Научная статья на тему 'Разработка логистической стратегии оптового предприятия'

Разработка логистической стратегии оптового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1913
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / LOGISTICAL STRATEGY / ОПТОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / WHOLESALE ENTERPRISE / СЕРВИС / SERVICE / ЗАТРАТЫ / COST / ПРИБЫЛЬ / PROFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуськова И. В., Кузнецова И. Д.

В статье дано определение логистической стратегии, сформулированное в результате дискуссии экономистов специалистов в области логистической стратегии. Разработка логистической стратегии предприятия предполагает эффективное функционирование его деятельности на перспективу. Единой методики разработки логистической стратегии предприятия не существует, поэтому каждое предприятие при ее разработке использует собственные подходы. Анализ разработки и реализации логистической стратегии показал, что методика применения логистической стратегии на предприятиях носит фрагментарный характер, что подтверждает недостаточную проработку алгоритма ее внедрения. Приведены результаты разработки логистической стратегии оптового предприятия и применение ее на практике. Отмечено, что реализация такой стратегии дает положительные результаты: снижение издержек по логистике, увеличение размера чистой прибыли предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING OUT OF LOGISTICAL STRATEGY OF THE WHOLESALE THE ENTERPRISES

In article the definition of logistical strategy formulated as a result of discussion of economists experts in the field of logistical strategy is made. Working out of logistical strategy of the enterprise assumes effective functioning of its activity on prospect. The uniform technique of working out of logistical strategy of the enterprise does not exist, therefore each enterprise by its working out uses own approaches. The analysis of working out and realization of logistical strategy has shown that the technique of application of logistical strategy at the enterprises has fragmentary character that confirms insufficient study of algorithm of their introduction. Results of working out of logistical strategy of the wholesale enterprise and its application in practice are resulted. It is noticed that realization of such strategy yields positive results: decrease in costs for logistics, increase in the size of net profit of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Разработка логистической стратегии оптового предприятия»

УДК 33.339.13

РАЗРАБОТКА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОПТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

И.В. Гуськова, И.Д. Кузнецова

Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова

В статье дано определение логистической стратегии, сформулированное в результате дискуссии экономистов - специалистов в области логистической стратегии. Разработка логистической стратегии предприятия предполагает эффективное функционирование его деятельности на перспективу. Единой методики разработки логистической стратегии предприятия не существует, поэтому каждое предприятие при ее разработке использует собственные подходы. Анализ разработки и реализации логистической стратегии показал, что методика применения логистической стратегии на предприятиях носит фрагментарный характер, что подтверждает недостаточную проработку алгоритма ее внедрения. Приведены результаты разработки логистической стратегии оптового предприятия и применение ее на практике. Отмечено, что реализация такой стратегии дает положительные результаты: снижение издержек по логистике, увеличение размера чистой прибыли предприятия.

Ключевые слова: логистическая стратегия траты, прибыль.

В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране все большее значение приобретает логистика, в том числе коммерческая, основной целью которой является эффективное управление материальными потоками как в сфере производства, так и в сфере обращения. Логистика оптимизирует торгово-закупочную деятельность, транспортные потоки, складские запасы. Логистика - это часть современной экономической деятельности хозяйствующего субъекта, активно влияющая на эффективность ее функционирования, используя свои методы и инструменты. Мировой опыт свидетельствует о том, что используя логистический подход в финансово-хозяйственной деятельности, предприятие становится лидером в конкурентной борьбе, а, следовательно, конкурентоспособным и финансово устойчивым. Развитие торговли с ее особенностями и спецификой создает в системе товародвижения определенные звенья, такие, например, как оптовые базы (магазины), которые способны, во-первых, «приблизиться» к покупателю, во-вторых, быстрее удовлетворить их потребности.

оптовое предприятие, сервис, заВ отечественной научной литературе в настоящее время много внимания уделяется теории логистики, при этом упускается из виду такой аспект как стратегия, позволяющая создать новые конкурентные преимущества торгового предприятия на рынке. Разработка логистической стратегии предприятия предполагает эффективное функционирование его деятельности на перспективу, являясь частью корпоративной или функциональной стратегией самого предприятия, независимо от изменений внешней среды. Роль стратегии отражена подробно в зарубежной научной литературе, однако, применительно к логистике, представителей единой методики разработки логистической стратегии не существует. Каждое предприятие при ее разработке использует собственные подходы. К ведущим отечественным специалистам, рассматривающим вопросы разработки и реализации логистических стратегий, следует отнести: Т.В. Алексинскую, В.И.Сергеева, В.В. Дыбскую, Е.И. Зайцеву, И.О. Проценко, С.А. Тарана, К.М. Танькова, А.И. Дрожкина, А.Е. Селиванова и других [3].

