Научная статья на тему 'Приоритетные направления государственной поддержки малых инновационных предприятий'

Приоритетные направления государственной поддержки малых инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ИНФРАСТРУКТУРА ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ / ТРАНСФЕР НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК / INNOVATION / SMALL INNOVATIVE BUSINESS / INNOVATIVE ACTIVITIES / COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTY / VENTURE CAPITAL INVESTMENT INFRASTRUCTURE / TRANSFER OF SCIENTIFIC DEVELOPMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова Виктория Викторовна, Шушунова Татьяна Николаевна

В результате работы были выявлены основные направления государственной поддержки малого инновационного предпринимательства. В процессе анализа установлено, что только при условии формирование развитой системы малых инновационных предприятий возможно построение эффективной национальной инновационной системы, достижение общегосударственных целей диверсификации экономики России и роста ее конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гончарова Виктория Викторовна, Шушунова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF THE STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS INNOVATION

As a result, the work identified the main directions of state support of small innovative business. The analysis found that only if the formation of a developed system of small innovative enterprises is possible to build an effective national innovation system, the achievement of national objectives of diversification of the Russian economy and the growth of its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления государственной поддержки малых инновационных предприятий»

УДК 351.824.1

В. В. Гончарова, Т. Н. Шушунова*

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9 * e-mail: serg-1167@yandex.ru

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В результате работы были выявлены основные направления государственной поддержки малого инновационного предпринимательства. В процессе анализа установлено, что только при условии формирование развитой системы малых инновационных предприятий возможно построение эффективной национальной инновационной системы, достижение общегосударственных целей диверсификации экономики России и роста ее конкурентоспособности.

Ключевые слова: инновации, малое инновационное предпринимательство, инновационная деятельность, коммерциализация интеллектуальной собственности, инфраструктура венчурного инвестирования, трансфер научных разработок.

Опыт развитых стран показывает, что доминирование инноваций в современной экономике обеспечивает конкурентоспособность и

экономический рост в долгосрочной перспективе. Поэтому создание и развитие инновационной системы в отечественном промышленном комплексе является условием диверсификации экономики и перехода страны на новый технологический уклад. Реализация инновационного сценария промышленного развития России возможна только при условии использования потенциала малого предпринимательства, способного привлекать в инновационную сферу частный капитал, осуществлять трансфер научных разработок в жизнеспособные продукты и технологии, осваивать нововведения и продвигать их на рынок.

Несоответствие существующего уровня развития малого инновационного предпринимательства задачам промышленной и инновационной политики на современном этапе вызывает необходимость преобразования промышленного комплекса России на основе использования потенциала малого инновационного предпринимательства. Вместе с тем, сложившаяся отраслевая структура российского малого и среднего бизнеса не отвечает задачам модернизации экономики России. В экономически развитых странах малый и средний бизнес является основным источником создания новых рабочих мест - до 80% от всех работающих. По странам Евросоюза в среднем - около 68% всех занятых в экономике - работники субъектов малого и среднего бизнеса. В России аналогичный показатель не превышал за последние годы 25% от общего числа занятых в экономике, то есть в 2,5 раза меньше. Также на протяжении последних двух десятилетий затраты на исследования и разработки в структуре отечественного производства не превышали 2%, а доля страны в мировой торговле наукоемкой продукцией менее 1%. Кроме того, технический уровень большинства основных фондов в нашей стране существенно отстает от мирового. Их воспроизводство привело бы к преодолению технического отставания России в будущем [1]. Малые инновационные предприятия выступают в качестве связующего звена между наукой

и ее практическими приложениями. Отличительные черты и преимущества малой инновационной компании, которые отмечают в экономической науке и практике перед крупными предприятиями и фирмами состоят в следующем: более высокая эффективность конечных результатов инновационной деятельности и отдача инвестиций; гибкость и адаптивность к рынку; простота и эффективность управления, обусловленные малочисленностью сотрудников и отсутствием громоздкого управленческого аппарата; низкие издержки производства из-за отсутствия больших производственных площадей и многочисленного оборудования.

