Научная статья на тему 'Стратегии психологического воздействия онлайн грумера на несовершеннолетнюю жертву в ситуации сексуальных домогательств'

Стратегии психологического воздействия онлайн грумера на несовершеннолетнюю жертву в ситуации сексуальных домогательств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сексуальный онлайн груминг / сексуальные домогательства в сети Интернет / сексуальные домогательства / грумер / психологическое воздействие / сексуальное эксплуатация несовершеннолетних / sexual online grooming / online sexual harassment / sexual harassment / groomer / psychological infl uence / sexual exploitation of minors

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселев Константин Анатольевич

Введение. Статья посвящена социально-психологическому феномену психологического воздействия онлайн грумера на жертву в ситуации сексуальных домогательств в сети Интернет. Теоретический анализ. В целом к сексуальным домогательствам в сети Интернет относят нежелательные сообщения, включающие вербальную и фотовизуальную информацию сексуального характера. Отмечается, что с данным феноменом отождествляется понятие сексуального онлайн груминга. Эмпирический анализ. В ходе исследования респонденты (N=170) отвечали на вопросы анонимной анкеты о случаях сексуального онлайн груминга, которому они подвергались в период своего несовершеннолетия. В большинстве случаев онлайн грумеры являются совершеннолетними, знают о возрасте жертвы, чаще всего объектом их посягательств становятся девочки в возрасте 10–12 (35,9% случаев) и 13–15 лет (44,1% случаев). Заключение. К наиболее значимым стратегиям психологического воздействия на жертву онлайн груминга относится использование лести и комплиментов, а также манипулирование такими психологическими особенностями объекта домогательств, как любопытство и непонимание правильных моделей поведения. Сексуальные онлайн грумеры преимущественно выбирают в качестве объектов посягательств несовершеннолетних в возрастном периоде 10–15 лет. Для данных жертв характерно сокрытие от родителей фактов посягательств против них со стороны грумеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселев Константин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies of psychological infl uence of online groomer on the minor victim in the situation of online sexual harassment

Introduction. The article is devoted to the socio-psychological phenomenon of psychological infl uence of online groomer on the victim in the situation of online sexual harassment. Theoretical analysis. In general, online sexual harassment refers to unwanted messages that include verbal and photo-visual information of sexual nature. It is noted that the concept of online sexual grooming is identifi ed with this phenomenon. Empirical analysis. In the study, respondents (N=170) answered an anonymous questionnaire about online sexual grooming they had experienced when they were underage. In most cases, online groomers are adults, aware of the victim’s age, focusing mostly on the girls aged 10–12 (35.9% of cases) and 13–15 years old (44.1% of cases). Conclusion. The most signifi cant strategies of psychological infl uence on the victim of online grooming include the use of fl attery and compliments, as well as manipulation of such psychological features of the target of harassment as curiosity and lack of understanding of correct behavior patterns. Sexual online groomers predominantly target minors between the ages of 10 and 15. It is typical for these victims to conceal from their parents the facts of their abuse by groomers.

Текст научной работы на тему «Стратегии психологического воздействия онлайн грумера на несовершеннолетнюю жертву в ситуации сексуальных домогательств»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 313-317 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 3, pp. 313-317

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-313-317, EDN: RTVEHK

Научная статья УДК 316.6

Стратегии психологического воздействия онлайн грумера на несовершеннолетнюю жертву в ситуации сексуальных домогательств

К. А. Киселев

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Киселев Константин Анатольевич, аспирант кафедры социальной психологии, saratovian@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6399-5656

