Научная статья на тему 'Стратегия - 2020 республики Дагестан: целевые ориентиры и механизм реализации'

Стратегия - 2020 республики Дагестан: целевые ориентиры и механизм реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / ДОЛГОСРОЧНОЕ РАЗВИТИЕ / LONG-TERM DEVELOPMENT / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / STRATEGIC TARGET / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ / THE MECHANISM OF REALISATION OF STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедуев А.Ш.

Раскрыты правовые и методологические основы стратегического планирования социально-экономического развития России и ее регионов, обоснована главная стратегическая цель и предложен механизм реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY - 2020 REPUBLICS DAGESTANS: TARGET REFERENCE POINTS AND THE REALIZATION MECHANISM

Legal and methodological bases of strategic planning of social and economic development of Russia and its regions are opened, the main strategic target is proved and the mechanism of realisation of Strategy of social and economic development of Republic Dagestan till 2020 is offered.

Текст научной работы на тему «Стратегия - 2020 республики Дагестан: целевые ориентиры и механизм реализации»

АХМЕДУЕВ А.Ш.

СТРАТЕГИЯ - 2020 РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Раскрыты правовые и методологические основы стратегического планирования социально-экономического развития России и ее регионов, обоснована главная стратегическая цель и предложен механизм реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года.

AHMEDUEV A.SH.

STRATEGY - 2020 REPUBLICS DAGESTANS: TARGET REFERENCE POINTS AND THE REALIZATION MECHANISM

Legal and methodological bases of strategic planning of social and economic development of Russia and its regions are opened, the main strategic target is proved and the mechanism of realisation of Strategy of social and economic development of Republic Dagestan till 2020 is offered.

Ключевые слова: стратегическое планирование, долгосрочное развитие, стратегическая цель, государственное регулирование, механизм реализации стратегии.

Keywords: strategic planning, long-term development, strategic target, state regulation, the mechanism of realisation of strategy

Динамичное и устойчивое социально-экономическое развитие, как показывает мировой и отечественный опыт, возможно только при активном и компетентном государственном регулировании, при наличии тщательно разработанной долгосрочной стратегии, четком определении общих целей и приоритетов, путей и методов их реализации. Именно поэтому принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, разрабатываются долгосрочные стратегии развития отраслей экономики, федеральных округов и всех субъектов Российской Федерации. Разработан и принят в первом чтении Народным Собранием Республики Дагестан проект Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года (Стратегия - 2020 РД).

1. Правовые и методологические основы стратегического планирования.

До сего времени стратегическое планирование в стране осуществлялось под организационным и методологическим руководством Министерства регионального развития РФ. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. определены новые правовые и методологические основы стратегического планирования в стране.

Указом Президента утверждены Основы стратегического планирования в Российской Федерации (далее Основы), которые устанавливают четкий по-

рядок стратегического планирования долгосрочного развития в стране и субъектах РФ. Утвержденные Основы являются ключевым методологическим документом для организации работы федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации национальных приоритетов на федеральном, региональном и отраслевом уровнях.

Принципиальное значение имеет то, что принятые Основы базируются на фундаментальном положении о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности государства. Таким образом, впервые официально признано, что устойчивое развитие является основным условием национальной безопасности, а отставание в развитии экономики и социальной сферы представляет собой реальную угрозу национальной безопасности.

Основы определяют, что одной из основных задач стратегического планирования является разработка стратегий и комплексных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Предусматривается стратегическое планирование на долгосрочную (10-12 лет), среднесрочную (5-10 лет) и краткосрочную (3-5 лет) перспективу на федеральном, региональном (федеральный округ, субъект РФ), межрегиональном (межрегиональные территориально-производственные комплексы), межотраслевом и отраслевом уровнях. Таким образом, Указом Президента РФ создана прочная правовая основа для разработки и реализации стратегий долгосрочного развития субъектов Российской Федерации, следовательно, и Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года.

