Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ'

СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / RUSSIA / THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT / DRUG-RELATED CRIMINALITY / COUNTERACTION / ANTI-NARCOTIC POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ролик Александр Иванович

В статье рассматриваются вопросы современной антинаркотической политики России; условия, структура и динамика наркопреступности в ДВФО России. Особое внимание уделено анализу мер противодействия наркопреступности в ДВФО, путям противодействия ее распространения среди подрастающего поколения. Автор пытается определить современные пути кооперирования между Россией и странами АТР в целях предотвращения наркопреступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national anti-narcotic policy strategy in Russia and counteraction against drug-related criminality in the Far Eastern Federal District of RF

The article considers the problems of currect anti-narcotic policy of Russia and the conditions, the structure and the dynamics of drug-related criminality in the Far Eastern Federal District of Russia. A special attention is paid to the analysis of measures against drug-related criminality in the Far East of Russia, of ways and means of counteraction against this kind of antisocial activities. The author of the article also tries to define modern ways of cooperation between law-enforcement bodies of Russia and the ones of the Pacific Region countries in the field of prevention of drug-related criminality.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ»

ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ВЛАСТЬ

СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

А.И. Ролик*

Наркомания и деятельность транснациональных организованных наркогруппировок Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Президентом страны 12.05.2009 г., отнесены к основным источникам угроз национальной безопасности. При этом отмечается, что обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будет способствовать снижение уровня организованной преступности и наркомании [1].

Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) имеет стратегическое для России значение с точки зрения транспортно-коммуникационной инфраструктуры, выхода на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). На побережье региона расположено более 30 морских портов, обеспечивающих непосредственный выход в страны АТР. Среди них наибольшее значение имеют 10 крупных портов, осуществляющих круглогодичную навигацию. Транзитно-перевалочные функции в основном выполняют 4 порта, имеющие прямой выход на Транссибирскую и Байкало-Амурскую железнодорожные и автомобильные магистрали: Ванино, Владивосток, Восточный, Находка. Доля транзитных грузов в них превышает 80% от общего грузооборота, так как через эти порты проходит главный внешнеторговый грузопоток России в страны АТР.

Внешняя граница территории округа включает в себя:

— пограничные государства по суше — КНР (664 км), КНДР (17 км);

— пограничные государства по морю — Япония (194 км), КНДР (39 км), США (49 км). Общая протяженность морской границы — 282 км;

— пограничное государство по реке — КНР (1839 км), пограничное государство по озеру — КНР (71 км);

— протяженность границы с нейтральными водами — 23 000 кв. км [2].

Географическое и геополитическое расположение ДВФО, его значительная территория, все виды границ огромной протяженности, разветвленная транспортная инфраструктура, в том числе международного значения, а

* Ролик Александр Иванович — кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, доцент кафедры уголовного права ДВГУ, г. Владивосток.

также протекающие в нем социально-экономические процессы обусловливают особенности наркоситуации, которая в последние годы характеризуется стабильно высокими уровнями наркопреступности и наркозаболеваемости, значительно превышающими среднероссийские показатели [3]. В 2004 г. в округе зарегистрировано 20624 больных наркоманией, в 2005 г. — 20162, в 2006 г. — 19457, в 2007 г. — 19020., в 2008 г. — 19021. В 2009 г. зарегистрировано 18 483 больных, что составило 270,0 в расчете на 100 тыс. населения. 47% зарегистрированных в округе больных наркоманией проживает в Приморском крае, 20,6% — в Хабаровском крае, 16% — в Амурской области.

Особенностью округа является то, что доля состоящих на учете опийных наркоманов составляет порядка 52% (Россия — 87%). Это обусловлено как удаленным от основного наркотрафика географическим положением, так и наличием значительных естественных ареалов произрастания дикорастущей конопли, которая служит основным сырьем для производства наркотических средств каннабис-ного ряда (марихуана, гашиш, гашишное масло). На территорию округа приходится свыше трети изымаемых в стране гашиша и гашишного масла, при том, что его население составляет лишь 4,6% от численности населения России.

Расширение производства наркотиков каннабисного ряда в ДВФО тесно связано с ростом активности наркогруппировок и кризисным состоянием сельскохозяйственных районов южной части Дальнего Востока, где наркомания и наркобизнес из криминальной проблемы переросли в социальное явление. Незаконное культивирование конопли и последующая ее продажа оптовым наркодиллерам остается зачастую единственным способом для сельских жителей получить средства к существованию.

