са России // Мы продолжаем традиции Российской статистики: сб. науч. ст. М.: Росстат. 2016. С.329-335.
4. Симонова М.Д., Захаров В.Е. Основы анализа глобальных тенденций в мировой энергетике // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 10. С. 3-21.
5. ТрифоновЮ.В., ВеселоваН.В. Использование комплексного подхода исследования структурных сдвигов в анализе нефтяной отрасли России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2015. № 4 (40). С. 45-52.
6. Функционирование и развитие ТЭК России. 2015. Данные ФГБУ ЦДУ ТЭК / Министерство энергетики Российской Федерации. М.: Изд-во ЦДУ ТЭК. 112 с.
7. Функционирование и развитие ТЭК России. 2018. Данные ФГБУ ЦДУ ТЭК / Министерство энергетики Российской Федерации. М.: Изд-во ЦДУ ТЭК. 132 с.
References
1. Golub A.A. Sovremennoe sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya toplivno-e'nergeticheskogo kompleksa Rossii [The current state, problems and prospects for the development of the fuel and energy complex of Russia] // SotsiaFno-e'konomicheskoe razvitie Rossii i regionov v tsifrakh statistiki: sb. nauch. st. Tambov: Tambovskij gos. un-t. 2017. S. 67-76.
2. Korolkova N.A. Ustanovlenie optimalnykh vosproizvodstvennykh proporsij i formirovanie
efektivnoj sistemy raspredeleniya dokhodov v rossijskoj e'konomike [The establishment of optimal reproductive proportions and the formation of an effective income distribution system in the Russian economy] // Sotsialnaya politika i sotsiologiya. 2012. № 6 (84). S. 340-347.
3. Oslina E.L. Statisticheskij analiz deya-teFnosti toplivno-e'nergeticheskogo kompleksa Rossii [Statistical analysis of the fuel and energy complex of Russia] // My prodolzhaem traditsii Rossijskoj statistiki: cb. nauch. st. M.: Rosstat. 2016. S.329-335.
4. Simonova M.D., Zakharov V.E. Osnovy analiza globalnykh tendentsij v mirovoj e'nergetike [Fundamentals of the analysis of global trends in world energy] // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. 2016. № 10. S. 3-21.
5. Trifonov Yu.V., Veselova N.V. Ispolzovanie kompleksnogo podkhoda issledovaniya strukturnykh sdvigov v analize neftyanoj otrasli Rossii [Using an integrated approach to the study of structural changes in the analysis of the oil industry in Russia] // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachev-skogo. Seriya «SotsiaFnye nauki». 2015. № 4 (40). S. 45-52.
6. Funktsionirovanie i razvitie TEK Rossii. 2015. Dannye FGBU CzDU TEK / Ministerstvo e'nergetiki Rossijskoj Federatsii. M.: Izd-vo CzDU TEK. 112 s.
7. Funktsionirovanie i razvitie TEK Rossii. 2018. Dannye FGBU CzDU TEK / Ministerstvo e'nergetiki Rossijskoj Federatsii. M.: Izd-vo CzDU TEK. 132 s.
КОРОЛЬКОВА Наталия Андреевна - старший преподаватель кафедры экономической теории и мировой экономики. Российский государственный социальный университет. Россия. Москва. E-mail: koro-nataliya@yandex.ru.
KOROLKOVA, Natalia Andreyevna - Senior Lecturer of the Department of Economic Theory and WorldEconomics. Russian State Social University. Russia. Moscow. E-mail: koro-nataliya@yandex.ru.
УДК 338-049.5(470)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
С.В. Леонтьев
Исследовано значение социально-экономического развития государства как фактора обеспечения его экономической безопасности, систематизированы индикаторы-показатели экономической безопасности страны, дана оценка показателям экономической безопасности Российской Федерации в сравнении с их пороговыми значениями за 2014-2018 гг. Определены угрозы социально-экономическому развитию страны с выявлением проблем и негативных факторов, влияющих на его уровень; сделаны выводы о необходимости анализа и разработки концептуальных подходов к нейтрализации существующих и возникающих угроз экономической безопасности.
Указаны направления нивелирования слабых сторон и решения проблем социально-экономического развития страны в контексте реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: экономическая безопасность; национальная безопасность; инновация; социально-экономическое развитие; индикатор; стратегия; риски; угрозы; конкурентоспособность.
S.V. Leontyev. SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AS A BASIS FOR ECONOMIC SECURITY
The article looks into the importance of socio-economic development of the state as a factor in ensuring its economic security, systematizes indicators of economic security of the country, assesses the indicators of economic security of the Russian Federation in comparison with their threshold values for 20142018, identifies threats to socio-economic development of the country, identifies problems and negative factors influencing its level. Conclusions are drawn about the need to analyze and develop conceptual approaches to neutralizing existing and emerging threats to economic security. Directions of levelling the weaknesses and solving the problems of socio-economic development of the country in the context of the implementation of the Strategy of economic security of the Russian Federation are determined.
