Азимут научных исследований: экономика и управление.
2021. Т. 10. № 1(34) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482
ЛАТКИН Александр Павлович и другие СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ...
УДК 330.112.2
DOI: 10.26140/anie-2021-1001-0043
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КИТАЯ
© Автор(ы) 2021 SPIN: 2154-0272 AuthorlD: 74621 ResearcherlD: L-1283-2018 ORCID: 0000-0002-0044-0351 ScopusID: 57190762783
ЛАТКИН Александр Павлович, доктор экономических наук, профессор, руководитель института
подготовки кадров высшей квалификации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: Aleksandr.LatkinP@vvsu.ru) SPIN: 9764-9380 AuthorID: 56872917500 ResearcherID: AAJ-6342-2020 ORCID: 0000-0002-6565-2208 ScopusID: 56872917500
КОРНЕЙКО Ольга Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента инноваций Дальневосточный федеральный университет (690922, Россия, Приморский край, остров Русский, п. поселок Аякс, 10, e-mail: korneiko.ov@dvfu.ru)
ЛИ Сяотао, аспирант Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя 41, e-mail: 1615922017@qq.com) Аннотация. Актуальность проведенного исследования подтверждается повышением вниманием специалистов к индустрии здравоохранения как важнейшему сектору экономики, способному обеспечить безопасность нации и поддержать экономический рост. Успехи Китая в данной отрасли укрепились в условиях кризиса COVID-19. Статья направлена на совершенствование концептуальных, теоретических и прикладных аспектов формирования механизма государственной поддержки реформирования в сфере здравоохранения. Уточнено понятие индустрии здравоохранения. Установлено, что растущий сектор здравоохранения во многих аспектах является побочным продуктом экономического подъема Китая. Влияние государственной политики связано с крупномасштабными реформами в области медицинской инфраструктуры, страхования, открытия рынка здравоохранения иностранным инвесторам. Сделан вывод о том, что в отраслях фармацевтики и медицинского оборудования Китай не может интенсивно конкурировать с западными лидерами. Тем не менее, если принять во внимание тенденции и, прежде всего, промышленную политику и меры по ее осуществлению, можно легко предвидеть резкое изменение фактического разделения рыночных долей.
Ключевые слова: Китай, индустрия здравоохранения, стратегии, политика, трансформация.
CHINA'S HEALTHCARE INDUSTRY DEVELOPMENT STRATEGIES
© The Author(s) 2021
LATKIN Alexander Pavlovich, doctor of Economics, Professor, head of the Institute for training highly qualified personnel Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, 41 Gogol str., e-mail: Aleksandr.LatkinP@vvsu.ru) KORNEYKO Olga Valentinovna, candidate of economic Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of innovation Far Eastern Federal University (690922, Russia, Primorsky Krai, Russian island, Ajax, 10, e-mail: korneiko.ov@dvfu.ru)
LI Xiaotao, PhD student Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, 41 Gogol str., e-mail: 1615922017@qq.com) Abstract. The relevance of the study is confirmed by the increased attention of specialists to the healthcare industry as the most important sector of the economy that can ensure the security of the nation and support economic growth. China's success in this industry has strengthened in the context of the COVID-19 crisis. The article is aimed at improving the conceptual, theoretical and applied aspects of the formation of the mechanism of state support for health care reform. The concept of the healthcare industry has been clarified. The growing health sector has been found to be a byproduct of China's economic recovery in many aspects. The impact of state policy is associated with large-scale reforms in the field of medical infrastructure, insurance, and opening up the healthcare market to foreign investors. It is concluded that China cannot compete intensively with Western leaders in the pharmaceutical and medical equipment industries. However, if we take into account trends and, above all, industrial policies and measures to implement them, we can easily foresee a sharp change in the actual division of market shares.
Keywords: China, healthcare industry, strategies, politics, transformation, health economics.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Страны с формирующимся рынком, такие как Россия, Бразилия, Китай, Южная Африка и Индия, а также территории Восточной Европы, находятся в процессе изменений и роста, которые требуют особого изучения и внимания. Стратегии международного бизнеса, применяемые на этих территориях, нацелены на новые возможности, изучение которых позволяет развивать теорию экономической динамики. Наиболее пристальное внимание
специалистов, исследователей, политиков привлечено к Китаю, который из мировой фабрики постепенно становится лидером в производстве передовых технологий.
