Научная статья на тему 'ФОРМАТ «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ» КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ'

ФОРМАТ «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ» КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВАЯ ИСТОРИЯ / МУЗЕЙ ЖИВОЙ ИСТОРИИ / УРОК ЖИВОЙ ИСТОРИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛОЩАДКА ЖИВОЙ ИСТОРИИ / ДВИЖЕНИЕ «ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Велитченко Вадим Вадимович

Формат «живая история» становится все более значимым и актуальным в развитии современного музея. Рассмотрению этого вопроса посвящена данная статья. Автор предпринимает попытку рассказать о специфических отличиях музеев живой истории от классических, делая акцент на возможности первых «погрузить» посетителя в воссозданное культурно-историческое пространство определенной эпохи. Опыт работы отечественных музеев в данном направлении свидетельствует о том, что, реализуя все новые программы, направленные на взаимодействие с посетителями, музеи не только осуществляют свою основную функцию - собирать и сохранять, но и способствуют популяризации и комплексному изучению историко-культурного наследия, решению образовательных и воспитательных задач. Автор статьи ставит цель - познакомить читателя с наиболее эффективными и популярными проектами активизации музейной деятельности в Краснодарском крае и на Южном Урале. Мастер-классы разнообразной тематики, передвижные выставки, костюмированные выступления, фотосъемка в историческом костюме, квесты, комплексные занятия для школьников и, наконец, фестивали исторической реконструкции - далеко не полный перечень современных форм взаимодействия с посетителями, который может служить основой для разработки интерактивных образовательных программ, позволяющих воссоздать атмосферу событий далекого прошлого. Актуальность и перспективность иммерсивного формата в музейной деятельности обеспечиваются и необходимостью решения задач воспитания культурной и исторической памяти у юных посетителей - самой массовой музейной аудитории, и тем интересом, который вызывает у подрастающего поколения живая история. Реализация новых форм взаимодействия с аудиторией поможет отечественному музею не только привлечь широкий круг посетителей, но и увеличить финансовые возможности для развития, стать более конкурентоспособным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE “LIVING HISTORY” FORMAT AS ONE OF THE MOST PROMISING AREAS OF MUSEUM DEVELOPMENT

What is the attraction of the “living history” format in the development of a modern museum? This article is devoted to this issue and an attempt is made to clarify the specific differences between living history museums and classical ones, focusing on the possibility of the former to “immerse” the visitor in the recreated cultural and historical space of a certain era. The experience of Russian living history museums shows that by implementing new programs aimed at interacting with visitors, museums perform not only their main function of collecting and preserving, but also contribute to the popularization and comprehensive study of historical and cultural heritage as well as solving educational tasks. The author of the article aims to acquaint the reader with the most effective and popular projects to activate museum activities in the Krasnodar territory and the Southern Urals. Master classes on various topics, traveling exhibitions, costumed performances, quests, and, finally, festivals of historical reconstruction are just some of the modern forms of interaction with visitors, which can serve as a basis for developing interactive educational programs. The relevance and prospects of the immersive format in museum activities are provided by the need to solve the problems of fostering the cultural and historical memory among young visitors, the most popular museum audience, and the younger generation’s interest in living history. The implementation of new forms of interaction with the audience will help museums not only attract a wide range of visitors, but also increase financial opportunities for development and become more competitive.

Текст научной работы на тему «ФОРМАТ «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ» КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ»

УДК 069.02.908 Вопросы музеологии. 2021. Т. 12. Вып. 1

Формат «живая история» как одно из перспективных направлений развития музеев

В. В. Велитченко

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына,

Российская Федерация, 350000, Краснодар, Гимназическая ул., 69

Для цитирования: Велитченко В. В. 2021. Формат «живая история» как одно из перспективных направлений развития музеев. Вопросы музеологии, 12 (1): 88-93. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.109

