Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО РАЗВИТИЮ ЗЕЛЕНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ '

СТРАТЕГИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО РАЗВИТИЮ ЗЕЛЕНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
малое предпринимательство / зеленые технологии / инновационный потенциал / стратегии / small business / green technologies / innovative potential / strategies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.В. Гончарова

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день вопросы деятельности малого предпринимательства в условиях реализации концепции зеленой экономики. В статье представлена характеристика малого предпринимательства с точки зрения инновационного потенциала с ориентацией на зеленые технологии. Цель исследования в данной работе заключается в рассмотрении направлений стратегии малого предпринимательства по применению зеленых технологий в российской экономике. Предложен перечень ключевых направлений деятельности предприятий. Выделен комплекс конкурентных преимуществ для малого предпринимательства по сравнению с крупным. Дана характеристика основных этапов инновационной деятельности предприятия. Предложены основные факторы, определяющие направления формирования стратегии предпринимательской деятельности с учетом применения зеленых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF GREEN TECHNOLOGIES IN THE ECONOMY

The article considers issues of activity of small business in conditions of implementation of the concept of green economy. The article presents the characteristics of small business from the point of view of innovative potential with an orentation on green technologies. The purpose of the study in this work is to consider the directions of the srategy of small business on the use of green technologies in the Russian economy. A list of key areas of activity of enterprises is proposed. A set of competitive advantages is allocated for small businesses compared to large ones. The caracteristics of the main stages of innovation activity of the enterprise are given. The main factors that determine directions of formation of business strategy taking into account application of green technologies are proposed.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО РАЗВИТИЮ ЗЕЛЕНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ »

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-110-116

Е.В. Гончарова - кандидат экономических наук, доцент, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, svumato@mail.ru,

E.V. Goncharova - PhD (Economics), Associate Professor, Volzhsky Polytechnic Institute (branch) of Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Volgograd State Technical University.

СТРАТЕГИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО РАЗВИТИЮ ЗЕЛЕНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ SMALL BUSINESS STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF GREEN TECHNOLOGIES IN THE ECONOMY

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день вопросы деятельности малого предпринимательства в условиях реализации концепции зеленой экономики. В статье представлена характеристика малого предпринимательства с точки зрения инновационного потенциала с ориентацией на зеленые технологии. Цель исследования в данной работе заключается в рассмотрении направлений стратегии малого предпринимательства по применению зеленых технологий в российской экономике. Предложен перечень ключевых направлений деятельности предприятий. Выделен комплекс конкурентных преимуществ для малого предпринимательства по сравнению с крупным. Дана характеристика основных этапов инновационной деятельности предприятия. Предложены основные факторы, определяющие направления формирования стратегии предпринимательской деятельности с учетом применения зеленых технологий.

Abstract. The article considers issues of activity of small business in conditions of implementation of the concept of green economy. The article presents the characteristics of small business from the point of view of innovative potential with an orentation on green technologies. The purpose of the study in this work is to consider the directions of the srategy of small business on the use of green technologies in the Russian economy. A list of key areas of activity of enterprises is proposed. A set of competitive advantages is allocated for small businesses compared to large ones. The caracteristics of the main stages of innovation activity of the enterprise are given. The main factors that determine directions of formation of business strategy taking into account application of green technologies are proposed.

Ключевые слова: малое предпринимательство, зеленые технологии, инновационный потенциал, стратегии.

Keywords: small business, green technologies, innovative potential, strategies.

В условиях инновационной экономики и реализации стратегии импортозамещения одним из доминирующих факторов является высокий уровень конкуренции между предпринимательскими фирмами из-за возрастающих человеческих потребностей. Можно выделить различные преимущества в зависимости от масштаба организаций.

К преимуществам крупных предпринимательских компаний в процессе осуществления инновационной деятельности, освоении новых видов продукции и технологий, можно отнести следующее:

- эффект масштаба, действующий в процессе хозяйствования, т.к. с новым товаром можно охватить большую долю рынка, запуская производство в больших количествах;

- наличие крупной материально-технической базы для проведения исследований, а также необходимость значительных усилий многочисленных коллективов и рабочих групп;

- необходимость привлечения значительных финансовых ресурсов, поскольку издержки, связанные с освоением инноваций могут превысить стоимость инновационного проекта, и для доведения разработки крупных инноваций до конца потребуется максимальное инвестирование;

- возможность проведения многоцелевых исследований, поскольку научные лаборатории крупных предпринимателей могут объединить ученых- исследователей по многим от-

