Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ЕС В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И НОВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ'

СТРАТЕГИЯ ЕС В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И НОВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
184
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ВНЕШНЯЯ СТРАТЕГИЯ / ШОС / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сун Мэнчжи

В данной статье описываются различные этапы стратегии Европейского Союза (ЕС) в Центральной Азии и делается вывод, что этот азиатский регион имеет растущее геополитическое значение для ЕС и даже всего мира. В то же время, Центральная Азия играет все более важную роль в многих организациях, включая Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Так что, рассматривая Центральную Азию как важную платформу, данная работа будет изучать возможность сотрудничества между ШОС и ЕС - объяснять важность развертывания сотрудничества между ними и излагать ключевые области взаимодействия и смежные вопросы, представляющие взаимную озабоченность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EU STRATEGY IN CENTRAL ASIA AND NEW THINKING

This article describes the various stages of the European Union's (EU) strategy in Central Asia and concludes that the Asian region is of growing geopolitical importance to the EU, and even to the world. At the same time, Central Asia plays an increasingly important role in many organizations, including the Shanghai Cooperation Organization (SCO). So viewing Central Asia as an important platform, this paper will explore the possibility of cooperation between the SCO and the EU - explaining the importance of deploying cooperation between them and outlining key areas of interaction and related issues of mutual concern.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ЕС В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И НОВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ»

СТРАТЕГИЯ ЕС В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И НОВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ Сун Мэнчжи, магистрант

Даляньский университет иностранных языков (Китай, г. Далянь)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-3-1-159-163

Аннотация. В данной статье описываются различные этапы стратегии Европейского Союза (ЕС) в Центральной Азии и делается вывод, что этот азиатский регион имеет растущее геополитическое значение для ЕС и даже всего мира. В то же время, Центральная Азия играет все более важную роль в многих организациях, включая Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Так что, рассматривая Центральную Азию как важную платформу, данная работа будет изучать возможность сотрудничества между ШОС и ЕС - объяснять важность развертывания сотрудничества между ними и излагать ключевые области взаимодействия и смежные вопросы, представляющие взаимную озабоченность.

Ключевые слова: ЕС, Центральная Азия, внешняя стратегия, ШОС, сотрудничество

По мере изменения мировой ситуации и ухудшения отношений между Европой и Россией ЕС необходимо найти нового партнера для удовлетворения своих потребностей в ресурсах и стабилизации политической зависимости. Пять стран Центральной Азии, близкие к России, стали новой целью для дипломатии ЕС - богатые энергетические ресурсы и важное стратегическое расположение того региона могут гарантировать дальнейшее развитие ЕС. Будучи важными членами ШОС, все развивающейся международной организации, страны Центральной Азии приобретают все большее влияние в Азии и во всем мире. Поэтому более тесное взаимодействие с Центральной Азией также поможет ЕС взаимодействовать с азиатскими странами, особенно с теми страна-членами ШОС, расширить сферу влияния и выйти из неловкой ситуации, в которой он оказался в мировой борьбе за политическую власть.

Стратегия ЕС в Центральной Азии

Развитие стратегии ЕС в Центральной Азии можно условно разделить на три периода: с 1991 по 2001 год; с 2001 по 2017 год; и с 2017 по настоящее время [1].

1) 1991-2001 гг.

В 1990-х годах Советский Союз распался, и страны Центральной Азии одна за другой стали независимыми. Чтобы усилить свое международное влияние в новом мировом ландшафте, ЕС начал протягивать

оливковую ветвь странам Центральной Азии. Однако десятилетняя программа ТАСИС не дала положительных результатов из-за различных условий в странах этого региона и противоречивых ценностей двух континентов. Будучи программой помощи для всего СНГ, стратегия этого периода не охватывала все страны, а экономическая и техническая помощь, получаемая странами СНГ, варьировалась в зависимости от потребностей европейского стратегического развития: Россия, крупнейшая страна СНГ, получала наибольшую долю помощи, за ней следовали страны Восточной Европы, которые должны были присоединиться к Европе, и, наконец, страны Центральной Азии, наиболее удаленные от Европы. К началу века только Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан подписали соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, которые только затрагивают две области стратегии -экономическую и техническую помощь, и борьбу с наркопреступностью.

Отношение ЕС к Центральной Азии изменилось после событий 11 сентября 2001 года. После этого события в мире стал свирепствовать терроризм. Появление исламского терроризма и экстремизма в Центральной Азии также заставило ЕС постепенно осознать важность поддерживания мира и стабильности в этом регионе. Более того, в связи с резким ростом мировых цен

на сырую нефть после начала нового тысячелетия и непредсказуемостью европей-ско-российских отношений, ЕС был вынужден обратиться к странам Центральной Азии, расположенным близким к России, в качестве способа диверсификации поставок энергии и обеспечения геополитической стабильности.