Но при этом малые фирмы принимают на себя риск по разработке новых продуктов и технологий, по превращению знаний в товар. Отрицательное влияние на развитие малых инновационных предприятий оказывает недостаток мощностей, отвечающих современным требованиям, и отсутствие, как правило, у них собственной дорогостоящей исследовательской и опытно-экспериментальной базы, возможностей использовать производственные ресурсы

государственных научно-исследовательских и учебных организаций из-за законодательных ограничений. Не под силу малым наукоемким предприятиям получать квалифицированную помощь, особенно в сфере правовой охраны деятельности и коммерциализации интеллектуальной собственности. Для малых инновационных предприятий характерны трудности выхода на фондовый рынок, а также рынок государственных и муниципальных закупок.

Поэтому отечественный малый инновационный бизнес нуждаются в серьезной государственной поддержке и собственной обслуживающей инфраструктуре. Анализ государственной поддержки малого и среднего бизнеса в высокотехнологичных секторах выявил комплекс мероприятий прямого и косвенного характера, содержащихся, в частности, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ, рассчитанной до 2030 года.

Прямая поддержка субъектов малого инновационного предпринимательства включает предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела; предоставление субсидий для частичной оплаты образовательных услуг; предоставление грантов на создание малой инновационной компании, деятельность которой заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности; субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам; субсидирование уплаты первого взноса при заключении договоров лизинга оборудования; предоставление грантов малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях, а также предоставление грантов на создание малой инновационной компании, деятельность которой будет направлена на внедрении результатов интеллектуальной деятельности; предоставление субсидий на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов; на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; на приобретение новых технологий; субсидирование процентной ставки по кредитам малых инновационных предприятий. При этом на сегодняшний день максимальный размер гранта составляет не более 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридическое лицо, а размер субсидии действующим инновационным компаниям -не более 5 млн. рублей на одну компанию [2].

Косвенная поддержка развития малого инновационного предпринимательства, включает меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность посредством субсидирования работ и услуг,

направленных на пропаганду инновационного предпринимательства, организацию выставок и ярмарок, проведение программ по обучению начинающих предпринимателей, создание объектов инфраструктуры - бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков, центров кластерного развития; создание инфраструктуры венчурного инвестирования и инфраструктуры осуществления прямых инвестиций в реальные сектора экономики на условиях государственно-частного партнерства; создание региональных фондов поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства; развитие микрофинансовых организаций; реализацию специальных

образовательных программ, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации в сфере деятельности инновационной малой компании.

Таким образом, формирование развитой системы малых инновационных предприятий промышленности России - сложный и многогранный процесс, который связан с преодолением значительного числа проблем, причем не столько научно-технического, сколько социально-экономического и организационного характера. Однако их решение необходимо, так как позволит изменить количественное и качественное положение малого инновационного

предпринимательства. Это повлияет на построение в стране эффективной национальной инновационной системы, достижение общегосударственных целей диверсификации экономики России и роста ее конкурентоспособности, на формирование, распространение и воспроизводство в обществе «новой» идеологии, что является основой инновационного прогресса.

Гончарова Виктория Викторовна, студентка 1 курса Института экономики и менеджмента РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва.

Шушунова Татьяна Николаевна к.т.н., доцент кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Пиньковецкая Ю.С. Государственное регулирование и поддержка развития предпринимательства: учеб. пособие. — М.: РУСАЙНС, 2015. — С.144-156.

2. Шипкова О.Т., Шушунова Т.Н. Концептуализация инновационной политики государства на базе поведенческой и институциональной теорий // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2015. - Вып. 3. - С. 13 - 15.

Goncharova Victoria Victorovna, Shushunova Tatiana Nikolaevna*

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: serg-1167@yandex.ru

PRIORITIES OF THE STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS INNOVATION

Abstract

As a result, the work identified the main directions of state support of small innovative business. The analysis found that only if the formation of a developed system of small innovative enterprises is possible to build an effective national innovation system, the achievement of national objectives of diversification of the Russian economy and the growth of its competitiveness.

Key words: innovation, small innovative business, innovative activities, commercialization of intellectual property, venture capital investment infrastructure, transfer of scientific developments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.