DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-4-102-108
стратегия экономической безопасности России: вызовы, угрозы, инструменты регулирования
Олег влАДИМИРОвИч КИМ, помощник руководителя ооо «Ростинвест» (Российская Федерация, 125009, Москва, никитский переулок, д. 4, стр.1), аспирант института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. E-mail: okim. [email protected]
Аннотация: статья посвящена исследованию новой стратегии экономической безопасности как программного документа, на основе которого в ближайшем десятилетии будут сформированы подходы к системному развитию всех отраслей и территорий россии. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена повышением интереса к проблемам экономической безопасности государства в современных условиях, глобализации мирового хозяйства, финансовой взаимозависимости стран, территорий, корпораций. в этой связи целью данного исследования стало выявление предпосылок для принятия новой стратегии, исследование первостепенных внешних угроз и вариантов их нивелирования, мер и параметров, достижение и выполнение которых обеспечит устойчивость национальной экономики. в статье раскрыты основные аспекты программного документа «стратегия экономической безопасности российской Федерации на период до 2030 года». рассмотрена структура стратегии, включающая цель, задачи, сроки и результаты её реализации. систематизированы с различных позиций вызовы и угрозы экономической безопасности нашей страны как деструктивные факторы воздействия на экономику. обоснован переход от сырьевой к инновационной модели развития экономики государства. для защиты национальных интересов россии в сфере экономики предусмотрен мониторинг индикаторов уровня финансового, производственного и кредитно-денежного потенциала, состояния социальной среды, развития международной торговли. Исследованы вероятные риски нанесения ущерба национальным интересам страны в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности. несмотря на то, что параметры основных индикаторов экономической безопасности не имеют рамочных значений, их классификация и группировка позволяет определить первоочередную задачу, заключающуюся в создании высокого имиджа россии и обеспечении экономической защищенности странового потенциала.
Ключевые слова: экономическая безопасность, стратегия, вызовы и угрозы, риски в сфере экономической безопасности, национальные интересы российской Федерации, классификация индикаторов экономической безопасности россии, стратегические национальные приоритеты страны
STRATEGY of RÜSSIA'S ETONoMIc SEcüRITY: cHALLENGES, THREATS, AND MANAGEMENT TooLS
oLEG v. KiM Assistant to the head of the company «Rostinvest» (Russian Federation, 125009, Moscow, Nikitsky pereulok, 4, bld. 1), post-graduate student of the Institute of state service and administration of Russian presidential Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Abstract: the Article is devoted to the new Strategy of economic security as a policy document, based on which in the next decade will be shaped approaches to system development of all sectors and territories of Russia. The relevance of the topic due to the increasing interest in the problems of economic security in modern conditions of globalization of world economy, the financial interdependence of countries, territories, corporations. In this context, the aim of this study is to identify prerequisites for adoption of the new Strategy, the study of primary external threats and ways of their leveling, measures and parameters, the fulfilment of which will ensure the stability of the national economy. The article reveals the main aspects of the program document «Strategy of economic security of the Russian Federation for the period till 2030». The structure of the Strategy comprising the goal, objectives, timing and results of its implementation. Systematized various positions and the reasons for the emergence of challenges and threats to the economic security of our country as destructive impacts on the economy. Justified the transition from raw to innovative model of development of economy of the state. To protect the national interests of Russia in the field of Economics provides monitoring indicators for financial, industrial and monetary capacity, social environment, development of international trade. Investigated probable risk of damage to the national interests of the country in the economic sphere in connection with the implementation of threats of economic safety.
Keywords: economic security, strategy, challenges and threats, risks in the sphere of economic security, the national interests of the Russian Federation, the classification of the indicators of Russia's economic security, strategic national priorities of the country
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 4 103
О.В. Ким. стратегия экономической безопасности россии: вызовы, угрозы, инструменты регулирования
Развитие понятия «экономическая безопасность». Ключевые индексы
Проблема сохранения суверенности и независимости в любой сфере деятельности государства и на всех уровнях регулирования неизменно остается острой и привлекает внимание с глубокой древности. Потребность в защищенности территории государства только от внешнего вооруженного вторжения с течением времени была переосмыслена, международные отношения выстраивались с учетом реальной опасности и угроз национальной экономике, защитой для которой могли служить таможенные барьеры, промышленная и аграрная монополия, поддержка конкурентоспособности. Рост экономического благосостояния стран способствовал росту не только общественно-политической мысли, но и пониманию того, что безопасность государства полностью зависит от его экономического благополучия [Гон-чаренко, Акулинина, 2015]. К XVIII веку термин «безопасность» практически во всех странах мира стал применяться с позиции государства, которое призвано обеспечивать общее благосостояние и безопасность населения. Изменилось отношение и к экономической безопасности. Категория «экономическая безопасность» в современном понимании впервые начала употребляться в США1 после создания в 1934 году Федерального комитета по экономической безопасности и Консультативного совета, первоочередной задачей которых являлась борьба с безработицей и защита населения от ухудшения финансового положения [Экономическая безопасность..., 2009].
