УДК 65.0 УДК 338 ББК 65.050.2
Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г.
СТРАТЕГИИ СОГЛАСОВАННОГО РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМ
Afonichkin A.I., Mikhalenko D.G.
STRATEGIES OF THE COORDINATED CLUSTER DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC SYSTEMS
Ключевые слова: портфель развития, экономический кластер, стратегия развития кластера, портфель развития кластера, модель портфеля, задачи согласованного управления портфелем развития
Key words: portfolio development, economic cluster, strategy of the cluster development, portfolio development of cluster, model of portfolio, objects of the coordinated portfolio management.
Аннотация
В работе исследуется понятие экономического кластера, дается дефиниция и систематизация кластеров, определяется класс экономических кластеров стратегических интересов, рассматриваются модели интеграции экономических систем в операционную деятельность кластера, формируется подход к управлению кластером на базе портфеля развития, определяются структура и элементы модели портфеля развития, формализуется комплекс задач согласованного управления портфелем развития.
Annotation
The article studies the concept of economic cluster, definition and systematization, a class of economic clusters of strategic interests, models of the integration of economic systems into the operating activity of the cluster, the approach to management of the cluster based on the portfolio development. We also define the structure and elements of the portfolio development, the set of objects of the coordinated portfolio management.
В современных экономических условиях большинство производственных и территориальных экономических систем, являющихся, в свою очередь, бизнес-единицами некоторой экономической структуры (региональной, федеральной, мировой), связывает свое развитие с долгосрочной социально-экономической политикой развития, обеспечивающей конкурентоспособное положение в рамках сегмента оперирования.
При этом, для исследования часто используется понятие стратегической зоны хозяйствования, кластера, бизнес-единицы и пр. инструменты управления сложноорганизованными экономическими системами.
Так например, в последнее время в региональной экономике широко используется теория кластерного механизма, в основе которой лежит понятие кластера, позволяющая решить широкий спектр задач управления привлекательностью кадровой инфраструктуры, повышения занятости населения и, соответственно, налоговых поступлений в бюджет.
В обобщенном виде кластер обозначает группу объектов с близкими свойствами. Термин ввел в научный оборот процессов управления М. Портер [10], расширив данную дефиницию от исследований процессов концентрации производства А. Леш, У. Айзард, А. Маршалл и др. и используя его как компактный объект управления конкурентными преимуществами.
А. Маршалл, объясняя причины концентрации малых и средних предприятий, обладающих повышенной конкурентоспособностью [9], выделил три основных фактора, определяющих их конкурентное положение:
- общий рынок квалифицированной рабочей силы;
- локальная торговля между фирмами,
- локальное межфирменное разделение труда.
Именно здесь кластер определился как инструмент формирования синергетического эффекта, достигаемого через эффект «экономии» за счет рационального взаимодействия с поставщиками сырья и материалов, оборудования, контрагентами, создания группы узкоспециализированных работников.
В работе Е. Дахмена [12] также подчеркивается наличие «блока развития» и его важность для фиксации связи между способностью одного сектора развиваться и способностью обеспечивать прогресс в другом, что обеспечивает возможность завоевания конкурентных преимуществ.
Кластерный подход к изучению экономических процессов формирования конкурентоспособности применяется и в ряде других теорий. Так Е. Лимер рассматривал кластеры экспортного типа, И. Толенадо и Д. Солье использовали понятие «фильеры» -аналоги технологических цепочек [13, 14], базирующиеся на создании технологических связей между отраслями и секторами экономики для реализации их потенциальных преимуществ.
Наиболее признанной, однако, является кластерная теория М.Портера, согласно которой под кластером понимается «:...группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники)» и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [10]. Тем самым акцентируются следующие кластерные признаки: географическая локализация (от района до международного уровня); технологическая взаимосвязь (материалы, товары, конечный продукт); отраслевое разделение экономических субъектов (производители, поставщики, специализированное производство сопутствующих компонентов, компонентов, сервисные услуги, финансовые институты и др.).
В зависимости от наличия и степени развития таких факторов могут формироваться разные типы и виды кластеров, для чего используют различные кластерные схемы. Подробнее теория кластеров исследуется в работе [8], где дается обзор подходов, методология создания и цели кластерного управления.
