ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ВЛАСТЬ
СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
А.И. Ролик*
Наркомания и деятельность транснациональных организованных наркогруппировок Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Президентом страны 12.05.2009 г., отнесены к основным источникам угроз национальной безопасности. При этом отмечается, что обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будет способствовать снижение уровня организованной преступности и наркомании [1].
Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) имеет стратегическое для России значение с точки зрения транспортно-коммуникационной инфраструктуры, выхода на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). На побережье региона расположено более 30 морских портов, обеспечивающих непосредственный выход в страны АТР. Среди них наибольшее значение имеют 10 крупных портов, осуществляющих круглогодичную навигацию. Транзитно-перевалочные функции в основном выполняют 4 порта, имеющие прямой выход на Транссибирскую и Байкало-Амурскую железнодорожные и автомобильные магистрали: Ванино, Владивосток, Восточный, Находка. Доля транзитных грузов в них превышает 80% от общего грузооборота, так как через эти порты проходит главный внешнеторговый грузопоток России в страны АТР.
Внешняя граница территории округа включает в себя:
— пограничные государства по суше — КНР (664 км), КНДР (17 км);
— пограничные государства по морю — Япония (194 км), КНДР (39 км), США (49 км). Общая протяженность морской границы — 282 км;
— пограничное государство по реке — КНР (1839 км), пограничное государство по озеру — КНР (71 км);
— протяженность границы с нейтральными водами — 23 000 кв. км [2].
Географическое и геополитическое расположение ДВФО, его значительная территория, все виды границ огромной протяженности, разветвленная транспортная инфраструктура, в том числе международного значения, а
* Ролик Александр Иванович — кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, доцент кафедры уголовного права ДВГУ, г. Владивосток.
также протекающие в нем социально-экономические процессы обусловливают особенности наркоситуации, которая в последние годы характеризуется стабильно высокими уровнями наркопреступности и наркозаболеваемости, значительно превышающими среднероссийские показатели [3]. В 2004 г. в округе зарегистрировано 20624 больных наркоманией, в 2005 г. — 20162, в 2006 г. — 19457, в 2007 г. — 19020., в 2008 г. — 19021. В 2009 г. зарегистрировано 18 483 больных, что составило 270,0 в расчете на 100 тыс. населения. 47% зарегистрированных в округе больных наркоманией проживает в Приморском крае, 20,6% — в Хабаровском крае, 16% — в Амурской области.
Особенностью округа является то, что доля состоящих на учете опийных наркоманов составляет порядка 52% (Россия — 87%). Это обусловлено как удаленным от основного наркотрафика географическим положением, так и наличием значительных естественных ареалов произрастания дикорастущей конопли, которая служит основным сырьем для производства наркотических средств каннабис-ного ряда (марихуана, гашиш, гашишное масло). На территорию округа приходится свыше трети изымаемых в стране гашиша и гашишного масла, при том, что его население составляет лишь 4,6% от численности населения России.
Расширение производства наркотиков каннабисного ряда в ДВФО тесно связано с ростом активности наркогруппировок и кризисным состоянием сельскохозяйственных районов южной части Дальнего Востока, где наркомания и наркобизнес из криминальной проблемы переросли в социальное явление. Незаконное культивирование конопли и последующая ее продажа оптовым наркодиллерам остается зачастую единственным способом для сельских жителей получить средства к существованию.
Состояние наркопреступности в ДВФО характеризуется следующими основными показателями. В 2004 г. зарегистрировано 10171 наркопреступление, в 2005 г. — 11183, в 2006 г. — 13469, в 2007 г. — 15335, в 2008 г. — 14121, в 2009 г. — 13 688 наркопреступлений. По итогам 2009 г. уровень наркопреступности в округе составил 211,0 наркопреступлений на 100 тыс. населения, что в 1,3 раза превышает среднероссийский показатель.