Keywords: economic security; national security; innovation; socio-economic development; indicator; strategy; risks; threats; competitiveness.
Постоянные процессы глобализации, повсеместное повышение конкуренции, растущее влияние транснациональных корпораций на мировой арене, международная экономическая интеграция требуют серьезного подхода к обеспечению национальной экономической безопасности. Экономическая безопасность является важной и качественной характеристикой экономической системы страны, которая обусловливает ее способность сохранять и постоянно улучшать условия жизни населения, обеспечивать стабильную деятельность и развитие народного хозяйства, последовательно реализовывая при этом программу защиты национальных и государственных интересов.
Распад СССР и суровые условия 1990-х гг. выявили необходимость повышенного внимания к проблематике экономической безопасности, что сразу отразилось в трудах российских ученых [7; 11; 14]. Анализ существующих точек зрения позволяет сделать однозначный вывод, что национальная безопасность находится в прямой зависимости от экономической безопасности государства.
Текущее положение экономической безопасности страны оценивается целой системой объективных параметров, индикаторов и критериев экономического развития, определяющих пороговые значения благополучного функционирования экономики. Пересечение границы предельных значений сулит экономической системе потерю возможности динамического роста и саморазвития, снижение конкурентоспособности на всех рынках, а также проблемы от коррупции и грабежа национального богатства страны.
Экономическая безопасность любого госу-
дарства должна обеспечиваться устойчивым и стабильным функционированием регионов, что способствует стабильному и планомерному социально-экономическому развитию. Чтобы оценить существующее положение и сделать прогноз экономической безопасности, необходимо использовать эффективные системы показателей (индикаторов), пороговые значения которых требуют тщательного внимания.
Анализируя существующее положение дел в экономике и уровень экономической безопасности России, можно сделать вывод, что развитие государства и регионов происходит при разных объективных конкурентных и преимущественных условиях и возможностях, что приводит к увеличению рисков возникновения и роста угроз на региональном уровне. Различия и особенности управления на федеральном и региональном уровнях, субъективные факторы также оказывают влияние на состояние экономической безопасности региона. К таким факторам относятся различные тарифы на энергоресурсы и ставки налогообложения, неравные условия распределения природных ресурсов. В связи с этим актуальными и стратегически важными являются мероприятия по организации постоянного мониторинга положения экономической безопасности России.
По мнению К.В. Балдина, Н.П. Гапоненко, В.И. Орехова [7], для обеспечения экономической безопасности должны быть активированы следующие функции государства: защитная, регулятивная, превентивная, инновационная и социальная. Результатом реализации этих функций выступает состояние социально-экономического развития, которое рассмотрим более детально.
Для подробного исследования сильных сто-
рон и уязвимости экономической деятельности проанализируем индикаторы-показатели экономической безопасности [2; 8], их пороговые значения [13] и динамику изменения данных [19; 20] с 2014 г. по 2018 г., разделив индика-
торы на мини-индикаторы и макси-индикаторы (табл. 1) [12].
Рассмотренный перечень индикаторов экономической безопасности страны не является единственным в системе экономической оцен-
Таблица 1
Показатели экономической безопасности Российской Федерации в период 2014-2018 гг.
Наименование показателя Пороговое Годы
значение 2014 2015 2016 2017 2018
Мини-индикаторы
Объем ВВП, млрд руб. 70831* 79199,7 83387,2 86043,6 92081,9 103626,6
Валовый сбор зерновых, млн т 110 103,8 104,3 120,7 134,1 112,9
Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП 16 18,9 18,1 20,4 10,5 9,7
Доля расходов на оборону, % к ВВП 3 2,95 3,2 5,3 2,5 2,96
Доля затрат на «гражданскую» науку, % к ВВП 1,5 1,07 1,1 1,1 1,11 0,41
Доля инновационной продукции
в общем объеме промышленной 15 8,7 8,4 7,6 6,7 5,8
продукции, %
Доля машиностроения и металло-
обработки в промышленном 25 24,9 24,0 20,7 15,8 17,4
производстве, %
Объем золотовалютных резервов, % к ВВП 15 20,9 27,9 18,7 27,4 28,1
Макси-индикаторы
Доля лиц с денежным доходом
ниже прожиточного уровня во всей 7 11,2 13,3 13,6 13,2 12,9
численности населения, %
Децильный коэффициент дифференциации доходов населения 8 5,6 5,8 16,5 5,5 9,7
Уровень безработицы, % 8 5,2 5,6 5,5 5,2 4,8
к экономически активному населению
Уровень монетизации, % 25 43,9 39,3 46,9 41,7 40,9
Внешний долг, % к ВВП 40 35,6 45,0 25,0 45,7 30,4
Внутренний долг, % к ВВП 25 10,2 9,1 13,5 7,9 8,9
Дефицит федерального бюджета, % к ВВП 3 0,5 2,6 3,6 1,5 + 2,7
Уровень инфляции, % 25 11,36 12,9 5,4 2,5 4,27
Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме 20 54,9 4,7 10,6 4,1 19,1
продовольственных ресурсов, %
Доля расходов бюджета на
обслуживание государственного долга, % от общего объема расходов бюджета 10 2,2 2,4 4,0 2,85 2,9
Доля расходов на охрану окружающей среды, % к ВВП 0,8 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7
Количество случаев экстремально Не допускается
высокого и высокого загрязнения атмосферного воздуха 28 24 55 47 90
Количество случаев экстремально высокого и высокого загрязнения водных объектов Не допускается 2648 3014 2979 2740 2713
* Количественный параметр порогового значения разрабатывался в 1999 г. в ценах 1998 г. в размере 6000 млрд руб. Для 2014 г. этот индикатор пересчитан по индексу-дефлятору.