В создавшейся в стране и мире ситуации особую роль стратегическому планированию придает то, что, согласно Указу Президента РФ, общее руководство стратегическим планированием в стране осуществляет лично Президент Российской Федерации в рамках работы Совета Безопасности РФ. В каждом субъекте РФ соответственно на высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) возлагается организация решения вопросов стратегического планирования с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основы стратегического планирования устанавливают также, что стратегии (как и комплексные программы) социально-экономического развития субъектов РФ утверждаются Правительством Российской Федерации, что в корне меняет статус стратегий субъектов РФ, усиливает требования к качеству и ответственность за их реализацию. Это, естественно, относится и к Стратегии - 2020 Республики Дагестан.

С учетом новых правовых норм, определенных Основами стратегического планирования в РФ, следует еще раз осмыслить основные положения и ориентиры Стратегии - 2020 РД, соотнести всё задуманное, особенно темпы

и масштабы развития республики, с обеспечением национальной безопасности как Российской Федерации в целом, так и Республики Дагестан.

При разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года мы исходили из того, что она представляет собой, как это сейчас определено Основами стратегического планирования в РФ, один из ключевых элементов системы регионального стратегического планирования и плановой организации экономической деятельности республики. С использованием системного подхода в проекте Стратегии - 2020 решен комплекс вопросов по обеспечению долгосрочного устойчивого развития республики, взаимоувязке краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов, согласованию действий и эффективному взаимодействию органов власти всех уровней по ее реализации.

При разработке Стратегии - 2020 принимались во внимание общемировые тенденции развития постиндустриальной цивилизации и гражданского общества, глобализации мирохозяйственных процессов, формирования новой «экономики знаний» и ее социализации. Учитывались макроэкономическая ситуация в России, основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (КДР - 2020).

Стратегия - это осмысление будущего Дагестана до 2020 года. Если выделить основные положения, то проект содержит стратегический анализ состояния экономики и социальной сферы республики, описание основных вызовов, стоящих перед экономикой и дагестанским обществом. Детально обследованы и раскрыты ключевые проблемы, определены сравнительные конкурентные преимущества и возможности повышения конкурентоспособности Дагестана. В нем осуществлен подробный анализ и дана оценка потенциала социально-экономического развития республики. В проекте определена миссия Республики Дагестан, разработана система стратегических целей, обоснованы приоритеты долгосрочного развития республики. Предложен сценарный анализ и прогноз макроэкономических показателей по четырем возможным вариантам сценарий развития, обоснован выбор целевого (композиционного) сценария социально-экономического развития Республики Дагестана до 2020 г. В не стратегии, конечно, определены основные механизмы, которые могут и должны быть задействованы для ее успешной реализации, определены индикаторы для мониторинга и оценки достижения основных стратегических целей.

Стратегия долгосрочного развития Дагестана не может быть произвольной. Она вытекает из объективных реалий, диктуется определенными внешними и внутренними факторами. Социально-экономическое положение Республики Дагестан исключительно сложное. Не потому, что оно становится хуже. Наоборот, в последние годы продолжается рост экономики высокими темпами. Дело в том, что мировая экономика меняется кардинально и такие же радикальные перемены начались в экономике и социальной сфере России. Именно на этом поле динамичных и кардинальных перемен Дагестану нужно занять подобающее ему место.

Поэтому прежде всего при разработке проекта Стратегии - 2020 учитывались происходящие чрезвычайно динамичные и сложные мирохозяйственные процессы, такие факторы, как:

❖ глобализация и формирование открытого мирового рынка;

❖ кардинальное изменение самой модели экономики - переход на инновационную модель развития;

❖ резкое усиление конкуренции на мировом рынке при возрастающей неустойчивости рынка;

❖ возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом и культурном развитии;

❖ начавшийся в 2008 г. мировой экономический кризис.

Эти и другие мирохозяйственные процессы диктуют кардинальные изменения в экономике и социальной сфере Российской Федерации, которые в свою очередь должны найти отражение в Стратегии долгосрочного развития Дагестана. Россия все активнее интегрируется в мировую экономику и, соответственно, в мировой рынок, готова вступить во Всемирную торговую организацию. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года поставлена стратегическая цель - превращение страны в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран по экономической мощи.

