Научная статья на тему 'Стратегии поведения военнослужащих при разрешении межличностных конфликтов'

Стратегии поведения военнослужащих при разрешении межличностных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1306
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / КОНФЛИКТ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FORMAL DYNAMIC PERSONALITY TRAITS / FACTOR PERSONALITY STRUCTURE / CONFLICT / BEHAVIORAL STRATEGIES IN RESOLVING INTERPERSONAL CONFLICTS / MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галимов Р.Р.

В данной статье рассматривается взаимосвязь формально-динамических свойств личности и стратегий поведения курсантов военного института при разрешении конфликтных ситуаций в учебной и военно-профессиональной деятельности. Акцентируются основные составляющие элементы формально-динамических особенностей, влияющие на учебный процесс и военно-профессиональную деятельность. В статье также указаны теоретико-методологические основы формально-динамической обусловленности стратегий поведения курсантов военного института при разрешении межличностных конфликтов в учебно-профессиональной деятельности, рассматриваются формально-динамические свойства, факторная структура личности курсантов. Описываются доминирующие стратегии поведения военнослужащих при разрешении конфликтных ситуаций в учебно-профессиональной деятельности. Проведён анализ взаимосвязей формально-динамических свойств личности курсанта и стратегий поведения военнослужащих при разрешении конфликтных ситуаций в учебно-профессиональной деятельности. Сформулированы практические рекомендации командирам подразделений по выявлению, предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций между военнослужащими с учетом их формально-динамических особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Галимов Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF BEHAVIOR AT THE RESOLUTION OF INTERPERSONAL CONFLICTS

This article discusses the relationship of formal-dynamic personality traits and behavioral strategies of cadets of the military institute when resolving conflict situations in educational and military-professional activities. The main constituent elements of formal-dynamic features that affect the educational process and military-professional activity are emphasized. The article also indicates the theoretical and methodological foundations of the formal-dynamic conditionality of the behavior strategies of the cadets of the military institute when resolving interpersonal conflicts in educational and professional activities, the formal-dynamic properties, the factor structure of the cadets' personality are considered. It describes the dominant strategies of behavior of servicemen in the resolution of conflict situations in educational and professional activities. The analysis of the relationship of the formal-dynamic personality traits of the cadet and the behavioral strategies of the military when resolving Practical recommendations are formulated for the commanders of units to identify, prevent and resolve conflict situations between military personnel, taking into account their formal dynamic features.

Текст научной работы на тему «Стратегии поведения военнослужащих при разрешении межличностных конфликтов»

УДК 316

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

Р.Р. Галимов

Аннотация. В данной статье рассматривается взаимосвязь формально-динамических свойств личности и стратегий поведения курсантов военного института при разрешении конфликтных ситуаций в учебной и военно-профессиональной деятельности. Акцентируются основные составляющие элементы формально-динамических особенностей, влияющие на учебный процесс и военно-профессиональную деятельность.

В статье также указаны теоретико-методологические основы формально-динамической обусловленности стратегий поведения курсантов военного института при разрешении межличностных конфликтов в учебно -профессиональной деятельности, рассматриваются формально-динамические свойства, факторная структура личности курсантов. Описываются доминирующие стратегии поведения военнослужащих при разрешении конфликтных ситуаций в учебно-профессиональной деятельности.

Проведён анализ взаимосвязей формально-динамических свойств личности курсанта и стратегий поведения военнослужащих при разрешении конфликтных ситуаций в учебно-профессиональной деятельности.

Сформулированы практические рекомендации командирам подразделений по выявлению, предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций между военнослужащими с учетом их формально-динамических особенностей.

Ключевые слова: формально-динамические свойства личности, факторная структура личности, конфликт, стратегии поведения при разрешении межличностных конфликтов, военно-профессиональная деятельность.

STRATEGIES OF BEHAVIOR AT THE RESOLUTION OF INTERPERSONAL CONFLICTS

R. Galimov

Abstract. This article discusses the relationship of formal-dynamic personality traits and behavioral strategies of cadets of the military institute when resolving conflict situations in educational and military-professional activities. The main constituent elements of formal-dynamic features that affect the educational process and military-professional activity are emphasized.

The article also indicates the theoretical and methodological foundations of the formal-dynamic conditionality of the behavior strategies of the cadets of the military institute when resolving interpersonal conflicts in educational and professional activities, the formal-dynamic properties, the factor structure of the cadets' personality are considered. It describes the dominant strategies of behavior of servicemen in the resolution of conflict situations in educational and professional activities.

