Научная статья на тему 'Стратегии развития урбанизированных территорий: кампусные модели как средство управления региональным развитием'

Стратегии развития урбанизированных территорий: кампусные модели как средство управления региональным развитием Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
867
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новый город / урбанизированная территория / кампус / моделирование / городское планирование / Экология / Устойчивое развитие / технологическая и социальная безопасность

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пучков Максим Викторович

В статье рассмотрена проблема урбанизации новых территорий и способы борьбы с «вызовами» современных городов при помощи принципов «кампусных» градостроительных моделей. Анализируются концепции территориального планирования и формирования новых городов в развивающихся экономиках в Южной Корее и ОАЭ. Урбанистическое моделирование создания региональных центров-поселений на основе «кампусных» моделей и реконструкция городов, вписанные в схему стратегического развития страны, становятся эффективным инструментом управления территориями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития урбанизированных территорий: кампусные модели как средство управления региональным развитием»

УДК 72.01 Пучков М. В.

Стратегии развития урбанизированных территорий: кампусные модели как средство управления региональным развитием

В статье рассмотрена проблема урбанизации новых территорий и способы борьбы с «вызовами» современных городов при помощи принципов «кампусных» градостроительных моделей. Анализируются концепции территориального планирования и формирования новых городов в развивающихся экономиках - в Южной Корее и ОАЭ. Урбанистическое моделирование создания региональных центров-поселений на основе «кампусных» моделей и реконструкция городов, вписанные в схему стратегического развития страны, становятся эффективным инструментом управления территориями.

Ключевые слова: новый город, урбанизированная территория, кампус, моделирование, городское планирование, экология, устойчивое развитие, технологическая и социальная безопасность.

PUCHKOV M. V

DEVELOPMENT STRATEGY FOR URBAN AREAS: CAMPUS MODELS AS A MEANS OF REGIONAL DEVELOPMENT

This article devoted to the creation of new urban territories and methods of “battle” with modern urban problems with the aid of “campus” model principles. We had analysed some examples of new cities in young economics of South Korea and UAE. Urban modeling of regional habitation centers based on “campus” models and urban reconstructions (included into the urban strategy of the country) could be an effective method of the planningfor the urban territories.

Key words: new city, urbanisation, campus, modeling, urban planning, ecology, sustainable development, technical and social security.

Пучков

Максим Викторович

канд. архитектуры,

доц. УралГАХА

E-mail: maxpouthkov@mail.ru

Для эффективного современного развития России необходима концепция территориального развития урбанизированных территорий, равно как принятие схемы развития территорий с учетом современных тенденций в экономике и социальной жизни. Процессы жизнедеятельности общества сопровождаются возникновением задач, которые можно эффективно решать только в контексте общей концепции пространственного развития территории государства.

С другой стороны, конкретизация концепции пространственного развития в отдельно взятых регионах неизбежно приведет к необходимости решения всего спектра урбанистических задач в масштабах конкретных поселений. В наше время возникают проблемы, отличающиеся от проблем середины и конца ХХ в., не говоря уже о более

раннем времени. Эти проблемы характерны тем, что решать их возможно только комплексно - объединяя экономические, социальные и архитектурные мероприятия. Рассмотрим некоторые приоритетные проблемы и примеры возможностей их решения при формировании современных поселений нового типа.

Первоначально города возникали в наиболее привлекательных местах с точки зрения климата и территориальных особенностей: в устьях рек, на перекрестках торговых путей и т. д. (рис. 1). С течением времени некоторые условия для эффективной урбанизации несколько изменились, и одним из основных факторов стали коммуникационные возможности. Сегодня самыми перспективными с точки зрения освоения являются узлы пересечения социальных, информационных и финансовых потоков, при этом ландшафт

территории часто не является особо важным.

Территориальные схемы развития для страны должны учитывать не только общую геополитическую ситуацию, но и локальные региональные тенденции, корреляция которых создаст эффективное решение, поскольку коммуникационные коридоры и узлы - это социальные и экономические «магниты». Критерием эффективности транспортных коридоров и узлов является соотношение «цена - время достижения».

Проблема эффективности транспортных коммуникаций очень важна для России в силу ее географической протяженности и малых радиусов транспортной доступности. В таких условиях недостаточно нескольких крупных урбанизированных центров. Транспортные коридоры и развитие широтной эффективной транспортной артерии России выглядят перспективными проектами, которые повлияют на рост и развитие городов.

