Научная статья на тему 'Стратегии развития человеческого капитала нефтяных компаний'

Стратегии развития человеческого капитала нефтяных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИ ТАЛ / НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружинин Г.В., Пружинин А.Н., Мамурков Е.В.

В статье проводится сравнительный анализ зарубежных и отече ственных нефтяных компаний в сфере социальной ответственности. Рассматриваются стратегии развития человеческого капитала не фтяных компаний, выявляются перспективные направления разви тия социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дружинин Г.В., Пружинин А.Н., Мамурков Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития человеческого капитала нефтяных компаний»

Стратегии развития человеческого капитала нефтяных компаний

Дружинин Г.В., Пружинин А.Н., Мамурков Е.В.

В статье проводится сравнительный анализ зарубежных и отечественных нефтяных компаний в сфере социальной ответственности. Рассматриваются стратегии развития человеческого капитала нефтяных компаний, выявляются перспективные направления развития социальной ответственности.

Ключевые слова: социальная ответственность, человеческий капитал, нефтяные компании, стратегии развития

Druzhinin G.V., Pruzhinin A.N., Mamurkov E.V.

Human Capital Development Strategies for Oil Companies

The article provides a comparative analysis of foreign and domestic oil

companies in the field of social responsibility. The development strategies

of the human capital of oil companies are considered, promising directions

for the development of social responsibility are identified.

Key words: social responsibility, human capital, oil companies,

development strategies

MIL

Человеческий капитал проверяет рынок. Эффективность инвестиций видно через прирост прибыли бизнеса, качество работы персонала и сэкономленного времени. По этой причине именно бизнес первым начал внедрять в свою практику обучение персонала, введение профессиональных стандартов и улучшения качества жизни и труда своих работников. Иными словами, цель бизнеса в плане воспроизводства потенциала своего персонала - получение прибыли через инвестиции.

В работе П. Дукера «The Next Information Revolution» есть положение, в рамках стратегии перехода бизнеса в инновационную экономику, о «золотых воротничках» - специалистах, которые благодаря своему интеллекту создают новые коммерческие идеи, принимают успешные управленческие решения. Подобные специалисты обладают высоким лидерским потенциалом и являются желаемым ресурсом компании [2]. В условиях сильной конкуренции компании испытывают недостаток людей с новыми идеями. Международная практика показывает, что взаимодействие бизнеса и университета - это уже архаика, подобная система подходит для планового получения «заточенных под себя кадров» (эта практика описана в первой главе данной работы), но уже не подходит для прорывных стратегий [7,8]. Тогда компании внедрили практику корпоративных университетов - это помогло частично решить проблему дефицита талантов. Корпоративные университеты стали рациональным и эффективным вложением средств в развитие человеческого капитала, -он стал более производительным.

Методы оценки инвестиций в человеческий капитал, эффективность его воспроизводства уже применяются отечественными нефтяными компаниями, если крако опиисывать коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал (Human Capital Return on Investment),

Таблица 1

Результаты контент-анализа официальных сайтов отечественных компаний нефтяной промышленности