The analysis of the relationship of the formal-dynamic personality traits of the cadet and the behavioral strategies of the military when resolving

Practical recommendations are formulated for the commanders of units to identify, prevent and resolve conflict situations between military personnel, taking into account their formal dynamic features.

Keywords: formal dynamic personality traits, factor personality structure, conflict, behavioral strategies in resolving interpersonal conflicts, military professional activities.

Успешное реформирование, дальнейшее развитие войск национальной гвардии Российской Федерации, а так же выполнение долга перед Отечеством непосредственно связаны с качеством образования будущих офицеров.

Одной из особенностей состояния войск национальной гвардии в современный период глубокого реформирования стало значительное увеличение количества конфликтов между военнослужащими, а вместе с ростом их количества расширился и спектр их разнообразия в учебно-профессиональной деятельности [6].

Негативные формы проявления

взаимодействия между военнослужащими одного коллектива приводят к возникновению конфликтов, которые в свою очередь негативно сказываются на учебно-профессиональной деятельности курсантов военных кафедр.

Актуальность данного исследования обусловлена отсутствием целостного

представления о том, что знание формально-динамических особенностей личности курсантов позволяет прогнозировать их поведение в различных конфликтных ситуациях в процессе учебно-профессиональной деятельности, а также

предостеречь от того или иного отклоняющегося поведения, что может негативно отразиться на результатах учебно-профессиональной

деятельности, что в последующем требует соответствующего сопровождения [13].

«Темперамент показывает человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности [12]. «Исходя из этого, темперамент характеризует не уровень достижений человека (люди разного темперамента могут добиться одинаково высоких достижений), а способ достижений» [9].

В военной психологии под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия военнослужащих, заключающийся в активном противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [1;3;6].

Выбор того или иного пути выхода из конфликтной ситуации, остается за каждым из субъектов сложившейся ситуации. В том или ином случае каждый человек останавливает свой выбор, на той стратегии поведения, которая наиболее близка для него с учетом его внутренних особенностей и индивидуально-психологических характеристик [11].

Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Относительно типологии стилей поведения человека в конфликтах во взаимной зависимости от собственных интересов и интересов других участников можно отметить результаты этого взаимодействия. На схеме видно, что основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с главным источником любого конфликта - ортогональной зависимостью интересов сторон.

По мнению Н.В. Гришиной [4], основными признаками конфликта являются: «биполярность, активность, направленная на преодоление противоречий, субъектность (наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта»). Все эти определения конфликта подчеркивают, что в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

К общим признакам конфликта, можно отнести следующие:

1. Конфликт часто разрастается при наличии противоположно направленных мотивов, убеждений или взглядов.

2. Конфликт - это зачастую борьба субъектов взаимодействия в социальной среде, которое имеет такие существенные признаки, как например, нанесение взаимного ущерба, в любых проявлениях [5].

Выбор определенного выхода из конфликта остается за каждым из участников проблемной ситуации. В той или иной ситуации каждый человек выбирает определенную стратегию, наиболее близкую для него с учетом индивидуально-психологических особенностей

[4].

Цель исследования: выявить взаимосвязь формально-динамических особенностей и стратегий поведения курсантов военного института при разрешении межличностных конфликтов в учебно-профессиональной деятельности.

В 2019 году было проведено психодиагностическое обследование

направленное выявление того, что учет формально-динамических особенностей

курсантов позволяет прогнозировать их поведение в конфликте в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Эмпирическая база исследования: Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации. Общий объем выборки составил 40 человек, курсантов кафедры морально-психологического обеспечения. Возраст респондентов варьируется в пределах от 18 до 22 лет.

Для исследования формально-динамической обусловленности стратегий поведения военнослужащих при разрешении

межличностных конфликтов в военно-профессиональной и учебной деятельности были использованы следующие методики:

- опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова [2], предназначен для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента;

- методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной

[9].

Проведенный анализ формально-динамических особенностей курсантов, позволяет прогнозировать поведение и особенности их включения в учебную и военно-профессиональную деятельность при выполнении

служебно-боевых задач, что важно учитывать командирам и офицерам по работе с личным составом.

На рисунке № 1 представлена сводная гистограмма исследованных свойств

темперамента. Наиболее высокие показатели имеют характеристики эргичности и скорости психомоторных реакций. Менее всего выражена эмоциональность темперамента.