Кризис СОУГО-19 обратил внимание на вопросы разработки эффективных методов лечения во всем мире и показал, что индустрия здравоохранения является важнейшим сектором экономики, способным не только обеспечить безопасность и выживаемость нации, но и поддерживать внутреннюю устойчивость и новый рост. С самого начала 2020-го года именно китайская меди-
185
ГРНТИ: 060000, 820000; ВАК: 080000, 080001, 080005, 080010, 080012, 080013, 080014
LATKIN Alexander Pavlovich and others
CHINA'S HEALTHCARE INDUSTRY DEVELOPMENT ...
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482
цинская система быстро превратилась в глобальную чрезвычайную ситуацию, поставив под угрозу международное экономическое и политическое равновесие. С одной стороны, местная китайская система здравоохранения оказалось настолько уязвимой, что быстро превратилась в угрозу для Китая и для нашего глобального социально-экономического порядка. С другой стороны, именно Китаю удалось наиболее эффективным образом после введения строгой общенациональной изоляции взять распространение вируса под контроль медицинских служб [1].
Уже в марте 2020 года некоторые отрасли промышленности сообщили о положительном росте производства. Особый рост отмечен в фармацевтическом секторе, что обусловлено мировым спросом на жизненно важные медицинские товары. Только масок Китай экспортировал на сумму более семи миллиардов юаней [2]. Очевидно, что Китай становится все более важным на мировом уровне в производстве конкретных продуктов, связанных со здоровьем.
Ожидается, что этот процесс существенно повлияет на глобальные модели производства и международные инновационные сети. В свете приведенных выше изменений возникает необходимость провести анализ политики правительства КНР в сфере здравоохранения. Какие факторы обеспечивают стремительное масштабирование индустрии здравоохранения в КНР? Это может помочь России использовать китайский опыт в условиях реформирования и модернизации собственной системы здравоохранения.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы развития китайской экономики в целом и перспектив ее инновационно-технологического развития в отдельных отраслях, в частности, исследовались в работах Соколова Е.В., Гречкина Д.А., Корнейко О.В., Коробковой О.К. Неделькиной Ю.Е. Самойловой Е.С. и других [3-8].
Среди зарубежных ученых, исследующих развитие индустрии здравоохранения КНР, можно выделить, в частности Бендикса А., Томмазо Д., Марко Р., Боннини С., Ву И., Инь Д., Аббаси К. и др.[9-13].
Однако, несмотря на многочисленность работ, посвященных данной проблематике, вопрос изучения опыта Китая в индустрии здравоохранения, в нашей стране небольшой. В отечественной научной литературе недостаточно теоретических исследований, результаты которых могли бы стать основой для разработки практических рекомендаций, связанных с экономическими, управленческими, инновационно-технологическими аспектами функционирования данной отрасли.
Формирование целей статьи. В этой связи возникает необходимость изучения роли государства в формировании фундаментальной основы, обеспечивающей стремительное развитие индустрии здравоохранения Китая. Более глубокое изучение детерминантов, определяющих влияние политики государства для активизации и ускорения инновационного развития медицины, даст возможность лучше понять закономерности, лежащие в основе современных экономических процессов.
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Индустрия здравоохранения включает большое количество взаимосвязанных субъектов, которые производят как медицинские услуги, так и промышленные товары. Их можно разделить на три основные группы: поставщики медицинских услуг, финансисты и производители.
Поставщики медицинских услуг состоят из институциональных (больницы, дома престарелых, психиатрические больницы и т. д.) и общественных организаций (амбулаторные клиники, медицинские практики на уровне сообществ, программы ухода на дому).
Считается, что улучшение состояния здоровья населения имеет центральное и положительное влияние на экономические показатели страны. Модель «чем здо-
ровее - тем богаче» также подразумевает, что инвестирование в здоровье населения приведет к повышению производительности с положительным эффектом ускорения экономического роста, доходов и экономического благосостояния. Здесь очень интуитивно предполагается, что улучшение состояния здоровья населения страны ведет к повышению производительности труда. Так называемая «кривая Престона», впервые разработанная Сэмюэлем Престоном в 1975 году и переизданная им же в 2007 году с дополненными комментариями, показывает сильную положительную корреляцию между здоровьем и ВВП [14, 15]: страны с более высоким состоянием здоровья в целом имеют более высокие доходы, чем страны с худшим состоянием здоровья, и это сохраняется со временем. В случае Китая продолжительность жизни населения, которая является наиболее распространенным показателем состояния здоровья нации, явно выросла за последние десятилетия ускоренной индустриализации и развития.