Газпром Газпром нефть Лукойл Роснефть Нлв атак Транснефт ь

Строительство инфраструктурных объектов 1 + + 1

Улучшение ЖИЛИЩНЫХ условий 1 + 1 + 1

Экологические программы + + + -

Научные исследования, опросы населения 1 +

Развитие образования и обучения + + + - + +

Поддержка малочисленных народов + + + - + +

Культурные проекты + + + - + +

Благотворительность 1 + 1 + +

Защита прав человека +

Борьба с дискриминацией

Спортивные Программы 1 1

Медицинское обслуживание + + + - +

Профилактика заболеваний

Пенсионное обеспечение + + - +

то формула получается следующая (КОИЧК = (Прибыль - (расходы - (зарплаты + льготы))/ зарплаты + льготы). Считается, что инвестиции состоялись хотя бы тогда, когда на 1 руб инвестиций на человека приходится 1 руб дохода. Практика ОАО «Газпром» отработана до лучшей на данный момент в России аналогичных инвестиций: на 1 руб вложений, 4,2 руб прибыли. Подобный опыт ещё раз доказывает результаты исследования всемирного банка: инвестиции в человеческий капитал в 6 раз эффективнее чем инвестиции в традиционные факторы труда: земля, деньги, оборудование и т.д. К подобной практике также прилагается новые системы оценки прибыли компании, включающие активы нематериальные, подобная система есть у «Газпрома» и «Татьнефти», другие компании подобных похвастаться не могут. Интересен факт, что весь большая часть инвестиций росийских нефтяных компаний уходит на инновации в области промышленного оборудования, что оставляет противоречивые мнения: с одной стороны это оборудование тоже разработки ученых и оно помогает более эффективно использовать природные ресурсы, сохранять экологию. С другой стороны не относится на прямую к интеллектуальному потенциалу компании.

Поскольку социальная ответственность нефтяной отрасли важный элемент в воспроизводстве человеческого капитала, как самой компании, так и общества в целом, изначально мы рассмотрим общие направления КСО компании, в сравнении с иностранными нефтегазовыми предприятиями [5,6]. Конечно вопрос очень спорный: стоит ли сравнивать наш и зарубежный опыт КСО, но сегодня это один из единственных способов оценить ответственность наших нефтяных компаний. Россия берёт очень много подобных моделей из-за рубежа, что на наш взгляд не очень правильно, но РФ ещё не сложила свою систему государственного КСО для компаний, с системой поощрения, уровня выплат и прочих механизмов, адекватных для России [1]. Для более справедливой оценки были взяты иностранные компании, ведущие свою деятельность по добыче углеводородов.

Социальная ответственность нефтяных компаний предполагает реализацию социальных проектов, как для своего персонала, так и для территории присутствия, эти проекты способствуют эффективному решению социальных проблем в регионе присутствия, а также росту качества менеджмента. Как уже было отмечено единые стандарты социальной ответственнос-

ти нефтянки в России находятся на стадии разработки, что само по себе осложняет механизмы взаимодействия местных властей с руководством компаний, и может порождать некоторые проблемы, например, социальная ответственность может не иметь системного характера или только сглаживать следы своего присутствия на территории заботой о экологии. Для сравнительного анализа будут взяты пять отечественных лидеров социальной ответственности нефтегазовой отрасли: НОВАТЭК, Роснефть, Газпром нефть, Транснефть Газпром. И иностранные компании, добывающие нефть и газ в тех же регионах: Total, Baker Hughes, Weatherford, Halliburton, Schlumberger, Statoil. Важно заметить, что все социальные, экологические отчеты нефтяных компаний пишут маркетологи, и наш анализ основан в первую очередь на публичной информации с официальных сайтов компаний. Во внимание принимался комплекс социальных проектов и сотрудничество с местными властями, общественными некоммерческими организациями (табл. 1).

Самая влиятельная политика социальной ответственности признана у ОАО «Газпром», она включает в себя 81 регион присутствия. Основное внешнее направление социальной ответственности занимает социальная сфера: поддержка малочисленных народов севера, спортивных и культурных мероприятий, среди этих статей расходов преобладает программа «Газпром - детям» основное направление: постройка и реконструкция оздоровительных комплексов, стадионов, игровых площадок. Для развития инфраструктуры муниципалитетов реализуется программа «Глобальная энергия» задача которой проводить газификацию нуждающихся территорий, обеспечения качественного медицинского обслуживания, при этом Газпром ведет политику внедрения социальной ответственности малому и среднему предпринимательству главным образом в области промышленной безопасности, а также помощь в области закупок, за 2016 г. было заключено 1 800 договоров на общую сумму 72,2 млрд руб, за 2015 г. было 1 100 договоров на сумму 12,4 млрд руб.

Отдельным сектором мы выделим направление по минимизации негативного воздействия. За 2012-2016 гг. на приобретение «зеленых» технологий было выделено 91,71 млдр. руб. В счет регионов пошло за 2016 г. 22 542

млн. руб. Инвестиции за указанный период возросли на 40%. Охрана водоемов в 2015 г. составляла 8 324, 85 млн руб, а в 2016 г. 11 791,56 млн. Охрана воздуха в 2015 г. 1 553,83 до 7 545,76 млн руб. в 2016 г.).

