Судебная экспертиза / Forensic Expert Examination
Научная статья УДК 340.6
DOI: 10.37399/2686-9241.2021.4.197-212
ШШ1
Использование материалов сети «Интернет» при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних
Е. Г. Дозорцева1, 2, Д. С. Ошевский1,2, К. В. Сыроквашина1
' Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского, Минздрав России, Москва, Российская Федерация
2 Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Российская Федерация [email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация
Введение. Стремительное развитие цифровых технологий и социальных процессов, связанных с функционированием сети «Интернет» и других видов современных коммуникаций, отражается на процедурах и содержании комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. Анализ интернет-коммуникаций подростков стал неотъемлемой частью экспертного исследования, что предъявляет новые требования к методологии экспертизы.
Теоретические основы. Методы. Традиционная методология и принципы психолого-психиатрической экспертизы сохраняют свое значение, однако специфическим для анализа интернет-коммуникаций является герменевтический метод. В данном исследовании использован качественный анализ материалов различных категорий комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых и потерпевших. Результаты исследования. Наряду с объективными характеристиками и результатами психодиагностики несовершеннолетних в рамках экспертизы проводится исследование их самопрезентации и коммуникаций в социальных сетях, что дает более полную психологическую картину. Для некоторых категорий дел такой анализ имеет критическое значение. Для дел, связанных с вооруженным нападением несовершеннолетних на школы («скулшутинг»), важно определение влияния на подростков со стороны деструктивных интернет-групп. В делах о распространении наркотических и других психоактивных веществ интернет-коммуникации несовершеннолетних являются частью их криминальных действий. Материалы сети «Интернет» часто выступают главным источником информации в делах о самоубийствах несовершеннолетних и позволяют установить особенности их психического состояния в период, предшествовавший самоубийствам, и влиявшие на него факторы. Интернет-коммуникации в делах о сексуальных преступлениях, совершаемых в Сети (кибергруминг), позволяют установить характер и степень манипулятивного воздействия на детей со стороны взрослых преступников.
© Дозорцева Е. Г., Ошевский Д. С., Сыроквашина К. В., 2021
Обсуждение и заключение. Изменение характера экспертных исследований вслед за развитием интернет-среды требует формирования новых компетенций экспертов, разработки алгоритмов анализа материалов и интеграции результатов в общие экспертные выводы.
Ключевые слова: комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, интернет, несовершеннолетние, герменевтический метод, «скулшутинг», распространение наркотиков, самоубийство, кибергруминг
Для цитирования: Дозорцева Е. Г., Ошевский Д. С., Сыроквашина К. В. Использование материалов сети «Интернет» при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних // ПравосудиеЛ^йсе. 2021. Т. 3, № 4. С. 197212. DOI: 10.37399/2686-9241.2021.4.197-212.
The Use of Internet Materials in the Complex Forensic Psychological and Psychiatric Examination of Minors
Elena G. Dozortseva1, 2, Dmitry S. Oshevsky1,2, Kseniya V. Syrokvashina1
' V. Serbsky Federal Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Ministry of Health of Russia, Moscow, Russian Federation 2 Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russian Federation
For correspondence: [email protected], [email protected], [email protected]
Abstract
Introduction. The rapid development of digital technologies and social processes associated with their functioning is reflected in the procedures and content of the complex forensic psychological and psychiatric examination of minors. The analysis of internet communications of adolescents has become an integral part of expert research, which makes new demands on the methodology of expert examination.
Theoretical Basis. Methods. The traditional methodology and principles of psychological and psychiatric examination continue to be relevant. However, the hermeneutic method is applied specifically for the analysis of Internet communications. This study used a qualitative analysis of materials from various categories of complex forensic psychological and psychiatric examination of juvenile offenders and underage victims.
Results. Along with other materials and results of psycho-diagnostics the psychological examination of minors includes a study of their self-presentation and communications in social networks. For some categories of cases, this analysis is crucial. For cases involving armed attacks by minors on schools ("school shooting"), it is important to find out the influence on adolescents from destructive internet groups. In cases of the drug dealing, internet communications of minors are part of their criminal activities. Materials on the internet are often the main source of information in cases of juvenile suicide. They permit the discovery of the characteristics of the adolescents' mental state in the period preceding the suicide and the factors that influenced it. Internet communications in cases of sexual crimes committed on the internet (cyber grooming and exploitation) make it possible to assess the nature and degree of manipulative influence on children by adult criminals.
Discussion and Conclusion. Changes in the nature of expert examination following the development of the Internet environment demands the formation of new competencies of experts,
the development of algorithms for the discovery and analysis of materials and the integration of the results into general expert conclusions.