Аналогичным образом ученые изучают и вторую взаимосвязь, т.е. влияние экономического роста на здоровье, мы можем также отметить, что уже в постреформенном периоде (политика открытых дверей Дэн Сяопина) разрыв между Китаем и более развитыми странами почти полностью восполнен по таким показателям, как детская смертность, доля случаев туберкулеза, которые были выявлены и успешно вылечены и по др. По показателю охвата основными услугами здравоохранения, определяемому как средний охват основными услугами на основе контрольных вмешательств (включая репродуктивное здоровье, здоровье матерей, новорожденных и детей, инфекционные заболевания, неинфекционные заболевания, а также возможности и доступ к услугам, среди общих и наиболее обездоленное население) Китай (76%) приближается к уровню развитых экономик мира (США, Германия, Япония и др.- 80%) [16].
В последние годы в Китае произошли огромные изменения в предложении медицинских услуг.
На Рисунке 1 показано, что количество больничных коек на 10 000 жителей постоянно растет, и уже к 2012 голу КНР превысил аналогичные показатели Италии, Великобритании или США. В 2017 году в китайских больницах было примерно 6,12 миллиона коек, что на 0,43 миллиона коек больше по сравнению с предыдущим годом (по данным Национального Бюро статистики КНР). Число частных больниц в Китае также увеличилось, удвоившись до 18 759 за шесть лет, с 2011 по 2017 год, и в настоящее время на их долю приходится 60,4% китайских больниц [17].
Рисунок 1 - Динамика количество больничных коек на 10 000 жителей, 2008-2017 гг.[17].
Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, сильно повлиял на путь Китая к экономическому развитию. Модель «мировой фабрики» больше не могла применяться, требовалось принятие новой стратегии
Азимут научных исследований: экономика и управление.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482
ЛАТКИН Александр Павлович и другие СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ..
развития, особенно для того, чтобы избежать ловушки среднего дохода и решить социально-экономические проблемы роста. Китай разрабатывает новую стратегию развития (New Normal) с акцентом на защиту окружающей среды, социальную стабильность и благополучие, с ориентацией на более квалифицированную и качественную промышленную базу, на отрасли с добавленной стоимостью и передовые услуги, качественное здравоохранения и равенство. Стратегия «новой нормы» сосредоточена на идее замены иностранных инвестиций и экспорта в качестве основных драйверов роста внутренним потреблением. Это должно сделать Китай менее зависимым от международных рынков / партнеров и поддержать рост отечественной промышленности, основанный на технологиях и инновациях, создавая больше высококвалифицированных рабочих мест и компаний - национальных чемпионов. В качестве крайних сроков были выбраны две важные символические даты: 2021 и 2049 год, соответственно 100 лет со дня основания Коммунистической партии Китая и 100 лет со дня рождения Китайской Народной Республики. К 2021 году Китай должен быть преобразован в «умеренно процветающее общество», искоренив любую крайнюю бедность, используя при этом НИОКР и инновации. К 2049 году Китай должен стать полностью развитой страной, а также мировым лидером в области инноваций. Индустрия здравоохранения является одним из столпов этой «новой мечты», тесно связанная с необходимостью трансформации экономической модели.
Новые амбиции Китая на глобальном уровне были дополнены двумя стратегиями: План Китая до 2025 года и Инициатива «Один пояс, один путь». Согласно первой стратегии, биомедицина, производство медицинского оборудования, фармацевтическая промышленность входят в десятку основных секторов, в которых Китай намеревается добиться крупных прорывов в следующие десятилетия. В настоящее время позиция Китая как производителя медицинских товаров показывает относительно небольшую роль на мировом рынке, где в экспорте значительно преобладают Германия и США. В то время как Великобритания теряет свои позиции в пользу Франции и Италии, роль развивающихся рынков меняется, особенно с учетом Индии. Также Китай быстро увеличивает свою склонность к импорту. Данная тенденция, по оценкам специалистов, может быть связана как с улучшением состояния здоровья в Китае, так и с модификацией системы здравоохранения, которая все больше ориентируется на западные стандарты [18].