Газпром - одна из первых компаний, внедривших в свои производственные стандарты европейские экологические нормы, современное оборудование позволило сократить на 13% количество образования отходов. В 2016 г. принята программа по утилизации и обезвреживанию отходов бурения, за последние пять лет компания вышла в лидеры среди нефтегазовой отрасли по сокращению отходов.

Компания Новатэк развивает сильную кадровую политику, которая как ни странно, выгодна регионам. Сегодня очень редко можно сказать, что в основном рабочем регионе компании берут основную часть своих специалистов. Одним из приоритетов ответственности перед обществом для этой компании стала кадровая политика. Большая часть работ ведется в Ямало-Ненецком АО и 76,6% персонала (3131 чел.) проживает в нем же. Компания проводит подготовку управленческих кадров с 2010 года по направлению «Горизонты лидерства» и привлечение молодых специалистов к научным конкурсам. Социальные программы компании на 2016 г. составили 809,7 млн руб. Одна из основных статей расходов - это помощь малочисленным народам севера, а также развитие инфраструктуры мест пребывания, постройка дороги, создание системы непрерывного образования на местах в основном для молодежи, программы грантов для учителей и школьников, всё это входит в состав КСО компании.

Роснефть вторая после Газпрома по осуществлению социальной ответственности. Охват направлений очень широк; благотворительность и социальные проекты в области безлопастных трудовых условий, реализуется система корпоративной пенсии. В 2016 г. все расходы на социальную сферу, как внутри, так и снаружи копании было потрачено 28 961 млн руб. Из этих денег 8 197 млн потрачено на создание оптимальных условий труда, 2 403 млн руб на финансирование социальной сферы в рамках со-трудничеств с регионами, 1 897 млн руб, благотворительность и помощь образовательным организациям. 10 141 млн руб. охрана здоровья, 626 тыс. руб. на обеспечение жильем, 5 715

Таблица 2

Результаты контент-анализа официальных сайтов отечественных компаний нефтяной промышленности

Baker Hughes Weather ford Statoil Total Schlumbcrger Halliburton

Строительство инфрастру кгу р н ы х объектов +

Улучшение жилищных условий

Экологические программы + + \ +

Научные исследования^ опросы населения + + +

Разви тие о6ра:юнания и обучения i + 1

Поддержка малочисленных народов i + \ + 1

Культурные проекты

Благотворительность i \ 1

Защита прав человека i + \

Борьба с дискриминацией + + +

С портив! сые программы

Медицинское обслуживание i + + \ + 1

Профилактика ■заболеваний \ +

Пенсионное обеспечение I 1

млн руб. государственное пенсионное обеспечение. Ведется сотрудничество с научно-исследовательскими лабораториями.

ПАО «Транснефть» в своей социальной политике не имеет существенно преобладающего направления, важно отметить, что большое внимание уделяется поддержке семьи в России, реализуются программы по защите материнства, детства и отцовства. Среди социальных проектов постройка храмов, помощь в строительстве школ, детских садов, поликлиник. Расходы на спонсорскую деятельность ПАО «Транснефть» в 2016 г. составили 14,9 млрд руб.

Как видно, наиболее крупные российские нефтяные компании имеет постоянную внешнюю социальную ответственность, но довольно разную. Нельзя видеть некую сбалансированность направлений и их системное финан-

сирование, наиболее приоритетным направлением благотворительности становится развитие инфраструктуры регионов пребывания. При этом в социальных отчетах российских нефтяных компаний не указано, что инвестиции в образование или здравоохранение являются инвестициями.

В отчетах зарубежных стран социальная ответственность часто рассматривается как инвестиции в ту или иную сферу. КСО в их руках -это инструмент, позволяющий решать глобальные проблемы, повышать капитал своего предприятия и управлять рисками, помогая при этом людям. В отчетах некоторых зарубежных коллег встречается концепция: profit (создание прибыли) people (забота о людях) и planet (защита окружающей среды) три основных направления деятельности (см. табл. 2)

Baker Hughes одна из самых распространенных нефтяных фирм в мире, в России стандарты социальной ответственности касаются равноправия полов, в структуры этой компании существуют женские группы, ведется поддержка местного населения и предпринимательства. При наборе персонала, который частично пополняется за счет местного населения, проводится корпоративное обучение. А также проводятся круглые столы с целью выяснения, чем может помочь компания социальной сфере региона.

