Научная статья на тему 'Стратегии сотрудничества общества и власти в условиях делиберативной кибердемократии: концепция и перспективы ее реализации'

Стратегии сотрудничества общества и власти в условиях делиберативной кибердемократии: концепция и перспективы ее реализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
334
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРДЕМОКРАТИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ДЕЛИБЕРАТИВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ИНТЕРНЕТ / ОНЛАЙН-ДЕЛИБЕРАЦИЯ / CYBERDEMOCRACY / ELECTRONIC DEMOCRACY / DELIBERATIVE DEMOCRACY / INTERNET / ONLINE-DELIBERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Барахоев Руслан Измаилович

Статья посвящена анализу основных проблем организации гражданской онлайн-делиберации, возникающих при детальном исследовании попыток реализации на практике модели делиберативной кибердемократии. Данная модель базируется на синтезе двух концепций: кибердемократии М. Постера и совещательной, или делиберативной, демократии Дж. Бессета. Критически анализируется практика использования отдельных элементов кибердемократии в Южной Корее. Особое внимание уделено экспериментам в области онлайн-делиберации, раскрывающим потенциал сетевого диалога и интернет-дискуссий как нового инструмента конвенционального участия граждан в современной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies of partnership of the society with the power under conditions of deliberative cyberdemocracy. The concept and prospects of its realization

The article is devoted to the analysis of main issues of organizing the civil online deliberation that arise while studying the attempts of putting into practice the deliberative cyber democracy model. The model is based on a synthesis of M. Poster’s cyber democracy ideas and J. Bessette’s concept of the consultative or deliberative democracy. The author analyzes the way certain cyber democracy elements are being employed in South Korea paying special attention to the experiments in the field of online deliberation which reveals the potential of the network of the Internet dialogue and Internet-discussions as a new tool employed by citizens to participate in modern politics.

Текст научной работы на тему «Стратегии сотрудничества общества и власти в условиях делиберативной кибердемократии: концепция и перспективы ее реализации»

Р.И. Барахоев

Стратегии сотрудничества общества и власти в условиях делиберативной кибердемократии: концепция и перспективы ее реализации

Статья посвящена анализу основных проблем организации гражданской онлайн-делиберации, возникающих при детальном исследовании попыток реализации на практике модели делиберативной кибердемо-кратии. Данная модель базируется на синтезе двух концепций: кибердемократии М. Постера и совещательной, или делиберативной, демократии Дж. Бессета. Критически анализируется практика использования отдельных элементов кибердемократии в Южной Корее. Особое внимание уделено экспериментам в области онлайн-делиберации, раскрывающим потенциал сетевого диалога и интернет-дискуссий как нового инструмента конвенционального участия граждан в современной политике.

Ключевые слова: кибердемократия, электронная демократия, делибе-ративная демократия, Интернет, онлайн-делиберация.

Начало ХХ! в. сопровождалось широким распространением информационно-коммуникационных технологий, существенно преобразовавших социальную действительность. Однако наиболее значимыми из них следует признать не появляющиеся каждый год все более совершенные модели гаджетов, а свободные базы данных и социальные сети, прочно занявшие свое место во всемирном интернет-пространстве и позволяющие практически любому человеку вне зависимости от его социального статуса, материального положения, уровня образования, профессии и других личностных характеристик получать интересующую информацию и становиться участником онлайн-дискуссий. Нетрудно наблюдать, что обмен различного рода мнениями, сведениями и опытом посредством использования возможностей Всемирной сети по-

© Барахоев Р.И., 2017

степенно становится одним из ключевых событий в повседневной жизни все большего количества людей.

Суть происходящих в последние три десятилетия социальных изменений еще в середине ушедшего столетия пророчески предсказал основоположник кибернетики Н. Винер, отмечая, что «развитию обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной суждено играть все возрастающую роль»1. По мере развития компьютерной техники и технологий коммуникации все более отчетливо проявляется децентрализация информационных потоков, благодаря которой обмен сообщениями становится более свободным. В отличие от однонаправленного вещания традиционных СМИ, в том числе радио и телевидения, Интернет делает возможной двухстороннюю или многостороннюю коммуникацию, участники которой не будут жестко управляться или контролироваться какой-либо внешней стороной и которая будет достаточно гибкой, тем самым содействуя реализации свободы искать, получать и распространять информацию, закрепленной статьей 19 Всеобщей декларации прав человека2.