Рисунок 1. - Общий анализ формально-динамических свойств военнослужащих

Примечание: ЭРМ - эргичность психомоторная, ЭРИ - эргичность интеллектуальная, ЭРК -эргичность коммуникативная, ПМ - пластичность психомоторная, ПИ - пластичность интеллектуальная, ПК - пластичность коммуникативная, СМ - скорость психомоторная, СИ - скорость интеллектуальная, СК - скорость коммуникативная, ЭМ - эмоциональность психомоторная, ЭИ - эмоциональность интеллектуальная, ЭК - эмоциональность коммуникативная, КШ - контрольная шкала

На рисунке № 1, можно также увидеть, что обследованную группу характеризует высокая скорость реагирования в нестандартных ситуациях, стремление к учебно-профессиональной деятельности,

интеллектуальная активность.

Группа обладает хорошей переключаемостью с одного вида деятельности на другой и способна быстро мобилизоваться для выполнения поставленных служебно-боевых задач.

Структура факторов, полученная при помощи опросника, у каждого человека отражает вероятностную модель индивидуально -психологических свойств его личности [10]. При наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать его реальное поведение в учебно-профессиональной деятельности.

Таким образом, составленная факторная структура личности курсантов подтверждает полученные данные при исследовании формально-динамических особенностей. Данная группа обладает высокой собранностью и адаптивностью к неблагоприятным ситуациям, вместе с тем, могут возникнуть сложности при разрешении конфликтных ситуаций из-за излишней импульсивности, чрезмерной самоуверенности.

Анализ изучения личностной

предрасположенности к конфликтному поведению, выявления доминирующих стратегий разрешения конфликтной ситуации, был проведен в группе военнослужащих по призыву с использованием методики К. Томаса.

Рассмотрев данные таблицы № 1, можно проанализировать среднее значение стратегий поведения в конфликте, и сказать, что наиболее предпочитаемым стилем поведения является соперничество, затем избегание.

Таблица 1. - Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Стратегии поведения Показатели

М m S

Соперничество 6,80 1,03 2,54

Сотрудничество 5,74 0,93 2,12

Компромисс 6,31 0,80 1,91

Избегание 6,58 0,90 2,11

Приспособление 6,30 0,95 2,27

Примечание: М - среднее арифметическое; т - ошибка среднего; Б - стандартное отклонение

Наименее используемой или используемой в крайних случаях является стратегия сотрудничество.

На гистограмме, см. рисунок № 2 представлены средние арифметические значения по способу регулирования конфликтов в исследованной группе.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что военнослужащие

Также следует сказать о том, что при возникновении какого-либо спора маловероятно, что его участники могут пойти на уступки для нейтрализации конфликта. Это большой минус данной группы, так как воинский коллектив - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества.

Однако если победа не была достигнута, то участники обследованной группы прибегают к такому стилю поведения - как избегание конфликтных ситуаций ^ = 6,58). Оказавшись втянутыми в конфликт, его участники пытаются

данного подразделения, при разрешении каких либо спорных вопросов как внутри своего воинского коллектива, так и за его пределами чаще всего ориентированы на безусловную победу. Это может приводить к продолжению конфликта, его крайним проявлениям, в том числе и неуставными взаимоотношениями.

уйти от решения той или иной проблемы нежели решить ее другим способом.

Меньше всего военнослужащие используют стратегию - сотрудничество ^=5,74). Проведя анализ, можно сказать что, респонденты неохотно приносят в жертву собственные интересы ради других.

Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что большая часть подразделения для разрешения конфликтной ситуации на ранних стадиях прибегают к соперничеству. На тот случай если эта стратегия не помогает разрешить проблему, респонденты вовсе пытаются уйти от проблем и используют стратегию избегания.

Гистограмма распределения результатов по шкалам выбора стратегии поведения

7 6,8 6,6 6,4

I 6,2 аб 6 5,8 5,6 5,4 5,2

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

ВРяд!

6,8

5,74

6,31

6,58

6,3

Рисунок 2. - Анализ стратегий разрешения конфликтных ситуаций военнослужащими

Анализ взаимосвязей выявленных стратегий поведения и формально-динамических свойств личности позволит прогнозировать поведение военнослужащих в той или иной ситуации, в процессе учебно-профессиональной

деятельности, а также будет способствовать конструктивному разрешению конфликтного поведения [7].

Таким образом, у обучающихся выявлены следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации:

1. Анализ проблемы теоретико-методологических основ формально-динамической обусловленности стратегий поведения при разрешении межличностных конфликтов показал, что в воинском коллективе возникают конфликтные ситуации, вызванные неправильным выбором характера общения внутри группы. Знания формально-динамических особенностей военнослужащих, влияющих на выбор стратегии поведения, как в конфликтной, так и в любой другой ситуации, позволяют предупредить конфликт на самых ранних стадиях его возникновения или прогнозировать, чем может закончиться, то или иное взаимодействие.

