Научная статья на тему 'Стратегии разрешения педагогических конфликтов'

Стратегии разрешения педагогических конфликтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5636
715
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / СТРАТЕГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА / КОМПРОМИСС / СОТРУДНИЧЕСТВО / УХОД / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / PEDAGOGICAL CONFLICT / STRATEGIES OF SOLVING THE PEDAGOGICAL CONFLICT / COMPROMISE / COOPERATION / AVOIDANCE / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ритс Александра Лембитовна

В статье анализируются стратегии разрешения педагогических конфликтов, имеющие место в педагогическом процессе. Раскрывается содержание стратегий в разрешении педагогических конфликтов: компромисс, сотрудничество, уход, приспособление. Рекомендуются наиболее успешные стратегии разрешения педагогических конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ритс Александра Лембитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии разрешения педагогических конфликтов»

ские способности; оно существенным образом повышает эффективность обучающей деятельности учителя, так как видеоматериалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным. В-третьих, использование экранных средств помогает учителю расширить номенклатуру ситуаций в пределах отрабатываемой темы, привнося каждый раз что-то новое, что вызывает интерес у учащихся и даёт им импульс для высказывания и, следовательно, позволяет более полно осуществлять коммуникативную направленность процесса обучения.

Библиографический список

1. Барменкова, О. В. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи [Текст] / О. В. Барменкова // Иностр. яз. в шк. - 1999 - № 3. - С. 20-25.

2. Гарза, Г. Д. Лучше раз увидеть? Видео в обучении иностранным языкам [Текст] / Г. Д. Гарза, М. Д. Лекич // Русский язык за рубежом. - 1990. - № 3. -С.44-53.

3. Жоглина, Г. Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов (французский язык, языковой вуз) [Текст]: дис. ... канд.пед.наук: 13.00.02 / Г. Г.Жоглина. - Пятигорск, 1998.

- 309 с.

4. Ильченко, Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка [Текст] / Е. Ильченко // Первое сентября, Английский язык. - 2003. - № 9. - С. 7-9.

5. Комаров, Ю. А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку в средней школе / Отв. ред. М. К. Колкова // Методики обучения иностранным языкам в школе. СПб. : КАРО, 2006. - С. 188-203.

6. Рожкова, Ф. М. Кинофильмы на уроках английского языка [Текст] / Ф. М. Рожкова. - М. : Просвещение, 1967. - 111 с.

7. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс [Текст]: пособ. / Е. Н. Соловова. - М. : Просвещение, 2008. - 238 с.

8. Щербакова, И. А. Кино в обучении иностранным языкам [Текст] / И. А. Щербакова. - М. : Высш. шк, 1984. - 93 с.

9. Allan, M. Teaching English with Video [Text] / M. Allan // Video-applications in ELT. - Oxford: Pergamon Press, 1983. - P. 20.

10. Willis, D. The potentials and limitations of Video [Text] / D. Willis // Videoapplications in ELT. - Oxford: Pergamon Press, 1983. - P. 17.

Дебют в науке

Ритс Александра Лембитовна

Студентка гуманитарно-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 378

ББК 74.2

СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

В статье анализируются стратегии разрешения педагогических конфликтов, имеющие место в педагогическом процессе. Раскрывается содержание стратегий в разрешении педагогических конфликтов: компромисс, сотрудничество, уход, приспособление. Рекомендуются наиболее успешные стратегии разрешения педагогических конфликтов.

Ключевые слова: педагогический конфликт, стратегия разрешения педагогического конфликта, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.

STRATEGIES SOLVING PEDAGOGICAL CONFLICTS

The article analyzes the strategies of solving the pedagogical conflicts which take place in the pedagogical process. The content of the strategies in the solution of the pedagogical conflicts are: a compromise, cooperation, avoidance, adaptation. The most successful strategies to solve the conflicts are recommended.

Key words: pedagogical conflict; strategies of solving the pedagogical conflict; compromise, cooperation, avoidance, adaptation.