Keywords: complex forensic psychological and psychiatric examination, Internet, minors, hermeneutic method, "school shooting", drug trafficking, suicide, cyber grooming
For citation: Dozortseva, E. G., Oshevsky, D. S. and Syrokvashina, K. V., 2021. The use of Internet materials in the complex forensic psychological and psychiatric examination of minors. Pravosudie/Justice, 3(4), pp. 197-212. DOI: 10.37399/2686-9241.2021.4.197-212.
Введение
Б ыстрое развитие цифровых технологий и социальных процессов, связанных с функционированием сети «Интернет» и других видов современных коммуникаций, отражается на экспертной деятельности в рамках предварительного следствия, в частности на процедурах и содержании комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) несовершеннолетних. Традиционное проведение КСППЭ несовершеннолетних предполагает обследование детей и подростков психиатрами и психологами на основе методологии и с помощью методов соответствующих специальностей, а также анализ документов - материалов уголовного дела, медицинской документации [Сафуанов, Ф. С., 2005].
Уголовное дело содержит важные источники информации - характеристики подэкспертного, протоколы допросов и других следственных действий, предметы творчества подростка (дневники, рисунки, стихи, переписка и т. п.). Полученные сведения эксперты перерабатывают, объединяют с данными клинического и клинико-психологического обследования, составляя целостную динамическую картину физического и психического развития несовершеннолетнего от рождения до настоящего времени, формирования его личности, отклонений от возрастных норм, симптомов и синдромов психических расстройств. Помимо представления о самом несовершеннолетнем в процессе развития и на момент обследования эксперты на основе переработки разнообразной информации во временной динамике реконструируют картину криминальной ситуации в ее объективном варианте и в субъективном отражении подэкспертного. Интеграция результатов исследований позволяет дать обоснованные ответы на вопросы следствия и суда.
XXI век стал временем взрывных перемен в жизни общества, связанных со стремительным развитием цифровизации. Современные дети и подростки родились в цифровую эпоху и являются ее неотъемлемой частью. Социальная ситуация развития детей существенно изменилась по сравнению с прошлыми десятилетиями. На известной схеме экологических систем У. Бронфенбреннера [Bronfenbrenner, U. and Morris, P. A., 2006], изображающей концентрические круги социальных сфер, в которых развивается ребенок, - от микросистемы семьи до макросистемы общества в целом, семью и другие сферы непосредственного общения в значительной мере потеснили гаджеты и коммуникации ребенка в социальных сетях [Johnson, G. M., 2010]. Исследователи говорят о возрастающем влиянии цифровой среды на ребенка, о формировании в процессе «цифровой социализации» «цифровой личности» человека [Солдатова, Г. У., 2018] как отражения его самопрезентации и деятельности в интернет-среде и даже
о формировании виртуальной идентичности [Войскунский, А. Е., Евдоки-менко, А. С. и Федунина, Н. Ю., 2013].
В этих условиях без учета того, как несовершеннолетний представляет себя и взаимодействует с другими в сети «Интернет», его психодиагностическая и экспертная оценка при проведении КСППЭ была бы неполной. В последнее время привычным стало требование экспертов к следствию о предоставлении в материалах уголовного дела скриншотов аккаунтов и распечаток коммуникаций подростков в социальных сетях. Кроме того, некоторые преступления совершаются несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних непосредственно в сети «Интернет» [Макушкин, Е. В., и др., 2021]. В подобных случаях включение соответствующей информации в уголовное дело становится необходимым условием экспертизы. Однако анализ такого рода информации требует обновления методологии экспертного исследования и анализа возникающих при этом проблем и задач.
Теоретические основы. Методы
В данной работе объектом исследования является методология КСППЭ несовершеннолетних, предметом - новые подходы к проведению таких экспертиз, возникновение которых обусловлено необходимостью использовать материалы сети «Интернет». В качестве теоретической основы используются подходы и принципы психологической экспертной методологии - системный структурно-динамический подход с уровневым анализом поведения и деятельности, взаимодействия личностных и ситуационных факторов. Непреходящее значение имеют общеметодологические принципы психологии - принцип единства сознания и деятельности и принцип развития. Кроме традиционных базовых подходов большое значение для исследования имеют разрабатываемые специалистами в области психологии интернета положения о развитии личности в цифровой среде, о рисках для детей и подростков, об их поведенческих девиациях в сети «Интернет» [Войскунский, А. Е., Евдокименко, А. С. и Федунина, Н. Ю., 2013; Поливанова, К. Н., 2016; Солдатова, Г. У., 2018; Солдатова, Г. У., и др., 2019].
Материалом исследования служат заключения КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых и потерпевших, выполненные в ФГБУ «НМИЦ ПН им. В. П. Сербского» Минздрава России в 2010-2021 гг. В качестве методов выступали герменевтический метод исследования текстов коммуникаций, а также качественный анализ и обобщение результатов экспертиз по различным категориям правонарушений.