В настоящее время в теории логистики исследованы следующие аспекты логистической стратегии на предприятиях:

1. Определено понятие «логистическая стратегия».

2. Разработаны базовые стратегии в логистике, а также выделены специфические виды, такие как «тощая» и «динамическая».

3. Определены функциональные логистические стратегии в логистической системе: например, стратегия закупок, стратегия снабжения, ценовые стратегии.

Проведенный анализ разработки и реализации логистической стратегии показал, что методика применения логистических стратегий на предприятиях носит фрагментарный характер, что подтверждает недостаточную проработку алгоритма их внедрения. Современные авторы правильно отмечают, что на практике невозможно применение какой-то единственной логистической стратегии. Только их совокупность может дать положительный эффект - увеличение прибыли [4].

Анализ деятельности оптового предприятия, позволил выявить звенья логистической системы, содержащие ряд проблем, решение которых заключается в разработке и реализации логистической стратегии. Логистическая стратегия охватывает область логистики (закупку, транспорт, сбыт) и направлена на оптимизацию ресурсов организации, предприятия, фирмы при управлении материальными и сопутствующими потоками. Поэтому под логистической стратегией предприятия понимают комплекс решений, проведенных мероприятий, связанных с эффективным управлением материальными потоками [9]. В теории логистической стратегии [5] приводится ее определение: «Логистическая стратегия -это долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся формы и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и инте-

грации, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями». Как показывает практика, из 100 исследуемых фирм 3 % работают на основе логистической стратегиии, как правило, ее используют иностранные фирмы, работающие на российском рынке. Причинами отсутствия логистической стратегии являются [7]:

- недопонимание менеджерами предприятий предназначения логистики как интегрированного инструмента менеджмента, позволяющего оптимизировать материальные и финансовые ресурсы фирмы;

- недостаточное количество квалифицированных специалистов в области логистики.

Среди логистических стратегий можно выделить базовые, которые широко используются на практике, в бизнесе, при построении цельной логистической системы [8]. Они определяют те действия, реализация которых позволит добиться требуемых логистической стратегией показателей. Например, для минимизации общих логистических издержек показателем может быть «качество логистического сервиса». Однако, чем выше требования потребителей к качеству логистического сервиса, тем выше должны быть логистические издержки, обеспечивающие этот уровень. Поэтому естественным ограничением является базовый уровень качества потребительского сервиса. При разработке логистической стратегии руководству предприятия необходимо выделить внутренние и внешние факторы, влияющие на нее [1]. К внутренним относятся: уровень квалификации сотрудников, финансовые ресурсы, технология производства, маркетинг, поставщики ресурсов и другие, к внешним

- рыночные условия, конкуренты, научно

- технический прогресс, экономический климат и т.д.

Т.В. Алексинская и А.И. Дрожкин в своих исследованиях [1, 2] отмечают

связь логистической стратегии с корпоративной, которая указывает на осуществление диверсифицированной деятельности при реализации миссии (достижение общих целей). Стратегии более высокого уровня задают общие цели и общую направленность, а функциональные показывают, как можно их реализовать. Однако при всей схожести стратегий в логистике имеют место специфические логистические стратегии, которые оказывают влияние на развитие логистики конкретного предприятия, а также на формирование общей стратегии предприятия. К таким специфическим логистическим стратегиям относят «тощую» и «динамическую» стратегию [1, 2, 6]. «Тощая» стратегия базируется на принципе управления затратами, т.е. производстве тех же или сопоставимых продуктов, что и у конкурентов, но более дешево. Цель «тощей» логистики

- выполнять каждую операцию, используя меньшее количество каждого вида ресурсов: трудовых, площадей, запасов, оборудования, времени и т.д. Для этого «тощая» стратегия старается отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов. Цель «динамической» стратегии

- обеспечивать высокое качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий. Выделяют два аспекта динамичности:

• высокая скорость реагирования на изменение внешних условий: динамичные организации внимательно и постоянно отслеживают запросы потребителей и оперативно на них реагируют;

• способность корректировать логистические характеристики с учетом запросов отдельных потребителей.

