Si
^ Современные социокультурные практики bill! I!) i
iСтратегии вовлечения посетителей музея
в создание новых экспозиций
УДК 379.822
https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-5103-113-122 Д. А. Прокудина
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация: Интенсивное развитие информационных технологий, негативно сказывающееся на посещаемости музеев, в то же время становится предпосылкой для построения новой модели взаимодействия с посетителями, основанной на «культуре участия». В центре исследовательского внимания - опыт британских музеев «Бимиша - живого музея Севера» в Дареме и «Живого музея Чёрной страны» в Уэст-Мидлендсе. Созданные ещё в 1970-е годы, они стали новаторами не только в том, как можно увлекательно знакомить с историей края, но и как строить свою работу, тесно сотрудничая с местным сообществом. Создавая сегодня новые экспозиции, они реализуют это вместе с жителями своих регионов, используя модели собирательства, сотворчества и сотрудничества. Люди могут не только передать в музей памятные вещи, которые становятся экспонатами, но и совместно решать, какие здания будут здесь воссозданы и какие истории будут рассказаны посетителям. Кроме того, волонтёры становятся создателями экспозиционных объектов, на собственном опыте осваивая технологии строительства, которыми веками пользовались в этих краях. Культура участия призвана способствовать формированию культурной идентичности, патриотизма, обеспечивать преемственность поколений. Представляется, что в России этот опыт может быть востребован при создании или развитии локальных музеев в небольших городах и населённых пунктах.
Ключевые слова: культура участия, партиципаторный музей, живые музеи Великобритании, «Бимиш», «Живой музей Чёрной страны».
Благодарности: Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
Для цитирования: Прокудина Д. А. Стратегии вовлечения посетителей музея в создание новых экспозиций // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 5 (103). С. 113-122. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-5103-113-122
STRATEGIES FOR INVOLVING MUSEUM VISITORS IN CREATION OF NEW EXHIBITIONS
Daria A. Prokudina
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract: The intensive development of information technologies, which negatively affects museum attendance, at the same time becomes a prerequisite for building a new model of interaction with
ПРОКУДИНА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат социологических наук, научный сотрудник кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова PROKUDINA DARIA ALEKSANDROVNA - PhD in Social Sciences, Research Scientist at the History and Theory of World Culture Department, the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University
© Прокудина Д. А., 2021
113
visitors based on a participatory culture. The research focuses on the experience of the British museums "Beamish - the Living Museum of the North" in Durham and "Black Country Living Museum" in the West Midlands. Created back in the 1970s, they have become innovators not only in how to introduce the history of the region in a fascinating way, but also how to build their work by working closely with the local community. By creating new expositions today, they realize this together with the residents of their regions, using models of contribution, co-creation and collaboration. People can not only transfer memorabilia to the museum, which become exhibits, but also jointly decide which buildings will be recreated here and which stories will be told to visitors. In addition, volunteers become the creators of exposition objects, learning from their own experience the construction technologies that have been used in these regions for centuries. The participatory culture is called to contribute to the formation of cultural identity, patriotism, and ensure the continuity of generations. It seems that in Russia this experience may be in demand when creating or developing local museums in small towns and settlements.
Keywords: participatory culture, the participatory museum, living museums of Great Britain, "Beamish", "Black Country Living Museum".
Acknowledgements: The research was carried out with the support of the Interdisciplinary Scientific and Educational School of Moscow University "Preservation of the World Cultural and Historical Heritage".
For citation: Prokudina D. A. Strategies for involving museum visitors in creation of new exhibitions. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 5 (103), pp. 113122. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-5103-113-122
С развитием информационных технологий значение музея как пространства встречи с историей существенно уменьшается. Ряды артефактов в стеклянных витринах с сопутствующими табличками, которые посетителю предлагают пассивно просматривать, оказываются вытесненными огромным массивом художественных и документальных фильмов, сериалов, телепередач, компьютерных игр на историческую тематику, куда более зрелищных и увлекательных. И без того непростая ситуация с посещаемостью музеев усугубилась влиянием пандемии СОУГО-19, из-за которой она резко сократилась по всему миру.
Сегодня музейное сообщество озабочено вопросом - как должен измениться музей в таких условиях? Ряд музееведов весьма категоричен в своих оценках. Так, например, Петер Вайбель, известный австрийский искусствовед, куратор и художник, предостерегает: музеи перестанут существовать, если «будут по-прежнему дей-
ствовать как телеканалы, показывая своей аудитории работы в определённом порядке и в определённое время, исключая возможность для созерцателя составить собственную программу» [2]. Вайбель подчёркивает - Интернет изменяет отношение человека к информации, он культивирует идеологию участия [2].
