ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2017. № 2
ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ А. В. Корнилова1,
МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия) С. М. Никоноров2,
МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия)
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ
0 КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Предметом данного исследования является корпоративная социальная и экологическая ответственность. Объектом — оценка качества раскрытия информации об ответственности на основе разработанной авторами методологии и Модели ответственности. Анализ качества раскрытия информации проводится на основе данных из публичных источников — годовых нефинансовых отчетов компаний. В данном исследовании представлены примеры применения методологии оценки для шести российских компаний нефтегазового сектора — «Газпром нефть», «Лукойл», «Роснефть», «Зарубежнефть», «Сургутнефтегаз» и «НОВАТЭК» — на основе их годовых отчетов за 2014 г. Цель исследования — представить методологию оценки качества раскрытия информации в публичных источниках компаний об их социальной и экологической ответственности. Основные результаты исследования заключаются в представлении методологии, приведении примеров ее использования. Уникальность исследования в том, что методология базируется на показателях разработанной авторами Модели корпоративной социальной и экологической ответственности. Практическое значение исследования определяется возможностью применения разработанной методологии оценки раскрытия показателей социальной и экологической ответственности для компаний других секторов экономики и других стран. Изучение раскрытия информации о социальной и экологической ответственности в годовых отчетах компаний является частью более масштабного исследования экологической и социальной ответственности российских нефтегазовых компаний, реализующих проекты в Арктике.
Ключевые слова: социальная ответственность, экологическая ответственность, раскрытие информации, годовые отчеты, модель ответственности.
1 Корнилова Анастасия Вячеславовна, аспирант кафедры экономики природопользования экономического факультета; e-mail: [email protected]
2 Никоноров Сергей Михайлович, д.э.н., ведущий научный сотрудник кафедры экономики природопользования экономического факультета; e-mail: [email protected]
METHODOLOGY FOR ASSESSING THE DISCLOSURE QUALITY OF CORPORATE SOCIAL AND ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY INFORMATION
The subject of this study is corporate social and environmental responsibility. The object is the assessment of responsibility information disclosure quality based on the methodology developed by the authors and responsibility model. Analysis of the disclosure quality is based on data from public sources — annual non-financial reports of companies. This study shows examples of assessment methodology application for six Russian oil and gas companies — «Gazprom Neft», «Lukoil», «Rosneft», «Zarubezhneft», «Surgutneftegaz» and «Novatek» — based on their 2014 annual reports. The purpose of the research is to present a methodology for assessing the information disclosure quality in companies' public sources of information about their social and environmental responsibility practices. The main results of the study is to present the methodology with practical examples of its use. The uniqueness of the study lies in the fact that the methodology is based on indicators of the Model of corporate social and environmental responsibility which is developed by the authors'. The practical significance of the study is determined by the possibility to apply the developed methodology for assessing the disclosure quality of social and environmental responsibility for companies from other sectors and based in other countries. Study the disclosure of social and environmental responsibility in the companies' annual reports is part of a larger study of environmental and social responsibility of Russian oil and gas companies that have their projects in the Arctic region.
Key words: social responsibility, environmental responsibility, disclosure, annual reports, responsibility model.
Введение: корпоративная социальная и экологическая ответственность
Социальная и экологическая ответственность в настоящее время становится одним из наиболее актуальных аспектов деятельности компаний разных отраслей промышленности, вне зависимости от их территориальной принадлежности. Руководство компаний все сильнее осознает, что стремление только к увеличению прибыли — не основная цель деятельности, важно, чтобы компании создавали как социальную, так и экологическую ценность в долгосрочной перспективе.
В настоящее время ответственные практики становятся все более популярны среди российских компаний. Это подтверждается тем, что практически 150 из них ежегодно выпускают не только традиционную финансовую отчетность, но также публикуют отечность об устойчивом развитии, в которой указывают на результаты деятельности в об-
ласти корпоративной социальной и экологической ответственности [https://konkurs.moex.com/].
Исследование компании KPMG по практикам ответственности российского бизнеса, проведенное в 2014 г., показало, что ответственные практики и бизнес-этика стали основой развития многих российских компаний не столько по причине того, что данные практики важны для их имиджа и репутации, но именно потому, что руководство компаний осознает ответственность своей экономической деятельности за развитие человеческого потенциала и сохранение природного и культурного наследия для будущих поколений.
Термин «корпоративная социальная ответственность» (КСО, CSR, Corporate Social Responsibility) появился более 50 лет назад и изначально получил свое распространение в экономически развитых западных странах [Chapple, Moon, 2005]. Несмотря на то что данное понятие имеет долгую историю становления и развития, до сих пор не существует единого общепризнанного определения. По мнению авторов, наиболее полным определением является следующее, представленное организацией ЮНИДО. КСО — это деятельность, посредством которой компания достигает баланса между экономическими, экологическими и социальными аспектами (Triple-Bottom-Line-Approach), при этом отвечая ожиданиям акционеров и заинтересованных сторон (стейкхолдеров) [http://www.unido.org/what-we-do/advancing-economic-competitiveness/ competitive-trade-capacities-and-corporate-responsibility/csr/what-is-csr. html]. Таким образом, ответственность бизнеса — это практический механизм, позволяющий снизить негативное влияние на окружающую среду и общество и увеличить позитивное воздействие.