Однако, ключевыми факторами являются факторы, направленные на поддержание и повышение уровня производственных цепочек. Простое скопление фирм, работающих в смежных отраслях в одном регионе, еще не может называться кластером. Между компаниями должны развиться финансово-материальные потоки взаимоотношений, причем сбалансированных, включающих разветвленные сетевые структуры таких потоков, генерирующие другие виды потоков взаимосвязей.
Таким образом, концепция кластера позволяет управлять предпринимательским климатом, определяющим конкурентоспособность регионального бизнеса, причем основная роль в повышении конкурентоспособности отводится не отдельным отраслям, а географической и конкурентной концентрации связанных технологическими цепями фирм, поставщиков и других бизнес-институтов.
Другие подходы территориального деления отраслей на локальные сегименты, связаны с понятиями «территориально-производственный комплекс» (ТПК) и стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) [3].
В частности, кластеры и ТПК различаются по методологии формирования. Первые формируются рыночными механизмами, используя конкурентную притягательность независимых предприятий различного типа в целях добровольного объединения некоторых результатов, вторые плановым порядком и строго регламентированным
способом, представляя собой четко очерченные границы функций, производства, взаимосвязей, где главенствующую роль играют отраслевые предприятия.
Таким образом, выделяют кластер как некую интеграцию разнообразных интересов, задающих стратегические цели деятельности отдельных экономических систем. Можно говорить, что кластер представляет сосредоточение и систему стратегических интересов хозяйствующего объекта. Причем, система стратегических интересов определяется в виде сбалансированного процесса интеграции и развития отдельных направлений стратегических факторов конкуренции, где сам процесс интеграции должен быть формально определен.
Так в работе [7] приведен анализ процесса интеграции и дается дефиниция данного термина. Анализ дефиниции базируется на следующих признаках интеграции:
- целью создания интеграционного объединения должна быть интеграция имущества, процессов, технологий или иных активов экономических систем;
- интеграция - это объединение юридических лиц или юридических и физических лиц (экономических субъектов), количество которых более двух;
- интеграция - это система взаимосвязей между участниками, включающая экономические, финансовые, гражданско-правовые и иные отношения;
- участником интеграционного процесса могут быть собственники интегрируемого имущества и иных активов.
В результате интеграции формируется интегрированная экономическая система (ИЭС), обладающая собственной производственной структурой и структурой управления, элементы которых находятся во взаимосвязи, система которых определяется самостоятельно и зависит от типа, вида, целей интеграции, устанавливаемых отношений к имуществу и процессам управления.
Согласно правовым регуляторам, в структуре ЭИС можно выделить системы, отвечающие требованиям законодательства, и системы, формирующие свои интеграционные структуры на договорной (неправовой) основе.
В соответствии с законодательством РФ, предусмотрены следующие формы объединений юридических лиц:
- ассоциации и союзы (ст. 121 ГК), в том числе кредитные организации (ст. 3 ФЗ "О банках и банковской деятельности");
- простые товарищества (ст. 1041 ГК), в том числе негласные товарищества (ст. 1054
ГК);
- акционерные общества с дочерними обществами (п. 1 ст. 6 ФЗ "Об акционерных обществах");
- холдинговые компании и финансовые холдинговые компании (Указ Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий");
- банковские группы (ст. 4. ФЗ "О банках и банковской деятельности");
- банковские холдинги (ст. 4. ФЗ "О банках и банковской деятельности");
- финансово-промышленные группы (ст. 1 ФЗ "О финансово-промышленных группах");
- некоммерческие партнерства (ст. 8 ФЗ "О некоммерческих организациях");
- холдинги (ФЗ "О холдингах").
В практике, при построении таких сложных экономических систем на базе интеграционных процессов, используют различные взаимодействия. В зависимости от конкретного типа интегрированных экономических систем могут получаться различные интегрированные экономические структуры с разным правовым статусом [8, 10, 11]:
- интегрированные структуры холдингового типа, организационно оформленные в виде юридических лиц, образованных на основе учредительных договоров собственников (участников). В этом случае взаимодействия центра управления ИТЦ с корпоративным центром имеют статус обязательных к исполнению директив;
- интегрированные структуры ассоциативного типа, имеющие организационноправовую форму совместной деятельности без образования юридического лица; при этом управляющие воздействия корпоративного центра носят рекомендательный, но обязательный характер.