Результаты исследования
Современная практика КСППЭ несовершеннолетних в уголовном процессе свидетельствует о том, что для целостной психологической характеристики подростка необходимы не только внешние характеристики и результаты психодиагностического исследования, но и данные о его собственной активности в социальных сетях. Самопрезентация в виде оформления акка-унта, аватара, размещения рисунков и фотографий, высказываний, выбора музыки и групп, на которые подписан молодой человек, говорит о его интересах, предпочтениях, отношении к другим людям и самому себе. Следует,
однако, учитывать, что самопрезентация несовершеннолетнего не является точным отражением его «Я», так как виртуальная среда позволяет подростку экспериментировать с ролями, создавать идеальный или желаемый образ «Я», примерять различные «маски» [Рубцова, О. В., Поскакалова, Т. А. и Ширяева, Е. И., 2021]. Такое экспериментирование, с одной стороны, важно для построения его идентичности, интегрированного «Я», с другой - может свидетельствовать о внутренних конфликтах и противоречиях [Сол-датова, Е. Л. и Погорелов, Д. Н., 2018]. Сопоставление самопрезентации подростка с другими данными уголовного дела позволяет эксперту лучше увидеть субъективный мир несовершеннолетнего, его психологические проблемы. Такие важные для эксперта источники информации, как коммуникации в Сети, переписка со сверстниками, дают возможность оценить характер общения подростка, тематику обсуждаемых проблем, привязанности или конфликты. Эти данные необходимы для общей оценки личности подэкспертного, характера и степени его психического развития, индивидуально-психологических особенностей и мотивационно-смысловой сферы.
Проведение некоторых категорий КСППЭ несовершеннолетних в уголовном процессе становится просто невозможным без анализа материалов из сети «Интернет». Рассмотрим некоторые виды таких экспертиз.
Статистика подростковой преступности как в России, так и во всем мире демонстрирует в последнее десятилетие существенное снижение количества преступлений и числа совершающих их несовершеннолетних1 [Антонян, Ю. М., и др., 2018]. Эту тенденцию можно объяснить, в частности, тем, что подростки ушли с улиц в интернет и реализуют себя, в том числе свои девиантные склонности, в виртуальной реальности [Сол-датова, Г. У., Чигарькова, С. В. и Львова, Е. Н., 2017]. Появляются новые формы интернет-активности, связанные с совершением противоправных действий. Возникает вопрос, насколько велико влияние сети «Интернет» на криминальную активность несовершеннолетних [Кузнецова, Е. В., 2015].
Так, объединения молодых людей, склонных к агрессии и/или радикальной идеологии, в социальных сетях нередко кумулируют негативные настроения и идеологию, что приводит к совершению насильственных преступлений в реальном мире.
Примером могут служить так называемые «колумбайнеры», или последователи Э. Харриса и Д. Клиболда, американских подростков, совершивших в 1999 г. протестное нападение на школу «Колумбайн»> и массовое убийство учеников и учителя, а затем покончивших с собой. Десятки аналогичных действий, получивших название «скулшутинга», были совершены впоследствии в разных странах мира, что позволило исследователям создать определенную типологию склонных к ним несовершеннолетних [Langman, P., 2009; Gerard, F. J., et al., 2016; Сыроквашина, К. В., 2019].
Более десяти подобных случаев произошли и в России. Совершившие нападения на школы подростки в ходе предварительного следствия были
1 Доклад о деятельности уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2020 году. URL: http://deti.gov.ru/documents/reports (дата обращения: 12.10.2021).
направлены в Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского для проведения психолого-психиатрической экспертизы. Все они входили в различные группы и сообщества в социальных сетях, которые культивировали идеологию насильственного протеста, продемонстрированного в школе «Колумбайн». Подобные группы единомышленников в сети «Интернет» многократно усиливают и радикализируют идеологические взгляды их членов благодаря одностороннему представлению и повторению определенных мнений, что получило в современной социологии средств массовой информации название эффекта «эхо-камер» [СтеШ, М., et а1., 2021]. В ряде случаев следствие ставило перед экспертами-психологами вопрос о том, какое влияние оказали на подэкспертных такого рода интернет-группы. В каждом случае для ответа на него эксперту потребовалась информация о посещениях подэкспертным данных интернет-групп, длительности контакта с ними, активности в коммуникациях внутри групп и ее изменениях с течением времени, о размещаемом в группе материале и вкладе в него самого под-экспертного. Анализировалась также деятельность подростка, связанная с тематикой групп, вне Сети. Полученная информация рассматривалась в общей системе сведений, полученных в результате психиатрического и психологического обследований и анализа документации. Обычно в подобных случаях делался вывод о наличии влияния таких групп на принятие решения подростком о совершении нападения на школу, однако лишь в качестве одного из ряда факторов, оказавших совокупное воздействие на выбор несовершеннолетним подобных агрессивных действий. Более того, отмечалось, что и сам подросток со временем выступал в интернет-группах в качестве источника влияния [Дозорцева, Е. Г., Ошевский, Д. С. и Сыроквашина, К. В., 2020]. Таким образом, КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых по делам о нападениях на школы и других экстремистских действиях - характерный образец экспертизы, в которой анализ материалов сети «Интернет» является необходимой составной частью исследования.
