Научная статья на тему 'Стратегии взаимодействия Управления Алтайского края по печати и информации с федеральными СМИ в условиях кризиса'

Стратегии взаимодействия Управления Алтайского края по печати и информации с федеральными СМИ в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА / IMAGE FORMATION REGION / КРИЗИС / CRISIS / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION POLICY / СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / STRATEGY / INTERACTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лукашевич Е.В., Киричук В.А.

В статье описываются направления и способы деятельности Управления Алтайского края по печати и информации по формированию инвестиционной привлекательности региона в федеральных СМИ в период кризиса, характеризуется их эффективность на примере отражения проблем, связанных с реализацией региональных государственных программ по развитию туризма. Анализ стратегий взаимодействия со СМИ, используемых Управлением в кризисной экономической ситуации, позволяет делать вывод о том, насколько Управление выполняет одну из своих основных задач - создание положительного образа региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of Interaction of the Altai Region of Press and Information with the Federal Media in the Conditions of Crisis

The article describes the ways the activities of the Altai Region of press and information on the formation of investment attractiveness of the region in the Federal media in times of crisis, characterized by their efficiency on the example of the reflection of the problems associated with the implementation of regional state programmes for development of tourism. The analysis of strategies of interaction with the media used by the Management in a crisis economic situation, allows to draw a conclusion about how Management performs one of its main tasks is the creation of a positive image of the region.

Текст научной работы на тему «Стратегии взаимодействия Управления Алтайского края по печати и информации с федеральными СМИ в условиях кризиса»

РАЗДЕЛ 1: PR-ТЕХНОЛОГИИ

Е.В. Лукашевич

Алтайский государственный университет 1тсе@таИ. ги

В.А. Киричук

Управление Алтайского края по печати и информации 79132159997@ya.ru

СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УПРАВЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ СМИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Аннотация

В статье описываются направления и способы деятельности Управления Алтайского края по печати и информации по формированию инвестиционной привлекательности региона в федеральных СМИ в период кризиса, характеризуется их эффективность на примере отражения проблем, связанных с реализацией региональных государственных программ по развитию туризма. Анализ стратегий взаимодействия со СМИ, используемых Управлением в кризисной экономической ситуации, позволяет делать вывод о том, насколько Управление выполняет одну из своих основных задач - создание положительного образа региона.

Ключевые слова: формирование имиджа региона, кризис, информационная политика, стратегии взаимодействия.

В настоящее время остро обозначилась проблема формирования позитивного имиджа России. А в связи с этим - проблема формирования позитивного имиджа регионов РФ. «Исследования проявлений региональной психологии показали, что в России есть немало территорий, регионов и городов, у которых имеется свой устойчивый имидж, который оказывает немалое влияние на их восприятие и отношение к ним»8. Вместе с тем психологи утверждают, что «в России

8 Богданов E.H., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». СПб.: Питер, 2003. С. 113.

9.

сейчас мало регионов, имеющих устоичивыи позитивным имидж» Исследователи И.Я. Рожков и В.Г. Кисмеришкин отмечают, что «деловая активность некоторых регионов сделала их известными не только в России, но и за ее пределами, способствуя развитию торговли, предпринимательства, другие - как бы находятся в тени, «варятся в собственном соку», несмотря на то, что любой субъект Российской Федерации имеет массу нереализованных возможностей»10. По их мнению, «в условиях ускоренного движения мобильных активов -капитала, технологий, управленческих навыков, большинство регионов в основном эксплуатируют активы инертные - природные условия, климатические ресурсы, объекты инфраструктуры», а вопрос регионального экономического развития в нашей стране стоит исключительно остро11. Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона, его узнаваемости среди других территорий РФ очевидна, так как это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики и т.д. Регулярное упоминание в СМИ региона в определенном контексте обусловливает формирование того или иного образа региона. Основным же критерием отбора фактов служит внимание аудитории, поскольку СМИ экономически заинтересованы в ее расширении. Федеральные СМИ пользуются наибольшим доверием общества12. Высокий уровень публикаций в этих изданиях заставляет прислушиваться к их мнению властные, финансовые структуры, интеллектуальную часть общества.