раслям знаний, чтобы причиной нерешенной научной проблемы не был недостаточный объем информации в каком-либо направлении науки;

- объединение различных подходов и вариантов решения основной задачи при проведении научных исследований и опытно-конструкторских разработок; такая концентрация НИОКР связана со стремлением компании снизить зависимость собственных подразделений от успеха или неудачи конкретного нововведения;

- получение в современных условиях преимуществ на решающей капиталоемкой стадии, а именно на стадии освоения инноваций и подготовки массового производства, когда может понадобится запуск новых производственных мощностей, тем самым крупные предприниматели получают ведущую роль; для достижения устойчивых показателей успеха после появления инноваций на рынке, а также для покрытия всех затрат на их освоение требуется длительный период времени.

Рассмотренные преимущества крупного предпринимательства не подразумевают обязательного превосходства при осуществлении инновационной деятельности, т.к. таким компаниям присуще свойство консервативности и медленной реакции на возникающие общественные потребности и их коммерческое воплощение в рыночной продукции.

Увеличению эффективности деятельности крупных фирм может способствовать ряд условий:

- возможность масштабного применения инноваций;

- наличие высокого уровня конкуренции на освоенных рынках, с необходимыми финансовыми вложениями для продвижения инноваций;

- большие первоначальные издержки при производстве инновационного продукта;

- необходимость эксплуатации сложных технических систем, осуществления длительных процедур испытания, апробации, лицензирования и сертификации результатов инновационной деятельности.

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что эффективность средних и малых предпринимательских фирм, проводящих НИОКР, может быть намного больше, чем у крупных компаний при организации нововведения, не требующего значительных средств и больших рабочих групп, т.к. небольшой по численности коллектив может осуществить эту деятельность без применения сложных и стоимостных видов оборудования.

Можно выделить комплекс преимуществ для малых предпринимателей:

- возможность конкурирования с крупными компаниями при работе в конкретном направлении и с минимумом ресурсов с помощью углубления специализации в научных разработках; часто в тех сферах, которые слишком рискованны или неперспективны для крупного бизнеса;

- наличие мотивации для освоения оригинальных нововведений по причине снижения значимости крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований в процессе выпуска принципиально новой продукции, т.к. крупные коллективы труднее переключить на оригинальные открытия;

- более оперативное и гибкое появление на рынке с нововведением благодаря превышению показателя удельных затрат на НИОКР при применении высоких технологий над показателями крупных корпораций;

- способность к появлению новых перспективных идей и новых подходов к решению проблем, т. к. изобретательские группы малых фирм не всегда содержат специалистов и исследователей-профессионалов по всем областям;

- стремление любыми средствами выйти на рынки и занять определенную нишу, при этом не опасаясь, что внедрение нововведений может привести к снижению цены на продукцию, уже освоенную и завоевавшую положение на рынке и невосполнению тем самым затрат на его освоение; для крупных фирм характерно не осваивать изобретения, разработанные в собственных лабораториях, из-за риска получения недостаточно высокой нормы прибыли, не покрывающей потери от морального старения основного капитала;

- эффективное и оперативное управление благодаря малым размерам небольших компаний;

- поддержка государства, рассматривающего малое предпринимательство как национальный потенциал;

- высокий уровень самостоятельности и свободы при принятии решений. С точки зрения экологической устойчивости будущая экономика должна обладать следующими важными чертами:

- в концептуальном плане, в экономические стратегии развития на всех уровнях хозяйствования, включаются направления, сформулированные в документах ООН и OЭСР, посвященных «зеленой» экономике и росту, низкоуглеродной экономики;

- существенное значение приобретают экологически чистые условия жизни населения и их обеспечение;

- приоритет в развитии получают наукоемкие, высокотехнологичные, обрабатывающие и инфраструктурные отрасли с минимальным воздействием на окружающую среду;

- уменьшается удельный вес сырьевого сектора в экономике в пользу развития отраслей, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью;

- радикально повышается эффективность использования природных ресурсов и их экономия, что отражается в резком снижении затрат природных ресурсов и объемов загрязнений на единицу конечного продукта (снижение индексов природоемкости и интенсивности загрязнений);

- снижается загрязнение окружающей среды.

В связи с этим реализация экологических приоритетов должна сочетаться с экономическими задачами страны: экономические мероприятия должны давать как экономические, так и экологические выгоды.