ки, при необходимости систему можно дополнять другими индикаторами (в системе оценки экономической безопасности государства более 150 индикаторов). В любом случае при оценке значений индикаторов следует использовать наиболее значимые для государства. В дальнейших научных исследованиях для комплексной оценки субъектов стоит учитывать аспекты финансовой стабильности, промышленной, энергетической, продовольственной и информационной безопасности, а в социальном блоке использовать индикаторы, характеризующие удовлетворенность населения условиями жизни и социальной обеспеченности.
Анализ табл. 1 позволяет обозначить следующие моменты, провоцирующие угрозы социально-экономического развития государства:
1. Последствия экономического кризиса и санкции ряда европейских стран и США негативно отразились на инвестиционной привлекательности российских предприятий.
По прогнозам Росстата, руководствуясь исследованиями, проведенными в 2016-2018 гг., приоритетными направлениями по инвестициям в основной капитал в 2019 г. должны были стать следующие направления:
• замена изношенного оборудования (65 % от общего числа обследованных предприятий);
• автоматизация производственных процессов (45 %);
• снижение себестоимости продукции (39 %);
• экономия энергоресурсов (40 %);
• внедрение новых технологий (34 %);
• охрана биосреды (32 %);
• увеличение производственных мощностей (30 %);
• создание новых рабочих мест (20 %).
Однако реальная картина инвестиций склонилась в сторону производства (табл. 2).
Несмотря на снижение финансовой составляющей доли инвестиций в основной капитал, исследования аудиторской компании Emst&Young Global Limited [6] показывают рост прямых иностранных инвестиций, начи-
ная с 114 проектов в 2013 г до 238 в 2017 г При этом увеличился интерес стран азиатского региона с 30 проектов в 2016 г. до 76 проектов в 2017 г. Продолжая тренд 2016 г., в 2017 г зарубежные инвесторы вкладывали средства преимущественно в развитие новых производственных мощностей (202 проекта) в России, а не в расширение уже существующего бизнеса (36 проектов).
2. Утечка кадрового потенциала и, как следствие, недостаточная результативность научной и инновационной деятельности повышает рост угрозы национальной безопасности страны.
На инновационное развитие, кроме проблем в социально-экономической сфере, воздействуют такие внешние факторы, как внешняя политическая обстановка, и в итоге - низкоэффективная политика импортозамещения, не приносящая результата в технологическом и инновационном прорыве российского машиностроения. Усугубляющим фактором является и низкая заинтересованность студентов вузов и молодых ученых в научно-практической деятельности, несмотря на существование федеральных программ, например: «Развитие науки и технологий» [4], «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» [3] и др.
Слабыми сторонами России в области инноваций является также недостаточное развитие институтов в области политической стабильности и безопасности, особенно верховенства закона. Если рассматривать критерии инфраструктуры, то налицо низкая эффективность использования энергии и низкие затраты на соблюдение экологических стандартов.
3. Несмотря на то что российское машиностроение с 2017 г. продолжает наращивать производство, темпы и объемы остаются низкими для нашей страны. Имеется спад в крупном энергетическом и сельскохозяйственном машиностроении. Стоит отметить, что в 2016-
Таблица 2
Реализованные инвестиционные проекты по отраслям в России 2010-2017 гг., ед.
Отраслевое направление Годы
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Производство 89 55 48 55 61 105 109 127
Сельское хозяйство 18 13 9 10 12 38 41 38
Транспорт и коммуникации 54 28 39 29 26 32 30 31
Энергетика 18 6 6 2 11 15 15 26
Финансовые услуги и услуги для бизнеса 19 19 19 9 9 6 4 10
Розничная торговля и гостиничный бизнес 1 3 0 5 3 1 2 3
Культура, туризм, досуг 1 4 2 1 2 0 1 2
Строительство 1 0 3 3 1 4 3 1
2017 гг. сельскохозяйственное машиностроение сохраняло лидерство по динамике в связи с благоприятной конъюнктурой и мерами государственной поддержки, в том числе политикой импортозамещения и антидемпинговым пошлинами. На покупательскую способность субъектов аграрного сектора также повлияло ухудшение их финансового положения, вызванного снижением сальдированной прибыли в сельском хозяйстве.
