Научная статья на тему 'Практические аспекты государственной поддержки: инновация малого бизнеса за рубежом'

Практические аспекты государственной поддержки: инновация малого бизнеса за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / SMALL BUSINESS / INNOVATION / GOVERNMENT SUPPORT / INVESTMENT / GOVERNMENT DEVELOPMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полякова А.П.

В статье проводится анализ инновационной деятельности малых предприятий в экономике зарубежных стран, причин, по которым возникло и развивается инновационное предпринимательство в среде малого предпринимательства. Особый акцент автором сделан на условия и технологию государственной поддержки реализации инноваций предприятиями малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты государственной поддержки: инновация малого бизнеса за рубежом»

Полякова А.П.

Соискатель, кафедра экономики и торговой политики,

Иркутский государственный университет Международный Институт

Экономики и Лингвистики

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ: ИННОВАЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация

В статье проводится анализ инновационной деятельности малых предприятий в экономике зарубежных стран, причин, по которым возникло и развивается инновационное предпринимательство в среде малого предпринимательства. Особый акцент автором сделан на условия и технологию государственной поддержки реализации инноваций предприятиями малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, инновации, государственная

поддержка, инвестиции, государственные программы развития

Keywords: small business, innovation, government support, investment, government development programs

В экономическом развитии большинства, стран роль малого бизнеса достаточно велика, он выступает как неотъемлемый элемент инновационной среды. С каждым годом прослеживается тенденция расширения спектра участия малых предприятий в инновационном процессе. Самые высокие темпы развития малого бизнеса отмечаются в США, в европейских странах динамика увеличения предприятий малого бизнеса вызвана децентрализацией управленческих структур крупных предприятий. В области деятельности малого бизнеса за рубежом - научно-технические разработки, внедрение открытий и изобретений, различные инновации, характер которых высокорисковый, но сами инновации - перспективны [2, 37]. Понятие «инновации» мировая экономическая литература

интерпретирует в качестве конечного результата инновационной

деятельности, получившего реализацию как новый или

усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, новый или

усовершенствованный технологический процесс, используемый в практике предприятий и организаций. Основные этапы инновационного процесса:

- организация аналитических исследований проблемы;

- разработка НИР и сформулированные предпроектные предложения;

- разработка проектов развития;

- реализация проектов развития [8, 88].

Разработка и реализация инноваций предприятиями малого бизнеса связаны со следующими социально-экономическими факторами:

1) с ограниченностью крупных предприятий в области разработки и освоения инноваций (наличие бюрократия, большие затраты и пр.);

2) со способностью малых предприятий осуществлять инновационную деятельность на должном уровне, используя передовые достижения НТП;

3) с оказанием комплексной государственной поддержки для ускорения темпов инновационных процессов;

4) с сегментацией потребительского спроса на продукцию в области высоких технологий.

Мировая практика отмечает, что лидерство крупного бизнеса в инновационной деятельности не оказывает негативного влияния на средние и мелкие предприятия. Так, в США, компаниями численностью менее тысячи человек крупные технические нововведения разрабатываются в объеме, превышающем в 17 раз аналогичную деятельность крупных фирм [7, 35].

Сотрудничество предприятий малого бизнеса и государственных компаний в области НИОКР - важная черта инновационного механизма. В ведущих странах инновационный процесс длится, в среднем, пять-шесть лет, тогда как для среднеразвитых и развивающихся стран этот срок составляет пятнадцать-двадцать пять лет. Затраты на НИОКР малыми инновационными фирмами США эффективнее в четыре раза аналогичных затрат в крупных корпорациях [3, 44]. Также, малым инновационным бизнесом в год создается инноваций на одного занятого в два с половиной раза больше, чем на больших предприятиях, при этом, малыми предприятиями средств затрачивается на две три меньше [3, 44].