Влиятельный британский музеевед Грэм Блэк в книге «Трансформация музеев в XXI веке» пишет с том, что музей стоит на распутье - измениться или умереть. Лишь немногие музеи, за исключением самых известных и туристически привлекательных, смогут выжить, не меняясь. Чтобы этого избежать, музей должен наладить тесное сотрудничество с местным сообществом, а также организовать самоинициированное, самоуправляемое, самоподдерживающееся соучастие посетителей в работе музея [12, р. 1].
Интенсивное развитие информационных технологий, хотя и представляет собой
угрозу для музеев, в то же время становится предпосылкой для построения совершенно новой модели взаимодействия с посетителями. Создавая и выкладывая в социальных медиа фотографии, тексты, видео, оставляя отзывы и комментарии, люди привыкают быть не только потребителями информации, но и её производителями. Для музеев открываются перспективы, опираясь на эти навыки, строить тесное сотрудничество с местным сообществом, вовлекать людей в музейную работу на принципах соавторства и сотворчества.
Такое сотрудничество получило теоретическое обоснование в концепции «культуры участия» (participatory culture), под которой обычно подразумевается «свободное, деятельное и осознанное участие людей в культурных и социальных процессах, возможность для них быть не только "потребителями" или объектами воздействия, но вносить свой собственный вклад в принятие решений и создание культурных событий» и, как следствие, «в процесс осмысления и актуализации культурного наследия» [1].
Широкое обсуждение в музейном сообществе эта концепция получила после выхода в 2010 году книги «Партиципаторный музей» американского музееведа Нины Саймон, её идеолога и пропагандиста. Практики её внедрения стали темами музейных конференций и многочисленных публикаций [см.: 3, 13].
В книге Нины Саймон подчёркивается, что культура участия предполагает отношение к посетителю как к полноправному партнёру. Разрабатывая стратегию соучастия для очередного проекта, она предлагает музейному работнику спросить себя: «Что зрители могут дать мне такого, что я не могу получить от сотрудников? Какой
вклад, в самом широком смысле, они могут внести в работу учреждения?» [4, с. 31].
Такой поход действительно мотивирует участников и открывает для них возможности активно и творчески сотрудничать с музеем, но ставит перед ним сложную задачу - найти такие форматы работы, которые позволили бы непрофессионалам получать качественный результат, интересный посетителям музея.
Несмотря на то, что культура участия активно обсуждается в музейной среде, успешно интегрировать её в свою работу удалось пока немногим. В связи с этим представляется актуальным обратиться к практикам её внедрения в так называемых живых музеях Великобритании, посвя-щённых наследию промышленной революции и повседневной жизни людей, - «Бими-ше - живом музее Севера» (Beamish - The living museum of the North) [7], расположенном в Дареме, и «Живом музее Чёрной страны» (Black Country Living Museum) [8] в Уэст-Мидлендсе1. Опыт этих музеев примечателен тем, что созданные ещё в 1970-е годы, они стали новаторами не только в том, как можно увлекательно знакомить с историей края, но и как строить свою работу, тесно сотрудничая с местным сообществом, опираясь на принципы, которые впоследствии были названы культурой участия.
Войдя на территории этих музеев под открытым небом, посетитель как бы переносится в город 1900-х годов. По улицам со стуком мчатся трамваи, в лавках и ма-
1 Подробнее о возникновении и развитии живых музеев в Великобритании, их потенциале в сохранении и популяризации культурно-исторического наследия смотреть в статье: Прокудина Д. А., Прокудина Е. К. Живой музей: трансформация музея в контексте экономики впечатлений (зарубежный опыт) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 6. С. 34-48.
стерских работают люди, одетые в костюмы той эпохи. Они продают товары, пекут хлеб, куют гвозди и цепи. Здесь можно попробовать рыбу с картофелем, выпечку, конфеты, приготовленные по старинным технологиям и рецептам.