Глобализация мирохозяйственных процессов, интеграция России в мировую экономику и вступление в ВТО делает неизбежной интеграцию Республики Дагестан в мировое экономическое пространство. Поскольку Российский (включая и дагестанский) рынок при этом неизбежно станет сегментом мирового рынка, Дагестан вынужден будет конкурировать на мировом рынке. Отсюда вся сложность и серьезность этого вызова и проблемы конкурентоспособности. Именно обеспечение конкурентоспособности экономики Дагестана на глобальном рынке становится одной из важнейших стратегических задач республики. Это ставит перед Дагестаном стратегическую сверхзадачу - переход на инновационную модель развития и формирование современной «экономики знаний».

Именно отсюда вытекают требования к Стратегии-2020 и основные концептуальные подходы к определению целей долгосрочного развития республики, сроков и путей их достижения. Учитывая нынешнее отставание даже от среднероссийского уровня, обеспечить конкурентоспособность на мировом рынке для экономики Дагестана - это именно сверхзадача, и ее надо решать, ибо на мировом рынке экономика должна быть конкурентоспособной, или ее вообще не будет. Это надо ясно представлять себе органам власти, политическим и общественным деятелям, предпринимателям и каждому дагестанцу. Этой глобальной для Дагестана угрозе необходимо дать адекватный ответ. Соответственно надо строить Стратегию - 2020 и всю деятельность по ее реализации.

2. Главная стратегическая цель развития Республики Дагестан

до 2020 года.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года крайне важно определить центральную идею, представляющую собой несущий каркас всей стратегической конструкции. Именно такая главная идея должна не только определять ориентиры на период до 2020 года, но и служить концептуальной основой для раскрытия и решения всех стратегических проблем республики. Именно такую роль общенациональной идеи должна играть главная стратегическая цель на период до 2020 года.

Генеральная цель развития республики в Стратегии - 2020 определена так: стать интенсивно развивающимся, инвестиционно привлекательным и финансово самообеспеченным регионом с высоким качеством жизни населения, широкими возможностями для свободного предпринимательства, самобытной культурой народов Дагестана. Это - качественная характеристика главной стратегической цели развития республики. Количественная же оценка главной цели предполагает прежде всего сравнение уровня развития республики с другими региональными и средними показателями по стране.

Главная стратегическая цель при этом трансформируется в количественные макроэкономические показатели, ориентирующие на сокращение отставания социально-экономического развития Дагестана. Именно существенное сокращение отставания от среднероссийского уровня развития к 2020 г., а в более отдаленной преспективе (примерно к 2030 г.) преодоление отставания по всем основным показателям становится важнейшим стратегическим ориентиром и ключевой национальной идеей объединения всех слоев дагестанского общества. Вместе с тем становится все более очевидным, что достижение этой цели, то есть преодоление отставания и повышение качества жизни населения, является условием обеспечения национальной безопасности как Республики Дагестан, так и Российского государства.

По состоянию на 2008 г. Дагестан отстает от среднероссийских показателей по производству на душу населения валового регионального продукта в 3,6 раза, продукции промышленности - в 16,7 раза, продукции сельского хозяйства - в 1,2 раза, платных услуг населению - в 1,8 раза. Инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в 2008 г. в республике производилось меньше в 1,2 раза, вместе с тем среднедушевые денежные доходы населения в 1,3 раза ниже, а безработица в 2,1 раза выше. Отставание наблюдается в жилищном строительстве, в развитии практически всех отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры и т.д.), инженерной инфраструктуры, жилищно-бытового хозяйства.

Отставание от регионов России характеризует то, что республика среди 87 субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям занимает следующие места (2007 г.):

Валовой региональный продукт на душу населения 77

Объем добычи полезных ископаемых 49

Объем товаров обрабатывающих производств 67

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 69

Продукция сельского хозяйства Основные фонды в экономике

Поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ на душу населения

Инвестиции в основной капитал на душу населения Среднемесячные денежные доходы (в месяц) Среднемесячная номинальная заработная плата Уровень занятости Уровень безработицы

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя

Число собственных автомобилей на 1000 человек населения

25 45

84 69 59

85 81 83

82 84

Такая картина наблюдается многие десятилетия, и отставание носит хронический характер, а при подъеме некоторых отраслей и сфер экономики в отдельные периоды Дагестан вынужден постоянно придерживаться модели догоняющего развития. Вышесказанное подводит к печальному выводу: Дагестан был отсталой окраиной России и пока продолжает оставаться таковой.

