УДК 301
© 2016 Э.В. Трофимова
СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Статья посвящена проблеме формирования стратегии профессионализации студентов медицинского колледжа. Автор рассматривает стратегии профессионализации как способ самопроектирования профессионального становления, формируемый учебным заведением как агентом вторичной социализации. Современное развитие профессионального пространства медицинской сестры связано с расширением и усложнением ее социальной роли, требующим вариативной профессиональной стратегии. Авторское социологическое количественное исследование по результатам анкетного опроса студентов медицинского колледжа позволило выявить характерные для них стратегии профессионализации. Среди студентов медицинского колледжа доминирует ситуативный выбор профессии, вызванный непреодолимостью барьеров на пути к более привлекательным профессиональным группам. Карьерные стратегии малопродуктивны и отличаются: 1) низкой осведомленностью о возможных карьерных позициях, 2) иррациональными стратегиями саморазвития и 3) неготовностью к серьезным временным и ресурсным затратам на совершенствование своего человеческого капитала.
Ключевые слова: профессионализация, стратегии профессионализации, профессиональное пространство, профессиональное пространство медицины, медицинский колледж.
Введение. Профессии среднего медицинского звена и, в первую очередь, медицинской сестры, динамично изменяется в условиях становления общества знания. Решение проблем пациентов становится центральным содержанием деятельности медсестры. Как отмечают исследователи, в современных условиях в профессии медицинской сестры возрастает важность знаний практической психологии и педагогики, бухгалтерского учета, основ маркетинга и менеджмента, направлений страховой медицины, современных тенденций развития сестринского дела в России и за рубежом, позволяющих прогнозировать потребности населения в медицинских услугах, выделять приоритетные проблемы, определять партнеров (участников) мероприятий, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи [7, с. 12-14]. Медицинская сестра в рамках профессиональной роли должна контактировать с растущим числом контрагентов, не только с врачом и пациентом, но и с родственниками пациента, клиническим психологом, социальным работникам. Она активно включается в практики информирования, профилактики и реабилитации, расширяя сестринский процесс в соответствии со сложными потребностями пациента, занимается проблемами организации здравоохранения как менеджер здравоохранения и научными исследованиями. Все эти сферы деятельности расширяют профессиональное пространство медицинской сестры, повышая вариативность и сложность ее профессиональной стратегии. Однако способность ее реализовать зависит не только от личностных качеств профессионала, но и от системы профессионального образования. В рамках данной статьи мы попытаемся выяснить, насколько отвечает требованиям времени стратегии профессионализации студентов медицинского колледжа.
Обзор иностранной и отечественной литературы. Изучение среднего медицинского персонала как особой профессиональной группы плодотворно осуществляется на методологической платформе пространственного подхода в социологии. Основные положения классических трудов П. Сорокина [15] и П. Бурдье [4] стали методологическим фундаментом исследований по социологии пространства [19; 20; 5; 16; 18] и, далее, получили интерпретацию в работах по социологии профессий [21; 10], в том числе и медицинских [1; 2; 12]. Профес-
сиональное пространство играет роль матрицы формирования специфического социального субъекта - профессионала. Медицинский колледж представляет собой специфическую систему - медиатор, вводящую индивида в профессиональное пространство и концентрирующую особые (педагогические) условия, необходимые для формирования профессиональных знаний, умений и ценностей. Личное пространство индивида открыто к давлению агентов социальной среды, эта открытость и позволяет индивиду действовать в социальном пространстве, ориентироваться в нем и воспринимать аксиологическое измерение своей деятельности [17, с. 72]. С другой стороны, результатом давления неизбежно становится типизация личностного пространства, появление у личности особых, профессиональных, качеств.
Е.В. Богачева относит к последним следующие качества медицинских сестер, связанные с основными этапами их профессиональной деятельности: 1) морально-нравственные качества: трудолюбие, ответственность, сострадательность, эмпатия, терпение, альтруизм, доброжелательность, внимательность, решительность, отзывчивость, коммуникабельность; 2) умственные качества и профессиональные способности: профессиональная эрудированность, последовательность, логичность, аналитический склад ума; 3) эстетические качества: опрятность, аккуратность, небрезгливость [3, с. 66-67].