Практики социальной и экологической ответственности (КСО-прак-тики) пришли на российский рынок в XXI в., когда Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял Код корпоративного поведения и бизнес-этики [Soboleva, 2006].
КСО-практики за последние 10 лет были приняты и развиты посредством нескольких механизмов.
Во-первых, через стратегические альянсы, когда российские компании ведут деятельность совместно с зарубежными и принимают развитую систему КСО от зарубежных коллег. Хорошим примером стратегического альянса является проект «Сахалин Энерджи», в котором совместно работают «Газпром», Shell, Mitsul&Co и Mitsubishi Corporation. Этот проект считается примером одной из лучших практик по социальной и экологической ответственности среди проектов нефтегазовой отрасли [Jonker, Witte, 2006].
Во-вторых, российские компании внедряют практики КСО тогда, когда они получают финансовые средства от международных банков,
таких как Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития.
В-третьих, когда зарубежные компании с высоким уровнем культуры КСО открывают франшизу на российской территории, новые компании по франшизе также принимают высокие стандарты КСО и реализуют их [Soboleva, 2006]. Например, Starbucks, «Макдоналдс» и пр.
В 2010 г. был принят международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» [ISO 26000: 2010], а в 2012 г. в России приняли соответствующий ему российский стандарт ГОСТ [ГОСТ Р ИСО 26000-2012]. Данный стандарт отражает широкий международный консенсус относительно содержания и принципов социальной ответственности компаний, в нем наиболее полно отображаются аспекты устойчивого развития, правила определения существенности при написании годовых нефинансовых отчетов. Многие компании, например, «Газпром нефть» [«Газпром нефть», 2014], уже приняли за основу данное руководство и используют его.
Однако необходимо учесть тот факт, что КСО-практики в российских реалиях реализуются и развиваются иначе, чем в странах — родоначальницах КСО, что очевидно и объясняется институциональными особенностями страны [Kuznetsov, Kuznetsova, 2003]. Так, например, многие компании реализуют лишь единичные проекты в области благотворительности и спонсорства, при этом лишь небольшое число компаний развивает проекты, которые действительно приводят к масштабным, системным улучшениям жизни в регионах присутствия [Перекрестов и др., 2011].
В рамках данного исследования рассматриваются основные составляющие корпоративной социальной и экологической ответственности, которые формируются в разработанную авторами Модель ответственности с качественными и количественными индикаторами. Помимо этого, в исследовании представлена методология оценки качества раскрытия информации о корпоративной социальной и экологической ответственности в публичных источниках информации компаний (годовых нефинансовых отчетах). Методология оценки базируется на показателях Модели ответственности и позволяет провести верхнеуровневый анализ текущих ответственных практик, осуществляемых компаниями. В данном исследовании также приведены примеры применения методологии на практике.
Модель корпоративной социальной
и экологической ответственности
Классическое представление понятия «корпоративная социальная ответственность» подразумевает баланс между тремя аспектами:
экономическими, экологическими и социальными, при этом важно учитывать как включение принципа ответственности в стратегию и миссию компаний, так и управление социальными и экологическими рисками и эффективное взаимодействие с заинтересованными сторонами.
Если проанализировать существующие наиболее известные финансовые рейтинги в России (РБК-500, «Эксперт 400», ТОП-100 РИА «Рейтинг», рейтинги Forbes), можно заметить, что в первую очередь в них пристальное внимание уделено таким показателям, как прибыль до налогообложения, объем реализации, чистая прибыль, капитализация, при этом показатели социального или экологического воздействия не учитываются.
Существующий индекс устойчивости Доу-Джонса (Dow Jones Sustainability Index) основан на тщательном анализе их экономической, экологической и социальной деятельности, при учете таких показателей, как корпоративное руководство, управление рисками, брен-динг, смягчение последствий изменений климата, стандарты работы цепочки поставок, трудовая практика, организация производства и т.д. Анализ производится согласно критериям как общей устойчивости, так и устойчивости в данной конкретной отрасли, по подразделениям, определенным в Регистре отраслевых стандартов для сравнения (Industry Classification Benchmark, ICB).
В настоящее время системы отчетности и показателей КСО развиваются, обновляются, появляются новые руководства и рекомендации в этой области, более того, осуществляется разработка автоматизированных систем нефинансовой отчетности. Так, например, базы информации по различным показателям КСО сформировали такие крупные мировые агентства финансовой информации, как Bloomberg и Thomson Reuters. Сейчас ведется активная работа по созданию информационной платформы для построения систем оценки корпоративной социальной и экологической ответственности.