Передовиками роста в машиностроении сейчас являются автомобилестроение и железнодорожное машиностроение. Выпуск легковых автомобилей в 2018 г. увеличился на 20 %, достигнув 370 тыс. машин [19]. Важным фактором такого скачка производства автомобилей является активизация выгодных условий кредитования. Рост производства грузовых вагонов обусловлен списанием старых вагонов и ростом арендных ставок.
4. Уровень жизни населения России стабильно низкий, что ослабляет возможности экономического развития. Существующий незначительный рост экономики оценивается экспертами как неуверенный, что является главной причиной сохранения низкого уровня жизни населения, несмотря на существующие меры государственной поддержки в виде материнского капитала, пенсии для брошенных и оставленных детей, социальные выплаты пенсионерам и детям без одного кормильца и др.
5. Не искореняются постоянные проблемы в экономическом блоке, причиной которых является износ основных фондов, низкая конкурентоспособность продукции и услуг на внешних рынках, несмотря на низкий темп годовой инфляции, существующую политику импортозамещения и обеспеченность энергоресурсами. Единичное исключение составляют регионы, обеспеченные энергоресурсами и в то же время нацеленные на современный подход к промышленно-индустриальному развитию современных и технологических индустриальных парков. Как правило, наличие энергоресурсов и промышленное развитие находятся в прямой зависимости.
6. Экологическая обстановка обусловлена не только естественной жизнедеятельностью человека, но также связана со значительным износом основных фондов, что не позволяет менеджменту субъектов экономической деятельности ставить экологическую проблему во главу стратегии развития.
Существующая ситуация наглядно демонстрирует путь к экологической катастрофе, подводя под удар экономическую безопасность государства. Все это происходит, несмотря на
действующий Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [1].
В такой обстановке (безработица, бедность населения, ослабление национальной валюты, отток капитала за рубеж) сложно представить развитие государства, а тем более стабильное.
В условиях признания главенствующей роли социально-экономического развития в экономической безопасности страны как дополнение к указу Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности» [2] можно рассматривать утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) [5]. Данная концепция является строгим ориентиром для разработки и утверждения региональных концепций с учетом территориальных, ресурсных и национальных особенностей.
Концепция устанавливала главные направления и приоритеты, инструменты и механизмы достижения стратегических целей развития России до 2020 г. и предусматривала реализацию мероприятий по решению существующих проблем:
- интенсификация всеобъемлющей конкуренции, усилившей свое влияние не только на традиционные товарные рынки, но и на рынок капиталов, технологий, инноваций, рабочей силы, а также систему национального управления и развития человеческого потенциала;
- ускорение технологического прогресса, усиливающего роль инноваций в социально-экономическом развитии, оставляя на втором плане традиционные факторы роста экономики;
- увеличение роли человеческого капитала как первостепенного фактора экономического развития;
- снижение эффективности экспортной сырьевой модели экономического развития, основанной на форсированном наращивании топливно-сырьевого экспорта;
- высокий уровень износа основных фондов;
- возрастание зависимости промышленного и сельскохозяйственного производства от импортного высокотехнологичного оборудования;
- низкая эффективность взаимодействия экономических, производственных и научных субъектов между собой;
- существенная степень социального неравенства, обуславливающая большую долю населения, находящуюся за чертой бедности;
- наличие высоких рисков при ведении предпринимательской деятельности;
- низкий уровень конкуренции на рынке то-
варов и услуг, приводящий к отсутствию мотиваций и стимулов для предприятий к повышению качества и производительности труда;
- неудовлетворительный показатель развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.
Однако с момента принятия Концепции в 2008 г. экономика России, как и мировая в целом, претерпела серьезные перемены и преобразования. Следовательно, принятые меры и мероприятия оказались не способны выполнять поставленные в Концепции задачи и достигать соответствующих целей, что подтверждают приведенные расчетные данные в табл. 1. Поэтому остаются нерешенными проблемные и негативные факторы в социально-экономическом развитии страны:
1. Растет бедность и снижается социальная защищенность населения.
Низкие доходы, рост налогов и сборов, повышение цен на ключевые товары и услуги порождают стрессовое и депрессивное состояние большого количества населения страны. В своем ежегодном отчете в Государственной Думе о деятельности правительства Российской Федерации за 2018 г. премьер-министр России Д.А. Медведев заявил, что почти 19 млн чел. в России живет за чертой бедности, а это 13 % населения страны. Довольно серьезная цифра для государства, имеющего насыщенные энергоресурсы и природные богатства, пахотные земли и промышленный потенциал. Данная проблема особо острая и требует оперативного вмешательства государства для принятия кардинальных мер, способных остановить прогрессирующие процессы стагнации, касающиеся жизнедеятельности общества, особенно его незащищенных слоев.