Высокому уровню наркопреступности соответствует и устойчивый рост количества судебных решений, вынесенных по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также числа лиц, осужденных за эти преступления. В 2004 — 2009 гг. в округе таких приговоров вынесено свыше 60 тысяч. Сейчас практически каждый седьмой осужденный отбывает срок за наркопреступление. Указанные цифры свидетельствуют о повышенной степени криминализации ДВФО в области незаконного оборота наркотиков, что оказывает влияние на обстановку, связанную с их контрабандой.
Наибольшую долю среди наркотиков, находящихся в нелегальном обороте в округе, занимают наркотические средства каннабисного ряда местного производства, что объясняется наличием благоприятных климатических условий, способствующих распространению южно-манчжурской конопли, значительные участки естественного произрастания которой расположены в
Амурской и Еврейской автономной областях, Хабаровском и Приморском краях. Помимо сбора дикорастущей конопли, здесь широко распространено ее незаконное культивирование с целью производства и последующей реализации марихуаны и гашишного масла.
Присутствие морской границы и незамерзающих портов, откуда ежегодно отправляется рыбодобывающий флот на промысел в Берингово, Японское и Охотское моря, влияют на распространение контрабанды наркотиков каннабисного ряда. Как правило, члены экипажей судов контрабандно вывозят наркотики для личного потребления. Однако встречаются факты, когда члены экипажей судов выступают в роли наркокурьеров для контрабандного перемещения наркотиков каннабисного и опийного ряда в Японию и другие страны АТР. Контрабанде наркотиков в ДВФО способствуют и факторы социально-экономического характера, связанные с большим количеством въезжающих на территорию округа трудовых мигрантов из государств Средней Азии и Закавказья. Низкий уровень жизни в этих республиках является основной причиной переезда на Дальний Восток России граждан этих государств и увеличения численности представителей азербайджанских, казахских, таджикских, узбекских и киргизских этнических диаспор, традиционно вовлеченных в контрабанду наркотиков и их незаконный оборот.
При этом происходит, по нашему мнению, сращивание миграционных потоков с наркогенными, а миграционная ситуация становится все более критической в силу её неурегулированности и отсутствия оптимальных механизмов контроля [4]. При этом масштабы незаконной миграции постоянно увеличиваются, что во многом связано с упрощением и либерализацией миграционного законодательства. В миграционные процессы активно включаются и преступные элементы, которые на своей исторической родине оказываются в сложном положении в силу преследования их правоохранительными органами либо по иным причинам, включая внутренние конфликты в преступной среде. В связи с трудностями обустройства на новых местах проживания в России мигранты становятся весьма доступными для втягивания их в наркобизнес, то есть являются потенциальным резервом преступного мира, так как организованные наркогруппировки заинтересованы в привлечении выходцев из наркоопасных регионов в качестве наркокурьеров либо рядовых сбытчиков. Среди стран СНГ лидирующее положение по сращиванию миграционных потоков с наркотрафиками принадлежат Узбекистану, Таджикистану, Азербайджану, выходцы из которых занимаются ввозом в ДВФО наркотиков опийной группы, прежде всего опия и героина.
Согласно статистическим данным, степень влияния миграционных потоков на уровень наркопреступности, в частности, в Приморском крае — самом экономически развитом и густонаселенном субъекте округа, обусловливается совершением иностранцами и лицами без гражданства чаще всего таких преступлений, как кражи, грабежи, разбои, присвоение имущества, под-
делка документов. Незаконный оборот наркотиков составляет в общем их числе около 21-23%.