Профессия педагога по своему содержанию и функциональной нагрузке относится к наиболее напряженным в эмоциональном плане видам труда. М.Б. Калашникова и Ю.С. Широкова отмечают, «что 95% учителей считают свою работу эмоционально и интеллектуально напряжённой, причём 32% полагают, что эти перегрузки весьма значительные и постоянные; 51% учителей считают, что их профессиональная деятельность связана со значительными физическими нагрузками преимущественного статического характера, что подтверждает напряженный характер профессиональной деятельности» [1, с. 50]. Напряжённость профессиональной деятельности способствует возникновению конфликтных ситуаций. Необходимость разрешения педагогических конфликтов очень велика, иначе в результате нерешенные проблемы в межличностных отношениях могут привести к нежелательным последствиям в коммуникации субъектов педагогического процесса.

Чтобы урегулировать возникшие разногласия, важно осознавать, что каждые из них можно разрешить путем определенных стратегий поведения в конфликтной ситуации, которые, в свою очередь, помогут подвести участников конфликта к какому-либо взаимному результату или решению.

Стратегия - это искусство, план, определенный способ достижения каких-либо поставленных целей, которая позволяет примерно представить будущий результат. Это интеллектуальный инструмент и преимущество для отдельного конкретно взятого человека, вне зависимости от области ее применения [2].

Решение педагогических конфликтов возможно с помощью следующих стратегий:

- компромисс (приход к одному решению, баланс интересов сторон, положительное развитие взаимоотношений, соглашение на основе взаимных уступок) [3, с. 287];

- сотрудничество (соблюдение собственных интересов и интересов оппонента) [4, с. 98];

- уход или уклонение (низкая ориентация на соблюдение интересов соперника и своих собственных) [5, с.78];

- приспособление или уступка (полное принятие позиции партнера, принижение своих стремлений) [6, с. 108].

Разрешение педагогических конфликтов зависит от двух конфликтующих сторон, от их отношения друг к другу. Каждый из участников конфликта, должен понимать, что в конфликте главное не победа над оппонентом, а сохранение отношений. Необходимо чтобы обе конфликтующие стороны предприняли всевозможные усилия для признания ценности и важности отношений и видели смысл в их сохранении. Разрешение педагогических конфликтов зависит, в первую очередь, от личностных особенностей участников конфликта таких, как умение прощать, понимать, слушать и слышать друг друга. Поэтому наиболее эффективными и продуктивными стратегиями в разрешении педагогических конфликтов будут компромисс и сотрудничество.

Компромисс характеризуется желанием сотрудничать, где главная цель - получить полное или частичное удовлетворение от общего решения, когда учитываются все требования и интересы другого человека. Этот стиль (стратегия) поведения в конфликтной ситуации предполагает приложение индивидуальных и коллективных усилий. Он примечателен тем, что преграждает путь к недоброжелательности и позволяет урегулировать возникшие ранее разногласия. Удовлетворенность отношениями - нейтральная или положительная, т.е. обе стороны получат, по крайней мере, частичное удовлетворение. Данная стратегия, несомненно, поможет в том случае, когда участники четко понимают, что желает их оппонент и они сами.

Сотрудничество, характеризуется взаимодействием и настойчивостью обеих сторон, главной целью которой является совместное разрешение возникшей проблемы для всех, путем общего обсуждения. Пользуясь данной стратегией, участники будут полностью удовлетворены не только процессом, но и результатом. Этот стиль основан в первую очередь на уважении друг другу и заинтересованности развития и сохранения отношений. Эту стратегию можно применять при любом конфликте, однако, она требует много времени. Осуществление такого стиля поведения в педагогическом конфликте возможно при условии точно продиагностированной проблемы, породившей конфликтную ситуацию, при условии учёта как внешних факторов, так скрытых или внутренних причин.

Компромисс и сотрудничество приводят к более успешному исходу в ситуации педагогического конфликта. Применяя их, желаемый результат может быть достигнут на начальном этапе конфликта, поскольку причины педагогического конфликта поднимаются на всеобщее обсуждение и в последующем принимается решение удовлетворяющие обе конфликтующие стороны. Иногда возникают и такие ситуации, когда участник конфликта чувствует превосходство другого участника конфликта, или же значимость

появившейся проблемы не столь велика для него самого. Поэтому, во избежание проблем следует воспользоваться стратегиями ухода или приспособления. Эти стратегии имеют положительные аспекты.

