Научная статья на тему 'НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ'

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
297
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЖИВОЙ МУЗЕЙ / «ВИКТОРИАНСКИЙ ГОРОД БЛИСТС ХИЛЛ» / КОЛОМЕНСКАЯ ПАСТИЛА / ЖИВЫЕ МУЗЕИ КОЛОМНЫ / ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / LIVING MUSEUM / “BLISTS HILL VICTORIAN TOWN” / KOLOMNA PASTILA / LIVING MUSEUMS OF KOLOMNA / THE EXPERIENCE ECONOMY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Прокудина Дарья Александровна

В XXI веке проблема сохранения нематериального наследия приобретает особую актуальность. В условиях глобализации без приложения особых усилий в этой области оно обречено на гибель. Между тем классический музей предоставляет ограниченные возможности для его демонстрации и популяризации. В статье обращается внимание на потенциал живых музеев, в которых благодаря использованию нематериального наследия старинные здания и артефакты вовлекаются в обиход для создания живых картин прошлого. Таким образом удаётся погрузить посетителя в мир минувшего, задействуя все органы чувств, что становится особенно востребованным в контексте современной экономики впечатлений. В центре исследовательского внимания - раскрытие потенциала нематериального культурного наследия как ресурса для развития территорий на примерах «Викторианского города Блистс хилл» в графстве Шропшир Великобритании и живых музеев города Коломны Московской области. В частности, продемонстрировано, как возрождение производств на основе старинных рецептов и технологий, а также воспроизведение практик повседневности прежних времён с вовлечением в них посетителей позволяют создавать масштабные проекты в городской среде и сельской местности, привлекая в них туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

In the XXI century, the problem of preserving the intangible heritage is of particular relevance. In the context of globalization, without special efforts in this area, it is doomed to perish. Meanwhile, the classical museum provides limited opportunities for its demonstration and popularization. The article draws attention to the potential of living museums, in which, thanks to the use of intangible heritage, ancient buildings and artifacts are involved in everyday life to create living pictures of the past. Thus, it is possible to immerse the visitor in the world of the past, using all the senses, which becomes especially popular in the context of the modern experience economy. The research focuses on revealing the potential of the intangible cultural heritage as a resource for the development of the territory using the examples of the “Blists Hill Victorian Town” in the Shropshire county of Great Britain and the living museums of the city of Kolomna in the Moscow region. In particular, it is demonstrated how the revival of production based on ancient recipes and technologies, as well as the reproduction of everyday practices of former times with the involvement of visitors in them, allows to create large-scale projects in the urban environment and rural areas, attracting tourists to them.

Текст научной работы на тему «НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ»

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

https://doi.org/10.24412/2310-1679-2020-439-23-31

Дарья Александровна ПРОКУДИНА,

кандидат социологических наук, научный сотрудник кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация

e-mail: dariap@bk.ru

Аннотация: В XXI веке проблема сохранения нематериального наследия приобретает особую актуальность. В условиях глобализации без приложения особых усилий в этой области оно обречено на гибель. Между тем классический музей предоставляет ограниченные возможности для его демонстрации и популяризации. В статье обращается внимание на потенциал живых музеев, в которых благодаря использованию нематериального наследия старинные здания и артефакты вовлекаются в обиход для создания живых картин прошлого. Таким образом удаётся погрузить посетителя в мир минувшего, задействуя все органы чувств, что становится особенно востребованным в контексте современной экономики впечатлений. В центре исследовательского внимания - раскрытие потенциала нематериального культурного наследия как ресурса для развития территории на примерах «Викторианского города Блистс хилл» в графстве Шропшир Великобритании и живых музеев города Коломны Московской области. В частности, продемонстрировано, как возрождение производств на основе старинных рецептов и технологий, а также воспроизведение практик повседневности прежних времён с вовлечением в них посетителей позволяют создавать масштабные проекты в городской среде и сельской местности, привлекая в них туристов.