Таким образом, среди мигрантов прослеживается тенденция совершения именно этой категории преступлений, что позволяет говорить о своего рода их преступной специализации. При сравнении степени криминальной активности в совершении наркопреступлений среди местного населения Приморья из числа российских граждан и среди мигрантов можно утверждать, что уровень криминальной активности среди мигрантов выше, чем среди местного населения. Доля наркопреступлений в общем количестве регистрируемых уголовно наказуемых деяний, совершаемых местными жителями, не превышает 8% против 23%, совершаемых мигрантами, что позволяет сделать вывод о первоначальной нацеленности определенной группы мигрантов на совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Основным внешним фактором, влияющим на наркоситуацию в ДВФО, является непосредственная близость Китая, где активно производятся новые виды синтетических наркотиков и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие вещества, оборот которых в России запрещен. Существующее различие в классификации подконтрольных наркотических средств и психотропных веществ в России и Китае, разница в их стоимости, а также безвизовый порядок пересечения государственной границы членами туристических групп используются транснациональной наркопреступностью для организации каналов контрабандного ввоза в Россию из КНР наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
В настоящее время на российском Дальнем Востоке таможенными и правоохранительными органами регулярно выявляются факты контрабандного ввоза из Китая наркотических средств опийного и каннабисного ряда, а также метамфета-минов и МДМА («экстази»). Отмечается также рост числа фактов контрабандного перемещения в Россию легально производимых в КНР медицинских препаратов, содержащих в своем составе подконтрольные в РФ сильнодействующие вещества, в основном сибутрамин, фенфлюрамин, фенобарбитал, псевдоэфедрин. Как известно, эфедрин и псевдоэфедрин являются прекурсорами для изготовления таких синтетических наркотиков, как метамфетамин и эфедрон. Данный вид контрабанды остается самым распространенным как среди российских туристов, так и граждан Китая, въезжающих в Россию по различным каналам.
Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, транспортных средств и пассажиров, пересекающих государственную границу России в ДВФО, осуществляется на 16 таможнях и 55 таможенных постах Дальневосточного таможенного управления ФТС России. В 2004-2009 гг. таможенными органами в ДВФО было выявлено и пресечено свыше 1700 попыток незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров, основная часть которых относится к контрабанде этих веществ из КНР. По данным фактам правоохранительными органами возбуждено свыше 300 уголовных дел по ст. 188
УК РФ. В этот же период таможнями в ДВФО осуществлено 1140 изъятий наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, 959 (84,1%) из которых приходится на ввоз подконтрольных веществ в Российскую Федерацию, 178 (15,6% — на вывоз). Около 60% изъятий, ввозимых на территорию России наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ осуществляется на таможенном посту «Пограничный» в Приморском крае. На таможенные посты «Полтавка» в Приморском крае и «Благовещенский» в Амурской области приходится по 10% осуществленных изъятий, таможенный пост «Матвеевский» — 6%.
В большинстве случаев ввоз наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ осуществляется автомобильным (42%) или железнодорожным (41,7%) транспортом. На водном транспорте произведено 12% изъятий. Из общего числа 87% пресеченных фактов контрабанды связано с ввозом подконтрольных веществ с территории КНР, 6,7% — КНДР. В качестве перевозчиков выступают граждане КНР (63,4%), Российской Федерации (25,3%), КНДР (6,7%), Вьетнама (1,6%). Среди предметов изъятия преобладают псевдоэфедрин (42,2%), фенобарбитал (15,5%), теофедрин (10,9%), диазепам (6,8%). В 2008 г. увеличились изъятия сибутрамина, удельный вес которых среди предметов конфиската составил 21,3%. Структура изъятий на различных таможенных постах существенно отличается друг от друга. Так, на Благовещенском таможенном посту в 71% случаев изымался фенобарбитал. На таможенном посту «Пограничный» чаще всего изымался псевдоэфедрин (51,3%), теоэфедрин (18,5%), фенобарбитал (10,9%). На таможенном посту «Полтавка» преобладают изъятия псевдоэфедрина (65,3%), «Матвеевский» — диазепама (82,3%).
Из 178 изъятий, осуществленных при выезде граждан за пределы РФ, 89,8% факторов приходится на водный транспорт. Как правило, у членов судовых экипажей изымается гашишное масло (54,5%), гашиш (14,6%), марихуана (8,4%), предназначенные для личного употребления во время нахождения в морских экспедициях. Из указанного числа в г. Владивостоке проведено 33,7% изъятий, в г. Находке — 16,9%, в г. Корсакове — 12,9%, в г. Пе-тропавловске-Камчатском — 10,7% [5].
Анализ методов незаконного перемещения сильнодействующих веществ в Россию из КНР показывает, что основными из них являются: сокрытие СДВ от таможенного контроля; недекларирование и непредъявление таможенному контролю; декларирование СДВ не под своим наименованием.