Еще одним видом противоправной деятельности, непосредственно связанной с использованием сети «Интернет», является включение несовершеннолетних в незаконное распространение психоактивных веществ. Экспертиза по делам, в которых такие подростки проходят в качестве обвиняемых, должна ответить на вопрос о том, насколько они могли осознавать фактический характер и общественную опасность своих противоправных действий и в какой мере руководить ими. Исследование цифровой информации позволяет определить, как происходил процесс вовлечения подростка в такого рода деятельность, ее социально-психологические аспекты, место несовершеннолетнего в группе, нюансы его коммуникации с организаторами и другими участниками, факторы уязвимости в виде индивидуально-психологических особенностей, личностной незрелости, психической патологии и т. п. Для понимания специфики противоправной деятельности по распространению наркотиков с использованием сети «Интернет» эксперту необходимо представлять ее структуру не только на уровне отдельного исполнителя, но и всей организации.
В настоящее время организация распространения наркотиков происходит преимущественно на цифровых платформах, а использование специальных программ позволяет обходить блокировки доступа к запрещенному контенту. Подобный способ дает возможность продавцу не встречаться лично с покупателем, что снижает риски задержания и ускоряет процесс продажи. Потребитель наркотиков и продавец договариваются через цифровую платформу о сделке, расчет производится с помощью электронных платежных систем [Михайлова, Е. В., 2019].
На незаконных цифровых платформах по распространению наркотиков существует достаточно жесткая групповая структура и иерархия. В нее входят организаторы, маркетологи, специалисты по рекламе, оптовые распространители, координаторы и т. п. На низовом уровне находятся непосредственные распространители, в качестве которых чаще всего выступают несовершеннолетние [Кузина, Л. С., 2020]. В их функции входит получение в местах, обозначенных куратором, наркотиков и распространение мелких доз в виде «закладок» - тайников с обозначением их нахождения. Вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность обычно начинается с предложения крупного заработка, получаемого за короткий промежуток времени и не требующего сложных знаний и умений. Нередко предложение поступает от других несовершеннолетних, которые уже участвуют в подобной деятельности и транслируют ее привлекательные аспекты. Подростками с личностной незрелостью подобные предложения могут восприниматься некритично, поверхностно и облегченно, как своеобразная игра, что ограничивает их возможности адекватной оценки последствий своих действий. Информация о характере вовлечения несовершеннолетнего в распространение наркотиков часто содержится на цифровых носителях в виде переписки с другими подростками, где они делятся своими впечатлениями, а также в «цифровых следах» - запросах в поисковых системах, активности на определенных интернет-ресурсах и т. п. Анализ цифровых носителей позволяет объективизировать общую картину, определить факторы уязвимости несовершеннолетних и проследить путь от проявления интереса до реализации противоправной деятельности.
Обязательное привлечение материалов сети «Интернет» предполагается при проведении посмертных КСППЭ по делам о самоубийствах несовершеннолетних. В такого рода делах анализ документов, содержащихся в уголовном деле, - единственный способ получения экспертом информации. Работая с ней, эксперт-психолог использует герменевтический метод толкования текстов и реконструкции как личностных и индивидуально-психологических характеристик юного суицидента, его возрастного развития, так и ситуационных условий, в особенности - пресуицидальной ситуации. Методы работы эксперта при этом сходны с методом психологической аутопсии [Moskos, M., et al., 2005; Portzky, G., Audenaert, K. and Heeringen, K. van, 2005]. Основные вопросы следствия по таким делам касаются психического (психологического) состояния подростка в период, предшествовавший суициду, и повлиявших на это состояние факторов, в том числе возможного влияния со стороны конкретных лиц, желавших подобного исхода. В последнем случае должна быть установлена причинно-следственная
связь между действиями таких лиц и психическим состоянием несовершеннолетнего, что предоставляет возможность следствию и суду дать юридическую квалификацию этим действиям. Особенности самопрезентации подростка в социальных сетях наряду с другими характеризующими материалами, содержащимися в уголовном деле, позволяют составить психологический портрет погибшего в результате самоубийства молодого человека. Важным информационным источником могут стать высказывания самого подростка, размещенные в его аккаунте, или цитаты, соответствующие его взглядам. Нередко они характеризуют эмоциональный настрой или определенные смыслы, важные для подростка в данный период. При работе эксперта с коммуникативным материалом, переписками несовершеннолетнего в социальных сетях или в цифровых устройствах большое значение имеет их упорядочение в хронологическом порядке, который отражает динамику взаимодействий и состояния несовершеннолетнего, особенно в пресуицидальной стадии. Однако суицидальные намерения могут иметь глубокие корни, поэтому анализ интернет-активности подростка должен охватывать более продолжительный период. Конфликты в прошлом или их возникновение либо обострение в ближайший к суициду период находят, как правило, отражение в интернет-коммуникациях несовершеннолетних. Материалы, размещенные в сети «Интернет» и представляющие интерес для экспертов, иногда имеют не письменную, а аудиовизуальную форму. В таких случаях экспертное исследование касается не только содержательной стороны высказываний, но и невербальных характеристик активности подростков, их мимики, пантомимики, поведения.