2. В обследованном подразделении наиболее высокие показатели имеют характеристики эргичности и скорости психомоторных и коммуникативных реакций. Менее всего выражена эмоциональность темперамента. Доминирующими чертами личности являются: настойчивость и чувство долга, социальная смелость, эмоциональная устойчивость, а также высокий самоконтроль эмоций и поведения.

3. Преобладающими стратегиями поведения являются: соперничество и избегание, а наименее используемая стратегия - сотрудничество.

4. Наибольшее количество взаимосвязей имеют такие стратегии поведения как соперничество, избегание и сотрудничество. Это свидетельствует об индивидуально-типологической обусловленности репертуара поведенческого реагирования при разрешении конфликтов.

5. Командирам, подразделения которых, участвовали в данном исследовании, были подготовлены практические рекомендации, которые в обобщенном варианте представлены в соответствующем разделе.

Проведенное эмпирическое исследование позволило сформулировать практические рекомендации для курсантов, принимавших участие в исследовании, а также разработать программу психологического сопровождения по оптимизации поведения в межличностном

взаимодействии в процессе учебно-профессиональной деятельности для командиров курсантских подразделений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендации:

1. Использовать в практике психологического сопровождения результаты психодиагностического обследования, позволяющие выяснить взаимообусловленность индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и доминирующих стратегий поведения в конфликте с целью укрепления воинской дисциплины, обеспечения слаженной работы при выполнении служебно-боевых задач.

2. В целях скорейшей адаптации курсантов к требованиям военной службы и ключевым аспектам взаимодействия в воинском коллективе учитывать их стратегию поведения в конфликте, в процессе учебно-профессиональной деятельности, формально-динамические особенности при комплектовании подразделений, несении службы, выполнении боевых задач.

3. Формировать в своём коллективе здоровую атмосферу путём анализа взаимоотношений между военнослужащими, а также систематической индивидуально-воспитательной работой.

4. Проводить консультационные беседы с личным составом с целью оказания профессиональной помощи в решении сложных проблем, а также проведение психокоррекционных мероприятий с целью выявления личностей с отклоняющимся от нормы поведением.

5. Развивать навыки коммуникативной и конфликтной компетентности военнослужащих с помощью социально-психологических тренинговых программ. Учитывать, что факторами, обеспечивающими успешность профилактики межличностных конфликтов в коллективе, является уровень коммуникативной компетентности участников взаимодействия, а так же индивидуально-типологические качества личности, обеспечивающие успешность преодоления межличностных конфликтов в воинском коллективе.

Таким образом, при разрешении конфликтов необходимо учитывать их сущность и содержание, характер противоречий, целей, эмоциональных состояний оппонентов и их статус в коллективе. В этой связи важным условием эффективной профилактики межличностных конфликтов в учебно-профессиональной деятельности в воинском коллективе является психологическая диагностика, интегрирующая в себе несколько основных направлений: психологические методы

изучения формально-динамических и социально-психологических особенностей личности, методы изучения межличностных отношений, методы

изучения факторов и условий, определяющих характер взаимоотношений военнослужащих в учебно-профессиональной деятельности.

Литература:

1. Анцупов А.Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров / А.Я. Анцупов. - М.: ГАВС, 1992. - 188 с.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб., 2000. - 440 с.

3. Глоточкин А.Д., Барабанщиков А.В. Проблемы психологии воинского коллектива / А.Д. Глоточкин, А.В. Барабанщиков. - М.: ВПА, 2004. - 218 с.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

5. Калюжный А.С. Психология межличностного общения: учебное пособие / А.С. Калюжный. - Н. Новгород: НГТУ, 2004. - 32 с.

6. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. - СПб.: Питер, 2009. - 480 с.

7. Маклаков А.Г. Военная психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2005. - 360 с.

8. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб., 2002. - 620 с.

9. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 480 с.

10. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности; под ред. Г.С. Никифорова. - СПб, 1991. - С. 67.

11. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

12. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов. - М.: Наука, 2010. - С. 66.

13. Khusainova S.V. at all. Adaptive model of psychological and pedagogical support of professional training of students / Svetlana S.V. Khusainova, l.V. Matveyeva, l.P. Ermilova, K.N. Yakushevskaya, l.V. Kolomiychenko, N.A. Mashkin. Revista ESPACIOS. Vol. 39 (05). - 2018. - P. 22. ISSN 0798-1015.

Сведения об авторе:

Галимов Равиль Рустямович (г. Казань, Россия), аспирант ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: ravil_galimov_2015@mail.ru

Data about the author:

R. Galimov (Kazan, Russia), graduate student of FSBNU «Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems», e-mail: ravil_galimov_2015@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.