Научная статья на тему 'Перспективы китайско-российского взаимодействия в рамках работы Шанхайской организации сотрудничества'

Перспективы китайско-российского взаимодействия в рамках работы Шанхайской организации сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1127
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / SINO-RUSSIAN RELATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — У Инъи

В этой статье, на основе институционального анализа метода и прогностического метода, выдвигаются два сценария перспективы китайско-российского взаимодействия в рамках работы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС): (1) Крах китайско-российских отношений и дезинтеграция Шанхайской организации сотрудничества; (2) Китай и Россия продолжают сотрудничество в Шанхайской организации сотрудничества. Анализируя два сценария, автор приходит к выводу, что разные позиции и конкуренция между Китаем и Россией в рамках ШОС не означает, что Китаю и России суждено противостоять друг другу. Судя по реальности, сотрудничество между Китаем и Россией в ШОС и Центральной Азии является основной темой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prospective of the Sino-Russian interaction within the Shanghai Cooperation Organization

In this article, on the basis of institutioanl analysis method and prognostic method, two scenarios are put forward for the the prospective of the Sino-Russian interaction within the Shanghai Cooperation Organization (SCO) : (1)The collapse of the Sino-Russian relations and the disintegration of Shanghai Cooperation Organization; (2) China and Russia continue Cooperation in Shanghai Cooperation Organization. After analysing the two scenarios, the author gets the conclusion that the different positions and the competition between China and Russia within the SCO does not mean that China and Russia are destined to confront each other. Judging from the reality, the cooperation between China and Russia in the SCO and Central Asia is mainstream.

Текст научной работы на тему «Перспективы китайско-российского взаимодействия в рамках работы Шанхайской организации сотрудничества»

Перспективы китайско-российского взаимодействия в рамках работы Шанхайской

организации сотрудничества

The prospective of the Sino-Russian interaction within the Shanghai Cooperation

Organization

У Инъи

студент 2курса магистратуры, ф-т международных отношений, Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС,

РФ, г.Санкт-Петербург e-mail:332034028@qq. com

Wu Yingyi

2nd year student of master, faculty of ,

Russian Academy of International Relations, Russia, Saint -Petersburg e-mail:332034028@qq. com

Научный руководитель Михеева Наталия Михайловна

кандидат политических наук

доцент кафедры Международных Отношений СЗИУ РАНХиГС; доцент кафедры региональной политики и

политической географии Института наук о Земле СПбГУ

email: nm@askit.ru

Scientific adviser

Mikheeva Natalia Mikhailovna

candidate of political science

Associate Professor of the Department of International Relations North-West Institute of Management, Branch of RANEPA (Saint-Petersburg); Associate Professor of the Department of Regional Policy and Political Geography of the

Institute of Earth Sciences of St. Petersburg State University

email: nm@askit.ru

Аннотация.

В этой статье, на основе институционального анализа метода и прогностического метода, выдвигаются два сценария перспективы китайско-российского взаимодействия в рамках работы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС): (1) Крах китайско-российских отношений и дезинтеграция Шанхайской организации сотрудничества; (2) Китай и Россия продолжают сотрудничество в Шанхайской организации сотрудничества. Анализируя два сценария, автор приходит к выводу, что разные позиции и конкуренция между Китаем и Россией в рамках ШОС не означает, что Китаю и России суждено противостоять друг другу. Судя по реальности, сотрудничество между Китаем и Россией в ШОС и Центральной Азии является основной темой.

Annotation.

In this article, on the basis of institutioanl analysis method and prognostic method, two scenarios are put forward for the the prospective of the Sino-Russian interaction within the Shanghai Cooperation Organization (SCO) : (1)The collapse of the Sino-Russian relations and the disintegration of Shanghai Cooperation Organization; (2) China and Russia continue Cooperation in Shanghai Cooperation Organization. After analysing the two scenarios, the author gets the conclusion that the different positions and the competition between China and Russia within the SCO does not mean that China and Russia are destined to confront each other. Judging from the reality, the cooperation between China and Russia in the SCO and Central Asia is mainstream.