Таким образом, широкое понятие интеграции и интеграционного процесса предполагает формирование некоторой целостной экономической системы, обладающей теми свойствами, которыми её наделили участники интеграции и отвечающей целям создания. Сфокусировав в качестве активов интеграции стратегические цели участников экономической или социально-политической интеграции, можно говорить об установлении отношений между системой стратегических целей некоторого экономического объекта и его возможностями (потенциалом) на некоторой группе территориальных рынков (кластерах) эти цели удовлетворить.
В этой связи, среди прочих возможных видов кластеров, можно выделить кластер стратегических интересов.
Рассмотрим более подробно понятие кластера как субъекта экономического хозяйствования.
Анализ понятия кластер и их виды достаточно подробно исследуются в работах [8 - 13].
Обобщая имеющийся теоретический материал по исследуемой проблематике, отметим, что в теории кластеров [8, 10] выделяются 3 широких определения кластера:
1. Понятие "кластер" рассматривается как регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям и тесно взаимодействующие друг с другом для усиления коллективной конкурентоспособности.
2. Понятие "кластер" определяется как вертикальные производственные цепочки, сети, которые формируются вокруг головных фирм и связаны через взаимоотношения покупатель-поставщик, поставщик-покупатель, общие каналы закупок или распределения.
3. Понятие "кластер" трактуется как отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, "металлургический кластер"), совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, "агропромышленный кластер"), объединение регионов со схожим социально-экономическим положением.
С учетом наших выводов о возможности территориальной концентрации стратегических целей сложной экономической системы, можно говорить о наличии четвертой группы кластеров, а именно кластеров стратегических интересов. Одним из практических примеров концентрации интересов может быть приведена система оффшорных территорий. И в этой связи понятие кластера можно трактовать следующим образом.
4. Понятие "кластер" определяется как потенциал территории и сконцентрированных на ней экономических объектов (отраслевых, международных или территориальных) по удовлетворению стратегических интересов отдельной экономической системы, интегрированной в структуру кластера.
Выявленные в данном исследовании ключевые дефиниции понятия "кластер" позволили систематизировать научные взгляды ученых-экономистов касательно его сущности. Однако в отдельных случаях затруднительно сделать однозначный вывод о приверженности автора одному из выделенных вариантов. Тем не менее, разнообразие подходов к трактовке категории «кластер» свидетельствует об интенсивности развития теории кластерного механизма, как в зарубежной, так и в отечественной практике.
В связи с возможностью рассматривать кластер как потенциал удовлетворения стратегических интересов хозяйствующего субъекта, необходимо выделить возможные подходы для развития кластера такого типа. Так как интересы кластера отражаются множеством стратегических целей, формирующих конкурентные преимущества и требующих развития разных видов активов, имущества, технологий и пр., сбалансированных в структуре кластера и дающих синергетический эффект, то для сбалансированного экономического
развития кластера такого типа можно использовать методологию согласованного портфеля развития [1, 4, 6].
Определим базовые элементы такого портфеля развития и сформулируем принципы процесса управления таким портфелем в деятельности экономических систем, оперирующих в кластере стратегических интересов. Этот портфель назовем инвестиционным портфелем развития (ИПР), который отражает систему факторов развития, их приоритеты, соответствие стратегическим целям, степень достижимости, бюджет управления развитием и пр.
Определим процедуру формирования модели такого портфеля, исходя из целей всей совокупности элементов кластера, отражающих корпоративность экономической системы.
Обобщенная модель кластера, потенциально удовлетворяющего стратегические интересы интегрированных сложноструктурированных экономических систем, может быть представлена в виде совокупности элементов (цепочек создания стоимости, оперирующих в кластере), объединяемых в единый технологический процесс ИЭС [2,5]. В каждой такой цепочке существует актив, имущество, производственный фактор, финансы и пр., интегрируемые разными экономическими системами в данном кластере, т.е. каждый элемент цепочки имеет свой конкурентный процесс в составе базовой цепочки стоимости. Объединение таких элементов, собственно, и дает возможность получить синергетический эффект в структуре кластера, работающий на достижение стратегических интересов.