В компании Halliburton одна из самых узконаправленных политик КСО, основная ставка делается на подбор местного персонала, обучении, переобучении специалистов, большую роль компания играет в развитии местных школ профессиональных и высших образовательных учреждений. Развиваются разные программы обучения и найма. Политика «доброго соседа» также включает в себя помощь местным социальным проектам.

Подобная ситуация - одна наиболее развитая ветка КСО наблюдается у зарубежной компании Schlumberger. Здесь культивируются самые высокие стандарты безопасности труда и заботы о здоровье сотрудников, данная политика распространяется и на местное население в регионах присутствия. Большая часть семинаров посвящена молодежи на тему борьбы против распространения с ВИЧ/СПИД Также ведется и образовательная деятельность в основном в преподавании 10 иностранных языков, это очень тесно связано с политикой компании, поскольку её филиалы распространены практически по всему миру.

Ведение социальной политики компании Statoil следует принципу «не навреди»: много внимания акцентируется на соблюдении прав человека. А именно на малочисленных народах севера, проводится комплексные исследования и учет местного населения при разработке месторождений, получение обратной связи от людей важно для политики компании. Мнение местного населения учитывается при работе компании и уберегает людей от переселения. В рамках это же политики ведется сокращение вредных выбросов в атмосферу.

С 2011 г. компания Total вышла на рынок России, данная компания носит разностороннею политику КСО, основное направление для нашей страны - это строительство арктического морского порта. Среди направлений соци-

альной ответственности компании встречается борьба с гендерным неравенством - проводятся курсы помощи женщинам в продвижении по карьерной лестнице, также проводится круглогодичная помощь инвалидам в трудоустройстве. Здесь широко распространена политика сохранения здоровья: мероприятия по помощи бросить курить, или сбросить лишний вес, предотвращения профессиональных заболеваний, и улучшение условий труда. При этом сохраняется политика набора местного персонала и сотрудничество с властью региона.

Ещё одна европейская компания Weatherford делает основной упор на образовательную социальную ответственность. Данная компания имеет богатый опыт в сфере корпоративного образования, а также сотрудничества с образовательными организациями. Для трудоустройства необходимо, либо пройти корпоративное обучение, успешно защитить выпускную работу, либо иметь весомые компетенции после выпуска нужные компании. Компания традиционно периодически обучает весь персонал. Корпоративные университеты помимо решения прямых производственных задач ведут исследовательскую работу в области сокращения вредного влияния на окружающую среду, повышение эффективности используемой энергии и снижении её затрат, а также использовании высокотехнологичных систем для очистки воды и повторного её использования. Weatherford один из международных лидеров по сокращению энергозатрат, в среднем компания экономит 25% электроэнергии. Среди особых мер ярко выражена антикоррупционная политика и прозрачность управления компанией. Отдельной статьей социальной мобильности этой компании служит участие в международной практической студенческой конференции по развитию нефтегазового дела, где лучшие умы со всего мира представляют свои разработки. Это очень хороший пример по развитию своего интеллектуального и структурного капитала. Выход на международные научные сообщества и помощь им в проведении конференции, может стать хорошим началом отношений для обеспечения себя высококвалифицированными кадрами.

В итоге российские нефтяные компании больше инвестируют в социальную сферу регионов, чем иностранные, тем неимение в определённых областях можно взять полезный опыт, напри-

Таблица 3

Корпоративная социальная политика крупнейших западных компаний по направлениям на момент 2015 г.

Компания Расходы, млн. долл. (% чистом прибили) Наличие специальной отчетности Основные направления КСО

Eni (Италия) 80(1,7%) «Eni tor» специальный доклад 11о;(Держка малообеспеченных слоен населения

BP (Великобритания) 100(2,6%) Программа устойчивого развития Накопление структурного капитала, развитие системы внешнего аудита

Total (Фракция) 585 (4,6%) Полноценный о гчето корпоративной социальной ответственности Поддержка образования и реализация социальных процессов мест, населения

ExxonMobil (США) 279 (0.9%) Отчет о внутренней социальной ответственности Помощь местному населению: медицина, образование, поддержка женщин

