Научная статья на тему 'Анализ деятельности туроператоров на туристском рынке Барнаула'

Анализ деятельности туроператоров на туристском рынке Барнаула Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2307
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера туризма / Алтайский край / туристские фирмы / активные туры / деятельность туроператоров / tourism / Altai Krai / travel agencies / adventure tours / tour operators

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н Г. Прудникова, А В. Дудник, С А. Пискун

Рассмотрены субъекты сферы туризма в Алтайском крае; турфирмы, занимающиеся реализацией тур путевок по региону, динамика общего туристского потока. Изучена деятельность туристских фирм Барнаула с 2012 по 2017 г., проанализированы предложения активных туров туроператоров города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF ACTIVITY OF TOUR OPERATORS ON TOURIST MARKET OF THE CITY OF BARNAUL

In this article subjects of the sphere of tourism in Altai Krai are considered; the travel agencies which are engaged in implementation of tours on the region, dynamics of the general tourist stream. Activity of tourist firms of Barnaul from 2012 to 2017 is studied, offers of active tours of tour operators of the city are analysed.

Текст научной работы на тему «Анализ деятельности туроператоров на туристском рынке Барнаула»

УДК 338.48

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРОПЕРАТОРОВ НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ БАРНАУЛА

Н.Г. Прудникова, А.В. Дудник, С.А. Пискун

Алтайский государственный университет, Барнаул

Аннотация. Рассмотрены субъекты сферы туризма в Алтайском крае; турфирмы, занимающиеся реализацией тур путевок по региону, динамика общего туристского потока. Изучена деятельность туристских фирм Барнаула с 2012 по 2017 г., проанализированы предложения активных туров туроператоров города. Ключевые слова: сфера туризма, Алтайский край, туристские фирмы, активные туры, деятельность туроператоров.

THE ANALYSIS OF ACTIVITY OF TOUR OPERATORS ON TOURIST MARKET OF THE CITY OF BARNAUL

N.G. Prudnikova, A.V. Dudnik, S.A. Piskun

Altai State University, Barnaul

Abstract. In this article subjects of the sphere of tourism in Altai Krai are considered; the travel agencies which are engaged in implementation of tours on the region, dynamics of the general tourist stream. Activity of tourist firms of Barnaul from 2012 to 2017 is studied, offers of active tours of tour operators of the city are analysed. Key words: tourism, Altai Krai, travel agencies, adventure tours, tour operators.

Введение. Согласно рейтингу, составленному агентством «ТурСтат» [4], Алтайский край в 2016 г. вошел в число десяти самых востребованных российских регионов в сфере внутреннего туризма. Региональный туристский бизнес рассчитывает на дальнейший рост количества туристов. Эти надежды связаны с реализацией государственной программы «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 гг. [3] и Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» [2], в которой Алтайскому краю также уделено серьезное внимание.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось с помощью сбора фактического материала деятельности туристских фирм Барнаула с 2012 по 2017 г., проанализированы предложения активных туров туроператоров Барнаула и обработаны статистические данные Управления Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу [9] по количеству субъектов сферы туризма в Алтайском крае, числу турфирм, занимающихся реализацией турпутевок, коллективным средствам размещения, динамики общего туристского потока.

Результаты и их обсуждение. В 2016 г. увеличилось количество субъектов сферы туризма на 84 единицы и составило 970 субъектов (в 2012 в. — 886) (см. рис. 1).

Число турфирм в 2016 г. по сравнению с 2012 г. уменьшилось на 29 единиц и составило 220 турфирм: 42 в статусе туроператора и 178 турагентств, спад количества турфирм произошел в 2014 г., тогда закрылись сразу более десятка туристских компаний (см. рис. 2).

Если в 2012 г. услуги размещения туристов оказывали порядка 570 предприятий, то в 2016 г. численность коллективных средств размещения (КСР) увеличилась практически на 147 единиц и составила 717 предприятий. Значительно увеличилось число гостиниц и иных КСР общего назначения ( + 96), турбаз и организаций отдыха (+49) и «зеленых» домов ( + 5) (см. рис. 3).

