Научная статья на тему 'Стратегии познавательной лингвистической деятельности'

Стратегии познавательной лингвистической деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / САМОНАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧАЕМЫХ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / STRATEGIES / COGNITIVE LINGUISTIC ACTIVITY / COMMUNICATIVE STRATEGIES / SELF-DIRECTEDNESS OF STUDENTS / INTERPERSONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коршунова Ирина Григорьевна, Смирнова Майя Ивановна

В статье рассматривается вопрос о роли стратегий познавательной лингвистической деятельности при изучении иностранного языка и осуществлении коммуникативной компетенции. Авторы анализируют трактовки термина «стратегия», разработанные современными отечественными и зарубежными лингвистами, и дают обоснование необходимости усвоения стратегий лингвистической деятельности в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF COGNITIVE LINGUISTIC ACTIVITY

The article examines the issue of the role of strategies of cognitive linguistic activity while studying a foreign language and exercising communicative competence. The authors analyze the interpretations of the term “strategy” developed by modern domestic and foreign linguists, and substantiate the necessity of mastering the strategies of linguistic activity in the process of teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «Стратегии познавательной лингвистической деятельности»

Коршунова Ирина Григорьевна, Смирнова Майя Ивановна СТРАТЕГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается вопрос о роли стратегий познавательной лингвистической деятельности при изучении иностранного языка и осуществлении коммуникативной компетенции. Авторы анализируют трактовки термина "стратегия", разработанные современными отечественными и зарубежными лингвистами, и дают обоснование необходимости усвоения стратегий лингвистической деятельности в процессе обучения иностранному языку. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/10-1754.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 1. C. 193-195. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www .gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

на окружающих; предполагают освоение новых форм поведенческой деятельности, положительно влияющих на взаимоотношения с окружающими; укрепляют личностную идентичность.

Подобные технологии формируют стремление к тому, чтобы воспитание перешло в самовоспитание, обучение в - самообучение, а развитие - непосредственно в саморазвитие. Они также объединяют художественное и интеллектуальное восприятие мира, способствуют сохранению целостности личности, приобщают студентов к нравственным ценностям через целостный мир искусства, помогают развитию всех органов чувств, внимания, памяти, интуиции, вооружают преподавателя системой инновационных приёмов, обеспечивающих эффективное вхождение в систему знаний, содействуют адаптации студента в современное социокультурное пространство.

Список литературы

1. Беккер-Глош В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство. 1999. № 1. С. 42-58.

2. Колосов В. Г. Введение в инноватику: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. 148 с.

3. Кунгурова И. М. Арт-технологии в преподавании дисциплины «Технологии и методики обучения иностранным языкам» в вузе // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2013. № 5 (11). С. 46-51.

4. Ротенберг В. С. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество / под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1982. С. 175-186.

5. Рябченко С. А. Возможности и функции кинотренинга в подготовке студентов-психологов // Экономика и социум. 2015. № 6 (19). Ч. 3. С. 821-831.

6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. 556 с.

7. Соколова Т. А., Палеева М. Л., Цубикова Л. С. К вопросу о применении педагогических технологий в системе высшего профессионального образования // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. № 6 (73). С. 157-159.

8. Таранова Е. В. Анализ термина «арт-педагогика» в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий // Педагогика и психология. 2012. № 1 (2). С. 8-12.

9. Liebmann M. Art Therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge - Boston - L.: SHAMBALA, 2003. P. 40-46.

ART TECHNOLOGIES AS INNOVATIVE APPROACH TO STUDENTS' INDEPENDENT WORK

Kiseleva Anna Valer'evna

Ural State University of Architecture and Art kav. 7311@mail. ru

New forms of interaction of a pedagogue and a student lead to the necessity of using various tools of innovative technologies. The article presents approaches to understanding the definition of the notion "art technology", describes the forms of art technologies performing for organizing efficient innovative pedagogical activity and students' independent work, the purpose and result of which is forming a personality able to think independently, select and use the obtained information in his/her further professional activity.

Key words and phrases: art technologies; pedagogical activity; independent work; innovative technologies; art; personality's activity; professional training.

УДК 378.126.001(73)

В статье рассматривается вопрос о роли стратегий познавательной лингвистической деятельности при изучении иностранного языка и осуществлении коммуникативной компетенции. Авторы анализируют трактовки термина «стратегия», разработанные современными отечественными и зарубежными лингвистами, и дают обоснование необходимости усвоения стратегий лингвистической деятельности в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова и фразы: стратегии; познавательная лингвистическая деятельность; коммуникативные стратегии; самонаправленность обучаемых; межличностное взаимодействие.

Коршунова Ирина Григорьевна Смирнова Майя Ивановна, к. пед. н., доцент

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России ms.ikorka@mail.ru; maya_smirnova@mail.ru

СТРАТЕГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Известно, что изучение стратегий познавательной лингвистической деятельности постоянно привлекает интерес исследователей. Исследование коммуникативных стратегий и тактик является одним из актуальных направлений современной лингвистики.