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, живой музей, «Викторианский город Блистс хилл», коломенская пастила, живые музеи Коломны, экономика впечатлений.

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE

AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

Daria A. Prokudina, PhD in Social Sciences, Research Scientist

at the History and Theory of World Culture Department, the Faculty of Philosophy,

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

e-mail: dariap@bk.ru

Abstract: In the XXI century, the problem of preserving the intangible heritage is of particular relevance. In the context of globalization, without special efforts in this area, it is doomed to perish. Meanwhile, the classical museum provides limited opportunities for its demonstration and popularization. The article draws attention to the potential of living museums, in which, thanks to the use of intangible heritage, ancient buildings

and artifacts are involved in everyday life to create living pictures of the past. Thus, it is possible to immerse the visitor in the world of the past, using all the senses, which becomes especially popular in the context of the modern experience economy. The research focuses on revealing the potential of the intangible cultural heritage as a resource for the development of the territory using the examples of the "Blists Hill Victorian Town" in the Shropshire county of Great Britain and the living museums of the city of Kolomna in the Moscow region. In particular, it is demonstrated how the revival of production based on ancient recipes and technologies, as well as the reproduction of everyday practices of former times with the involvement of visitors in them, allows to create large-scale projects in the urban environment and rural areas, attracting tourists to them.

Keywords: Intangible cultural heritage, living museum, "Blists Hill Victorian Town", Kolomna pastila, living museums of Kolomna, the experience economy.

Acknowledgements: The research was carried out with the support of the Interdisciplinary Scientific and Educational School of Moscow University "Preservation of the World Cultural and Historical Heritage".

Сохранение культурно-исторического материального наследия, которое реализуется силами историков, этнографов, музейных работников, коллекционеров, а также обычных людей, энтузиастов, сопряжено с рядом сложностей. Часто уцелевшие здания, при сохранении старинных фасадов, внутри ремонтируются по современным стандартам. Артефакты попадают в архивы, и лишь немногие из них становятся достоянием публики. А если и демонстрируются, вырванные из среды бытования, контекста повседневной жизни людей, то не могут раскрыться в полной мере. Они подобны элементам мозаики, которые, взятые по отдельности, хотя и интересны, но не способны сформировать у воспринимающего целостной картины.

Ещё сложнее обстоит дело с сохранением нематериального наследия. Особое внимание этой проблеме стало уделяться в XXI веке, поскольку стало ясно, что если его не спасать, то в условиях глобализации оно обречено на гибель. В 2003 году ЮНЕСКО приняла «Конвенцию об охране нематериального культурного наследия» [10], которая явилась своего рода дополнением к известной «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия», принятой в 1972 году [9].

В ней отмечается, что «процессы глобализации и социальных преобразований ... являются ... источниками серьёзной угрозы деградации, исчезновения и разрушения, которая нависла над нематериальным культурным наследием» [10]. Говоря о его значении, в конвенции подчёркивается, что именно оно формирует чувство самобытности и преемственности, способствует культурному разнообразию и творчеству [10].

Среди основных сфер, в которых проявляется нематериальное культурное наследие, называются: «устные традиции и формы выражения, включая язык ... исполнительские искусства; обычаи, обряды, праздне-

ства; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами» [10].

В нашей многонациональной стране внимание к этой проблеме привлекается прежде всего в контексте сохранения самобытной культуры народов России. Так, была разработана и реализована «Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы» [12], а 2022 год был объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России [5].

Нематериальное наследие требует особого подхода. Классический музей, как институт социальный памяти, обеспечивающий непрерывность культурного развития, предоставляет крайне ограниченные возможности для его демонстрации и популяризации.

Так, например, в музейных витринах можно разместить прялки, украшенные узором и резьбой. Но как познакомить с технологией прядения? Как представить супрядки - посиделки с прялками, на которые собирались девушки? Как познакомить с песнями, которые они пели, сказками и историями, которые рассказывали? Как представить игры и танцы, которые начинались, когда работа была сделана и к девушкам присоединялись парни с балалайками и гармошками?