Royal Dutch Shell (Нидерланды, Великобритания) 160(1,1%) Доклад об уетойчином развитии 1 [онышепие безопасности труда: безопасность на дорогах, доступ к энергии, поддержка бизнеса

Chevron (США) 240(1.3%) Отчет о корпоративной ответствен ности Защита права и свобод человека, поддержка малообеспеченных слосв населения

мер, принципы организации корпоративного обучения, многолетний опыт иностранных компаний может хорошо в этом помочь. К тому же государство могло бы брать налог с зарубежных компаний не в виде денег, а в виде технологий, поскольку на разработку технологий нам нужны те же самые деньги, но ещё и время для создания новшества. Правда в этой ситуации регионы могут остаться не у дел, но это также можно компенсировать с помощью социальной ответственности нефтяных компаний или дотаций государства. Также мог бы быть интересен опыт тех зарубежных компаний, которые распространили свои филиалы далеко не в одной стране- умение выстраивать отношения с новой средой, защищать себя в правовых вопросах также очень дорогой опыт. Тем не менее, несмотря на проведение конференций, зарубежные менеджеры не смогли договориться с местным населением. Социальная политика этих компаний так и осталась на уровне глобальных человеческих вопросов. Нельзя сказать, что социальная ответственность была полностью адекватна для наших регионов. Но в

сравнении с российскими нефтяными компаниями иностранные оппоненты привлекают наших специалистов более разнообразным компенсационным пакетом.

Российские компании опережают иностранные нефтяные компании в гибкости КСО на нашей территории, из преимуществ можно назвать более широкую политику обучения местного населения, эффективное и взаимовыгодной сотрудничество с органами местной власти и развитие инфраструктуры региона. При этом спонсируются культурные, спортивные и образовательные мероприятия. Следовательно, можно сказать, что зарубежные компании могли бы служить поставщиками хорошего опыта в области применения «зеленых» технологий и топу подобных, но российские компании ничем им не уступают. Кроме того, как показывает статистика наши компании тратят примерно столько же средств, в % соотношении от прибыли компании, что и зарубежные оппоненты (см. табл. 3).

Появление социальной ответственности в странах запада, где рыночная экономика и кон-

Таблица 4

Корпоративная социальная политика крупнейших российских компаний по направлениям на момент 2015 г.

Ком II МП и я Расходы, млрд. руб., (% чистом прибыли) Наличие специальной отчетности Основные направлении КСО

«Газпром» Отчет о социальной и Экологической деятельности Помощь народам крайнего севера, образование и спорт, культура, поддержка православия

«Газпром нефть» 4,54 (3,7%) Отчет об устой чином развитии Про1рамма «родные города» городская среда, образование, культура

«Лукойл» 2,67(1,0%) Отчет об устойчивом развитии Помощь народам крайнего севера, сохранение исторического наследия, культура, спорт, образование

«Роснефть» 5,18(1,5%) Отчет об устойчивом развитии Развитие инфраструктуры регионов, развитие спорта, науки, образования

«Татънефтъ» 2,90 (4,1%) Отчеты о социальном развитии и устойчивом развитии Развитие социальной инфрастру кту ры: ДОШКОЛЬНОЙ И ШКОЛЬНОЙ образование, культура, спорт

«НОВАТЭК» 0,73 (2,1%) Отчет об устойчивом развитии Поддержка коренных народов сервера: культура, спорт, образование

«Бапшсфть» 1,44(3,3%) Отчет об устойчивом развитии Развитие образования, социальной и нфрае тру кту ры, творчества.

«Сургутнефтегаз» Отчет о социальной ответственности Развитие pe ni он он присутствия: спорт, бла готвори тельность, поддержка пенсионеров

куренция, являются традиционными, связано в первую очередь с поиском заинтересованных сторон. Элементы КСО чаще рассматриваются, как инструменты устойчивого развития, приращение социального капитала, например, конструктивный диалог с властью может помочь снизить налоги или обзавестись лоббированием в представительных органах, взамен за прозрачность отчетности или помощи в решении «дорогой» социальной ситуации. Разговор с представителями СМИ помогает создать благоприятный имидж в глазах населения. Более совершенное оборудование «добывает» больше ресурсов, за меньшее время и менее затратно, предотвращает угрозу производственных сбо-