Однако профессионализация как процесс вхождения в профессиональное пространство не ограничивается обретением профессиональных качеств, ее реализация детерминирована обретением и развитием важнейшего социального качества - субъектности. Как справедливо отмечает М.Г. Солнышкина, последняя представляет собой способность общества, социальных групп, человека выступать в качестве активного начала (творца, деятеля) социальной реальности, а также сущностное качество субъекта (индивида, группы, социального института), прежде всего появляющееся в его социально-творческой профессионально-стратегической деятельности в пространственно-временном континууме [14, с. 90]. Социальная субъектность тождественна способности к решению социально значимых задач, достижению социальных целей, к эффективному использованию социальных ресурсов. Она отражает уровень социализации, трактуемой как освоение социальных ролей и напрямую влияет на реализацию социального потенциала, которая не может состояться без активной позиции субъекта.
Социальную субъектность можно понимать как способность к формированию жизненной стратегии. Стратегия жизни - это устойчивая система обобщенных способов преобразования жизненных ситуаций в соответствии с иерархией ценностных ориентаций личности [11, с. 58], выступающая формой активного осознания и организации будущего, моделью жизнедеятельности и поведения личности, основанной на самостоятельном определении личностью своего места в социальной реальности и его достижения.
Разновидностью жизненной стратегии являются профессиональные стратегии как способ самопроектирования профессионального становления. Профессиональное становление выступает социальным конструированием социальной реальности профессионального будущего, личностным интегрированием институционального контекста профессии и жизненного мира, осознанным движением в пространстве и времени профессионального мира. Динамическая система перспективного ориентирования, лежащая в основе профессиональных стратегий, требует непрерывных творческих, интеллектуальных и волевых усилий от индивида.
Профессиональные стратегии тесно связаны со стратегиями профессионализации, предполагающими выбор способа вхождения в профессию, т.е. совмещения собственно профессиональных и образовательных стратегий.
Средний медицинский персонал традиционно готовила ступень среднего профессионального образования. В настоящее время для нее характерен системный кризис, связанный
с дезинтеграцией ступеней и уровней образования, вызванной реформированием образовательного пространства, доминированием массовых ориентиров на высшее образование и разрывом между целями образования и потребностями рынка труда. Общие проблемы среднего образования не могут не отражаться на стратегиях профессионализации студентов медицинских колледжей, однако сами эти стратегии представляют собой баланс внешних и внутренних факторов.
Постановка задачи. Выявление стратегий профессионализации студентов медицинского колледжа стало целью исследования, проведенного в 2011-2014 гг. в Саратовской области среди студентов 1 курса ГАОУ СПО СО «Саратовский базовый медицинский колледж» и ГАОУ СПО СО «Энгельсский медицинский колледж» специальности «Сестринское дело» на базе полного среднего образования.
Описание исследования. Исследование проводилось методом анкетного опроса, в котором приняли участие 250 учащихся медицинских колледжей, поступивших в данные учебные заведения после получения полного среднего образования по результатам Единого государственного экзамена. Областной центр в качестве место жительства указали 52 % опрошенных. Средний возраст опрошенных - 18,1 лет. В структуре опрошенных преобладают лица женского пола (93 %), незамужние/холостые (95 %), не имеющие детей (98 %), со средним уровнем дохода на члена семьи ниже 6000 рублей (68 %).Подавляющее большинство опрошенных планирует вступить в брак в 20 лет.
Анкета была направлена на выявление мотивов и факторов профессионального выбора, степени осведомленности о возможных карьерных позициях и готовности к саморазвитию.
В нашем исследовании мотивация будущих медицинских сестер структурировалась по следующим ответам: возможность заниматься в будущем интересной работой; возможность получить профессию, соответствующую способностям; возможность следовать семейным традициям; возможность отсрочки от армии; возможность помогать людям; другое (укажите); затрудняюсь ответить.
Большинство опрошенных выбрали вариант ответа «возможность заниматься интересной работой» (62,5 %), что говорит о позитивном восприятии приобретаемой профессии. 21,7 % опрошенных определили основной мотив своего выбора как «возможность получить профессию, соответствующую способностям», что может косвенно свидетельствовать о слабой ориентированности на среднее профессиональное образование и распространенность высшего образования в ориентирах образовательных стратегий молодежи. 13 % связали свой мотив с семейными традициями.