При этом применяются следующие способы перемещения:
— сокрытие от таможенного контроля с использованием труднодоступных мест среди действующих агрегатов морского транспорта;
— сокрытие среди предметов ручной клади;
— в карманах одежды, надетой на перевозчика; на теле путем крепления скотчем; внутри коробок с продуктами питания;
— путем подмены упаковок лекарственных препаратов либо самих лекарств, ввоз которых на территорию России разрешен.
Традиционным способом контрабанды СДВ остается использование тайников в машинах, осуществляющих перевозки грузов (запасное колесо, топливный бак, инструментальный ящик, спальное место, конструктивные и искусственно созданные полости в раме и контейнере, система охлаждения). В последние годы все чаще применяются новые способы перемещения наркотических средств и сильнодействующих веществ через китайско-российскую границу, к которым, в частности, можно отнести маркировку СДВ наименованиями разрешенных к обороту лекарственных препаратов, а также наименованиями, затрудняющими идентификацию данных препаратов.
В качестве наркокурьеров активно используются так называемые «по-могайки», то есть граждане России, привлекаемые за плату для перемещения небольших партий товаров, необлагаемых таможенными пошлинами; проститутки, осуществляющие свою деятельность на территории Японии, Республики Корея, Китая; водители автотранспортных средств; члены экипажей морских судов; пассажиры, следующие за рубеж по паспортам моряков.
С учетом складывающейся обстановки правоохранительными органами округа проводится комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на противодействие контрабанде наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. В приграничных субъектах РФ для координации деятельности созданы постоянно действующие межведомственные рабочие группы, в состав которых входят представители территориальных органов ФСКН России, МВД России, ФТС России. В целях своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки в сфере контрабанды подконтрольных веществ, установления лиц, причастных к их незаконному перемещению через таможенную границу, между территориальными органами наркоконтроля и таможенными органами налажена система постоянного обмена информацией. На плановой основе осуществляются проверки грузового и пассажирского потока на таможенных пунктах пропуска с использованием служебно-розыскных собак. В целях предупреждения правонарушений, связанных с незаконным перемещением через государственную границу России наркотиков и СДВ, на пограничных пунктах пропуска и по-гранпереходах размещена информация о запрете к провозу на территорию России медицинских препаратов и биологически активных добавок, содержащих указанные средства и вещества. Туристические фирмы уведомляются о необходимости включения в соглашения с клиентами информации о запрете ввоза в Россию наркотических средств и сильнодействующих веществ.
Территориальными органами ФСКН России в приграничных субъектах РФ установлены тесные рабочие отношения с правоохранительными органами КНР и организована совместная работа по пресечению деятельности международных преступных группировок, занимающихся контрабандными по-
ставками наркотиков из КНР на территорию России. При этом имеются примеры результативного взаимодействия с компетентными органами сопредельных государств.
Так, Управлением ФСНК России по Амурской области в 2005-2006 гг. совместно с оперативным подразделением Управления общественной безопасности провинции Хэйлунцзян и округа Хэйхэ проведена совместная разработка транснациональной преступной группировки. Она завершилась крупномасштабной операцией по задержанию на территории нескольких провинций КНР и Амурской области 27 её активных участников (24 гражданина КНР и 3 гражданина РФ). Расследование уголовных дел получило в КНР и России широкий общественный резонанс, неоднократно освещалось местными и центральными СМИ. В результате пресечения данного канала контрабанды имел место трехкратный скачок цен на китайские синтетические наркотики на территории г. Благовещенска. Управлением ФСКН России по Приморскому краю совместно с Главным отрядом по борьбе с наркотиками ДОБ провинции Хэй-лунцзян КНР в апреле 2005 г. ликвидирован крупный канал контрабанды из КНР в Приморский край сильнодействующих веществ. В ходе совместной операции были изъяты рекордные партии метилэфедрина. При этом на территории КНР изъято более 900 кг этого сильнодействующего вещества, задержано 14 членов организованной преступной группы, обнаружено оружие российского производства и боеприпасы к нему, а в г. Уссурийске изъято в тайнике ещё 330 тыс. таблеток из этой же партии эфедрина.
