УДК 339.923
doi:10.52210/2224669X_2021_3_35
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ НА ФОНЕ УСИЛЕНИЯ РОЛИ КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В РАМКАХ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Т.М. Мамахатов
Аннотация. В работе дана оценка экономической безопасности России на фоне усиления взаимодействия Китая со странами Центральной Азии в области экономического и энергетического сотрудничества. Анализ ситуации усиления общей роли Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Регион Центральной Азии играет ведущую роль как в самой организации ШОС, являясь географически площадкой её деятельности, так и в мире, в качестве партнера ведущих стран мира. В первую очередь это конечно же относится к России и Китаю. Рекордные темпы роста экономики Китая за последние десятилетия отразились на отношениях и месте как со странами ШОС, так и с Россией в частности. Давняя история взаимодействия России со странами Центральной Азии и современная экономическая политика проводимая Китаем в регионе имеют сложную структуру переплетения друг с другом, делая вопрос российско-китайских отношений первостепенным в ШОС. В современных условиях обострения экономических проблем, умноженных на фактор всемирного эпидемиологического бедствия, особый интерес вызывает вопрос экономической и энергетической кооперации стран ШОС во главе с Россией и Китаем. Также в статье дается ответ на главный вопрос подразумевающийся при упоминании ШОС и региона Центральной Азии, являются ли Россия и Китай на сегодня конкурентами или же остаются надежными партнерами.
Ключевые слова: Российская экономика, экономическая безопасность, ШОС, экономическое сотрудничество, экономика, Центральная Азия, трубопроводы, энергетика.
ENSURING RUSSIA'S ECONOMIC SECURITY
ON THE BACKGROUND OF CHINA'S INCREASING ROLE
IN CENTRAL ASIA IN THE FRAMEWORK OF THE SCO
T.M. Mamakhatov
Abstract. The paper assesses the economic security of Russia against the background of China's increased interaction with the countries of Central Asia in the field of economic and energy cooperation. Analyze of situation of strengthening the overall role of China in the SCO. The Central Asian region plays a leading role both in the SCO organization itself, being geographically a platform for its
activities, and in the world, as a partner of the leading countries of the world. First of all, of course, this applies to Russia and China. The record growth rates of China's economy over the past decades have affected relations and place both with the SCO countries and with Russia in particular. The long history of Russia's interaction with the countries of Central Asia and the modern economic policy pursued by China in the region have a complex structure of intertwining with each other, making the issue of Russian-Chinese relations paramount in the SCO. In the current conditions of aggravation of economic problems multiplied by the factor of a global epidemiological disaster, the issue of economic and energy cooperation of the SCO countries led by Russia and China is of particular interest. The article also provides an answer to the main question implied by the mention of the SCO and the Central Asian region, whether Russia and China are competitors today or remain reliable partners.
Keywords: Russian economy, economic security, SCO, economic cooperation, economy, Central Asia, pipelines, energy.
Одной из главных задач России в мировой экономике является сохранение национальной и экономической безопасности. Особенно это актуально в сегодняшнее очень динамичное время смены мировых полюсов власти и мировых экономических центров.
Речь, конечно же, идет о самой быстрорастущей и гигантской (по паритету покупательной способности) экономике мире - о Китае.
В кризисном 2020 г. валовой внутренний продукт Китая вырос всего на 2,3 %, в то время как в 2019 г. этот показатель составлял 6 %, а в предыдущих годах - и более. Таких минимальных темпов не было с 1976 г. При этом Китай стал единственной крупной экономикой в мире, избежавшей спада темпов роста ВВП из-за COVID-19. Несмотря на падение показателей в начале 2020 г., Китаю удалось восстановить положительную динамику к концу года, показав высокую скорость восстановления даже на фоне торговой войны с США и её политическим и экономическим давлением. Экономика Китая ускорилась в четвертом квартале и, если по итогам первого квартала ВВП Китая упал на 6,8 %, то уже во втором квартале он вырос на 3,2 %, в третьем - на 4,9 %, а в четвертом - на 6,5 % [7].
В условиях глобального спада производства и снижения экономической активности в мире, такие цифры экономического роста Китая очень впечатляют, особенно в условиях реализации США своей Индо-Тихоокеанской стратегии, подразумевающей противодействие Китаю по ряду ключевых направлений, таких как экономическая и энергетическая сфера.