ев и затрат на восстановление после ЧП, убытки от задержек поставок и штрафов за экологическое бедствие. Социальная ответственность перед работниками позволяет «собрать» с рынка труда лучших специалистов, снизить текучку кадров, обучение персонала позволяет сделать свой человеческий капитал более производительным, что в конечном итоге дает максимальный прирост прибыли и покрывает все расходы. Лидерами в признании социальной ответственности, как возможности устойчивого развития и повышении конкурентных преимуществ, стали Shell и BP. В общем процент затрат на социальную политику не поднимается 5% (см. табл. 4). Теперь рассмотрим социальную ответ-

Таблица 5

Расходы российских нефтяных компаний на социальную политику за 2017 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Б ¡ни нефчь» «Лукойл» «НОВАТЭК» «Роснефть»

Социальная инфраструктура 34% 26%

Спорт 17% 37% 11% 14%

Здравоохранение 3% 3% 15%

Образование, наука 20% 6% 18% 19%

Поддержка народов севера 1% 8% 39%

культура 4% 3% 12% 19%

Прочие расходы 21% 42% 19% 9%

ственность российских компаний

Социальную ответственность российских нефтяных компаний принято рассматривать с 2000-х гг., когда началось финансирование крупные программы на улучшение условий жизни своих сотрудников. В это же время, появляется социальная ответственность, как таковая в России. В этом мнения ученых расходятся. Противоположное мнение, о существовании КСО и в Советском союзе подтверждается подобными программами по благоустройству жилищных условий своих сотрудников. В целом современные отечественные компании тратят примерно 5% от своего заработка, как и западные. Принципиальные отличия отечественной социальной ответственности от западной в следующем: российские топ-менеджеры воспринимают КСО часто как благотворительность, соответственно больше меценатства, «свободного альтруизма» шире политика финансирования спортивных или культурных мероприятий, программ поддержки здоровья населения (см. табл. 5). Вдобавок только у российских компаний есть обязательство заботится о малочисленных народах крайнего севера. Социальная политика западных компаний стремиться к достижению более глобальных целей: защита прав человека, сохранение окружающей среды и развитие гарантий для устойчивого развития, если же встречаются социальные программы, то по одному или двум направлениям.

Лидером социальной ответственности в России среди нефтяных компаний является «Газпром» поскольку у этой компании больше всего дочерних компаний по всей страны, после него идут «Роснефть» и «Лукойл», как и в СССР, большая часть социальной политики этих компаний идет на развитие инфраструктуры региона, поддержка спорта и, здравоохранения, меньше на образование и науку.

иооощая все выше сказанное: социальная ответственность нефтяных компаний может существенно развивать инфраструктуру территорий присутствия. Большинство компаний имеют устойчивую социальную ответственность, которая чаще носит благотворительные цели, чем инвестиционные.

Приоритетными направлениями поддержки являются спорт и здравоохранение, меньше внимания уделяется науке и образованию, вот здесь нефтяные компании могут преследовать свои собственные интересы, организуя свои юкос- и роснефть-классы, где дети проходят подготовку выгодную компаниям, лучшие отправляются на обучение по целевым программам с дальнейшим трудоустройством. Далее сотрудники проходят адаптационные курсы и в некоторых компания к молодым сотрудникам прикрепляют наставника, передающего необходимый опыт работы в компаниях. В этом же направлении применяется практика корпоративного обучения, которая реализуется в нескольких вариантах: сотрудников обучают на внешних образовательных ресурсах, что часто не удовлетворяет интересы компании, сотрудники обучаются во внутренних образовательных центрах компании, или же в корпоративных университетах. Последняя практика ещё широко не распространена в Росси, но крупнейшие нефтегазовые компании «Газпром», «Роснефть», «НО-ВАТЭК» уже имеют подобные структуры. Особенность этих университетов в обучении специалистов под заказ компании, нужным компетенциям. Минусы в отсутствии организационных схем университетов и привлечении необходимых преподавателей. Поэтому для организации и полноценной отладки «механизма» у компаний уходит до двух лет. Условия прохождения обучения, как и организация обучения совершенно разные. Для специалистов младшего