В России еще в XIX веке правительством предпринимались попытки установить государственное управление в части безопасности и сохранности интересов; рассматривалось три основные категории безопасности:
безопасность отдельного лица, общества, государства;
безопасность непосредственно правительства;
безопасность гражданина.
Отмечалось, что «безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития» [Брокгауз, Ефрон, 1891]. Раскрывая потребность обеспечения безопасности гражданина, общества и государства, указывалось: «Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит
1 Сущность экономической безопасности как экономической категории // Ломовцева А.В., Трофимова Т.В. Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/47089 (дата обращения: 02.06.2017).
Таблица 1. Важнейшие экономические показатели России и отдельных зарубежных стран* (в % прирост, снижение (-) к предыдущему периоду, году)
2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г., 1 квартал
Россия
Прирост ввП к предыдущему периоду 1,3 0,7 -2,8 -0,2 0,5
Промышленное производство 0,4 1,7 -0,8 1,3 0,1
уровень безработицы 5,5 5,2 5,6 5,5 5,4
сша
Прирост ввП к предыдущему периоду 1,7 2,4 1,6 2,6 1,9
Промышленное производство 2,0 3,1 -0,7 -1,2 0,6
уровень безработицы 7,4 6,2 5,3 4,9 4,5
Германия
Прирост ввП к предыдущему периоду 0,5 1,6 1,7 1,9 1,7
Промышленное производство 0,3 2,0 0,4 1,3 0,9
уровень безработицы 5,2 5,0 4,6 4,1 3,9
Канада
Прирост ввП к предыдущему периоду 2,5 2,6 0,9 1,4 1,9
Промышленное производство 1,5 4,1 -0,7 0,4 2,6
уровень безработицы 7,1 6,9 6,9 7,0 6,7
великобритания
Прирост ввП к предыдущему периоду 1,9 3,1 2,2 1,8 2,1
Промышленное производство -0,7 1,5 1,3 1,1 2,3
уровень безработицы 7,6 6,1 5,3 4,8 4,6
Франция
Прирост ввП к предыдущему периоду 0,6 0,6 1,3 1,2 0,8
Промышленное производство -0,8 -0,9 2,0 0,3 -0,4
уровень безработицы 10,3 10,3 10,4 10,1 10,1
япония
Прирост ввП к предыдущему периоду 2,0 0,3 1,2 1,0 1,6
Промышленное производство -0,9 1,9 -1,3 -0,3 3,8
уровень безработицы 4,0 3,6 3,4 3,1 2,8
италия
Прирост ввП к предыдущему периоду -1,7 0,1 0,8 0,9 0,8
Промышленное производство -3,0 -0,6 0,9 1,9 1,7
уровень безработицы 12,1 12,7 11,9 11,7 11,7
Информация подготовлена на основе публикаций Международного валютного фонда (МВФ),Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Статистического бюро Европейского союза (Евростата) и оперативных данных национальных статистических служб.
* По материалам сайта http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/ Stg/d02/97.htm
главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение» [Брокгауз, Ефрон, 1891].
В современной России понятие «экономическая безопасность» вошло в научный оборот менее четверти века назад и окончательно закрепилось в 1996 году после выхода Указа Президента Российской Федерации «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации»2.
Ключевыми показателями экономической безопас-
2 Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государст-
венной стратегии экономической безопасности Российской
Федерации».
ности выступают ряд индикаторов [Карзаева, Бабан-ская, 2016]. Индексы изменения наиболее значимых показателей экономической безопасности государства представлены ниже (таблица 1).