Ключевые слова: шанхайская организация сотрудничества, китайско-российское отношение.

Key words: shanghai Cooperation Organization, Sino-Russian relation.

Центральноазиатский регион имеет большое геополитическое значение для Китая и России. Обе страны разделяют общий интерес в этом регионе: (1) борьба с ростом нетрадиционных угроз безопасности в этом

регионе; (2) выступает против долгосрочного присутствия США в этой области. Россия выступает против долгосрочного присутствия США в регионе, который он считает своим задним двором, а Китай беспокоится о «стратегическом окружении». [7, С.32] Согласно мнению китайского ученого «Разделяя аналогичное мнение мировой политики, изначально Россия и Китай смогли найти общий язык в своей важной безопасности в регионе, и считает необходимым сотрудничество для решения общих вопросов, поэтому была создана ШОС ». [15] Поэтому изначально Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была организацией, ориентированной на поддержание стабильности и безопасности в регионе. Но по мере того, как ШОС продолжает углублять свое развитие в области безопасности, государства-члены, особенно Китай, также все больше обращают внимание на функции экономического сотрудничества организации, надеясь выстроить ШОС в полнофункциональную международную организацию. Но Россия по-прежнему предпочитает поддерживать сотрудничество в области безопасности как ключевой момент организации, а Китай хочет установить приоритетность экономического сотрудничества. [11, С.3-6] В сотрудничестве в экономической сфере Китай хочет достичь региональной экономической интеграции в рамках ШОС, а у России есть оговорки или неодобрение идеи Китая и Россия подчеркивается сотрудничество в таких областях, как энергетика, строительство инфраструктуры , транспорт и высокие технологии, которые принесут России больше пользы. Россия предпочитает развивать экономическую интеграцию в своем доминирующем Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), а не в ШОС. Таким образом, в рамках ШОС наряду с сотрудничеством существуют «игры» между Китаем и Россией. После многих усилий, предпринятых Китаем для содействия экономическому сотрудничеству в ШОС (предложение зоны свободной торговли в ШОС и предложение о создании Банка развития ШОС), но экономическое сотрудничество в ШОС все еще находится в медленном процессе. Поэтому Китай также стремился создать проект «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) в котором Китай занимает лидирующие позиции, чтобы ответить на неэффективность ШОС. Казалось, что китайско-российский конкурс становится более ожесточенным в центральноазиатском регионе, и обе страны стремятся работать вне рамок ШОС. Шанхайская организация сотрудничества и Центральная Азия не могут концептуально покрывать друг друга, но они тесно связаны. Что касается китайско-российских отношений, то две страны неотделимы друг от друга в своих связях с Центральной Азией. ШОС является основной платформой для китайско-российского сотрудничества в этом районе. Это одно из главных проявлений отношений двух стран, и это важный фактор в регулировании отношений между двумя странами в Центральной-Азиатском регионе. ШОС можно назвать барометром китайско-российских отношений в Центральной Азии, который отражает состояние, характеристики и тенденции китайско-российских отношений в Центральной Азии. [16] Итак, в этом случае китайско-российские отношения в рамках обвала ШОС под бременем взаимного недоверия и ожесточенной конкуренции, или китайско-российские отношения будут улучшены в ШОС? Каким будет будущее ШОС в игре между Китаем и Россией?

