Научная статья на тему 'Об опыте проектирования программы повышения квалификации учителей английского языка средних школ в Республике Коми'

Об опыте проектирования программы повышения квалификации учителей английского языка средних школ в Республике Коми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / МЕТОД / ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОРТФОЛИО / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAMME / EDUCATIONAL STANDARD / ENGLISH-LANGUAGE TEACHING / QUALIFICATION REQUIREMENTS / METHOD / TECHNOLOGY / COMPETENCE / PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минина Ольга Георгиевна, Стрекалова Наталья Анатольевна

В статье представлен опыт проектирования программы повышения квалификации учителей английского языка средних школ с учетом требований ФГОС нового поколения. Представлены программа, подготовленная преподавателями Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, и итоги ее пилотирования в работе с учителями английского языка Сыктывкара и Воркуты. Опыт оказался положительным, о чем свидетельствуют приводимые показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минина Ольга Георгиевна, Стрекалова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ATTEMPT OF PLANNING A PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAMME FOR SECONDARY SCHOOL ENGLISH-LANGUAGE TEACHERS IN THE REPUBLIC OF KOMI

The article describes an attempt of planning a professional development programme for secondary school English-language teachers taking into account the requirements of federal state education standards of a new generation. The programme prepared by the teachers of Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin and the results of its piloting in working with English-language teachers in Syktyvkar and Vorkuta are presented. The attempt was positive as evidenced by the data cited.

Текст научной работы на тему «Об опыте проектирования программы повышения квалификации учителей английского языка средних школ в Республике Коми»

Минина Ольга Георгиевна, Стрекалова Наталья Анатольевна

ОБ ОПЫТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СРЕДНИХ ШКОЛ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

В статье представлен опыт проектирования программы повышения квалификации учителей английского языка средних школ с учетом требований ФГОС нового поколения. Представлены программа, подготовленная преподавателями Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, и итоги ее пилотирования в работе с учителями английского языка Сыктывкара и Воркуты. Опыт оказался положительным, о чем свидетельствуют приводимые показатели. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/10-1755.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 1. C. 195-197. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2016/10-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Взаимодействие стратегий в разнообразных комбинациях у различных групп обучаемых зависит от педагогического мастерства преподавателя, который применяет стратегии познавательной лингвистической деятельности на практике, и от интеллектуальных способностей и мотивации обучаемых.

Анализ определений различных стратегий познавательной деятельности при изучении иностранного языка показал, что существуют различные трактовки анализируемого понятия. Но наиболее емкое определение, как полагаем, дает О. С. Иссерс, которая понимает под коммуникативной стратегией набор речевых действий, с помощью которых достигается цель коммуникации [3, с. 115].

Таким образом, стратегии познавательной деятельности представляют собой целостную систему познавательных средств и приемов, позволяющих проанализировать и осмыслить педагогические действия с целью реализации коммуникативных техник и приемов, передающих макроинтенцию говорящего.

Список литературы

1. Дикань В. С. Рефлексивный подход в теории и практике подготовки будущих педагогов в университетах США (педагогический аспект): автореф. дисс. ... к. пед. н. Симферополь, 1999. 65 с.

2. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. 382 с.

3. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактика русской речи. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 288 с.

4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ; УРСС Эдиториал, 2010. 264 с.

5. Коршунова И. Г. Рефлексивные методики в изучении иностранного языка // Символ науки. 2016. № 4-3. С. 191-193.

6. Коршунова И. Г. Способы применения рефлексивного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов (педагогический аспект) // Инновационная наука. 2015. Т. 2. № 4. С. 114-116.

7. Макаров М. Л. Коммуникативная структура текста. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 1990. 52 с.

8. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Изд-во ИТДГ К «Гнозис», 2003. 280 с.

9. Смирнова М. И., Коршунова И. Г. Виды и формы самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 11 (53). Ч. 2. С. 155-160.

10. Стратегия [Электронный ресурс] // Толковый словарь Ожегова. URL: http://enc-dic.com/ozhegov/Strategija-34309.html (дата обращения: 08.07.2016).

11. Янко Т. Е. Коммуникативные стратегии русской речи. М.: Языки славянской культуры, 2001. 387 с.