Аннотация. Введение. Статья посвящена социально-психологическому феномену психологического воздействия онлайн грумера на жертву в ситуации сексуальных домогательств в сети Интернет. Теоретический анализ. В целом к сексуальным домогательствам в сети Интернет относят нежелательные сообщения, включающие вербальную и фотовизуальную информацию сексуального характера. Отмечается, что с данным феноменом отождествляется понятие сексуального онлайн груминга. Эмпирический анализ. В ходе исследования респонденты (N=170) отвечали на вопросы анонимной анкеты о случаях сексуального онлайн груминга, которому они подвергались в период своего несовершеннолетия. В большинстве случаев онлайн грумеры являются совершеннолетними, знают о возрасте жертвы, чаще всего объектом их посягательств становятся девочки в возрасте 10-12 (35,9% случаев) и 13-15 лет (44,1% случаев). Заключение. К наиболее значимым стратегиям психологического воздействия на жертву онлайн груминга относится использование лести и комплиментов, а также манипулирование такими психологическими особенностями объекта домогательств, как любопытство и непонимание правильных моделей поведения. Сексуальные онлайн грумеры преимущественно выбирают в качестве объектов посягательств несовершеннолетних в возрастном периоде 10-15 лет. Для данных жертв характерно сокрытие от родителей фактов посягательств против них со стороны грумеров.

Ключевые слова: сексуальный онлайн груминг, сексуальные домогательства в сети Интернет, сексуальные домогательства, грумер, психологическое воздействие, сексуальное эксплуатация несовершеннолетних

Для цитирования: Киселев К. А. Стратегии психологического воздействия онлайн грумера на несовершеннолетнюю жертву в ситуации сексуальных домогательств // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 313-317. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-313-317, EDN: RTVEHK Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Strategies of psychological influence of online groomer on the minor victim in the situation of online sexual harassment K. A. Kiselev

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Konstantin A. Kiselev, saratovian@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6399-5656

Abstract. Introduction. The article is devoted to the socio-psychological phenomenon of psychological influence of online groomer on the victim in the situation of online sexual harassment. Theoretical analysis. In general, online sexual harassment refers to unwanted messages that include verbal and photo-visual information of sexual nature. It is noted that the concept of online sexual grooming is identified with this phenomenon. Empirical analysis. In the study, respondents (N=170) answered an anonymous questionnaire about online sexual grooming they had experienced when they were underage. In most cases, online groomers are adults, aware of the victim's age, focusing mostly on the girls aged 10-12 (35.9% of cases) and 13-15 years old (44.1% of cases). Conclusion. The most significant strategies of psychological influence on the victim of online grooming include the use of flattery and compliments, as well as manipulation of such psychological features of the target of harassment as curiosity and lack of understanding of correct behavior patterns. Sexual online groomers predominantly target minors between the ages of 10 and 15. It is typical for these victims to conceal from their parents the facts of their abuse by groomers.

Keywords: sexual online grooming, online sexual harassment, sexual harassment, groomer, psychological influence, sexual exploitation of minors For citation: Kiselev K. A. Strategies of psychological influence of online groomer on the minor victim in the situation of online sexual harassment. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 3, pp. 313-317 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-313-317, EDN: RTVEHK

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

© Киселев К. А., 2023

Введение

В настоящее время растет число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних [1]. В то же время недостаточно представлен в современной правовой практике и научной психологии феномен сексуальных домогательств к несовершеннолетним посредством сети Интернет [2]. Исследователи отмечают, что данный вид преступлений не менее опасен, чем сексуальные действия в реальной жизни [3]. Причем, как отмечает Н. М. Романова, многие родители не в курсе того, как проводят время их дети в онлайн пространстве [4].

Стоит также подчеркнуть значимость и одновременно малую представленность междисциплинарного подхода к изучению социальных взаимодействий между людьми [5], в то время, как феномен онлайн груминга представляет собой многоаспектное явление.

Теоретический анализ

В настоящее время феномен сексуальных домогательств в сети Интернет привлекает всё больше внимание ученых.

А. Барак [6] в феномен сексуальных домогательств в сети Интернет включает отправку через сеть Интернет нежелательных вербальных или фотовизуальных сообщений (например, порнографических материалов), выражение недопустимых для жертвы сексуальных намерений в том числе в форме принуждения и угроз, а также киберсталкинг.