и Сценарий 1 Крах китайско-российских отношений и распад Шанхайской Организации Сотрудничества

В целом считается, что ШОС - это готовое существование, и мало кто сомневается в ее жизнеспособности. Но нельзя сказать, что у ШОС вообще нет проблемы с выживанием. Можно сказать, что этот риск очень мал. Однако, если есть факторы, которые могут повлиять на выживание ШОС, то китайско-российские отношения, несомненно, являются наиболее важными. И состояние китайско-российских отношений в значительной степени определяет статус Шанхайской Организации Сотрудничества. Если китайско-российские отношения будут отменены, выживание ШОС также будет в опасности. Таким образом, перспективы китайско-российских отношений являются ключевым моментом для определения выживаемости ШОС. Предвидение того, что Китай и Россия перейдут в конфликт, всегда существовало. Это можно увидеть в общественном мнении

России и стран Центральной Азии. Известный российский ученый Сергей Караганов однажды сказал: «Для российского общественного сознания и большей части элиты, Китай по-прежнему является [большей частью] угрозой, чем возможностью. Считается, что Китай может прямо угрожать суверенитету России». [3] Россия считает, что Китай является геополитическим противником России на территории бывшего Советского Союза и что эта точка зрения широко распространена. Основная идея заключается в том, что Центральная Азия является регионом бывшего Советского Союза и находится в сфере влияния России. Развитие Китая в Центральной Азии затронуло интересы России, и у двух стран есть повод для конкуренци в Центральной Азии. Китайско-российское сотрудничество в Центральной Азии довольны хрупкое, это промежуточный результат, вызванный различными причинами, противоречия лишь временно скрыты и уменьшены. Одним из основных движущих факторов китайско-российского сотрудничества в Центральной Азии является существование Соединенных Штатов. Некоторые аналитики считают, что совместная работа Китая и России в Центральной Азии основано на противодействии Соединенным Штатам. Военное присутствие Соединенных Штатов в Центральной Азии и «цветная революция» подтолкнули Китай и Россию к сотрудничеству. Как только американский фактор исчезнет, фундамент для стратегического сотрудничества рухнет. Присутствие США в регионе предоставляет Китаю и России общий источник гнева и рассеивает их трение и враждебность. Если США уйдут из Центральной Азии, китайско-российские отношения могут значительно ухудшиться. [10, С.11] Таким образом, с расширением присутствия Китая в Центральной Азии, укреплением российского потенциала и ослаблением власти третьей стороны или даже выходом третьей стороны (США), противоречиями между Китаем и Россией в Центральной Азии станут накапливаться, и конкуренция между двумя странами будет усиливаться и даже может привести к конфликту.

Существует мнение о том, что Китай и Россия уже в течение 20 лет поддерживают сотрудничество в Центральной Азии, но сейчас отношения между двумя странами уже приблизились к критическому моменту перемен. Причина в том, что экономическое присутствие Китая в Центральной Азии быстро расширилось и он становится самым влиятельным экономическим инвестором в регионе. Во-вторых, Китай активно сдерживает позицию России как крупнейшего экономического партнера стран Центральной Азии и заменяет ее. Наконец, меняется образ Китая среди политических элит и населения стран Центральной Азии. Несмотря на существование китайской теории угроз, Китай рассматривался как альтернатива России для стран Центральной Азии. Таким образом, это можно рассматривать как опасное предупреждение для России. Может быть, Россия предпримет действия. Поэтому, хотя в китайско-российском сотрудничестве есть много положительных моментов, количество факторов, которые подталкивают Китай и Россию к конкуренции в Центральной Азии, растёт. Китайский ученый Чжао считает, что, поскольку влияние Китая в Центральной Азии начинает подавлять Россию, два крупных игрока начинают противостоять друг другу». [16] Существует мнение, что изменения в отношениях власти изменят отношения между Китаем и Россией в Центральной Азии. Эта точка зрения более популярна на Западе. Например, Национальный комитет по внешней политике Соединенных Штатов заявил в докладе: «Главная проблема Шанхайского центра сотрудничества заключается в том, как долго можно поддерживать баланс между Москвой и Пекином и как растущее влияние Китая повлияет на безопасность в Центральной Азии». [12] Точка зрения имеет два значения. Во-первых, китайско-российские отношения сложились, когда Россия была слабой. Другими словами, это вызвано использованием Китаем собственной силы, и Россия вынуждена его принять. С восстановлением национальной власти России, эта ситуация изменится Во-вторых, влияние Китая в Центральной Азии быстро растет. Если он заменит господство России, Россия может принять конфронтационную политику. [13] Таким образом, в этом заключается вероятность того, что ШОС рухнет из-за недоверия и растущей конкуренции (или даже конфликта) между двумя основными государствами-