Тщательный ретроспективный анализ показывает: для векового отставания социально-экономического развития Дагестана нет ни системных внутренних и внешних оснований, ни объективных причин. Среди 87 регионов России Дагестан по территории занимает 52-е место, а по численности населения - 17-е место. Природно-климатические условия Дагестана уникальны и позволяют создавать и развивать на территории эффективную и конкурентоспособную многоотраслевую экономику. Эту возможность во многом усиливает геополитическое и геоэкономическое расположение Дагестана. Население республики традиционно приучено к тяжелому труду, дагестанцам характерно трудолюбие, бережливость, умеренность в потреблении, тяга к знаниям, а их мастерство и талант с древнейших времен получили всемирное признание.

К сказанному необходимо добавить: во-первых, со времен присоединения к России Дагестан полностью защищен от внешних захватчиков и всевозможных грабителей, на это не приходится тратить собственные ресурсы; во-вторых, Россия (в свое время весь Советский Союз) оказывала всестороннюю помощь республике, а во время строительства социализма она была практически неограниченной при условии освоения выделяемых средств. Так, большинство из ныне действующих (и бездействующих) предприятий в республике было построено за счет средств из централизованных источников в 60-х годах прошлого века в период функционирования Дагестанского совнархоза. Вся страна помогла восстановлению городов и сел Дагестана после землетрясений в 70-х годах минувшего века.

Но при всем этом Дагестану не удалось преодолеть отставание. Поиск ответа на вопрос почему имеет смысл в том случае, если он, этот ответ, вооружит нынешнее поколение дагестанцев реальной перспективой и средством преодоления вековой отсталости, а будущим поколениям поможет избежать ошибок своих предков.

Основной причиной отставания Дагестана мы считаем отсутствие осмысленной и глубоко продуманной долгосрочной стратегии развития, которая четко ориентировала бы органы власти и всё дагестанское общество на динамичное развитие и достижение объективно необходимых амбициозных целей с использованием передовых научно-технических достижений и учетом мировых и общероссийских тенденций. Конечно, речь идет не о стратегии как формализованном и официально принятом документе, а об отсутствии стратегического мышления, видения долгосрочной перспективы и соответствующей организации деятельности для достижения намеченных стратегических целей.

Например, при стратегическом мышлении не представляло труда спрогнозировать, что численность населения Дагестана удваивается каждые 50 лет. Дагестанцев в начале XX века было менее 700 тысяч. Рост населения за прошлый век увеличился в 4 раза. Чтобы обеспечить растущему населению рабочие места и достойный уровень жизни, нужно было создавать соответствующий экономический потенциал и высокими темпами развивать производство. Но инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в Дагестане производилось в 2-3раза, а в отдельные годы в 4,5-5 раз меньше, чем в среднем в России.

В стратегическом осмыслении и оптимизации нуждались отраслевая структура экономики, хозяйственные связи и кооперация, использование природных ресурсов. Особенно четкой долгосрочной ориентации требовала подготовка востребованных народным хозяйством кадров, формирование, как сейчас принято говорить, человеческого капитала, способного созидать и поднять Дагестан не только на среднероссийский, но и на мировой уровень развития. Но для этого органам власти нужно было иметь стратегическое мышление, способность предвидения, обостренное чувство ответственности перед будущими поколениями. Недостаток всего этого в совокупности с отдельными непредсказуемыми внешними факторами и катаклизмами, к которым Дагестан оказывался неготовым, приводил к тому, что Дагестан оставался отстающим, депрессивным, дотационным и т.д. регионом.

Настало время, когда органы власти, предпринимательские структуры, другие слои общества осознают, что в современных условиях отставание в развитии и низкий уровень жизни обостряют старые и порождают новые противоречия в обществе и в конечном счете представляют угрозу целостности и безопасности и Дагестана, и России. Именно поэтому в проекте Стратегии - 2020 РД все подчинено преодолению отставания социально-экономического развития и достижению в долгосрочной перспективе среднероссийского уровня качества жизни населения.