2) 2001-2017 гг.

Начало этого века было золотым периодом развития ЕС, когда ЕС начал адаптировать свою дипломатическую стратегию и быстро расширял свою территорию и сферу влияния. Дипломатия ЕС постепенно распространилась вовне, оказала глубокое влияние на страны Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии, продемонстрировав ценности и высокий уровень экономической мощи ЕС, заставив эти страны осознать преимущества Европы и заинтересовать некоторых из них в присоединении к себе. Новая дипломатическая стратегия ЕС включает в себя регион Центральной Азии. Появление в 2007 году документа «ЕС-Центральная Азия: новая стратегия партнерства» является ярким тому подтверждением [2]. Сотрудничество между двумя сторонами в этот период расширилось от взаимодействия в отдельных областях до всеобъемлющего, многопрофильного - в областях экономического развития, транспорта, региональной безопасности, охраны окружающей среды и энергичных ресурсов. В то же время ряд мер, таких как политический диалог на высоком уровне и финансирование Европейским банком развития малых и средних предприятий в Центральной Азии, также способствовали укреплению обменов и сотрудничества между двумя сторонами и повышению престижа и политического влияния ЕС в Центральной Азии.

3) 2017 год — настоящее время

Изменение международной ситуации и

возникновение местных проблем заставили ЕС еще больше прояснить ситуацию с развитием в Центральной Азии, что требует от него проведения дальнейших исследований региона и разработки новой дипломатической стратегии в соответствии с ситуацией.

В 2017 году ЕС решил разработать новую стратегию в Центральной Азии в результате новой волны политических реформ в регионе, продвижения региональной интеграции и все более важной роли Центральной Азии в глобальном контексте. 2019 год ознаменовал третий этап новой стратегии ЕС для Центральной Азии публикацией документа «ЕС и Центральная Азия: новые возможности для более сильного партнерства». В этом документе ЕС выражает свое намерение построить более всеобъемлющее, открытое и надежное партнерство с Центральной Азией и определяет три приоритетных направления сотрудничества: во-первых, повышение способности решить проблемы и продвигать реформы стран Центральной Азии для достижения устойчивого развития; во-вторых, продвижение устойчивого регионального сотрудничества и усиление инвестиций в молодежь для улучшения экономической ситуации; в-третьих, укрепление существующих структур партнерства, активизация политического диалога и построение демократического общества.

Хотя двусторонние отношения между ЕС и Центральной Азией вступили в новую фазу, интересы и влияние ЕС в Центральной Азии по-прежнему сдерживаются США и Россией, а вопросы региональной безопасности и смена внутреннего режима могут повлиять на следующие шаги в стратегии ЕС.

Новые размышления о стратегии ЕС в Центральной Азии

1) ШОС и Центральная Азия

Хотя ШОС относительно неизвестна в Европе как региональная организация, она стала динамичной, влиятельной и экономически мощной региональной международной организацией в Азии, охватывающей большую часть региона [3]. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была основана в 2001 году как механизм встречи "Шанхайской пятерки" для решения вопросов безопасности границ и является одной из крупнейших в мире наднациональных региональных организаций. За 20 лет с момента своего создания она превратилась из органа по борьбе с терроризмом в наднациональную организацию,

осуществляющую всестороннее сотрудничество между азиатскими странами в области финансов, торговли и экономики, политики, безопасности и гуманитарных наук, и она имеет сильное влияние в странах-членах и странах-наблюдателях. Четыре из пяти стран Центральной Азии уже были полноправными членами организации на момент ее создания, а в августе 2007 года Туркменистан, который всегда сохранял дипломатический нейтралитет, также проявил определенный интерес к организации - его лидеры приняли участие в саммите лидеров ШОС в Бишкеке. Совместное участие пяти центральноазиат-ских стран еще раз подтверждает незаменимую роль ШОС в Центральной Азии. Инициатива «Один пояс, один путь» 2013 года и документ 2015 года «Видение и действия по продвижению строительства экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21 века» ознаменовали официальный запуск проекта системы «Один пояс, один путь» [4]. Прямой сухопутный Шелковый путь в Европу связывает Китай, страны Центральной Азии и Россию, являясь инициатором инициативы, в будущем Китай буду инвестировать значительные средства в экономический, финансовый, транспортный и медицинский области Центральной Азии. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), совместная инициатива Китая и России при участии стран Центральной Азии, обеспечивает платформу для многостороннего сотрудничества. Поэтому преимущества ШОС для развития Центральной Азии неисчислимы.

