Научная статья на тему 'ДОСУГ МОЛОДЁЖИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ'

ДОСУГ МОЛОДЁЖИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1777
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ДОСУГ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бояк Татьяна Николаевна

Введение. Научная статья посвящена осмыслению некоторых вопросов, связанных с содержанием, организацией досуга молодёжи и возможностями его совершенствования в современных реалиях. Материалы и методы. Положения статьи опираются на результаты анкетирования сельской молодёжи Бурятии, проведённого автором в 2019-2020 годах. Результаты исследования. В научной статье подчёркивается существенная роль досуга в социализации, самореализации молодёжи. Выделяются некоторые характерные черты в сфере досуга молодого поколения: ориентация на индивидуализированные, внеинституциональные виды досуга; повышение значимости в сознании группы ценности здорового образа жизни и ориентации на занятия физкультурой, фитнесом в свободное от учёбы / работы время; преобладание в институциональном досуге большой части молодёжи установок на потребление культурных ценностей, слабо выраженное проявление инициативы, созидательно-творческих потребностей. Заключение. Предлагаются некоторые меры, способствующие повышению качества досуга молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH LEISURE AND THE POSSIBILITIES OF ITS ENHANCEMENT IN A MODERN SOCIO-CULTURAL CONTEXT

Introduction. The paper is devoted to comprehending some issues related to the youth leisure content, organization, and possibilities of its enhancement in modern realities. Materials and methods. The study presented in the paper relies on the survey of rural youthin Buryatia, which was conducted in 2019-2020 and employed the method of questioning. The research results. The findings emphasize the significant role of leisure in the socialization and self-realization of youth. Some characteristic features of leisure activities of the young generation are highlighted. These are orientating towards individualized, non-institutional types of leisure; raising the awareness of the value of the healthy lifestyle in the group consciousness with the focus on physical education classes and fitness in the free time; prevalent mindset toward consumption of cultural values in the institutional leisure of the majority of young people; showing less initiative and fewer creative e orts. Conclusion. The paper proposes some measures to improve the quality of youth leisure.

Текст научной работы на тему «ДОСУГ МОЛОДЁЖИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 379.8

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-446-453

Оригинальная статья

Досуг молодёжи и возможности его совершенствования в современных социально-культурных условиях

Т. Н. Бояк

Восточно-Сибирский государственный институт культуры, г. Улан-Удэ [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7989-4339

Аннотация. Введение. Научная статья посвящена осмыслению некоторых вопросов, связанных с содержанием, организацией досуга молодёжи и возможностями его совершенствования в современных реалиях.

Материалы и методы. Положения статьи опираются на результаты анкетирования сельской молодёжи Бурятии, проведённого автором в 2019-2020 годах. Результаты исследования. В научной статье подчёркивается существенная роль досуга в социализации, самореализации молодёжи. Выделяются

некоторые характерные черты в сфере досуга молодого поколения: ориентация на индивидуализированные, внеинституциональные виды досуга; повышение значимости в сознании группы ценности здорового образа жизни и ориентации на занятия физкультурой, фитнесом в свободное от учёбы /работы время; преобладание в институциональном досуге большой части молодёжи установок на потребление культурных ценностей, слабо выраженное проявление инициативы, созидательно-творческих потребностей.

Заключение. Предлагаются некоторые меры, способствующие повышению качества досуга молодёжи.

Ключевые слова: молодёжь, досуг, социализация, ценности, культура, воспитание, учреждения культуры, организация досуга

Для цитирования: Бояк Т. Н. Досуг молодёжи и возможности его совершенствования в современных социально-культурных условиях // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С.446-453. Б01: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-446-453

Youth Leisure and the Possibilities of its Enhancement in a Modern Socio-Cultural Context

Tatiana N. Boiak

East Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-7989-4339

Abstract. Introduction. The paper is devoted to comprehending some issues related to the youth leisure content, organization, and possibilities of its enhancement in modern realities. Materials and methods. The study presented in the paper relies on the survey of rural youth

© Бояк Т. Н.