Е. Г. Дозорцева и А. С Медведева с данной социально-психологической проблемой отождествляют понятие сексуального онлайн груминга [7]. Мы также в рамках данной статьи будем использовать указанные понятия как тождественные.

Теоретико-методологическими аспектами проблемы сексуальных домогательств в сети Интернет к несовершеннолетним посвящены работы Т. Н. Секераж [8], Е. Г. Дозорцевой, А. С. Медведевой [7], социально-психологические последствия воздействия на жертву сексуальных интернет-домогательств отражены в исследованиях Е. В. Нуцковой, В. Д. Бадмаева [9], Дж. А. Скардузио [10], Л. Касановас [11] и других, созданием методик исследования личности объектов онлайн груминга занимались М. Гамез-Гуадикс, П. Де Сантистебан, С. Ресетт [12] и др.

Значимым является феномен психологического воздействия на личность в ситуации сексуального онлайн груминга. Т. С. Кабачен-ко связывает психологическое воздействие со следующими факторами: внешним бытием по отношению к адресату; наличием отражения им данного воздействия; изменением психологических аспектов деятельности индивида [13]. Ряд авторов указывают на целенаправленный характер данного акта [14]. В настоящее время наблюдается нехватка современных научных публикаций, отражающих стратегии психологического воздействия в ситуации сексуального онлайн груминга. Само психологическое воздействие в данном контексте понимается как целенаправленное вовлечение (engage) несовершеннолетнего в сексуальнее взаимодействие со взрослым [15].

Эмпирический анализ

Цель нашего исследования состояла в выявлении стратегий психологического воздействия онлайн грумера на жертву в ситуации сексуальных домогательств в сети Интернет.

Методы исследования: анкетирование, статистический анализ (коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена, множественный линейный регрессионный анализ).

Эмпирическая выборка: 170 человек (возраст 18-28 лет, ср. знач 20,09). Респонденты давали ответы на вопросы анкеты через интернет-сервис «Google Формы». Опрос касался периода несовершеннолетия опрашиваемых, что было отмечено в инструкции. Также в инструкции было отражено определение сексуальных домогательств.

Результаты и их обсуждение

В 75,9% (129 ответов) случаях онлайн грумер знал, что его жертвы являются несовершеннолетними, сам отправитель был совершеннолетним в 81,8% (139 ответов) случаях.

7,6% (13 чел.) респондентов впервые стали жертвами онлайн груминга в возрасте 7-9 лет, 35,9% (61 чел.) - в возрасте 10-12 лет, 44,1% (75 чел.) - в возрасте 13-15 лет, а 12,4% (21 чел.) - в возрасте 16-17 лет.

Стоит отметить, что 31,8% (54 чел.) продолжили общение с онлайн грумером после начала акта сексуального домогательства. В качестве причин данного действия 14,1% (24 чел.) отметили любопытство, 3,5% (6 чел.) - шантаж,

14,1% (24 чел.) - непонимание ими правильной модели поведения (« не знала, что делать»). Важно подчеркнуть, что 17,6% (30 чел.) девушек поддались влиянию онлайн грумера и отправили ему собственные фотовизуальные изображения интимного характера по его запросу.

Отмечается, что, будучи несовершеннолетними, жертвы сексуальных домогательств в сети Интернет избегали сообщать об инциденте своим родителям: только 2,9% (5 чел.) рассказали об акте домогательств своей матери, 1,2% (2 чел.) - отцу, 2,4% (4 чел.) - обоим родителям.

Установлена достоверная корреляционная связь подчинения влиянию грумера (отправка по его требованию собственных интимных фотовизуальных материалов жертвой) и следующих переменных: лесть и комплименты (р = 0,215; p = 0,005), продолжение общения по причине любопытства (р = 0,300; p < 0,0001), продолжение общения по причине непонимания правильного поведения (р = 0,211; p = 0,006).