970

950

941 945

886

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год

Рис. 1. Количество субъектов сферы туризма в Алтайском крае в 201 2-2016 гг., ед.

Рис. 2. Количество турфирм, занимающихся реализацией турпутевок в Алтайском крае

с 2012 по 2016 г.

Официальная статистика края фиксирует стабильное увеличение туристского потока: если в 2012 г. регион посетило 1,3 млн туристов, то в 2016 г. предпринимателями региона оказано услуг более чем двум миллионам туристов и экскурсантов (см. рис. 4).

Россияне, выбравшие местом своего отдыха Алтайский край, в большинстве своем являются жителями Сибирского федерального округа, значительная часть которых — жители Новосибирской, Томской, Омской и Кемеровской областей. Наибольшее число иностранных посетителей (около 80%) прибывает в регион из стран СНГ.

В первую очередь необходимо отметить, что сезон 2016 г. показал превышение внутрироссий-ских предложений над зарубежными. По итогам предложений в сезоне 2016 г. среди турфирм Барнаула лидировал Крым, который клиенты выбирали вместо Турции. Вместе с тем, анализируя отзывы туристов, оставленные на сайтах туристских компаний, отметим, что полноценная замена семейного отдыха в Турции не получилась, что связано с отсутствием в России аналогичного количества отелей высокого класса в рамках системы «все включено», с учетом относительно «демократичной» стоимости туров. Поэтому среди туристов Барнаула наблюдался рост предпочтений Кипру (туры имели успех в первую очередь у молодежной аудитории в связи с наличием развлекательной инфраструктуры), Греции, а также курортов Юго-Восточной Азии. При этом аэропорт Барнаула предлагал рейсы только во Вьетнам, другие рейсы вылетали из Новосибирска.

Рис. 3. Количество коллективных и индивидуальных средств размещения в Алтайском крае

Рис. 4. Динамика общего туристского потока в Алтайском крае с 2012 по 2016 г.

Тем не менее отдых в России оказался весьма востребованным, и туроператоры Барнаула в сезоне 2016 г. сформировали целый ряд специальных предложений. Например, в сети туристических агентств «Авиафлот» путевки в Краснодарский край и Крым были реализованы в объеме на 30% выше, нежели в сезоне 2015 г., в турагентстве «Пятница» российские курорты впервые заняли 60% в общем объеме продаж относительно зарубежных. Рост можно отметить также в туристских фирмах «Глэм-тур» и «Арго».

Кроме внешних направлений, в турфирмах города за 2016 г. активно реализовывались путевки и по Алтаю. Увеличение продаж по Алтайскому краю и Республике Алтай отметили все местные туроператоры. В течение целого ряда лет спрос на такие туры был достаточно ровным, но указанный год показал, что усилия, затраченные на продвижение данного направления, дали количественный результат — продажи только по Алтайскому краю выросли в 2,5 раза.

В 2016 г. отмечен рост востребованности Барнаула как туристского центра, особенно среди школьников. Согласно экспертному анализу все чаще на экскурсии в старую (историческую) часть города и его музеи приезжают экскурсионные группы из 20-30 человек. В настоящее время организацией обзорных экскурсий по Барнаулу (а также экскурсионно-познавательных туров по Алтайскому краю) занимаются туристские компании «Арго», «Алтайтурист», «Алтай-Туризм», «Алтайское туристи-

ческое бюро», «Атлас Алтая», «А-тур», «КИТ-ТУР», «Мой Мир», музей «Мир Камня», «Охота», «Плот», «Сириус Тур». Туроператоры отмечают, что все экскурсионные программы рассчитаны на широкую аудиторию и при необходимости могут быть адаптированы под цели конкретной группы. Для иногородних групп туристов возможно составление индивидуального маршрута.

Туристский рынок Барнаула достаточно однообразен. Многие туристские компании предлагают зачастую аналогичный туристский продукт. Например, туристские предложения компаний, реализующих модель «солнце — водные объекты — пляж», имеют весьма близкие характеристики и отличаются в основном ценой, что объясняется прежде всего рекламными возможностями. Однако рост внутреннего туризма активно начинает влиять и на дифференциацию предложения — динамично формируется предложение таких видов туризма, как спортивный, экологический, приключенческий, познавательный [5].