На практике нет четкого разграничения между приведенными стратегиями, поэтому предприятие может использовать обе стратегии или их элементы. На наш взгляд, в развитии предприятия большое значение имеют функциональные страте-

гии в области логистики (закупки, сбыта, снабжения, транспорта, и т.д.), которые, вливаясь в общую стратегию, повышают эффективность его деятельности. Например, стратегия снабжения представляет собой научно обоснованное планирование материального потока в функциональном цикле «снабжение-производство» на долгосрочную перспективу. Для осуществления эффективной закупочной деятельности предприятия разрабатывают общую стратегию закупок, состоящую из маркетинговых закупочных стратегий; стратегий закупок с использованием Интернета; закупочных стратегий, учитывающих субъект и объект закупки; стратегий потока материальных ресурсов и других ценностей и т.д. Таким образом, предприятия составляют систему стратегий, которые воплощаются в целую логистическую стратегию. Обязательно учитываются новые тенденции развития: систем перевозок, различных видов транспорта; технологического, грузоподъемного, складского оборудования; методов распределения продукции; информационных технологий; тенденции изменения стоимости материальных фондов и инфраструктуры. Следовательно, при разработке стратегии предприятие должно быть нацелено на достижение наилучшего результата своей деятельности, выявление проблем и формирование комплексного подхода к их решению в области логистики.

Исследование оптового предприятия и анализ функционирования звеньев его логистической цепочки, представленной на рисунке 1, позволяет выявить следующие основные проблемы:

- недобросовестные поставщики;

- высокие логистические издержки;

- слабое внедрение информационных технологий в логистическую систему;

- отсутствие специалиста-логиста в штате предприятия;

- отсутствие логистической стратегии.

Рис. 1. Логистическая цепочка оптового предприятия

На основе анализа логистики оптового предприятия были предложены меры по совершенствованию логистической системы:

-правильный выбор поставщика; -совершенствование рабочих звеньев логистической цепочки с целью снижения издержек;

-внедрение информационной системы в логистику предприятия;

-привлечение логиста для упорядочения деятельности предприятия;

-разработка логистической стратегии для поддержания конкурентоспособности.

Все изложенные выше мероприятия по оптимизации логистики на оптовом предприятии, на наш взгляд, должны проходить в рамках логистической стра-

тегии как перспективы развития предприятия в будущем за счет совершенствования звеньев логистической системы. Поэтому в рамках устранения проблем была разработана и реализована логистическая стратегия исследуемого предприятия. Предложенная модель логистической стратегии основывается на синтезе двух функциональных стратегий: уменьшение логистических издержек и увеличение уровня сервиса, от реализации которых оптовое предприятие получит увеличение прибыли. В таблице 1 показаны виды рассматриваемых стратегий и пути их реализации. На рисунке 2 приведена модель стратегии в логистике оптового предприятия.

Таблица 1

Виды стратегий и пути их реализации на оптовом предприятии

Стратегии

Вид стратегии Стратегия минимизации общих логистических издержек Стратегия улучшения качества логистического сервиса

Пути реализации 1. Сокращение (оптимизация) операционных логистических издержек в отдельных логистических функциях 1. Улучшение качества выполнения логистических операций (транспортировка, складирование, упаковка, и т.д.)

2. Оптимизация уровня запасов в логистической системе 2. Логистическая поддержка пред - и послепродажного сервиса

3. Выбор оптимального варианта транспортировки 3. Создание системы управления качеством логистического сервиса

Рис. 2. Модель логистической стратегии оптового предприятия

Таким образом, из рисунка 2 видим, что современное оптовое предприятие, для повышения производительности логистики в своей деятельности, может реализовать комплексную логистическую стратегию для увеличения прибыли и быть конкурентоспособным на рынке «своих» продаваемых товаров.

Критерием оптимальности логистических процессов выступает прибыль предприятия, которая дает количественную оценку деятельности предприятия. На уровень прибыли влияют различные факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия, поэтому выделить вклад логистики в общую сумму прибыли очень затруднительно. Поэтому, для расчета логистических издержек исследуемого предприятия, предлагается использовать методику А. Елихова, акцентирующую внимание на структуру логистических затрат (табл. 2). На основании данных, приведенных в таблице 2, выявлено увеличение прибыли на 813 тыс. рублей, за счет

снижения логистических затрат. В процентном выражении это составит 4%.

Рассмотрим логистический сервис, который осуществляется самим оптовым предприятием, и направлен на быстрое выполнение заказа, качество услуг, надежность доставки, послепродажного обслуживания. Рассчитаем уровень логистического сервиса:

П = М *100% , (1),

т

где п - уровень логистического сервиса; т - количественная оценка теоретического объема логистического сервиса; М - количественная оценка практического объема логистического сервиса.