Нужно отметить, что спад производства, замедление темпов роста ВВП, сохраняющийся высокий уровень безработицы не способствовали улучшению позиций России в мировом сообществе. Кроме того, почти на 3 процента, до 97,8%, снизился индекс производительности труда; на полпроцента - до 9,3% -снизилась инновационная активность организаций, упала фондоотдача; очень медленно растет доля внутренних затрат предприятий в ВВП, направляемых на исследования и разработки. Конечно, как положительный факт нужно обозначить рост ВВП в I квартале 2017 года и увеличение доли инвестиций в основной капитал в ВВП за 2016 год (на 0,8%) до 20,4%. В таких условиях экономические и политические санкции и дискриминационные ограничения, потребность в противодействии внешним угрозам и снижении уровня деструктивных внутренних факторов предопределили появление документа, актуально отражающего требования, задачи и цели экономической безопасности страны.
Программный документ Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности
В мае текущего года принята новая Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года3 - программный документ для консолидации усилий всех ветвей власти, институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов. Это вторая стратегия экономической безопасности за последние два десятилетия, которая направлена на реализацию стратегических национальных приоритетов страны, определенных в Стратегии национальной безопасности России4.
В Стратегии представлены меры по предотвращению вызовов и угроз, а также кризисных ситуаций в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах. Отдельное место занимает формирование и реализация на всех уровнях власти государственной политики по повышению качества жизни населения. Важно, что впервые законодательно закреплен ряд дефиниций, отражающих содержание рассматриваемого в Стратегии предмета. «Экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации
3 Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до
2030 года». http://www.garant.ru
4 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «Стратегия
национальной безопасности Российской Федерации»
Рисунок 1. структура стратегии экономической безопасности России.
г*1 Ш Iм II М ^!■ ||, , Ц
стратегических национальных приоритетов Российской Федерации»5. Кроме того, достаточно полно раскрыты другие понятия, в том числе «обеспечение экономической безопасности», которое обозначает «реализацию органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере»6.
Намечено выполнить два этапа реализации новой долгосрочной Стратегии: на первом этапе, до 2019 года, предполагается разработка организационных мер, направленных на создание механизма, включающего правовую и нормативную базу, инструментарий, технологии мониторинга и параметры показателей соответствия обеспечения экономической безопасности. Второй этап предусматривает непосредственное выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.
Схематично концепцию экономической безопасности Российской Федерации можно представить в следующем виде (рисунок 1).
В Стратегии закреплены цели государственной политики России в сфере обеспечения экономической безопасности, первое место из которых отведено укреплению экономического суверенитета Российской Федерации. Безусловно, в перечень целей входит повышение устойчивости экономики к влиянию внешних и внутренних вызовов и угроз; экономический рост; повышение конкурентоспособности отраслей экономики; рост потенциала оборонно-промышленного комплекса; повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
5 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/1d8 dcf5824d5241136fa09b9e9c672ac5d325365/
6 Там же.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 4 105
О.в. Ким. стратегия экономической безопасности россии: вызовы, угрозы, инструменты регулирования
Принципы противодействия угрозам и вызовам экономической безопасности
Обусловливая структуру экономической безопасности, принято традиционное разделение деструктивных факторов, разрушающих сложившиеся структурные отношения и организационные связи, на внешние и внутренние угрозы и вызовы [Экономическая безопасность..., 2014]. Нужно отметить, что в Стратегии закреплено экономическое содержание дефиниции «угроза экономической безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере», а также понятию «вызовы экономической безопасности - совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возник-
новению угрозы экономической безопасности»7.