Сферу интересов нашего исследования представляет медиаобраз Алтайского края, сложившийся в федеральных СМИ в кризисной ситуации, и анализ роли Управления Алтайского края по печати и информации в формировании этого образа. Анализ стратегий взаимодействия со СМИ, используемых Управлением в кризисной экономической ситуации, позволяет делать вывод о том, насколько Управление выполняет одну из своих основных задач - создание положитель-

9 Там же. С. 116.

10 Рожков И.Я., Кисмеришкин В.Г. Бренды и имиджи. М.: РИП - холдинг, 2006. 256 с. С. 86.

11 Там же.

12 Компания «Медиалогия» подготовила рейтинг самых цитируемых СМИ за январь 2015 года // Медиалогия. Январь 2015 г. URL: http://www.mlg.m/ratmgs/federal_media/3444/2015/1/ (дата обращения: 16.04.2015).

ного образа региона для повышения его инвестиционной привлекательности. Соответственно, его взаимодействие с журналистами федеральных СМИ в качестве результата предполагает отражение в текстах публикаций, теле- и радиопередачах о регионе характеристик, позволяющих сформировать его уникальный образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, благодаря чему целевая аудитория запоминает его и начинает относиться к нему определенным образом.

Важным направлением деятельности Управления является «реализация основных направлений информационной политики Администрации края и иных органов исполнительной власти Алтайского края в рамках единого информационного пространства Российской Федерации и Сибирского федерального округа, а также государственной

13

политики по развитию средств массовой коммуникации» .

Мы попытались определить, какие стратегии взаимодействия Управления с федеральными СМИ оказались наиболее эффективными в период кризиса. Стратегию мы рассматриваем как направление, способ действий, необходимые в ситуации, когда для прямого достиже-

14

ния основной цели недостаточно наличных ресурсов .

Цель статьи - проанализировать направления и способы деятельности Управления по печати и информации по продвижению позитивного имиджа края, формированию инвестиционной привлекательности региона в федеральных СМИ и охарактеризовать их эффективность на примере отражения проблем, связанных с реализацией региональной программы в сфере развития туризма, в федеральных СМИ.

К сегодняшнему моменту органами государственной власти Алтайского края проделана большая работа в сфере развития туризма: регулярно проводятся международные отраслевые выставки, форумы по различным перспективным для региона видам туризма, создаются профессиональные сообщества, идет работа по формированию положительного имиджа края как одной из основных туристских дестина-ций России. Туризм рассматривается сегодня как источник финансовых доходов бюджетов всех уровней, средство повышения занятости

13 Открытые данные // Управление Алтайского края по печати и информации. URL: http://inform22.ru/open-inform/

14 Портал «Грамота.ру». URL: http://www.gramota.ru

и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды, воспитания патриотических чувств молодежи, мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества. Туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития многих регионов России, в том числе и Алтайского края15. В целях развития туристской деятельности планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на максимальное использование имеющегося природно-климатического, ресурсного, человеческого потенциала Алтайского края.

Один из блоков мероприятий посвящен формированию имиджа Алтайского края как центра всесезонного туризма. В рамках данного направления Управлением АК по печати и информации ведется работа по проведению пресс-туров, конференций, семинаров по вопросам развития туристской индустрии, мастер-классов и тренингов для гидов, экскурсоводов, выпущена разнообразная печатная продукция, видеофильмы и сюжеты, рекламные ролики об экскурсионных объектах в регионе. Управлением АК по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов совместно с Управлением АК по печати и информации создан перечень объектов и маршрутов, наиболее популярных для федеральных и международных СМИ: Большое Золотое кольцо Алтая; Малое Золотое кольцо Алтая; Алтайский край заповедный; Алтай литературный; Казачья подкова; туристический комплекс «Бирюзовая Катунь» и др.