Представители международных финансовых рынков — инвесторы и аналитики — обращают все больше внимания на такие аспекты устойчивого развития компаний, как качество управления социальными и экологическими рисками, использование инноваций, развитие местных сообществ и регионов присутствия и т.д. Однако нет единой модели оценки уровня корпоративной социальной и экологической ответственности компаний.
В настоящее время в мире существует порядка двухсот рейтингов и индексов КСО, которые охватывают различный набор показателей и критериев оценки. Учитывая растущий спрос на подобные аналитические разработки, растет необходимость в унификации и упорядочении методов и подходов к оценке корпоративной ответственности.
Важно отметить возникновение Глобальной инициативы по рейтингам в сфере устойчивого развития, которая разрабатывает общие принципы и подходы (GISR).
В России рынок рейтингов систем оценки КСО находится пока в стадии становления. В числе наиболее известных — эколого-энергетиче-ские рейтинги «Интерфакс-НЭРА», экологический рейтинг WWF России [Шварц и др., 2015], совместный проект по рэнкингу корпоративной благотворительности «Форума доноров», компании «Прайсвотерхаус-Куперс» и газеты «Ведомости».
Существует также комплекс индексов корпоративной социальной ответственности, разработанный совместно РСПП и Европейским университетом в Санкт-Петербурге, который оценивает качество раскрытия информации о КСО в публичной корпоративной отчетности. Он позволяет также выявлять круг тем, приоритетных для лидеров российского бизнеса в сфере корпоративной социальной ответственности, а также набор показателей, которые компании используют для отражения своих воздействий на экономику, общество и окружающую среду. Перечень показателей включает, например, такие, как охрана труда и здоровья на рабочем месте, оплата труда, обучение персонала, текучесть кадров, социальные инвестиции, экономическое воздействие, выбросы в атмосферу, использование воды и другие экологические данные, использование энергии и пр.
Все вышеперечисленные рейтинги рассматривают различные показатели и аспекты корпоративной социальной ответственности: одни делают больший упор на экологические проекты, другие рассматривают благотворительность, третьи — проекты в области социальной и экологической ответственности в целом. Однако не существует рейтинга, который охватывал бы все ключевые аспекты корпоративной социальной и экологической ответственности наиболее полно.
В результате проведенного анализа было принято решение разработать наиболее приемлемую Модель корпоративной социальной и экологической ответственности, описать наиболее подробно ее показатели, а также качественные и количественные индикаторы, а также представить методологию оценки ответственности на основе показателей Модели.
Так, в рамках данного исследования авторами разработана Модель корпоративной социальной и экологической ответственности (CSR (oil&gas), которая состоит из пяти показателей и представлена следующей формулой:
CSR (oil&gas) = L + RM + St + Env + S,
где L — миссия и стратегия (Legal base), RM — управление социальными и экологическими рисками (Risk management), St — взаимодействие с заинтересованными сторонами (Stakeholders), Env — экологическая ответственность компании (Environment), S — социальная ответственность компании (Society).
Пять основных показателей Модели корпоративной социальной и экологической ответственности представляют собой ключевые аспекты деятельности компаний, которые стремятся расти и развиваться социально и экологически ответственно, т.е. в рамках концепции устойчивого развития. Рассмотрим каждый из показателей более подробно, представив их краткое описание.
Показатель № 1. L — Миссия и стратегия компании
Данный показатель означает наличие заявления о важности социальной и экологической ответственности компании в описании ее миссии и стратегических целей среди других ключевых аспектов деятельности, таких как, например, рост разработок ресурсной базы, обеспечение максимального возврата на инвестиции по новым проектам, максимизация продаж нефтепродуктов и пр. Данный показатель Модели свидетельствует о важности ответственных практик для руководства компании.
Показатель № 2. RM — Управление социальными
и экологическими рисками
Данный показатель означает управление социальными и экологическими рисками компании наравне с финансовыми, правовыми и пр. Управление социальными и экологическими рисками — один из важнейших показателей Модели корпоративной социальной и экологической ответственности, так как реализация ответственных практик невозможна без эффективно выстроенной и работающей системы управления рисками (СУР). СУР представляет собой систему управления, посредством которой компания может контролировать риски на всех уровнях.
Существует Стандарт управления рисками COSO ERM (COSO, Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея). Также существует национальный стандарт Российской Федерации «Менеджмент риска: принципы и руководство» (Risk management. Principles and guidelines. ГОСТ Р ИСО 31000-2010). Данные стандарты приводят инструкции по созданию эффективной системы управления рисками в компании, которая включает в себя этапы идентификации рисков, их оценки, управления ими и их мониторинга. Следование руководством компа-
нии данным стандартам подтверждает ответственное отношение к процессу управления рисками.