2. Ухудшается комфортность среды обитания населения.
Во времена СССР не планировалось серьезное изменение городской инфраструктуры, что в настоящее время привело к неудобству. Однако даже сейчас при планировании строительства жилых микрорайонов не всегда учитывают потребности современного человека: детский сад, школа, зоны отдыха, велодорожки, выгул собак и др. В столице России, Москве, такие потребности начинают учитывать, что отражается в проекте реновации, но в регионах такого рода проекты пока недоступны. В свою очередь, в сельской местности повсеместно происходит отток трудоспособного населения в города ввиду отсутствия как условий для комфортного проживания (газ, вода, дороги, инфраструктура), так и работы.
Поэтому в Концепции в обязательном порядке необходимо учитывать изменения, как
настоящие, так и будущие, в жизни общества и разработать мероприятия по созданию комфортных и сбалансированных условий проживания населения в городской и сельской местности.
3. Сохраняется высокий уровень безработицы и параллельно с этим нехватка высококвалифицированных кадров.
Согласно официальным данным Росстата рост уровня безработицы сохраняется. По состоянию на 1 марта 2019 г. в органах службы занятости населения состояло на учете 799 тыс. безработных, что на 2,7 % больше по сравнению с январем 2018 г [19].
Ослабление российского рубля и санкцион-ные барьеры создали неблагоприятные условия для российских бизнесменов, что соответственно привело к снижению их числа. На деловую активность также повлияли повышение НДС, сокращение льгот и преференций, рост инфляции до 5 %, сокращение реальных доходов населения. По данным Федеральной налоговой службы, в 2018 г впервые после 2012 г выявлено незначительное (-0,02 %), но снижение числа субъектов малого и среднего бизнеса в России, что, в свою очередь, снизило число занятых на 232 173 чел., или на 1,4 % (213 529 чел., или на 1,3 % в 2017 г.) [18].
Если малый бизнес фактически оказался в рецессии, то крупный бизнес испытывает еще более серьезные проблемы и вынужден сокращать расходы, в том числе посредством сокращения штата сотрудников. Принимая во внимание, что в крупном бизнесе работает около 73 % трудоспособного населения, число сокращенных работников и планируемых к сокращению будет значительным. Такой подход приведет к утечке кадров не только из региона в регион, но и за пределы России.
Еще одной проблемой, по нашему мнению, остается низкая оценка труда рабочих профессий в промышленности и строительстве, в то время как менеджмент и иные руководители высшего и среднего звена получают высокую заработную плату. По данным исследования грейдирования и оценки должностей по методологии Hay Group [15], разрыв между заработной платой руководителей и рядовых сотрудников организаций в Российской Федерации составляет 12,5 раз, тогда как в странах Западной Европы и США - 3,5 раза. Этот факт вызывает классовый дисбаланс и снижает привлекательность рабочих профессий, особенно у молодого поколения страны.
Также острой остаются проблемы высококвалифицированных кадров, которую можно назвать кадрово-ресурсной проблемой современной России. Высокая привлекатель-
ность специальностей «экономист», «юрист», «маркетолог», «менеджер» и в то же время неполный набор на инженерные, технические, технологические специальности, а также специальности по точным наукам привели к заметным последствиям. Это явно выражено в промышленности, IT-индустрии, добыче полезных ископаемых, производстве технологически современного оборудования и машин, сельском хозяйстве, медицине и даже науке.
Решением низкой привлекательности рабочих профессий и дефицита квалифицированных кадров должна стать материальная заинтересованность людей, т.е. достойная заработная плата со всеми возможными бонусами на основе применения системы оценки труда KPI (Key Performance Indicator - ключевой показатель эффективности). В странах с развитой экономикой эти вопросы решены, в отличие от нашей страны, где непосредственный сотрудник-изготовитель продукта зарабатывает на своем труде намного меньше сотрудника, продающего этот товар.
4. Низкая вовлеченность специалистов в научную и инновационную деятельность.
Положительные корректировки в решение негативно сложившейся в научной деятельности, по мнению представителей правительства Российской Федерации, внесет национальный проект «Наука». Проект первоначально будет действовать с 2019 г по 2024 г. с планируемыми бюджетными вложениями в размере порядка 635 млрд руб. Соединенные Штаты, например, в 2016 г. потратили на научные исследования и разработки 511,1 млрд долл., в 2017 г. - 476,5 млрд долл. [17].