В 2014 году Управлением АК по печати и информации совместно с туристическим центром АК был разработан событийный план Алтайского края. В него вошли более 400 туристических событий, про-

15 Государственная программа «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы (Постановление Администрации Алтайского от 30.12.2014 № 589) // Управление Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов. URL: http://www.alttur22.ru/zakonodatelstvo/pravovye_akty_altajskogo_kraya/gosudarstvennaya_programm a_razvitie_turizma_v_altajskom_krae_na_2015-

2020_gody_postanovlenie_administracii_altajskogo_ot_30_12_2/ (дата обращения 16.04.2015).

ходивших на территории края в 2014 году. Данный перечень стал находкой для федеральных журналистов, посетивших край в это время. Основные события плана: Фестиваль фестивалей «Сибирская масленица»; «Интурмаркет» международная туристическая выставка; Алтайский международный туристский форум «VISIT ALTAI»; IV специализированная выставка внутреннего и въездного туризма «Алтай-Тур. АлтайКурорт-2014»; Праздник «Цветение маральника»; День России на «Бирюзовой Катуни», межрегиональный фестиваль национальных культур; VIII краевые Рождественские чтения; «Алтайфест», краевой фестиваль напитков; Праздник «День огурца»; Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае»; День Сибирского поля; «Край тысячи озер», пресс-тур для федеральных СМИ, блогеров и travel-журналистов; «Медовый Спас на Алтае», ежегодный краевой праздник; «Бирюза и Золото», пресс-тур для федеральных СМИ, блогеров и travel-журналистов; II Фестиваль туристских и спортивных фильмов; Фестиваль-ярмарка «Дни алтайского сыра»; Всероссийский театральный фестиваль им. В.С. Золотухина; праздник открытия зимнего туристического сезона «Алтайская зимовка» (приурочено к прилету лебедей)и др.

Все эти мероприятия и объекты неоднократно становились темами для федеральных статей, репортажей и сюжетов.

Так, по туристическому маршруту «Малое Золотое кольцо Алтая» в 2011 году прошел пресс-тур федеральных и региональных СМИ «Автопробег СМИ по малому Золотому кольцу Алтая», который являлся началом организации в регионе подобных мероприятий для журналистов.

По маршруту «Малое золотое кольцо Алтая» расположены следующие кластеры: автотуристский кластер «Золотые ворота» в г. Бий-ске; культурно-познавательный кластер в с. Сростки Бийского района Алтайского края, основной задачей которого является пропаганда наследия нашего великого земляка, писателя, актера и режиссера В.М. Шукшина; особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»; туристско-рекреационные кластеры «Ая», «Алтайское» и «Белокуриха».

В первом автопробеге участвовали представители трех федеральных изданий: ИА Infox, бортовой журнал «Аэрофлот», газета «Комсомольская правда», а также три московских блогера. Журналистам

предлагалось побывать в роли туристов, путешествующих за рулем автомобиля по Малому Золотому кольцу Алтая. Мероприятие было рассчитано на 5-6 суток с посещением всех знаковых мест региона: город Бийск, этнопарк «Легенда», село Сростки, туркомплекс «Бирюзовая Катунь», село «Ая», село Алтайское, город-курорт федерального значения Белокуриха, Смоленский район. На маршруте были предусмотрены различные категории проживания (палатка, летний домик, стандартный номер гостиницы, деревенская усадьба, люксовый номер в санатории) и питания (приготовление еды на костре, придорожный сервис, сельская кухня, кафе, ресторанное меню). Запланированы следующие мероприятия: посещение музеев, «Пионерский костер» (гитары, печеная картошка, конкурс анекдотов и баек), прогулки на лошадях, езда на квадроциклах и горных велосипедах, сплав по горной реке, посещение пасеки, посещение мараловодческого хозяйства, поход в горы, сбор целебных трав, водные процедуры (купание в горных и лесных озерах, русская баня, минеральные бассейны, аквапарк и т.п.).

