Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. № 1(4). С. 46-55.
8. Матвеева М.В. Идентификация современной модели экономического роста // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 41. С. 15-20.
9. Матвеева М.В. Экологическая экспертиза как этап развития лэнд-девелопмента // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 4. С. 159-164.
10. Пешков А.В. Логистические процессы при реализации инновационных энергосберегающих проектов и их экономическая эффективность // Вестник ИрГТУ. 2013. № 11. С. 374-380.
УДК 339.3:658.8
СТРАТЕГИИ КОРПОРАТИВНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
л
© В.И. Бураков1
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 1.
Конкуренция на рынке логистики постоянно растет, и сегодня преимущества имеют те торговые и производственные компании, стратегия которых разработана на несколько лет вперед. В статье рассмотрена актуальность и необходимость стратегического планирования в целом и, в частности, использования логистической стратегии для поддержания корпоративной стратегии путем оптимизации ресурсов компании при управлении материальными и сопутствующими потоками. При этом только около 3% обследованных фирм имеют логистическую стратегию и сознательно ее формируют. Основная причина рассматриваемой проблемы - недостаточная проработка теоретических аспектов формирования логистической стратегии применительно к конкретной отрасли деятельности. Статья расширяет знания о сущности, содержании и видах логистической стратегии, а следовательно, дает представление о многообразии возможных вариантов действий по ходу конкурентной борьбы. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: конкурентная борьба; стратегическое планирование; понятие стратегии логистики; укрупненная классификация логистических стратегий.
STRATEGIES OF CORPORATE LOGISTICS SYSTEM V.I. Burakov
Baikal State University of Economics and Law, 1 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.
Logistics market features constantly growing competition, therefore advantages are on the side of those trading and manufacturing companies, whose strategies have been developed for some years ahead. The article discusses the relevance and need for the strategic planning in general and the use of logistics strategy in particular, to support the corporate strategy by company resources optimization under the management of product and associated flows. However, only about 3% of the examined firms have a logistics strategy and purposefully form it. The main cause of the problem under investigation is the insufficient study of the theoretical aspects of logistics strategy formation as applied to a particular sector of activity. The article expands the knowledge on the nature, content and types of logistics strategies and, therefore, gives an idea of the variety of options under competition. 1 figure. 1 table. 6 sources.
Key words: competition; strategic planning; concept of logistics strategy; enlarged classification of logistics strategies.
Любая компания (фирма) выстраивает свой бизнес, исходя из разработанной корпоративной стратегии, которая позволяет ей достичь долговременных целей. Как известно, существует три основных класса стратегий: роста, удержания позиций на рынке, отхода. Выбор той или иной стратегии диктуется как корпоративной миссией и текущим состоянием производственно-финансовой деятельности фирмы, так и влиянием внешней и внутренней экономической среды.
Если компания стремится к долгосрочному присутствию на рынке, то она, как правило, использует стратегию роста: например, стратегию концентрированного роста (увеличение ассортимента товаров и/или услуг и расширение географии сбыта); интегри-
рованного роста (кооперация и интеграция с партнерами по бизнесу, создание холдингов, союзов, альянсов и т.п.); стратегию диверсификации и т.д.
Исходя из предназначения логистики применительно к бизнесу, логистическая стратегия фирмы должна быть направлена на поддержание корпоративной стратегии с целью оптимизации ресурсов компании при управлении материальными и сопутствующими потоками. Казалось бы, в этих условиях логистическая стратегия должна быть таким же естественным элементом стратегического планирования бизнеса, как маркетинговая, финансовая, производственная и другие виды стратегий. Однако это далеко не так.
Проведенные несколько лет назад Международ-
1 Бураков Валерий Иванович, доктор экономических наук, профессор кафедры логистики и коммерции, e-mail: [email protected]
Burakov Valery, Doctor of Economics, Professor of the Department of Logistics and Commerce, e-mail: [email protected]
ным центром логистики исследования среди персонала 130 промышленных и торговых компаний (Avon, Compag Computers, Danon, Denview, Heidelberg, MBA Consult, Nestle, Philips и др.) показали, что только около 3% из них имеют логистическую стратегию и сознательно ее формируют.