Формат «живая история» становится все более значимым и актуальным в развитии современного музея. Рассмотрению этого вопроса посвящена данная статья. Автор предпринимает попытку рассказать о специфических отличиях музеев живой истории от классических, делая акцент на возможности первых «погрузить» посетителя в воссозданное культурно-историческое пространство определенной эпохи. Опыт работы отечественных музеев в данном направлении свидетельствует о том, что, реализуя все новые программы, направленные на взаимодействие с посетителями, музеи не только осуществляют свою основную функцию — собирать и сохранять, но и способствуют популяризации и комплексному изучению историко-культурного наследия, решению образовательных и воспитательных задач. Автор статьи ставит цель — познакомить читателя с наиболее эффективными и популярными проектами активизации музейной деятельности в Краснодарском крае и на Южном Урале. Мастер-классы разнообразной тематики, передвижные выставки, костюмированные выступления, фотосъемка в историческом костюме, квесты, комплексные занятия для школьников и, наконец, фестивали исторической реконструкции — далеко не полный перечень современных форм взаимодействия с посетителями, который может служить основой для разработки интерактивных образовательных программ, позволяющих воссоздать атмосферу событий далекого прошлого. Актуальность и перспективность иммерсивного формата в музейной деятельности обеспечиваются и необходимостью решения задач воспитания культурной и исторической памяти у юных посетителей — самой массовой музейной аудитории, и тем интересом, который вызывает у подрастающего поколения живая история. Реализация новых форм взаимодействия с аудиторией поможет отечественному музею не только привлечь широкий круг посетителей, но и увеличить финансовые возможности для развития, стать более конкурентоспособным.

Ключевые слова: живая история, музей живой истории, урок живой истории, интерактивная площадка живой истории, движение «историческая реконструкция».

«Живая история» — это сравнительно новый формат проведения различных культурно-массовых мероприятий, отличающийся зрелищностью, яркостью демонстрации исторических событий. Он популярен во всем мире. Совсем недавно в России появились такие понятия, как «музей живой истории», «урок живой истории», «интерактивная площадка живой истории».

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

Массовое увлечение живой историей началось по всему миру во второй половине XX в.1 В это время начали возникать группы единомышленников, использующих формат «живая история» как досуговую деятельность (ролевую игру). В нашей стране это хобби2 получило собственное название — движение «историческая реконструкция»3. Сейчас историческая реконструкция развивается в самых разных направлениях: воссоздаются исторические процессы, события, объекты и т. п. от каменного века до современности. Наряду с этим начали появляться музеи живой истории. В Европе они стали называться музеями экспериментальной археологии (сейчас их более 1404), а в России — парками исторической реконструкции (сейчас их более 205).

Чем привлекателен формат «живая история» в развитии современного музея? Пожалуй, главным отличием музея живой истории от классического является то, что в нем все объекты (предметы быта, одежда, дома и т. д.) являются воссозданными, их можно трогать руками (нет витрин). В музее живой истории воссоздается архитектура выбранной эпохи (хижины, хозяйственные постройки, оборонительные укрепления и т. д.), а сотрудники музея в исторических костюмах демонстрируют ремесла, рецепты аутентичной кухни и музыкальные произведения, создавая у посетителей ощущение полного погружения в историю. Важно и то, что здесь посетитель — не пассивный созерцатель, а в некотором роде участник событий определенной эпохи, так как он имеет возможность прикоснуться к истории, например примерить одежду или доспехи, а также принять участие в ремесленном мастер-классе.

Относительно недавно формат «живая история» стали использовать и классические музеи, что, несомненно, привлекает к ним большое внимание. В данной статье обратимся к опыту работы ряда российских музеев и рассмотрим некоторые формы организации музейной деятельности, способствующие популяризации истории, решению задач воспитания культурной и исторической памяти у подрастающего поколения.

1 Карпов, 2004. С. 4.

2 Борисов, 2013. С. 256.

3 Шаронова, 2018. С. 87.

4 European tourist guide. Open-Air Museums. URL: https://web.archive.org/web/20161101025017/ http://www.euro-t-guide.com/See_Type/Open_Air_1.htm (дата обращения: 03.06.2020).

