю и*1 е производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Рис. 4. Сравнительные данные инноваций: технологических (1), организационных (2), маркетинговых (3)

ного общества. Скажем, по развитию законодательной базы мы занимаем 111-е место, по административным барьерам - 127-е, по средним затратам на установку стационарного телефона - 135-е место из 138 стран.

Эти данные говорят о том, что экономика продолжает носить затратный характер, хотя и имеются значительные резервы по повышению ее конкурентоспособности. На данном этапе успешное развитие экономики зависит во многом от того, насколько этому будут способствовать законодательство, государственная политика по регулированию телекоммуникационного рынка, а также сведение к минимуму административных барьеров.

Таким образом, важнейшими задачами инновационного развития на телекоммуникационном рынке являются совершенствование государ-

№ 4 • 2011 ВеК| КАЧЕСТВА

15

в

ЕН

РЕГУЛИРОВАНИЕ ван КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ва в

ственной политики и повышение инновационной активности организаций. Результат должен привести к сокращению затрат на единицу произведенной продукции, изменению технологической, организационной и маркетинговой политики организаций.

Информационное общество отличается от индустриального не только возрастанием ценности информации и значения ИКТ и услуг во всех сферах человеческой деятельности, но и созданием принципиально новых технологических возможностей доступа как к интеллектуальным, так и ко многим другим ресурсам независимо от местонахождения.

Уровень развития информационного общества во многом зависит от обеспечения широкого доступа к ИКТ и информационным ресурсам. Путь к информационному обществу лежит через формирование культуры, традиции применения информационных технологий и услуг. Он также предполагает формирование национальной информационной политики, определяющей стратегические цели и план их достижений. А они должны соответствовать поставленным задачам - опережать те цели, которые к 2020 г. предполагают достигнуть передовые страны Европейского союза. Это станет возможным, если создать условия для развития направлений, обеспечивающих формирование информационного общества.

Одна из особенностей информационного общества по сравнению с индустриальным - быстрота развития экономики. Поэтому, если не предпринять необходимые меры и усилия, то запаздывание на 10-15 лет не сократится В своем развитии мы начинаем проигрывать на этапе целеполагания, осмысления происходящего, выработки адекватных программных мер. Например, основополагающие положения построения информационного общества были одобрены в США, Европейском союзе, странах Восточной и Южной Азии в начале 1990-х гг.; Декларация принципов построения информационного общества была принята Организацией объединенных наций в 2003 г.; Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации - в 2008 г., а Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» - в 2010 г. [2-5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие информационного общества в стране не рассматривается как основа социально-экономического развития, как необходимая составляющая инновационного развития экономики, переосмысления концепции социально-экономического развития до 2020 г. [6]. В государственной программе Российской Федерации [3] среди задач, для решения которых она разрабатывалась, нет пункта, касающегося обеспечения конкурентоспособности России, качества услуг, высокого уровня доступности к Интернет-ресурсам, как нет и перечня мер по развитию законодательной базы и устранению административных барьеров.

Это не умаляет значения достижений, полученных в результате развития телекоммуникационного рынка, принятых программных документов, определяющих правовую основу и влияющих на построение информационного общества [1].

Очевидно, что Россия имеет большие перспективы развития. Однако следует учитывать и тот факт, что растет конкуренция между странами, поэтому нет иной возможности, кроме как принять сложившиеся правила и применять их в интересах национальной экономики с учетом горького исторического опыта интеграции страны в мировую экономику. Но сегодня в этом стратегически важном для развития экономки направлении серьезные вопросы, связанные с национальной безопасностью и конкурентоспособностью.

Приведенный выше анализ показывает, что сложившаяся система управления требует изменений. Важно именно сейчас перейти к другим организационным формам управления, поскольку существующая система этого не обеспечивает. Стратегия развития информационного общества должна быть положена в основу концепции долгосрочного социально-экономического развития и стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. В стране должен быть один государственный орган, ответственный за создание информационного общества, наделенный надлежащими полномочиями и ответственностью. В качестве такого органа наиболее целесообразно рассматривать Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

Следует признать необходимость принципиального изменения концептуальных основ построения информационного общества и обратиться

к научной общественности для выработки новой стратегии для принципиального изменения положения страны в координатах мировой экономики.

Выводы

1. Информационная революция сместила центр деятельности экономики. В этой ситуации отрасль связи и ИТ становится локомотивом информационной экономики и важным направлением, обеспечивающим ее успешное развитие.

2. В условиях формирования информационной экономики принципиально меняется концепция подхода к обеспечению инновационного развития экономики и телекоммуникационного сегмента, а также государственная политика и институциональная основа общества.

3. Рост инновационной активности организаций, повышение устойчивости развития экономики могут быть обеспечены принципиальными изменениями в государственной политике, созданием условий, реально содействующих развитию сегмента телекоммуникаций и ИТ на уровне наиболее развитых стран.

4. Важно обеспечить изменение стратегического мышления, целепо-лагание, отношение к факторам, обуславливающим успешное развитие в информационной экономике. В настоящее время в нашей стране формирование информационного общества не рассматривается как важнейшая составляющая инновационного развития экономики, повышения ее конкурентоспособности. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. должна стать основой, обеспечивающей построение информационного общества в стране.

5. Особое место в области развития информационно-коммуникационных технологий и услуг занимают технологии, обеспечивающие доступ пользователей к сети Интернет. В мировой практике в наиболее успешно развивающихся странах доступ пользователей к сети, мировым и национальным информационным ресурсам рассматривается как первостепенная задача. Свобода и равный доступ к сети Интернет стали равнозначными понятиями. В документах, регламентирующих политику в сегменте телекоммуникаций и ИТ, уделяется недостаточное внимание вопросам обеспечения доступа к Интернету, мировым, национальным информационным ресурсам для того, чтобы соответствовать уровню развития передовых стран.

6. Программа [3] должна быть дополнена разделами, назначение которых - существенное снижение административных барьеров, изменение законодательной базы, повышение качества услуг и доступности Интернет-ресурсов. Все это необходимо для обеспечения развития телекоммуникационного сегмента и инновационной активности организаций, приведение их уровня в соответствие с достижениями передовых стран.

7. Важно по-новому подойти к рассмотрению концептуальных основ построения общества, поставив во главу угла концепции долгосрочного социально-экономического и инновационного развития до 2020 г., стратегию развития информационного общества в стране для обеспечения прорыва в области телекоммуникационного сегмента и превращения отрасли ИКТ в локомотив современной экономики. Необходимо определить один государственный орган, ответственный за создание информационного общества, с наделением его надлежащими полномочиями. Таким органом могло бы стать Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. ■

Литература

1. Доклад Министра связи и массовых коммуникаций РФ на расширенном заседании коллегии Министров 11 мая 2011 г. // http://old.minsvyaz.ru/.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия - 2020».

3. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011--2020 годы)», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07 февраля 2008 г. № Пр-212.

5. Декларация принципов «Построение информационного общества -- глобальная задача в новом тысячелетии». Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества, г. Женева, 2003 г.; г. Тунис, 2005 г. ^Б), 10/12/2003.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009).

16

ВеК КАЧЕСТВА № 4 • 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.