Причины отсутствия логистической стратегии кроются, прежде всего, в общем недопонимании персоналом компаний предназначения логистики как интегрированного инструмента менеджмента, позволяющего оптимизировать материальные и финансовые ресурсы фирмы. Кроме того, катастрофически не хватает квалифицированных логистических менеджеров разного уровня и специализации.
Организация корпоративной логистической системы (ЛС) базируется на определенной иерархической структуре (рисунок). На верхнем уровне иерархии находятся миссия и корпоративная стратегия фирмы, на основании которых последовательно формулируются: логистическая концепция - миссия - стратегия -технология - подсистема и т.д.
Логистическая миссия основывается, с одной стороны, на корпоративной миссии, а с другой - на подходящей логистической концепции, выбираемой фирмой, исходя из ее стратегических целей и состояния бизнеса. Наиболее современной и бурно развивающейся в настоящее время является бизнес-концепция интегрированной логистики, используемая многими
передовыми компаниями мира. Ее сущность заключается в рассмотрении логистики как некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса. Она отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как некоторые центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в едином интегральном процессе управления основными и сопутствующими потоками для наиболее качественного удовлетворения покупателей в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.
При оптимизации управления на микроуровне в пределах предприятия важно исходить из условий оптимизации ЛС в целом. Стремление к объединению снабжения, производства, распределения является единственной перспективой в решении вопросов достижения целей в рамках ЛС. Это делает возможным получение точной информации о состоянии и местонахождении продукции/услуги в любой момент времени: информации о производственном процессе и всей сети распределения.
С учетом концепции интегрированной логистики, можно дать следующее определение логистической стратегии. Это долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме; межфункциональная и межорганизационная коор-
Иерархия построения корпоративной логистической системы
динация и интеграция, сформулированная высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями.
Среди большого количества логистических стратегий, применяемых компаниями, можно выделить несколько базовых, наиболее широко используемых в бизнесе при построении ЛС (таблица). Логистические стратегии построены на основе оптимизации одного ключевого показателя, например, общих логистических издержек, качества сервиса, производительности и т.д. Однако при этом необходимо (как для большинства задач однокритериальной оптимизации) ввести ограничения на другие, существенные с точки зрения стратегии фирмы, показатели.
Например, для минимизации общих логистических издержек таким показателем будет качество логистического сервиса. Чем значительнее требования потребителей к качеству сервиса, тем выше должны
быть логистические издержки. Проблема реализации стратегии минимизации общих логистических издержек осложняется слабой формализуемостью параметров качества логистического сервиса и субъективностью его оценки потребителями. Желание учесть как можно больше ключевых факторов в формируемой логистической стратегии приводит к необходимости применения многокритериальной оптимизации, что существенно усложняет задачу.
Как было указано, выбираемая логистическая стратегия должна, с одной стороны, соответствовать корпоративной стратегии, с другой - основываться на определенной концепции логистики.
Так, если компания применяет корпоративную
стратегию концентрированного роста за счет расширения географии рынков сбыта, то в качестве логистической стратегии может быть выбрана, например, стратегия минимизации инвестиций в логистическую
Основные логистические стратегии
Вид стратегии Технологии их реализации
Стратегия минимизации общих логистических издержек • сокращение (оптимизация) операционных логистических издержек в отдельных логистических функциях; • оптимизация уровней запасов в ЛС; • выбор оптимальных вариантов «складирование - транспортировка»; • оптимизация решений в отдельных функциональных областях по критерию минимума логистических издержек и т.п.
Стратегия улучшения качества логистического сервиса • улучшение качества выполнения логистических операций и функций (транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки и т.п.); • логистическая поддержка предпродажного и послепродажного сервиса; • логистический сервис с добавленной стоимостью; • использование логистических технологий поддержки жизненного цикла продукта; • создание системы управления качеством логистического сервиса; • сертификация фирменной системы управления качеством в соответствии с национальными и международными стандартами (в т.ч. - ^9000);
Стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру • оптимизация конфигурации логистической сети; • прямая доставка товаров потребителям; • использование складов общего пользования; • использование логистических посредников; • использование технологии «точно в срок»; • оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры и др.