Мы исходим из того, что это для Дагестана не политический лозунг, а объективная необходимость. Дело не только в том, что историческое и хроническое отставание ущемляет честь и достоинство дагестанцев, что дагестанцы вот уже более 150 лет — россияне и имеют со всеми другими народами равные конституционные права. Дело в том, что Дагестан как субъект РФ должен активно участвовать в намечаемой в стране кардинальной модер-

низации экономики, переводе ее на инновационную модель. Для этого дагестанской экономике нужен современный человеческий капитал, формирование которого полностью зависит от качества жизни населения. Для формирования и развития современной инновационной экономики нужен материально обеспеченный, образованный, здоровый и деятельный работник. Здесь очевидная взаимосвязь: высокий уровень жизни населения -условие качественного человеческого капитала, без последнего невозможно инновационное развитие экономики, без этого немыслимо обеспечить конкурентоспособность экономики. А неконкурентоспособная экономика в условиях глобализации и вступления России в ВТО, как отмечалось, обречена на деградацию.

Кроме того, надо ясно представлять себе, что хроническое отставание республики, низкий уровень жизни и неразвитость человеческого капитала, наносят прямой экономический ущерб: снижают инвестиционную привлекательность республики, вызывают «утечку мозгов», денежного капитала, наиболее квалифицированных и активных кадров. По данным Росстата, в 2008 г. из Дагестана убыло (миграционный баланс) около 10 тыс. человек, а сколько выезжает на временные работы, никто не знает. Понятно, что эти дагестанцы - мигранты работают и создают добавленную стоимость в других регионах России или за рубежом. Развитие этих весьма динамичных негативных процессов для Дагестана в долгосрочной перспективе чревато серьезными последствиями. Именно поэтому главной стратегической целью является сокращение отставания, а в долгосрочной перспективе - выход на среднероссийские стандарты уровня качества жизни. Конечно, это потребует максимального напряжения в деятельности республиканских и местных органов власти, предпринимательских структур, общественных объединений, всего дагестанского общества.

3. Механизм реализации Стратегии - 2020.

Основы стратегического планирования предусматривают осуществление жесткого контроля за достижением намеченных стратегических целей и эффективностью использования направляемых на это ресурсов. Федеральные органы исполнительной власти представляют Президенту РФ ежегодные доклады. Субъект Российской Федерации должен представлять доклад в Правительство РФ с полной информацией о достижении поставленных в стратегии целей, включая эффективность расходования ресурсов на устойчивое развитие региона с учетом задач обеспечения национальной безопасности.

Для оперативного контроля и объективной оценки хода реализации стратегии и достижения стратегических целей Основы стратегического планирования предусматривают, что Правительство РФ определяет критерии и показатели (стратегические ориентиры) эффективности деятельности органов государственной власти субъекта РФ. Перечень возможных критериев и показателей утвержден Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. Очевидно, что, как и для каждого субъекта РФ, для Республики Дагестан эти критерии и показатели будут определены, исходя из стратегических ориентиров, заложен-

ных в Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года.

Проект Стратегия - 2020 предусматривает использование для ее реализации всех имеющихся в распоряжении органов власти механизмов: государственную политику, административный механизм, рыночный механизм, правовой механизм, целевые и комплексные программы, индикативное планирование и др.

В проекте предложено образовать комплексный механизм реализации Стратегии-2020 с использованием рыночного механизма, государственного регулирования и создания стройной региональной системы планирования. В проекте обоснованы направления и элементы взаимоувязанного использования такого механизма в практической деятельности органов управления.

После принятия Стратегии - 2020 прежде всего следует провести инвентаризацию действующего законодательства и в необходимых случаях скорректировать законодательные и нормативные акты с учетом новых условий реализации Стратегии - 2020.

Вместе с тем мы считаем возможным и крайне важным дальнейшую детализацию Стратегии-2020 в отраслевом, территориальном и институциональном разрезах. Дальнейшую детализацию стратегических целеустановок следует осуществлять в стратегиях долгосрочного развития до 2020 г. отраслей и муниципальных образований. На основе и исходя из республиканской Стратегии - 2020, необходимо разработать стратегии развития основных отраслей экономики и социальной сферы, а также всех муниципальных образований. Стратегии долгосрочного развития должны иметь и крупные хозяйственные звенья - предприятия, организации, их объединения и т.д. Такая работа проводится в ряде регионов России, например в Ростовской области. Разрабатывается также стратегия долгосрочного развития Лакского района РД, намечается разработка Стратегии развития г. Махачкала. Но эту работу следует развернуть по единой методологии во всех министерствах, ведомствах, муниципальных образованиях и хозяйственных звеньях республики.