Говоря о контрабанде наркотиков, следует отметить, что правоохранительными органами в Дальневосточном федеральном округе регистрируются факты контрабанды не только из КНР, но и из других государств АТР. Так, в 2008 г. УФСБ России по Приморскому краю, Дальневосточной оперативной таможней во взаимодействии с Таможенной службой Республики Корея проведена международная контролируемая поставка, в результате которой во Владивостоке из незаконного оборота изъято 898 таблеток МДМА («экстази»), следовавших из Гонконга транзитом через Южную Корею. На Дальнем Востоке России присутствует и потенциальная опасность наркоугрозы со стороны КНДР. В частности, поступающая в правоохранительные органы информация свидетельствует о возможности ввоза на территорию России метамфетамина, производящегося в КНДР, под названием «Голубой лед». Однако пока фактов уголовно наказуемой контрабанды наркотиков из КНДР правоохранительными органами в Дальневосточном федеральном округе не выявлялось.
В настоящее время в РФ разработана новая стратегия государственной антинаркотической политики, направленная на обуздание наркоагрессии, снижение спроса на наркотики и их предложения. В соответствии с претворением в жизнь ее основных направлений предполагается внесение изменений в действующее законодательство. В частности, рекомендуется выделение контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействую-
щих и ядовитых веществ в самостоятельный состав преступления; введения дополнительных квалифицирующих признаков преступлений, связанных с оборотом наркотиков, в том числе уточнения объемов наркотических средств и психотропных веществ, применяемых в качестве квалифицирующих признаков. Серьезной мерой по предупреждению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков может стать дифференциация ответственности лиц, виновных в правонарушениях, связанных с наркотиками, с сохранением строгих мер наказания за наиболее опасные деяния и введением лечения как замены наказания для лиц, совершивших малозначительные деяния.
Данные и другие меры изложены в Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации [6], одобренной Государственным антинаркотическим комитетом 26 июня 2009 г., а также получили всестороннее рассмотрение на заседании Совета безопасности Российской Федерации 8 сентября 2009 г. по вопросу «Совершенствование государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков». Как указал в своем вступительном слове при открытии заседания Президент Российской Федерации, Председатель Совета Безопасности Российской Федерации Д.А.Медведев, «омоложение состава потребителей наркотиков — это действительно реальная угроза для безопасности нашей страны, самый серьёзный вызов здоровью нации, нашей демографической ситуации, и без того крайне сложной, и в целом моральному состоянию всего общества» [7]. Принятые на заседании Совета Безопасности Российской Федерации решения предусматривают комплекс мер уголовно-правового, медицинского, профилактического характера и положены в основу реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 [8].
ЛИТЕРАТУРА
1. Российская газета. 2009. № 88.
2. Здесь и далее в статье используются статистические и аналитические данные Управления Аппарата Государственного антинаркотического комитета по Дальневосточному федеральному округу и Управления ФСКН России по Приморскому краю.
3. Ролик А.И., Романова Л.И., Федоров А.В. Современная наркопреступность: криминологические, уголовно-политические и уголовно-правовые аспекты. Владивосток, 2009.
4. Репецкая А.Л. Миграция и региональная преступность: характеристика и проблемы борьбы (по материалам одного криминологического исследования) // Криминологический журнал. 2007. № 1-2. С. 48-49; Конституционно-правовые основы миграционной политики России и стран АТР Владивосток, 2010.
5. Статистические сведения приведены в соответствии с базой данных «Федеральная таможенная служба. Изъятие наркотических средств и психотропных веществ», входящей в Единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, формируемый ФСКН России.
6. Концепция Государственной антинаркотической политики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fskn.gov.ru
7. Вступительное слово Д.А. Медведева на заседании Совета Безопасности по вопросу «Совершенствование государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков» 08.09.2009г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/news/471 .html.
8. СЗ РФ. 2010. № 6.