Состояние наркопреступности в ДВФО характеризуется следующими основными показателями. В 2004 г. зарегистрировано 10171 наркопреступление, в 2005 г. — 11183, в 2006 г. — 13469, в 2007 г. — 15335, в 2008 г. — 14121, в 2009 г. — 13 688 наркопреступлений. По итогам 2009 г. уровень наркопреступности в округе составил 211,0 наркопреступлений на 100 тыс. населения, что в 1,3 раза превышает среднероссийский показатель.

Высокому уровню наркопреступности соответствует и устойчивый рост количества судебных решений, вынесенных по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также числа лиц, осужденных за эти преступления. В 2004 — 2009 гг. в округе таких приговоров вынесено свыше 60 тысяч. Сейчас практически каждый седьмой осужденный отбывает срок за наркопреступление. Указанные цифры свидетельствуют о повышенной степени криминализации ДВФО в области незаконного оборота наркотиков, что оказывает влияние на обстановку, связанную с их контрабандой.

Наибольшую долю среди наркотиков, находящихся в нелегальном обороте в округе, занимают наркотические средства каннабисного ряда местного производства, что объясняется наличием благоприятных климатических условий, способствующих распространению южно-манчжурской конопли, значительные участки естественного произрастания которой расположены в

Амурской и Еврейской автономной областях, Хабаровском и Приморском краях. Помимо сбора дикорастущей конопли, здесь широко распространено ее незаконное культивирование с целью производства и последующей реализации марихуаны и гашишного масла.

Присутствие морской границы и незамерзающих портов, откуда ежегодно отправляется рыбодобывающий флот на промысел в Берингово, Японское и Охотское моря, влияют на распространение контрабанды наркотиков каннабисного ряда. Как правило, члены экипажей судов контрабандно вывозят наркотики для личного потребления. Однако встречаются факты, когда члены экипажей судов выступают в роли наркокурьеров для контрабандного перемещения наркотиков каннабисного и опийного ряда в Японию и другие страны АТР. Контрабанде наркотиков в ДВФО способствуют и факторы социально-экономического характера, связанные с большим количеством въезжающих на территорию округа трудовых мигрантов из государств Средней Азии и Закавказья. Низкий уровень жизни в этих республиках является основной причиной переезда на Дальний Восток России граждан этих государств и увеличения численности представителей азербайджанских, казахских, таджикских, узбекских и киргизских этнических диаспор, традиционно вовлеченных в контрабанду наркотиков и их незаконный оборот.

При этом происходит, по нашему мнению, сращивание миграционных потоков с наркогенными, а миграционная ситуация становится все более критической в силу её неурегулированности и отсутствия оптимальных механизмов контроля [4]. При этом масштабы незаконной миграции постоянно увеличиваются, что во многом связано с упрощением и либерализацией миграционного законодательства. В миграционные процессы активно включаются и преступные элементы, которые на своей исторической родине оказываются в сложном положении в силу преследования их правоохранительными органами либо по иным причинам, включая внутренние конфликты в преступной среде. В связи с трудностями обустройства на новых местах проживания в России мигранты становятся весьма доступными для втягивания их в наркобизнес, то есть являются потенциальным резервом преступного мира, так как организованные наркогруппировки заинтересованы в привлечении выходцев из наркоопасных регионов в качестве наркокурьеров либо рядовых сбытчиков. Среди стран СНГ лидирующее положение по сращиванию миграционных потоков с наркотрафиками принадлежат Узбекистану, Таджикистану, Азербайджану, выходцы из которых занимаются ввозом в ДВФО наркотиков опийной группы, прежде всего опия и героина.

Согласно статистическим данным, степень влияния миграционных потоков на уровень наркопреступности, в частности, в Приморском крае — самом экономически развитом и густонаселенном субъекте округа, обусловливается совершением иностранцами и лицами без гражданства чаще всего таких преступлений, как кражи, грабежи, разбои, присвоение имущества, под-

делка документов. Незаконный оборот наркотиков составляет в общем их числе около 21-23%.