446 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 446-453

in Buryatia, which was conducted in 2019-2020 and employed the method of questioning. The research results. The findings emphasize the significant role of leisure in the socialization and self-realization of youth. Some characteristic features of leisure activities of the young generation are highlighted. These are orientating towards individualized, non-institutional types of leisure; raising the awareness of the value of the healthy lifestyle in the group consciousness with the focus on physical education classes andfitness in the free time; prevalent mindset toward consumption of cultural values in the institutional leisure of the majority of young people; showing less initiative and fewer creative efforts. Conclusion. The paper proposes some measures to improve the quality of youth leisure.

Keywords: youth, leisure, socialization, values, culture, upbringing, institutions of culture, leisure organization

For citation: Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2021; 15(4): 446-453. (In Russ.). DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-446-453

Введение

Молодёжный возраст - это период интенсивного личностного развития, стремления утвердится, проявить себя. Характер проявления молодёжи как субъекта социума прямо зависит от того, насколько благоприятны объективно существующие условия для формирования системы ценностей группы. Досуг имеет важнейшее значение в процессах социализации, самореализации личности, поэтому вопросы его содержания, организации нуждаются в регулярном исследовании со стороны науки, серьёзном внимании со стороны государства, учреждений образования, культуры. Данное обстоятельство определило обращение автора к теме статьи.

Материалы и методы

Данная статья основана на анализе материалов статистики, научной литературы, а также результатов социологического исследования, проведённого лично автором в 2019-2020 годах среди сельской молодёжи Бурятии (методом анкетирования опрошено 615 респондентов). Цель социологического исследования заключалась в выявлении формирования и содержания ценностных ориентаций группы, в том числе в сфере досуга. Ведущие задачи были направлены на определение:

1) характера влияния объективных, субъективных факторов, институтов социализации на становление ценностей группы;

2) содержания ценностей молодых сельчан в единстве сознания и поведения по основным сферам её жизни: семья, работа, досуг, и др.;

3) актуальных проблем, задач и путей их решения в контексте ценностей группы.

В рамках данной статьи освещён один из аспектов проведённого нами социологического исследования, связанный с молодёжным досугом как ценностью. Исходя из доминантной роли объективных факторов целью статьи является рассмотрение некоторых аспектов досуга молодёжи и возможностей его совершенствования в современных социально-культурных реалиях. Задачи статьи: 1) обосновать значимость досуга в социализации, самореализации молодёжи; 2) выделить, раскрыть характерные черты, проблемы и их причины в досуге исследуемой группы; 3) предложить меры, направленные на повышение качества досуга молодого поколения.

Результаты исследования

Анализ результатов нашего исследования, а также исследований, представленных в научных публикациях других учёных, позволяет заметить некоторые характерные черты в сфере досуга молодого поколения:

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

447

- ориентация на индивидуализированные, внеинституциональные виды досуга.

К примеру, основными досуговыми занятиями опрошенной нами в 2019-2020 годах сельской молодёжи Бурятии являются: общение с друзьями - 62,1 %, общение в Интернете - 57,6 %, прогулки - 40,0 %. Незначительную долю составляют предпочитающие посещать учреждения культуры - 18,5 %, заниматься общественной деятельностью - 12,2 %, ещё меньшую те, кто состоит в общественных / политических объединениях, - 2,9 %. Ориентация на внеинституциональный досуг характерна и для опрошенной нами в 2016 году студенческой молодёжи [1, с. 311].

В научной статье В. И. Филоненко, Л. А. Штомпель, О. М. Штомпель, посвящённой анализу культурно-досуговых предпочтений российских студентов, также отмечается, что в досуге группы «всё большее значение приобретают индивидуализированные формы общения в ущерб общим и коллективным формам его проведения <.. .> просматривается наметившаяся эскапистская тенденция, связанная с желанием «отгородиться» от общества и его проблем <.> 91,7 % студентов Ростовской области не являются членами каких-либо городских общественных, творческих, любительских объединений» [2, с. 73-74].

Данная тенденция (ориентации молодёжи на индивидуализированные, внеинститу-циональные виды досуга) обусловлена, на наш взгляд, рядом причин:

1. Процессы распространения в обществе индивидуалистических установок, нивелирования ценностей коллективизма, общего блага. Среди опрошенной нами сельской молодёжи Бурятии только 14,6 % ценят в людях такое качество, как коллективизм. Лишь 12,5 % респондентов связывают личное счастье с жизнью на благо Родины. Индивидуализации сознания молодого поколения в определённой мере способствуют и современные рыночные реалии общества (под влиянием которых «на первый план выходят индивидуальные формы организации труда, индивидуальные способы мотивации и стимулирования труда, которые <....> нередко приходят в противоречие с принципами кооперации труда» [3, с. 42]) и интернетизация.