Безусловно, государству необходимо поддерживать людей, которые занимаются наукой, хотят и способны заниматься ею в дальнейшем. Ввиду существующей монополии РАН в области научной деятельности и ее финансирования вузы не могут обеспечить достаточное количество бюджетных мест для желающих заниматься наукой, предлагая при этом хозрасчетные формы сотрудничества, что приемлемо не для каждого человека с учетом стоимости предстоящих затрат на обучение и научную деятельность.
По данным исследования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики» [9], за период 2010-2018 гг. численность аспирантов сократилась на 42,3 % (со 157 тыс. до 90,8 тыс. чел., из которых 32 % обучались на платной основе). При этом успешно заканчивали аспирантуру лишь 17,7 тыс. чел.
В настоящее время, в эпоху технологических прорывов и инноваций во многих сферах деятельности, требуется детально проанализи-
ровать проблематику данного вопроса и проработать меры по стимулированию выпускников вузов к занятию научной деятельностью, которые также следует отразить в Стратегии.
5. Ослабевает конкурентоспособность вслед за качеством выпускаемой продукции из-за износа основных фондов, устаревших технологий и отсутствия инноваций.
К сожалению, это достаточно больная и насущная тема в российской промышленности. Продукция российских производителей не может конкурировать с зарубежными аналогами на предпочтительных и масштабных рынках сбыта, довольствуясь лишь небольшими и редкими поставками на рынки со слабо развитой экономикой. При этом катализатором поставок обычно является государственная программа или межгосударственное соглашение. Требуется серьезная работа государственного аппарата с бизнес-средой с целью активизации действий по совершенствованию собственного производства, модернизации технологического оборудования и качественному повышению производительности труда.
6. Не уделяется требуемого внимания экологическим проблемам.
Глобальные экологические проблемы актуальны для России. Следует признать, что страна является одной из самых загрязненных в мире. Это сказывается на качестве жизни и пагубно влияет на состояние здоровья людей. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с интенсивным влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер. Решение экопроблем напрямую зависит от деятельности представителей государственной власти. Необходимо контролировать все направления экономики, чтобы предприятия уменьшали свое негативное воздействие на экологию. Также нужна разработка и внедрение экотехнологий.
7. Расширяется надзорная и контролирующая деятельность государственного аппарата над бизнесом (особенно малым и средним), не имея при этом практической возможности влиять на деятельность крупного бизнеса.
8. Бюрократия и коррупция. Согласно данным исследований автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Россия» (часть международного движения Transparency International, которое объединяет более 100 независимых организаций), с 2015 г. Индекс восприятия коррупции снижается, что ухудшает положение нашего государства в мировом пространстве наравне
с Папуа - Новой Гвинеей, Ливаном, Ираном, Гвинеей и Мексикой [21].
Проблемы с коррупцией в первую очередь связаны с тем, что действующие институты демократического общества зачастую подменяются их имитацией. Общеизвестно, что бюрократия является сподвижником коррупции. Чем более бюрократизировано общество, тем легче в ней уживается и процветает коррупция.
9. Зависимость от необходимости импортировать высокотехнологичные машины и оборудование.
Особо стоит отметить, что все обозначенные выше проблемы взаимосвязаны друг с другом, и решать их необходимо совместно и одновременно, иначе не стоит ожидать существенных и положительных изменений в социально-экономическом развитии России и, в свою очередь, в обеспечении экономической безопасности государства.
Проведенное исследование свидетельствует, что в социально-экономическом развитии имеются недоработки, провоцирующие угрозы для экономики страны. При этом стоит также учитывать постоянные процессы трансформации политической и экономической систем в мировом пространстве, усиливающееся многообразие и расширение санкционных барьеров в отношении России со стороны ряда стран, диверсификацию экономик государств Азии. Для достижения безопасных показателей индикаторов экономической безопасности Российской Федерации требуется глубокий анализ и разработка концептуальных подходов к исключению обозначенных проблем. Поэтому с целью обеспечения социально-экономического развития России требуется соблюдение и выполнение положений экономической безопасности Стратегии на новый период до 2030 года, которая будет способна оценивать «вчера», функционировать «сегодня» и развивать «завтра», выполняя при этом работу по нейтрализации существующих и возникающих угроз. Выявленная проблематика и предложенные направления решения можно использовать также при разработке Стратегий социально-экономического развития как любого федерального округа, так и региона.
Список литературы
1. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 29.07.2018). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.04.2019).
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.05.2019).
3. О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»: постановление Правительства РФ от 21.05.2013 № 426 (в ред. от 22.10.2018). URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 04.05.2019).
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 301 (в ред. от 29.03.2018). URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 04.05.2109).
5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 11.11.2008 № 1662-р (в ред. от 28.09.2018). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.04.2019).
6. Аудиторско-консалтинговая компания «Ernst&Young»: офиц. сайт. URL: https://www. ey.com (дата обращения: 28.05.2019).