Таким образом, среди мигрантов прослеживается тенденция совершения именно этой категории преступлений, что позволяет говорить о своего рода их преступной специализации. При сравнении степени криминальной активности в совершении наркопреступлений среди местного населения Приморья из числа российских граждан и среди мигрантов можно утверждать, что уровень криминальной активности среди мигрантов выше, чем среди местного населения. Доля наркопреступлений в общем количестве регистрируемых уголовно наказуемых деяний, совершаемых местными жителями, не превышает 8% против 23%, совершаемых мигрантами, что позволяет сделать вывод о первоначальной нацеленности определенной группы мигрантов на совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Основным внешним фактором, влияющим на наркоситуацию в ДВФО, является непосредственная близость Китая, где активно производятся новые виды синтетических наркотиков и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие вещества, оборот которых в России запрещен. Существующее различие в классификации подконтрольных наркотических средств и психотропных веществ в России и Китае, разница в их стоимости, а также безвизовый порядок пересечения государственной границы членами туристических групп используются транснациональной наркопреступностью для организации каналов контрабандного ввоза в Россию из КНР наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

В настоящее время на российском Дальнем Востоке таможенными и правоохранительными органами регулярно выявляются факты контрабандного ввоза из Китая наркотических средств опийного и каннабисного ряда, а также метамфета-минов и МДМА («экстази»). Отмечается также рост числа фактов контрабандного перемещения в Россию легально производимых в КНР медицинских препаратов, содержащих в своем составе подконтрольные в РФ сильнодействующие вещества, в основном сибутрамин, фенфлюрамин, фенобарбитал, псевдоэфедрин. Как известно, эфедрин и псевдоэфедрин являются прекурсорами для изготовления таких синтетических наркотиков, как метамфетамин и эфедрон. Данный вид контрабанды остается самым распространенным как среди российских туристов, так и граждан Китая, въезжающих в Россию по различным каналам.

Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, транспортных средств и пассажиров, пересекающих государственную границу России в ДВФО, осуществляется на 16 таможнях и 55 таможенных постах Дальневосточного таможенного управления ФТС России. В 2004-2009 гг. таможенными органами в ДВФО было выявлено и пресечено свыше 1700 попыток незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров, основная часть которых относится к контрабанде этих веществ из КНР. По данным фактам правоохранительными органами возбуждено свыше 300 уголовных дел по ст. 188

УК РФ. В этот же период таможнями в ДВФО осуществлено 1140 изъятий наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, 959 (84,1%) из которых приходится на ввоз подконтрольных веществ в Российскую Федерацию, 178 (15,6% — на вывоз). Около 60% изъятий, ввозимых на территорию России наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ осуществляется на таможенном посту «Пограничный» в Приморском крае. На таможенные посты «Полтавка» в Приморском крае и «Благовещенский» в Амурской области приходится по 10% осуществленных изъятий, таможенный пост «Матвеевский» — 6%.

В большинстве случаев ввоз наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ осуществляется автомобильным (42%) или железнодорожным (41,7%) транспортом. На водном транспорте произведено 12% изъятий. Из общего числа 87% пресеченных фактов контрабанды связано с ввозом подконтрольных веществ с территории КНР, 6,7% — КНДР. В качестве перевозчиков выступают граждане КНР (63,4%), Российской Федерации (25,3%), КНДР (6,7%), Вьетнама (1,6%). Среди предметов изъятия преобладают псевдоэфедрин (42,2%), фенобарбитал (15,5%), теофедрин (10,9%), диазепам (6,8%). В 2008 г. увеличились изъятия сибутрамина, удельный вес которых среди предметов конфиската составил 21,3%. Структура изъятий на различных таможенных постах существенно отличается друг от друга. Так, на Благовещенском таможенном посту в 71% случаев изымался фенобарбитал. На таможенном посту «Пограничный» чаще всего изымался псевдоэфедрин (51,3%), теоэфедрин (18,5%), фенобарбитал (10,9%). На таможенном посту «Полтавка» преобладают изъятия псевдоэфедрина (65,3%), «Матвеевский» — диазепама (82,3%).