В контексте современной политики информационно-коммуникационные технологии могут способствовать развитию новых механизмов участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Такие механизмы предполагают использование сетевой среды для развертывания широких дискуссий, которые обеспечивали бы принятие эффективных и взвешенных политических решений, действительно отвечающих потребностям общества. По существу, речь идет о формировании новой модели демократии, которая основывается на синтезе двух концепций: кибердемократии, выдвинутой М. Постером3, и совещательной, или делиберативной, демократии, впервые предложенной Дж. Бессетом4.

Данная модель, которую можно назвать «делиберативной ки-бердемократией», обладает очевидной привлекательностью, поскольку она позволяет преодолеть нередко возникающее у граждан в условиях действия механизмов современной представительной демократии «чувство отчуждения от решений, затрагивающих непосредственную жизнь отдельно взятого человека, вследствие невозможности оказать влияние на процесс их выработки и приня-тия»5. Однако в плане ее потенциальной реализации возникает целый ряд вопросов как теоретического, так и практического плана.

Прежде всего, исследователи, практикующие совещательные опросы в сетевой среде, могут обнаружить, что экспертное сооб-

щество весьма скептически относится к надежности полученных данных. В самом деле, нет достаточных оснований полагаться на то, что если бы в подобном опросе участвовала другая группа лиц, а для обсуждения использовались иные материалы, то были бы получены если не идентичные, то хотя бы сходные результаты. Данный момент также может выступать в качестве теоретического возражения со стороны тех, кто занимается методологией социологических исследований, - в том плане, что участники опроса оказались подвержены воздействию широко известного «хоторнского эффекта» и в силу необычности обстановки проведения исследования, а также вследствие проявления к себе повышенного внимания со стороны его организаторов существенным образом изменили свое мнение по обсуждаемым вопросам.

Для решения данной проблемы, вероятно, следует предложить более совершенную технику организации интернет-дискуссии. Разработчики сетевого инструментария могли бы составить процедуру выбора материалов для обсуждения и доказать, что она является более нейтральной, чем та, которая использовалась ранее. Такое доказательство, очевидно, должно базироваться на серии экспериментов, подтверждающих надежность получаемых результатов независимо от состава как групп респондентов, так и организаторов опроса, а также от набора информационных материалов и форм их представления.

Проектирование подобной техники и анализ ее эффективности предполагают достижение в исследовательском сообществе консенсуса относительно некоторой системы параметров подобной оценки. Если в центре внимания находится повышение надежности совещательного опроса, то существуют различные способы, с помощью которых эта надежность может быть измерена. Разработчик методики может опросить участников и попросить их выразить свою степень уверенности в том, что опрос проведен надлежащим образом. Полномасштабная проверка может потребовать гораздо большего количества данных (например, мнение каждого из участников по этому вопросу в начале и в конце процедуры), поэтому исследователь может остановиться на выявлении существенных различий между средними показателями групп респондентов и установить, что статистическая надежность результатов опроса достаточно высока.

После того как консенсус по ключевым вопросам организации сетевой дискуссии и интерпретации ее результатов будет достигнут, данная методика может получить широкое применение. Вместе с тем разносторонний характер онлайн-дискуссий означает, что

любая выявленная закономерность неизбежно потребует своего подтверждения или уточнения путем проведения дополнительных экспериментов, требующих воспроизведения в соответствующих социальных условиях. Безусловно, принципы и закономерности, которыми руководствуются исследователи, должны быть тщательно проанализированы на теоретическом уровне и найти свое практическое подтверждение. В данном отношении уместно вспомнить, как, например, в клинической психотерапии отдельные методы и принципы, имевшие, казалось бы, достаточно убедительное обоснование в теории и признанные специалистами-практиками, демонстрировали недостаточно высокую эффективность при эмпирической проверке.

Представленный подход к определению ключевых организационных проблем, связанных с практической реализацией концепции делиберативной кибердемократии, носит скорее аналитический характер. Он предполагает разделение пространства исследовательских возможностей на отдельные сегменты и выдвижение вопросов, ответы на которые будут поддаваться количественной оценке. Можно, однако, прибегнуть и к более целостному, качественному подходу в их решении. Было бы опрометчиво утверждать, что изучение узких тематических проблем, обмен существующим опытом, а также интуитивные аргументы в данном отношении неуместны: на наш взгляд, они представляются вполне оправданными на ранних этапах развития любой области исследований.