Действие угроз и вызовов, с одной стороны, оказывает отрицательное воздействие на экономику государства. Однако с другой стороны, неустойчивость и неопределенность воздействуют мобилизующе, в определенной степени способствуют постепенной стабилизации деятельности отраслей и регионов, и в дальнейшем - ускоренному развитию, поскольку формируется механизм, устойчивый к деструктивному воздействию на экономическую безопасность государства, как это проявилось в России после объявления США и странами Евросоюза экономических санкций. Экономическая мощь ведущих стран и корпораций, угрозы военно-по-
7 Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии эко-
номической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». http://www.garant.ru
Таблица 2. Вызовы и угрозы экономической безопасности России
№ вызовы и угрозы Фактор опасности Причины возникновения угроз
1. внешние (экзогенные) вызовы и угрозы
1.1 Экономические Глобальная конкуренция уровень развития экономики
структурные дисбалансы страновые преимущества и различия в высоких технологиях
Изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы
дискриминационные меры ограничение иностранных финансовых ресурсов
нестабильность товарных рынков
снижение темпов экономического роста Исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития
динамическая подвижность рынка ценных бумаг нестабильность финансовых рынков
1.2 военные и политические деструктивное влияние на функционирование экономической системы Повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов россии
1.3 Информационные Глобальные риски финансовой системы уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы
1.4 междуна-родные усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации недостаток специалистов высокого уровня квалификации в ключевых отраслях; снижение конкурентоспособности экономики страны
2. внутренние (эндогенные) вызовы и угрозы
2.1 внутренние экономические недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики неблагоприятный инвестиционный климат, высокие издержки бизнеса, неэффективная защита прав собственности
низкие темпы экономического роста ограниченность доступа к долгосрочным финансовым ресурсам
несбалансированность национальной бюджетной системы
Излишние требования в области экологической безопасности Беспочвенное увеличение издержек производства и потребления
2.2 научно- технологические низкая инновационная активность отставание в области разработки и внедрения новых технологий
недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов
2.3 Экологические Истощение ресурсной базы топливно-сырь-евых отраслей Исчерпание действующих месторождений
2.4 Политические, промышленные, социальные низкая конкурентоспособность отраслей ограниченность развития рыночной инфраструктуры, низкий уровень управления качественным развитием при создании «потока ценности» и добавленной стоимости
2.5 Правовые недостаточно эффективное государственное управление недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов
высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере
Значительная доля теневой экономики
2.6 социальные дифференциация населения по уровню доходов высокий уровень коррупции, снижение качества и доступности образования
снижение качества человеческого потенциала
недостаточность трудовых ресурсов
2.7 региональные усиление дифференциации регионов неравномерность пространственного развития россии по уровню и темпам социально-экономического развития
литического характера, геополитическая нестабильность, резкое обострение глобальной конкуренции создают множество рисков в области экономической безопасности, которые рассматриваются как «возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности»8.
В документе определены двадцать пять основных вызовов и угроз экономической безопасности России. Полагаем, следует особо отметить наиболее существенные внешние и внутренние вызовы и угрозы:
- нарушение структурных балансов в мировой экономике и финансовой системе;
- применение дискриминационных мер и ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;
- усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;
- высокая степень воздействия глобальных рисков на финансовую систему России, уязвимость информационной инфраструктуры в банковской сфере;
- истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей и отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;
- низкий уровень инвестиционной и инновационной активности в реальном секторе экономики, отставание в области новых и перспективных технологий;
- недостаточно эффективное государственное управление, высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, что влечет наличие значительной доли теневой экономики и пр.
Несмотря на то, что вызовы и угрозы экономической безопасности не статичны, подвержены трансформации, все же те вызовы и угрозы, которые обозначены в Стратегии, можно систематизировать с различных позиций и причин возникновения. Вызовы и угрозы - это неотъемлемая составляющая развития и продвижения вперед любой открытой системы. Их бесконечное множество, одни возникают, другие исчезают или уменьшаются.
Систематизация деструктивных факторов воздействия на экономику страны позволяет сделать вывод о том, что внутренние факторы опасности имеют значимое влияние на сохранение и повышение экономической безопасности Российской Федерации. Их нивелирование и постепенное устранение при принятии политических решений в экономической сфере может положительно повлиять на функционирование экономической системы государства в целом [Гуржиев, Пен-кин, Полозков, Рыбакова, 2016. С. 49-53].
Рассматривая вызовы и угрозы в системе экономической безопасности России, необходимо остановиться на рисках, возникающих в области экономической безопасности, которые рассматриваются как «возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с
8 Там же.
реализацией угрозы экономической безопасности»9. Нужно отметить общность воздействия всего комплекса угроз и возникающих вместе с ними рисков, сопровождающих процесс функционирования экономики Российской Федерации [Финансовая устойчивость..., 2016]. Поэтому необходимо:
во-первых, разработать превентивную систему мер предупреждения и предотвращения негативных последствий отрицательного воздействия вызовов и угроз экономической безопасности России;
во-вторых, исследовать, прогнозировать и выполнять мониторинг всех видов угроз, исходя из конкретной ситуации и перспективы ее развития, выявляя первоочередные проблемы и вызовы, наиболее существенные и серьезные;
в-третьих, пересматривать и уточнять меры и параметры предупреждения и ослабления воздействия вызовов.