Интернет - неотъемлемая часть, ведущая слагаемая досуга современного молодого поколения. Данные опроса, представленные в научной статье Ю. В. Асочакова, Е. С. Богомягковой, В. Д. Иванова, показывают, что доля ежедневно пользующихся Всемирной сетью составляет, по ответам респондентов, - выше 80 %. Авторы отмечают тенденцию увеличения активных пользователей Интернета, а также включённость в сетевые структуры на базе Интернета как показатель наполненности жизни индивида [4, с. 77]. Действительно, жизнь современного человека сегодня немыслима без сети «Интернет». Широкое поле интернет-пространства привлекает молодых людей возможностью получения практически любой интересующей информации, пополнения знаний, приобщения к культурным ценностям. В этом смысле Интернет открывает благоприятные возможности для всестороннего саморазвития, самообразования. Он привлекателен для молодёжи и как средство неформального виртуального общения. Здесь есть как преимущества, так и риски, проблемы. Неформальность, а часто и анонимность (создание вымышленных образов в сети) раскрепощает, позволяет общаться свободно, «без ограничений». Возникающая иллюзия полноценной коммуникации воодушевляет, вдохновляет, позволяет ощущать собственную значимость «для других», избавляться от чувства одиночества, обсуждать сокровенные вопросы. Однако виртуальное взаимодействие не в состоянии заменить реальное, поэтому в результате возникающее чувство одиночества (которое свойственно в силу психологических особенностей возраста испытывать части молодёжи) только усиливается. При этом не развиваются должным образом навыки общения с людьми в реальном мире, коммуникативная, нравственная культура. Происходит ещё большее отдаление личности от общества, углубляется индивидуализм, замкнутость. Неоднозначность влияния

448 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 446-453

интернет-пространства на личность отмечают в своих трудах также М. С. Чванова, М. С. Анурьева, И. А. Киселева [5, с. 30], Е. А. Шаповал [6, с. 170, 176] и др.

В этой связи представляется важной в современных реалиях задача формирования культуры пользования Интернетом, в том числе и средствами социально-культурной деятельности. Это позволит снизить остроту проблемы интернет-зависимости, индивидуализации, изолированности, отчуждённости, агрессии в обществе, уменьшит риски попадания личности под деструктивное влияние (которое может в разных формах содержаться в интернет-пространстве).

2. Недостаток финансовых средств молодёжи на проведение активного, институционального досуга. Так, для 35,9 % опрошенных нами молодых сельчан отсутствие денежных средств - причина, препятствующая плодотворному провождению свободного времени. Результаты исследований других учёных также свидетельствуют о том, что многие респонденты «не имеют достаточно средств для организации свободного времени в соответствии со своими потребностями (52 % студентов и 68 % людей старших возрастов) [7, с. 9]». Финансовое положение представителей значительной части молодёжной группы (обучающаяся молодёжь, только начинающие трудовую деятельность, неработающие) не является достаточно устойчивым. Данное обстоятельство актуализирует задачу предоставления молодёжи более широких возможностей для доступа к культурным ценностям в рамках институционального досуга. Важным шагом поддержки в этом смысле является пример успешно реализующейся сегодня программы «Пушкинская карта». Думается, что подобные проекты нуждаются в дальнейшем развитии. Это способствует задачам приобщения молодёжи к ценностно-содержательному институциональному досугу.

3. Ориентация, прежде всего, на ценности материального благополучия, поэтому и на трудовую деятельность, являющуюся его источником. В одной из научных публикаций в связи с этим отмечается: «... для россиян свободное время является гораздо менее ценной сферой жизни, чем трудовая деятельность, и поэтому очень часто приносится в жертву работе, выступающей источником заработка и материального достатка <...> лишь единицы готовы сократить свой доход, для того чтобы увеличить время для отдыха и любимых занятий» [8, с. 166]. Данная ориентация определяется как повышением в обществе значимости утилитарных ценностей, так и в ряде случаев низкими доходами от трудовой деятельности молодых людей и их семей. В связи с этим молодые люди подчас находят дополнительные заработки (подработки) или вынуждены совмещать обучение в профессиональных учебных заведениях с работой (из-за низкого уровня доходов в семье). Это снижает объём свободного времени личности, её ориентацию на институциональный досуг в связи с возникающей из-за перегруженности психофизиологической усталостью;

- повышение значимости для молодёжи, прежде всего, на уровне сознания, ценности здорового образа жизни и, соответственно, ориентации на занятия физкультурой, фитнесом в свободное от учёбы/ работы время.

