Научная статья на тему 'Стратегии устойчивого развития промышленных предприятий'

Стратегии устойчивого развития промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INDUSTRIAL ENTERPRISE / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ECONOMIC STABILITY / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / FINANCIAL STABILITY / ИННОВАЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / INNOVATIVE SUSTAINABILITY / PRODUCTION AND INVESTMENT RISKS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаймарданова Елена Петровна

В статье представлена трактовка экономической устойчивости предприятия промышленного комплекса как совокупности уровней финансовой (независимость от внешних источников финансирования и высокая платежеспособность предприятий) и инновационной (воспроизводство и обновление основных производственных фондов, реализация процессных и продуктовых инноваций) устойчивости; сформулированы основные стратегии устойчивого развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies for Sustainable Development of Industrial Enterprises

Тhe article presents an interpretation of economic sustainability of industrial enterprise as an aggregate level of financial stability (i.e. independence from external funding sources, and high solvency of companies) and innovation stability (i.e. reproduction and renewal of basic production funds, implementation of process and product innovations). The author formulates the basic strategy for enterprise's sustainable development.

Текст научной работы на тему «Стратегии устойчивого развития промышленных предприятий»

стратегии

устойчивого развития промышленных

предприятий

__Аннотация

В статье представлена трактовка экономической устойчивости предприятия промышленного комплекса как совокупности уровней финансовой (независимость от внешних источников финансирования и высокая платежеспособность предприятий) и инновационной (воспроизводство и обновление основных производственных фондов, реализация процессных и продуктовых инноваций) устойчивости; сформулированы основные стратегии устойчивого развития предприятия.

_Ключевые слова: промышленное предприятие, экономическая ус_тойчивость, финансовая устойчивость, инновационная устойчивость,

_производственные и инвестиционные риски, стратегии устойчивого

_развития

Существующие методики управления и оценки факторов финансовой устойчивости промышленных предприятий не учитывают отраслевую специфику конкретного бизнеса, а также особенности жизненного цикла инноваций, внедряемых субъектом хозяйствования, предполагают использование преимущественно с позиции портфельных инвесторов. Вместе с тем потребность в методическом обеспечении устойчивого развития предприятий промышленного комплекса становится все более значимой на фоне посткризисной стабилизации, которая нашла отражение в росте объемов промышленного производства при одновременном снижении объема инвестиционных расходов. Подобное изменение макроэкономических индикаторов не может трактоваться как проявление устойчивого тренда, поскольку обеспечивается в значительной степени положительной конъюнктурой мировых рынков сырья, характеризуется обострением инфляционных рисков,

Шаймарданова Елена Петровна

соискатель кафедры промышленной коммерции и маркетинга, Казанский государственный технический университет им. АН. Туполева [email protected]

сохранением низкого качества ресурсного потенциала хозяйствующих субъектов. В этой связи актуализируется поиск управленческой парадигмы, реализация которой могла бы обеспечить переход к устойчивым темпам социально-экономического развития государства при формировании оптимальных отраслевых, воспроизводственных и региональных пропорций.

Этапы формирования стратегии устойчивого развития предприятия

Индекс промышленного производства в Российской Федерации в период с 1991 по 2009 г. так и не достиг показателя 1990 г., сохраняются высокий уровень износа основных фондов и неэффективная отраслевая структура, характеризующаяся высокой долей добывающих производств, остается низкой инновационная активность хозяйствующих субъектов. Органы государственной власти и предпринимательские организации в настоящее время нуждаются в результативной методике диагностики факторов устойчивости предприятий, учитывающей отраслевую принадлежность субъектов хозяйствования, перспектив инновационной деятельности и особенностей турбулентной среды, что позволяет принять обоснованное решение о направлениях развития территориально-производственных комплексов.