Задачи государства по обеспечению экономической безопасности.
Стратегия содержит задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, которые сформулированы по следующим направлениям:
1. Развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики. Это окажет положительное влияние на улучшение инвестиционной привлекательности, повышение эффективности бюджетных расходов и целевое использование государственных средств; сократит коррупцию, теневую и криминальную экономику.
2. Обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики позволит провести комплексную модернизацию отраслей реального сектора экономики с соблюдением требований промышленной и экологической безопасности, повысить производительность труда, диверсифицировать направления экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику
3. Формирование экономических условий и развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование для создания современных инновационных технологий и стимулирование инновационного развития в целях преодоления зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, селекционных и генетических материалов.
4. Устойчивое развитие национальной финансовой системы предусматривает снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках и развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной пла-
9 Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до
2030 года». http://www.garant.ru
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 4 107
О.в. Ким. Стратегия экономической безопасности России: вызовы, угрозы, инструменты регулирования
тежной системы, сбалансированность бюджетной системы страны и эффективное управление государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами.
5. Сбалансированность пространственного и регионального развития Российской Федерации и укрепление единства экономического пространства предполагает расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации с учетом вызовов и угроз национальной безопасности страны.
6. Развитие рыночной инфраструктуры, конкурентных преимуществ экспортноориентированных секторов экономики направлено на повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и расширение интеграционных связей в рамках СНГ, Евразийского экономического союза, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и других межгосударственных организаций.
7. Обеспечение безопасности экономической деятельности направлено на снижение рисков рей-дерских захватов, банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов предпринимательства
8. Развитие человеческого потенциала предполагается осуществить путем обеспечения экологической безопасности, снижения уровня бедности и формирования системы непрерывного образования на основе современных научных и технологических достижений.
Значимые риски и задачи управления также обозначены в принятой Стратегии. Этот аспект включает процесс выявления и оценку существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности; расчет потребности ресурсов для их предупреждения; планирование мер по реализации государственной политики в области обеспечения экономической безопасности; контроль за реализацией принятых мер, а также оценку эффективности мер по противодействию экономическим санкциям [Владимирова, Карпенко, Рыбакова, Чичерова, 2016].
Таблица 3. Классификация индикаторов экономической безопасности России
№ группы Индикаторы, входящие в группы
1 Индикаторы уровня странового потенциала
Индекс физического объема валового внутреннего продукта (ВВП); ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности); доля российского ВВП в мировом валовом внутреннем продукте; уровень инфляции; внутренний государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг; внешний долг Российской Федерации, в том числе государственный внешний долг; уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации.
2 Индикаторы уровня финансового потенциала
Дефицит федерального бюджета, в том числе ненефтегазовый дефицит федерального бюджета; отношение золотовалютных резервов Российской Федерации к объему импорта товаров и услуг; доля инвестиций в основной капитал в ВВП; дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации;
3 Индикаторы уровня промышленного потенциала
Степень износа основных фондов; индекс промышленного производства; индекс производительности труда; энергоемкость валового внутреннего продукта; доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал; доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг; доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте; доля организаций, осуществляющих технологические инновации; индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых»; доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов; баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения); индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств.
4 Индикаторы уровня кредитно-денежного потенциала
Индекс денежной массы (денежные агрегаты М2); чистый ввоз (вывоз) капитала.
Б Индикаторы уровня социально-экономического потенциала
Коэффициент напряженности на рынке труда; доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения; доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; распределение численности занятых в экономике по уровню образования; децильный коэффициент; доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; уровень преступности в сфере экономики.
6 Индикаторы уровня международной торговли
Индекс физического объема экспорта; индекс физического объема импорта; сальдо торгового баланса; доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта; доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта; доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства; доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров; оборот розничной торговли.
Система индикаторов экономической безопасности
Представлена также система основных индикаторов экономической безопасности, состоящая из 40 показателей (таблица 3, с.107).
