PEDAGOGICAL SCIENCES
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Винокурова С.С.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Нижнеудинская средняя общеобразовательная школа в г.Нижнеудинск, Иркутской области, преподаватель первой категории
STRATEGIES FOR TEACHING LINGUISTIC DISCIPLINES IN CONDITIONS OF MULTI-LEVEL
EDUCATION.
Vinokurova S.
Municipal educational institution Sheberta secondary school in the town of Nizhneudinsk, Irkutsk region,
teacher of the first category.
АННОТАЦИЯ
Данная статья знакомит с проблемами в изучении иностранных языков. Здесь я представляю способы решения когнитивных стратегий при изучении иностранных языков. Хотелось бы отметить, что использование разноуровневого вариативного образования познавательной стратегии школьников полезно для всех участников образовательного процесса: ученик быстро учится управлять своей учебной деятельностью, что приводит к повышению эффективности обучения и имеет положительные результаты в реализации системно - деятельностного подхода.
ABSTRACT
This article shows the problems in learning foreign languages. Here I present ways to solve cognitive strategies in learning foreign languages. I would like to note that the use of multi- level variable education of the cognitive strategy of schoolchildren is useful for all participants of the educational process: the student quickly learns to manage his educational activities, which leads to an increase in the effectiveness of training and has positive results in the implementation of the system -activity approach.
Ключевые слова: силы эмоций, познавательные стратегии, проблемы обучения.
Keywords: educational strategy, cognitive strategy, the problem of teaching.
Серьезной проблемой отечественного лингвистического образования является возрастающая потребность в специалистах нового поколения, способных успешно адаптироваться и творчески подходить к постоянно изменяющимся требованиям и условиям образовательной среды. Сейчас, в новом коммуникативном пространстве, которым все более становится мир, традиционное содержание лингвистических программ и методов обучения требует радикального пересмотра.
Иностранные языки в России и их преподавание сегодня востребованы, так как возникает насущная потребность использования подобных знаний в повседневной жизни. Это, безусловно, оказывает влияние и на методы преподавания. Ранее использовавшиеся методы теперь потеряли свою практическую значимость и требуют кардинального обновления и модернизации.
Сегодня термин стратегия (образовательная стратегия, учебная стратегия, познавательная стратегия) прочно вошел в лексикон теоретиков и практиков образования без его чёткого в психолого-педагогическом сообществе толкования.
Рассмотрим виды стратегий в изучении иностранного языка (использование силы эмоций, введение в свой опыт нового слова, обретение уверенности в своих возможностях). Проблема обучения иностранным языкам в школе сегодня, безусловно,
требует системного анализа речемыслительной деятельности с психолингвистических, психологических позиций. Поэтому как педагог - практик, я бы хотела ввести ещё одну стратегию, которая необходима на уроках иностранного языка - познавательная стратегия.
Познавательная стратегия является для меня последовательно- мыслительной операцией внешних действий, которые направлены на реализацию результатов в познавательной (учебной) деятельности.
Выделим этапы организации урока, которые можно представить следующим образом:
- актуализация деятельности учащихся, в которой проявляется познавательная стратегия;
- презентация полученных результатов деятельности;
- проверка правильности результатов;
- выявление познавательной стратегии по листу анализа;
- сравнение познавательных стратегий, коррекция и обмен их успешными элементами;
- групповая рефлексия развития познавательных стратегий в группе;
- обобщение познавательной стратегии и разработка рекомендаций;
- групповая рефлексия полученных результатов.
Бекш^ of Бигоре # 79, (2021)
17
Чтобы вы смогли более подробно представить пути развития познавательных стратегий пересказа иностранного текста и разрабатываемую образовательную модель, приведём пример. Работая учителем немецкого и английского языков я исследовала познавательную стратегию пересказа иностранного текста в начальных классах.
В процессе экспериментальной деятельности был реализован ряд уроков, направленных на развитие данной познавательной стратегии. Как известно, пересказ является новым вводом речевой деятельности для учащихся III класса.
При пересказе немецкого или английского текста у детей возникают определённые трудности:
• произношение на иностранном языке слов с правильной артикуляцией;
• ограниченный лексический материал;
• ограниченный грамматический материал;
• неправильное использование лексики в определённом контексте;
• боязнь говорить вслух из-за негативной реакции других детей на их ошибку;
• боязнь больших размеров текста, который надо пересказать.
В практике чаще встречается высказывание своих мыслей. Но на начальном этапе обучения используется текстуальный пересказ. Для этого провожу несколько уроков по подготовке монологического высказывания на основе прочитанного текста для выявления стратегий. Детям предложено описать, как они готовятся к пересказу дома.
Рассмотрим примеры подготовки учащихся к пересказу текста.
Пример №1: - читаю несколько раз;
- перевожу;
- определяю, в каком времени стоят предложения;
-пересказываю.
Пример №2: - прочитали два раза;
- перевели;
- составили план пересказа;
- пересказали по плану.
Мы видим, что дети используют прием многократного прочтения. Они выделяют три действия -чтение, перевод, пересказ. Так как детям восьми-девяти лет трудно планировать и анализировать свою деятельность, составляем план - лист анализа стратегии, который назывался «Что я делала, готовясь к пересказу». Перед учащимися была поставлена конкретная цель: расставить в нужной последовательности свои действия при подготовке к пересказу. Примерный лист-анализ, разработанный детьми с помощью учителя:
Что я делал (а), готовясь к пересказу:
> прочитала название текста;
> прочитала текст весь;
> перевела на русский язык;
> выписала ключевые слова;
> выделила главную мысль;
> подумала, какими словами можно заменить слова, которые кажутся трудными, сложными;
> пересказала вслух.