Кроме того, в «Бимише» можно побывать в деревне шахтёров - зайти в дома, школу, часовню, спуститься в шахты. Здесь есть и территория 1820-х годов, где можно познакомиться с жизнью обеспеченных фермеров и бедняков-кустарей. В музее предлагают прокатиться на старинном поезде, а также заглянуть на ферму 1940-х и узнать, как жили во время Второй мировой войны. В «Живом музее Чёрной страны» предоставляется возможность погулять и по улицам города 1930-х, посетить кинотеатр и прокатиться на ярмарочных аттракционах.
Здания в музеях трёх типов - те, которые располагались непосредственно на их территориях, отреставрированные или воссозданные; перевезённые из окрестностей; копии сооружений из этих регионов, сохранившихся или же утраченных. Многие из артефактов, представленных в музеях, были переданы в дар местными жителями.
Сейчас музеи реализуют новые масштабные проекты, базирующиеся на концепции культуры участия - экспозиции создаются вместе с посетителями.
В «Бимише» сегодня строится город 1950-х, где в парикмахерской посетители смогут сделать причёски в стиле десятилетия, поесть мороженое под музыку из музыкального автомата, побывать в кино и магазине игрушек, поиграть в гольф на лужайке. В 2019 году уже заработали Дом благоденствия с клиникой Национальной службы здравоохранения. Создаётся и ферма 1950-х. На территории
1820-х годов в 2018 году был воссоздан коттедж Джо-стегальщика, планируется открыть гончарную мастерскую, кузницу, таверну и коттеджи, в которых можно будет переночевать [6; 22].
В «Живом музее Чёрной страны» создаётся город 1940-1960-х годов, в котором будет показана история социальной, культурной, коммерческой и промышленной жизни региона плоть до закрытия последней шахты в 1968 году. Здесь будут магазины, строительное общество, клиника Национальной службы здравоохранения, библиотека, парикмахерская, почтовое отделение, паб, алюминиевый литейный завод [19].
Анализируя практики культуры участия, применяемые в упомянутых музеях, воспользуемся типологией Нины Саймон, выделившей три модели деятельного соучастия посетителей в работе музея - собирательство, сотрудничество, сотворчество [4, с. 232-233]. Собирательство предполагает, что посетитель вносит свой небольшой вклад в общее дело, - «строго определённые объекты, действия и идеи в процесс, проходящий под контролем профессионалов» [4, с. 232]. Участие может варьироваться от простого голосования до предоставления экспонатов и творческих работ. «В проектах сотрудничества посетителям предлагается выступить в роли активных партнёров в деятельности, организованной учреждением и ведущейся под его контролем» [4, с. 233]. Сотворчество же предполагает больше полномочий, самостоятельности и свободы самовыражения посетителей. Нина Саймон подчёркивает: «проекты сотворчества требуют безусловного доверия к способностям людей со стороны выполнять сложные задачи, работать совместно, уважать правила и приоритеты учреждения» [4, с. 333].
Напомним, коллекции «Бимиша» и «Живого музея Чёрной страны» формировались главным образом посредством собирательства - сбора артефактов у населения. Сейчас они также собирают предметы, но уже с использованием информационных технологий. Особого внимания заслуживает то, как эта работа ведётся «Живым музеем Чёрной страны». Обращаясь на сайте к людям с просьбой пожертвовать предметы, сотрудники чётко определяют, что требуется, - вещи, созданные до 1960-х годов, имеющие сильную связь с Чёрной страной (местного производства, находившиеся в учреждениях этого региона), а также заполняющие пробелы в существующей коллекции. Для детального уточнения представлены два списка: перечень того, что необходимо, и того, что на данный момент не требуется [11].
Так, к первому относятся, например, женская одежда, музыкальные инструменты, приобретённые в музыкальном магазине Стентона, военная форма времён Второй мировой войны и 1950-х, рекламные материалы и упаковки из магазинов и ресторанов, которые будут представлены в городе 1940-1960-х. В списке значатся и такие крупные предметы, как фургон для продажи мороженого, мебель для паба, телефонная будка, мини-кухня. В числе того, что не требуется, - молотки, лопаты, кровати, стулья, фортепьяно, медали, свадебные платья, кассовые аппараты и т.д. [11].
Людям предлагается чёткая инструкция, как действовать: отправить письмо с фотографиями и краткой историей предмета, указанием его местонахождения. Предварительно одобренные предметы затем осматриваются при личной встрече, после чего принимается решение об их добавлении в музейную коллекцию [11].