Уход как стратегия характеризуется нежеланием сотрудничать, целью ухода является воздержание и попытка избежать конфликта. Точка одного (либо двух) из сторон рассматривается как нежелание говорить о возникшей проблеме либо когда обнаруживается возможность достижения собственных целей иным, неконфликтным путем. Индивидуальное чувство удовлетворенности отсутствует, но такая стратегия дает возможность эмоционально расслабиться, а также отсрочивает острое столкновение для более подробного самоанализа и анализа сложившейся ситуации. Однако «минус» такой стратегии состоит в том, что ни одна из сторон не получает удовлетворения, а приводит лишь к нагнетанию ситуации и взаимным обвинениям. Как отмечают Р. Вердербер и К. Вердербер, применение такого стиля поведение возможно в виде только временного выхода из ситуации [7, с. 88-101]. Выбирая такую стратегию, необходимо учитывать тот факт, что в межличностных отношениях не происходит каких-либо заметных перемен, и порой педагогический конфликт так и остается не разрешенным.

Приспособление характеризируется стремлением сгладить конфликтную ситуацию, где собственной целью является сохранение или восстановление гармонии между субъектами педагогического процесса посредством уступок и учета лишь интересов и потребностей другой стороны. Д.Г. Скотт рекомендует применять такую стратегию в случаях, когда четко осознается чувство вины, когда участник конфликта обладает более высоким авторитетом, когда имеется искреннее желание одной из конфликтующих сторон оказать поддержку другой [8, с. 67]. При такой стратегии противоположная сторона педагогического конфликта получает большее удовлетворение.

Таким образом, стратегии разрешения педагогических конфликтов зависят от самой личности человека, от её желания и стремления устранить конфликт. Наиболее успешными стратегиями являются компромисс, сотрудничество, менее успешными - приспособление и уход. Успешность стратегий характеризуется тем, что происходит наиболее гуманное разрешение конфликтов, учет интересов и ценностей всех конфликтующих сторон без принуждения или соперничества.

Библиографический список

1. Калашникова, М. Б. Коппинг-стратегии учителей [Текст] / М. Б. Калашникова, Ю.С. Широкова // Педагогика. - 2011. - №3. - С. 50-57.

2. Искусство стратегии и сталкинга [Электронный ресурс]. -http://chugreev.ru/ (дата обращения: 14.05.2011)

3. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] /Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 2-е изд., испр. М. : ИНФРА, 1999. - 479 с.

4. Громова, Д. И. Конфликтология [Текст] / Д. И. Громова. - М. : Просвещение, 1993. - 254 с.

5. Чумиков, А. Н. Управление конфликтами [Текст] / А. Н. Чумиков. - М. : Просвещение, 1998. - 305 с.

6. Уткин, Э. А. Конфликт теория и практика [Текст] / Э. А. Уткин. - М. : Просвещение, 1998. - 198 с.

7. Вердербер, Р., Психология общения [Текст] / Р. Вердербер, К. Вердербер.

- М. : Просвещение, 1999. - 231 с.

8. Скотт, Д. Г. Конфликты. Пути их преодоления [Текст] / Д. Г. Скотт. - Киев: Наука, 1991. - 195 с.

Перфильев Арсений Игоревич

Студент гуманитарно-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 378 ББК 74.20

ДИНАМИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050707.65 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В статье анализируются качества в структуре конкурентоспособности личности студентов, описываются результаты исследования конкурентоспособности личности студентов специальности 050707.65 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью. Иностранный язык в динамике за три года.

Ключевые слова: конкурентоспособность личности; динамика формирования качеств конкурентоспособности личности; целеустремленность; стрессо-устойчивость; саморазвитие; лидерство; конкурс-презентация проектов «Моя карьера».

DYNAMICS OF THE FORMATION LEVEL OF THE COMPETITIVENESS OF STUDENTS PERSONALITY OF THE SPECIALITY 050707.65 PEDAGOGY AND METHOLOGY OF PERSCHOOL EDUCATION WITH A FOREIGN LANGUAGE AS AN ADDITIONAL SPECIALITY

The article analyzes the quality in the structure of the competitiveness of the students personality, describes the results of the research on competitiveness of the students personality of the speciality 050707.65 Pedagogy and Methology of preschool education with a foreign language as an additional speciality.

Key words: competitiveness of the person; purposefulness; dynamics of the quality formation of the competitiveness of the person; stress resistance; leadership; project contest “My career”.

В современных условиях проблема формирования кадрового потенциала, способного взять на себя в недалеком будущем управление социальноэкономическими процессами, становится генеральной стратегией системы об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.