звена обучение происходит в свободное от работы время и длится не более 3-х дней. Для начальников отдела и управляющих более крупными структурными подразделениями обучение проходит в рабочее время и занимает, либо меньше рабочего дня, либо до трех рабочих дней. Топ-менеджеры учатся от трех дней до недели, чаще всего с выездом, либо в сам центр, либо другую подобную свободную территорию, свободную от рабочих процессов. Обучение в корпоративных университетах хоть и приносит свои плоды и как следствие повышает производительность человеческого капитала компании, повышает прибыль - дорогое удовольствие. Поэтому сотрудники, прошедшие дополнительные курсы, обязаны сдать итоговый экзамен или заплатить за обучение, день обучения стоит от 50 тыс. руб. а также отработать определенное время в компании, как правило, это два года. В нематериальные активы человеческого капитала компании относят не только практику корпоративного обучения, но и социальный пакет: возможность лечится в больнице компании, отдыхать на курортах или заниматься в организованных спортивных секциях. Всё это безусловно положительно влияет на производительность сотрудников. К материальным сторонам воспроизводства человеческого капитала относят дополнительные льготы и выплаты, материальное поощрение за успехи в рабочей деятельности и т.п. Больше всего успехов в корпоративном обучении среди российских компании достиг «Газпром». Например, в этой компании уже не существует увольнения топ-менеджеров или специалистов с лидерским потенциалом, сотрудники посчитали, что подготовка нового управленца, потраченное время обходятся дороже, чем если бы увольнения не было. Второе, компания производит собственные подсчеты результативности инвестиций в человеческий капитал, 1 руб. вложений в развитие своего персонала, приносит 4 руб. прибыли. В целом подобная практика помогает компаниям добиться устойчивого развития, положительного имиджа в глазах населения.

При сравнении отечественных и зарубежных компаний можно сказать, что более глобальный характер КСО западных компаний: защита прав человека, сохранение экологии меньше связан с выгодой компаний, и это неправильно. Необходимо сделать поправку на характер социальных

взаимодействий нефтяных компаний в разных странах, например, в Германии нефтяные компании не имеют развитой сети корпоративного обучения, как компании в России, и это логично, поскольку в Германии 76% учащихся пошли в ВУЗы по целевому обучению, компании заказывают образовательным учреждениям актуальные компетенции. В России отсутствие подобной практики компенсируется корпоративным обучением. В США корпоративное обучение и кадровая политика активно используются в 1960-х годов и поэтому компании не испытывают острой нужды в рядовых кадрах и могут позволить себе создавать бренд через модные социальные проекты, по защите прав меньшинств, природы и т.п. Поэтому мы можем только сравнивать социальную ответственность зарубежных стран на нашей территории с социальной политикой отечественных нефтяных компаний. Последние конечно же выигрывают по ряду направлений: поддержки малых народов севера, развитию спорта и большего количества социальных проектов, а также развития инфраструктуры: ремонт и постройки больниц, детских садов и т.п. Это то, что частично вписывается в общепринятые критерии «справедливости» [3,4].

Развитие инфраструктуры регионов, в которых нефтяные компании осуществляют свою деятельность, хорошо видно на примере Иркутской нефтяной компании. Которая за последний год вложила больше 100 млн. руб. на развитие МО Ангарск. Данная компания создает 6500 тыс. рабочих мест, что существенно снижает уровень безработицы, инвестиции в расширение производства к 2020 г. составят более 120 млрд. руб. это означает, что компания расширит количество рабочих мест, увеличит налоговые отчисления в казну региона и муниципалитета. Осуществляется поддержка развитие медицины через покупку больницам необходимого оборудования, поддержка культурных мероприятий, а также реализуются программы по сокращению вредных выбросов в атмосферу. Компания «ЮКОС» за время своего существования приобрела МО Ангарск за 45 тыс. долл. офтальмологическое отделение, создала площадку реализации гражданских инициатив, особенности социальной ответственности этой компании заключались в системности поддержки, все гражданские инициативы доводились до самостоятельности и самообеспечения за счет помощи «ЮКОС». Эта ком-