Показатель № 3. St — Заинтересованные стороны /
стейкхолдеры
Данный показатель означает взаимодействие с заинтересованными сторонами, их эффективность, вовлечение заинтересованных сторон в диалог и получение от них обратной связи. Заинтересованные стороны — те сообщества, организации или индивиды, на которых деятельность компании оказывает существенное влияние и которые также могут оказывать влияние на деятельность компании. Существует Стандарт по взаимодействию с заинтересованными сторонами AA1000 SES, и следование ему, а также эффективное взаимодействие со стейкхолдерами свидетельствуют о высоких стандартах ответственности компании.
Показатель № 4. Env — Экологическая ответственность
компании
Включает в себя все возможные проекты компании по минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду, к которым могут относиться такие, как: экологический менеджмент, экологический мониторинг, снижение выбросов в атмосферу парниковых газов и загрязняющих веществ, проекты по повышению энергоэффективности, снижение забора воды из естественных источников и повышение качества сточных вод, проекты по сохранению биологического разнообразия территорий присутствия и сохранению экосистем, а также рекультивация загрязненных земель.
Показатель № 5. S — Социальная ответственность компании
Этот показатель подразумевает все возможные проекты компании по минимизации негативного воздействия на местные сообщества регионов присутствия компании, а также ее работников. К подобным проектам могут относиться такие, как: благотворительность и спонсорство, охрана труда и промышленная безопасность, социальные программы для работников компании, проекты по развитию регионов присутствия, поддержка местных сообществ и коренных малочисленных народов.
Данные показатели Модели ответственности применяются при оценке качества раскрытия компаниями информации о социальной и экологической ответственности. Методология оценки, а также качественные и количественные индикаторы для показателей Модели представлены далее.
Методология оценки качества раскрытия информации
социальной и экологической ответственности
В рамках данного исследования практики корпоративной социальной и экологической ответственности российских нефтегазовых компаний изучаются на основе их публичной нефинансовой отчетности.
Публичная нефинансовая отчетность — это отчетность, охватывающая одновременно экономические, экологические и социальные аспекты деятельности компании, раскрывающая информацию об ее нефинансовых инициативах и вкладе в устойчивое развитие окружающего мира.
Нефинансовая отчетность является добровольной и создана для того, чтобы понятным языком донести ключевую информацию по экологическим, социальным и экономическим результатам деятельности компании за год до всех заинтересованных сторон. Термин «нефинансовая отчетность» не означает, что в отчете нет данных по годовым финансовым результатам компании, термин означает тот факт, что данная отчетность не относится к стандартной бухгалтерской.
Публичная нефинансовая отчетность играет существенную роль в повышении прозрачности деятельности компаний, что является показателем высоких стандартов управления компанией и ее инвестиционной привлекательности. В настоящий момент информирование о корпоративной социальной и экологической ответственности для успешных компаний является очень хорошим способом коммуникации с основными стейкхолдерами — акционерами, инвесторами и другими заинтересованными сторонами. И чем прозрачнее нефинансовая деятельность компаний, тем выше их привлекательность и конкурентоспособность [М1р://Ьк-]оигпа1.ги/аг1Ме8/годовая-отчетность-что-как-когда/#].
В экономически развитых странах публикация нефинансовых отчетов в течение долгого времени является стандартной корпоративной практикой, о чем свидетельствуют данные исследований компании КРМО в области корпоративной социальной отчетности. Так, в 1992 г. лишь около 50 компаний раскрывали некоторые нефинансовые показатели, в 2005 г. уже 1906 организаций готовили подобные отчеты. По данным 2013 г., каждая вторая компания в мире публикует отчет в области устойчивого развития [ЬЦр://Ьк-]оигпа1.ги/агйс1е8/годовая-отчетность-что-как-когда/#].
Годовые нефинансовые отчеты являются достоверным отображением того, что на самом деле делает компания в области социальной и экологической ответственности, каким образом она воспринимает
свою деятельность и какую общественную ценность компания, по мнению ее руководства, создает.
Для того чтобы оценить и проанализировать корпоративную социальную и экологическую ответственность, по показателям Модели была разработана методология оценки, представленная ниже.
Так, качество раскрытия информации в годовых отчетах компаний по показателям Модели корпоративной социальной и экологической ответственности оценивается в баллах, так как некоторые показатели одними компаниям раскрываются наиболее полно и всеобъемлюще, а другие компании лишь в общих чертах указывают на приверженность той или иной позиции.
Учитывая различия в полноте раскрытия информации по тем или иным показателям в годовой нефинансовой отчетности компаний, в целях наиболее адекватной оценки раскрытия информации по пяти показателям в отчетах используется следующая система оценки качества раскрытия информации: каждый показатель получает от 0 до 10 баллов в зависимости от качества раскрытия информации, как показано на рис. 1.
Отчетность
Отсутствие информации
Нет
упоминаний
0 баллов
Заявление
Иллюстрация
Тема
упоминается в самом общем виде
3 балла
Утверждения
или заявления
дополняются
конкретными
данными
или примерами
5 баллов
Наиболее полное раскрытие информации в масштабах всей компании, с указанием динамики и эффективности
10 баллов
Рис. 1. Система оценки качества раскрытия информации в годовой нефинансовой отчетности по показателям Модели
Разработанная методология оценки позволяет наиболее полно проанализировать и охарактеризовать текущую деятельность компаний в области социальной и экологической ответственности, а также позволяет понять, какие аспекты деятельности являются приоритетными для компаний при создании общественной ценности.