Таким образом, функционирование интегрированной технологической цепочки в составе кластера включает в себя следующие компоненты:
- взаимодействующие между собой элементы u отдельных ИЭС - участников технологической цепочки, общее количество которых в цепочке составляет К, {и1, u2, u3,...,uк},
k = 1... К;
- участник оперирующей ИЭС в зоне действия кластера, определяемый как центр управления ИЭС (для корпоративных систем холдинг), обозначим его индекс k = 0. Такой участник выполняет функции управления и координации для остальных элементов;
- комплекс операций для выполнения операционных действий в цепочке, которыми управляют со стороны локального участника операций в кластере, количество которых у кого участника кооперации равно Щ, а соответствующему участнику присвоен индекс п=1,2,... Щ;
- взаимодействующие с элементами кластерной цепочки внешние организации, не интегрированные в ИЭС, количество которых равно Тк, а индекс k определяет элемент ИЭС, с которым происходит данное взаимодействие, t =1,2,... Tk.
Тогда, если допустить, что модель кластера определяется его возможными состояниями, в той или иной мере отражающими достижимость стратегических интересов, и обозначить состояние как 8иэс, можно говорить, что состояние определяется
вектором управления и = {ик.к = 0-К}^ {и() ии щ^ ^ Биэс , причем каждый элемент цепочки кластера имеет свой целевой вектор 2 управления, который также обеспечивает и достижение общесистемных (кластерных) целей, 2°.
Таким образом, целевой вектор интересов элемента цепочки кластера определяется в виде, Zk = 2° + 2. При этом, считаем, что целевой вектор элемента может быть достигнут реализацией комплекса проектов развития, направленных как на развитие самого элемента цепочки, так и общесистемные. Считаем, что 2 определяется вектором проектов {р1, р2,...,рп}, а 2° - вектором общесистемных (кластерных) проектов {ро 1, р02,...,р0к}, где индекс к характеризует часть общесистемных проектов у каждого элемента.
Тогда общая совокупность проектов по всем элементам цепочек кластера, для достижения всего целевого комплекса интересов, определяется выражением
К
и =/(г), и=^ик +11°, 2к =2° + 2к , 2к =/({р1, Р2, ...,Рп}), г° =1({р°1, Р° 2, ...,р°к})■
к=1
С учетом этого, получаем, что развитие кластера определяется комплексом проектов,
вида
К К N К
и=^к +и° = ^Г,Ркп + П Р1 . (1)
к-\ к-\ п-\ к—0
Таким образом, выражение (1) и определяет модель портфеля стратегий развития кластера как совокупности элементов цепочек, оперирующих в кластере и дающих синергетичексий эффект.
Обобщенная цель функционирования самого кластера определяется как максимизация векторного обобщенного критерия
К = {ик.и,рк,р°,Ек} ^ (2)
компонентами которого являются частные критерии эффективности Ек по каждому проекту каждого кластерного элемента. Так как нельзя достичь по явно разнородным критериям «идеального» состояния кластера (2), то вектор (2) может быть определен как супремум значений векторного критерия, что отвечает позиции большинства в структуре кластера (кластерных цепочек).
Разделяя задачу управления развитием кластера для отдельных элементов цепей кластера и отдельных управляющих звеньев ИЭС, оперирующей в кластере, можно сформулировать следующие задачи.
Для центрального элемента (управление ИЭС) задача эффективного развития сводится к определению вектора управления, максимизирующего критерий (2), с учетом существующих ограничений на ресурсы, инвестиции и начальный потенциал каждого элемента. Причем уровень экономического потенциала согласован с уровнем развития кластера и не может быть больше, чем ресурс кластера по данному виду потенциала (например, трудовые ресурсы, бюджетные инвестиции и пр.)
Определим задачи согласования кластерными проектами развития, для чего рассмотрим экономическую структуру кластера и проанализируем основные виды взаимодействия элементов в кластере, согласно системе целевых ориентиров, предопределяющие стратегические цели управления и область допустимых управлений (область согласования интересов компонентов).