Результатом этого мероприятия явились более пятидесяти публикаций в разных изданиях. Уже с самой поездки на страничках блоге-ров начали появляться материалы с такими заголовками: «Кольцо как пробный камень», «Алтай покоряет», «Место силы», «Столица мира». Газета «Континент Сибирь» написала так: «Алтай примерил «Золотое кольцо». Алтайский край вышел на туристический рынок с принципиально новым предложением - «Малое золотое Алтай примерил «Золотое кольцо». Алтайский край вышел на туристический рынок кольцо Алтая». Этот турпродукт уже был представлен на международных форумах и позиционируется краевыми властями как брендовый для региона. В нем сконцентрировано все лучшее, чем располагает Алтай с точки зрения туристско-рекреационных возможностей и познавательного туризма <...> «Малое золотое кольцо Алтая» - это первый этап реализации глобальной программы администрации Алтайского края по развитию внутреннего и международного туризма в регионе в сотрудничестве с сопредельными регионами и государствами, которые географически объединяет Алтай: Алтайский край, Республика Алтай, Кузбасс, Республика Казахстан, Китай и Монголия»16.

16 Алтай примерил «Золотое кольцо» // Континент Сибирь. 14.06.2011. URL: http://www.ksonline.ru/nomer/ks/-/id/25112/ (дата обращения 16.04.2015).

В 2012 году официально утверждается маршрут «Большое Золотое кольцо Алтая». Большое Золотое кольцо Алтая - это более двух тысяч километров дороги по красивейшим местам девяти городов и сорока семи районов Алтайского края. Точкой начала и завершения нового маршрута является город Барнаул. Маршрут проходит по исторической оборонительной линии, которая являлась точкой защиты казаками алтайской земли от набегов джунгарских племен. В маршрут также входят посещения казачьих поселений, находившихся не только на территории самого Алтая, но и на границе с Казахстаном и Кузбассом. Так называемое «обрусение» Алтая началось с освоения рудных запасов А. Демидовым, поэтому в новый туристический маршрут была включена и Горная Колывань. Помимо этого Большое Золотое кольцо охватывает родные места писателя, актера и режиссера В. Шукшина, космонавта Г. Титова, поэта Р. Рождественского.

Этот автопробег в два раза протяжённее и в два раза насыщеннее информацией и впечатлениями. В нем принимают участие следующие федеральные СМИ: официальный журнал Российских железных дорог «Золотой Гид» (тираж более 3 млн. экземпляров), бортовой журнал «Аэрофлот», журнал «Ваш Досуг», популярные туристические порталы «В Отпуск.ру» и «Страна.Ру», а также пресс-служба «Росстуриз-ма».

В 2013 году журналисты сами разработали маршрут «Алтайский край - Заповедный». Маршрут должен был привлечь внимание к проходящему в 2013 году в России «Году охраны окружающей среды». Журналисты путешествовали за рулем автомобиля по заповедным и знаковым местам Алтайского края, проводили экологические акции. В автопробеге принимали участие журналисты федеральных изданий, в том числе специализированные туристические СМИ: ИА «Интерфакс», газета «Комсомольская правда», телеканал «Россия 24» программа «Специальный репортаж», ВГТРК «Путешествия», РИА- Новости, газета «Московский Комсомолец». На телеканалах «Россия 24» и «Россия 2» вышли два двенадцатиминутных фильма с шестью повторами. Опираясь на отличные результаты федеральных пресс-туров, с 2014 года было принято решение проводить для федеральных СМИ четыре пресс-тура в год.

Ярким выездным для региона мероприятием является международная туристическая выставка «Интурмаркет», проходящая в Моск-

ве. Практически все федеральные журналисты, так или иначе связанные с туристической отраслью, регулярно ее посещают. На данной выставке представлены практически все регионы страны и основные зарубежные туристические страны. Важно, что результатом заинтересованности туристическим продуктом региона для федеральных журналистов, является не столько их присутствие на мероприятии, сколько количество материалов, вышедших по итогам выставки. Если сравнить количество вышедших информационных материалов об Алтайском крае с Интурмаркета за период 2013-2015 годы, то их количество неуклонно растет.