Важно еще раз подчеркнуть, что система оценки разработана для показателей Модели ответственности, а также для качественных и количественных индикаторов Модели, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели Модели ответственности, включая качественные и количественные индикаторы,
оцениваемые по методологии
№ Показатель Качественные индикаторы Количественные индикаторы
1 Миссия и стратегия компании (Ь)
Миссия компании и ее стратегические цели • Наличие заявления о важности социальной и экологической ответственности компании в описании ее миссии и стратегических целей (Пример: компания обязуется вести бизнес честно и ответственно, заботиться о сотрудниках и быть лидером по эффективности) • Указание на целевые стратегические значения: снижение выбросов на Х%, обучение Xсотрудников, строительство Xквартир и пр.
2 Управление социальными и экологическими рисками (ЖМ)
2.1 Система управления рисками • Наличие в отчете информации о действующей в компании системе управления рисками (СУР) (Пример: описание процесса и системы идентификации, оценки рисков, управления ими, мониторинга эффективности данных мероприятий) • Указание на: количество идентифицированных рисков, количество проведенных интервью по оценке рисков, количество значимых, умеренных и незначительных рисков и пр.
2.2 Реестр ключевых рисков компаний • Представление в отчете реестра ключевых рисков компании с указанием мер по управлению ими, которые предпринимает компания (Пример: риски, связанные с кадровыми ресурсами. Меры по управлению рисками: конкурентоспособное вознаграждение, программы формирования кадрового резерва, обучения и развития персонала и пр.) • В реестре рисков указание на: количественную оценку риска (Хмлн руб.), количество происшествий (Хшт.), количество выбросов в атмосферу (млн тонн) и пр.
2.3 Социальные и экологические риски • Наличие социальных и экологических рисков в реестре ключевых рисков компаний (Пример: экологические риски. Меры по управлению: обеспечение соответствия требованиям действующего экологического законодательства путем инвестирования существенных средств в проведение природоохранных мероприятий, включая применение технологий, обеспечивающих минимизацию негативного воздействия на окружаюи(\>ю среду и пр.) • Указание на: количественную оценку риска (Хмлн руб.), количество происшествий (Хшт.), количество выбросов в атмосферу (млн тонн), Xобученных сотрудников и пр.
Продолжение табл. 1
№ Показатель Качественные индикаторы Количественные индикаторы
2.4 Карта рисков • Наличие карты рисков, в которой риски распределены по вероятности возникновения (низкая, средняя, высокая) и масштабу ущерба, исчисляемому в млн руб. (низкий, средний, высокий ущерб)
3 Заинтересованные стороны / стейкхолдеры (St)
3.1 Ключевые заинтересованные стороны • Наличие в отчете списка основных заинтересованных сторон (ЗС) компании (Пример: акционеры и инвесторы, органы государственной власти, персонал, деловые партнеры, поставщики и потребители, местные сообщества и пр.) • Для данного показателя количественные индикаторы отсутствуют
3.2 Способы взаимодействия с ЗС • Описание способов взаимодействия с заинтересованными сторонами, механизмов обратной связи, механизмов оценки текущих нужд ЗС (Пример: проведение встреч, общественные слушания, работа «горячей линии» для сотрудников и потребителей, проведение конференций и пр.) • Указание на: количество проведенных встреч, слушаний, количество обращений на «горячую линию», количество участников конференций и пр.
3.3 Оценка эффективности взаимодействия с ЗС • Описание механизмов оценки эффективности реализации социальных и экологических программ, направленных на улучшение регионов присутствия компании, и повышения качества взаимодействия с ЗС (Пример: проведение круглых столов с представителями местных сообществ, опросы сотрудников и потребителей и пр.) • Указание на: количество проведенных круглых столов, опросов, результаты опросов, количество задействованных в диалоге участников и пр.
4 Экологическая ответственность компании (Env)
4.1 Экологический мониторинг и менеджмент • Подход к осуществлению экологической ответственности • Описание проектов по экологическому мониторингу • Наличие сертификации серии ISO 140000 (Экологический менеджмент) и пр. • Указание на: количество реализованных проектов в области экологической ответственности, количество проведенных экологических аудитов, общую сумму затрат на экологические проекты и пр.
4.2 Выбросы в атмосферу и изменение климата • Описание проектов по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу • Описание используемых НДТ • Описание проектов по снижению выбросов парниковых газов и пр. • Количество и динамика выбросов загрязняющих веществ (млн тонн) • Сумма затрат на внедрение НДТ • Количество и динамика выбросов парниковых газов и пр.