Такая организация работы представляется эффективной и удобной как для жертвователей, так и для музейных работников. Сбор предметов - непростая задача, сопряжённая с ответственностью: принимая их, музей обязуется хранить их в соответствующих условиях, реставрировать, выставлять. Детальное описание актуальных нужд музея и чёткая схема сбора позволяет вести эту работу результативно.
Отметим, что возможность пожертвовать предметы имеет большое значение для местного сообщества - музеи создавались как пространства памяти о людях, живших и работавших здесь. Для старожилов это места, хранящие их воспоминания, память об их предках, о выдающихся страницах жизни, о её тяготах и радостях.
Помимо сбора артефактов, музеи предлагают стратегии создания экспозиций вместе с населением, в которых сочетаются собирательство и сотворчество.
Одним из объектов города 1950-х годов в «Бимише» станет социальное жилье - коттедж на две семьи. Музей дал возможность людям самим решить, какой дом следует воспроизвести. Им предлагалось номинировать дом, построенный в 1950-е, в котором они живут сейчас или же жили раньше, даже если он уже снесён, и рассказать историю своей семьи. Из числа заявок было выбрано 9 финалистов. В течение трёх дней шло голосование на сайте музея и в нём самом. Победителями стали 92-летняя Эстер и её дочь Линда, номинировавшие свой дом в Редхаусе в Сандерленде. В музее будет воспроизведён их коттедж и рассказана история семейства. В рамках празднования открытия их пригласят переночевать в нём [9; 15; 21].
Собирательство в данном случае реализуется и в сборе предложений, и в голосова-
нии, представляющем собой сбор мнений. К элементам сотворчества можно отнести написание историй, которые становятся частью музейного повествования.
Реализуя этот проект, музей уделил большое внимание информированию населения. Его сотрудники провели мероприятия в 12 городах северо-востока, на которых предлагали жителям номинировать свой дом, а также записывали воспоминания о жизни в 1950-е [15]. Действительно, для того чтобы такая акция удалась, необходимо рассказать о ней многим. При этом появляется возможность поделиться с местным сообществом и другими планами расширения музея, тем самым вовлекая его в совместную работу, собирать воспоминания.
Музеем опробован и ещё один интересный формат подобной работы - тематические мероприятия. Собирая материал для воссоздания парикмахерской 1950-х годов, он организовал встречу в салоне причёсок в Мидлсбро. Людям предлагалось сделать причёску в стиле десятилетия и за чашкой чая рассказать, о том, как они посещали парикмахерские в 1950-е, а возможно, и работали в них. Музейные работники же делились планами расширения «Бимиша» [16].
На тех же принципах строит свою работу с местными жителями «Живой музей Чёрной страны». Сегодня там создаются экспозиции зданий города 1940-1960-х. Музей плотно взаимодействует с местными жителями, прибегая к собирательству и сотворчеству. То, какими они будут, какие истории в них будут рассказаны, определяют посетители.
Рос Керслейк, генеральный директор Национального лотерейного фонда наследия, выделившего значительную сумму
на создание этого города, подчёркивает: «наследие - это не только кирпичи и строительный раствор, но и истории, созданные внутри зданий. Мы рады, что финансирование Национальной лотереи не только сохранит такие интереснейшие постройки, как Газовый салон, паб "Слон и замок", библиотека, но и воспоминания, которые они хранят, и гарантирует, что их не утратят, а передадут будущим поколениями» [19].
Музей обращается на сайте к старожилам с просьбой поделиться воспоминаниями о 15 зданиях, которые воссоздаются, в числе которых паб, магазины, почтовое отделение, клиника Национальной службы здравоохранения Великобритании, библиотека и другие. Применительно к каждому из них подробно объясняется, почему именно его планируют восстановить - какие возможности это открывает, уточняется, какого рода воспоминания ищет музей и как с ним связаться. Затем рассказывается история заведений, их основателей и сотрудников, содержание деятельности, а также приводится информация о тех артефактах, которые уже подарены музею.
Так, например, о «Музыкальном магазине Стэнтона» сообщается, что будет воссоздано здание, снесённое в конце 1950-х годов. Уточняется, что музей очень заинтересован в воспоминаниях тех, кто бывал в магазине в 1950-е годы, покупал там пластинки, инструменты или электронику, был как-то связан с семьями владельцев и управляющих [10].