Одними из основополагающих тенденций, влияющих на жизнедеятельность территории, являются тенденции урбанизации и дезурбанизации, представляющие собой взаимосвязанные стадии существования социума. Одни города растут, другие исчезают, и эти процессы непрерывны. При исчезновении постоянной подпитки извне или экономическом кризисе города, особенно небольшие, теряют свою привлекательность и жителей, образуются постиндустриальные антропогенные пустыни.

Это особенно актуально для промышленных городов, причем не только в постсоветском пространстве - такие города есть и в США (Детройт), Англии (Ливерпуль), Германии (Лейпциг). Для предотвращения соци-

альных катастроф в промышленных регионах и при новом строительстве необходимо разрабатывать программы регенерации таких территорий или программы переселения людей и консервации производства. Эта проблема тесно связана с проблемой переселенцев и беженцев, в т. ч. из других государств. В этих условиях многим городам, возможно, приходится или придется «рождаться заново».

Новая угроза терроризма, возникшая всего несколько лет назад, возможно, станет одной из формообразующих сил в формировании ткани города. Трагедии последнего времени в крупных городах продемонстрировали слабые места общественных и жилых зон. Новое строительство, начиная от территориальных схем регионов и заканчивая планировкой и конструктивным расчетом отдельных сооружений, должно опираться на нормативы, учитывающие вероятность теракта и противостоящие ей.

Террористическая безопасность должна решаться, конечно же, в рамках концепции общей безопасности жизни населения, которая опирается в т. ч. и на социальное спокойствие. Конфликты имеют, как правило, экономические причины, но основанием и поводом для их возникновения являются социальные мотивы.

Например, национальные гетто, как и любые другие, опасны в любом урбанистическом образовании - городе, регионе и т. д. Продуманная концепция смешанного поселения с непрерывным контролем социальных процессов на территории - уже не роскошь, а необходимость. Примеры решения таких проблем существуют: в Сингапуре каждый дом и район города имеет строгие процентные нор-

мативы заселения граждан различных национальностей, и превысить эту квоту не имеют право ни владелец недвижимости, ни муниципалитет. Канадский институт урбанизма в Монреале, одном из самых многонациональных городов в мире, проводит исследования по социальным и этническим группам в каждом квартале города и дает на основании них заключения о необходимых мероприятиях для сохранения благоприятного социального климата, предотвращая появление очагов напряженности.

Технологическая безопасность и экологическая ценность территории - не менее важный ресурс, чем полезные ископаемые, который можно эффективно использовать (пример: проект регионального развития Дании, который предполагал мероприятия по искусственному увеличению длины береговой линии самых привлекательных с точки зрения инвестиций территорий, путем создания большего количества заливов и прибрежных искусственных полуостровов) [6].

Феномен волны создания «новых городов» существовал на протяжении всей истории градостроительства и архитектуры при возникновении новых географических, политических или социальных предпосылок для развития этноса и цивилизации. Если рассмотреть современный урбанизм и феномен возникновения новых городов в XXI в., то мы увидим, что эти города возникают уже не по идеологическим или политическим мотивам, как Санкт-Петербург или Бразилиа, а под влиянием экономических и индустриальных факторов. Новые города XXI в. - города с новыми технологиями и, что самое важное, новым социальным и территориаль-

Рисунок 2. Принстон. Генплан города и университета

но-пространственным устройством. Они нацелены на будущее.

Принципы проектирования и строительства этих городов можно сформулировать как пример реализации «кампусной модели». Они характеризуются следующими признаками:

• новая территория, обеспеченная новыми ресурсами;

• единая концепция устойчивого развития;

• единая композиционная схема, предполагающая развитие;

• единый архитектурно-пространственный облик;

• экологичность;

• использование возобновляемых источников энергии;

• многофукцинальность и направленность на создание прочной социальной общности;

• технологическая и социальная безопасность.

Само понятие «кампус» впервые было применено в описании Принстонского университета в Принстоне, США (рис. 2). В переводе с латыни оно означает «поле» или «открытое пространство». Этимология указывает на пространственную «протяженность» территории первых

университетов. В экономике и градостроительстве в конце ХХ в. стало применяться понятие кластера как территориального образования, которое представляет собой относительно автономное целое, обеспечивающее своим жителям полный набор городских функций (жилую, административно-деловую, торгово-развлекательную, рекреационную) [6, 7].