На сегодня проблема энергетической безопасности становится наиболее актуальным вопросом экономического развитии Китая. Индо-Тихоокеанская стратегия, выдвинутая в США еще Трампом, ухудшает атмосферу энергетической безопасности Китая и увеличивает риски для транспортировки энергоресурсов морскими путями из регионов Ближнего Востока, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Диверсификация источников поставки энергоресурсов является логичным стратегическим выбором для Китая, поэтому акцент в этом вопросе смещается на евразийское сотрудничество. В вопросе энергетической безопасности Китая на первое место начинают выходить поставки ресурсов из Центральной Азии и России, становясь объектом приоритетного стратегического значения. Центральная Азия является богатым углеводородными ресурсами регионом, географически близко расположенным к КНР. Уже сейчас можно сказать, что регион Центральной Азии начал играть важную роль в системе энергетической обеспеченности Китая.
Несмотря на небольшое снижение темпов роста экономики Китая в последние годы, Китай уверенно сохраняет за собой статус второй в мире экономики после США, а если считать по ППС (паритету покупательной способности), то первой в мире. Такие колоссальные экономические показатели и промышленный рост требуют большого количества энергии. Следовательно, потребление энергоресурсов в Китае постоянно растет, особенно высокие темпы роста наблюдаются в нефтегазовой сфере. По данным статистики «Бритиш Петролеум», объем потребления нефти в Китае в 2019 г. составил 650 млн т, что на 5 % больше показателя предыдущего года.
Высокие темпы роста экономики и промышленности Китая нуждаются в большом количестве материальных ресурсов, включая, в первую очередь, и топливо. На сегодняшний день можно говорить о том, что обеспечение собственными энергоресурсами в Китае составляет менее 80 %, ставя под угрозу вопрос энергетической безопасности страны [3].
В рамках взаимодействия Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) можно выделить следующие основные взаимосвязанные направления:
- энергетическая политика;
- экономическое сотрудничество;
- региональная безопасность;
- гуманитарное сотрудничество.
В каждом из данных направлений проводится большой объем работ по взаимодействию между странами ШОС. Принципы работы внутри организации построены на равноправном и справедливом положении каждого участника, но динамичное развитие каждого направления требует анализа сложившейся ситуации.
Энергетическая политика. Регион Центральной Азии, расположенный в центральной части Евразии, обладает богатейшими природными и энергетическими ресурсами. Центральная Азия всю свою историю являлась ареной геополитической борьбы в мире, стоит вспомнить «Большую Игру» Великобритании и Российской империи. На сегодняшний день роль Центральной Азии многократно возросла в силу усиления в мире конкуренции за энергетические ресурсы. Здесь можно говорить о борьбе мировых и региональных держав, в лице России, Китая, США, Ирана и Турции. Приоритетную роль в этом направлении в регионе в последнее время стал играть Китай, оттесняя исторического гегемона в этом регионе - Россию.
Казахстан, Туркменистан и Узбекистан - страны, богатые нефтью и природным газом; к тому же этих запасов им достаточно не только для удовлетворения своих собственных нужд, но и для широкомасштабного экспорта, что укрепляет экономику этих республик. В таблице 1 можно ознакомиться со структурой распределения энергоресурсов по странам Центральной Азии.
Таблица 1
Удельный вес энергоресурсов в каждой из стран Центральной Азии, %
Энергоресурс / Казах- Кыргыз- Таджики- Туркмени- Узбеки-
страна стан стан стан стан стан
Нефть 50 5 1 17 13
Природный газ 16 2 2 83 84
Уголь 28 11 1 0 2
Гидро ресурсы 6 82 96 0 1
Источник: [4]
Политика, проводимая Китаем в вопросе энергетического взаимодействия со странами Центральной Азии, основывается на следующих принципах:
1. Прочные политические связи, необходимые для надежного сотрудничества в области энергетики. КНР одним из первых признал суверенитет стран региона Центральной Азии и наладил дипотношения. На сегодня уровень политического доверия между Китаем и странами Центральной Азии достиг нового уровня отношений. Это позволило заложить прочный фундамент для развития и углубления многостороннего энергетического сотрудничества.