Показательно, что в условиях системы высшего образования внутренняя мотивация профессионального выбора представителей медсестринской профессии выше. По данным исследования Н.Г. Петровой, С.Г. Погосян, Н.И. Соболевой, проведенного на базе Института сестринского образования (ИСО) Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, 59,2 % студентов ИСО считали выбранную профессию своим призванием, 21,7 % указали, что приобрести данную профессию решили по совету родителей и друзей, определенную роль в профессиональной ориентации студентов сыграла семья, поскольку у 12,9 % опрошенных родители были медиками [13, с. 39]. Вероятно, перед нами общая проблема слабого позиционирования специальностей среднего образования в системе профориентационной работы, характерная для среднего образования как такового. Если вузы ведут профориентационную работу систематически и обладают высоким прести-
жем, то система среднего образования нуждается в дополнительной информационной поддержке со стороны государства.
Следующий вопрос был направлен на выявление факторов профессионального выбора. Более трети опрошенных (36,7 %) не отметило влияния на свой выбор влияния внешних факторов, отметив вариант ответа «самостоятельный выбор». Треть опрошенных (33 %) основным фактором выбора профессии считают возможность заботиться о собственном здоровье и здоровье близких. 13,3 % отметили влияние родителей, что совпадает с числом указавших семейные традиции как мотив профессионального выбора. Число респондентов, считающих основным фактором выбора профессии призвание, совпадает с числом считающих таковым случайность и составляет 6,7 % в обоих случаях. Крайне слабое влияние на профессиональный выбор будущих медицинских сестер оказывали учителя, друзья, родственники, опыт болезни (в пределах 1 % на категорию). В целом полученные ответы говорят о доминировании ситуативного выбора профессии, связанного с непреодолимостью барьеров на пути к более привлекательным профессиональным группам. Наш вывод релевантен результатам социологического исследования мнения медицинских сестер о сестринском профессиональном образовании И.И. Грековой, по данным которого в основном становление медицинских сестер как профессионалов происходит при обучении их на рабочем месте опытными медицинскими сестрами [6, с. 55], а не в процессе обучения в училищах или колледжах.
Чтобы уточнить связь профессиональной и семейной среды, способной влиять на профессиональный выбор абитуриента как непосредственно, так и через знакомство с бытовыми особенностями профессии, в анкету был включен вопрос о наличии медицинских работников среди родственников респондентов. Только 39,1 % опрошенных ответили, что таковых среди их родственников не имеется. Соответственно, родственники 60,9 % респондентов работают в сфере здравоохранения: 1 родственник у 13 %, 2 родственника у 8,7 %, 3 родственника у 30,4 %, более 3 родственников у 8,7 %. Соответственно, во-первых, существуют широкие возможности для включения медицинских работников в процессы профессиональной ориентации студентов медицинского колледжа, хотя, как мы видели, прямое влияние родственников - не родителей на решение абитуриента не регистрируется. Во-вторых, сами студенты знакомы с образом жизни медицинских работников, имеют доступ к информации о его рутинных, повседневных особенностях.
Вместе с тем семейная среда не дает эталонных моделей профессионализации. Не смогли назвать людей, являющихся примерами профессионального служения, 82,6 % опрошенных. 8,7 % респондентов примером профессионального служения считают своих матерей (данных об их месте работы получено не было). 8,7 % респондентов указали канонический эталон профессионализма медицинской сестры - Флоренс Найтингейл. Можно прийти к выводу, что лидеры профессии редко обнаруживаются респондентами в своих собственных семьях, хотя профессионалы в семьях присутствуют часто. Вообще говоря, центральной проблемой медицинских профессий среднего звена является отсутствие формализации лидерского статуса. Короткий разбег карьерной лестницы и ее замкнутость на администрировании, а не на трансляции опыта (образовании) приводит к тому, что ветераны профессии остаются незаметными и безвестными, не получают высокого профессионального статуса и общественного признания. Медицинские сестры не включены в мифотворческие процессы героизации, их деятельность протекает в пространстве, которое люди расценивают как приватное.