В итоге такой работы должна сложиться единая взаимоувязанная и стройная система комплексного долгосрочного стратегического развития как в целом республики, так и отраслей, сфер, звеньев экономики и социальной сферы, а также территорий РД. Только тогда можно рассчитывать, что будут охвачены и успешно решены все стратегические проблемы долгосрочного развития, а реализация Стратегии-2020 станет общенациональной идеей и первоочередной задачей всего дагестанского общества.

Решающую роль в механизме государственного регулирования реализации Стратегии-2020, конечно, должна играть радикальная модернизация всей системы государственного управления и местного самоуправления. Это предусмотрено в проектных направлениях Стратегии-2020. Крайне важно довести до логического конца административную реформу, внедрить в государственных и муниципальных органах власти информационно-коммуникационную систему управления по результатам. Нужно определить место, роль и задачи каждого государственного и местного органа власти в реализа-

ции Стратегии-2020 и установить меру ответственности каждого звена и должностного лица за достижение поставленных перед ними стратегических целей.

При проведении административной реформы, на наш взгляд, следует установить принцип: любое должностное лицо, государственный или муниципальный служащий избираются или назначаются не на должность, а для выполнения по контракту определенной количественно измеряемой работы, решения конкретной задачи по реализации Стратегии-2020, стратегии развития отрасли или муниципального образования. Соответственно, каждое выборное или наемное должностное лицо должно нести ответственность за выполнение поставленной перед ним стратегической задачи. Такая система сама должна отсеивать некомпетентных, недееспособных, незаинтересованных и безответственных государственных и муниципальных как выборных, так и наемных служащих независимо от должностного уровня и ранга.

Это, в свою очередь, резко повысит эффективность их работы и облегчит борьбу с коррупцией, воровством и другими экономическими преступлениями. Для этого необходимо использовать индикаторы контроля выполнения задач, поставленных в Стратегии-2020, отраслевых и муниципальных стратегиях.

Важнейшим условием жизнеспособности Стратегии-2020 является ее ресурсное обеспечение. Намеченные стратегические цели будут достигнуты, и поставленные задачи будут решены при условии выполнения предусмотренных в Стратегии мер по эффективному использованию имеющегося в республике ресурсного потенциала. В проекте Стратегии-2020 полностью раскрыты существующие природные, производственные, трудовые, инновационные и инвестиционные ресурсы, определены конкурентные преимущества республики, возможности их использования, слабые стороны и угрозы осложнения конъюнктуры. Обоснованы основные приоритетные направления использования этих ресурсов и конкурентных преимуществ, определен перечень комплексных и целевых программ, которые должны быть разработаны и реализованы в этих целях.

Исключительно важным и сложным является вопрос финансового обеспечения реализации Стратегии - 2020. Предусматриваются возможные решения на основе использования финансового рынка и бюджетного финансирования. По принятому в проекте Стратегии - 2020 композиционному сценарию, по уточненному прогнозу предполагается вложить в экономику республики свыше 1,6 триллиона рублей, из них свыше 33% - в промышленность и около 7% - в сельское хозяйство. По нашим прогнозам, можно рассчитывать, что 12,5% общей суммы инвестиций будет вложено по федеральным целевым программам, федеральным адресным инвестиционным программам, федеральной целевой программе развития Юга России и другим источникам целевого финансирования за счет средств федерального бюджета. С учетом существенного роста собственных бюджетных доходов прогнозируется, что не менее 9,0% инвестиций составят средства республиканского и муниципальных бюджетов. На долю внебюджетных средств падает не ме-

нее 78,5% прогнозируемой величины инвестиций, что вполне реально при условии масштабной и серьезной работы по улучшению инвестиционного климата и созданию в республике приемлемых условий для частного предпринимательства.

У дагестанцев есть все необходимое для достойного материального благосостояния, высокого уровня культуры, здорового образа жизни, чтобы стать образцом единения и дружбы народов, стабильности и безопасности. Но все это не придет со стороны - ни по импорту, ни вместе с дотациями из центра. Этого можно достичь только напряженным повседневным созидательным трудом органов власти и всего общества. Реализация Стратегии -2020 для всех дагестанцев будет первым шагом к этой исторической цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.