В данном отношении представляется достаточно интересным применение южнокорейским исследователем Ук Ли положений критической теории при анализе такой существенной проблемы, как нежелание граждан принимать участие в онлайн-дискуссиях6. По его мнению, рассмотрение проблем кибердемократии и сетевых обсуждений ключевых вопросов политической повестки дня в государствах, где еще совсем недавно существовали авторитарные режимы, является наиболее результативным. При этом такая страна, как Южная Корея, достигшая достаточно высокого уровня развития и внедрения информационных технологий, может продемонстрировать пользу онлайн-составляющей демократизации в полной мере, поскольку ее граждане прежде не имели устоявшихся традиций участия в демократических процедурах.

На протяжении долгого времени Южная Корея находилась под властью военной диктатуры, и данное обстоятельство во многом объясняет тот факт, что проблема выражения своего мнения остается нерешенной и по сей день. В своей работе Ук Ли, применяя критическую теорию, выяснил причины уклонения граждан

от участия в онлайн-дискуссиях, среди которых на первый план выступают неравенство (гендерное, социальное и т. д.), а также культурные особенности страны. В частности, проведенные исследователем опросы и эксперименты показали, что многие жители Южной Кореи не расположены публично выражать свое мнение по поводу действий и решений органов власти как вследствие боязни за свое благополучие (последствия прошлого недемократического опыта страны), так и необходимости соблюдать негласный протокол, обязывающий быть крайне вежливым при обращении к вышестоящим. Ук Ли полагает, что решение данной проблемы может быть найдено в более широком использовании киберсреды, стирающей многие границы неравенства и позволяющей людям более свободно выражать свое мнение: со временем поведение в Интернете найдет свое продолжение в реальной жизни и побудит граждан более активно участвовать в политическом взаимодействии с государственной властью.

Следует, однако, отметить, что представления Ук Ли о свободе слова в южнокорейском сегменте Интернета расходятся с действительностью: по данным международной неправительственной организации Amnesty International, расплывчатые формулировки действующего в стране Закона о государственной безопасности, который был принят еще в 1948 г., по-прежнему позволяют властям подавлять общественную полемику по политическим вопросам, преследовать инакомыслящих, закрывать неугодные сайты7. Так, в частности, в начале декабря 2015 г. в Южной Корее девять врачей и три студента медицинских вузов были обвинены в государственной измене: как заявили представители следствия корреспондентам информационных агентств, «установлено, что злоумышленники при помощи электронной рассылки, а также за счет размещения на сайтах (запрещенной) информации вели северокорейскую идеологическую пропаганду»8.

В плане анализа возможностей и перспектив развития делибе-ративной кибердемократии заслуживают особого внимания выводы и результаты, полученные исследователями, которых по праву можно назвать первопроходцами в данной области. Они представлены в коллективной монографии «Онлайн-делиберация: разработки, исследования и практика»9 - первом и единственном на сегодняшний день фундаментальном труде, раскрывающем потенциал сетевого диалога и интернет-дискуссий как нового инструмента конвенционального участия граждан в современной политике.

Дж.С. Фишкин рассматривает исторические, теоретические и практические обоснования делиберативного опроса и сравнивает

результаты «совещательных дискуссий», проводимых в формате «лицом к лицу» и в сетевой среде. Отмечая, что в ходе онлайн-дис-куссий удается получить «в значительной степени более скромные результаты», он тем не менее полагает, что очевидные удобства и гибкость, а также относительно низкая себестоимость организации интернет-обсуждений социально значимых проблем вселяют оптимизм по отношению к перспективам использования данной методики при разработке и принятии политических решений по достаточно широкому кругу вопросов с учетом мнения и интересов различных слоев населения10.

В. Прайс представил результаты двух продолжительных исследований по участию граждан в сетевых текстовых дискуссиях о президентских выборах и политике здравоохранения в США. Выявляя в целом позитивное отношение респондентов к участию в этих экспериментах и рост их политической вовлеченности, он полагает, что обмен текстовыми сообщениями в сетевых «чат-комнатах» приводит к установлению большего равенства между участниками делиберативных экспериментов, чем очные дискуссии в формате «лицом к лицу». При этом, по мнению исследователя, особый интерес представляет тот факт, что участники, придерживавшиеся в чат-сессии мнения меньшинства, по сравнению с большинством значительно чаще привносили в обсуждение новые идеи, что может быть обусловлено особенностями текстового формата обмена мнениями11.