Стратегия логистического Аутсорсинга • решение «делать или покупать»; • сосредоточение компании на своих ключевых функциях; • оптимизация выбора источников внешних ресурсов; • оптимальная дислокация производственных мощностей и объектов инфраструктуры; • использование инвестиций и инноваций поставщиков; • оптимизация количества логистических посредников и их функций.
инфраструктуру с децентрализацией распределения товарных потоков и логистического менеджмента.
Технология реализации такой стратегии состоит в использовании логистических посредников в дистри-бьюции, создании сети региональных распределительных центров, децентрализованного управления логистикой в районах сбыта и создании распределенной информационной системы.
Если фирма использует, например, маркетинговую стратегию минимизации цены товаров на конкретном сегменте рынка, то естественным выбором для компании является применение стратегии минимизации общих логистических издержек. И та и другая приведенные в качестве примера стратегии могут основываться на концепции интегрированной логистики.
Многие ведущие мировые компании делают акцент на стратегическую логистику, которая находится за пределами собственно их деловой структуры, чтобы иметь возможность охватывать поставщиков, посредников и заказчиков. Стратегическая логистика трактуется как использование многоканальных партнерских отношений и компетентности для достижения конкурентных преимуществ. Такая логистика требует объединения действий компаний с ключевыми поставщиками товаров и услуг в масштабе всей отрасли. Результатом функционирования стратегически ориентированных компаний стало появление интегральных
логистических менеджеров, которые начинают тратить все меньше времени на внутренние операции и отдавать предпочтение общению (зачастую виртуальному) с поставщиками, заказчиками и логистическими посредниками.
Фирмы, использующие логистику как основу корпоративной стратегии, делают многие вещи иначе. Во-первых, они стремятся использовать логистическую компетентность для получения и удержания конкурентного преимущества. Во-вторых, ведущие компании стремятся оптимизировать добавленную стоимость на продукт или услугу. И, наконец, эти фирмы используют все средства для достижения цели, формируя стратегические союзы со своими поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.
Таким образом, рационально выбранные и построенные логистические стратегии и технологии фирмы должны быть способны связать воедино и улучшить взаимодействие между такими сферами бизнеса, как снабжение, производство, сбыт. Логистический менеджмент может обеспечить эффективную поддержку корпоративной стратегии, сглаживая внутрифирменные противоречия между закупками, производством, маркетингом, финансами и продажами, оптимизируя взаимоотношения с логистическими посредниками.
Статья поступила 28.11.2014 г.
Библиографический список
1. Гаррисон А., Ван Гок Р. Стратегия управления и конкурирования через цепочки поставок. М.: Дело и сервис, 2010. 368 с.
2. Колодин В.С. Логистические системы в производственно-коммерческой деятельности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 6 (80). С. 99-103.
3. Ларионов И. Стратегическое управление. М.: Дашков и КО, 2014. 236 с.
4. Логистика в оргструктуре компании // ЛОГИНФО. 2001. № 4. С. 18-20.
5. Сток Д.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. М.: ИНФРА-М, 2005. 542 с.
6. Таран С. Логистическая стратегия предприятия. Разработка и реализация. М.: Альфа-Пресс, 2010. 312 с.
УДК 304.2
ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ЭКОНОМИКЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Л
© В.Е. Вязников1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается инновационная политика в вопросах организации и экономики мирового здравоохранения. Оценивается исторический опыт внедрения систем финансирования больниц с учетом подобных подходов в здравоохранении Российской Федерации. Описываются методы финансирования больничных учреждений, основанные на реальном объеме их деятельности. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: система финансирования больничных учреждений по диагностически-связанным группам (ДСГ); глобальный бюджет; реструктуризация и дифференциация больниц.
INNOVATION IN HEALTH CARE ORGANIZATION AND ECONOMY V.E. Vyaznikov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article considers innovation policy in the organization and economy of global health care. It evaluates the historical
1Вязников Вадим Евгеньевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89149266201.
Vyaznikov Vadim, Doctor of Economics, Professor of the Economic Theory and Finance Department, tel.: 89149266201.