4.3 Энергоэффективность • Наличие сертификации серии ISO 500000 (Энергетический менеджмент) • Описание проектов по повышению энергоэффективности • Описание используемых НДТ и пр. • Потребление энергии в компании • Динамика энергопотребления • Сумма затрат на внедрение НДТ и пр.
4.4 Использование воды • Описание проектов по водоочистке, оборотному циклу водопользования • Описание используемых НДТ и пр. • Общее количество забираемой воды • Объем повторно используемой воды • Объем очищенной воды • Объем сбросов • Сумма затрат на внедрение НДТ и пр.
4.5 Управление отходами • Описание программ по утилизации отходов • Описание технологий по повторному использованию отходов и пр. • Общая масса отходов • Объем отходов, отданных в переработку • Объем повторно использованных отходов в компании и пр.
4.6 Сохранение биоразнообразия и экосистем • Описание проектов по сохранению биологического разнообразия и экосистем • Сумма затрат на программы по сохранению биологического разнообразия и экосистем • Количество спасенных животных (например, белых медведей) • Количество спонсируемых ООПТ и пр.
4.7 Рекультивация загрязненных земель • Описание проектов по рекультивации загрязненных земель • Результаты рекультивации и пр. • Описание проектов по снижению вероятности загрязнения в будущем и пр. • Общее количество разливов • Сумма затрат на рекультивацию • Площадь загрязненных земель • Площадь рекультивированных земель и пр.
5 Социальная ответственность компании (5)
5.1 Благотворительность и спонсорство • Описание благотворительных и спонсорских проектов и их результатов и пр. • Объем инвестиций в благотворительные и спонсорские проекты • Количество учреждений и организаций, охваченных инвестициями, и пр.
Окончание табл. 1
№ Показатель Качественные индикаторы Количественные индикаторы
5.2 Охрана труда и промышленная безопасность • Наличие сертификации серии ОНБАБ18000 (Менеджмент промышленной безопасности и охраны труда) • Описание подходов к развитию системы охраны труда и промышленной безопасности и пр. • Количество несчастных случаев • Количество проведенных поведенческих аудитов безопасности • Количество выявленных рисков производственных процессов и рабочих мест и пр.
5.3 Социальные программы для сотрудников компаний • Описание подхода к поддержке сотрудников и членов их семей • Описание программ и проектов по поддержке сотрудников и пр. • Объем инвестиций в поддержку сотрудников и членов их семей • Средняя заработная плата сотрудников • Количество обученных сотрудников и сотрудников, прошедших курсы повышения квалификации • Среднегодовое количество часов обучения и пр.
5.4 Развитие регионов присутствия, местных сообществ, коренных малочисленных народов • Описание подхода к поддержке местных сообществ и регионов присутствия • Описание программ и проектов по поддержке местных сообществ и регионов присутствия и пр. • Объем инвестиций в поддержку местных сообществ • Количество построенных школ и детских садов • Количество распределенных грантов • Количество поддержанных спортивных и культурных мероприятий и пр.
В результате анализа информации из публичных источников информации (годовых отчетов) компаний по вышеуказанной системе оценки качества раскрытия информации по показателям Модели ответственности и индикаторам можно выделить Лидера ответственности. В годовых отчетах может быть представлена информация, соответствущая как качественным, так и количественным индикаторам. При выставлении баллов согласно системе оценки качества раскрытия информации высший балл по оценке «Отчетность» может ставиться даже в случае раскрытия исключительно качественных или исключительно количественных индикаторов, в данном случае роль играет в целом полнота и информативность предоставленных данных. Ниже представлены примеры применения методологии оценки качества раскрытия информации о корпоративной социальной и экологической ответственности.
Примеры применения методологии оценки
качества раскрытия информации
Разберем пример применения методологии к показателю № 2 Модели ответственности — Управление социальными и экологическими рисками, подпункт 2.3 «Социальные и экологические риски». Методология в рамках данного исследования применяется к информации, представленной в годовой отчетности за 2014 г. шести российских нефтегазовых компаний — «Газпром нефть», «Лукойл», «Роснефть», «За-рубежнефть», «Сургутнефтегаз» и «НОВАТЭК».
Так, социальные и экологические риски присутствуют в годовых отчетах компаний «Газпром нефть», «Зарубежнефть», «Сургутнефтегаз» и «НОВАТЭК». Социальные и экологические риски отсутствуют в реестре ключевых рисков компаний «Лукойл» и «Роснефть», как показано на рис. 2.
■ Отсутствие социальных экологических рисков («Лукойл», «Роснефть») 33%
Рис. 2. Наличие социальных и экологических рисков в реестре ключевых рисков компаний
Наличие социальных и экологических рисков («Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Зарубежнефть»
Наличие социальных и экологических рисков в реестре ключевых рисков компаний свидетельствует о понимании важности управления данными рисками их руководством.