Установленные индикаторы охватывают все основные сферы, обусловливающие сохранение экономической безопасности государства, практически соответствуют мировой методологии расчетов и сравнения и распределяются по шести группам. Поскольку в первоочередную задачу входит поддержание высокого имиджа России, в первую группу включены индикаторы, характеризующие экономическую защищенность странового потенциала. Вторая группа включает индикаторы состояния финансового потенциала. Третья группа содержит показатели уровня развития промышленного потенциала страны, наиболее проблемных отраслей народного хозяйства, зависящих от инвестиционной активности и повышения инновационной предприимчивости, а потому требующей со стороны государства пристального внимания. К четвертой группе относятся индикаторы уровня кредитно-денежного потенциала. Индикаторы пятой группы отражают уровень социально-экономического потенциала и включают пороговые значения социальной сферы, которые характеризуют изменения и тенденции развития социальных процессов с точки зрения справедливого распределения благ. В шестую груп-
Литература
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Том 3. Под редакцией проф. И.Е. Андреевского. С.-Пб, Семеновская Типолитография. 1891г. Экономическая безопасность: учебник для вузов / под общ. ред.
Л.П. Гончаренко, Ф.В. Акулинина. М.: Юрайт, 2015. Карзаева Н.Н., Бабанская А.С. Экономическая безопасность: учебное пособие. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2016. Экономическая безопасность Российской Федерации: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография / под ред. И.И. Кучерова). Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2016.
References
Brokgauz F.A., Efron I.A. Jenciklopedicheskij slovar'. Tom 3. Pod redak-ciej prof. I.E. Andreevskogo. S.-Pb, Semenovskaja Tipo Litografija. 1891g.
Jekonomicheskaja bezopasnost': uchebnik dlja vuzov / pod obshh. red. L.P. Goncharenko, F.V. Akulinina. M.: Jurajt, 2015.
Karzaeva N.N., Babanskaja A.S. Jekonomicheskaja bezopasnost': ucheb-noe posobie. M.: Izd-vo RGAü-MSHA, 2016.
Jekonomicheskaja bezopasnost' Rossijskoj Federacii: Obshhij kurs: uchebnik / Pod red. V.K. senchagova. 3-e izd., pererab. i dop. M.: BINoM. Laboratorija znanij, 2009.
Finansovaja ustojchivost' Rossijskoj Federacii. Pravovaja doktrina i praktika obespechenija: monografija (pod red. I. I. Kucherova).
пу входят индикаторы трансформации сферы международной торговли государства.
Выводы
Обобщая вышеизложенное, нужно отметить, что многоаспектность проблемы экономической безопасности предполагает высокую степень ответственности за точность и безошибочность принимаемых решений в этой области. Новая Стратегия экономической безопасности России формируется в сложной политической ситуации, но при этом органами государственной власти и местного самоуправления создается единая платформа действий для всех хозяйствующих субъектов на основе обязательного исполнения целенаправленной государственной экономической политики. Результатом исполнения указанной политики предусмотрено повышение конкурентоспособности секторов экономики на мировом товарном и финансовом рынке вследствие активизации инновационной и инвестиционной деятельности, а значит, и «обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения»10.
10 Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», ст. 38. http://www.garant.ru
Гуржиев В.А., Пенкин А.Ф., Полозков М.Г., Рыбакова О.В. Стратегическое планирование как инструмент обеспечения экономической безопасности России: достижения и проблемы современного этапа // Государственная служба. 2016. № 6. Владимирова М.П., Карпенко Ю.А., Рыбакова О.В., Чичерова Е.Ю. Использование финансовых индикаторов при количественной оценке уровня финансовой безопасности коммерческой организации // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2016. № 4. Экономическая безопасность: учеб. пособие / Н.В. Манохина, М.В. Попов, Н. П. Колядин, И. Э. Жадан; под ред. Н.В. Манохиной. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
Juridicheskaja firma KONTRAKT, 2016.
Gurzhiev V.A., Penkin A.F., Polozkov M.G., Rybakova O.V. Strategiches-koe planirovanie kak instrument obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii: dostizhenija i problemy sovremennogo jetapa // Gosudarstvennaja sluzhba. 2016. № 6.
Vladimirova M.P., Karpenko Ju.A., Rybakova O.V., Chicherova E.Ju. Ispol'zovanie finansovyh indikatorov pri kolichestvennoj ocenke urovnja finansovoj bezopasnosti kommercheskoj organizacii // RISK: Resursy, Informacija, Snabzhenie, Konkurencija. 2016. № 4.
Jekonomicheskaja bezopasnost': ucheb. posobie / N. V. Manohina, M. V. Popov, N. P. Koljadin, I. Je. Zhadan; pod red. N. V. Manohinoj. M.: NIC INFRA-M, 2014.