членами (Россия и Китай). Такая возможность довольно мала, но пессимистические прогнозы также имеют свою логику и основу. ШОС является самым важным и даже единственным многосторонним механизмом решения проблем в Центральной Азии. Его значение для Китая до сих пор не имеет другого варианта для замены. И даже некоторые ученые считают, что Китай играет главную роль в ШОС, а Россия - только роль зависимости. Помимо ШОС, Россия также участвуется в ЕАЭС и Организация Договора о коллективной безопасности( (ОДКБ). Более того, в этих двух организациях доминирует Россия, что является важнейшим механизмом России по управлению в Центрально-Азиатском регионе.

ПСценарий 2 Китай и Россия продолжают сотрудничество в Шанхайской организации сотрудничества

Согласно вышеприведенному анализу, действительно есть негативные факторы в отношениях между двумя странами и есть проблемы, с которыми приходится сталкиваться. Нецелесообразно игнорировать и отрицать эти моменты. Но китайско-российские отношения не обречены на конфронтацию. Несмотря на пессимистические прогнозы, продолжающимися все время, китайско-российские отношения сохраняют многолетнюю стабильность, а Китай и Россия являются стратегическими партнерами на протяжении многих лет. Было показано, что стабильность и сотрудничество имеют сильные внутренние потребности в китайско -российских отношениях. Особенно после украинского кризиса в 2014 году, есть мнение, что Россия обратилась к Китаю. Кризис в Украине в 2014 году стал самым серьезным конфликтом между Россией и Западом после окончания «холодной войны», который глубоко изменил среду международной политики и отношения между основными державами. Чтобы облегчить экономические трудности, вызванные западными санкциями, Россия была вынуждена «сдвинуть на восток» дипломатические приоритеты, особенно углубляя китайско-российское всестороннее стратегическое партнерство, которое принесет дополнительные движущие силы развитию китайско-российских отношений. По мнению Александра Габуева, «результаты сдвига неоднозначны, но если тренды продолжатся, Москва, скорее всего, еще больше уйдет в объятия Пекина». [3] В 2017 году Путин встретился с президентом Китая Си Цзиньпином во время встречи экономических лидеров АТЭС в Дананге, Вьетнам, и он отметил, «Что касается России, то стратегическое всеобъемлющее взаимодействие между Россией и Китаем остаётся для нас приоритетом во внешней политике». [1] У Китая и России есть конкуренция в Центральной Азии, но она в основном находится в рамках упорядоченной конкуренции. Конкуренция между Китаем и Россией в Центральной Азии в основном обусловлена объективной ситуацией, а не из-за злонамеренной конфронтации. Отношения между развитием Китая и Центральной Азией являются требованием политики добрососедства и дружбы. Импорт Китая нефти и газа из Центральной Азии выходит за рамки внутренних потребностей. Ни один из них не направлен против России. Китай уважает интересы России в Центральной Азии, но выступает против монополии России на влияние в регионе. [7, С.44] Характер китайско-российских соревнований на этом этапе также должен считаться нормальным и ненасильственным. Обе страны стремятся развивать свои собственные интересы, но они не злонамеренно нападают друг на друга и не нацелены на уничтожение друг друга. Китайско-российский конкурс также входит в правила международных отношений и не выходит за рамки обычных правил. Упорядоченность может уменьшить раздражительность конкуренции, уменьшить вероятность усиления противоречий и помешать возникновению порочной конкуренции. Поэтому, несмотря на конкуренцию между Китаем и Россией, необходимо видеть, что обе страны не представляют большой угрозы друг другу в Центральной Азии. Китай и Россия больше всего обеспокоены безопасностью. Она занимает первое место в национальных интересах Китая и России. В этой важной области между Китаем и Россией нет серьезных проблем. Что касается безопасности на приграничных территориях, национальном единстве, территориальной целостности и военной безопасности, ни одна страна не представляет угрозы для

другой. Более того, в обозримом будущем они с меньшей вероятностью будут представлять такие угрозы друг другу. Поскольку Китай и Россия не представляют угрозы друг другу в самых важных областях безопасности, это устраняет возможность возникновения наиболее серьезных проблем между двумя странами.