В настоящее время в педагогике разрабатываются и применяются разнообразные формы и методы активного социального и психологического воздействия для развития умений, знаний, навыков эффективного социального функционирования. Однако в высшем образовании на современном этапе необходимы педагогические усилия для развития и улучшения коммуникативной компетенции слушателей как субъектов

194

^БЫ 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 1

общения. Для реализации поставленной цели и служат стратегии познавательной лингвистической деятельности. Коммуникативная направленность свойственна мышлению, познавательной деятельности, межличностному взаимодействию людей, поэтому коммуникативным лингвистическим стратегиям уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и зарубежной специальной литературе (Д. Брунер, О. Я. Гойх-ман, А. А. Залевская, О. С. Иссерс, Ю. Н. Караулов, М. Л. Макаров, Т. М. Надеина, Р. Л. Оксфорд, Р. Ратмайр, Т. Ройтер, В. В. Сафонова, П. Стревенс, Т. Е. Янко и др.).

Цель данной статьи - рассмотреть и проанализировать различные подходы и трактовки лингвистических коммуникативных стратегий при обучении иностранным языкам.

Хотя лингвисты формально выявили и дали определения стратегиям изучения иностранного языка сравнительно не так давно, подобные стратегии в практической деятельности применяются постоянно. Давно известны мнемонические средства, представляющие собой методы улучшения памяти и способствующие лучшему запоминанию ритором последовательности изложения мыслей.

Существуют различные определения лингвистических стратегий. Толковый словарь С. И. Ожегова трактует термин «стратегия» как науку о ведении войны, теорию военной стратегии и также дает переносное значение - искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства [10].

В «невоенной» сфере выражение «стратегия» означает план, шаг или сознательное действие, направленное на достижение цели [1, а 43]. Именно во втором значении термин применяется для характеристики особых черт процесса познания и означает наличие у субъекта познания специализированных средств достижения успеха.

Понятие «стратегия» распространилось в сферу образовательной деятельности и преобразовалось в стратегии познавательной деятельности. По мнению P. Л. Оксфорд, познавательные стратегии характеризуются как особые действия, выполняемые студентом для упрощения учебного процесса, а также для того, чтобы сделать его более быстрым, приятным, личностно-ориентированным и подходящим к новым ситуациям [13, р. 8]. Познавательные языковые стратегии обладают следующими особенностями: способствуют осуществлению главной цели - коммуникативной компетентности, становлению самонаправленности у обучаемых; увеличивают влияние педагога; являются проблемно-ориентированными; реализуются в особых действиях, осуществляемых реципиентами обучения; прямо и косвенно способствуют познавательной деятельности. Широкое распространение также получила модель стратегий познавательной деятельности, разработанная американскими исследователями под руководством Р. Л. Оксфорд. Эта модель включает шесть главных типов стратегий как единую систему познавательных средств. Модель познавательной деятельности включает два класса стратегий: прямые и непрямые. Эти два класса подразделяются на шесть подгрупп: памяти, когнитивные и замещения - в блоке «прямых» стратегий; метакогнитивные, эмоциональные и социальные - в блоке «непрямых» стратегий [13].

Коммуникативные стратегии находят свое практическое применение в высказываниях, которые письменно или устно фиксируются в виде текстов, соответствующих всегда тому или иному речевому жанру [2; 4]. Именно тексты как результат речевой деятельности позволяют выявить и изучить разнообразные коммуникативные стратегии и тактики. Так, в каждом тексте можно обнаружить различные коммуникативные тактики, проявляющиеся в использовании фонетических, лексических, грамматических, текстовых и паралингви-стических средств, с целью реализации основной коммуникативной стратегии. Использование коммуникативных стратегий возможно посредством применения рефлексивных методов обучения [5; 6] как на практических занятиях по иностранному языку, так и в самостоятельной работе студентов [9].

Под стратегиями изучения иностранного языка также понимаются действия, предпринимаемые студентами с целью повышения познавательных возможностей, осуществления контроля и улучшения своей познавательной деятельности. Стратегии являются инструментом для совершенствования самоуправления и более сознательного обучения. Компоненты данного термина включают планирование, соревнование, сознательное манипулирование объектами и предметами деятельности для реализации поставленной цели. В основе лексического значения понятия «стратегия» лежит идея планирования действий, связанных с социальной конфронтацией, противоборством [3, с. 55]. Так, по мнению Дж. Брунера, стратегия - способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам [12, р. 136]. М. Л. Макаров замечает, что некоторые лингвисты под стратегией понимают цепь решений говорящего, коммуникативных выборов тех или иных речевых действий и языковых средств [7; 8]. Т. Е. Янко определяет коммуникативную стратегию как выбор коммуникативных намерений, распределение квантов информации по коммуникативным составляющим и выбор порядка следования коммуникативных составляющих в предложении [11, а 38].

