Научная статья на тему 'Роль организации логистического процесса на предприятии'

Роль организации логистического процесса на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2113
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ОПТОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / СНАБЖЕНИЕ / LOGISTICS / LOGISTICS CHAIN / LOGISTICS PROCESS / WHOLESALE ENTERPRISE / EFFICIENCY / MANAGEMENT / SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клюсова Ю.Ю.

Рассматривается роль логистического процесса и его организация на коммерческом предприятии. Приводятся виды логистики. Рассматриваются различные подходы к повышению эффективности логистической деятельности на предприятии. Оценивается результативность и финансовая обоснованность развития логистики на предприятии. Приводится пример логистической цепи оптового предприятия, в ней выявляется проблема и предлагается ее решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ORGANIZATION OF LOGISTIC PROCESS AT ENTERPRISE

The article considers the role of the logistics process and its organization at a commercial enterprise. Types of logistics. Different approaches to increasing the efficiency of logistics activities at the enterprise are considered. The effectiveness and financial soundness of the development of logistics at the enterprise is assessed. An example of a logistics chain of a wholesale enterprise is given, it reveals the problem and proposes its solution.

Текст научной работы на тему «Роль организации логистического процесса на предприятии»

УДК 658.7

РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Ю. Ю. Клюсова

Иркутский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15 E-mail: yklyusova@inbox.ru

Рассматривается роль логистического процесса и его организация на коммерческом предприятии. Приводятся виды логистики. Рассматриваются различные подходы к повышению эффективности логистической деятельности на предприятии. Оценивается результативность и финансовая обоснованность развития логистики на предприятии. Приводится пример логистической цепи оптового предприятия, в ней выявляется проблема и предлагается ее решение.

Ключевые слова: логистика, логистическая цепь, логистический процесс, оптовое предприятие, эффективность, управление, снабжение.

THE ROLE OF ORGANIZATION OF LOGISTIC PROCESS AT ENTERPRISE

Y. Y. Klyusova

Irkutsk State University of Railway Transport 15, Chernyshevskiy Str., Irkutsk, 664074, Russian Federation E-mail: yklyusova@inbox.ru

The article considers the role of the logistics process and its organization at a commercial enterprise. Types of logistics. Different approaches to increasing the efficiency of logistics activities at the enterprise are considered. The effectiveness and financial soundness of the development of logistics at the enterprise is assessed. An example of a logistics chain of a wholesale enterprise is given, it reveals the problem and proposes its solution.

Keywords: logistics, logistics chain, logistics process, wholesale enterprise, efficiency, management, supply.

Для любого бизнеса грамотная организация логистического процесса имеет ключевое значение. Цель логистики - обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. От того, каким образом и как успешно будет достигаться эта цель, напрямую зависит успех бизнеса.

Логистика - это очень обширное понятие, включающее в себя целый комплекс разных направлений, которые особенно эффективны при интегрированном их функционировании.

Можно выделить 5 основных видов логистики: закупочная логистика, производственная логистика, распределительная логистика, транспортная логистика, информационная логистика [1].

В современных условиях можно выделить три подхода к повышению эффективности логистической деятельности предприятия.

Первый - усиление взаимодействия между различными функциональными звеньями за счет улучшения различных экономических механизмов, использование которых выступает как один из основных путей обеспечения координации между различными функциональными областями в пределах предприятия.

Второй - оптимизация всех видов затрат, связанных с материальным потоком.

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

Третий подход - достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием.

При традиционной организации управления на предприятии выделяются специальные подразделения, занимающиеся конкретным видом логистической деятельности. Логистическое управление в этом случае становится фрагментированным, что порождает множество проблем. У каждого подразделения на предприятии существуют собственные цели, объективно обусловленные спецификой и приоритетами его конкретной деятельности. Например, отдел снабжения ищет надежных поставщиков, транспортный отдел стремится к полной загрузке транспортных средств, отдел сбыта заинтересован в быстром реагировании на спрос, производство заинтересовано в бесперебойной работе, отдел складирования старается снизить запасы и т.д. [2].

Оценивая результативность логистики, предприятия в ряде промышленно развитых стран добились существенных результатов. Так, с развитием логистики стала снижаться доля логистических затрат в обороте компаний. Данные опросов, проводимых в США и Великобритании, показывают, что в 1962 г. затраты на логистику составляли в среднем 21,8% оборота, в последние годы - 7,72% в США и 10,1% в Великобритании. К сожалению, таких опросов в нашей стране не проводилось, поэтому оценить изменение доли логистических затрат в обороте на российских предприятиях не представляется возможным.

Доля логистических затрат в розничной цене товара составляет от 15 до 30%. В пищевой промышленности на долю этой составляющей приходится 30% розничной цены товара.