Кроме того, это факт, что общие национальные силы Китая постоянно растут, а присутствие Китая в Центральной Азии также быстро развивается. Многие экспорты считают, что влияние Китая в Центральной Азии превысило влияние России. Но с точки зрения автора это решение неверно. У России есть более глубокие корни в Центральной Азии. Китаю трудно превзойти Россию в Центральной Азии, и вряд ли Китай будет преобладать в обозримом будущем. Те, кто посетил Центральную Азию, увидели повсеместное присутствие на рынке предметов первой необходимости из Китая, а это легко произвести сильное впечатление на то, что влияние Китая на этот регион очень большое. Однако это только один аспект. Более того, ежедневное использование товаров, естественно, не приводит к политическому влиянию. Экономика - это преимущество Китая, но в других областях влияние России больше в политической сфере и сфере безопасности. В культурной сфере преимущество России еще более выражено. Хотя после распада Советского Союза популярность русского языка и уровень владения русским языком снизилась в Центральной Азии, но русский язык в регионе распространен больше, чем английский и китайский. Несмотря на усилия Института Конфуция, трудно предсказать, что население центральноазиатских стран вскоре изучит китайский язык и будет использовать его в профессиональной сфере. Поэтому Китай и люди в этом регионе сильно отделены от языковых барьеров. В этом случае Китай должен полагаться на русский или английский язык для общения. Хотя страны Центральной Азии часто жалуются на стиль больших держав России, но некоторые ученые из Центральной Азии указали, что Россия всегда имела затяжную привлекательность для Центральной Азии. Китай не может вытеснить Россию. У Китая нет и этого намерения. Как отметил Олькотт, «Китай не стремился вытеснить Россию из Центральной Азии, но стремился укрепить свои долгосрочные позиции в регионе, чтобы заполнить потенциальную пустоту, если влияние России ослабеет». [9, С.53] Кроме того, Россия занимает очень важное место в ШОС и играет очень важную роль. Российский ученый Лукин отметил, что восприятие того, что Китай является доминированием ШОС и что Россия является только вассальной ролью, неверно. [4] Фактически, как Россия, так и Китай имеют одинаковую важность в ШОС с точки зрения системы и влияния. В институциональном плане Россия имеет те же права голоса, что и Китай, и ее бюджет в ШОС также совпадает с Китаем. С точки зрения влияния мнения и предложения России высоко ценятся. Таким образом, Китай, как крупный сосед Центральной Азии, естественен и нормален для присутствия в Центральной Азии, и Россия не может исключить существование Китая. И Китай, и Россия могут использовать свое сосуществование в этом регионе как политическую предпосылку.

Более того, американский фактор действительно оказал некоторое влияние на китайско-российское сотрудничество в Центральной Азии. И американские факторы не исчезнут в Центральной Азии. В будущем военная база США может быть отозвана, но военная база не является единственным проявлением существования США в Центральной Азии. США не уйдут из Центральной Азии стратегически. США будут иметь долгосрочную стратегическую позицию с Россией в регионе СНГ. Центральная Азия является одним из важных полей битвы. В этом смысле американский фактор будет существовать в Средней Азии в течение длительного времени.