А. Лупиа выступает одновременно и как сторонник, и как скептик в отношении использования потенциала онлайн-делиберации в плане привлечения граждан к обсуждению социально значимых проблем и связанных с ними политических решений. Он утверждает, что сетевые дискуссии представляют собой многообещающий способ повышения уровня гражданского сознания, но при этом исследователи и практики должны уделять больше внимания психологическим аспектам, связанным с определением познавательных ограничений у людей, и считает, что эффективность обсуждений может быть измерена только тогда, когда ее сравнивают с эффектами присутствия информации в отсутствие обсуждения12.

Дж. Келли, Д. Фишер и М. Смит провели исследование форм авторства текстов в политически ориентированных новостных группах социальных сетей. Они пришли к выводу, что подобные группы, как правило, идеологически разнородны, и при этом большинство авторов более склонны взаимодействовать с теми, кто выступает против их мнения, чем со своими единомышленниками13. Напротив, А. Лев-Он и Б. Мэнин, изучая гражданские дебаты с

целью определить, способствует ли Интернет объединению единомышленников, обнаружили смешанную картину, в которой пользователи Всемирной сети тем не менее стремятся отфильтровывать мнения, противоположные собственным, в тех случаях, когда они могут сделать это достаточно легко. Отсюда авторы делают вывод, что получающие все большее распространение RSS-программы, фильтрующие контент, приведут к тому, что все меньшее число пользователей Интернета будет сталкиваться с противоположными взглядами14.

Таким образом, концепция делиберативной кибердемократии представляет собой перспективную модель трансформации демократических механизмов политического участия граждан в условиях становления и развития информационного общества. Однако существующие подходы к ее реализации вызывают целый ряд вопросов как теоретического, так и практического плана, которые пока еще только ждут своего решения.

Примечания

Винер Н. Человеческое использование человеческих существ: кибернетика и общество // Винер Н. Человек управляющий. СПб.: Питер, 2001. С. 161. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights/index.html (дата обращения: 27.11.2016).

Poster M. CyberDemocracy: Internet and the Public Sphere // American Cultural Studies: A Reader / Eds. J. Hartley, R.E. Pearson. Oxford [England]; New York: Oxford Univ. Press, 2000. P. 402-413.

Bessette J. Deliberative democracy: The majority principle in republican government // How democratic is the Constitution? Washington, D.C.: AEI Press, 1980. P. 102-116.

Грачев MM. Технологии электронной демократии: проекты и пути их реализации // Политическое проектирование: глобальное, национальное, региональное измерения / Под ред. М.Н. Грачева, Н.А. Борисова. М.: Мир философии, 2016. С. 84.

Ook L. Understanding cyber-democracy with the critical social theory // Issues in Information Systems. 2005. Vol. 6. № 2. P. 266-272.

Amnesty International: Власти Южной Кореи подавляют свободу слова [Электронный ресурс] // Amnesty International. URL: https://amnesty.org.ru/ node/2391/ (дата обращения: 24.11.2016).

Девять медиков в Южной Корее обвинены в госизмене и пропаганде в пользу КНДР [Электронный ресурс] // Информационное агентство России «ТАСС»:

2

3

4

5

6

7

Международная панорама. 2015, 1 декабря. URL: http://tass.ru/mezhdunarod-naya-panorama/2489169 (дата обращения: 24.11.2016).

9 Online Deliberation: Design, Research, and Practice / Eds. Т. Davies, S.P. Gangadha-ran. Stanford CA: Center for the study of language and information, 2009.

10 Fishkin J.S. Virtual Public Consultation: Prospects for Internet Deliberative Democracy // Online Deliberation: Design, Research, and Practice. P. 23-35.

11 Price V. Citizens Deliberating Online: Theory and Some Evidence // Ibid. P. 37-58.

12 Lupia A. Can Online Deliberation Improve Politics? Scientific Foundations for Success // Ibid. P. 59-69.

13 Kelly J., Fisher D, Smith M. Friends, Foes, and Fringe: Norms and Structure in Political Discussion Networks // Ibid. P. 83-93.

14 Live-On A., Manin B. Happy Accidents: Deliberation and Online Exposure to Opposing Views // Ibid. P. 105-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.