Стратегия устойчивого развития предприятия промышленного комплекса определена как совокупность целевых установок, в соответствии с которыми формируется миссия (способность хозяйственной системы осуществлять движение к намеченной цели); стратегическая концепция развития (концепция стратегического наступления, соответствующая уровню турбулентности внешней среды); цели (производственная, маркетинговая (рыночная), инновационная, финансовая устойчивость) и механизмы их реализации (базисные и функциональные стратегии), что в условиях реализации потенциала множественности траекторий движения рынка позволяет разработать систему управления поступательной динамикой субъекта хозяйствования, которая направлена на снижение изменчивости, амбивалентности, пороговых и эмерджентных эффектов, определяющих нелиней-

индекс

промышленного производства в Российской Федерации в период с 1991 по 2009 г. так и не достиг показателя 1990 г., сохраняются высокий уровень износа основных фондов и неэффективная отраслевая структура

органы

государственной _власти

и предприни-

мательские

организации

в настоящее время

_нуждаются

_в результативной

_методике

_диагностики

факторов

устойчивости _предприятий

ность магистрали движения и неизбежность кризисов, обеспечивает формирование положительных синергетических эффектов.

Процесс формирования стратегии устойчивого развития предприятия промышленного комплекса представлен тремя этапами:

- стратегический анализ;

- разработка стратегического плана;

- управление стратегическими задачами (проектами).

Стратегический анализ предполагает 8"№ОТ-анализ региональной экономики, детализированный в формате РЕБТ+М-анализа, который позволяет выявить и структурировать факторы внешней среды (политические (Р), экономические (Е), соци-ьные (Б), технологические (Т), факторы рыночного окружения (М)), существенно влияющие на стра-___устойчивого развития.

Финансовая

и маркетинговая стратегии

Классификация типов стратегий основывается на структурировании факторов устойчивого развития дприятия. К общим стратегиям устойчивого раз-ия относятся стратегия лидера, стратегия наращивания инновационной устойчивости, стратегия наращивания финансовой устойчивости, стратегия выхода из кризисного состояния. К функциональным стратегиям относятся: финансовая, маркетинговая, производственная и инновационная. Финансовая стратегия - это набор правил, выполнение которых обеспечивает достижение независимости от внешних источников финансирования и высокую платежеспособность предприятий. Финансовая стратегия при высоком коэффициенте финансовой устойчивости предполагает мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности предприятия; привлечение консалтинговых фирм и вузов; снижение дебиторской задолженности на основании диверсификации бизнеса; применение лизинговых схем; оптимизация отношений с акционерами, что обеспечивает получение прибыли в долгосрочном периоде; повышение эффективности использования собственного капитала; повышение доли собственных средств в общей величине оборотных средств; при низком

коэффициенте финансовой устойчивости - снижение запасов и затрат (реализация неиспользуемого и устаревшего оборудования, материалов); снижение величины кредиторской задолженности; использование возможности получения льготных кредитов, по федеральным и региональным отраслевым и комплексным программам развития; совершенствование налогового планирования; повышение эффективности контроля за издержками с целью их снижения.

Маркетинговая стратегия - это набор правил, которыми руководствуются экономические агенты при определении субъектного состава и направлений развития инфраструктуры рынка, при принятия решений относительно определения номенклатуры конечных товаров и услуг. Маркетинговая стратегия при высоком коэффициенте рыночной устойчивости предполагает сбор необходимой информации о состоянии рынка, изучение потребностей потенциальных покупателей; комплексное изучение рынка и адаптацию производства к его требованиям; совершенствование мероприятий по продвижению товара на рынок, выработку рекламной политики предприятия; разработку мероприятий по повышению социального имиджа предприятия; повышение репутации и качества производимой продукции; увеличение удерживаемой доли рынка; при низком коэффициенте рыночной устойчивости - расширение номенклатуры производимых товаров и услуг; поиск новых каналов сбыта продукции; проведение гибкой ценовой политики; совершенствование процедур установления обратной связи с рынком, изучение общественного мнения о развитии новых продуктов, услуг; сервисное обслуживание и отслеживание проданного товара.