По итогам экспериментальных уроков могу отметить, что такие уроки, проведенные в ходе исследования, были очень полезны для учеников, так как они изменили стратегии детей. В итоге хочу отметить, что за небольшой отрезок времени ученики III класса смогли самостоятельно подготовиться к пересказу незнакомого текста, применяя уже изменившиеся стратегии, приобретенные в процессе данной деятельности. При этом качественно изменилась их учебная деятельность, потому что во время пересказа дети вносили свои изменения в текст: заменяли трудные слова, выраженные более простыми, доступными на их взгляд, использовали более упрощенную структуру предложений (прямой порядок). Одним словом, они использовали простейшие элементы пересказа - пересказ своими словами.
Хочу отметить, что использование разноуровневого вариативного образования познавательной стратегии школьников полезно для всех участников образовательного процесса: ученик быстро учится управлять своей учебной деятельностью, что приводит к повышению эффективности обучения и имеет положительные результаты в реализации системно - деятельностного подхода.
При выявлении познавательных стратегий наблюдаем следующие результаты и достижения:
- понимание того, как думает и действует ребенок в ходе учебной деятельности;
- учёт в образовательном процессе его индивидуальных стратегий и особенностей организации личностного опыта;
- обеспечение эффективного управления его учебной деятельностью;
- передача управления учением «руки ученика»;
- развитие многоуровневой рефлексии у школьника;
- повышение успешности обучения;
- проектирование на основе универсальных стратегий образовательных технологий, построенных на основе согласования механизмов учения и обучения;
- повышение психолого-педагогической культуры и мастерства учителя;
- перестройка содержания и технологий профессиональной подготовки учителя.
Преподавание иностранных языков в условиях разноуровневого вариативного образования в школе является формированием у учащихся способности к иноязычному общению, позволяющее вступать в равноправный диалог с представителями других культур и традиций, участвовать в различных сферах и ситуациях межкультурной коммуникации, приобщаться к современным мировым процессам развития цивилизации. Достижением является развитие у школьников достаточно высокого уровня коммуникативной компетенции при одновременном формировании и совершенствовании личности ребенка к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем. Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языкам всегда
было одной из актуальных проблем российского образования.
Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, даёт возможность средним учебным заведениям выбирать любую модель педагогического процесса, включая авторские. В этих условиях преподавателю иностранного языка предоставлена определенная свобода творчества, свобода выбора инновационных моделей, технологий обучения, без которых немыслим современный образовательный процесс.
Инновационные явления, порождающие специфику деятельности педагога в современных условиях, обуславливают переход от знаний парадигмы педагогического процесса к личности, от
«сообщающих» - к интерактивным методам обучения.
В условиях постоянно меняющихся реалий современного общества и его активного развития иностранные языки обуславливают актуальность сегодняшней жизни.
Литература
1. Бим Н.М. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // ИЯШ - 1989 г.- №1
2. Булкин А.П. Изучение иностранных языков в России. Социокультурный аспект - ИЯШ -2008 г. - №6
IMPROVEMENT OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS
Pavlovych L.,
MD, PhD, Department of Clinical Immunology, Allergology and Endocrinology
Bukovinian State Medical University, Chernivtsi
Kamyshna I.,
MD, PhD, Department of Medical Rehabilitation, I. Horbachevsky Ternopil National Medical University, Ternopil
Bakaliuk T.
Prof., DSc, PhD, MD, Department of Medical Rehabilitation, I. Horbachevsky Ternopil National Medical University, Ternopil
ABSTRACT
Objective. The article is sanctified to the problem of perfection of organization of independent work of students, determination of ways of the methodical providing of the marked process. Keywords: independent work of students
One of directions of harmonization of educational activity from the European educational requirements there is the individualization of education on the basis of perfection of structure of curricula, optimization of the educational loading, introduction of the integral system of preparation of specialists after individual curricula, and perfection of organization of independent and individual work of students.
For upgrading of professional preparation of specialists rational and effective organization of independent work of students is needed in higher educational establishments. Independent work is the basis of any education, the form of organization of studies, and means of capture thorough knowledge and skills. In modern terms, the actual is remained by the necessity of improvement of technology of organization of independent work, grant to her more
The complication of organization of independent work consists in a variety and ambiguousness of her essence. In accordance with Statute about the organization of educational process in higher educational establishments [1] "independent work of the student is the basic means of capture educational material in time, free of obligatory lessons", lectures, practical, seminar, individual employments, and consultations, belong to that. Many scientists assert at the same time, that the basic criterion of independent work is her implementation without mediocre participation of teachers in lessons or at home.
Audience work of students consists in the lecture educating, implementation of laboratory and realization of practical employments, participating in discussions or in the discussions of different scientific questions during the seminar engaging in and other
Extra audience work is less regulated unlike an audience, therefore there are some difficulties in her organization, guidance, and control. Foremost it is related to that students can independently organize work on the mastering of educational material of this discipline not always.
With the purpose of development and realization of creative and professional capabilities for students, increase of objectivity of estimation of knowledge, the introduction of healthy competition in educating, the teachers of department bring over students to participating in scientific student conferences, scientific researches of the department. Preparation for the performances at conferences, work with scientific literature allows the student to use all in the process of educating gain knowledge and skills, helps to purchase confidence in the forces, to know the possibilities, promote the professional level of knowledge, t. Of e. Assists development of own self-appraisal. Such form of activity forms for a student creative activity in the decision of certain problems. On the understanding of the essence of independent work efficiency of all educational processes depends on Institution of higher learning, and first of all the robot of teacher, that plans her, controls