Стратегии самореализации городской и сельской региональной молодёжи (на примере
Белгородской области)
Strategies for self-realization of urban and rural youth (be the example of the Belgorod
region)
Кузнецова Ксения Валерьевна
студент, кафедра социологии и организации работы с молодёжью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия, г. Белгород e-mail: [email protected]
Kuznetsova Xenia
student, Department of Sociology and Organization of Work with Youth,
Belgorod National Research University Russia, Belgorod e-mail: [email protected]
Научный руководитель Шаповалова Инна Сергеевна
доцент, доктор социологических наук, кафедра социологии и организации работы с молодёжью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия, г. Белгород
Scientific adviser
Shapovalova Inna
Associate Professor, Doctor of Sociological Sciences, Department of Sociology and Organization of Work with Youth, Belgorod National Research University Russia, Belgorod
Аннотация.
В данной статье рассматриваются особенности стратегий самореализации городской и сельской региональной молодёжи. В работе приводятся результаты исследования, которое было проведено в период с апреля по май 2022 года. Данные были получены с помощью массового онлайн-опроса молодёжи г. Белгорода и Соколовского сельского поселения. Цель статьи заключается в анализе результатов исследования. Изучение процесса самореализации молодёжи в последнее время приковывает к себе достаточно большое внимание. Связано это с тем, что от саморазвития молодого человека зависит не только его будущее, но и процесс развития социального мира в целом, так как молодёжь занимает важное место в структуре общества.
Annotation.
This article discusses the features of strategies for self-realization of urban and rural regional youth. The paper presents the results of a study that was conducted between April and May 2022. The data were obtained using a mass online survey of youth in the city of Belgorod and the Sokolovsky rural settlement. The purpose of the article is to analyze the results of the study. The study of the process of self-realization of youth has recently attracted quite a lot of attention. This is due to the fact that not only his future depends on the self-development of a young person, but also the process of development of the social world as a whole, since young people occupy an important place in the structure of society.
Ключевые слова: молодёжь, самореализация, жизненные стратегии, виды самореализации.
Key words: youth, self-realization, life strategies, types of self-realization.
В современном мире потребность человека в самоактуализации и самореализации становится одной из важнейших. Изучение процесса самореализации молодёжи является наиболее актуальным в настоящее время, в силу того, что молодые люди более предприимчивы к изменяющимся условиям и выбор ими жизненных стратегий вызывает особую заинтересованность научного сообщества.
Изначально, процесс самореализации личности рассматривался в философии и психологии. Исследования в области психологии позволили сделать выводы о том, что прохождение успешной
самореализации является одним из условий психологического благополучия человека и его психологической удовлетворённости.
По Коростылевой, «самореализация личности - это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [4].
Несмотря на растущий интерес к проблеме самореализации, исследовать данный процесс довольно-таки сложно, так как отсутствует единая концепция методологии, что в свою очередь вызывает ряд затруднений.
В нашем исследовании главным методом сбора данных было анкетирование региональной молодёжи в возрасте от 15 до 34 лет в форме онлайн-опроса. Анкета разрабатывалась с помощью Google Forms. Проведённое исследование помогло выявить стратегии самореализации городской и сельской молодёжи, приоритетные виды и сферы реализации способностей и навыков, а также возможности и условия протекания этого процесса.
Жизненные стратегии самореализации находят своё отражение в целях человека. Ответы респондентов на вопрос «Определите наиболее приоритетные для Вас жизненные цели» позволили определить топ 5 ведущих ценностей молодёжи. На первом месте оказалось достижение материального благополучия (21,6%), затем добиться успеха в жизни (17,2%), создание крепкой семьи (16,2%), построение карьеры (13,2%) и реализация способностей (10,4%) (см. Рисунок 1).
обрести свободу и независимость добиться успеха в жизни получение высшего образования выстраивание эффективной коммуникации реализация способностей открытие собственного бизнеса достижение материального благополучия построение карьеры воспитание более чем одного ребёнка создание крепкой семьи
I 2,7 2,1
4,7
10,4
17,2
13,2
16,2
10
15
21,6
20
25
8
0
5
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Определите наиболее приоритетные для Вас жизненные цели»
Таким образом, можно сделать вывод о том, что региональной молодёжи ближе всего экономические стратегии, семейные, карьерные и образовательные. При этом отмечаются несущественные различия выбора между городскими молодыми людьми и сельскими. Сельская молодёжь больше ориентирована на создание крепкой семьи и воспитании более чем одного ребёнка, когда для городских жителей достижение материального благополучия и построение карьеры является более приоритетными.