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на потенциал живого музея, который определяется в «Российской музейной энциклопедии» как «средовой музей или учреждение музейного типа, хранящий объекты материального и нематериального культурного наследия в естественной для них природной и историко-культурной среде в условиях сохранения и постоянной актуализации их изначальных функций» [13].

Характеризуя наиболее успешные решения в этой области, хотелось бы отметить деятельность АНО «Коломенский центр познавательного туризма "Коломенский посад"»1 [7], музейные проекты которого были неоднократными победителями грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», а также лауреатами премии «Импульс добра», премии Правительства РФ, обладателями специального приза конкурса The European Museum of the Year Award и т.д. [2].

Первый и самый известный проект центра, созданный Натальей Никитиной, Еленой Дмитриевой и их командой в 2009 году, называется «Коломенская пастила. Музей истории со вкусом» [6].

Именно его открытие запустило процесс, благодаря которому четыре улицы посада Коломны из маргинальной территории с разрушающимися старинными зданиями превратились в уникальное пространство, в котором люди погружаются в атмосферу рубежа XIX-XX веков. Возрождение

1 До 2015 года включительно назывался НП «Коломенский центр развития познавательного туризма "Город-музей"», и в него входила «Музейная фабрика пастилы».

посада сопровождалось улучшением инфраструктуры города и превращением туризма в быстро развивающуюся отрасль его экономики.

Источником вдохновения для создания музея, как говорит Наталья Никитина, для неё был английский город Айронбридж (Ironbridge). Именно в Великобритании в 2006 году у неё сформировалась «мечта сделать где-нибудь в России живой исторический квартал, который радовал бы людей и был при этом успешной экономической моделью» [14, с. 124].

Ущелье Айронбридж - это регион в графстве Шропшир (Shropshire), который в своё время был одним из центров промышленной революции. В этом месте была усовершенствована технология плавки чугуна и возведён первый в мире железный мост.

В 1973 году в составе Музеев Ущелья Айронбридж (The Ironbridge Gorge Museums) был открыт «Викторианский город Блистс хилл» (Blists Hill Victorian Town) [15].

Интерес представляет способ формирования его городской среды. В связи с тем, что музей был создан в бывшей промышленной зоне, городских построек здесь не было. Некоторые здания были перенесены сюда из близлежащих мест, другие же являются точным повторением построек, которые находились в окрестностях. На территории сохранилось и несколько индустриальных объектов - колёсная башня, доменные печи, руины заводов, производивших декоративную керамическую плитку и кирпич. Живописность ландшафту придаёт канал, который в своё время исполнял роль транспортной артерии.

Однако сама городская среда - это не застывшее собрание зданий и артефактов. Она наполнена жизнью той эпохи. Заходя на территорию музея, посетитель будто переносится в викторианскую Англию 1900-х годов. Город населён «местными жителями» - сотрудниками музея, так называемыми костюмированными интерпретаторами. Именно нематериальное наследие позволяет вдохнуть жизнь в это искусственно созданное историческое пространство.

В банке посетитель меняет деньги на монеты викторианской эпохи. Ими можно расплачиваться за еду и различную продукцию, изготовленную по старинным рецептам. Продавец бакалейного магазина рассказывает о своих товарах, кое-что здесь можно купить и попробовать на вкус. Посетитель узнаёт, что в аптеке продавались различные снадобья, лекарства для животных, химикаты для фотографа. Некоторые средства, например антисептическую мазь или леденцы от кашля, можно приобрести. В пекарне показывают, как готовилась выпечка, её можно оценить на вкус, а в магазине сладостей - попробовать различные леденцы и конфеты, изготовленные по архивным рецептам.

Создать все эти товары стало возможно благодаря тщательным поискам старинных рецептов и способов изготовления различной продук-

ции викторианской эпохи. Всё это относится к области нематериального наследия.