Совсем недавно, в 2016 году, Центральный комитет Коммунистической партии и Государственный совет обнародовали новый важный среднесрочный и долгосрочный стратегический план в области здравоохранения - «Здоровый Китай 2030». План основан на четырех основных принципах: (1) здоровье должно считаться приоритетом; (2) отрасль здравоохранения должна увеличить свой инновационный потенциал; (3) научное развитие должно носить стратегический характер для улучшения профилактики, контроля и лечения; (4) предоставление медицинских услуг должно быть равным в сельской и городской местности. В план также входит четыре основные стратегические цели: (1) стабильное улучшение состояния здоровья населения; (2) эффективный контроль над ключевыми факторами риска для здоровья; (3) увеличение производственных мощностей в сфере здравоохранения; и (4) улучшение институциональных условий для укрепления здоровья. «Здоровый Китай 2030» считается особенно важным планом, поскольку он свидетельствует о переходе правительства от почти исключительного внимания к экономическому развитию к растущей приверженности делу общественного здоровья и благополучия. Более того, он комплексно рассматривает сектор здравоохранения, одновременно занимаясь предоставлением медицинских услуг и технологической модернизацией секторов, связанных
со здоровьем, и, следовательно, неявно признает взаимосвязь между двумя аспектами. В этом смысле можно рассматривать «Здоровый Китай 2030» одновременно как политику в области здравоохранения и политику для индустрии здравоохранения.
Однако наиболее важным фактором развития индустрии здравоохранения Китая, по нашему мнению, является создание крупнейшей в мире сети базового, доступного для всех медицинского страхования, а ттакже системы медицинского обслуживания, охватывающую как городские, так и сельские районы. К концу 2016 года базовое медицинское страхование охватило более 1,3 миллиарда граждан по всей стране, что составляет более 95 % от общей численности населения. Всемирный банк также охарактеризовал достижение Китая в распространении медицинского страхования как «беспрецедентное» достижение [19].
Кроме того, китайское правительство не намерено отказываться от иностранных инвестиций в индустрии здравоохранения. Несмотря на то, что ведение бизнеса на китайском рынке по-прежнему считается рискованным, трудоемким и дорогостоящим, фармацевтическая промышленность КНР является одной из самых привлекательных для иностранных инвесторов. Если в 1998 г. было 1500 фармацевтических фирм, принадлежащих иностранным владельцам, то с 2000 г. инвестиционные потоки увеличились почти в четыре раза (рисунок 2). Более того, китайское правительство предоставляет преференциальные режимы (например, налоговые льготы, упрощенные процедуры или сниженные цены на землю) производителям сырья для производства вакцин и препаратов для клеточной терапии. В 2019 году в Национальный поощрительный каталог иностранных инвестиций 2019 года были добавлены подсекторы фармацевтической и медицинской промышленности.
Рисунок 2 - Прямые иностранные инвестиции в медицинские и фармацевтические продукты Китая (в миллионах долларов США)., 1997-2017 гг. [18].
Учитывая тот факт, что цифровая экономика Китая представляет собой ведущую глобальную силу, это создает большой потенциал для более широкого использования технологий в подсекторах здравоохранения. Данные Национальной комиссии здравоохранения показали, что в 2017 году рынок онлайн-здравоохранения Китая достиг 32,5 млрд юаней (4,6 млрд долларов), что на 45,87% больше, чем в предыдущем году. По оценкам отраслевых экспертов, к 2020 году рынок вырастет до 90 млрд юаней [19, 20].
Выводы исследования. В целом в работе установлено, что растущий сектор здравоохранения во многих аспектах является побочным продуктом экономического подъема Китая. Однако в этой тенденции нельзя недооценивать влияние государственной политики. В течение последних двух десятилетий Китай извлек выгоду из крупномасштабных реформ в области медицинской инфраструктуры и страхования, а также открытия рынка здравоохранения. Основное внимание уделяется не только развитию городских районов, но и постоянному повышению доступности здравоохранения в сельских районах Китая, ускорению развития и увеличению количества больниц, врачей и медицинского оборудования.
ГРНТИ: 060000, 820000; ВАК: 080000, 080001, 080005, 080010, 080012, 080013, 080014
187
LATKIN Alexander Pavlovich and others
CHINA'S HEALTHCARE INDUSTRY DEVELOPMENT ...