Следующая категория КСППЭ, для которой анализ интернет-коммуникаций имеет большое значение, - экспертиза несовершеннолетних потерпевших по делам о сексуальных преступлениях, совершенных онлайн, или кибергруминге [Webster, S., et al., 2012; Kloess, J. A., Beech, A. R. and Har-kins, L., 2014; Ioannou, M., et al., 2018]. Кибергруминг - это установление взрослым эмоциональных связей и отношений доверия с ребенком для его сексуальной эксплуатации. Целью преступника при этом является получение сексуализированных изображений ребенка или совершение с ним сексуальных действий онлайн либо при реальной встрече. Достигается это путем определенным образом построенного общения грумера и несовершеннолетнего [Корчагин, Н. Ю., и др., 2020; Медведева, А. С., 2020]. Следует отметить, что скрипты диалогов между обвиняемыми (грумерами) и их жертвами являются основным предметом судебно-лингвистической и судебно-психологической экспертиз либо комплексной психолого-лингвистической экспертизы, которые устанавливают сексуальную направленность и характер воздействия на ребенка или подростка со стороны гру-мера [Шеремет, О. А. и Шипшин, С. С., 2017]. Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних потерпевших имеет в данном случае традиционный характер, однако решает, в частности, вопросы относительно способности подростка понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать им сопротивление с опорой не только на показания потерпевшего, но и на объективный материал его переписки с грумером. При этом эксперт должен быть осведомлен о типичных тактиках, применя-
емых в подобных случаях злоумышленниками, и фиксировать реакции на них несовершеннолетнего, свидетельствующие о понимании либо непонимании истинных целей собеседника, от чего, в свою очередь, зависит способность подростка сопротивляться посягательству.
Обсуждение и заключение
Интернет вошел в нашу жизнь во всех ее аспектах, в том числе связанных с судебно-следственными процессами. Развивается новое цифровое направление криминалистики (digital forensics) [Arnes, A., 2018]. Сфера психолого-психиатрической экспертизы также активно реагирует на эти изменения. Во всех описанных вариантах КСППЭ несовершеннолетних успешность экспертизы и обоснованность ее выводов, а зачастую и сама возможность ее проведения зависят от полноты материалов сети «Интернет», предоставляемых экспертам следствием. Понимание следователями значимости содержащейся в них информации, своевременное реагирование на запросы экспертов о предоставлении тех или иных материалов цифровой среды служат залогом продуктивности экспертной деятельности. В связи с этим необходима соответствующая подготовка следователей, информирование их о том, какими сведениями и из каких источников должны располагать эксперты для выполнения экспертного задания [Макушкин, Е. В., и др., 2018].
Проведение КСППЭ несовершеннолетних с использованием материалов сети «Интернет» предъявляет дополнительные требования и к экспертам. Так, эксперты-психологи должны не только владеть компетенциями в области клинической, возрастной, судебной, социальной психологии, но и ориентироваться в реалиях цифровой среды, социальных сетей, актуальных молодежных течений, связанных с интернет-коммуникациями. На очереди стоят разработки алгоритмов экспертного анализа интернет-продукции по делам несовершеннолетних, которые позволят повысить надежность и объективность выводов экспертов. В свою очередь, качество работы экспертов прямо связано с точностью правовых оценок и судебных решений по уголовным делам.
Список использованной литературы
Антонян Ю. М., Бражников Д. А., Гончарова М. В. и др. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор. М. : ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. 86 с.
Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2013. № 1. С. 66-83. Дозорцева Е. Г., Ошевский Д. С., Сыроквашина К. В. Психологические, социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные заведения // Психология и право. 2020. Т. 10, № 2. C. 97-110.
Корчагин Н. Ю., Дворянчиков Н. В., Антонов О. Ю., Шульга Т. И. Специфика стратегий психологического воздействия у лиц, совершающих преступления сексуальной направленности против несовершеннолетних с использованием телекоммуникационной сети Интернет // Психология и право. 2020. Т. 10, № 2. С. 111-126.
Кузина Л. С. Незаконный оборот наркотиков в сети Интернет // Вестник Воронежского института МВД России. 2020. № 2. С. 323328.