Рассказывается, что Джеймс Стэнтон основал своё дело по настройке фортепиано в Типтоне ещё в 1870 году. Вскоре он открыл склад фортепиано и фисгармонии в Дад-ли на Оуэн Стрит, а в 1895 году распахнул свои двери магазин на Касл Стрит. В 1950-е годы здесь продавались пианино, электри-
ческие органы и электрогитары. К тому времени магазин перешёл от продажи граммофонов к радиоприёмникам, телевизорам и проигрывателям [10].
Местному сообществу подробно объясняется, какие возможности для музейного повествования откроет воссоздание этого магазина, - он позволит рассказать о музыке и культуре Чёрной страны 1950-х годов, о подъёме рок-н-ролла и субкультуре тедди-бои. Здесь можно будет увидеть проигрыватели, транзисторные радиоприёмники, самые первые телевизоры и катушечные магнитофоны, поиграть на музыкальных инструментах, а также послушать записи в специальных кабинах [10].
Музей рассказывает и о предметах, которые уже переданы жертвователями: проигрыватель Дансет Рекорд с пластинками, фортепьяно «Стэнтон и сыновья», платежная книжка о покупке пианино «Хаусманн» в рассрочку [10].
Музейные работники предлагает людям самим решить, какие песни должны звучать в магазине. Они просят рассказать о любимых пластинках 1950-х и том, какие воспоминания связаны с этой музыкой. Для сбора пожеланий проводятся и специальные мероприятия. В частности, 21 апреля 2018 года была организована акция «Песни для Стэнтона» в центре Дадли - её участники танцевали рок-н-ролл, а прохожим предлагалось выбрать песни, которые, по их мнению, должны звучать в «Магазине Стэнтона» [17].
Реализуя описанную стратегию, музей прикладывает усилия к тому, чтобы сделать местных жителей своими соратниками. Уважительное отношение к людям -подробное объяснение, почему выбран тот или иной объект, какие воспоминания очень нужны, что уже известно о нём, вов-
лекает их в общее дело, делает соучастниками этого созидательного процесса. Зрелищное уличное мероприятие позволило не только собрать воспоминания и пожелания относительно песен, но и известить большое число людей о преобразованиях, которые происходят в «Живом музее Чёрной страны».
Создавая новые экспозиции, музеи используют и стратегии, основанные на модели сотрудничества. Показателен в этом отношении опыт воссоздания коттеджа известного стегальщика Джозефа Хедли в музее «Бимиш» на территории 1820-х, снесённого в 1872 году.
С самого начала работы и на всех этапах к ней были привлечены волонтёры из числа местных жителей. Отметим, что во-лонтёрство - деятельность, совершаемая добровольно на благо общества без расчёта на вознаграждение, - в музейной практике используется давно. В Великобритании практикуют работу с волонтёрами с 1960-х годов [5, с. 87]. В данном случае волонтёры выступали в качестве полноправных участников при создании экспозиционного объекта. Строя дом от начала до конца, они стали преемниками ушедшего в прошлое нематериального наследия - технологии возведения жилья, которой пользовались их предки.
После того как по старинным картам было найдено место, где находился дом, волонтёров привлекли к проведению раскопок, в результате которых были обнаружены основания трёх стен, камин, внутренняя перегородка, остатки пола, которые позволили определить, какими были размер дома и внутренняя планировка. Теперь можно было приступить к воссозданию коттеджа. Волонтёры участвовали в перемещении на территорию музея камней жилища Джо.
Кроме того, они доставляли туда и другие камни возрастом не менее 200 лет, найденные здесь же, в графстве Нортумберленд, а также брёвна для каркаса дома - деревья были срублены в окрестностях и обтёсаны вручную. Волонтёры участвовали и в сборе вереска для крыши - понадобилось 1 400 тюков. Они же занимались её возведением, внутренней отделкой и интерьером, а также разбили огород [18; 20].
Воссоздание коттеджа позволило рассказать посетителям «Бимиша» о кустарном производстве стёганых тканей и лоскутного шитья, которое было широко распространено в этом регионе. Волонтёры с энтузиазмом освоили и этот традиционный промысел. В частности, они создали копию одеяла, которое в своё время было сделано Джозефом Хедли. Она используется для демонстрации посетителям его мастерства [14].
Описанная стратегия позволяет людям стать полноправными создателями экспозиции и на своём собственном опыте освоить технологию строительства домов, которой веками пользовались в этих краях. Они научились делать каменную кладку, выполнять столярные работы, покрывать крышу вереском, возводить внутренние стены из веток и смеси из соломы, навоза и глины.