Из 178 изъятий, осуществленных при выезде граждан за пределы РФ, 89,8% факторов приходится на водный транспорт. Как правило, у членов судовых экипажей изымается гашишное масло (54,5%), гашиш (14,6%), марихуана (8,4%), предназначенные для личного употребления во время нахождения в морских экспедициях. Из указанного числа в г. Владивостоке проведено 33,7% изъятий, в г. Находке — 16,9%, в г. Корсакове — 12,9%, в г. Пе-тропавловске-Камчатском — 10,7% [5].

Анализ методов незаконного перемещения сильнодействующих веществ в Россию из КНР показывает, что основными из них являются: сокрытие СДВ от таможенного контроля; недекларирование и непредъявление таможенному контролю; декларирование СДВ не под своим наименованием.

При этом применяются следующие способы перемещения:

— сокрытие от таможенного контроля с использованием труднодоступных мест среди действующих агрегатов морского транспорта;

— сокрытие среди предметов ручной клади;

— в карманах одежды, надетой на перевозчика; на теле путем крепления скотчем; внутри коробок с продуктами питания;

— путем подмены упаковок лекарственных препаратов либо самих лекарств, ввоз которых на территорию России разрешен.

Традиционным способом контрабанды СДВ остается использование тайников в машинах, осуществляющих перевозки грузов (запасное колесо, топливный бак, инструментальный ящик, спальное место, конструктивные и искусственно созданные полости в раме и контейнере, система охлаждения). В последние годы все чаще применяются новые способы перемещения наркотических средств и сильнодействующих веществ через китайско-российскую границу, к которым, в частности, можно отнести маркировку СДВ наименованиями разрешенных к обороту лекарственных препаратов, а также наименованиями, затрудняющими идентификацию данных препаратов.

В качестве наркокурьеров активно используются так называемые «по-могайки», то есть граждане России, привлекаемые за плату для перемещения небольших партий товаров, необлагаемых таможенными пошлинами; проститутки, осуществляющие свою деятельность на территории Японии, Республики Корея, Китая; водители автотранспортных средств; члены экипажей морских судов; пассажиры, следующие за рубеж по паспортам моряков.

С учетом складывающейся обстановки правоохранительными органами округа проводится комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на противодействие контрабанде наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. В приграничных субъектах РФ для координации деятельности созданы постоянно действующие межведомственные рабочие группы, в состав которых входят представители территориальных органов ФСКН России, МВД России, ФТС России. В целях своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки в сфере контрабанды подконтрольных веществ, установления лиц, причастных к их незаконному перемещению через таможенную границу, между территориальными органами наркоконтроля и таможенными органами налажена система постоянного обмена информацией. На плановой основе осуществляются проверки грузового и пассажирского потока на таможенных пунктах пропуска с использованием служебно-розыскных собак. В целях предупреждения правонарушений, связанных с незаконным перемещением через государственную границу России наркотиков и СДВ, на пограничных пунктах пропуска и по-гранпереходах размещена информация о запрете к провозу на территорию России медицинских препаратов и биологически активных добавок, содержащих указанные средства и вещества. Туристические фирмы уведомляются о необходимости включения в соглашения с клиентами информации о запрете ввоза в Россию наркотических средств и сильнодействующих веществ.

Территориальными органами ФСКН России в приграничных субъектах РФ установлены тесные рабочие отношения с правоохранительными органами КНР и организована совместная работа по пресечению деятельности международных преступных группировок, занимающихся контрабандными по-

ставками наркотиков из КНР на территорию России. При этом имеются примеры результативного взаимодействия с компетентными органами сопредельных государств.

Так, Управлением ФСНК России по Амурской области в 2005-2006 гг. совместно с оперативным подразделением Управления общественной безопасности провинции Хэйлунцзян и округа Хэйхэ проведена совместная разработка транснациональной преступной группировки. Она завершилась крупномасштабной операцией по задержанию на территории нескольких провинций КНР и Амурской области 27 её активных участников (24 гражданина КНР и 3 гражданина РФ). Расследование уголовных дел получило в КНР и России широкий общественный резонанс, неоднократно освещалось местными и центральными СМИ. В результате пресечения данного канала контрабанды имел место трехкратный скачок цен на китайские синтетические наркотики на территории г. Благовещенска. Управлением ФСКН России по Приморскому краю совместно с Главным отрядом по борьбе с наркотиками ДОБ провинции Хэй-лунцзян КНР в апреле 2005 г. ликвидирован крупный канал контрабанды из КНР в Приморский край сильнодействующих веществ. В ходе совместной операции были изъяты рекордные партии метилэфедрина. При этом на территории КНР изъято более 900 кг этого сильнодействующего вещества, задержано 14 членов организованной преступной группы, обнаружено оружие российского производства и боеприпасы к нему, а в г. Уссурийске изъято в тайнике ещё 330 тыс. таблеток из этой же партии эфедрина.