7. Барсукова М.В., Николаева А.А., Столярова Т.В., Федорова Л.П. Инструменты мониторинга по выявлению угроз экономической безопасности // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 3 (36). С. 16-23.
8. Богомолов В.А., Эриашвили Н.Д. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
9. Высшая школа экономики: офиц. сайт. URL: https://www.hse.ru (дата обращения: 27.05.2019).
10. Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский журнал. 1997. № 1.
11. Гончаренко Л.П., Акулинин Ф.В. Экономическая и национальная безопасность: учебник. М.: ЮРАЙТ. 2014.
12. Григорьева В.В., Струков Г.Н., Слепо-курова Ю.И., Слепокурова А.А. Экономическая безопасность Российской Федерации: современное состояние, уровень и угрозы // Вестник ВГУ-ИТ. 2017. Т. 79. № 3. С. 238-252.
13. Институт экономики Российской академии наук: офиц. сайт. URL: https://inecon.org (дата обращения: 28.05.2019).
14. Ким Н.В. Национальная экономическая безопасность: проблемы и оценка // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2013. № 32.
15. Международная консалтинговая компания «Korn Ferry»: офиц. сайт. URL: https://www. kornferry.com (дата обращения: 28.05.2019).
16. Новикова И.В., Красников Н.И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестник Томского гос. ун-та. 2010. № 330 (янв.). С.132-138.
17. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО): офиц. сайт. URL: https://www.en.unesco.org (дата обращения: 27.05.2019).
18. Федеральная налоговая служба: офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 28.05.2019).
19. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 28.05.2019).
20. Федеральная таможенная служба: офиц. сайт. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 29.05.2019).
21. Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Россия»: офиц. сайт. URL: https://transparency.org.ru (дата обращения: 28.05.2019).
References
1. Ob okhrane okruzhayushchej sredy [On the protection of environment]: feder. zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ (v red. ot 29.07.2018). URL: http://www.consultant.ru (Accessed 29.04.2019).
2. O Strategii natsionalnoj bezopasnosti Rossij-skoj Federatsii [On the Strategy of national security of the Russian Federation]: ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683. URL: http://www.consultant.ru (Accessed 04.05.2019).
3. O federafnoj tselevoj programme «Issledo-vaniya i razrabotki po prioritetnym napravleniyam razvitiya nauchno-tekhnologicheskogo kompleksa Rossii na 2014-2020 gody» [On the Federal target program «Research and development in priority directions of development of scientific and technological complex of Russia for 2014-2020»]: postanov-lenie Pravitel stva RF ot 21.05.2013 № 426 (v red. ot 22.10.2018). URL: http://www.consultant.ru (Accessed 04.05.2019).
4. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federatsii «Razvitie nauki i tekhnologij» na 2013-2020 gody [On the approval of the state program of the Russian Federation «Development of science and technologies» for 2013-2020]: pos-tanovlenie Pravitelstva RF ot 15.04.2014 № 301 (v red. ot 29.03.2018). URL: http://www.consultant.ru (Accessed 04.05.2109).
5. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsiafno-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2020 goda [About the Concept of long-term social social and economic development of the Russian Federation for the period up to 2020]: raspo-ryazhenie PraviteFstva RF ot 11.11.2008 № 1662-r (v red. ot 28.09.2018). URL: http://www.consultant. ru (Accessed 27.04.2019).
6. Auditorsko-konsaltingovaya kompaniya «Ernst&Young»: ofits. sajt. URL: https://www. ey.com (Accessed 28.05.2019).
7. Barsukova M.V., Nikolaeva A.A., Stolyarova T.V., Fyodorova L.P. Instrumenty monitoringa po vyyav-leniyu ugroz e'konomicheskoj bezopasnosti [Monitoring tools to identify threats to economic security] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2019. № 3 (36). S. 16-23.
8. Bogomolov V.A., Eriashvili N.D. Eko-nomicheskaya bezopasnost' [Economic security]: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. M.: YuNITI-DANA, 2012.
9. Vysshaya shkola e'konomiki: ofits. sajt. URL: https://www.hse.ru (Accessed 27.05.2019).
10. Glazyev S.Yu. Osnova obespecheniya e'konomicheskoj bezopasnosti strany: al'ternativnyj reformatsionnyj kurs [The basis for ensuring the country's economic security: an alternative reformation course] // Rossijskij zhurnal. 1997. № 1.
11. Goncharenko L.P., Akulinin F.V. Ekono-micheskaya i natsional'naya bezopasnost' [Economic and national security]: uchebnik. M.: YuRAJT. 2014.
12. Grigoryeva V.V., Strukov G.N., Slepoku-rova Yu.I., Slepokurova A.A. E'konomicheskaya bezopasnost' Rossijskoj Federatsii: sovremennoe sos-toyanie, uroven' i ugrozy [Economic security of the Russian Federation: current state, level and threats] // Vestnik VGUIT. 2017. T. 79. № 3. S. 238-252.