2) Возможности сотрудничества между ЕС и ШОС

Учитывая наличие общих дипломатических целей и принципов ЕС и ШОС - поддержание регионального мира и стабильности и установление нового международного экономического и политического порядка - и новую ситуацию в мире - развитие глобализации и многополярности -двум организациям можно определить свои собственные потребности и сосредоточиться на развитии сообщества человеческой судьбы, отказаться от стереотипов в отношении друг друга, найти сферы об-

щих интересов и развивать широкомасштабное сотрудничество. Таким образом, ШОС может использовать интерес ЕС к странам Центральной Азии как возможность работать над развитием сотрудничества между двумя организациями, максимизируя их взаимные инвестиции и отдачу, и, в конечном итоге, достигая выигрыша. Китай также может использовать свой статус члена-основателя ШОС для укрепления обменов с ЕС в рамках новой стратегии ЕС по развитию Центральной Азии, стремясь улучшить имидж обеих сторон и заложить основу для сотрудничества на более высоком уровне в будущем.

1) Значение сотрудничества

Во-первых, для стран Центральной Азии ШОС может стать потенциальным инструментом содействия экономическому росту в регионе. Не имея выхода к морю, Центральная Азия может гарантировать себе транспорт и торговлю только через сотрудничество с такими странами, как Китай, Россия и Индия. Без сотрудничества членов ШОС и стран-наблюдателей большое количество международных товаров и грузов не сможет распространяться через регион, и роль центральноазиатского международного транспортного коридора будет неэффективной. Такая функция также очень важна для ЕС. Большая часть сотрудничества ЕС со второй по величине экономикой мира осуществляется по суше. Регулярное движение поездов Китай-Европа также зависит от внутреннего сотрудничества в Центральной Азии. Поэтому сотрудничество между двумя международными организациями как полезно для местного развития Центральной Азии, так и повышает ценность сотрудничества между Востоком и Западом.

Во-вторых, в ШОС имеются большие запасы энергоресурсов. ЕС, сдерживаемый перебоями в поставках Россией энергии, изо всех сил пытается найти выход из этой проблемы. В богатой углеводородами Центральной Азии Казахстан занимает 12-е место в мире с доказанными запасами нефти в 30 миллиардов баррелей, а Туркменистан и Узбекистан занимают 44-е и 46-е места соответственно. Туркменистан также занимает 6-е место в мире по дока-

занным запасам природного газа - 7,5 млрд. кубометров, а Казахстан и Узбекистан входят в первую двадцатку. Таким образом, богатые запасы ресурсов не только помогут Центральной Азии привлечь иностранные инвестиции и способствовать местному развитию, но и обогатят каналы импорта энергии в ЕС и облегчат его «энергетический кризис» [1].

Для ЕС Китай и Россия являются важными партнерами в рамках ШОС, и сотрудничество между двумя организациями будет способствовать дальнейшему укреплению и улучшению двусторонних отношений ЕС с Китаем и Россией. Более того, и Китай, и Россия сегодня также рассматривают ШОС как приоритет в своей собственной дипломатии. Китай хочет использовать ШОС для увеличения своей экономической мощи и расширения дипломатического круга, а Россия - для сохранения своего постсоветского влияния на Центральную Азию. Таким образом, благодаря такой платформе обмены и сотрудничество между ЕС, Китаем и Россией станут более всесторонними и глубокими.

В то же время, противостояние терроризму в Центральной Азии также может стать предметом сотрудничества между двумя международными организациями.

2) Возможные ключевые области сотрудничества

Диалог с ШОС может помочь ЕС достичь нескольких ключевых целей, таких как углубление связей с Россией и Китаем, содействие экономическому развитию в Центральной Азии, устранение "мягких" угроз безопасности в регионе и укрепление его энергетической безопасности. А учитывая озабоченность ЕС и пяти цен-тральноазиатских правительств проблемой терроризма, диалог между двумя организациями может также касаться борьбы с терроризмом [5].

Поэтому ЕС и ШОС должны сосредоточиться на следующих вопросах для обсуждения:

Во-первых, обеим организациям следует сосредоточиться на развитии Центрально-Азиатского региона. Обе стороны должны предпринять конкретные проекты сотрудничества для стабилизации и развития

местной экономики. Сферы сотрудничества могут охватывать такие основные области, как искоренение бедности, сельское хозяйство, управление водными ресурсами и развитие инфраструктуры. В то же время, следует принять ряд преференциальных мер для достижения высшей либерализации в области экономики, таких как сокращение налогов и сборов, увеличение объемов кредитования и снижение затрат на финансирование, осуществление экономической помощи этническим меньшинствам, упрощение таможенной проце-туры, обеспечение прозрачности, улучшение систем корпоративного управления и продвижение структурные реформы в сфере предложения и др.