Так, 71,9 % от числа опрошенных нами молодых сельчан убеждены в том, что важно вести здоровый образ жизни. Если в 2016 году численность молодых людей Бурятии (15-29 лет), занимающися в физкультурно-оздоровительных клубах, секциях, группах, составляла 115 996 человек, то в 2019 году - 126 284 [6, с. 59]. При том, что численность молодежи и её доля в составе населения Республики ежегодно сокращается [9, с. 10-11]. Процессы актуализации в российском обществе культуры здорового образа жизни, строительства новых современных спортивных клубов, комплексов, государственной поддержки развития спорта оказали позитивное влияние на сознание молодого поколения - способствовали формированию понимания важности здоровья, здорового образа жизни.

В научной статье «Культурно-досуговые предпочтения российских студентов в

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

449

трансформирующемся обществе» отмечается: «...идея здорового образа жизни завоёвывает всё больше сторонников в среде студенчества (24,2 % - в 2006 г., 35,5 % - в 2011 г., 55,3 % - в 2016 г.) [3, с. 74].

Вместе с тем есть ещё некоторые проблемы, связанные с тем, что осознание важности ценности здорового образа жизни не вполне объективируется в реальной практике части молодёжи. Например, если доля признающих важность ведения здорового образа жизни составляет 71,9 % от числа опрошенных нами молодых сельчан, то доля ведущих здоровый образ жизни меньше - 51,9 %. Данное обстоятельство требует поиска эффективных средств, методов работы с молодёжью по приобщению её к ценностям здорового образа жизни. Анализ разнообразных путей решения этой задачи находит отражение во многих публикациях учёных. Например, С. Т. Чесебиева, М. М. Удычак отмечают необходимость совершенствования образовательного процесса, повышения интереса молодых людей к занятиям по физической культуре, преодоления формального подхода к проведению спортивных мероприятий [10, с. 126].

Существенным потенциалом обладает и социально-культурная деятельность; - преобладание в институциональной досуговой самореализации большой части молодёжи установок на потребление культурных ценностей, слабо выраженное проявление инициативы, созидательно-творческих потребностей.

Данные, представленные в нижеприведённой таблице, показывают, что опрошенная нами в 2019-2020 гг. сельская молодёжь Бурятии испытывает интерес к социально и культурно значимым мероприятиям, однако хотела бы принять участие в них преимущественно как слушатель / зритель (получатель информации). Доля желающих выступить в качестве организаторов, активных участников мероприятий меньше доли той молодёжи, которая хотела бы принять участие в них в качестве получателя информации.

Таблица

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Хотели бы Вы принять участие в мероприятиях?» (в %)

Table

Distribution of respondents' answers to the question: "Would you like to take part in the events?" (in %)

Название мероприятия Хотел(а) Хотел(а) бы Не Доля

бы выступить хотел(а) ре-

принять в числе ор- бы спон-

участие в ганизаторов участво- дентов,

качестве и принять вать, не от-

получате- активное так как ветив-

ля инфор- участие в меня это ших на

мации этом меро- не инте- вопрос

приятии ресует

Мероприятия, акции, проводимые по 55,1 17,9 26,2 0,8

проблемам патриотизма молодёжи

Культурно-досуговые, зрелищные, 54 29,9 15,9 0,2

развлекательные молодежные

мероприятия (села, региона)