«Газпром нефть» выделяет такие ключевые социальные и экологические риски, как риски, связанные с кадровыми ресурсами (нехватка квалифицированного рабочего персонала, в частности в инженерных и технологических областях), риски, связанные с промышленной безопасностью, и экологические риски. Соответственно, мероприятия по управлению ими следующие: конкурентоспособное вознаграждение, социальный пакет, обучение и развитие персонала, обеспечение соблюдения техники безопасности и безопасных условий труда для сотрудников, соблюдение требований экологического законодательства и проведение природоохранных мероприятий [«Газпром нефть», 2014]. «Газпром нефть» за раскрытие информации по данному показателю получает 10 баллов (уровень раскрытия «Отчетность»).
В годовом отчете компании «Зарубежнефть» экологические (аварии и загрязнение окружающей среды) и социальные (охрана труда и промышленная безопасность) риски включены в такие подразделы, как операционные риски и риски соответствия законодательству и требованиям регулирующих органов [«Зарубежнефть», 2014]. По данному показателю «Зарубежнефть» получает 10 баллов (уровень раскрытия «Отчетность»).
В разделе годового отчета, посвященном ключевым рискам компании «Сургутнефтегаз», экологические риски включены в группу отраслевых рисков, в отчете также представлены мероприятия по управлению рисками [«Сургутнефтегаз», 2014]. Социальные риски в списке ключевых не обозначены, «Сургутнефтегаз» получает 5 баллов за раскрытие информации по данному показателю (уровень раскрытия «Иллюстрация»).
Компания «НОВАТЭК» в годовом отчете указывает следующие группы рисков: операционные (куда входят экологические и социальные), финансовые и правовые риски. В отчете подробно представлены как сами риски, так и мероприятия и управлению ими. НОВАТЭК по данному показателю получает 10 баллов (уровень раскрытия «Отчетность»).
В годовых отчетах компаний «Роснефть» и «Лукойл» социальные и экологические риски в реестре ключевых рисков не представлены, поэтому компании получают 0 баллов (уровень раскрытия «Отсутствие информации»).
Оценка раскрытия в годовых отчетах исследуемых компаний информации по показателю «Социальные и экологические риски» приведена на рис. 3. В результате проведенного анализа выделяются три Лидера ответственности по показателю № 2 Модели ответственности — Управление социальными и экологическими рисками, подпункту 2.3 «Социальные и экологические риски»: «Газпром нефть», «Зарубежнефть» и «НОВАТЭК».
I l.l
Рис. 3. Оценка раскрытия информации по показателю «Социальные и экологические риски»
Заключение
Представленная в данном исследовании методология оценки качества раскрытия информации о корпоративной социальной и экологической ответственности позволяет проанализировать существующие в компаниях проекты в данной области, выявить наиболее приоритетные зоны ответственности для руководства и зоны, которые требуют дополнительного изучения и не могут быть раскрыты без применения дополнительных инструментов — чтения внутренних нормативных документов компаний, проведения интервью с представителями топ-менеджмента и работниками компаний, а также представителями местных сообществ и регионов присутствия компаний. Данная методология, основанная на Модели ответственности, позволяет формировать рейтинги ответственности компаний различных отраслей и территориальных принадлежностей. Модель корпоративной социальной и экологической ответственности переосмыслена авторами и представлена в данном исследовании в расширенном, наиболее полном виде — она включает в себя пять показателей, а также качественные и количественные индикаторы. Она может быть также применима в компаниях при выстраивании системы управления устойчивым развитием и при разработке стратегического видения управления устойчивым развитием.
1. Большой консалтинг. Годовая отчетность: что, как, когда. URL: http://bk-journal.ru/articles/годовая-отчетность-что-как-когда
Список литературы
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15
16
17
18
19
20
В фокусе: корпоративное управление и устойчивое развитие, 2013. URL: http://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/ Documents/GS_Magazine_0ctober2013.pdf
«Газпром нефть». Отчет об устойчивом развитии 2014, Стремиться
к большему, 2014. URL: http://ir.gazprom-neft.ru/fileadmin/user_upload/
documents/annual_reports/gpn_sr_2014_rus_web.pdf
ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности. —
М.: Изд-во «Стандартинформ», 2014. — 115 с.
ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Менеджмент риска: принципы и руководство. — М.: Изд-во «Стандартинформ», 2012. — 21 с. ГОСТ Р ИСО 50001-2012. Системы энергетического менеджмента: требования и руководство по применению. — М.: Изд-во «Стандартинформ», 2013. — 22 с.
«Зарубежнефть», 2014. Годовой отчет 2014, Стратегия роста. URL: http:// www.nestro.ru/ru/press-centr/novosti/249/
Конкурс годовых отчетов Московской биржи, сентябрь 2015. URL: https://konkurs.moex.com/
«Лукойл», 2014. Годовой отчет 2014, Всегда в движении. URL: http:// media.rspp.ru/document/1/f/f/ffd017da27cddfcf040fc321ff8378c0.pdf «НОВАТЭК», 2014. Годовой отчет 2014, Новое качество роста. URL: http://www.dex.ru/design/portfolio/annual_reports/novatek/ Перекрестов Д. Г., Поварич И. П., Шабашев В. А. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики. — М: Академия Естествознания, 2011. — 437 с.