То же самое можно сказать и о проделанной кропотливой работе по возрождению технологий того времени. Музей знакомит посетителей с мастерством ремесленников. Они наблюдают, как кузнец выковывает гвозди, а сапожник чинит старинную обувь, которой очень дорожили в то время. Необычное зрелище представляет и труд литейщика, который разливает расплавленный чугун по различным формам. Увидеть технологию производства свечей можно на небольшой свечной фабрике, а в типографии -понаблюдать за тем, как печатались листовки и плакаты. На почте можно узнать о телеграфе и даже передать сообщение с помощью азбуки Морзе. В школе учитель рассказывает, чему и как учили тогда детей, в том числе используя орудия телесных наказаний.

К нематериальному наследию относятся и воспроизводимые подробности повседневной жизни. Посетителю предоставляется возможность посидеть в пабе, работники которого не только готовят и обслуживают клиентов, но и поют весёлые песни. Познакомиться с развлечениями того времени можно на ярмарке: прокатиться на карусели, поучаствовать в соревнованиях и играх. Гостям музея предлагают зайти и в жилые дома. С бытом людей среднего достатка можно познакомиться в доме герцога Сазерленда, а о том, как жили бедняки, - узнать в коттедже сквоттеров.

Опыт «Викторианского города Блистс хилл» показывает, что именно нематериальное наследие является главным созидательным элементом всего проекта. Благодаря ему старинные здания и артефакты вновь вовлекаются в обиход для создания живых картин прошлого.

Важно отметить, что в этом союзе материального и нематериального наследия музею удаётся погрузить посетителя в мир прошлого, задействовать все органы чувств. Посетители слышат стук молотков, шахтёрские песни и топот лошадей, пробуют выпечку той эпохи, чувствуют запах печного дыма, осваивают на ощупь телеграфный ключ, видят местных жителей в костюмах прошлого и заходят в пространства, наполненные старинными артефактами.

Живые музеи сегодня становятся особенно востребованными в связи с тем, что, по мнению ряда учёных, современная экономика превращается в экономику впечатлений, в которой преуспевает тот, кто способен предложить яркие впечатления. Известные экономисты Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор поясняют, что, конструируя впечатления, компании вовлекают клиентов на личном уровне, стремясь создавать незабываемые события [3, с. 47], «люди высоко ценят это предложение, потому что его ценность лежит в них самих» [3, с. 63]. Именно такое погружение и захватывающие, незабываемые впечатления создают современные живые музеи.

Характеризуя влияние этого проекта на социально-экономическое развитие территории, отметим, что Музеи Ущелья Айронбридж, в объединение которых, помимо «Викторианского города Блистс хилл», входят ещё 9 музеев, явились его драйвером. Следует учесть, что к концу 1960-х годов в центрах угольной промышленности и металлургии Великобритании практически прекратились добыча угля, производство чугуна и стали, опустели каналы и закрылись железные дороги. Бывшие промышленные центры превратились в депрессивные регионы с высоким уровнем безработицы.

Оглядываясь назад, становится ясно, что начавшееся в 1968 году становление музейного комплекса Ущелья Айронбридж [16] обеспечило не только сохранение культурно-исторического наследия региона, но и его переориентацию на развитие туризма.

Само его функционирование вызвало к жизни целый ряд новых инициатив. Например, в 1991 году для сохранения и популяризации природы долины реки Северн был создан специальный фонд сельской местности. Он поддерживает более 20 километров пешеходных маршрутов, сохраняет исторические постройки, организует досуговые и спортивные программы на природе, развивает волонтёрское движение [18].

Сегодня Айронбридж - это магнит для туристов, где знакомство с промышленным наследием Великобритании можно сочетать с отдыхом на природе. Именно туризм стал главной статьёй дохода этого региона.

Касаясь финансовой стороны реализации этого проекта, отметим, что тот же «Викторианский город Блистс хилл» себя окупает. Он получает средства от продажи билетов, продуктов питания, сувениров, а также от сдачи в аренду своей территории в нерабочее время для проведения мероприятий и съёмок.