В настоящее время Китай еще не может рассматриваться как угроза превосходству Запада в конкретных отраслях фармацевтики и медицинского оборудования. Тем не менее, если принять во внимание тенденции и, прежде всего, промышленную политику и меры по ее осуществлению, можно легко предвидеть резкое изменение фактического разделения рыночных долей. Правительство Китая продолжит тщательно оценивать надлежащее количество и качество предлагаемого здоровья (дифференцируя по регионам, социальным классам, поколениям, полу и т. Д.), особенно после эпидемии коронавируса 2020 года: улучшение здоровья большего числа людей является одной из основных задач, которые необходимо решить для сохранения и защиты преемственности существующего политического статус-кво. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Cogley, M. 2020. China Unleashes its Surveillance Technology to Fight Coronavirus. The Telegraph, February 11. [Электронный ресурс]. URL: https: //www. telegraph.co.uk/technology/2020/02/11/china-unleash-es-surveillance-technology-fight-coronavirus/ (accessed 05.10.2020).
2. Coronavirus (COVID-19) in China / Statista Dossier on coronavirus COVID-19 in China. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stati.s-ta.com/study/70387/novel-coronavirus-covid-19-in-china/
3. Соколов Е.В., Гречкин Д.А Развитие систем финансирования здравоохранения в Китае //Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. Т. 2. - № 9. - С. 10-15.
4. Корнейко О.В. Опыт развития рыбохозяйственной деятельности Китая // Теоретическая и прикладная экономика. 2017. - № 4. -С.59-64. DOI: 10.25136/2409-8647.0.0.24256.
5. Корнейко О.В., Пестерева А.В. Опыт развития специальных экономических зон и промышленных кластеров в Китае. // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2016. - Т. 26.-№ 6. С. 34-40.
6. Коробкова О.К. Развития организационно-экономического механизма предоставления услуг здравоохранения в условиях цифровой экономики. Автореферат дисс. на соискание учёной степени док. экон. наук. - Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг). - Москва — 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/az/server/ php/filer_new.php?table=att_case&fld=autoref&key[]=100045004&ver-sion=100
7. Неделькина Ю.Е. Влияние Всемирного банка на развитие здравоохранения Китая //E-Scio. - 2020.-№ 8 (47).- С. 82-89.
8. Самойлова Е.С. Фармацевтический рынок в системе здравоохранения Китая: анализ и прогнозы // Финансовая экономика. - 2015.-№ 3.- С. 128-134.
9. Bendix, A. 2020. Mistrust, Low Pay, and a Tradition of Bribery in China's Healthcare System have Crippled Efforts to Contain the Wuhan Coronavirus.
10. Business Insider, February 7. [Электронный ресурс]. URL: https://www.businessinsider.com/china-healthcare-system-coronavi-rus-outbreak-2020-1?IR=T (accessed 09.11.2020).
11. Ли В. Реформы способов оплаты медицинских услуг в здравоохранении Китая // Аудит и финансовый анализ. - 2019. - № 2. - С. 185-187.
12. Di Tommaso, Marco R., Stefano Bonnini, and Qi Yue. 2017. Focusing on the Chinese Health Industry: An Empirical Enquiry on the TCM Listed Firms. Is Large and Private Beautiful? // International Journal of Healthcare Technology and Management 16 (1—2): 77.
13. Wu, Yangfeng, Daoxing Yin, and Kamran Abbasi. 2018. China's Medical Research Revolution. BMJ 360: 547
14. Preston SH. The changing relation between mortality and level of economic development. Int J Epidemiol 2007; 36: 484-90
15. Vladimir M Shkolnikov, Evgeny M Andreev, Rustam Tursun-zade, David A Leon Patterns in the relationship between life expectancy and gross domestic product in Russia in 2005-15: a cross-sectional analysis // Lancent: Pablic Health.- Vol 4.- April 2019.
16. Coverage of essential health services. WHO data. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/univer-sal-health-coverage-(uhc)/
17. China's National Bureau of Statistics). 2018. 2018 China Statistical Yearbook. NBS.
18. Marco R. Di Tommaso The Globalization of China's Health Industry: Industrial Policies, International Networks and Company Choices / Marco R. Di Tommaso, Francesca Spigarelli, Elisa Barbieri, Lauretta Rubini. Cham : Palgrave Macmillan, 2020.
19. Elyar Najmehchi B.A. China's healthcare sector promising for 2020 and beyond. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chinadai-ly. com. cn/a/201912/25/WS5e02bfeaa310cf3e35580799. html. | Updated: 2019-12-25
20. CDC Global Health — China [Электронный ресурс]. URL: www. cdc.gov/globalhealth/countries/china/default.htmhttps://www.cdc.gov/ globalhealth/countries/china/default.htm
Статья поступила в редакцию 17.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482