Кузнецова Е. В. Информационное пространство сети Интернет в системе детерминант преступности несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 9. С. 71-74. Макушкин Е. В., Бадмаева В. Д., Дозорцева Е. Г. и др. Подготовка материалов следователями для производства посмертной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних, окончивших жизнь самоубийством (статья 110 УК РФ) : метод. рекомендации. М. : ФГБУ «НМИЦ ПН им. В. П. Сербского» Минздрава России, 2018. 20 с.
Макушкин Е. В., Бадмаева В. Д., Дозорцева Е. Г. и др. Преступления в интернет-среде с участием несовершеннолетних и их медико-психологическая профилактика. Аналитический обзор. М. : ФГБУ «НМИЦ ПН им. В. П. Сербского» Минздрава России, 2021. 56 с. Медведева А. С. Реакции детей и подростков на сексуальный онлайн груминг // Психология и право. 2020. Т. 10, № 1. С. 44-54. DOI: 10.17759/psylaw.2020100111.
Михайлова Е. В. Участие несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2019. № 3 (51). С. 37-42.
Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. № 2. С. 5-10.
Рубцова О. В., Поскакалова Т. А., Ширяева Е. И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформиро-ванности «образа Я» // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 4. С. 20-33. DOI: 10.17759/pse.2021260402. Сафуанов Ф. С. Методологические проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы // Медицинская и судебная психология. Курс лекций : учеб. пособие / под ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. 2-е изд., испр. М. : Генезис, 2005. С. 382-401. ISBN: 5-98563-019-6.
Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71-80. DOI: 10.17759/sps.2018090308.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Дренева А. А., Илюхина С. Н. Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете. М. : Когито-Центр, 2019. 176 с. ISBN: 978-5-89353-588-4.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Львова Е. Н. Онлайн-агрессия и подростки: результаты исследования школьников Москвы и Московской области // Социально-экономические и общественные науки. 2017. № 12. С. 103-109. DOI: 10.1555/2409-3203-2017-0-12-103-109. Солдатова Е. Л., Погорелов Д. Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 105-124. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-5-105-124. Сыроквашина К. В. Нападения в школах: агрессивные и аутоагрес-сивные действия несовершеннолетних // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 37-44. DOI: 10.17759/jmfp.2019080304. Шеремет О. А., Шипшин С. С. Комплексное исследование интернет-переписки при расследовании уголовных дел о сексуальных преступлениях в отношении несовершеннолетних // Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии. 2017. URL: http://jp.mgppu.ru/forum/index.php?topic=224.0. Ames A. Digital Forensics. Hoboken, NJ : John Wiley & Sons Inc, 2018. 384 p. ISBN: 9781119262381.
Bronfenbrenner U., Morris P. A. The bioecological model of human development // Handbook of child psychology: Theoretical models of human development / eds. R. M. Lerner and W. Damon. John Wiley & Sons Inc., 2006. P. 793-828.
Cinelli M., De Francisci G., Galeazzi M. A. et al. The echo chamber effect on social media // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2021. Vol. 118, no. 9. P. 1-8. DOI: 10.1073/pnas.2023301118. Gerard F. J., Whitfield K. C., Porter L. E., Browne K. D. Offender and offence characteristics of school shooting incidents // Journal of Investigative Psychology and Offender Profiling. 2016. Vol. 13 (1). P. 22-38. Ioannou M., Synnott J., Reynolds A., Pearson J. A comparison of online and offline grooming characteristics: An application of the victim roles model // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 85. P. 291-297. Johnson G. M. Internet use and child development: Validation of the ecological techno-subsystem // Journal of Educational Technology & Society. 2010. Vol. 13, no. 1. P. 176-185.
Kloess J. A., Beech A. R., Harkins L. Online Child Sexual Exploitation: Prevalence, Process and Offender Characteristics // Trauma, Violence & Abuse. 2014. Vol. 15, no. 2. P. 126-139.
Langman P. Rampage School Shooters: A Typology // Aggression and Violent Behavior. 2009. Vol. 14. P. 79-86.
Moskos M., Olson L., Halbern S. et al. Utah Youth Suicide Study: Psychological Autopsy // Suicide Life Threatening Behavior. 2005. Vol. 35 (5). P. 536-546.
Portzky G., Audenaert K., Heeringen K. van. Suicide among adolescents. A psychological autopsy study of psychiatric, psychosocial and personality-related risk factors // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. 2005. Vol. 40 (11). P. 922-930.
Webster S., Davidson J., Bifulco A. et al. Final Report // European Online Grooming: Project final report. 2012. 152 p.
References
Antonyan, Yu. M., Brazhnikov, D. A., Goncharova, M. V., et al., 2018. Kompleksnyj analiz sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii i raschetnye varianty ee razvitiya: analiticheskij obzor = [A comprehensive analysis of the state of crime in the Russian Federation and estimated options for its development: an analytical review]. Moscow: All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. (In Russ.)