Наконец, хотя Россия и Китай имеют разные мнения об экономическом сотрудничестве в ШОС и предпочитают продвигать экономическое сотрудничество в своем доминирующем ЕАЭС и ЭПШП, но теперь китайские ученые ищут возможности для гармоничного сотрудничества между ШОС, ЕАЭС и ЭПШП «без поглощения или ущемление чьих-либо интересов » [8] Экономический пояс Шелкового пути, поддерживаемый Китаем, и Евразийский союз, в котором доминирует Россия, имеют перекрывающуюся область, то есть регион ШОС. Таким образом, ШОС обладает уникальными преимуществами с точки зрения географического положения

и может стать платформой для подключения ЕАЭС и ЭПШП. [14] С точки зрения Китая, ЭПШП, чем ШОС, и его географический охват превышает масштабы региона Центральной Азии. Таким образом, российские подозрения относительно ведущей Центральной Азии в Азии будут сокращены, а конкурентное давление между Китаем и Россией в Центральной Азии будет сокращено. После того, как ШОС расширит свое членство, в процессе строительства ЭПШП ожидается формирование механизма взаимодействия между Китаем, Россией и Индией. ШОС находится в ключевой области ЭПШП. Начало разработки проекта ЭПШП должно начинаться с региона Центральной Азии, где было достигнуто первоначальное сотрудничество. Это облегчит достижение успеха. ШОС является относительно зрелой моделью регионального сотрудничества. Модель и опыт сотрудничества в рамках «многосторонних консультаций, двустороннего продвижения» могут использоваться для справки в ЭПШП. Большинство стран в ЕАЭС являются членами ШОС. Экономическое развитие и общее процветание государств-членов неизбежно будут способствовать осуществлению функции экономического сотрудничества Евразийского экономического союза. На основе Таможенного союза «Россия - Беларусь -Казахстан» он может способствовать изучению осуществимости Таможенного союза «Россия - Беларусь -Казахстан - Китай - Индия - Пакистан» в рамках ШОС. С другой стороны, с точки зрения России, отчет, подготовленный Советом по международным делам России в 2015 году, предлагает вариант создания структуры сотрудничества, в рамках которой ШОС будет играть центральную (связывающую) роль «евразийского моста» между проект «Экономический пояс Шелкового пути» и Евразийский экономический союз. [6] На расширенном заседании Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества 9 июня 2017 года президент России Путин отметил: «Наша цель - объединить потенциалы ЕАЭС, ШОС, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Один пояс один путь». [5] Таким образом, Россия намерена координировать эти три проекта. Но основные интересы России и Китая в области транспорта, энергетики, инвестиций и т. д. не всегда совпадают, поэтому до того, как сотрудничество нуждается в достаточной коммуникации, и в ходе этого процесса нужны взаимные уступки. И для России может быть приоритетным начать конвергенцию в направлении ШОС-ЕЕВ, в том числе путем укрепления Евразийского банка развития с китайским банковским капиталом. Принимая во внимание необходимость координации российско-китайских транспортных, энергетических и других интересов, Российская Федерация столкнется с большими трудностями и рисками, поэтому интеграция ШОС-SREB, скорее всего, будет разработана на следующем этапе. Но для Китая приоритет противоположный. Поэтому в будущем будет много общения и «игры» между Китаем и Россией при координации трех проектов. В этом процессе обеим странам необходимо сделать взаимные уступки.

Одним словом, состояние китайско-российских отношений в значительной степени определяет статус Шанхайской организации сотрудничества. Хотя между Китаем и Россией существуют противоречия в экономической сфере в ШОС, и есть даже сомнения в выживании организации, но после анализа можно сделать вывод, что ШОС будет продолжать существовать, поскольку для Китай и Россия ШОС - важный инструмент поддержания безопасности. Особенно для Китая, а не для России, где есть ОДКБ, ШОС является самым важным механизмом поддержания региональной безопасности. Что касается экономического сотрудничества, то отношение России является основным фактором формирования банка развития ШОС. Поскольку Россия предпочитает укреплять Евразийский банк развития, так что в обозримом будущем банк развития ШОС не будет создан, но, возможно, ШОС может стать платформой для связывания строительства ЭПШП со строительством ЕАЭС. Для достижения этой цели Китай и Россия должны совместно вести переговоры и работать вместе через двусторонние и многосторонние механизмы и идти на уступки, когда их интересы конфликтуют друг с другом.

