КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 11 • Номер 5 • апрель 2017 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
инновационные логистические стратегии и их влияние на разработку сети распределения
Дыбская В.В. \ Сверчков П.А. 1
1 Школа логистики НИУ ВШЭ, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматривается вопрос влияния инновационных логистических стратегий на проектируемую сеть распределения предприятия. Доказывается актуальность этой задачи для современных торговых компаний, развивающих собственную логистическую инфраструктуру. Определены основные внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на эффективность функционирования логистической сети распределения. Приводится обзор и анализ научных статей зарубежных и российских авторов, посвященных вопросам разработки логистической стратегии компании. Представлена систематизация логистических стратегий. Предлагается авторский вариант инновационных логистических стратегий, связанных с деятельностью сетей распределения торговых и промышленных компаний.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: логистическая стратегия, сеть распределения, факторы внешней среды, систематизация, проектирование, реорганизация сети распределения.
Innovative logistics strategies and their impact on the distribution network development
Dybskaya V.V. 1, SverchkovP.A. 1
1 HSE School of Logistics, Russia
введение
Современный рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции. Стремясь занять лидирующие позиции или удержаться в конкурентной борьбе, игроки применяют различные рыночные стратегии, разрабатывают и внедряют инициативы, позволяющие создавать устойчивые конкурентные преимущества. В качестве таких преимуществ, в частности для предприятий торговли, могут использоваться: • маркетинговые подходы, обеспечивающие оптимальную ценовую политику, увеличение торговых точек с большей доступностью покупателей, расширение ассортиментных позиций, в том числе свежей продукции;
• логистические подходы, связанные с поддержанием высокого уровня доступности товаров, увеличением спектра логистических услуг и повышением уровня логистического сервиса за счет рационального размещения объектов логистической инфраструктуры и эффективной организации логистических бизнес-процессов.
В каждом случае указанные преимущества (и стратегии по их реализации) предъявляют определенные (порой «индивидуальные») требования к логистической системе компании в целом и к сети распределения - в частности. Вместе с тем, какая бы из этих задач, не использовалась компанией, в каждом случае она может быть реализована только при создании оптимальной логистической сети распределения, соответствующей стратегическим целям и направлениям развития бизнеса [1] (Dybskaya, Sverchkov, 2015).
О непрерывном поиске оптимальной конфигурации сети свидетельствует большое число проектов по ее оптимизации среди торговых компаний и особенно предприятий сетевой розничной торговли. В среднем ежегодно несколько компаний сетевой розничной торговли в России и странах СНГ запускают широкомасштабные проекты ввода новых магазинов и, как следствие, реформирование сети распределения и поиск резервов повышения ее эффективности. Особенно ярким примером, подтверждающим актуальность проблемы оптимизации логистической сети распределения, явля-
ABSTRACT:_
The article considers the issues of the impact of innovative logistics strategies on the designed distribution network development. We prove the urgency of this task for modern trading companies that develop their own logistics infrastructure. We determined the main external and internal factors that influence the efficiency of the distribution network. The paper reviews and analyzes the scientific articles of foreign and Russian authors devoted to the development of the company's logistics strategy. We present the systematization of logistics strategies. We also offer the author's variant of innovative logistics strategies related to the distribution networks activities of commercial and industrial companies.
KEYWORDS: logistics strategy, distribution network, environmental factors, systematization, design, reorganization of distribution network.
Received: 22.04.2017 / published: 31.05.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Dybskaya V.V. (vdybskaya0hse.ru)
CITATION:_
Dybskaya V.V., Sverchkov P.A. (2017) Innovatsionnye logisticheskie strategii i ikh vliyanie na razrabotku seti raspredeleniya [Innovative logistics strategies and their impact on the distribution network development ]. Kreativnaya ekonomika. 1 1. (5). - 609-624. doi: 10.18334/ce.1 1.5.37825
ется непрерывное увеличение числа магазинов лидирующими игроками сетевой розницы и расширение ими логистической инфраструктуры. Например:
Компания «Х5 Retail Group» в 2016 г. увеличила количество магазинов в России до 8,5 тыс., охватив 53 субъекта РФ в пяти федеральных округах, доведя общее число объектов логистической инфраструктуры до 30 распределительных центров;
«Магнит» увеличил число магазинов до 12434 в 2385 населенных пунктов, большая часть которых открыта в Южном, Северокавказском, Центральном и Приволжском федеральных округах. Сеть также присутствует в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах, обслуживающихся с 35 распределительных центров;
«Дикси» расширил свою сеть до 2758 магазинов в 774 населенных пунктов Центрального, Северо-Западного, Уральского и Приволжского федеральных округов, для снабжения которых компания использует восемь распределительных центров [2].
Достижение эффективного функционирования системы распределения является одной из основ конкурентоспособности компании, потому что позволяет гарантировать поддержание требуемого уровня логистического обслуживания клиентов, а в случае сетевой розницы - снабжения своих магазинов, при оптимальной величине логистических затрат.
Происходящие изменения на рынке, особенно в сложный период экономической рецессии, всегда отражаются на логистической деятельности компаний, организации и функционировании логистической системы и связаны с поиском адекватных корпоративных целей и стратегий компании, в том числе логистических, направленных на поддержание её конкурентоспособности.