В Германии малые предприятия затрачивают на инновационную деятельность около 6% оборота компании [3, 45]. В Японии количество малых предприятий с каждым годом увеличивается: в начале 90-х годов их доля от общего количество малых предприятий составляла 23%, на 2012 год указанный показатель возрос и составил 38% [6, 52]. В развитых странах отмечается тесная интеграция крупных и малых предприятий в области разработки и реализации инновационных разработок: взаимодействие с малыми предприятиями, занятыми разработкой инноваций, крупные корпорации имеют возможность сокращать сроки реализации инноваций и значительно снижать затраты, проникая на новые рынки. Малыми фирмами принимается на себя высокая доля риска при относительно небольших возможных потерях. Малыми предприятиями могут не только выполняться

прикладные НИОКР, внедрение инноваций, наладка массового производства, но и организовываться крупные фундаментальные исследования. Крупными корпорациями реализуются долгосрочные инновационные проекты, массово производится инновационный продукт или используются новые технологии.

Малым бизнесом в инновационном процессе выполняется консолидирующая функция, он взаимодействует как с крупными корпорациями, так и с научными предприятиями, к которым относятся университеты, академические институты, государственные лаборатории и пр.). Именно малые фирмы способствуют реализации определенного объема новых знаний, которые возникают в научно-исследовательских учреждениях. Так, выпускники Массачусетского технологического института за последние несколько лет основали более двух тысяч компаний с совокупным объемом производства, сопоставимым с ВВП средней страны [3, 46].

Значительное развитие малого бизнеса в сфере инноваций происходит в области инновационной инфраструктуры (технопарки, технополисы, инновационные центры, венчурные фонды и пр.), которая специальной создается государством, чтобы интенсифицировать инновационный процесс.

Во Франции планируется создать 31 бизнес-инкубатора, десять таких инкубаторов на сегодняшний день уже успешно работают. Входящие в структуру инкубаторов малые фирмы могут бесплатно пользоваться помещениями, оборудованием в течение двух-трех лет, основное условие -отработка проекта в течение этого времени.

В Бельгии стимулирование инновационного процесса на малых предприятиях происходит за счет реализации «кластерной политики», заключающейся в единстве институтов и предприятий. Трансферт технологий объединяет как ученых, так и студентов.

Значение инновационных разработок малого бизнеса постоянно растет, и причиной тому ряд закономерностей:

1) предприятия малого бизнеса более сконцентрированы на НИОКР, потому что преимущественно разрабатывают инновации, а не заняты в их промышленном использовании;

2) малыми предприятиями выполняется ряд функций инновационного процесса с минимальными затратами и в укороченные сроки;

3) на вооружении у малого бизнеса имеются передовые информационные и компьютерные технологии, это дает возможность проводить разработки на должном уровне.

Анализ зарубежного опыта организации инновационных процессов демонстрирует, что государственной научно-технической политикойведущих стран преследуются несколько основных целей: сохранить и преобразовать региональную науку в интересах конкретных регионов и в первую очередь финансировать прикладные исследования. Главное в государственной политике развитых стран - реализовать комплекс организационных и законодательных мер, которые направлены на создание и поддержание в стране инновационного климата. На уровне регионов создание инфраструктуры, которая поддерживает инновационное развитие, заключается в том, чтобы ориентировать ее на те отрасли региона, которые являются профильными, приоритетными для его развития [7, 36].

В развитых странах методы государственного регулирования инновационной деятельности малых предприятий делятся на прямые и косвенные Прямые методы заключаются в:

- государственном инвестировании в форме финансирования

(финансирование может быть целевым, предметно-ориентированным, проблемно-направленным). Также это может быть лизинг, фондовые

операции;

- планировании и программировании;

- государственном предпринимательстве.

Косвенные методы регулирования заключаются в:

- налоговом и амортизационном регулировании;

- кредитной и финансовой политике;

- ценовом регулировании;

- политике протекционизма;

- либерализации налогового и амортизационного законодательства.