Для большинства опрошенных, понятие «жизненный успех» связывается с отсутствием материальных проблем (22,7%), семейным счастьем (17,3%), интересной работой (15,8%), крепким здоровьем (11,5%) и неограниченной свободой (8,7%) (см. Рисунок 2).
честно прожитая жизнь 4,4
достижение славы, популярности 1,3
уважение со стороны окружающих 5,8
прохождение самореализации ш 6,3
власть 0,9
интересная работа
15,8
отсутствие материальных проблем
22,
неограниченная свобода (быть самому. 8 ,7
крепкое здоровье
11,5
богатство 5,2
семейное счастье
17,3
0 5 10 15 20 25
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Что для Вас означает понятие «жизненный успех»?»
Примечательно, что уважение со стороны окружающих, честно прожитая жизнь, богатство, достижение славы и популярности, власть для молодёжи не являются критериями жизненного успеха.
Респонденты считают, что возможность в достижении успеха зависит от готовности развиваться, расти над собой (26,6%), от качества образования, знаний и навыков (24,8%), от наличия нужных связей и знакомств (15,4%) (см. Рисунок 3).
от того, способен ли человек "выйти из... от целеустремлённости и трудолюбия от материальных возможностей от наличия нужных связей, знакомств от успешного замужества (женитьбы) от места проживания от готовности развиваться, расти над собой
от везения от состояния здоровья от выбранной специальности от качества образования, знаний, навыков
0,1 0,3
2,2
2,5
9,3
15,4
0
10
15
20
26,6
24,8
25
30
8
5
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «На Ваш взгляд от чего зависит возможность жизненного
успеха?»
Это может говорить о том, что для молодых людей важно получить образование и обрести нужные навыки, которые необходимы для прохождения процесса самопознания и саморазвития. Составляющие жизненного успеха ещё раз подтверждают выбор молодёжью жизненных приоритетов и стратегий.
Также обладание волевыми качествами личности во многом определяют направленность процесса и успешность в достижении целей. Такими базовыми качествами можно считать: целеустремлённость, трудолюбие, решительность, ответственность и инициативность. То есть, если человек обладает этими качествами, то шансы на успех могут возрасти, но при этом, не дают никакой гарантии. Ведь всё зависит от личных стремлений и желаний.
Абсолютное большинство респондентов отмечает, что прохождение самореализации для них важно (см. Рисунок 4).
0 г0,2
21 6,5 22,2 ■ совсем не важна ■ не очень важна ■ не важна важна в средней степени ■ важна
31,8 18,3 ■ очень важна ■ крайне важна
Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «На сколько для Вас важна самореализация?»
Что свидетельствует о том, что молодые люди готовы и стремятся к реализации своих способностей и талантов, чтобы самоактуализировать себя как личность и найти своё место в жизни.
Следующий вопрос был направлен на определение интересующих отраслей и сфер реализации молодого поколения. В распределении ответов на этот вопрос, можно наблюдать следующую картину: больше всего молодёжь интересует предпринимательство (25,1%), затем общественные организации (16,5%), наука и образование (14,8%), спорт (11,7%). Наименее популярными сферами оказались: государственное и муниципальное управление (7,1%), сельское хозяйство (5,3%), шоу-бизнес (3,4%), политика (2,5%) и военная служба (1,9%). Также респондентами были указаны отрасли: творчество, культура, психология, кино и другие (см. Рисунок 5).
затрудняюсь ответить кино культура работа с текстами психология работа на самого себя творчество и искусство политика
сельское хозяйство, фермерство предпринимательство спорт военная служба
0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,4 0,2 0,2
0,1
2,8
2,5
3,4
1,9
7,2
7,1
5,3
11,7
14,8
16,5
25,1
10
15
20
25
30
0
5
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «В каких отраслях Вы бы хотели реализовать себя?» Необходимо отметить, что 7,2% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Это может говорить
о том, что жизненные цели у этой доли молодёжи до конца не сформированы, вследствие чего, решение о сфере
реализации своих способностей принять достаточно трудно.