Согласно современным определениям, кампус - кластерный комплекс, включающий в себя учебные, научно-лабораторные, опытно-производственные, общественно-рекреационные и жилые объекты и пространства на единой обособленной территории, принадлежащей одной организации, с преимущественно пешеходной доступностью всех объектов комплекса. Существуют корпоративные, научноисследовательские и университетские кампусы, некоторые из них на протяжении истории уже сыграли роль «градообразующих» урбанистических формирований и катализаторов роста городов (в качестве примеров можно привести города Кембридж, Принстон и др.).

Проекты создания новых городов «кампусного», закрытого типа в пос-

тиндустриальном мире обеспечены свободной территорией, почти всегда богатой какими-либо новыми ресурсами (в отличие от прошлого, эти ресурсы уже не географические или природные, но чаще всего энергетические). Все проекты новых городов характеризуются единой и хорошо проработанной концепцией устойчивого развития, которая охватывает не только композиционные, архитектурные и технологические аспекты, но и социальные.

Стратегия создания и развития градостроительных элементов просчитана на многие десятилетия вперед. Единая композиционная схема, предполагающая развитие и единый архитектурно-пространственный облик изначально заложены в концепцию и стратегию планировочного и архитектурного развития города. Экологичность и использование возобновляемых источников энергии, утилизация отходов изначально заложены в инженерные инфраструктурные решения новых городов. Многофункциональность и создание прочной социальной общности позволяют новому городу существовать как саморазвивающаяся и открытая

Рисунок 3. Нью-Сондо. Модель города

система. Рассмотрим два наиболее ярких примера новых городов, которые развиваются по этой модели.

Город Нью-Сондо в Южной Корее

Площадь города будет составлять 5,57 км2. Строительство обойдется в 25 млрд долларов. Постоянно в нем будут жить 500 тыс. человек [6]. Нью-Сондо располагается в 64 км от Сеула, на берегу моря. Фактически город будет частично стоять на воде - как Венеция, с системой каналов, играющих транспортную, ландшаф-тно-формирующую и образную роль. Чипы RFID 18, беспроводные сети и другие технологии, которые уже применяются в различных сферах человеческой деятельности по всему миру, здесь будут объединены в гигантский комплекс [3].

Насыщенный электроникой город будет к тому же объявлен свободной экономической зоной, с налоговыми стимулами для развития бизнеса и для проживающих в нем. Первая фаза строительства (первый центральный район города) завершена в 2008 г., а полностью город планируется закончить в 2014-2015 гг. При его размерах это впечатляющие сроки (рис. 3).

В центре города будет располагаться огромный выставочный центр с площадью перед ним. Кроме этого, район будет располагать двумя международными школами на 1 200 учащихся, больницей 65 000 м2, правительственным и культурным центрами и театром (рис. 4) [4].

Город характерен, прежде всего, полностью компьютеризированной системой управления городской жизнью, которая будет проверять не только новые транспортные или коммерческие технологии, но и новую среду обитания, новое видение развития городской цивилизации на планете.

Город Масдар в Объединенных Арабских Эмиратах

Масдар (дословно «источник», часто в прессе называемый также Масдар-Сити) - проект будущего города, расположенного в эмирате Абу-Даби Объединенных Арабских Эмиратов. Возведение города инициировано правительством столицы страны Абу-Даби, генеральным под-

Рисунок 4. Центр Нью-Сондо

рядчиком выступает компания Abu Dhabi Future Energy Company, являющаяся дочерним подразделением государственной корпорации Mubadala Development Company [5]. Созданный британской архитектурной компанией «Фостер и партнеры» проект города носит название «Инициатива Масдар» и предполагает возведение первого в мире города, обеспечиваемого солнечной энергией, другими возобновляемыми источниками энергии и имеющего устойчивую экологическую среду с минимальными выбросами углекислого газа в атмосферу и системой полной переработки отходов городской деятельности [6].

Масдар-Сити строится в 17 км к юго-востоку от столицы страны вблизи международного аэропорта Абу-Даби (рис. 5).