5 Например, парки исторической реконструкции «Гардарика» (URL: https://gardarika74.ru/); «Палеопарк Археос» (URL: http://paleopark.archaeos.ru/) и «Застава 18» (URL: https://vk.com/ zastava18) в Челябинской области; «Древний мир» под Самарой (URL: http://drevnymir.ru/); «Стрелецкий острог» в Ленинградской области (URL: https://vk.com/ostrogstrelcov); «Федюхины высоты» под Севастополем (URL: https://vk.com/feduhy.park); «Форпост» под Москвой (URL: https://vk.com/ forpostpark); «Усадьба средневекового рушанина» под Старой Руссой (URL: https://vk.com/russasol); «Деревня викингов Кауп» в Калининградской области (URL: https://vk.com/kaup39); «Музей ратной истории Москвы» в Москве (URL: https://vk.com/castlemoscow); «Бастионъ» в Республике Карелия (URL: https://bastion-park.ru/); «Викинг» под Симферополем (URL: https://vk.com/viking.crimea); «Viking» в Тверской области (URL: http://battle-tower.ru/); «Сугорье» в Вологодской области (URL: www.sugorie.com); «Сваргас» в Выборге (URL: http://swargas.ru/); «Русское порубежье» в Ивановской области (URL: https://vk.com/porubezie); «Аргамач» в Липецкой области (URL: www.park48.ru); «Музей живой истории» в Липецке (URL: https://vk.com/livemuseum48); «Ушкуй» под Калининградом (URL: https://vk.com/gorodushkui); «Римская империя» под Геленджиком (URL: https://www.rim-park. ru/) (дата обращения на все сайты: 05.06.2020).

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия с посетителями — мастер-классы. Их тематика разнообразна: кухня, ремесла, искусство, письменность, военное дело. Так, в ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала» (г. Челябинск) действуют мастерские традиционных технологий. В мастерских музея представлено на выбор более 30 практических занятий, где знакомят с технологией изготовления тканых поясов, глиняных горшков; изготавливают игрушки из природных материалов (камыша, кукурузы, соломы, глины, дерева), войлока и текстиля; создают музыкальные инструменты (свистульки, трещотки) и другие бытовые предметы, используя этнографические данные Южного Урала6.

Еще одним направлением живой истории являются выездные уроки (передвижные выставки). Так, сотрудниками ГБУК КК «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына» проводится передвижная выставка «Путешествие в каменный век». На занятии школьники сначала знакомятся с презентацией о пещерной живописи, а затем участвуют в мастер-классе по созданию рисунков каменного века «аутентичными красками» (уголь, охра)7.

Костюмированные манекены в экспозициях позволяют знакомиться с эпохой в тех случаях, когда одежда данного региона полностью (или частично) не сохранилась. Реконструкция одежды производится по археологическим, изобразительным и письменным источникам. Например, в ГБУК РО «Археологический музей-заповедник "Танаис"» создана экспозиция «Музей исторического костюма», где представлены реконструкции костюмов древних греков, римлян, скифов, сарматов и других жителей Северного Причерноморья8.

Фотосъемка в историческом костюме привлекает многих посетителей музеев. Ведь это позволяет примерить на себя не только костюм, но и в каком-то смысле —социальный статус, род занятий и даже характер и эмоциональное состояние людей, живших в далеком прошлом. Так, в Таманском музейном комплексе — филиале ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына» посетители «Ночи музеев» примеряли древнегреческие костюмы, чтобы сделать оригинальное фото на фоне античных колонн9.

Очень ярко передают атмосферу давно минувших веков театрализованные интерактивные программы по мотивам традиций древних народов Дона, Древней Греции и Римской империи10 в ГБУК РО «Археологический музей-заповедник "Та-наис"». На занятиях, которые представляют собой костюмированное выступление, посетители совершают увлекательное путешествие во времени.

6 Мастерские по традиционным технологиям в подразделении «Детский музей». Сайт ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала». URL: https://vk.com/dm_remeslo (дата обращения: 06.06.2020).

7 Новости музея. Музей Фелицына. URL: https://felicina.ru/news/v-muzee-felicyna-sostoyalsya-nauchno-metodicheskij-sovet/ (дата обращения: 07.06.2020).

8 Музей исторического костюма. Сайт ГБУК РО «Археологический музей-заповедник "Танаис"». URL: https://www.museum-tanais.ru/muzey-istoricheskogo-kostyuma-111 (дата обращения: 09.06.2020).

9 Новости музея. Таманский музейный комплекс. URL: https://тамань-музей.рф/в-таманском-музейном-комплексе-прошл-2/ (дата обращения: 07.06.2020).

10 Костюмированные инсценировки. Сайт ГБУК РО «Археологический музей-заповедник "Танаис"». URL: https://www.museum-tanais.ru/interaktivnye-programmy-113 (дата обращения: 13.06.2020).