Говоря о различиях в выборе отраслей, стоит обратить внимание на то, что сфера предпринимательства привлекает почти равное количество, как городской молодёжи, так и сельской (46,7% и 44,2%). И это вполне объяснимо, так как на сегодняшний день федеральные и региональные власти оказывают большую поддержку молодёжному предпринимательству, что не может не мотивировать на открытие собственного бизнеса. Наибольшую разницу в ответах можно увидеть относительно следующих отраслей: спорт, наука и образование, шоу-бизнес, государственное и муниципальное управление, политика (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «В каких отраслях Вы бы хотели реализовать себя?» в __зависимости от типа населённого пункта
Укажите тип населенного пункта, в котором Вы проживаете: В каких отраслях Вы бы хотели реализовать себя:
военная служба; общественные организации; спорт; наука и образование; предпринимательст во; шоу-бизнес; сельское хозяйство, фермерство; государственное и муниципальное управление; политика; затрудняюсь ответить
город - областной центр; 3,0 31,7 22,6 29,7 46,7 6,4 10,2 10,0 5,0 13,6
сельское поселение 7,7 34,6 28,8 34,6 44,2 1,9 11,5 30,8 1,9 9,6
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что молодые люди в первую очередь стремятся себя реализовать в профессиональном виде самореализации, и после в остальных, путём нахождения привлекательной для себя сферы деятельности. Но все виды, так или иначе, взаимосвязаны друг с другом, просто человек отдаёт предпочтение тому, что ближе его навыкам.
Большинство опрошенных пришли к выводу о том, что в Белгородской области у молодёжи достаточно условий и возможностей для того, что реализовать себя, даже, несмотря на некоторые трудности. При этом 14,3% считают, что только малая часть молодых людей реализует собственный потенциал, а 3,5% вовсе говорят о том, что практически нет никаких возможностей (см. Рисунок 6).
30,3
■ да, молодежь может себя полностью реализовать, где только пожелает
■ скорее да, молодежь может себя реализовать, несмотря на некоторые трудности
■ скорее нет, только малая часть молодежи может себя реализовать
■ нет, для молодежи практически нет никаких возможностей для самореализации
■ затрудняюсь ответить
Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «Достаточно ли в Белгородской области у молодёжи
возможностей и условий для самореализации?» Доля сельской молодёжи больше склонна к варианту ответа «скорее да, молодёжь может себя
реализовать, несмотря на некоторые трудности», когда городская молодёжь уверена, что эти возможности
предоставлены в большом количестве. Это может свидетельствовать о разнице условий процесса
самореализации, которые находятся в городской и сельской местности. И в большинстве своём связано это с
инфраструктурой населённого пункта. В городе сосредоточено наибольшее количество социально-значимых объектов, которые способствуют саморазвитию личности. В то время как в сёле основным таким учреждением является школа. Именно здесь перед молодёжью открываются все перспективы к самоопределению. То есть основными условиями процесса самореализации можно назвать: внутреннюю мотивацию человека, его волевые качества и социокультурную среду, в которой предоставлены возможности для развития способностей и талантов.
Выборочная совокупность при доверительном интервале в 95% и ошибке выборки 4,5 составила 600 человек (548 молодёжь г. Белгорода и 52 Соколовского сельского поселения). Среди опрошенных 52,2% женщины и 47,8% мужчины (см. Рисунок 7).
Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос: «Укажите Ваш пол»
Распределение возрастных категорий респондентов: 17,8% - в возрасте от 15 до 19 лет, 18,2% - 20-24 года, 27,7% - от 25 до 29 лет, 36,3% - 30-34 года (см. Рисунок 8).
Рисунок 8. Распределение ответов на вопрос: «Укажите Ваш возраст»
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Для региональной молодёжи основными стратегиями самореализации являются экономические, семейные, карьерные и образовательные. Существенных различий в выборе жизненных целей обнаружить не удалось. Молодое поколение, вне зависимости от типа населённого пункта, показало единство ценностей и традиционные взгляды;
2. Наибольшая часть респондентов видят профессиональную реализацию в предпринимательской деятельности;
3. Место проживания во многом определяет направленность и успешность процесса самореализации. Было установлено различие возможностей города и села. Инфраструктура сельской местности неспособна предоставить большое количество условий, в силу развитости своей территории.
Список используемой литературы:
1. Галажинский, Э.В. Системная детерминация самореализации личности [Текст] / Э.В. Галажинский // дисс. ... доктора психол. наук. - Томск, 2012. - 320 с.
2. Ельникова, Г.А. Типология жизненных стратегий молодежи [Текст] / Г.А. Ельникова, З.В. Михайловская // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2018. - № 2(31). - С. 33-37.
3. Киртянова, С.Г. Факторы, способствующие самореализации личности [Текст] / С.Г. Киртянова // Вестник магистратуры. - 2016. - № 1(52). - С. 68-69.
4. Коростылева, Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке [Текст] / Л.А. Коростылева; под ред. А.А. Крылова // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Издательство С. - Петербургского университета, - 1997. - 49 с.
5. Печеркина, А. А. Личностно-профессиональная самореализация: анализ исследований отечественных и зарубежных авторов [Текст] / А. А. Печеркина, К. Д. Катькало // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 1. - С. 88-95.