В Барнауле функционирует несколько туристских фирм, специализирующихся на организации активного отдыха. Это компании «Азимут Тревел», «Ак-тур», «Алтай-гид», «АлтайСибТур», «Алтайтурист», «Алтайское туристическое бюро», «Оранжевое лето», «А-тур», «Виаджио», «Бархатный сезон», «Кайчи тревел», «КИТ-ТУР», «Кочевник-тур», «Команда Экс-Про», «Мастерская приключений», «Плот-Интрэ-вел», «Царская псовая охота», предлагающих разнообразный турпродукт в указанной сфере (рис. 5).

Рис. 5. Предложения активных туров туроператоров Барнаула

В последнее десятилетие особой популярностью пользуются именно комбинированные туры по способам передвижения, походы, способные удовлетворить главное требование современного туриста — максимально эмоциональное заполнение своего отпуска.

Все туроператоры Барнаула организуют активные туры в Республику Алтай — регион, обладающий уникальными природными и культурными особенностями, создающими прекрасные возможности для организации туров различной категории сложности по всем видам туризма [1]. Наиболее популярные маршруты — «К Каракольским озерам», «К Шавлинским озерам», «К Мультинским озерам», на плато Укок «К принцессе Алтая», «К подножью горы Белуха и Кучерлинскому озеру», «Путешествие по Телецкому озеру», «Восхождение на гору Актру» и т.д.

Очень популярный вид туризма на Алтае — пешие прогулки. В настоящее время проложено множество маршрутов — от самых простых до труднопроходимых (экстремальных). Популярностью пользуются маршруты по Горному Чарышу, Горной Колывани с восхождением на гору Синюха, Со-лонешенскому району с посещением водопадов реки Шинок, Салаирскому кряжу и т.д. [8].

Конные туры в Алтайском крае распространены в предгорной зоне — это Алтайский, Смоленский, Солонешенский, Чарышский, Курьинский, Змеиногорский районы.

Славится край и своими горнолыжными курортами, среди которых наиболее известны центры, расположенные в Белокурихе, на базе «Авальман» под Барнаулом, на горе Бабырган, горе Веселая в окрестностях села Ая и на «Бирюзовой Катуни».

В настоящее время на туристском рынке города Барнаула преобладают многодневные туры продолжительностью 7-25 дней. Такая продолжительность обусловлена возможностью посетить множество

интересных и примечательных мест, получить массу положительных впечатлений. Цены зависят от времени года, выбранного тура (их огромное количество), конкретного места пребывания, способа передвижения, количества дней в туре, от предоставленных услуг и места, откуда совершается поездка.

Нужно отметить, что есть фирмы, которые являются владельцами собственных средств размещения в Алтайском крае и Республике Алтай, а это значит, что всегда есть гарантированные места на базах, в отелях и т.п. Также турфирмы организовывают активные туры в Республику Тува, Хакасию, Монголию, Бурятию, Кыргызстан, Таджикистан, озеро Байкал, Горную Шорию, на Камчатку, Кавказ и другие регионы [6].

Рис. 6. Количество проданных путевок и обслуженных туристов фирмой «Плот» за 2013-2017 гг.

Как видно из рисунка 6, пиковая точка продаж турпутевок за рубеж пришлась на 2013 год. Число туристов, обратившихся в «Плот» составило 555 человек и реализовано 230 путевок. Наиболее продаваемыми направлениями были отдых в Таиланд (54 путевки), в Турцию (42 путевки), в Испанию (21 путевка). Также популярностью пользовались туры в Грецию, Вьетнам, Италию, ОАЭ, Францию, Чехию, Китай.