12. Bruner J. S., Goodnow J., Austin G. A. A Study of Thinking. N. Y.: Wiley, 1956. 213 р.

13. Oxford R. L. Language Learning Strategies: What Every Teacher Should Know. N. Y.: Newburry House, 1990. 157 р.

STRATEGIES OF COGNITIVE LINGUISTIC ACTIVITY

Korshunova Irina Grigor'evna Smirnova Maiya Ivanovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Crimean Branch of Krasnodar University of the Ministry ofInternal Affairs of the Russian Federation ms. ikorka@mail. ru; maya_smirnova@mail. ru

The article examines the issue of the role of strategies of cognitive linguistic activity while studying a foreign language and exercising communicative competence. The authors analyze the interpretations of the term "strategy" developed by modern domestic and foreign linguists, and substantiate the necessity of mastering the strategies of linguistic activity in the process of teaching a foreign language.

Key words and phrases: strategies; cognitive linguistic activity; communicative strategies; self-directedness of students; interpersonal interaction.

УДК 378.046.4

В статье представлен опыт проектирования программы повышения квалификации учителей английского языка средних школ с учетом требований ФГОС нового поколения. Представлены программа, подготовленная преподавателями Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, и итоги ее пилотирования в работе с учителями английского языка Сыктывкара и Воркуты. Опыт оказался положительным, о чем свидетельствуют приводимые показатели.

Ключевые слова и фразы: проектирование; программа повышения квалификации; образовательный стандарт; обучение английскому языку; квалификационные требования; метод; технология; компетенция; портфолио.

Минина Ольга Георгиевна, к. филол. н., доцент Стрекалова Наталья Анатольевна

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина sefl@mail.ru

ОБ ОПЫТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СРЕДНИХ ШКОЛ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Вступление в силу новой нормативно-правовой базы в сфере образования [1; 2], квалификационных требований к учителю [3-5], Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального образования в 2009 году, а затем и среднего (полного) общего образования в 2012 году ведет

196

ISSN 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 1

к кардинальным изменениям в системе школьного образования. Ко многим из них школа до сих пор не совсем готова. Это связано с тем, что ФГОС не только предлагает новую формулировку цели образования -развитие личности на основе универсальных учебных действий, но предписывает реализацию системно-деятельностного подхода. Данный подход связан, наряду с прочим, с активным саморазвитием учащихся, проектированием и конструированием образовательных сред и индивидуальных траекторий развития [4]. Ученик становится не потребителем образовательного продукта, а активным участником совместной с учителем интеллектуальной деятельности в рамках обучения и воспитания.

Результаты данной деятельности, классифицируемые стандартом как личностные, метапредметные и предметные, должны быть объективно оценены, а значит, нуждаются в разработке критериев и шкал нового уровня и качества. Разработка таких шкал, как и проектирование личностного развития учащихся, создание образовательных сред - новая задача для наших учителей и школ в целом. Тем не менее, именно учитель должен быть направляющей и организующей силой совершенствования учебного процесса. Возникает проблема подготовки учителей нового поколения, удовлетворяющих новым квалификационным требованиям [2]. Эта задача, наряду с основной подготовкой в вузе, может решаться и в рамках курсов повышения квалификации.

В Республике Коми, в частности в Сыктывкаре и Воркуте, преподавателями Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина был проведен эксперимент по проектированию и пилотной реализации модулей программы повышения квалификации учителей английского языка средних школ и средне-специальных учебных заведений в соответствии с требованиями ФГОС. В проекте участвовало 58 учителей. Целью эксперимента было спроектировать и апробировать модуль программы, направленный на формирование метапредметных и проектных компетенций у учителей. Программа предусматривала решение следующих задач:

- расширить кругозор учителей и познакомить их с новейшими технологиями в преподавании английского языка, возможностями электронного обучения и тестирования;

- научить новым методам организационной работы и работы в команде, основам публичных выступлений на английском языке, сформировать навыки структурирования информации и создания учебного продукта в сжатые сроки и под поставленную учебную задачу;

- в конце обучения получить общий интеллектуальный продукт проекта (мультимедиа-диск с интерактивным обучающим материалом по английскому языку в стандартной программной оболочке);

- провести анализ и самоанализ сформированных компетенций.

В ходе работы с учителями использовались мотивационно-психологические методы, приемы рационализации, системное планирование и проектирование, прогнозирование, само- и групповой анализ, статистические методы, визуализация и контекстное погружение, моделирование реальности, анкетирование, а также тренинговые технологии командообразования и групповой работы.

Программа включала в себя три модуля: 1) информационные и игровые технологии обучения; 2) тестирование; 3) проектирование в группе.