Список используемой литературы:

1. Встреча с Президентом Китая Си Цзиньпином [Электронный источник] // Официальный сайт Президента Российской Федерации - 23 июня 2016 г. - Режим доступ: http://kremlin.ru/events/president/news/56046 - Дата доступа: 29, 04, 2018

2. Габуев. A. Друзья с преимуществами? Российско-китайские отношения после кризиса в Украине [Электронный источник] // Московский Центр Карнеги - 29 июня 2016 года - Режим доступа: http://carnegie.ru/2016/06/29/iriends-with-benefits-russian-chinese -relations-after-ukraine-crisis-pub-63953 - Дата доступа: 29, 04, 2018

3. Караганов С. Стратегия России в России [Электронный источник] // Россия в глобальных делах - 2 июля 2011 г. - Режим доступа: http://eng.globalaifairs.ru/pubcol/RussiasAsian-Strategy-15254. - Дата доступа: 29, 04, 2018

4. Лукин, А. «Россия и ШОС» // Аналитические записки.Центр исследований Восточной Азии и ШОС.МГИМО. Выпуск 6 (26), июль 2007. с.9.

5. Путин, В. Речь на заседании ШОС в расширенном формате, 9 июня 2017 года // Официальный сайт Президента России: http://en.kremlin.ru/events/president/ стенограммы / 54739 - Дата доступа: 10.11.2016.

6. Российский совет по международным делам: РСМД, Шанхайская организация сотрудничества: модель 2014-2015. [Electronic source]. - Mode of access:

http://russiancouncil.ru/en/activity/workingpapers/shanghai-cooperation-organisation-model-2014-2015/ - Date of access:29, 04, 2018

7. Bates, G. and Oresman, M. China's New Journey to the West / G.Bates and M. Oresman. - Washington, D.C.: Center for Strategic and International Studies, 2003. - P.32,44

8. Development of the Shanghai Cooperation Organisation. Annual report. 2013 / Ed. Prof. Li Yongquan. Beijing, 2013 (in Chinese).

9. Olcott, M. B. Central Asia's Second Chance - Washington, D.C.: Carnegie Endowment for International Peace, 2005 - P.53

10. Oresman,M. Reassessing the Fleeting Potential for U.S. - China Cooperation in Central Asia //The China and Eurasia Forum Quarterly - May 2008 - Volume 6, № .2. - P.11

11. Pang. G. Bishkek: SCO's Success in the Hinterland of Eurasia // China and Eurasia Forum Quarterly -2007 - Vol. 5, №. 4. - P. 3-6.

12. Security and Stability in Central Asia: Deffering Interests and Perspectives.Summary of a Roundtable Held in New York City with Policy Recommendations by the NCAFP - January 9 -10, 2006. - Mode of access: https://www.ncafp.org/articles/06%20Stability%20and%20Security%20in%20Central%20Asia-%20Differing%20Interests%20and%20Perspectives.pdf - Date of access: 29, 04, 2018

13. Sutter,R. Durability in China's Strategy toward Central Asia Reasons for Optimism // China and Eurasian Forum Quarterly - 2008 - Volume 6, №. 1 - P. 10.

14. Wu D. Connecting the Silk Road Economic Belt and the Eurasian Economic Union: Building on the Energy Community // Contemporary World -2015 - №.6.

15. Zhao,H The Shanghai Cooperation Organization at 5: Achievements and Challenges Ahead // China and Eurasia Forum Quarterly - 2006 - Vol. 4 - P. 105-123.

16. Zhao,H. The Shanghai Cooperation Organization in Sino-Russian Relations // Peace and Development -2010 - №. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.