После 2013 г. начался спад продаж туров за рубеж, в 2014 г. — на 39 путевок, в 2015 г. — 98, в 2016 г. — 18 (рис. 7). Основной спад продаж пришелся на 2015 г. Причинами являются резкий обвал выездного туризма из-за резкого роста курса доллара и евро в России, когда многие туры стали слишком дорогими для потребителей туристских услуг. В результате, в 2015 г. выездной туризм в зарубежные страны сократился на 20% (по сравнению с 2013 г.) и составил 8,1 млн чел. (в целом по РФ).

Рис. 7. Динамика продажи туров за рубеж в турфирме «Плот»

В 2016 г. фирма «Плот» реализовала 75 путевок, общее количество обслуженных туристов составило 180 человек. Наиболее популярными направлениями среди туристов остались Таиланд (2016 г. — 22 путевки, 2014 г. — 45 путевок), Вьетнам (2016 г. — 12 путевок; 2015 г. — 16 путевок, 2014 г. — 21 путевка). Выросли продажи туров на Кипр (2016 г. — 12 путевок, 2015 г. — 5, 2014 г. — 3). Также туристы выбирали туры в Чехию, Китай, Индию, Грецию.

За 5 месяцев 2017 г. в структуре продаж компании сейчас на первом месте находится Таиланд (31% запросов), следом идут Вьетнам (18%), Италия и Греция (по 7%). В продаже фирмы опять появилась Турция (10% запросов).

На основе полученной информации от представителей фирмы следует отметить, что ежедневный мониторинг ситуации на рынке позволяет подобрать самые выгодные предложения для клиентов, «горящие путевки» и спецпредложения. В таблице представлена динамика реализации туров по Алтаю и количество туристов, обслуженных фирмой «Плот-Интрэвел» за 2012-2017 гг.

Количество проданных туров и число туристов, обслуженных фирмой «Плот-Интрэвел» в 2012-2017 гг.

Год Количество проданных туров Число туристов

граждане РФ иностранные граждане всего

2017 (Январь-июнь) 25 « 200 « 70 270

2016 31 150 67 217

2015 21 84 50 134

2014 17 170 63 233

2013 12 71 24 95

2012 15 38 34 72

Анализируя данные таблицы, мы видим, что в 2016 г. было продано наибольшее число туров — 31, а в 2013 г. — самое наименьшее — 12. В 2016 г. фирма сработала на 82.5% эффективнее, чем в 2015 г. Количество групп выросло на 30%.

Из приведенных выше данных видно, что в 2014 и 2016 гг. фирма «Плот-Интрэвел» приняла наибольшее число иностранных граждан, а наименьшее — в 2013 г. (24 человека). В 2016 году произошло увеличение иностранных туристов на 15%. Это было связано с оживлением транзита в виде мото- и автопробегов через Монголию. В настоящее время фирма является одним из лидеров по приему иностранных туристов в Алтайском крае. Наибольшее количество российских граждан турфирма приняла в 2014 г. (170 человек) и в 2016 г. (150 человек). За 24 года работы сотрудники фирмы приняли на Алтае, помимо соотечественников, туристов из 35 стран.

Что касается летнего сезона 2017 г. на Алтае, то он был очень активным. В первую очередь вырос спрос на экскурсионные программы (почти на 20%). Это связано с тем, что Алтай активно продвигают на выставках, и активность фирмы «Плот-Интрэвел» тут тоже выросла, также нарастает активность во внутреннем туризме по стране в целом, появился явный интерес федеральных операторов к таким направлениям.

Выводы. В результате проделанной работы выявлено, что с 2012 по 2016 г. увеличилось общее количество средств размещения с 570 до 717, число круглогодичных средств размещения увеличилось на 18%. Алтайский край входит в пятерку лидеров по количеству размещенных в российских санаториях лиц.

Количество занятых в сфере туризма в 2016 г. составило 14553 тысяч человек. Активно ведется подготовка будущих специалистов. В крае функционирует 5 учреждений высшего профессионального образования (409 выпускников в 2016 г.) и 7 учреждений среднего профессионального образования (387 выпускников в 2016 г.), которые ведут подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства.