Опыт живых музеев Великобритании показывает, какие широкие перспективы открывает внедрение практик культуры участия. Представляется продуктивным, что людям предлагается разная степень участия: от самого простого - проголосовать -до написания воспоминаний, которые становятся частью музейного повествования, и воссоздания коттеджа своими руками. При этом важно, что к ним относятся с уважением как к соратникам, подробно вводя их в курс дела, обучая, чётко и продуктив-
но организуя совместную работу. Важным условием реализации подобных проектов является информирование населения. Зрелищные и увлекательные мероприятия позволяют не только существенно расширить круг участников таких проектов, но и в целом привлечь внимание общественности к музею.
Представляется, что в России этот опыт может быть особенно востребован при создании или развитии локальных музеев в небольших городах и населённых пунктах. Главным ресурсом для такой работы может стать местное сообщество, готовое к активному участию в сохранении исторической памяти и возрождении культурного наследия. Подчеркнём также, что практики культуры участия показали себя очень продуктивными при создании экспозиций, посвя-щённых недавнему прошлому с участием очевидцев событий, которые могут поделиться своими воспоминаниями и памятными вещами.
Культура участия основывается на таком нравственном фундаменте, заложенном в человеке, как стремление приносить пользу людям, участвовать в чём-то полезном для всех. Она формирует особое отношение к музею - когда человек вкладывает свой труд, время, усилия в создание экспозиции, музей становится для него «своим», близким и родным. Участвуя в работе, люди не только вносят своей вклад в общее дело - молодёжь проникается интересом к истории предков, малой Родины и Отечества, пожилые люди чувствуют, что их воспоминания и памятные вещи нужны и интересны потомкам. Таким образом, культура участия играет и важную роль в формировании культурной идентичности, патриотизма, обеспечивает преемственность поколений.
Список литературы
1. Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра,
диалог, культура участия / отв. ред. А. Щербакова, сост. Н. Копелянская. Москва, 2012. С. 8-20.
2. Вайбель П. Музей 2.0 [Электронный ресурс] // Музей: настоящее прошлое. «Искусство» - № 2 (581),
2012 : [сайт]. URL: https://iskusstvo-info.ru/muzej-2-0/
3. Культура участия: музей как пространство диалога и сотрудничества / ред.-сост. Д. Агапова. Санкт-
Петербург, 2015. 157 с.
4. Саймон Н. Партиципаторный музей / перевод А. Глебовской. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2017.
368 с.
5. Старовойтова Л. И., Горлова Н. И. Зарубежный опыт управления волонтёрскими ресурсами
в учреждениях культуры // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2020. № 1 (3б). С. 82-90.
6. About Remaking Beamish. Beamish - the Living Museum of the North. Available at: https://www.beamish.
org.uk/remaking/about-remaking-beamish/
7. Beamish - the Living Museum of the North. Available t: https://www.beamish.org.uk/
8. Black Country Living Museum. Available at: https://bclm.com/
9. Family celebrates Beamish 1950s house vote victory. April 1st 2015. Beamish - the Living
Museum of the North. Available at: https://www.beamish.org.uk/remaking/news/ family-celebrates-beamish-1950s-house-vote-victory
10. Forging ahead: Stanton's music shop. Black Country Living Museum. Available at: https://bclm.com/
stantons-music-shop/
11. Forging ahead. We're now looking to collect items up to the 1960s. Black Country Living Museum.
Available at: https://bclm.com/make-a-donation/
12. Graham Black (2012) Transforming Museums in the Twenty-first Century. Routledge, London and New
York. 288 p.
13. Libraries & museums in an era of participatory culture. Available at: https://www.salzburgglobal.org/
fileadmin/user_upload/Documents/2010-2019/2011/482/SessionReportWeb482.pdf
14. Murdered Georgian quilter's cottage lovingly rebuilt brick by brick at Beamish Museum. Available at: https://
www.chroniclelive.co.uk/whats-on/whats-on-news/beamish-cottage-new-attraction-georgian-14934148
15. Nominate Your 1950s House. January 23rd 2015. Beamish - the Living Museum of the North. Available at:
https://www.beamish.org.uk/remaking/news/nominate-your-1950s-house
16. Share your memories of going to the hairdressers in the 1950s! Beamish - the Living Museum
of the North. October 7th 2019. Available at: http://www.beamish.org.uk/remaking/news/ share-your-memories-of-going-to-the-hairdressers-in-the-1950s
17. Songs for Stantons. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=gKul9Pyq4fc&t=42s
18. The Quilter's Cottage. Available at: https://www.beamish.org.uk/remaking/exhibits/1820s-landscape/
quilter-cottage
19. The single largest development in our history. Taking our story into the 1940s-60s. Black Country Living
Museum. Available at: https://bclm.com/our-plans/
20. The story of Joe the Quilter's cottage. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=102U-EMEd3w
21. Vote for a 1950s House. March 27th 2015. Beamish - the Living Museum of the North. Available at: https://
www.beamish.org.uk/remaking/news/vote-for-a-1950s-house
22. 1950s Welfare Hall Opening This Weekend! Beamish - the Living Museum of the North. June 19th 2019.