Несмотря на то, что стратегии познавательной деятельности используются обучающимися, педагоги играют важную роль, управляя процессом развития коммуникативных стратегий у обучаемых и их применения наиболее эффективными способами.

Умение применять лингвистические стратегии в познавательной деятельности является необходимым для изучения иностранного языка, поскольку представляют собой средство активного и сознательного вовлечения, существенного для развития коммуникативной компетенции. Умение применять познающим субъектом наиболее подходящие для него стратегии способствует улучшению умений языковой практики и повышению уверенности в себе.

Овладение иностранным языком и умение осуществлять коммуникативную компетенцию требуют принятия множества решений относительно воспринимаемого и используемого в процессе обучения языкового материала и совершаемых действий (при аудитивном восприятии речи, овладении грамматическим, лексическим и фонетическим строем языка). Коммуникативные стратегии реализуются посредством монологических и диалогических высказываний. Конечной целью любой речевой стратегии является коррекция модели мира реципиента.

Взаимодействие стратегий в разнообразных комбинациях у различных групп обучаемых зависит от педагогического мастерства преподавателя, который применяет стратегии познавательной лингвистической деятельности на практике, и от интеллектуальных способностей и мотивации обучаемых.

Анализ определений различных стратегий познавательной деятельности при изучении иностранного языка показал, что существуют различные трактовки анализируемого понятия. Но наиболее емкое определение, как полагаем, дает О. С. Иссерс, которая понимает под коммуникативной стратегией набор речевых действий, с помощью которых достигается цель коммуникации [3, с. 115].

Таким образом, стратегии познавательной деятельности представляют собой целостную систему познавательных средств и приемов, позволяющих проанализировать и осмыслить педагогические действия с целью реализации коммуникативных техник и приемов, передающих макроинтенцию говорящего.

Список литературы

1. Дикань В. С. Рефлексивный подход в теории и практике подготовки будущих педагогов в университетах США (педагогический аспект): автореф. дисс. ... к. пед. н. Симферополь, 1999. 65 с.

2. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. 382 с.

3. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактика русской речи. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 288 с.

4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ; УРСС Эдиториал, 2010. 264 с.

5. Коршунова И. Г. Рефлексивные методики в изучении иностранного языка // Символ науки. 2016. № 4-3. С. 191-193.

6. Коршунова И. Г. Способы применения рефлексивного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов (педагогический аспект) // Инновационная наука. 2015. Т. 2. № 4. С. 114-116.

7. Макаров М. Л. Коммуникативная структура текста. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 1990. 52 с.

8. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Изд-во ИТДГ К «Гнозис», 2003. 280 с.

9. Смирнова М. И., Коршунова И. Г. Виды и формы самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 11 (53). Ч. 2. С. 155-160.

10. Стратегия [Электронный ресурс] // Толковый словарь Ожегова. URL: http://enc-dic.com/ozhegov/Strategija-34309.html (дата обращения: 08.07.2016).

11. Янко Т. Е. Коммуникативные стратегии русской речи. М.: Языки славянской культуры, 2001. 387 с.

12. Bruner J. S., Goodnow J., Austin G. A. A Study of Thinking. N. Y.: Wiley, 1956. 213 р.

13. Oxford R. L. Language Learning Strategies: What Every Teacher Should Know. N. Y.: Newburry House, 1990. 157 р.

STRATEGIES OF COGNITIVE LINGUISTIC ACTIVITY

Korshunova Irina Grigor'evna Smirnova Maiya Ivanovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Crimean Branch of Krasnodar University of the Ministry ofInternal Affairs of the Russian Federation ms. ikorka@mail. ru; maya_smirnova@mail. ru

The article examines the issue of the role of strategies of cognitive linguistic activity while studying a foreign language and exercising communicative competence. The authors analyze the interpretations of the term "strategy" developed by modern domestic and foreign linguists, and substantiate the necessity of mastering the strategies of linguistic activity in the process of teaching a foreign language.

Key words and phrases: strategies; cognitive linguistic activity; communicative strategies; self-directedness of students; interpersonal interaction.

УДК 378.046.4

В статье представлен опыт проектирования программы повышения квалификации учителей английского языка средних школ с учетом требований ФГОС нового поколения. Представлены программа, подготовленная преподавателями Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, и итоги ее пилотирования в работе с учителями английского языка Сыктывкара и Воркуты. Опыт оказался положительным, о чем свидетельствуют приводимые показатели.

Ключевые слова и фразы: проектирование; программа повышения квалификации; образовательный стандарт; обучение английскому языку; квалификационные требования; метод; технология; компетенция; портфолио.

Минина Ольга Георгиевна, к. филол. н., доцент Стрекалова Наталья Анатольевна

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина sefl@mail.ru

ОБ ОПЫТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СРЕДНИХ ШКОЛ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Вступление в силу новой нормативно-правовой базы в сфере образования [1; 2], квалификационных требований к учителю [3-5], Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального образования в 2009 году, а затем и среднего (полного) общего образования в 2012 году ведет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.