Мероприятия, проводимые для 50,9 13,6 35,3 0,2

решения социальных, экономических

проблем

Мероприятия, направленные на 54,8 25,5 19,2 0,5

решение экологических проблем

450 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 446-453

Мероприятия, направленные на формирование нравственной культуры 59 21,5 19,2 0,3

молодого поколения

Мероприятия, направленные на 57,7 19 22,6 0,7

решение проблем, связанных с

сохранением национальных культур в современном обществе

Мероприятия, направленные на 58,7 17,7 22,4 1,2

повышение уровня толерантности

молодого поколения в сфере

межнациональных отношении

Мероприятия по здоровому образу 54,5 33 12 0,5

жизни молодежи

Мероприятия по формированию 56,7 17,1 25,7 0,5

правовой культуры молодёжи, проблемам гражданского общества

Заключение

В свете вышеизложенного со стороны институтов социализации личности представляется важным поиск и внедрение эффективных технологий, средств работы с молодёжью, способных снизить потребительские установки группы в отношении культурно-досуговых ценностей, повысить уровень её инициативности, социальной созидательно-творческой активности.

Реализация продуманной социально-культурной деятельности здесь имеет значимую роль.

На наш взгляд, повышению качества досуга молодёжи и решению вышеобозначен-ных проблем, задач могут способствовать следующие меры:

- проявление сотрудниками учреждений культуры, работающими с молодёжью, большей креативности. Необходим учёт культурных потребностей, интересов группы, продуманный подход к организации мероприятий на основе знаний социально-психологических, возрастных особенностей поколения;

- углубление работы институтов социализации личности по формированию качеств социальной активности, инициативности, коллективизма, потребностей в институциональном досуге;

- организация досуговых мероприятий для молодёжи на качественно высоком современном уровне, с применением новых технологий, отвечающих требованиям времени;

- развитие практики привлечения к организации и проведению мероприятий самой молодёжи: лидеров, представителей общественных объединений, инициатив;

- повышение эффективности учреждений культуры в работе с талантливой молодёжью, в выявлении и поддержке лидеров в её среде;

- осуществление грамотной проектной деятельности досуговыми учреждениями, развитие практики разработки и реализации грантовых проектов для молодёжи, способных существенно улучшить качество, уровень проводимых мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список источников

1. Бояк Т. Н. Ценностные ориентации молодежи: реализация в современных условиях // Народонаселение Сибири и Дальнего Востока: проблемы сбережения и разви-

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

451

тия: материалы XIII Международной научной конференции «Байкальская встреча» / научный редактор К. А. Багаева. Улан-Удэ : 23-25 июня 2021 г. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та и. Д. Банзарова, 2021. С. 272-279.

2. Филоненко В. И., Штомпель Л. А., Штомпель О. М. Культурно-досуговые предпочтения российских студентов в трансформирующемся обществе // Власть. 2017. Т. 25. № 11. С. 70-78.

3. Кох И. А., Девитьяров Р. С. Социализация личности: индивидуализм и коллективизм как ориентиры трансформируемого общества // SIBERIAN SOCIUM. 2020. Т. 4. № 1(11). С. 33-47.

4. Асочаков Ю. В., Богомягкова Е. С., Иванов Д. В. Новое измерение социального развития: активность и креативность в интернет-коммуникациях // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 75-86.

5. Чванова М. С., Анурьева М. С., Киселева И. А. Влияние Интернета на социализацию молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 23-36.

6. Шаповал Е. А. Влияние Интернет-сетей на виртуальную социализацию молодежи и формирование ценностных ориентиров современной молодежи в РФ. // Социоди-намика. 2019. № 12. С. 170-177. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.12.31203

7. Копотева А. В., Шилов В. В. Свободное время как важнейший параметр качества жизни: по результатам социологического опроса // Дискуссия. 2019. № 3. Вып. 94. С. 6-15. DOI 10.24411/2077-7639-2019-10027

8. Козырева П. М., Низамова А. Э., Смирнов А. И. Потребление и досуг молодежи в России // Россия и Китай: молодежь XXI века : монография / отв. редакторы М. К. Горшков, Ли Чунлинь, З. Т. Голенкова, П. М. Козырева. М. : Новый хронограф, 2014. С. 149-169.

9. Молодежь Бурятии : статистический сборник. Улан-Удэ : Бурятстат, 2020. 63 с.

10. Чесебиева С. Т., Удычак М. М. Мотивация формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 4. С. 122-126.