В 2013 году пресс-конференцию Алтайского края посетили двенадцать журналистов. По итогам выставки вышло более тридцати материалов в федеральных СМИ. В 2014 году в пресс-конференции участвовали более двадцати пяти журналистов. Наряду с журналистами специализированных изданий: портал «Турзона», журнал Турдом», «Lait soft», Travels portal, информационная группа «Турпром», журнал «Афиша - Мир» и др. - присутствовали и журналисты общеполитических изданий: «Российской газеты», РИА Новости, ИТАР-ТАСС, журнала «Праздник», а также специализированного туристического международного познавательного телеканала Russian Travel Guide TV. По итогам выставки вышло более семидесяти материалов в федеральных СМИ. Процитируем выдержку из статьи на портале «Правда.Ру»: «Второй день открывшейся в Москве крупнейшей международной выставки достижений туристической отрасли «Интурмаркет» был посвящен Алтайскому краю. В этом году регион стал генеральным партнером мероприятия и представил самый масштабный и красочный стенд, площадь которого составила более 1000 квадратных метров. В экспозиции отражены все аспекты туристического комплекса края. Это и горный туризм (желающие могут попробовать себя в качестве альпинистов-скалолазов на специальном скалодроме), и рафтинг (спортивный сплав по горным рекам), и экстремальный туризм на квадроциклах по пересеченной местности. Кроме того, на выставке широко представлены различные ремесла: резьба по дереву, каменные гравюры, войлоковаляние. Но, пожалуй, самый большой ажиотаж у посетителей вызвала алтайская фитолавка, предлагающая желающим познакомиться с широким ассортиментом гомеопатических препара-

тов Алтайского края. Это и вытяжки из пантов марала, и травяные сборы, и различные мази и настойки местного производства»17.

В 2015 году в официальной пресс-конференции Алтайского края участвовало около пятидесяти журналистов туристических и общеполитических изданий, таких, как «АиФ», «Московская правда», «Комсомольская правда», «Тверская 13», а также пяти телеканалов: «Россия 24», «ТАСС-ТВ», «Вместе», «Агро-ТВ», «Пятница».

По итогам выставки вышло более двухсот материалов в федеральных СМИ.

На рис. 1 видно, как увеличивается количество присутствующих на мероприятии журналистов и количество вышедших информационных материалов. Огромный разрыв показателя вышедших информационных материалов относительно показателя количества журналистов объясняется присутствием на пресс-конференции основных информационных агентств, которые активно цитируются в СМИ, а также множеством информационных поводов на выставке, что позволило журналистам подготовить не один материал.

250 200 150 100 50 0

Рис. 1. Соотношение количества журналистов, присутствующих на мероприятиях, и количества вышедших информационных материалов

Один день Алтайского края на «Интурмаркете» // Pravda.ru. 17.03.2014. URL: http://www.pravda.ru/districts/siberia/bamaul/17-03-2014/1199723-region-0/ (дата обращения 16.04.2015).

Таким образом, исходя из показателей присутствия федеральных СМИ на основных туристических мероприятиях Алтайского края и выхода в федеральной прессе информационных материалов о турист-ско-рекреационной отрасли региона, можно сделать вывод, что стратегии взаимодействия Управления Алтайского края по печати и информации с федеральными СМИ на примере региональной государственной программы «Развитие туризма в Алтайском крае» способствуют формированию положительного имиджа Алтайского края как центра всесезонного туризма, узнаваемость региона как надежной и интересной туристической территории растет. Созданный в федеральных СМИ положительный образ региона помогает повышению инвестиционной привлекательности региона, привлечению инвестиций для развития производства и социальной сферы.

Lukashevich Elena V.

Kirichuk Vyacheslav A.

Strategy of Interaction of the Altai Region of Press and Information with the Federal Media in the Conditions of Crisis

Abstract

The article describes the ways the activities of the Altai Region of press and information on the formation of investment attractiveness of the region in the Federal media in times of crisis, characterized by their efficiency on the example of the reflection of the problems associated with the implementation of regional state programmes for development of tourism. The analysis of strategies of interaction with the media used by the Management in a crisis economic situation, allows to draw a conclusion about how Management performs one of its main tasks is the creation of a positive image of the region.

Key words: image formation region, crisis, information policy, strategy, interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.