С целью выявления особенности стратегии психологического воздействия онлайн грумера на жертву и проверки данных корреляционного анализа мы применили множественный линейный регрессионный анализ. В случае прогнозирования подчинения онлайн грумеру в ситуации сексуального онлайн домогательства (жертва, будучи несовершеннолетней, отправляла по требованию растлителя свои интимные фотовизуальные материалы) коэффициент регрессии имел значение R = 0,428 (R2 = 0,183, F = 12,407, p < 0,0001).

Хотя только 18,3% дисперсии объясняется изучаемой переменной, учитывая наличие множества внутренних (индивидуально-личностные особенности жертвы) и внешних (особенности семейного воспитания, возраста, культурной среды и т.д.) латентных социально-психологических факторов, мы склонны считать доказанной значимость анализируемых переменных в ситуации успешного психологического воздействия на жертву сексуальных домогательств, в то время как выявление остальных составляющих выходит за рамки целей настоящего исследования.

В психологическом воздействии онлайн грумера наиболее значимыми стратегиями являются следующие: а) использование лести и комплиментов (в = 0,156, t = 2,189, p = 0,030, допуск = 0,974; VIF = 1,026); б) использование любопытства жертвы (в = 0,322, t = 4,492, p = 0,000013, допуск = 0,955; VIF = 1,047); в) использование непонимания жертвой правильного поведения (она « не знала, что делать») ( в = 0,251, t = 3,508, p = 0,001, допуск = 0,962; VIF = 1,040).

Была сформулирована следующая регрессионная модель психологического воздействия онлайн-грумера:

Подчинения влиянию онлайн грумера прогноз = = 0,014 + 0,121 х Х1 + 0,353 х Х2 + 0,275 х Х3,

где Х1 - лесть и комплименты, Х2 - любопытство, Х3 - непонимание правильного поведения («не знала, что делать»).

Обсуждение результатов исследования

Приведенные факты свидетельствует о наличии целенаправленности поведения правонарушителя в ситуации сексуальных посягательств против неприкосновенности несовершеннолетних.

В ходе своей деятельности онлайн грумеры предпочитают использовать стратегии лести и комплиментов, а также манипуляцию такими особенностями личности объекта воздействия, как любопытство и непонимание правильного поведения. В данном случае речь идет о неопытности жертвы сексуальных домогательств ввиду ее малого возраста. Наряду с этим обстоятельством отмечается виктимный аспект поведения объектов онлайн груминга: они избегают сообщать об инциденте взрослым, что делает данный вид сексуальных посягательств крайне латентным в современном обществе.

Указанные составляющие - неопытность малолетней жертвы и ее нежелание информировать взрослых о случившимся создает своеобразную «безопасную» киберсреду для онлайн грумера, в которой он может начать чувствовать себя свободным и безнаказанным и спокойно удовлетворять свои сексуальные потребности за счет несовершеннолетних.

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) сексуальные онлайн грумеры зачастую целенаправленно выбирают в качестве объектов своих противоправных посягательств несовершеннолетних, сами при этом являясь совершеннолетними;

2) в наибольшей степени онлайн грумеры нацелены на несовершеннолетних жертв в возрастном периоде 10-15 лет;

3) для трети исследуемых характерно продолжение общения с онлайн грумером по причине шантажа с его стороны, а также таких качеств личности жертв, как любопытство и непонимание ими правильных моделей поведения;

4) проблема сексуальных домогательств в сети Интернет отличается высоким уровнем

латентности ввиду попыток несовершеннолетних скрывать факты посягательств против них;

5) корреляционный и множественный линейный регрессионный анализ позволили установить наиболее значимые стратегии психологического воздействия онлайн грумера на объект сексуальных домогательств: использование лести и комплиментов, а также манипулирование такими психологическими особенностями личности жертв, как любопытство и непонимание ими адекватных (с точки зрения их личной безопасности) моделей поведения;

6) данное психологическое воздействие имеет двусторонний характер: оно связано как с активностью самих грумеров, так и с индивидуально-личностными особенностями их жертв;

7) значимым является проведение психопрофилактических мероприятий, направленных на формирование навыков самозащиты несовершеннолетних и повышения их доверия к своим родителям, чтобы они могли своевременно сообщить им о случаях посягательств против их половой неприкосновенности.