Arnes, A., 2018. Digital Forensics. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons Inc. ISBN: 9781119262381.
Bronfenbrenner, U. and Morris, P. A., 2006. The bioecological model of human development. In: R. M. Lerner and W. Damon, eds. Handbook of child psychology: Theoretical models of human development. John Wiley & Sons Inc. Pp. 793-828.
Cinelli, M., De Francisci, G., Galeazzi, M. A., et al., 2021. The echo chamber effect on social media. Proceedings of the National Academy of Sciences, 118(9), pp. 1-8. DOI: 10.1073/pnas.2023301118. Dozortseva, E. G., Oshevsky, D. S. and Syrokvashina, K. V., 2020. Psychological, social and informational aspects of juvenile attacks on educational institutions. Psihologiya i pravo = [Psychology and Law], 10(2), pp. 97-110. (In Russ.)
Gerard, F. J., Whitfield, K. C., Porter, L. E. and Browne, K. D., 2016. Offender and offence characteristics of school shooting incidents. Journal of Investigative Psychology and Offender Profiling, 13(1), pp. 22-38. Ioannou, M., Synnott, J., Reynolds, A. and Pearson, J. A., 2018. Comparison of online and offline grooming characteristics: An application of the victim roles model. Computers in Human Behavior, 85, pp. 291-297. Johnson, G. M., 2010. Internet use and child development: Validation of the ecological techno-subsystem. Journal of Educational Technology & Society, 13(1), pp. 176-185.
Kloess, J. A., Beech A. R. and Harkins, L., 2014. Online Child Sexual Exploitation: Prevalence, Process and Offender Characteristics. Trauma, Violence & Abuse, 15(2), pp. 126-139.
Korchagin, N. Yu., Dvoryanchikov, N. V., Antonov, O. Yu. and Shul'ga, T. I., 2020. Specificity of psychological impact strategies in persons committing sexual crimes against minors using the Internet telecommunications network. Psihologiya ipravo = [Psychology and Law], 10(2), pp. 111-126. (In Russ.)
Kuzina, L. S., 2020. Illegal drug trafficking on the Internet. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii = [Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2, pp. 323-328. (In Russ.) Kuznetsova, E. V., 2015. The information space of the Internet in the system of determinants of juvenile delinquency. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 9, pp. 71-74. (In Russ.) Langman, P., 2009. Rampage School Shooters: A Typology. Aggression and Violent Behavior, 14, pp. 79-86.
Makushkin, E. V., Badmaeva, V. D., Dozortseva, E. G., et al., 2018. Podgotovka materialov sledovatelyami dlya proizvodstva posmertnoj komplekssnoj sudebnoj psihologo-psihiatricheskoj eksspertizy nesovershennoletnih, okonchivshih zhizn' samoubijstvom (stat'ya 110 UK RF) = [Preparation of materials by investigators for the posthumous complex forensic psychological and psychiatric examination of minors who have committed suicide (Article 110 of the Criminal Code of the Russian Federation)]. Methodological recommendations. Moscow: V. Serbsky Federal Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology of the Ministry of Health of Russia. (In Russ.)
Makushkin, E. V., Badmaeva, V. D., Dozortseva, E. G., et al., 2021. Prestupleniya v internet-srede s uchastiem nesovershennoletnih i ih mediko-psihologicheskaya profilaktika = [Crimes in the Internet environment involving minors and their medical and psychological prevention]. Analytical review. Moscow: V. Serbsky Federal Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology of the Ministry of Health of Russia. (In Russ.) Medvedeva, A. S., 2020. [Reactions of children and adolescents to sexual online grooming]. Psihologiya i pravo = [Psychology and Law], 10(1), pp. 44-54. (In Russ.) DOI: 10.17759/psylaw.20100111. Mikhailova, E. V., 2019. [Participation of minors in illegal trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues using information and telecommunication networks]. Vestnik Vserossijskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii = [Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation], 3, pp. 37-42. (In Russ.)
Moskos, M., Olson, L., Halbern, S., et al., 2005. Utah Youth Suicide Study: Psychological Autopsy. Suicide Life Threatening Behavior. 2005, 35(5), pp. 536-546.
Polivanova, K. N., 2016. Childhood in a changing world. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya = [Modern Foreign Psychology], 2, pp. 5-10. (In Russ.)
Portzky, G., Audenaert, K. and Heeringen, K. van, 2005. Suicide among adolescents. A psychological autopsy study of psychiatric, psychosocial and personality-related risk factors. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, 40(11), pp. 922-930.