Так, в США стремительное развиваются государственные заказы

малым предприятиям, заключающиеся в исполнении тех или иных инновационных проектов, а также в оказании научно-технических услуг. Также, в США Администрацией по делам малого бизнеса гарантируется до 90% ссуды, которая предоставляется коммерческими банками предприятиям малого бизнеса [7, 37].

В Г ермании законодательством предусмотрены дотации, направляемые на финансирование научных исследований и подготовку научноисследовательского персонала. Действует Программа стимулирования кооперационных инновационных проектов, в рамках которой осуществляется поддержка сотрудничество государственных и частных научноисследовательских учреждений и малых предприятий [7, 37].

В Италии Фондом технологических нововведений предоставляются кредиты на льготных условиях. Срок таких кредитов - 15 лет, 80% суммы кредита малые предприятия получают в процессе разработки инновационной программы, а 20% суммы - когда программа подходит к завершению[7, 38].

Во Франции малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, временно освобождаются от уплаты налога на прибыль. В Великобритании малые предприятия, за счет налоговых льгот, могут

уменьшить налогооблагаемый доход на 20% в том случае, если происходит превышение предыдущего максимального уровня расходов на НИОКР, или уменьшить выплаты налогов на 6% от суммы величин расходов на инновационные исследования и разработки, при этом налоговые уменьшения не могут быть более 15% от налоговой нагрузки предприятия [3, 47].

В отличии от развитых стран, в России инновационная деятельность малых предприятий только начинает становиться предметом внимания государства. Необходимо отметить, что в России сегодня имеется значительный фундаментальный и технологический потенциал, уникальная научно-производственная база и кадры высокой квалификации, но при этом инновационный потенциал слабо ориентирован на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Значительно снижен уровень управляемости процессом создания и реализации инноваций предприятиями малого бизнеса, недостаточен объеме его финансирования.

Обобщение опыта разработки и реализации инноваций малыми предприятиями в экономике развитых стран позволяет сделать следующие выводы:

1) в России необходимо увеличить удельный вес предприятий малого бизнеса в объеме ВВП с 17% до 60%;

2) необходимо уделить особое внимание процессу создания и развития малых предприятий в области инноваций, так как в России только 2,5% малых предприятий заняты в сфере инновационных разработок;

3) повысить роль малых предприятий в инновационных процессах при их слиянии с крупными предприятиями и с научными организациями, где они выступают структурным подразделением;

4) применять используемые в развитых странах методы

государственной поддержки разработки и реализации инноваций предприятиями малого бизнеса: реализовывать масштабные программы партнерства малого инновационного бизнеса и крупного бизнеса, государственных структур и пр.

Список литературы

1. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия

инновационного прорыва. - 2 изд., допол. и перераб. - М.: Экономика, 2005.

- 621 с.

2. Соколов Д.Д. Предпосылки анализа и формирование

инновационной политики / Д.Д. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова. -СПб: ГУЭФ, 2009. - 336 с.

3. В. А. Колоколов - Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент в России и за рубежом. -2002. - №1. - С. 44-47.

4. Г.Н. Заверюха - Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер // Финансы. -2000. - №1. - С. 6-8

5. Е. Водопьянова - Концепция Европейского исследовательского пространства как зеркало науки старого света // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - №11. - C.3.

6. И. Лебедева - Тенденции научно-технического развития малого бизнеса в Японии // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №3.

- С.52.

7. К. И. Комков - Малое предпринимательство в России и за рубежом // Коммерсант. - 2010. - №69. - С. 34 - 39.

8. Н. Юсупова - Поддержка малого предпринимательства в России // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №5 . - С. 87 -91.

9. С.И. Кравченко - Исследование сущности инновационного потенциала // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. Выпуск 68. - Донецк: ДонНТУ, 2003. -С. 51.

10. Рогов С.М. Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром? // Независимая газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2010-01 -22/3_kartblansh.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.