1. Задача горизонтального согласования интересов участников технологической цепочки в кластере. При данном взаимодействии элементы системы находятся в производственнотехнологических отношениях, определяющих горизонтальные взаимодействия. максимизирующие критерии эффективности участников, интегрированных в цепочку. Область согласования охватывает потоки капитала, объемы поставок ресурсов и товаров, циркулирующие в рамках данной технологической цепочки. Соответственно, параметрами управления в этом случае являются объемы внутрикорпоративного финансирования деятельности ИЭС и его товарооборота. В частности, внутрикорпоративное согласование интересов базируется на выборе согласованных значений следующих параметров управления:
- объемы передаваемых, привлеченных и размещаемых в данной цепочке финансовых ресурсов и внутрикорпоративные цены (ставки) на привлечение и размещение ресурсов;
- объемы передаваемой продукции и ресурсов, произведенных в рамках отдельной технологической операции продукции, работ, услуг и внутрикорпоративная стоимость договоров на передачу соответствующих ценностей, активов, оснастки технологии и пр.;
- для участников цепочки, реализующих конечную продукцию, параметрами управления являются объемы товарооборота между оптовым и розничным секторами рынка, в том числе и внутрикорпоративного, стоимость (наценка) договоров на передачу соответствующих ценностей;
- для участников цепочки, закупающих материалы, сырье комплектующие и пр., параметрами управления являются объемы, ассортимент, стоимость закупок, оптимизированных по технологическому циклу каждой операции.
В качестве критериев эффективности согласования горизонтальных взаимодействий внутри ИЭС выступают как единичные прибыли самих операционных участков предприятий-участников ИЭС, центра управления и кластерной структуры в лице органов управления.
2. Задача вертикального внутрикорпоративного согласования интересов участников цепочки. Задача заключается в организации процесса управления в виде вертикальных внутрикорпоративных взаимодействий, максимизирующих критерии эффективности процесса управления ИЭС и кластера. Область согласования между ними охватывает потоки управленческой информации и системы показателей обратной связи, финансового результата и его перераспределения в рамках договоров о разделении результата между ИЭС и кластером. Параметрами управления в этом случае являются:
- объемы внутрикорпоративного и кластерного финансирования в виде инвестиций, направляемых собственниками (акционерами), части бюджета кластера и пр. в источники развития цепей, входящих в ИЭС и оперирующих в кластере;
- потенциал кластера, выбираемый по мере необходимости отдельными цепочками для оперирования;
- суммы дивидендов, направляемых собственникам (акционерам) самой ИЭС из полученной ими прибыли;
- финансовый результат, получаемый элементами ИЭС и распределяемый внутри системы.
Критериями эффективности согласования вертикальных внутрикорпоративных взаимодействий являются, с одной стороны, локальные прибыли и фонды развития, остающиеся в распоряжении организаций-участников цепочки и владельцам ИЭС после выплаты дивидендов собственникам (акционерам), с другой стороны, суммы дивидендов
{ }, полученных корпоративными собственниками (акционерами ИЭС). Комплексный
критерий
эффективности вертикальных внутрикорпоративных взаимодействий имеет вид
3. Задача горизонтального согласования интересов внешних организаций с участниками кластерных экономических процессов. Решение состоит в управлении горизонтальными взаимодействиями внешних организаций, которые привлекаются в отдельные подпроцессы и максимизируют свои критерии эффективности совместно с участниками, входящими в состав кластерных цепочек. Область согласования охватывает объемы финансирования, поставок ресурсов и товаров, циркулирующие между участниками цепочек, но относящиеся к различным видам организаций - либо автономных, государственных, либо в составе других корпораций (ИЭС). Соответственно, параметрами управления в этом случае являются объемы межфирменного оборота. В частности, межфирменное согласование интересов предполагает выбор согласованных значений следующих параметров управления:
- при организации и функционировании цепочек - объемы привлекаемых и размещаемых финансовых ресурсов в зоне их внимания и межфирменные цены (ставки) привлечения и размещения ресурсов;
- при хозяйственной деятельности - объемы оказываемых услуг, время и межфирменные цены передаваемых услуг;
- при закупках - объемы закупок, время, номенклатура закупок, услуги по сопровождению и межоперационная стоимость на передачу соответствующих ценностей к следующей технологической операции;
- при взаимодействии с торговыми партнерами по реализации продукции -параметрами управления являются объемы передаваемой продукции, работ, услуг, стоимость продвижения и логистики.