2. Географическая близость энергоресурсов Центральной Азии к крупнейшему потребителю энергии в мире, Китаю. КНР граничит со странами-партнерами позволяя снизить транспортные издержки на доставку энергоресурсов, а также уменьшить общую себестоимость затрат энергетического сотрудничества со странами Центральной Азии.
3. Взаимная дополняемость при развитии энергетического сотрудничества стран. Многовекторность направлений поставок энергоресурсов выгодна не только Китаю, но и странам-экспортерам. В такой сделке Китай избегает зависимости от поставок углеводородов из Ближнего Востока и АТР, увеличивая свою энергетическую безопасность, а страны Центральной Азии, в свою очередь, получают возможность проведения более гибкой и независимой политики на региональном энергетическом рынке, избегая ситуации монопсонии. Диверсификация энергетического сотрудничества имеет исключительно положительное влияние на экономики всех стран ШОС, позволяя вести торговлю энергоресурсами в рамках рыночных отношений и свободной конкуренции, развивая энергетическое многостороннее партнерство.
Казахстан является одним из крупнейших энергетических партнеров Китая в Центральной Азии. Сотрудничество в сфере энергетики началось с 1993 г., и на протяжении уже почте 30 лет идет непрерывное развитие в данном направлении, которое заключается в увеличении присутствия китайского капитала в нефтегазовой сфере страны. Например в 2003 г. китайской компанией CNPC были приобретены акции нефтяного месторождения «Актобе» в размере
Рисунок 1. Месторождения нефти и трубопроводная сеть Республики Казахстан [6]
85,6 %. В 2005 г. китайской компанией ООТС была приобретена компания «Петроказахстан». В 2006 г. был построен первый транснациональный нефтепровод «Казахстан - Китай». Начиная с 2008 г. идет планомерное расширение и разветвление нефтегазовых трубопроводов по территории Казахстана, призванных соединить богатые нефтяные месторождения казахстанского сектора Каспийского моря с китайской трубопроводной системой (рисунок 1).
Также при финансовой поддержке Китая развиваются проекты в области газовой добычи. В 2012 г. Банком развития Китая был подписан документ о предоставлении 1,8 млрд долл. Казахстану для возведения магистральной трубы «Бейнеу - Шымкент».
Китай также заинтересован в таких странах, как Узбекистан и Туркмения. Китайская CNPC в 2006 г. создала вместе с «Узбек-нефтегаз» и «Лукойлом» Группу «Аральское море» по освоению углеводородных ресурсов в Аральском море. В конце 2007 г. для этих целей был построен Трансазиатский газопровод (ТАГ) (рисунок 2), который позволяет соединить Китай, Казахстан, Узбекистан и Туркмению двумя нитками «А» и «В», суммируя протяженность трубопровода до 1833 км.
Рисунок 2. Трубопроводы стран Центральной Азии [6]
Общий объем поставок в КНР по магистральному газопроводу Средняя Азия - Китай (рисунок 3) с момента ввода его в эксплуатацию, по состоянию на 7 марта 2020 г., составил 304,6 млрд м куб. природного газа.
Рисунок 3. Месторождения природного газа Туркменистана [6]
В ходе обсуждения отношений России и Китая со странами Центральной Азии нельзя не упомянуть инцидент так называемой «Газовой войны» в 2009 г., когда после глобального падения цен на нефть и газ в апреле 2009 г. Россия прекратила импорт газа из Туркменистана и сделала попытку пересмотреть существующий договор, оказавшийся слишком дорогим для «Газпрома». В это время Китай, который долгое время сохранял молчание, вмешался в спор, поддержав Туркменистан и предложив ему кредит в 4 млрд долл., что позволило стране противостоять давлению России. В результате в короткие сроки был построен газопровод из Туркменистана в Китай, который вступил в строй уже в конце 2009 г., оставив Россию без туркменского природного газа.