Выделим условия, при которых малое предпринимательство, осуществляющее инновационную деятельность, может получить больший шанс на предпринимательскую прибыль:

- применений стратегий с ориентацией на малые ниши рынков;

- невысокая капиталоемкость производства и продвижения инновации на рынке;

- отсутствие жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;

- применение результатов базисных и пионерных НИОКР в смежных областях науки и техники;

- возможность прямых коммуникаций с потребителями;

- потенциал многовариантного использования результатов реализованных НИОКР, с приложением их к различным потребностям;

- наличие относительной стабильности экономических условий деятельности.

Малое предпринимательство играет роль своеобразного индикатора общего состояния

дел в экономике, т. к. чутко реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, изменение нормы прибыли в отраслях экономики в отличие от крупных компаний, могут создаваться при улучшении состояния экономики.

Современное состояние экономики и дальнейшее экономическое развитие обуславливают необходимость взаимодействия крупного и малого предпринимательства, жизнеспособного на различных рынках, по ряду причин:

- крупные и малые фирмы взаимозависят друг от друга при обеспечении успешного функционирования собственных производственных систем;

- эффективное функционирование крупных и малых предприятий зависит от их специализации;

- именно малые предприятия являются источниками инноваций и изобретений.

Таким образом, можно сделать вывод, что для завоевания определенного положения

на рынке и получения максимально возможной экономической прибыли, основным фактором выступает не масштаб организации или ее доминанта на рынке, а применение инновационных принципов в управлении и производственной деятельности компании.

В современных условиях развития с целью цифровизации и инновационно ориентированной экономики внимание и приоритет в первую очередь должны уделяться:

- формированию производства на новой технологической основе;

- активизации инновационных направлений по коммерциализации научно-технических разработок, их запуска в производство;

- созданию новых технологических процессов и трансформации на современной научно-технической основе различных отраслей материального производства и сферы обслуживания.

Предпринимательство подвержено влиянию внешних и внутренних рынков, поэтому в конкурентной борьбе за потребителя выигрывает тот, кто ориентируется на инновационный подход и соответственно в стратегическом плане ставит целью разработку новых товаров и услуг.

Инновационная деятельность предпринимателей заключается в максимизации достижения социально-экономического эффекта путем повышения эффективности использования интеллектуального потенциала.

Условием обеспечения конкурентоспособности может стать инновационная активность как предпосылка формирования стратегической перспективы, занятия и расширения рыночной ниши. Поэтому внедрение инноваций становится основным способом повышения конкурентоспособности изготавливаемых товаров, обеспечения высоких темпов развития и уровня доходности. Для повышения инновационной активности необходимо учитывать и нивелировать факторы сдерживания:

- отсутствие масштабного опыта ведения инновационной деятельности;

- несовершенство нормативной и законодательной базы;

- недостаточно льготный режим для предприятий, занимающихся иннова ционной деятельностью;

- проблемы подготовки и закрепления квалифицированных кадров;

- неблагоприятный для инновационной деятельности деловой климат;

- относительно высокий уровень трансакционных издержек и административных барьеров;

- неэффективное управление предприятием и неразвитый уровень корпоративной культуры;

- низкий индекс «непрозрачности» компаний, недостаточный объем иностранных инвестиций;

- внутренние проблемы российских производителей, замедляющие инновационную активность;

- неоптимальное управление инновационными процессами, не обеспечивающее взаимодействие с различными структурами;

- слабо развитая инновационная политика предприятия и низкий уровень маркетинга технологий;

- низкая материально-техническая обеспеченность, устаревшее оборудование, потеря технологий;

- затратные проблемы, высокие издержки, финансовые сложности, длительный период окупаемости нововведений.

Для активизации инновационной деятельности предпринимателей необходимо учитывать перечисленные факторы, комплексно осуществлять мероприятия по решению проблем.

Например, необходимо обеспечить благоприятный инвестиционный климат с помощью государственной поддержки с необходимой правовой базой, с целью применения внутренних и внешних потоков инвестиций, для качественной трансформации инновационной деятельности, для реализации программ реструктуризации предприятий, технологической модернизации производства, для формирования программы стимулирования инновационно ориентированного предпринимательства, для обеспечения развития венчурных компаний.

Также необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, уровень и состояние которого определяют направления инновационного развития предприятия [1, 6].

Для того, чтобы снизить уровень предпринимательского риска инноваций, нужно организовать сбор информации и разработку предварительных мероприятий по минимизации рисков.