В качестве критериев эффективности согласования горизонтальных взаимодействий внешних организаций, участвующих в выполнении отдельных технологических процессов интегрированной цепочки по созданию стоимости, выступают прибыли
взаимодействующих внешних фирм, корпоративная часть стоимости и прибыли внутренних корпоративных участников, равные совокупной прибыли всех внутренних участников цепочки в виде
R=^Rkn
п=1
Комплексный критерий эффективности горизонтальных межкорпоративных взаимодействий участников цепочки, число которых равно t, имеет вид
_ЛХ -ZV
^г-С ^-1 ^
1
Непосредственную реализацию согласования таких горизонтальных взаимодействий осуществляет центр управления ИЭС, в роли которого выступает либо отдельный участник интегрированной экономической структуры, либо выделенный объединенный центр управления ИЭС. Иногда, для соблюдения интересов кластера, в состав центра включают наблюдателей от самого кластера.
Таким образом, в работе сформулирована концепция экономического кластера, потенциально выражающего стратегические интересы экономических систем, оперирующих в нем, дана общая формулировка проблемы управления кластером стратегических интересов, обоснована концепция портфеля развития применительно к кластеру такого типа, определен механизм управления кластером в виде согласованного портфеля стратегий развития, дается формализация задачи выбора направлений развития и задачи согласования структуры портфеля развития кластера с элементами, оперирующими в кластере.
Библиографический список
1. Aфоничкин, A.^, Сорокина, И.О., Игнатьев, Н.М. Развитие инвестиционного потенциала интегрированных экономических систем в современных условиях (монография) [Текст] / A.^ Aфоничкин, И.О. Сорокина, Н.М. Игнатьев. - Тольятти: Изд-во Волжского ун-та им. В.Н.Татищева, 2006. - 260 с.
2. Aфоничкин, A.^, Баринов, Ю.И., Баклушина, Л.Н. Модель согласования интересов в корпоративной системе [Текст] / A.^ Aфоничкин, Ю.И. Баринов, Л.Н. Баклушина // Татищевские чтения: Aктуальные проблемы науки и практики. Aктуальные проблемы социально-экономического развития: Территориальные и отраслевые аспекты.
Ч. 1. Матер. Междун. науч. конфер. г. Тольятти, ВУиТ, 18-21 апреля 2007 г. - 409 с.
3. Aфоничкин, A.K, Журова, Л.И., Ягодин, Н.В. Управление развитием интегрированных экономических систем на базе инструментария стратегического зонирования [Текст] / A^. Aфоничкин, Л.И. Журова, Н.В. Ягодин. - Тольятти: Изд-во Волжского ун-та, 2006. - 330 с.
4. Бурков, В. Н., Новиков, Д. A. Теория активных систем: состояние и перспективы [Текст] / В.Н. Бурков, ДА, Новиков. - М.: СИНТЕГ, 1999,
5. Васильев, П.В., Aфоничкина, E.A.. Управление портфелем развития интегрированных экономических систем [Текст]: Монография / П.В, Васильев, E.A. Aфоничкина. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2009. - С. 408.
6. Гераськин, М.И. Согласование экономических интересов в корпоративных структурах [Текст] / М.И. Гераськин. - М.: ИПУ РЛН, Изд-во «Лнко», 2005. - 293 с.
7. Додонова, С.В. Интеграционные объединения экономических субъектов [Текст] / Додонова С.В. // Вестник Финансовой академии. - № 1(250). - 2003.
8. Карякина, ЛА. К вопросу о кластерах [Текст] / ЛА. Карякина // Вестник ВУиТ, Серия «Экономика». Вып. 19. - 2009. - С. 44-48.
9. Маршалл, A. Принципы экономической науки: В 3 т. [Текст] / A. Маршал. - М., 1993. - Т. 1.
10. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.
11. Цихан, Т.В. Кластерная теория экономического развития [Текст] / Т.В. Цихан // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 5.
12. Dahmen E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 19191939. -Stockholm, 1950.
13. Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical // Annales des Mines. - Janvier 1989. - P. 21-28.
14. Tolenado J. A Propos des Filieres Industrielles // Revue d'Economie Industrielle. -1978. - Vol.6, №4. - P. 149-158.