Гуманитарное сотрудничество. В рамках гуманитарного сотрудничества ключевое место в регионе занимает Россия с её исторической ролью просветителя и культурного центра. Также возрастает роль и Китая. Множество университетов и колледжей, а также культурные и гуманитарные программы китайской стороны дают свои результаты. Следует отметить еще и существующие транснациональные религиозно-культурные связи между регионами. Здесь в первую очередь имеется в виду Синьцзян-Уйгурский автономный регион, играющий роль связующего звена между Китаем и странами Центральной Азии. На территории этого региона проживает большое количество разных коренных народов Центральной Азии. Почти все они являются мусульманскими и имеют тесные религиозные, духовные и культурные связи со своими собратьями по другую сторону границы. Все это помогает налаживать добрососедские и взаимоуважительные отношения с сопредельными странами региона. Единственный отрицательный фактор в этом вопросе относится к недавним действиям и политике правительства Китая по отношению к уйгурскому населению в СУАР. Информация о религиозно-национальном притеснении этого народа приносит некоторый негативный эффект на восприятие Китая среди населения центральноазиатских республик.
Экономическое сотрудничество. Экономическое сотрудничество России и Китая со странами Центральной Азии определяется в нескольких направлениях. Первое - это уже ранее освещенный
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
вопрос расширения и углубления сотрудничества в энергетической сфере. Речь идет о расширении торговли, расширении многоуровневого интеграционного взаимодействия и увеличения сотрудничества в сфере других энергоресурсов. Остальными приоритетными направлениями является укрепление сотрудничества в сфере высоких технологий и расширение сотрудничества в других сферах, в первую очередь связанных с транспортной инфраструктурой.
Здесь одним из самых значимых проектов на территории Центральной Азии и ШОС будет «Экономический пояс Шелкового пути». Его маршрут пройдет через Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Иран, Ирак, Турцию, Болгарию, Молдову, Украину, Россию, Белоруссию, Польшу, Германию, Нидерланды, Бельгию, Францию, Швейцарию и закончится в Италии (рисунок 4).
Главным слоганом проекта является выражение «Один пояс - один путь», заключающийся в продвижении взаимосвязей между Азиатским, Европейским и Африканским континентами, а также прилегающими к ним морями для установления и укрепления партнерских торговых и экономических отношений. Проект предполагает расширение торгово-экономических связей с основным торговым партнером Китая - ЕС. Добиться этого можно через диверсификацию торговых маршрутов, например, через сокращение срока доставки
Рисунок 4. Маршрут «Экономического пояса Шелкового Пути» [6]
грузов по железной дороге из Западного Китая в Восточную Европу до 11 дней. Также сейчас обсуждается вариант прокладывания нового маршрута в рамках «Шелкового пути» через Северный морской путь по российской акватории.
Для реализации данного проекта требуется развитие инфраструктурной взаимосвязи стран, осуществление беспрепятственной торговли в рамках проекта и финансовая интеграция вкупе с политической координации всех участников проекта на многостороннем консенсусе. Кроме того, требует решения проблема появления параллельных региональных проектов для Центральной Азии - Евразийского экономического союза России (ЕАЭС) и «Экономического пояса Шелкового пути» (SREB) Китая, которая стала самой серьезной проблемой для Москвы и Пекина с конца 2000-х гг.
Для стран ЕАЭС наиболее привлекательным будет проект «Нового Шелкового Пути». Инвестиции, направляемые в Россию, Казахстан и Белоруссию, позволят странам улучшить транспортную инфраструктуру, которая может быть также использована в целях транспортировки грузов между некоторыми странами-членами ЕАЭС. Планируемый транспортный коридор будет представлять собой высокоскоростную железнодорожную магистраль, проходящую через Россию, Казахстан, Белоруссию, Польшу и Германию, соединяющую Китай с Западной Европой. Данный проект весьма амбициозен и требует не только огромных финансовых инвестиций и затрат, но также имеет ряд еще не решенных преград. В частности, для Европы поставка грузов в Китай и другие страны АТР через Транссиб и далее через российские восточные порты обходится в два раза дороже, чем поставка с использованием морского транспорта. Также надо учитывать неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры России и Казахстана, а также других стран региона и разницу в размере железнодорожной колеи между нашими путями и путями стран Западной Европы.
В целях финансирования проектов концепции «Один пояс -один путь» в Китае были созданы два новых финансовых института: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового пути.