На рассматриваемом предприятии общий список единиц товара составляет 1 234 ед., из которых постоянно присутствует 400 видов. Тогда уровень логистического сервиса составит:

п = -400- * 100% = 32,42% ■ 1234

Таблица 2

Расчет логистических затрат оптового предприятия

Удельный вес затрат Логистические затраты

№ Наименование до реализации логистической стратегии после реализации логистической стратегии

затрат по Удельный вес за- Объем за- Фактический Объем за-

А. Елихову трат выбранного предприятия, % трат, тыс. руб удельный вес затрат, % трат, тыс. руб

1 2 3 4 5 6 7

1 Перевозка транспортом 28-40 40,0 8 110,0 39,0 7 905,0

2 Складские, пе-

регрузочные операции, хра- 25-46 44,0 8 920,0 43,0 8 715,0

нение грузов

3 Упаковка 15-25 10,0 2 027,0 10,0 2 027,0

4 Прочие (включая обработку заказов) 5-17 6,0 1 213,0 4,0 19 157,0

Итого 100,0 100,0 20 270,0 96.0 19 457,0

На повышение значения этого показателя могут влиять ряд причин: дополнительные расходы, связанные с увеличением запаса товаров, применение усовершенствованной системы управления, расширение ассортимента (также ведет к увеличению затрат, связанных с его содержанием). При наличии 500 видов ассортимента, уровень сервиса увеличится до 40,5%. Специалисты подсчитали, что при уровне 90% и выше, сервис становится не выгодным. В таблице 3 при-

ведено сравнение изменения показателей по логистическим издержкам и уровню сервиса.

Из таблицы 3 видно, что реализация комплексной логистической стратегии позволит обеспечить снижение логистических издержек на 813 тыс. руб. и увеличить уровень сервиса на 8,1%. В таблице 4 приведены изменения величины прибыли - до и после реализации логистической стратегии.

Таблица 4

Результаты логистической стратегии оптового предприятия

Логистическая стратегия Прибыль, тыс. руб.

до после

отсутствует 3798,6/ 3228,2 *) -

реализация - 3867,2/3288,2

---

) в числителе - балансовая прибыль предприятия; в знаменателе - чистая прибыль

Следовательно, реализация стратегии дает положительные результаты: снижение издержек по логистике увеличит размер чистой прибыли на 60,0 тыс.руб.

Таким образом, совершенствование логистики на оптовом предприятии возможно за счет реализации логистической стратегии, которая является инструментом управления бизнес-процессом предприятия, и, как часть общей стратегии, направлена на повышение эффективности его деятельности и обеспечивает конкурентоспособность на рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: учебное пособие. Таганрог: изд-во ТРТУ, 2012. 121 с.

2. Дрожкин А.И. Логистика: учебный курс. М.: МИЭМП, 2010.150 с.

3. Кузнецова И.Д., Гуськова И.В. Разработка стратегии развития предприятия // Наука и практика. 2015.№3.С. 43-49.

4. Гуськова И.В., Кузнецова И.Д. Стратегическое планирование коммерческой деятельности торгового предприятия // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. №1 С.45-53.

5.Логистическая стратегия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://userolocs.ru/ekonomika (дата обращения 04.10.2015).

6. Маркетинг: учебное пособие / Под ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ. 2006. 241 с.

7. Понятие и суть логистической стратегии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://logistictime.com (дата обращения 05.10.2015).

8. Сергеев В.И. Наиболее распространенные логистические стратегии. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.lobanov-logist.ru (дата обращения 05.10.2015).

9. Таран С.А. Логистическая стратегия предприятия: разработка и реализация. Практические рекомендации. М.: Изд-во «Альфа Пресс». 2010. -312 с.

Рукопись поступила в редакцию 06.05.2016.

WORKING OUT OF LOGISTICAL STRATEGY OF THE WHOLESALE

THE ENTERPRISES

I. Guskova, I..Kuznetsova

In article the definition of logistical strategy formulated as a result of discussion of economists - experts in the field of logistical strategy is made. Working out of logistical strategy of the enterprise assumes effective functioning of its activity on prospect. The uniform technique of working out of logistical strategy of the enterprise does not exist, therefore each enterprise by its working out uses own approaches. The analysis of working out and realization of logistical strategy has shown that the technique of application of logistical strategy at the enterprises has fragmentary character that confirms insufficient study of algorithm of their introduction. Results of working out of logistical strategy of the wholesale enterprise and its application in practice are resulted. It is noticed that realization of such strategy yields positive results: decrease in costs for logistics, increase in the size of net profit of the enterprise.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: logistical strategy, the wholesale enterprise, service, cost, profit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.