пания создала ряд образовательных площадок для будущих управленцев. Социально-экономическое благополучие жителей и их социально-экономические притязания тесно переплетены с проектами социальной ответственности нефтяных компаний в регионе присутствия. Это подтверждается исследованиями А.Н. Пружинина [9,10] и В.А. Скуденкова [11,12]

Как можно видеть влияние социальной ответственности нефтяных компаний в итоге увеличивает образовательный потенциал населения, развитие медицины способствует увеличению продолжительности жизни, а развитие инфраструктуры снижает отток населения в более благополучные регионы. В целом это содействует в решении важной, уже ранее обозначенной проблемы России: многие регионы не имеют достаточной экономической самостоятельности для саморазвития и сомообеспечения, помощь нефтяных компаний в какой-то мере решает эту проблему. А также соответствует моделям, прописанным в современной теории по воспроизводству человеческого капитала: увеличения образовательного потенциала, долголетия и качества жизни, что в конечном итоге повышает доходы, как самого носителя человеческого капитала, так и компании, территории, где реализуется человек.

Литература

1. Дружинин Г.В. Влияние корпоративных общностей на трансформацию социально-правового пространства // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе Материалы X Всероссийской научной интернет-конференции. 2018. С. 57-58.

2. Дружинин Г.В. Этические начала в корпоративных отношениях // Право и этика в глобальном обществе риска Материалы. 2016. С. 94-99.

3. Мамурков Е.В. Справедливость в обществе диссонанса // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Иркутский государственный университет, Институт социальных наук, Научно-образовательный центр «Социо-Интеграл». 2018. С. 221-224.

4. Мамурков Е.В. Функции справедливости: по материалам исследования в Сибирском федеральном округе // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира. Сборник материалов. М.: МГУ. 2018. С. 216217.

5. Полюшкевич О.А. Введение в корпоративную социальную ответственность. Иркутск. Изд-во ИГУ, 2013. 146 с.

6. Полюшкевич О.А. Тенденции развития корпоративной социальной ответственности: федеральный и региональный аспекты // Проблемы управления развитием социальных систем: личности, организации, территории. Сборник научных трудов. Иркутск, 2014. С. 103-110.

7. Полюшкевич О.А., Пружинин А.Н. Ресурсы развития человеческого потенциала в крупных нефтяных компаниях иркутской области // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Под науч. ред. Н.Н. Даниленко, О.Н. Баевой. 2018. С. 341-346.

8. Пружинин А.Н. Инструменты нефтяных компаний в развитии своего человеческого капитала // Высшее образование, социальные науки и национальная безопасность Материалы конференции. Иркутский государственный университет; Институт социальных наук; Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций; Общественная палата Иркутской области; Комиссия по науке и образованию. 2018. С. 433-436.

9. Пружинин А.Н. Формы социальной ответственности крупных нефтяных компаний региона // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе Материалы X Всероссийской научной интернет-конференции. 2018. С. 51-56.

10. Пружинин А.Н. Человеческий капитал нефтяных компаний // Социология. 2018. № 4. С. 151-154

11. Скуденков В.А. Влияние экономических санкций на качество жизни россиян (на примере Иркутской области) // Социокультурная динамика Иркутской области в ХХ - начале XXI века материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 185-193.

12. Скуденков В.А. Роль экономических санкций в изменении качества жизни и социально-экономических притязаний россиян (на примере Иркутской области) // Социология. 2018. № 3. С. 250-255.

13. Халова Г.О., Йорданов С.Г., Полаева Г.Б. Эволюция энергетической политики ЕС // Инновации и инвестиции. 2018. № 5. С. 97-101.

14. Полаева Г.Б., Азатян С.А. Проблемы функционирования рынка труда в Омской области // Российское предпринимательство. 2012. № 9. С. 123.

15. Постуглеводородная экономика: вопросы перехода / Телегина Е.А., Сорокин В.П., Халова Г.О., Мастепанов А.М., Бессель В.В., Полаева Г.Б., Еремин С.В., Студеникина Л.А., Афанасьева М.В., Громов А.И., Иванов Н.А., Йорданов С.Г., Иллерицкий Н.И., Рева А.Р. Москва, 2017.

16. Бабынина Л.С. Компенсационная модель оплаты труда: теория, методология и корпоративный опыт: автореф. дис.... доктора экономических наук / Рос. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова. Москва, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.