Список литературы

1. Число случаев сексуального насилия в отношении детей в России выросло на 44% с 2010 года. URL: tass.ru/proisshestviya/16661015 (дата обращения: 05.05.2023).

2. Алиева Е. А. Сеть Интернет как средство совершения развратных действий // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 4. С. 180-182.

3. Медведева А. С. Реакции детей и подростков на сексуальный онлайн груминг // Психология и право. 2020. Т. 10, № 1. С. 123-132. https://doi.org/10.17759/ psylaw.2020100111

4. Романова Н. М. Представления студентов о рисках вовлечения личности в криминальную деятельность: фокус-групповое исследование // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 439-444. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-439-444

5. Аксеновская Л. Н., Прозоров В. В. Взаимосоответствие базовых структур литературных родов и социального взаимодействия в контексте ордерного подхода к социально-психологическому изучению // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 2. С. 176-181. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2016-16-2-176-181

6. Barak A. Sexual harassment on the Internet // Social Science Computer Review. 2005. Vol. 23. P. 77-92. https:// doi.org/10.1177/0894439304271540

7. Дозорцева Е. Г., Медведева А. С. Сексуальный онлайн груминг как объект психологического ис-

следования // Психология и право. 2019. Т. 9, № 2. С. 250-263. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090217

8. Секераж Т. Н. О терминах и понятиях, отражающих явления интернет-коммуникации по делам о нарушении половой неприкосновенности несовершеннолетних // Теория и практика судебной экспертизы. 2022. Т. 17, № 1. С. 130-136. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2022-1-130-136

9. Нуцкова Е. В., Бадмаева В. Д. Последствия сексуального насилия и злоупотребления в отношении несовершеннолетних: гендерная специфика // Психология и право. 2020. Т. 10, № 3. С. 235-247. https:// doi.org/10.17759/psylaw.2020100316

10. Scarduzio J. A., Sheff S. E., Smith M. Coping and Sexual Harassment: How Victims Cope across Multiple Settings // Arch Sex Behav. 2018. Vol. 47. P. 327-340. https://doi.org/10.1007/s10508-017-1065-7

11. Casanovas L. V.-L., Serra L., Canals C. S. Sanz-Bar-bero B., Vives-Cases C., López M. J., Otero-García L., Pérez G., Renart-Vicens G. Prevalence of sexual harassment among young Spaniards before, during, and after the COVID-19 lockdown period in Spain // BMC Public Health. 2022. Vol. 22. Article number 1822. URL: https:// bmcpublichealth.biomedcentral.com/articles/10.1186/ s12889-022-14264-9 (accessed 1 May 2023). https://doi. org/10.1186/s12889-022-14264-9

12. Gámez-Guadix M., De Santisteban P., Resett S. Sexting among Spanish adolescents: Prevalence and personality profiles // Psicothema. 2017. Vol. 29, iss. 1. P. 29-34. https://doi.org/10.7334/psicothema2016.222

13. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия: учебн. пособие. М. : Педагогическое общество России, 2000. 544 с.

14. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М. : ПЕР СЭ, 2007. 464 с.

15. Kloess J. A., Seymour-Smith S., Hamilton-Giachritsis C. E., Long M. L., Shipley D., Beech A. R. A Qualitative Analysis of Offenders' Modus Operandi in Sexually Exploitative Interactions With Children Online // Sex Abuse. 2017. Vol. 29, iss. 6. P. 563-591. https://doi. org/10.1177/1079063215612442

References

1. Chislo sluchaev seksualnogo nasiliia v otnoshenii detey v Rossii vyroslo na 44% s 2010 goda (The number of cases of sexual violence against children in Russia has increased by 44% since 2010). Available at: tass. ru/proisshestviya/16661015 (accessed 5 May 2023) (in Russian).