Проведенный анализ показывает, что на рынке Барнаула основной сферой деятельности туроператоров является организация туров по Алтаю и отдыха за рубежом. Виды активных маршрутов, такие как конные, водные, пешие и автотуры, находятся на достаточно высоком уровне развития и пользуются спросом у туристов. При разработке туристского продукта фирмы ориентируются прежде всего на запросы потребителей, поэтому активно участвует в региональных («Visit Altai», «АлтайТур. Алтай.Курорт»), и международных туристских выставках (MITT, «Путешествия и туризм», «Интурмаркет»), проводят маркетинговое исследование туррынка, из сотрудники выступают с докладами о развитии туризма.

Библиографический список

1. Алтай туристический / сост.: О.В. Дойнеко, М.В. Танкова; под общ. ред. М.П. Щетинина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Барнаул, 2011. — 224 с.

2. О Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации» : Постановление Правительства РФ от 26.02.1996 N 177 (ред. от 17.11.2000) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — N 11. — Ст. 1038.

3. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года : Закон Алтайского края от 21.11.2012 № 86-ЗС // Алтайская правда. — 2012. — № 350-354.

4. Алтайский край попал в «туристическую десятку» в России // Итоги внутреннего и выездного туризма в 2016 году // Турстат : электронный журнал. — 2017 [Электронный ресурс]. — URL: http:// turstat.com/travelrussia2016.

5. Алтай в деталях [Электронный ресурс]. — URL: http://altai-detail.ru/news/275.

6. Официальный сайт Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) [Электронный ресурс]. — URL: http://arat.su.

7. Официальный сайт Ассоциации туроператоров России [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.atorus.ru.

8. Официальный сайт Всемирной сети экспертов по туризму [Электронный ресурс]. — URL: http://www.aiest.ru.

9. Официальный сайт Управления Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу // Туризм в цифрах в Алтайском крае. — 2017 [Электронный ресурс]. — URL: http://alttur22.ru/ pages/turizm-v-cifrah-v-altayskom-krae.

10. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы : постановление администрации Алтайского края от 29 декабря 2014 г. N 589 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru.

Bibliogaphy and notes

1. Altaj turisticheskij / sost.: O.V. Dojneko., M.V.Tankova; pod obshh. red. M.P. Shhetinina. — 2-e izd., pererab. i dop. — Barnaul, 2011. — 224 s.

2. O Federal'noj celevoj programme "Razvitie turizma v Rossijskoj Federacii": Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.02.1996 N 177 (red. ot 17.11.2000) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. N 11. — St. 1038.

3. Ob utverzhdenii strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Altajskogo kraja do 2025 goda: Zakon Altajskogo kraja ot 21.11.2012 № 86-ZS // Altajskaja pravda. — 2012. — № 350-354.

4. Altajskij kraj popal v «turisticheskuju desjatku» v Rossii // Itogi Vnutrennego i Vyezdnogo Turizma v 2016 godu. Jelektronnyj zhurnal «Turstat», 2017 [Jelektronnyj resurs] — URL:http://turstat.com/travelrussia2016.

5. Altaj v detaljah. [Jelektronnyj resurs]. — URL:http://altai-detail.ru/news/275.

6. Oficial'nyj sajt Altajskoj regional'noj associacii turizma (ARAT) [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa — http://arat.su.

7. Oficial'nyj sajt Associacii turoperatorov Rossii [Jelektronnyj resurs] — URL: http://www.atorus.

8. Oficial'nyj sajt Vsemirnoj seti jekspertov po turizmu [Jelektronnyj resurs] — URL: http://www.aiest.ru.

9. Oficial'nyj sajt Upravlenija Altajskogo kraja po vneshnim svjazjam, turizmu i kurortnomu delu/ Turizm v cifrah v Altajskom krae, 2017 [Jelektronnyj resurs] — URL:http://alttur22.ru/pages/turizm-v-cifrah-v-altayskom-krae.

10. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Altajskogo kraja «Razvitie turizma v Altajskom krae» na 2015-2020 gody : Postanovlenie Administracii Altajskogo kraja ot 29 dekabrja 2014 g. N 589 [Jelektronnyj resurs]. — URL:www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.