Available at: https://www.beamish.org.uk/remaking/news/1950s-welfare-hall-opening-this-weekend
References
1. Agapova D. Culture of participation: millions of dialogues. In: Shcherbakova A., ed., Kopelyanskaya N., comp. Museum as a space of education: game, dialogue, culture of participation. Moscow, 2012. Pp. 8-20. (In Russ.)
2. Weibel P. Museum 2.0. Museum: present past. "Art" - No. 2 (581), 2012: [website]. Available at:
https://iskusstvo-info.ru/muzej-2-0/ (In Russ.)
3. Agapova D., ed. Culture of Participation: Museum as a Space for Dialogue and Cooperation. St. Petersburg,
2015. 157 p. (In Russ.)
4. Simon N. The Participatory Museum / Transl. by A. Glebovskaya. Moscow, Ad Marginem Press, 2017.
368 p. (In Russ.)
5. Starovoitova L. I., Gorlova N. I. Foreign experience in managing volunteer resources in cultural
institutions. Cultural and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2020, no. 1 (36), pp. 82-90. (In Russ.)
6. About Remaking Beamish. Beamish - the Living Museum of the North. Available at: https://www.beamish.
org.uk/remaking/about-remaking-beamish/
7. Beamish - the Living Museum of the North. Available t: https://www.beamish.org.uk/
8. Black Country Living Museum. Available at: https://bclm.com/
9. Family celebrates Beamish 1950s house vote victory. April 1st 2015. Beamish - the Living
Museum of the North. Available at: https://www.beamish.org.uk/remaking/news/ family-celebrates-beamish-1950s-house-vote-victory
10. Forging ahead: Stanton's music shop. Black Country Living Museum. Available at: https://bclm.com/
stantons-music-shop/
11. Forging ahead. We're now looking to collect items up to the 1960s. Black Country Living Museum.
Available at: https://bclm.com/make-a-donation/
12. Graham Black (2012) Transforming Museums in the Twenty-first Century. Routledge, London and New
York. 288 p.
13. Libraries & museums in an era of participatory culture. Available at: https://www.salzburgglobal.org/
fileadmin/user_upload/Documents/2010-2019/2011/482/SessionReportWeb482.pdf
14. Murdered Georgian quilter's cottage lovingly rebuilt brick by brick at Beamish Museum. Available at: https://
www.chroniclelive.co.uk/whats-on/whats-on-news/beamish-cottage-new-attraction-georgian-14934148
15. Nominate Your 1950s House. January 23rd 2015. Beamish - the Living Museum of the North. Available at:
https://www.beamish.org.uk/remaking/news/nominate-your-1950s-house
16. Share your memories of going to the hairdressers in the 1950s! Beamish - the Living Museum
of the North. October 7th 2019. Available at: http://www.beamish.org.uk/remaking/news/ share-your-memories-of-going-to-the-hairdressers-in-the-1950s
17. Songs for Stantons. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=gKul9Pyq4fc&t=42s
18. The Quilter's Cottage. Available at: https://www.beamish.org.uk/remaking/exhibits/1820s-landscape/
quilter-cottage
19. The single largest development in our history. Taking our story into the 1940s-60s. Black Country Living
Museum. Available at: https://bclm.com/our-plans/
20. The story of Joe the Quilter's cottage. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=102U-EMEd3w
21. Vote for a 1950s House. March 27th 2015. Beamish - the Living Museum of the North. Available at:
https://www.beamish.org.uk/remaking/news/vote-for-a-1950s-house
22. 1950s Welfare Hall Opening This Weekend! Beamish - the Living Museum of the North. June 19th 2019.
Available at: https://www.beamish.org.uk/remaking/news/1950s-welfare-hall-opening-this-weekend
*