2. Alieva E. A. Internet as a means of performance sexual abuse. Probely v rossiyskom zakonodateFstve [Gaps in Russian Legislation], 2017, no. 4, pp. 180-182 (in Russian).

3. Medvedeva A. S. Reactions of children and adolescents to sexual online grooming. Psikhologiya i pravo [Psychology and Law], 2020, vol. 10, no. 1, pp 123-132 (in Russian). https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100111

4. Romanova N. M. Notions of students about risks of involvement of the person in criminal activity: Focus-

group research. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 4, pp. 439-444 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-439-444

5. Aksenovskaya L. N., Prozorov V. V. Correlation of basic structures of literary genres and social interaction within the framework of the order approach to the social-psychological research of organizational culture. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2016, vol. 16, iss. 2, pp. 176-181 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2016-16-2-176-181

6. Barak A. Sexual harassment on the Internet. Social Science Computer Review, 2005, vol. 23, pp. 77-92. https:// doi.org/10.1177/0894439304271540

7. Dozortseva E. G., Medvedeva A. S. Sexual online grooming as an object of psychological research. Psikhologiya ipravo [Psychology and Law], 2019, vol. 9, no. 2, pp. 250-263 (in Russian). https://doi.org/10.17759/ psylaw.2019090217

8. Sekerazh T. N. On the terms and concepts reflecting the phenomena of internet communication on the cases of violation of minors' sexual integrity. Teoriya i praktika sudebnoiy ekspertizy [Theory and Practice of Forensic Science], 2022, vol. 17, no. 1, pp. 130-136 (in Russian). https://doi.org/10.30764/1819-2785-2022-1-130-136

9. Nuckova E. V., Badmaeva V. D. Consequences of sexual violence and abuse on minors: Gender specifics. Psikhologiya ipravo [Psychology and Law], 2020, vol. 10, no. 3, pp. 235-247 (in Russian). https://doi.org/10.17759/ psylaw.2020100316

10. Scarduzio J. A., Sheff S. E., Smith M. Coping and Sexual Harassment: How Victims Cope across Multiple Settings. Arch Sex Behav, 2018, vol. 47, pp. 327-340. https://doi.org/10.1007/s10508-017-1065-7

11. Casanovas L. V.-L., Serra L., Canals C. S., Sanz-Bar-bero B., Vives-Cases C., López M. J., Otero-García L., Pérez G., Renart-Vicens G. Prevalence of sexual harassment among young Spaniards before, during, and after the COVID-19 lockdown period in Spain. BMC Public Health, 2022, vol. 22, article no. 1822. Available at: https://bmcpublichealth.biomedcentral.com/ articles/10.1186/s12889-022-14264-9 (accessed 1 May 2023). https://doi.org/10.1186/s12889-022-14264-9

12. Gámez-Guadix M., De Santisteban P., Resett S. Sexting among Spanish adolescents: Prevalence and personality profiles. Psicothema, 2017, vol. 29, iss. 1, pp. 29-34. https://doi.org/10.7334/psicothema2016.222

13. Kabachenko T. S. Metody psikhologicheskogo vozdey-stviya [Methods of Psychological Influence]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2000. 544 p. (in Russian).

14. Kondratev M. Yu., Ilin V. A. Azbuka sotsialnogo psikhologa-praktika [The ABCs of the Social Psychologist Practitioner]. Moscow, PER SE, 2007. 464 p. (in Russian).

15. Kloess J. A., Seymour-Smith S., Hamilton-Gia-chritsis C. E., Long M. L., Shipley D., Beech A. R. A Qualitative analysis of offenders' modus operandi in sexually exploitative interactions with children online. Sex Abuse, 2017, vol. 29, iss. 6, pp. 563-591. https:// doi.org/10.1177/1079063215612442

Поступила в редакцию 16.05.2023; одобрена после рецензирования 08.06.2023; принята к публикации 09.06.2023 The article was submitted 16.05.2023; approved after reviewing 08.06.2023; accepted for publication 09.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.