Формат «живая история» широко используется и на комплексных занятиях для школьников в ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала». Здесь проводится цикл занятий «Край родной в далеком прошлом»11. Они посвящены древней истории Южного Урала: «Древнейшие жители нашего края (каменный век)», «Южноуральцы бронзового века», «Кочевники раннего железного века и Средневековья». Каждое занятие состоит из вводной беседы с видеопрезентацией, экскурсии к экспонатам определенной эпохи, костюмированной инсценировки и, наконец, практической части (чистка рыбы каменными орудиями, разжигание огня, работа каменным сверлом, плетение циновки из камыша, ткачество на вертикальном станке, лепка из глины горшков и нанесение орнамента, игры в кости, чеканка орнамента на медной бляхе).

Одна из популярных игр, побуждающих детей к познавательной активности, — квест, который также дает возможность прикоснуться к живой истории. Такие игры проводились в МБУ «Краеведческий городской музей» г. Миасса Челябинской области. Так, участники квеста «Выжить в каменном веке», разделившись на два «племени», проходили такие «испытания», как проведение обрядов, охота на мамонта с помощью дубины и копий, изображение охоты на камне, строительство жилищ, перемещение камней древним способом и создание мегалита, сражения между племенами на мягких дубинках12.

Фестивали исторической реконструкции являются наиболее востребованным среди зрителей видом живой истории, который может продемонстрировать уклад жизни различных эпох через погружение в атмосферу прошлого. Самой главной частью фестиваля для зрителей всегда являются исторические единоборства (постановочные бои, сражения между дружинами/войсками, маневры со взятием укреплений, одиночные турниры). В России реконструкция исторических единоборств охватывает период от бронзового века до Второй мировой войны. Конечно, самыми зрелищными являются сражения с холодным оружием, так как они, пожалуй, самые натуралистичные.

Например, Анапский археологический музей — филиал ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына» два раза в год (в марте и сентябре) проводит на своей территории турнир по историческому фехтованию «Меч Черноморья», в котором принимают участие более 250 зрителей и около 30 реконструкторов средневековой эпохи из 6 городов Краснодарского края и других регионов13. При отсутствии у музея собственной территории для турнира/фестиваля используется (при сотрудничестве с администрацией) любая удобная площадка муниципалитета. Так, МБУ «Троицкий краеведческий музей» (Челябинская область) и клуб исторической ре-

11 Страница абонемента «Край родной в далеком прошлом» подразделения «Детский музей» ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала» (г. Челябинск). ВКонтакте. URL: https://vk.com/kray_rodnoy (дата обращения: 14.06.2020).

12 Фото квеста «Выжить в каменном веке» в МБУ «Краеведческий городской музей» МГО (г. Миасс, Челябинская область). ВКонтакте. URL: https://vk.com/wall-169933628_153 (дата обращения: 15.06.2020).

13 Отчет о работе Анапского археологического музея — филиала государственного бюджетного учреждения культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-архео-логический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына» за 2019 г. С. 34.

конструкции «Бобровый гон» для фестиваля эпохи викингов «Южный рубеж»14 выбрали площадку в поле на окраине города. В программе фестиваля: исторические единоборства (сражения дружин, взятие крепости, турнир), фолк-концерт, историческая инсценировка «Средневековая свадьба», мастер-классы (ткачество, изготовление стеклянных бус, чеканка, гончарное дело и др.), конкурсы (лучшее средневековое поселение, стрельба из лука, кулинарное мастерство), ярмарка, «средневековая харчевня», фаер-шоу.

Данный перечень форм взаимодействия с посетителями музеев не носит исчерпывающего характера и имеет тенденцию к постоянному расширению, а также может, на наш взгляд, служить основой для разработки различных мероприятий, позволяющих окунуться в атмосферу событий давно прошедших времен.

В заключение следует отметить, что преимущество мероприятий в формате «живая история» перед классической музейной экскурсией состоит в том, что они позволяют посетителям стать свидетелями и участниками истории, получить более полное представление о культуре и образе жизни людей определенной исторической эпохи. Поэтому дети (самая важная и массовая аудитория для музеев) между классическим музеем и музеем живой истории (парком исторической реконструкции) выбирают последний как более понятный для них. Ведь им легче воспринимать окружающий мир посредством участия в какой-либо деятельности. Помимо развлекательной функции, данный формат в значительной мере способствует формированию у подрастающего поколения интереса к истории, осмыслению исторического опыта своей страны, воспитанию уважения к национальным и мировым культурным традициям.