Возвращаясь к подмосковной Коломне, отметим, что, вдохновившись примером Айронбриджа, Н. Никитина и Е. Дмитриева предложили креативную идею для спасения коломенского посада: «Лучший способ сохранить историческую среду - это вернуть ей исходное назначение» [14, с. 127]. Они придумали, как через возрождение нематериального наследия - традиционных коломенских рецептов и производственных технологий - спаси здания посада с его старинным обликом провинциального города рубежа XIX-XX веков.

В прошлом Коломна славилась своими яблоневыми садами и яблочной пастилой, но со временем её выпуск прекратился, а технология производства была утрачена. Энтузиасты начали кропотливую исследовательскую работу в библиотеках и архивах по поиску старинных рецептов и технологий. Опираясь на найденные материалы, они приступили к непростому делу восстановления производства пастилы. Дальнейшим шагом стало создание живого музея «Коломенская пастила» в возрож-

дённой купеческой усадьбе Сурановых. В этом музее посетители погружаются в атмосферу прошлого, чему способствуют театрализованные экскурсии. Перед гостями разыгрываются небольшие постановки, материал для которых собирался параллельно с рецептами. Их участники, одетые в старинные костюмы, изображают жителей Коломны начала XX века. А посетители пьют чай с различными сортами пастилы и слушают истории.

Следующим важным шагом было проведение в рамках программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» комплексного междисциплинарного исследования территории коломенского посада под названием «Музейный посад. Новая жизнь старого города». Был разработан проект музейного квартала, многие здания которого к тому времени имели четвёртую, критическую степень разрушения. Опираясь на собранные данные о нематериальном наследии Коломны, были сформулированы исторические темы для воплощения в музейных проектах [8].

Успех первого небольшого музея вдохновил энтузиастов на создание «Музейной фабрики пастилы» [17]. В 2011 году они открыли живой музей с действующим производством, в увлекательной форме знакомящий гостей с искусством создания пастилы, а также с её вкусами во время чаепития. Музей разместился в возрождённом здании Конфектно-пастильного заведения купца Петра Чуприкова.

В числе последующих проектов наиболее популярным и прорывным было создание в 2013 году музея «Калачная» [11]. Его открытию предшествовала тщательная работа по воссозданию технологии производства коломенского калача, ситного хлеба, папушника, смесного подового хлеба и т.д. В живом музее в формате театрализованной экскурсии посетителям демонстрируют процесс пекарного производства, в котором желающие могут и поучаствовать, а также угощают чаем со свежеиспечённым калачом.

В Коломне стали появляться музеи последователей Н. Никитиной и Е. Дмитриевой. Так, в 2016 году был открыт живой музей «Душистыя радости», где рассказывается о мыловарении, парфюмерии и гигиене в России XIX века [4]. Наталья Бакушина и Марина Волкова, изучив архивные источники, открыли производство мыла по старинным рецептам, возродив дело коломенского торговца мылом и парфюмерией Г. И. Суранова.

Примечательно, что музей разместился в здании 1830 года, которое находилось в состоянии руин четвёртой степени. Энтузиасты восстановили его, используя старинные материалы [1, с. 135, 139-140].

Во всех перечисленных выше музеях есть лавки, оформленные в старинном стиле, где работники одеты в костюмы прошлого. Большое значение уделяется и упаковке, которая соответствует историческому товару музейного производства.

Характеризуя рассмотренную модель, отметим, что живым музеям Коломны удаётся создавать яркие впечатления, основываясь на нематериальном наследии. Возрождаются ушедшие в прошлое технологии, а также продукция, которой славилась Коломна.

Деятельность живых музеев без сомнения способствовала развитию инфраструктуры Коломны: улучшились дороги, появилась однотипная ограда, отвечающая облику исторического центра, велодорожки и т.д. Здания посада восстанавливаются и ремонтируются. Туризм стал динамично развивающейся отраслью экономики города, создавая новые рабочие места. Старинный посад встроился в жизнь современного города, расширяя досуговые возможности горожан, чему способствует регулярное обновление музейных экскурсий и программ. Всё это, конечно, оказывает позитивное влияние и на самосознание жителей Коломны. У них появились дополнительные основания гордиться славным прошлым и настоящим родного города.