Производственная и инновационная стратегии

Производственная стратегия - это набор правил, которыми руководствуются промышленные предприятия при принятии решений по приобретению и использованию факторов производства в процессе производства и реализации продукции. Производственная стратегия при высоком коэффициенте производственной устойчивости пред-

к общим стратегиям

устойчивого

развития относятся

стратегия

лидера, стратегия

наращивания

инновационной

устойчивости,

стратегия

наращивания

финансовой

устойчивости,

стратегия выхода

из кризисного

состояния

_исследование

_промышленного

_;комплекса Республики

_Татарстан показало,

_что в 2009 году

_26% предприятий

_находились

_в квадранте

успешного функциони-

_рования, 65% -

_в квадранте низкой

_производственной

_состоятельности,

_6% - в квадранте

_низкой финансовой

___состоятельности

__и 3% - в квадранте

____кризиса

полагает повышение независимости от поставщиков; повышение степени обновления основных фондов; внедрение нового оборудования и современных технологических процессов; сбор и анализ информации о потенциальных потребителях продукции; расширение ассортимента продукции в соответствии с требованиями рынка; снижение издержек производства; повышение качественных характеристик продукции; развитие послепродажного сервисного обслуживания продукции; сокращение отходов, брака; при низком коэффициенте производственной устойчивости - повышение эффективности применяемых технологий за счет сокращения времени реализации бизнес-процессов, внедрение технологических инноваций; модернизацию устаревшего действующего оборудования; разработку автоматизированного контроля запасов и внутрипроизводственного оборота материалов; повышение эффективности использования оборудования; введение многоуровневого контроля качества.

Инновационная стратегия - это набор правил, которыми руководствуются промышленные пред-ия при принятии решений относительно реа-ации процессных и продуктовых инноваций. Инновационная стратегия при высоком коэффициенте инновационной устойчивости включает совершенствование ранее освоенных продуктов и технологии; создание, освоение и использование новых продуктов и процессов; повышение качественного уровня технико-технологической базы производства; повышение качественного уровня НИОКР; реализация конкурентных преимуществ инновационного продукта на внутреннем и внешнем рынках, при низком коэффициенте инновационной устойчивости - повышение эффективности использования кадрового и информационного потенциала; совершенствование организации и управления инновационной деятельностью; рационализацию ресурсной базы; активизацию соотношения «затраты/результат» в инновационном процессе; приспособление к узким сегментам рынка путем выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками. С учетом результатов 8"№ОТ-анализа промышленного комплекса Республики Татарстан, выявленных

>

условий для устойчивого развития отдельных предприятий проведена градация предприятий, обладающих разным уровнем экономической устойчивости. Исследование промышленного комплекса Республики Татарстан показало, что в 2009 году 26% предприятий находились в квадранте успешного функционирования, 65% - в квадранте низкой производственной состоятельности, 6% - в квадранте низкой финансовой состоятельности и 3% - в квадранте кризиса. Проведенные исследования делают возможным выбор стратегии устойчивого развития предприятий промышленного комплекса, позволяющей сократить негативное влияние производственных и инвестиционных рисков.

Литература

1. Экономическая стратегия фирмы // Под ред. А.П. Градова. - СПб.: Специальная литература, 1996.

2. Эткинсон Дж., Уилсон Й. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры / Пер с англ. под ред. про-фессра ЮА. Цыпкина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

3. Якупова Н.М. Стратегическое управление стоимостью предприятия. - Казань: Издательство КГТУ, 2003.

Shaimardanova E.P.

Applicant, Chair of Industrial Commerce and Marketing Kazan State Technical University (KSTU) named after AN. Tupolev

Strategies for Sustainable Development of Industrial Enterprises

_Abstract

The article presents an interpretation of economic sustainability of industrial enterprise as an aggregate level of financial stability (i.e. independence from external funding sources, and high solvency of companies) and innovation stability (i.e. reproduction and renewal of basic production funds, implementation of process and product innovations). The author formulates the basic strategy for enterprise's sustainable development.

Keywords: industrial enterprise, economic stability, financial stability, innovative sustainability, production and investment risks, sustainable development strategy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.