Rubtsova, O. V., Poskakalova, T. A. and Shiryaeva, E. I., 2021. [Features of behavior in the virtual environment of adolescents with different levels of formation of the "self-image"]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie = [Psychological Science and Education], 26(4), pp. 20-33. (In Russ. DOI: 10.17759/pse.2021260402. )
Safuanov, F. S., 2005. [Methodological problems of complex forensic psychological and psychiatric examination]. In: T. B. Dmitrieva, F. S. Safuanov, eds. Meditsinskaya i sudebnaya psikhologiya = [Medical and forensic psychology]. Course of lectures. Textbook. 2nd ed., rec. Moscow: Genezis. Pp. 382-401. (In Russ.) ISBN: 5-98563-019-6. Sheremet, O. A. and Shipshin, S. S., 2017. [Comprehensive study of Internet correspondence in the investigation of criminal cases of sexual crimes against minors]. Mezhvuzovskaya nauchno-prakticheskaya internet-konferentsiya po yuridicheskoy psikhologii = [Interuniversity scientific and practical Internet conference on legal psychology]. Available at: <http://jp.mgppu.ru/forum/index.php?topic=224.0>. (In Russ.) Soldatova, E. L. and Pogorelov, D. N., 2018. [The phenomenon of virtual identity: the current state ofthe problem]. Obrazovanie i nauka = [Education and Science], 20(5), pp. 105-124. (In Russ.) DOI: 10.17853/1994-56392018-5-105-124.
Soldatova, G. U., 2018. [Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world]. Social'naya psihologiya i obshchestvo = [Social Psychology and Society], 9(3), pp. 71-80. (In Russ.) DOI: 10.17759/sps.2018090308.
Soldatova, G. U., Chigarkova S. V., Dreneva A. A. and Ilyukhina, S. N., 2019. My v otvete za cifrovoj mir: Profilaktika destruktivnogo povedeniya podrostkov i molodezhi v Internete = [We are responsible for the digital world: Prevention of destructive behavior of adolescents and youth on the Internet]. Moscow: Kogito-Center. (In Russ.) ISBN: 978-5-89353-588-4. Soldatova, G. U., Chigar'kova, S. V. and L'vova, E. N., 2017. [Online aggression and adolescents: results of a study of schoolchildren in Moscow and the Moscow region]. Social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki = [Socio-economic and Social Sciences], 12, pp. 103-109. (In Russ.) DOI: 10.1555/2409-3203-2017-0-12-103-109.
Syrokvashina, K. V., 2019. [Attacks in schools: aggressive and autoaggressive actions of minors]. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya = [Modern Foreign Psychology], 8(3), pp. 37-44. (In Russ.) DOI: 10.17759/ jmfp.2019080304. (
Voiskunsky, A. E., Evdokimenko, A. S. and Fedunina, N. Yu., 2013. Alternative identity in social networks. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14: Psihologiya = [Bulletin of the Moscow University. Series 14. Psychology], 1, pp. 66-83. (In Russ.)
Webster, S., Davidson, J., Bifulco, A., et al., 2012. Final Report. European Online Grooming: Project final report.
Информация об авторах / Information about the authors
Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, и. о. руководителя лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России (Российская Федерация, 119992, Москва, Кропоткинский пер., д. 23).
Elena G. Dozortseva, Dr. Sci. (Psychology), Professor, Chief Researcher, V. Serbsky Federal Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Ministry of Health of Russia (23 Kropotkinsky St., Moscow, 119992, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Ошевский Дмитрий Станиславович, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России (Российская Федерация, 119992, Москва, Кропоткинский пер., д. 23).
Dmitry S. Oshevsky, Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor, Senior Researcher of the Laboratory of Psychology of Childhood and Adolescence, V. Serbsky Federal Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Ministry of Health of Russia (23 Kropotkinsky St., Moscow, 119992, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Сыроквашина Ксения Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России (Российская Федерация, 119992, Москва, Кропоткинский пер., д. 23). Kseniya V. Syrokvashina, Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor, Senior Researcher of the Laboratory of Psychology of Childhood and Adolescence, V. Serbsky Federal Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Ministry of Health of Russia (23 Kropotkinsky St., Moscow, 119992, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Заявленный вклад авторов / Contribution of the authors
Дозорцева Елена Георгиевна - сбор и систематизация данных о КСППЭ по уголовным делам о нападении несовершеннолетних на школы и о сексуальном насилии в отношении несовершеннолетних с использованием сети «Интернет»; анализ и обобщение результатов исследования. Ошевский Дмитрий Станиславович - сбор и систематизация данных о КСППЭ по уголовным делам о распространении наркотиков с использованием сети «Интернет»; анализ и обобщение результатов исследования.
Сыроквашина Ксения Валерьевна - сбор и систематизация данных о КСППЭ по уголовным делам о самоубийствах несовершеннолетних; анализ и обобщение результатов исследования.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Дата поступления рукописи в редакцию издания: 20.10.2021; дата одобрения после рецензирования: 08.11.2021; дата принятия статьи к опубликованию: 08.11.2021.
Submitted: 20.10.2021; reviewed: 08.11.2021; revised: 08.11.2021.