Крайне значимым для формирования профессиональной стратегии является осведомленность о возможных целях карьеры и готовность к самосовершенствования. Субъектная профессионализация, т.е. профессионализация индивида, всегда предполагает какое-либо на-
правление. Я.В. Дидковская отмечает, что профессиональная карьера сегодня все больше приобретает нелинейный, или гибкий, характер, а профессиональное самоопределение пролонгируется всю трудовую жизнь индивида [8, с. 90]. Долгое время в социологии и менеджменте карьера рассматривалась в контексте вертикальной мобильности и анализировалась со стороны структур (институтов) как перемещение в системе профессионально-социальной стратификации. В итоге синонимом карьеры стало восходящее движение в иерархии профессиональных позиций. Эта интерпретация оставляет вне поля зрения рост компетентности, профессионального опыта и накопление репутации профессионала. Профессия медицинской сестры изначально была лишена иерархической вертикали. В западной традиции ее «надстраивали» образовательные, научные и социальные практики (благотворительность и корпоративная активность). В отечественном профессиональном пространстве в настоящее время вертикаль культивируется за счет формирования когорты менеджеров среднего звена, созданы предпосылки для включения медицинских сестер в науку и общественную жизнь. Тем не менее, профессиональная роль медицинской сестры отличается большим разнообразием вариаций независимо от «высоты» позиции благодаря специфике деятельности различных служб здравоохранения. Многоаспектность профессиональной роли дает довольно широкие возможности для осуществления различных карьерных стратегий, под которыми мы вслед за Я.В. Дидковской понимаем процесс сознательной и рациональной деятельности личности по выбору способов достижения значимых ценностей целей в профессиональной деятельности и их соотнесению в долгосрочной временной перспективе [8, с. 93]. Карьерные стратегии включают в себя как выбор привлекательных позиций, так и развитие собственного потенциала для их достижения.
Карьерный раздел ценностно-мотивационного блока анкеты начинался с вопроса «Собираетесь ли вы работать по специальности?», который был направлен на конкретизацию профессиональных стратегий. Показательно, что число респондентов, ответивших на него утвердительно - 65,2 % - совпало с числом респондентов, основным мотивом профессионального выбора для которых была возможность заниматься в будущем интересной работой. 4,3 % опрошенных уверены, что не будут работать по специальности, 30,4 % не смогли ответить однозначно.
Среди тех, кто собирается работать по специальности, более трети в будущем намерены занять должность палатной, процедурной или перевязочной медицинской сестры (34,7 %); более четверти - операционной медицинской сестры (26 %). Менее привлекательны должности медицинских сестер по массажу - 21,7 %. 8,7 % опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Среди не выбранных респондентами должностей - организатор сестринского дела; сестринское дело в педиатрии медицинская сестра в педиатрии; медицинская сестра анестезиолог; медицинская сестра по функциональной диагностики; медицинская сестра по физиотерапии; инструктор по лечебной физкультуре; медицинская сестра по диетологии; медицинский статист; старший фельдшер; заведующий фельдшерско-акушерским пунктом; заведующий медпунктом; фельдшер; старшая акушерка; акушерка. Только три из восемнадцати возможных профессиональных ролей интересны студентам. Наиболее вероятная причина - крайне низкая осведомленность о профессиональных возможностях.
Для выявления возможных причин отказа профессии респондентам было предложено ранжировать различные негативные моменты профессиональной деятельности. Наиболее значимой оказалась низкая заработная плата - 34,8 %, за ней следуют постоянные риски для здоровья, связанные с работой - 30,4 % и конфликты в коллективе - 21,7 %. Показательно,
что по социологическим данным, поведение медицинских сестер в конфликтных ситуациях зависит, прежде всего, от возраста, стажа и специфики работы: чем моложе медицинские сестры, тем более они склонны к компромиссам при конфликтах, с возрастом же стараются их избегать, после 10 лет работы уровень конфликтности начинает повышаться [9].
Менее значимыми оказались неуважительное отношение со стороны врачей (17,4 %) и постоянное взаимодействие с пациентами и их родственниками (13 %). Равное количество оценок получили плохие условия труда (8,7 %), плохая организация труда (8,7 %), личные недостатки врачей, низкая культура поведения (8,7 %). Наименее значимыми оказались постоянные эмоциональные нагрузки (4,3 %), один из самых мощных факторов профессионального выгорания.