Шварц Е. А., Книжников А. Ю., Пахалов А. М, Шерешева М. Ю. Оценка экологической ответственности нефтегазовых компаний, действующих в России: рейтинговый подход // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2015. — № 4. — С. 46-67.
«Роснефть», 2014. Годовой отчет 2014, Победа, эффективность, ответственность. URL: http://www.rosneft.ru/docs/report/2014/main.html «Сургутнефтегаз», 2014. Годовой отчет 2014. URL: http://www. surgutneftegas.ru/investors/reports/annual/
Хонякова Н. Комплекс индексов корпоративной социальной ответственности, 2015. URL: http://media.rspp.ru/document/1/f/a/faf7584e813cffd7c20 315d47adf8a42.pdf
Chapple W., Moon J. Corporate Social Responsibility (CSR) in Asia: A Seven-Country Study of CSR Web Site Reporting // Business & Society. — 2005. — 44(4). — Р. 415-441.
ISO 14001: 2015. Environmental management system — Requirements with guidance for use.
ISO 50001: 2011. Energy management systems — Requirements with guidance for use.
Jonker J., Witte M. (eds). Management Models for Corporate Social Responsibility // Springer. — 2006. — Р. 25-26.
KPMG International. A new vision of Value: Connecting corporate and societal value creation, 2014. — P. 41-47.
21. Kuznetsov A., Kuznetsova O. Institutions, Business and the State in Russia // Europe-Asia Studies. — 2003. — 55(6). — P. 907-922.
22. OHSAS 18001: 2007. Occupational health and safety management.
23. Soboleva I. Corporate Social Responsibility. Global Context and Russian Realities // Problems of Economic Transition. — 2006. — 49(8). — P. 82-95.
The List of References in Cyrillic Transliterated into Roman Alphabet
1. Bol'shoj konsalting. Godovaja otchetnost': chto, kak, kogda. URL: http://bk-journal.ru/articles/godovaja-otchetnost'-chto-kak-kogda
2. V fokuse: korporativnoe upravlenie i ustojchivoe razvitie, 2013. URL: http:// www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/ GS_Magazine_0ctober2013.pdf
3. «Gazprom neft'». Otchet ob ustojchivom razvitii 2014, Stremit'sja k bol'shemu,
2014. URL: http://ir.gazprom-neft.ru/fileadmin/user_upload/documents/ annual_reports/gpn_sr_2014_rus_web.pdf
4. GOST R ISO 26000-2012. Rukovodstvo po social'noj otvetstvennosti. — M.: Izd-vo «Standartinform», 2014. — 115 s.
5. GOST R ISO 31000-2010. Menedzhment riska: Principy i rukovodstvo. — M.: Izd-vo «Standartinform», 2012. — 21 s.
6. GOST R ISO 50001-2012. Sistemy jenergeticheskogo menedzhmenta: Trebovanija i rukovodstvo po primeneniju. — M.: Izd-vo «Standartinform», 2013. — 22 s.
7. «Zarubezhneft'», 2014. Godovoj otchet 2014, Strategija rosta. URL: http:// www.nestro.ru/ru/press-centr/novosti/249/
8. Konkurs godovyh otchetov Moskovskoj birzhi, sentjabr' 2015. URL: https:// konkurs.moex.com/
9. «Lukojl», 2014. Godovoj otchet 2014, Vsegda v dvizhenii. URL: http://media. rspp.ru/document/1/f/f/ffd017da27cddfcf040fc321ff8378c0.pdf
10. «NOVATJeK», 2014. Godovoj otchet 2014, Novoe kachestvo rosta. URL: http://www.dex.ru/design/portfolio/annual_reports/novatek/
11. Perekrestov D. G., Povarich I. P, Shabashev V. A. Korporativnaja social'naja otvetstvennost': voprosy teorii i praktiki. — M: Akademija Estestvoznanija, 2011. — 437 s.
12. Shvarc E. A., Knizhnikov A.Ju., Pahalov A. M, Sheresheva M. Yu. Ocenka jekologicheskoj otvetstvennosti neftegazovyh kompanij, dejstvujushhih v Rossii: rejtingovyj podhod // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 6. Jekonomika. —
2015. — № 4. — S. 46-67.
13. «Rosneft'», 2014. Godovoj otchet 2014, Pobeda, jeffektivnost', otvetstvennost'. URL: http://www.rosneft.ru/docs/report/2014/main.html
14. «Surgutneftegaz», 2014. Godovoj otchet 2014. URL: http://www.surgutneftegas. ru/investors/reports/annual/
15. Honjakova N. Kompleks indeksov korporativnoj social'noj otvetstvennosti, 2015. URL: http://media.rspp.ru/document/1/f/a/faf7584e813cffd7c20315d4 7adf8a42.pdf