Говоря о контрабанде наркотиков, следует отметить, что правоохранительными органами в Дальневосточном федеральном округе регистрируются факты контрабанды не только из КНР, но и из других государств АТР. Так, в 2008 г. УФСБ России по Приморскому краю, Дальневосточной оперативной таможней во взаимодействии с Таможенной службой Республики Корея проведена международная контролируемая поставка, в результате которой во Владивостоке из незаконного оборота изъято 898 таблеток МДМА («экстази»), следовавших из Гонконга транзитом через Южную Корею. На Дальнем Востоке России присутствует и потенциальная опасность наркоугрозы со стороны КНДР. В частности, поступающая в правоохранительные органы информация свидетельствует о возможности ввоза на территорию России метамфетамина, производящегося в КНДР, под названием «Голубой лед». Однако пока фактов уголовно наказуемой контрабанды наркотиков из КНДР правоохранительными органами в Дальневосточном федеральном округе не выявлялось.

В настоящее время в РФ разработана новая стратегия государственной антинаркотической политики, направленная на обуздание наркоагрессии, снижение спроса на наркотики и их предложения. В соответствии с претворением в жизнь ее основных направлений предполагается внесение изменений в действующее законодательство. В частности, рекомендуется выделение контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействую-

щих и ядовитых веществ в самостоятельный состав преступления; введения дополнительных квалифицирующих признаков преступлений, связанных с оборотом наркотиков, в том числе уточнения объемов наркотических средств и психотропных веществ, применяемых в качестве квалифицирующих признаков. Серьезной мерой по предупреждению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков может стать дифференциация ответственности лиц, виновных в правонарушениях, связанных с наркотиками, с сохранением строгих мер наказания за наиболее опасные деяния и введением лечения как замены наказания для лиц, совершивших малозначительные деяния.

Данные и другие меры изложены в Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации [6], одобренной Государственным антинаркотическим комитетом 26 июня 2009 г., а также получили всестороннее рассмотрение на заседании Совета безопасности Российской Федерации 8 сентября 2009 г. по вопросу «Совершенствование государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков». Как указал в своем вступительном слове при открытии заседания Президент Российской Федерации, Председатель Совета Безопасности Российской Федерации Д.А.Медведев, «омоложение состава потребителей наркотиков — это действительно реальная угроза для безопасности нашей страны, самый серьёзный вызов здоровью нации, нашей демографической ситуации, и без того крайне сложной, и в целом моральному состоянию всего общества» [7]. Принятые на заседании Совета Безопасности Российской Федерации решения предусматривают комплекс мер уголовно-правового, медицинского, профилактического характера и положены в основу реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Российская газета. 2009. № 88.

2. Здесь и далее в статье используются статистические и аналитические данные Управления Аппарата Государственного антинаркотического комитета по Дальневосточному федеральному округу и Управления ФСКН России по Приморскому краю.

3. Ролик А.И., Романова Л.И., Федоров А.В. Современная наркопреступность: криминологические, уголовно-политические и уголовно-правовые аспекты. Владивосток, 2009.

4. Репецкая А.Л. Миграция и региональная преступность: характеристика и проблемы борьбы (по материалам одного криминологического исследования) // Криминологический журнал. 2007. № 1-2. С. 48-49; Конституционно-правовые основы миграционной политики России и стран АТР Владивосток, 2010.

5. Статистические сведения приведены в соответствии с базой данных «Федеральная таможенная служба. Изъятие наркотических средств и психотропных веществ», входящей в Единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, формируемый ФСКН России.

6. Концепция Государственной антинаркотической политики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fskn.gov.ru

7. Вступительное слово Д.А. Медведева на заседании Совета Безопасности по вопросу «Совершенствование государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков» 08.09.2009г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/news/471 .html.

8. СЗ РФ. 2010. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.