Во-вторых, ЕС и ШОС также должны сосредоточиться на потенциальных угрозах безопасности, таких как незаконный оборот наркотиков, финансовая коррупция и организованная трансграничная преступность. Для решения этих вопросов обе стороны могли бы создавать совместную межправительственную рабочую группу как Европол или специальная комиссия по борьбе с терроризмом. В задачи таких организаций входил бы обмен информацией, проведение обучения и совместных операций между полиций разных стран.

Их сотрудничество также должно быть связано с энергией. В будущем Россия и Казахстан будут удовлетворять многие потребности в нефти и газе их соседних стран. И строительство нефтепровода от Каспийского моря до западного Китая, то есть из Казахстана в Китай, увеличит экспорт из Центральной Азии на быстро развивающиеся нефтяные рынки Китая и даже Южной Азии. Россия и Китай уже подписали соответствующие соглашения. Для ЕС это значит усиление энергетической конкуренции энергетических ресурсов Центральной Азии. Поэтому ЕС необходимо разработать стратегию энергетического сотрудничества с ШОС, чтобы смягчить последствия этой конкуренции и обеспечить собственную энергетическую безопасность.

Еще одним очень важным вопросом являются права человека и подобные политические вопросы [6]. ЕС и ШОС должны

активно обсуждать эти вопросы. Страны-члены ШОС должны собственными акциями продемонстрировать свое собственное отношение и взгляды на вопросы, представляющие «важные озабоченности» ЕС. Академические дискуссии и образовательные обмены между двумя сторонами в Центральной Азии могут быть использованы для повышения уровня знаний и понимания друг друга и тем самым уменьшить конфликты.

Заключение

Постоянное развитие стратегии ЕС в Центральной Азии доказывает важность этого региона - сотрудничество с ЦА способствует обогащению каналов импорта энергии в ЕС и другие соседние регионы, гарантируя энергетическую безопасность; стабильность ситуации в Центральной Азии может облегчить ситуацию в соседних нестабильных регионах, таких как Афганистан и Иран, и обеспечить хорошие условия и среду для регионального и даже глобального развития. В то же время, стратегическое положение Центральной Азии

очень важно - регион находится в центре Европейского Союза, России и Китая и является важнейшим связующим звеном между Азией и Европой, что оказывает решающее влияние на торговые обмены и образование сферы политического влияния между двумя континентами. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), имеющая широкое влияние в Центральной Азии, играет ключевую роль в обмене и развитии региона. Учитывая схожие цели и принципы ЕС и ШОС, а также видение обменов и сотрудничества в Центральной Азии, обе стороны могут воспользоваться этой возможностью, чтобы попытаться развить межорганизационные обмены и сотрудничество, усилить дискуссию в таких областях, как экономическое развитие, энергия, региональная безопасность и права человека в Центральной Азии, и развивать экономику Центральной Азии, творчески реализуя межорганизационные контакты, внося вклад в мирное развитие региона и мира для достижения беспроигрышного положения.

Библиографический список

1. Джу Хао. Стратегия ЕС в Центральной Азии: нормы и интересы // Российские исследования Восточной Европы и Центральной Азии. - 2020. - №6.

2. Чжао Хуайпу. Эволюция политики ЕС в отношении СНГ // Обзор международных отношений (журнал Института иностранных дел). - 2009. №6.

3. Антонеко О. ЕС и Шанхайская организация сотрудничества // Центр европейских реформ в Великобритании. 2007.

4. Юань Шэньюй, Ван Вэйминь. Экономический пояс Шелкового пути и политика Китая в Центральной Азии // Мировая экономика и политика. - 2015. - №5.

5. Гизела Григер. Шанхайская организация сотрудничества // БРЯБ. 2015.

6. Чжу Ликунь. Какой силой является ЕС // Мировая экономика и политика. 2008. - №4.

THE EU STRATEGY IN CENTRAL ASIA AND NEW THINKING

Song Mengzhi, Graduate Student Dalian University of Foreign Languages (China, Dalian)

Abstract. This article describes the various stages of the European Union's (EU) strategy in Central Asia and concludes that the Asian region is of growing geopolitical importance to the EU, and even to the world. At the same time, Central Asia plays an increasingly important role in many organizations, including the Shanghai Cooperation Organization (SCO). So viewing Central Asia as an important platform, this paper will explore the possibility of cooperation between the SCO and the EU - explaining the importance of deploying cooperation between them and outlining key areas of interaction and related issues of mutual concern. Keywords: EU, Central Asia, External Strategy, SCO, cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.