Фонд осуществляет инвестирование и финансовую поддержку с целью содействия торговому и экономическому со-
трудничеству в рамках «Экономического пояса Шелкового пути» вместе с национальными и международными компаниями и финансовыми учреждениями. Начальный капитал фонда составил 10 млрд долл. США и был взят из таких источников, как Эксим-банк Китая (Export-Import Bank of China) - 15 %, Инвестиционная корпорация Китая (China Investment Corporation) - 15 %, Банк развития Китая (China Development Bank) - 5 % и Государственная администрация валютных поступлений (State Administration of Foreign Exchange) - 65 %.
Инвестиции России и Китая в страны Центральной Азии.
Реализация проекта «Экономического Пояса Шелкового Пути» базируется на принципе развития транспортной инфраструктуры в странах, через которые пролегает маршрут пути. Второй принцип - доступ к ресурсам стран-партнеров, это импорт сырья и экспорт китайских товаров. И третий принцип заключается в формировании условий для взаимного обмена инновациями, в первую очередь, с технически передовыми для Китая странами, такими как Россия и страны Западной Европы.
Объем инвестиций и товарооборот Китая со странами Центральной Азии очень вырос за последнее время. Китайский капитал прочно обосновался в странах региона, обогнав Россию и страны Запада. Доля китайских фирм в Казахстане уже составляет более 25 % по нефтедобычи.
В Туркменистане Китай в результате ранее упомянутой «Газовой войны» 2009 г. выдавил «Газпром» в качестве покупателя природного газа, перераспределяя себе до 61 % экспорта сырья. Объем китайского капитала в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане
уже превышает российские вложения в 11 раз и продолжает расти.
* * *
На сегодняшний день отношения России и Китая складываются на разграничении ролей в Центральной Азии и ШОС. Если КНР берет на себя роль экономического локомотива, то Москва выступает гарантом безопасности в регионе. «Новый Шелковый путь» Китая подкреплен конкретными финансовыми ресурсами. Российские проекты больше связаны с сохранением исторических позиций в регионе и своего имиджа.
Москва стремится превратить ЕАЭС в один из центров многополярного миропорядка и установить его как связующее звено между Восточной Азией и Западной Европой. Для этого необходимо принять гармонию с Китаем как с партнером, уважающим Россию. Концепция «Большая Евразия» является попыткой расширить территориальные ограничения ЕАЭС. «Большая Евразия» должна охватить всех основных игроков, от Китая до Индии и АСЕАН. Россия не может конкурировать с китайской «чековой дипломатией». В 2010-х гг. Россия постепенно ограничивала свое присутствие в энергетическом секторе. Китай больше заинтересован в практических выгодах регионального сотрудничества, тогда как Россия использует свои проекты для поддержания имиджа стратегического лидера Евразии.
Подводя итоги, можно сказать, что усиление Китая в регионе не несет прямой угрозы национальной или экономической безопасности России, так как Китай предпочитает партнерское взаимодействие с согласованным распределением ролей в регионе ШОС в меру доступных ресурсов. Политическая и военная ведущая роль России никак не ставится под сомнение Китаем, и в то же время фактор экономического могущества Китая признается всеми участниками организации. Хотя, конечно, России нельзя допустить полного выхода стран Средней Азии из орбиты своих интересов и передачи их Китаю.
Библиографический список
1. Комиссина И.Н., Куртов А.А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности. М., 2005.
2. Ли Син, Ван Чэнсин. Стратегия энергетической безопасности Китая в Центральной Азии // Сравнительная политика. 2013. № 2 (12).
3. Рубан Л. С., Гриб Н.С. Энергетические стратегии Китая и их реализация // Бурение и нефть. 2020. № 4.
4. Минэнерго России. URL: https://minenergo.gov.ru/ (дата обращения: 12.02.2020).
5. Товарооборот России и Китая: статистические данные и динамика развития. URL: http://fb.ru/artide/380716/tovarooborot-rossii-i-kitaya-statisticheskie-dannyie-i-dinamika-razvitiya (дата обращения: 12.05.2018).
6. Neftegaz.ru. URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/539234-po-gazoprovodu-srednyaya-aziya-kitay-eksportirovano-304-6-mlrd-m3/ (дата обращения: 10.04.2021).
7. World Energy Outlook IEA, 2019. URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2019 (дата обращения: 10.03.2021).
Т.М. Мамахатов
кандидат экономических наук
ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, г. Москва
научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН, г. Москва E-mail: [email protected]