Эффективная система управления обеспечит более успешное внедрение новшеств, управление предпринимательской деятельностью и инновациями.

Предприниматели должны уделять особое внимание формированию системы сбора и анализа информационных данных для определения и прогнозирования результатов внедрения новшеств.

Таким образом, определенная схема действий по устранению проблем может обеспечить более эффективную инновационную деятельность предпринимателей, повышение уровня конкурентоспособности технологического предпринимательства.

На первом этапе малые предприятия выступают в роли первопроходцев, обеспечивают эффективность инноваций, они создают идеи и применяют принцип полной финансовой ответственности за результат. Влияние крупных компаний не велико, т.к. они менее способны на рискованный научный поиск.

Второй этап связан с лидерством в научно-технической деятельности, переходящим к крупным компаниям, поскольку массовое распространение инноваций будет лучше решено крупным предприятием с необходимой производственной базой.

На третьем этапе происходит дальнейшая конкурентная борьба на контролируемом крупной фирмой рынке, где новшество уже превращается в товар. Таким образом, происходит расширение ниши для ноу-хау адаптивного типа.

Для четвертого этапа характерно достижение зрелости по рынку данного продукта, при этом крупные компании совершенствуют инновации путем массового запуска продукции на рынке.

Чтобы принять эффективное управленческое решение по выбору стратегии, предприниматель должен определить цель стратегического характера для собственной компании, при этом оценить, не отразится ли его деятельность на стратегических целях, затрагивающих интересы других участников рынка, с возможными эффектами для него в перспективе.

Для предпринимательской стратегии необходимо выработать комплекс правил и приемов:

- исследования конкурентных преимуществ фирмы, индивидуальных производственных потребностей потенциальных покупателей на внутреннем и внешнем рынках, для обеспечения на данной базе систематического получения экономической прибыли, необходимой для реализации программ расширенного воспроизводства;

- распределение ресурсов, имеющихся в распоряжении фирмы и привлекаемых дополнительно, с обеспечением рентабельности применения этих ресурсов;

- взаимодействие с рынками ценных бумаг, факторов производства, валютных рынков, это может обеспечить экономически эффективное поддержание стратегического потенциала компании на том уровне, который достаточен для обладания конкурентными преимуществами на всех этапах жизненного цикла;

- формирование такой ценовой политики, которая будет достаточно эффективной в долгосрочной перспективе для устойчивого положения предприятия в освоенных и потенциальных сегментах рынка;

- своевременное обнаружение кризисных тенденций в российской экономике в целом и в отраслях, внутри фирмы, с целью предотвращения несостоятельности или банкротства компании.

При анализе деятельности конкурентов можно выделить различные типы по принципам различных функций:

- исходя из ролевой функции компаний, конкурентов подразделяют на четыре типа: лидеры, занимающие 40 % рынка, которые вынуждены отражать атаки других лидеров и

претендентов на лидерство, с применением тех же приемов борьбы; претенденты на лидерство занимают 30 % рынка, со стремлением компании занять монополистическое положение на рынке путем обновления товаров, размещения рекламы; ведомые занимают 20 % рынка, они идут по тому пути, который сформирован лидерами, тем самым экономя время и силы; новички занимают 10 % рынка, они занимаются поиском ниши и поиском эффективных способов закрепления в данной нише;

- содержательная функция позволяет выделить типы конкурентов: виоленты, крупные предприятия с массовым производством; патиенты, предприятия, которые специализируются по конкретным рыночным нишам; эксплеренты, малые и средние предприятия, занимающиеся НИОКР и инновационным производством; коммутанты, малые фирмы с гибким управлением и мобильностью в конкурентных ситуациях.

Можно выделить основные направления предпринимательской деятельности, связанной с выработкой стратегических решений:

- сбор и анализ массивных объемов различного рода информационных данных;

- осуществление коммуникаций с различными группами, оказывающими стратегическое влияние, с потенциальными поставщиками ресурсов, клиентами, заказчиками и иными контактными аудиториями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение мониторинга рынка товаров и услуг, факторов производства;

- разработка управленческих и стратегических решений.

Весь перечень этих действий необходим предпринимателям для производства конкурентоспособной продукции.

На этапе ускоренного процесса урбанизации в мировом сообществе продолжается интенсивный поиск оптимизации взаимодействия города и природы, города и человека, города и общества.