References

1. Boyak T. N. Tsennostnye orientatsii molodezhi: realizatsiya v sovremennykh uslovi-yakh [Value orientations of the youth: implementation in modern conditions]/ Narodonasele-nie Sibiri i Dal'nego Vostoka: problemy sberezheniya i razvitiya: materialy XIII Mezhdun-arodnoj nauchnoj konferentsii «Bajkal'skaya vstrecha» [Population of Siberia and the Far East: problems of saving and development: proceedings of the XIII International scientific conference «The Baikal meeting»]/nauchny redaktor K. A. Bagaeva [scientific editor K.A. Bagaeva]. Ulan-Ude: 23-25 iyunya, 2021. Ulan-Ude: Izd-vo Buryat. gos. un-ta i. D. Ban-zarova, [Ulan-Ude: Publishing House of D. Banzarov Buryat State University] 2021. pp. 272-279.

2. Filonenko V. I., Shtompel' L. A., Shtompel' O. M. Kul'turno-dosugovye predpocht-eniya rossijskikh studentov v transformiruyushchemsya obshchestve [Cultural leisure preferences of the Russian students in the transforming society] // Vlast' [Power]. 2017. vol. 25. No. 11. pp. 70-78.

3. Kokh I. A., Devit'yarov R. S. Socializatsiya lichnosti: individualizm i kollektivizm kak orientiry transformiruemogo obshchestva [Socialization of personality: individualism and collectivism as benchmarks of society under transformation]/ SIBERIAN SOCIUM. 2020. vol. 4. No. 1(11). pp. 33-47.

4. Asochakov Yu. V, Bogomyagkova E. S., Ivanov D. V. Novoe izmerenie sotsial'nogo razvitiya: aktivnost' i kreativnost' v internet-kommunikatsiyakh [New dimension of the so-

452 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 446-453

cial development: activity and creativity in the Internet communications]'//Sotsiologicheskie issledovaniya. [SociologicalResearch]. 2021. No.l. pp. 75-86.

5. Chvanova M. S., Anur'eva M. S., Kiseleva I. A. Vliyanie Interneta na sotsializatsi-yu molodezhi [The Internet influence on the youth socialization] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov university, Humanities Series]. 2017. vol. 22. Iss. 5 (169). pp. 23-36.

6. Shapoval E. A. Vliyanie Internet-setej na virtual'nuyu socializatsiyu molodezhi i formirovanie tsennostnykh orientirov sovremennoj molodezhi v RF. [The influence of the Internet networks on the youth virtual socialization and formation of value orientations of the modern youth in the RF] // Sotsiodinamika [Sociodynamics]. 2019. No. 12. pp. 170-177. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.12.31203

7. Kopoteva A. V., Shilov V. V. Svobodnoe vremya kak vazhnejshij parametr kachestva zhizni: po rezul'tatam sotsiologicheskogo oprosa [Free time as an important parameter of life quality: the sociological poll results]// Diskussiya. [Discussion]. 2019. No. 3. Iss. 94. pp. 6-15. DOI: 10.24411/2077-7639-2019-10027

8. Kozyreva P. M., Nizamova A. E., Smirnov A. I. Potreblenie i dosug molodezhi v Ros-sii [Consumption and leisure of youth in Russia] // Rossiya i Kitaj: molodezh' XXI veka: monografiya [Russia and China: the youth of the XXI century: monograph]/ ed. by M. K. Gorshkov, Li Chunlin', Z. T. Golenkova, P. M. Kozyreva. M.: Novyj Khronograf [New chronograph Publishers], 2014. P. 149-169.

9. Molodezh' Buryatii : statisticheskij sbornik [The youth of Buryatia. Statistical collection]. Ulan-Ude: Buryatstat, 2020. 63 p.

10. Chesebieva S. T., Udychak M. M. Motivatsiya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni u studencheskoj molodezhi [Motivating healthy life style of the student youth] // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Maikop State University of Technology] 2014. No. 4. pp. 122-126.

Статья поступила в редакцию 29.10.2021, одобрена после рецензирования 06.12.2021, принята к публикации 08.12.2021.

Татьяна Николаевна Бояк

доктор социологических наук, доцент, профессор

Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

тел.: +7 (3012)233326

Tatiana N. Boiak

Doctor of Sciences (Sociology), Associate Professor, Professor

East Siberian State Institute of Culture

1 Tereshkova St, Ulan-Ude, Russia, 670031

Tel.: +7 (3012)233326

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

453

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.