В первом модуле слушатели знакомились с информационными средами и интерактивными материалами в сети Интернет, а также с игровыми технологиями в обучении на примере игры Activate. Во втором - с международными системами сертификации на примере кембриджских экзаменов по английскому языку как иностранному FCE (First Certificate in English) и CAE (Certificate in Advanced English) и с принципами оценивания и тестирования. В третьем модуле они работали над проектом, создавали учебный продукт в ситуации погружения в среду мастерской (workshop). На данном этапе слушатели освоили принципы моделирования такой среды, получили возможность реализовать их на практике в социально-значимом проекте, продуктом которого стал мультимедиа-диск с материалами о Воркуте на английском языке.

Результаты эксперимента можно описать следующим образом.

61,53% учителей отметили, что их профессиональный уровень значительно вырос, тогда как 26,92% сочли, что он повысился в достаточной мере. При этом 100% учителей со стажем работы свыше 25 лет утверждали, что их профессиональный уровень серьезно вырос. Наиболее критичными в оценках оказались учителя, работающие в школе менее 3 лет и все еще ищущие себя в профессии, и учителя предпенсионного возраста. 66% представителей этих возрастных категорий оценили средне актуальность участия в экспериментальной программе.

Кроме того, учителям было предложено оценить по пятибалльной системе новизну и ценность полученной информации по темам. Результаты их ответов представлены в Таблице 1.

Данные Таблицы 1 свидетельствуют о том, что среди всех возрастных категорий молодые педагоги более критичны по отношению к полученной информации, чем их старшие коллеги. Среди представленной тематики наибольший интерес вызвали темы 3 и 4, которые позволяют учителям не только разнообразить занятия, но непосредственно решать задачи, поставленные перед ними ФГОС. Именно по этим темам они бы посоветовали пройти обучение своим коллегам.

Результаты анализа работы группы на семинаре и самоанализ учителей позволили установить повышение уровня их подготовленности по следующим параметрам:

- продуктивное использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (у 76% слушателей);

- использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к английскому языку, развитии у них коммуникативных умений и универсальных учебных действий (у 61%);

- систематичность внеурочной деятельности (у 61%);

- использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (у 76%);

- проектная, исследовательская, научно-экспериментальная, организационно-методическая, творческая деятельность учителя (у 61%).

Таблица 1.

Оценка учителями новизны и ценности по темам информации, полученной в ходе пилотирования программы повышения квалификации учителей английского языка

№ -—-__ Стаж Тема " --_____ 1-3 года 4-7 лет 8-15 лет 16-25 лет свыше 25 лет всего

1 Игровые технологии в обучении английскому языку 4 4,4 4,66 4 4,66 4,34

2 Использование аутентичных интернет-ресурсов при обучении английскому языку 4,33 4,4 4 4,75 4,83 4,46

3 Международные экзамены, компьютерное тестирование по английскому языку 4,66 4,6 5 4,62 5 4,77

4 Использование технологии мастерской (workshop) в обучении английскому языку 4,66 5 5 4,87 4,83 4,87

Несмотря на отмеченную значимость и актуальность рассмотренных в трех модулях тем, слушателями было высказано пожелание расширить тематику программы и включить в нее такие темы, как современный урок английского языка в рамках ФГОС, совершенствование умений английской письменной речи, подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА, компьютерное тестирование по английскому языку и др.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 10.04.2016).

2. Об осуществлении мониторинга системы образования [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662. URL: http://base.garant.ru/70429494/ (дата обращения: 10.04.2016).

3. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н. URL: http://base.garant.ru/199499/ (дата обращения: 10.04.2016).

4. Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276. URL: http://base.garant.ru/70662982/ (дата обращения: 10.04.2016).

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 10.04.2016).

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413. URL: http://base.garant.ru/70188902/#help (дата обращения: 10.04.2016).

ON ATTEMPT OF PLANNING A PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAMME FOR SECONDARY SCHOOL ENGLISH-LANGUAGE TEACHERS IN THE REPUBLIC OF KOMI

Minina Ol'ga Georgievna, Ph. D in Philology, Associate Professor Strekalova Natal'ya Anatol'evna

Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin sefl@mail.ru

The article describes an attempt of planning a professional development programme for secondary school English-language teachers taking into account the requirements of federal state education standards of a new generation. The programme prepared by the teachers of Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin and the results of its piloting in working with English-language teachers in Syktyvkar and Vorkuta are presented. The attempt was positive as evidenced by the data cited.

Key words and phrases: development; professional development programme; educational standard; English-language teaching; qualification requirements; method; technology; competence; portfolio.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.