Общий бюджет «Инициативы Масдар» определен в 22 млрд долларов США, из них 15 млрд финансируется властями эмирата Абу-Даби, остальные деньги получены из различных источников. Первая фаза строительства завершена в конце 2009 г. сдачей в эксплуатацию жилых и офисных помещений первой очереди строительства. Предполагается, что население города составит от 45 до 50 тыс. человек и еще около 60 тыс. человек будут ежедневно приезжать в Масдар-Сити для работы в более чем 1,5 тыс. предприятий и учреждений города. Эти предприятия главным образом специализируются на разработках в области экологически чистых технологий, производства и реализации связанной с ними продукции и товаров широкого профиля [5].

В городе размещается новый Мас-дарский институт науки и технологий (англ. Masdar Institute of Science and Technology, MIST), работа которого будет тесно связана с Массачусетским технологическим институтом в Бостоне (США). Центром «города-кампуса» и его основным «градообразующим» объектом станет крупный международный научно-исследовательский

центр: Научно-технологичесикй институт Масдара (Masdar Institute of Science and Technology), совместно с институтом из Массачусетса (MIT), является смысловым ядром или основным интеллектуальным центром города Масдар.

Вокруг него планируется и создается город, который станет расширенным кампусом научно-исследовательского центра. Запланировано построить помещения для 1 500 предприятий экологической отрасли и 50 тыс. человек. Для резидентов Масдара будет действовать особый налоговый режим: отсутствие налогов на импорт, а также подоходных налогов для предпринимателей и жителей города, свободный трансферт дохода за границу, обмен валюты без комиссий [4]. Город совмещает в себе признаки исследовательского кампуса, оффшора, технопарка и фешенебельного курорта [6].

В городе полностью запрещен автомобильный транспорт, все пассажирские перевозки планируется организовать посредством систем общего и персонального автоматического транспорта (PRT - Personal Rapid Transit). По сути, автомобили с такой системой общественного транспорта по требованию становятся ненужными. При этом узловые пункты сопряжения с транспортными сетями автодорог и железнодорожных магистралей будут вынесены за пределы города (рис. 6).

Проект «Инициатива Масдар» предполагает строительство высокой стены вокруг всей городской зоны в целях защиты города от горячего пустынного ветра, для обеспечения комфортной среды и технической, а также социальной безопасности внутренней территории. Цель - создание нового экономического сектора ОАЭ вокруг «зеленых» и наукоемких отраслей, привлечение партнеров из-за рубежа, в том числе технологических лидеров, и завоевание мирового лидерства в практическом урбанизме, основанном на экологических технологиях [6].

Заключение

При создании новых городов правительства разных стран все чаще выбирают синергетические модели, начиная от «кампусов», особых экономических зон, тесного взаимодействия с технопарками до «городов-университетов». Будущее городов и урбанизированного образа цивилизации закладывется уже сегодня, и нам нужно использовать эти стратегии и опыт мировых лидеров в разработке

Рисунок 5. Масдар. Общий вид города (проект)

собственных моделей стратегии территориального развития страны.

В этой ситуации урбанистическое моделирование развития новых территорий, создания региональных центров-поселений на основе «кам-пусных» моделей и реконструкции существующих городских земель, вписанное в общегосударственную схему стратегического развития, ста-

новится эффективным инструментом управления территориальными и людскими ресурсами. С помощью системы регионального моделирования и стратегического планирования может производиться адаптация общих концепций и их локализация в рамках конкретных мероприятий на территориях.

Список использованной литературы

1 Campus and the City - Urban Design for the Knowledge Society / еd. by Kirstin Hoeger and Kees Christiaanse. gta Verlag, 2009.

2 Попов Л. Всезнающий город предложит испытать будущее на себе. URL: http://www.membrana.ru/ articles/global/2005/10/05/201800. html

3 Попов Л. Гигантский экоград возникает как источник инноваций. URL: http: // www.membrana.ru/articles/ imagination/2009/02/11/192600. html

4 Сайт «Инициатива Масдар». URL: http://www.masdaruae.com/

5 URL: www.wikipedia.com

6 Пучков М. В. «Образовательные оффшоры» и современные принципы развития университетских комплексов // Академический вестник УралНИИпроет РААСН. 2010. № 3.

Примеры мировой практики

ООО «Тентпроект» предлагает качественные быстровозводимые сборно-разборные каркасно-тентовые сооружения под торговой маркой ТЕЫТМАХ: Укрытия трибун стадионов Сцены для культурно-массовых мероприятий Навесы для летних кинотеатров, танцплощадок, автостоянок Входные группы и приглашает к сотрудничеству проектные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.