Одной из важнейших задач в этой связи является использование в городском хозяйстве и быту зеленых технологий, значительно повышающих эффективность функционирования экономики и качество жизни населения. Реализация идей зеленой экономики осуществляется по следующим направлениям:

- стратегическое экологическое управление хозяйственной деятельностью на всех уровнях;

- полная переработка и утилизация городских отходов;

- мембранная очистка природной воды;

- широкое применение альтернативной энергетики, обеспечивающей сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу;

- формирование природного каркаса городов;

- производство и продвижение экологически чистых продуктов питания и строительных материалов;

- бережливое отношение человека к природным ресурсам [2].

Появление международной Программы «Зеленый город» (GREEN TOWN) стало воплощением многих научных идей в области развития городов, а принятие зеленых стандартов (LEED, BREEAM) значительно подняло планку в области проектирования и строительства, наиболее безопасных для жизни и здоровья человека зданий. На постсоветском пространстве положительные примеры в области развития зеленой экономики показывают Казахстан и Беларусь. В Казахстане - это глобальная инициатива Президента страны Н. Назарбаева «Зеленый мост», а в Беларуси - национальная программа «Зеленые маршруты» [3].

Сегодня основные направления развития зеленой экономики включают: зеленую энергетику на основе возобновляемых источников энергии; сохранение и восстановление городских земель; обезвреживание городских отходов и очистку воды; обеспечение городов зелеными насаждениями; умный транспорт и жилище, а также модернизация производственных площадок; формирование экологических показателей состояния городской среды; экологическое воспитание и обучение [4, 5]. Актуальным для зеленой экономики является управление будущим - системой, нацеленной на устойчивое развитие и повышение конку-

рентоспособности экономики, использование гибкого механизма взаимодействия власти, бизнеса и общества с целью создания инновационных кластеров и точек пассионарности в дотационных регионах. Именно малые инновационно ориентированные предприятия путем применения стратегий, содержащих зеленые технологии, могут сделать процесс развития российских регионов более эффективным.

Источники:

1. Гончарова Е.В. Инновации как составляющая стратегии экономического развития // Вестник Академии Знаний, 2018. - №25 (2). - С.98-102.

2. Зеленые технологии как основа для формирования регионального инновационного кластера / Шаховская Л. С., Гончарова ЕВ.// Экономика и управление: теория и практика. - 2018. - T. 4. -№ 1. - С. 60-67.

3. Зеленая экономика как основа формирования инновационных кластеров в регионах России: монография / Гончарова Е.В., Джинджолия АФ., Морозова И. А., Медведева Л. Н., Шаховская Л. С.// Москва: РУСАЙНС, 2019. - 227 с.

4. Материалы сайта Министерства экономического развития. Режим http://economy.gov.ru/minec/mairL Дата доступа: 18.02.2021 г.

5. Материалы рейтингового агентства «Эксперт РА» / Сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» Режим доступа: http://raexpert.ru Дата доступа: 28.01.2021 г.

6. Инновации как составляющая стратегии экономического развития / Гончарова Е.В., Старо-войтов М.К., Старовойтова Я.М. // Управление экономическими системами, 2018. - №1 (107). - С.16. Режим доступа: http://uecs.ru/inrovacii-investicii/item/4748-2018-01-15-07-38-40 Дата доступа: 11.01.2021 г.

References:

1. Goncharova E.V. Innovations as a component of the economic development strategy // Bulletin of the Academy of Knowledge, 2018. - No. 25 (2). - S.98-102.

2. Green technologies as a basis for the formation of a regional innovation cluster / Shakhovskaya LS, Goncharova EV // Economics and management: theory and practice. - 2018. - T. 4. - No. 1. - P. 60-67.

3. Green economy as the basis for the formation of innovative clusters in the regions of Russia: monograph / Goncharova E.V., Dzhinjolia AF., Morozova I.A., Medvedeva L.N., Shakhovskaya LS. // Moscow: RUSAYNS, 2019 . - 227 p.

4. Materials of the website of the Ministry of Economic Development. Mode http://economy.gov.ru/minec/main. Access date: 18.02.2021.

5. Materials of the rating agency "Expert RA" / Website of the rating agency "Expert RA" Access mode: http://raexpert.ru Date of access: 28.01.2021.

6. Innovations as a component of the strategy of economic development / Goncharova E V., Starovoitov M. K., Starovoitova J. M // Management of economic systems, 2018. - No. 1 (107). - p.16. Access mode: http://uecs.ru/innovacii-investicii/item/4748-2018-01-15-07-38-40 Access date: 01/11/2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.