Финансовые притязания респондентов слабо сопряжены с готовностью к профессиональному саморазвитию и совершенствованию собственного профессионального потенциала в рамках выбранного профессионального поля. Собираются получать дополнительный сертификат по средней медицинской специальности 39,1 %, не собираются этого делать 26 %, не определились 34,8 %. При этом 72,8 % опрошенных собираются получать высшее образование. Причем 72,2 % из них собираются получить профессию врача, 11,1 % - стоматолога, и только 5,6 % - менеджера здравоохранения. Полученные данные свидетельствуют в пользу гипотезы о вынужденной профессиональной стратегии студентов, говоря о том, что чаще всего профессия медицинской сестры выбирается как эрзац профессии врача недостижимой по тем или иным причинам. В пользу этого предположения свидетельствует телеология данного профессионального проекта. 34,8 % респондентов хотят получить высшее образование для самореализации, 8,7 % - для повышения статуса, 13 % - для помощи заболевшим членам семьи. Только 26,1 % респондентов связывает свои планы на получение высшего образования с получением профессии. Об определенной спекулятивности планов на получение высшего образования свидетельствует средний показатель временных затрат, к которым готовы опрашиваемые студенты. Они согласны учиться не более 7 часов в день, чтобы стать хорошим специалистом, что не превышает средний объем аудиторного учебного времени и не предполагает освоения дополнительных знаний, необходимых для поступления. Тем не менее, повышать свою квалификацию после завершения обучения готовы 95 % опрошенных.
Заключение. Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о доминировании среди студентов медицинского колледжа ситуативного выбора профессии, связанного с непреодолимостью барьеров на пути к более привлекательным профессиональным группам и распространенности среди данной социальной группы малопродуктивных карьерных стратегий. Для последних характерны: 1) низкая осведомленность о возможных карьерных позициях, 2) иррациональные стратегии саморазвития и 3) неготовность к серьезным временным и ресурсным затратам на совершенствование своего человеческого капитала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Андриянова Е.А. Современная медицина: социально-профессиональные основания науки и практики. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2005. - 204 с.
2 Андриянова Е.А. Социальные параметры профессионального пространства медицины: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Волгоград, 2006. - 39 с.
3 Богачева Е.В. Профессионально важные качеств медицинских сестер // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 7. - С. 65-67.
4 Бурдье П. Социология политики. - М., 1993. - 336 с.
5 Виноградова Н.Л. Социальное пространство как пространство взаимодействия субъектов // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2005. - № 6. - С. 7-9.
6 Грекова И.И. Анализ мнения медицинских сестер о профессиональном сестринском образовании // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 2. - С. 54-55.
7 Двойников С.И., Кузнецов А.И., Кичатова Е.Ю. Подготовка сестринского персонала команды первичной медико-санитарной помощи населению // Главная медицинская сестра. - 2000. - № 3. - С. 12-14.
8 Дидковская Я.В. Стратегии профессиональной карьеры поствузовской молодежи // Высшее образование в России. - 2012. - № 8-9. - С. 90-96.
9 Ермолаева Е.В. Конфликты и стрессы в работе медицинских сестер // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2015. - Т. 5. - № 2. - С. 78.
10 Колбасова Л. О. Профессиональная компетентность в современном социальном пространстве // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2009. - № 7. - С. 26-31.
11 Кормакова В.Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессионально-личностного самоопределения старшеклассников // Образование и общество. - 2009. - № 1. - С. 55-58.
12 Кром И.Л., Андриянова Е.А., Новичкова И.Ю., Чернышкова Е.В. Пространственное измерение инвалидиза-ции в условиях соматических ограничений // Социология медицины. - 2011. - № 1. - С. 54-59.
13 Петрова Н.Г., Погосян С.Г., Соболева Н.И. Современные проблемы подготовки кадров сестринского персонала // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - № 4. - С. 38-41.
14 Солнышкина М.Г. Условия актуализации профессиональной субъектности в современном обществе (субъ-ектогенез профессиональных стратегий) // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2006. - № 1. - С. 90-94.
15 Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992. - 544 с.
16 Тихонова С.В. Коммуникационные структуры социальной мифологии. - Саратов: СГСЭУ, 2008. - 244 с.
17 Тихонова С.В. Пространственные структуры эпохи «Пост»: человек в глобализирующемся мире. - Саратов: СГСЭУ, 2005. - 124 с.
18 Тихонова С.В. Социальное пространство: глобализация и отчуждение // Социальная политика и социология. - 2007. - № 4. - С. 33-45.
19 Филиппов А.Ф. Элементарная социология пространства // Социологический журнал. - 1995. - № 1. - С. 45-69.
20 Чернявская О. С. Социальное пространство: обзор теоретических интерпретаций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 5. - С. 329-335.
21 Terrenoir J.-P. Sociologie de l'éthique professionnelle // Sociétés Contemporaines. - 1991. - № 7. - P. 12.
Статья принята в печать 24 февраля 2016 г.
Рецензент Минаев Ю.Л., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Медицинского университета «Реавиз».