Подводя итоги, мы можем утверждать, что живые музеи позволяют создавать масштабные проекты в городской среде и сельской местности. Они становятся важными факторами развития территории, позволяя соответствовать современным тенденциям и духу времени.

Необходимо также констатировать, что потенциал нематериального наследия в нашей стране недооценён. В то же время практика живых музеев показывает, что его элементы легко встраиваются в нашу жизнь, обогащая её, казалось бы, утерянными смыслами и эмоциями. В связи с этим уместна всяческая поддержка инициатив, связанных с поиском и собиранием нематериального наследия. Именно оно позволило вдохнуть жизнь в здания, улицы и артефакты представленных музеев.

Список литературы

1. Бероева Н. История 5. Что сделали дизайнеры Наталья Бакушина и Марина

Волкова, когда решили сбежать из Москвы в Коломну // Дельфины капитализма 2.0. Ещё 8 историй о людях, которые сделали всё не так и добились успеха / Д. Соколов-Митрич и др. - Москва : Бомбора, 2020.

2. «Библиотека наследия» в Коломне - новый проект [Электронный ресурс] // Коломенская пастила. Музей истории со вкусом : [веб-сайт]. - URL: https://kolomnapastila.ru/библиотека-наследия-в-коломне-нов/

3. Гилмор Дж. Х., Пайн II Б. Дж. Экономика впечатлений : Как превратить покупку в захватывающее действие. - Москва : Интеллектуальная литература, 2020. - 384 с.

4. Душистыя радости [Электронный ресурс]. - URL: https://www.d-radosti.ru/

5. Заседание Совета по межнациональным отношениям [Электронный ресурс] // Президент России : [веб-сайт]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/62160

6. Коломенская пастила. Музей истории со вкусом [Электронный ресурс]. - URL:

https://kolomnapastila.ru/

7. Коломенский Посад. Музейно-творческий кластер [Электронный ресурс].

- URL: https://kolomnaposad.ru/

8. Коломенский посад превратится в музейный квартал [Электронный ресурс].

- URL: https://iz.ru/news/556261

9. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия [Электронный ресурс] // Организация Объединённых Наций : [веб-сайт]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml

10. Конвенция об охране нематериального культурного наследия [Электронный ресурс] // Организация Объединённых Наций : [веб-сайт]. - URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml

11. Музея «Калачная» [Электронный ресурс]. - URL: http://kolomnakalach.ru/

12. Об утверждении Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации : [веб-сайт]. - URL: https://culture.gov.ru/documents/ob_utverzhdenii_ kontseptsii_sokhra354038/?sphrase_id=221451

13. Словарь музейных терминов. Живой музей [Электронный ресурс] // Российская музейная энциклопедия : [веб-сайт]. - URL: http://www.museum.ru/rme/ dictionary.asp?61

14. Соколов-МитричД. Коломна. «Если ты видишь цель, все ветра становятся попутными». Что сделала Наталья Никитина из одного урожая антоновки и никому не нужного культурного наследия // Дельфины капитализма. 10 историй о людях, которые сделали всё не так и добились успеха / Д. Соколов-Ми-трич и др. ; Лаборатория «Однажды». - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017.

15. Blists Hill Victorian Town. Ironbridge Gorge Museum. - Available at: https:// www.ironbridge.org.uk/explore/blists-hill-victorian-town/

16. Ironbridge Gorge Museum Trust Limited. Charity Commission for England and Wales. - Available at: https://register-of-charities.charitycommission.gov.uk/ charity-search/-/charity-details/503717/governance

17. Kolomna pastila. - Available at: http://kolomnapastila.com/

18. Severn Gorge Countryside Trust. What we do. - https://www.severngorge.org.uk/ who-we-are-2/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.