В ряде работ по логистике отмечается, что на основании опроса 1450 бизнесменов США, Японии и западноевропейских стран были получены следующие выводы об использовании методов логистического управления: объемы запасов снижаются на 30-70%, себестоимость продукции - на 30%, издержки в сфере товародвижения - на 20%.

Применение логистики значительно повышает производительность труда как в сфере обращения, так и в сфере производства. По оценкам специалистов, с начала 1980-х гг. в США в ежегодном общем увеличении производительности труда (5-6%) половина (2,5-3%) достигается за счет распространения логистики. Установлено, что сокращение логистических издержек на 1% эквивалентно почти 10% увеличения объема продаж [3].

Однако следует заметить, что приведенные выше факты, доказывающие эффективность логистики, приводятся в работах разных авторов, изданных начиная с середины 1990-х гг. практически без каких-либо изменений. При этом логистика существенно изменилась как на концептуальном уровне, так и в методологическом и практическом плане. Кроме того, приведенные эффекты, получаемые от логистики, представляются обезличенно относительно отраслевой принадлежности, размера, территориального расположения предприятий и выполняемых видов логистической деятельности.

Логистика в оптовой торговой системе выполняет операции связанные с выполнением следующих функций товародвижения: заказа, приобретения, доставки, информационного сопровождения, хранения, сортировка и отпуск товаров и является фундаментальным понятием в организации оптовой торговой деятельности. Для таких предприятий очень важна грамотная организация логистического процесс, так как это будет способствовать минимизации издержек, соответственно - увеличит прибыль компании.

Одним из успешных оптовых продавцов Иркутской области является общество с ограниченной ответственностью «СибТорг». Предприятие создавалось в 2012 году и изначально занималось производственной деятельность, а именно, изготовлением хлебобулочных изделий [4].

На сегодняшний день ООО «СибТорг» осуществляет свою деятельность в 12 направлениях. Среди которых осталось производство и реализация хлеба, прачечные услуги для предприятий военного комплекса области, выполнение крупных поставок продовольственных товаров розничным продавцам, государственным и муниципальным учреждениям.

Предприятие принимает активное участие в тендерах и торгах на крупные поставки по региону, это уже около 600 конкурсов. Основным заказчиком является Министерство по Регулированию Контрактной Системы в Сфере Закупок Иркутской Области, а также такие учреждения, как «Усольский гвардейский кадетский корпус», ГУФСИН России по Иркутской области и т. д. Всего было выполнено около 150 государственных контрактов [5].

Из этого можно сделать вывод о значимости предприятия для региона и его функционирования. Для такого предприятия правильная организация логистической цепи особенно важна

Но на вышеназванном предприятии была выявлена проблема одном из звеньев логистической цепи. А именно, ООО «СибТорг» часто сталкивается с проблемами, связанными с ненадлежащим качеством хранения продукции на складах поставщиков и непосредственных производителей. Результатами такого хранения является плохое состояние упаковки и тары товаров, отсутствие необходимых маркировок и несоответствие фактически полученного товара заказанному.

В следствие этого работники ООО «СибТорг» тратят немалое количество времени и денег на перепроверку товара, его внешнего вида и качества, урегулирование конфликтов с поставщиками, производителями и заказчиками.

В данном случае стоит говорить о недостаточно рациональном выборе поставщиков, о недостаточной их ответственности и надежности и об отсутствии качественной интеграции между отделами предприятия. Руководству стоит пересмотреть организацию управления на своем предприятии, а также выбирать только проверенных поставщиков и производителей, имеющих хорошую репутацию на ранке, длительный срок работы в своей отрасли и устанавливать с ними крепкие профессиональные связи. Это поможет организации сэкономить время, уменьшить издержки, наладить более стабильную работу и увеличить товарооборот.

В заключение можно отметить, что логистика компании есть интегрированный процесс, призванный содействовать созданию потребительной стоимости с наименьшими общими издержками. Она существует для того, чтобы удовлетворять запросы потребителей, в частности опосредованно облегчая производственную и маркетинговую деятельность. На стратегическом уровне менеджеры по логистике стремятся достичь заранее согласованного качества обслуживания клиентов на базе накопленной компетентности, доведенной до уровня высокого искусства. Проблема заключается в том, чтобы уравновесить ожидания, связанные с качеством сервиса, и требуемые затраты согласно намеченным хозяйственным целям.

Библиографические ссылки

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М: Книжный мир, 2012. 895 с.

2. Промыслов Б.Д., Жученко И.А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками: Проблемы, поиски, решения. М.: Предприятие, 2009. 467 с.

3. Сариуш-Вольский 3. Логистика на предприятии: учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009. 323 с.

4. СБИС: сеть деловых коммуникаций. [Электронный ресурс]. URL: https://sbis.ru (дата обращения 31.03.17)

5. Тендер гид. [Электронный ресурс]. URL: http://tendergid.ru (дата обращения 31.03.17)

© Клюсова Ю. Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.