13. Institut e'konomiki Rossijskoj akademii nauk: ofits. sajt. URL: https://inecon.org (Accessed 28.05.2019).
14. Kim N.V. Natsional'naya e'konomicheskaya bezopasnost': problemy i otsenka [National economic security: challenges and assessment] // Vestnik Chelyabinskogo gos. un-ta. 2013. № 32.
15. Mezhdunarodnaya konsaltingovaya kom-paniya «Korn Ferry»: ofits. sajt. URL: https://www. kornferry.com (Accessed 28.05.2019).
16. Novikova I.V., Krasnikov N.I. Indikatory e'konomicheskoj bezopasnosti regiona [Indicators of economic security of the region] // Vestnik Tom-skogo gos. un-ta. 2010. № 330 (yanv.). S. 132-138.
17. Organizatsiya Ob''edinennykh Natsij po vo-prosam obrazovaniya, nauki i kul'tury (YuNESKO): ofits. sajt. URL: https://www.en.unesco.org (Accessed: 27.05.2019).
18. Federal'naya nalogovaya sluzhba: ofits. sajt. URL: https://www.nalog.ru (Accessed 28.05.2019).
19. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki: ofits. sajt. URL: http://www.gks.ru (Accessed 28.05.2019).
20. Federal'naya tamozhennaya sluzhba: ofits. sajt. URL: http://www.customs.ru (Accessed 29.05.2019).
21. Tsentr antikorruptsionnykh issledovanij i initsiativ «Transperensi Interneshnl - Rossiya»: ofits. sajt. URL: https://transparency.org.ru (Accessed 28.05.2019).
ЛЕОНТЬЕВ Сергей Валерьевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российский университет кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: spm-lsv@yandex.ru.
LEONTYEV, Sergey Valeryevich - Postgraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: spm-lsv@yandex. ru.
УДК 343.37
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
Н.Н. Макарова, Е.Л. Фесина, Т.Ю. Серебрякова
В современных условиях важной задачей в области экономической политики является создание международных и национальных механизмов противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Этот процесс тесно связан с оттоком капитала за рубеж, незаконной торговлей оружием, наркотиками, с коррупцией, использованием оффшорных юрисдикций для сокрытия источника происхождения доходов и уклонения от уплаты налогов. Легализация активов преступного происхождения угрожает не только стабильности экономической системы, но и национальной безопасности. Для выявления легализации преступных доходов и финансирования терроризма необходимо обеспечение прозрачности расчетов между участниками рынка, снижение числа наличных расчетов, эффективное развитие банковской системы. Легализация доходов, полученных преступным путем, является необходимым условием функционирования организованной преступности в сфере экономики. Для того чтобы денежные средства, полученные от преступного бизнеса, могли быть вовлечены в дальнейший оборот, необходимо их легальное прикрытие, что достигается различными приемами и способами. В статье рассматриваются экономические методы выявления легализации преступных доходов в российской экономике.
Ключевые слова: экономические преступления; обналичивание денежных средств; подставные фирмы; уклонение от уплаты налогов; легализация преступных доходов.
N.N. Makarova, E.L. Fesina, T.Yu. Serebryakova. ECONOMIC METHODS OF DETECTING THE LEGALIZATION OF PROCEEDS OF CRIME
An important task of detecting the legalization of criminal proceeds and the financing of terrorism is to ensure transparency of payments between market participants, reduce the number of cash payments, and effectively develop the banking system. The legalization of proceeds of crime is a prerequisite for the functioning of organized crime in the economy. To make sure the money received from the criminal business could be involved in further turnover, its legal cover is necessary; the latter is achieved by various methods and ways. The article discusses the economic methods of detecting the legalization of criminal proceeds.
Keywords: economic crimes; money encashment; rogue firms; tax evasion; legalization of criminal proceeds.
Разнообразные виды преступной деятельности, осуществляемой организованными преступными формированиями, приносят огромные доходы, масштабы которых не поддаются реальной оценке. Накопление критической массы криминального капитала диктует преступным сообществам необходимость решения задачи по определению путей и способов его легализации или приданию видимости законности его владения, пользования и распоряжения, а также сокрытия реального источника его происхождения.
Появление новых мировых тенденций, таких как глобализация, увеличение количества
транснациональных операций, возникновение новых финансовых инструментов, развитие высоких технологий, существенно повлияло на возможность контролирующих и правоохранительных органов эффективно противодействовать отмыванию преступных доходов. В соответствии с данными официальной печати в мире ежегодно легализуется от 1,0 до 1,5 трлн долл. США, а объем отмываемых преступных доходов составляет около 2,5 трлн долл. в год [7]. Такие тенденции свидетельствуют о глобальном характере легализации преступных доходов и необходимости выработки адекватных мер по их устранению или минимизации