«Живая история» привлекает все большее внимание в классических музеях, так как она интересна посетителям, обеспечивает музею популярность, конкурентоспособность и увеличение финансовых возможностей для дальнейшего развития учреждения.

Литература

Борисов М. В. 2013. Воплощение одного мифа современной цивилизации: о природе ценностных ориентиров и способах их достижения в субкультуре «Движение исторической реконструкции». Экспериментальная археология. Взгляд в XXI век. Материалы Международной полевой научной конференции «Экспериментальная археология. Взгляд в XXI век» / Составитель и научный редактор С. А. Агапов. Ульяновск: 285-290. Карпов Е. И. 2004. Военно-историческая реконструкция или «Living History». Реконструктор (1): 4-7.

Шаронова Е. В. 2018. Движение исторической реконструкции в России: глубокая периодизация феномена. Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века. Челябинск: Челяб. гос. ун-т. культ.: 87-98.

Статья поступила в редакцию 30 ноября 2020 г.; рекомендована к печати 29 марта 2021 г.

Контактная информация:

Велитченко Вадим Вадимович — мл. науч. сотр.; velitchenko_vadim@mail.ru

14 Страница фестиваля исторической реконструкции «Южный рубеж». ВКонтакте. URL: https://vk.com/ur_2018 (дата обращения: 15.06.2020).

The "living history" format as one of the most promising areas of museum development

V. V. Velitchenko

Krasnodar State Historical and Archaeological Museum-Reserve named after E. D. Felitsyn,

69, Gymnazicheskaya ul., Krasnodar, 350000, Russian Federation

For citation: Velitchenko V. V. 2021. The "living history" format as one of the most promising areas of

museum development. The Issues of Museology, 12 (1): 88-93.

https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.109 (In Russian)

What is the attraction of the "living history" format in the development of a modern museum? This article is devoted to this issue and an attempt is made to clarify the specific differences between living history museums and classical ones, focusing on the possibility of the former to "immerse" the visitor in the recreated cultural and historical space of a certain era. The experience of Russian living history museums shows that by implementing new programs aimed at interacting with visitors, museums perform not only their main function of collecting and preserving, but also contribute to the popularization and comprehensive study of historical and cultural heritage as well as solving educational tasks. The author of the article aims to acquaint the reader with the most effective and popular projects to activate museum activities in the Krasnodar territory and the Southern Urals. Master classes on various topics, traveling exhibitions, costumed performances, quests, and, finally, festivals of historical reconstruction are just some of the modern forms of interaction with visitors, which can serve as a basis for developing interactive educational programs. The relevance and prospects of the immersive format in museum activities are provided by the need to solve the problems of fostering the cultural and historical memory among young visitors, the most popular museum audience, and the younger generation's interest in living history. The implementation of new forms of interaction with the audience will help museums not only attract a wide range of visitors, but also increase financial opportunities for development and become more competitive. Keywords: living history, living history museum, living history lesson, interactive platform of living history, the movement of historical reconstruction.

References

Borisov M. V. 2013. The embodiment of one myth of modern civilization: about the nature of value orientations and ways to achieve them in the subculture "Movement of historical reconstruction". Eksperimental'naia arkheologiia. Vzgliad v XXI vek. Materialy Mezhdunarodnoi polevoi nauchnoi kon-ferentsii "Eksperimental'naia arkheologiia. Vzgliad v XXI vek". Ed. by S. A. Agapov. Ulianovsk: 285290. (In Russian)

Karpov E. I. 2004. Military-historical reconstruction or "Living History". Rekonstruktor 1: 4-7. (In Russian)

Sharonova E. V. 2018. The movement of historical reconstruction in Russia: a deep periodization of the phenomenon. Nauchnye shkoly. Molodezh' v nauke i kul'ture XXI veka. Cheliabinsk: Cheliab. gos. un-t kul't. Publ.: 87-98. (In Russian)

Received: November 30, 2020 Accepted: March 29, 2021

Author's information:

Vadim V. Velitchenko — Junior Researcher; velitchenko_vadim@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.