Эффективность функционирования логистической сети распределения зависит как от внешних факторов:
• клиентской базы (число клиентов, географическое положение по отношению к поставщику, вид их деятельности);
• характеристики клиентской базы (тип клиента, для розничной сети - форматы магазинов, время работы, место расположения каждого клиента, применяемые формы продаж, частота поставки);
ОБ АВТОРАХ:_
Дыбская Валентина Владимировна, доктор экономических наук, профессор, руководитель (vdybskaya0hse.ru) Сверчков Павел Александрович, кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры логистики (sverchkov870mail.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Дыбская В.В., Сверчков П.А. Инновационные логистические стратегии и их влияние на разработку сети распределения // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 5. - С. 609-624. doi: 10.18334/ce.11.5.37825
• разнообразия и величины партий поставки (по ассортименту, по величине партии и разнообразию заказов);
• от особенностей спроса на товар (сезонность, тип спроса, периодичность изменения спроса);
• конкурентной среды бизнеса;
• развития логистической инфраструктуры в регионах сбыта;
• предложений на рынке логистических услуг в регионах сбыта;
• общих рыночных условий;
• экономического климата (в странах, где располагаются поставщики, потребители и сама компания);
• социальных условий в регионах сбыта;
• политических условий (в странах, где располагаются поставщики, потребители и сама компания) и т.д.;
так и от внутренних:
• стратегии, принятой в компании (в первую очередь маркетинговой и логистической);
• товарной специализации компании (товарной номенклатуры, общего числа товарных позиций, специфики условий хранения и грузопереработки);
• имеющейся логистической инфраструктуры компании (складского хозяйства, транспортного парка, информационной системы);
• взаимоотношений с клиентской базой и поставщиками;
• утвержденной политики обслуживания клиентов;
• принятой политики возврата тары и товара;
• применяемых технологий товародвижения;
• используемых логистических процессов в складской сети;
• установленных ограничений, в том числе правовых, и т.д.
Реорганизация действующей логистической сети распределения часто бывает следствием изменившихся условий бизнеса, в которых оказывается компания, с целью её быстрейшей адаптации и повышения эффективности функционирования логистической системы. Среди таких причин могут быть:
• изменения спроса на рынке сбыта;
• изменения требований клиентов к обслуживанию;
• появление новых клиентов или увеличение числа объектов обслуживания уже имеющихся клиентов;
• изменение товарной специализации по условиям хранения и переработки, не совпадающих с ранее выбранной;
• увеличение рынков сбыта, выход на новые рынки;
• усиления конкурентной среды, и как результат - поиск более эффективных решений;
• изменения в сбытовой политики компании;
• изменение политики ценообразования;
• переход на полный или частичный аутсорсинг складских услуг;
• изменение вида деятельности, диверсификация бизнеса;
• слияние или поглощение компаний;
• финансовые изменения компании;
• изменения границ рынка за счет увеличения радиуса обслуживания с одного склада;
• поиск резервов сокращения затрат в сети распределения;
• неэффективное функционирование логистической инфраструктуры компании.
Повышение эффективности сети распределения заключается в разработке оптимального варианта распределения товарных потоков в рамках функционирования логистической инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойное снабжение клиентской базы в соответствии с их индивидуальными потребностями к обслуживанию, при стремлении сокращения времени выполнения заказа и минимизации общих логистических затрат.
Формирование сети распределения напрямую зависит от логистической стратегии компании, разработанной на основе выбранной корпоративной стратегии с учетом функциональных стратегических задач смежных отделов. Логистическая стратегия задает основные требованиями к деятельности логистической инфраструктуры компании и тем самым является определяющей при решении задач, связанных с формированием складской сети (числа складов и места их расположения, их функционального назначения, вида и формы собственности каждого склада и их мощности) и транспортной составляющей логистической инфраструктуры. Именно поэтому при проектировании сети распределения директор по логистике должен утвердить предлагаемую логистическую стратегию компании.
В тех случаях, когда компания делает ставку на изменение логистической стратегии, как следствие, необходимо провести анализ и оценку существующей сети распределения и по её результатам осуществить реорганизацию сети распределения с целью реализации новых поставленных задач. Естественно, что каждый вариант выбранной логистической стратегии по-разному отразится на реорганизации действующей сети распределения. В связи с огромным влиянием логистической стратегии на функционирование сети распределения целесообразно определить виды логистических стратегий и выделить основные из них, оказывающие наиболее значимое влияние.
Подавляющим большинством российских авторов поддерживается и используется определение логистической стратегии, сформулированное профессором, доктором экономических наук В.И. Сергеевым: «Долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сформу-
лированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями и миссией предприятия» [4] (Sergeev, Domnina, Dybskaya, Zaytsev, 2013).
Определяя логистические стратегии, связанные с функционированием сети распределения, следует отметить, что европейские и американские авторы склонны употреблять термин «стратегия сети дистрибуции», под которой понимается «план развития сети с целью удовлетворения потребностей клиентов в продукции и услугах компании с оптимальными затратами» [3] (Sverchkov, 2013).
Зарубежные специалисты выделяют различные логистические стратегии в сети распределения по следующим критериям:
• Природа спроса на продукт (Маршалл Фишер).
• Требования рынка к показателям логистического сервиса (Питер Бейкер).
• Способ организации товароснабжения магазинов сети (Дэвид Симчи-Леви).
• Стратегический ответ на потребности клиентов (Джон Гатторна).
• Приоритеты сети распределения (различные авторы).
• Прочие критерии.
Так, в своей статье в журнале «Гарвард Бизнес Ревью» американский ученый Маршалл Фишер [9] (Fisher, 1997) предлагает достаточно простую и изящную классификацию логистических стратегий по критерию характера спроса на продукт, товародвижение которого эта стратегия призвана оптимизировать. Так, Маршалл выделяет два типа продуктов: функциональные и инновационные.
Первые характеризуются стабильным и предсказуемым спросом, относительно низкой маржой (5-15%) и продолжительным жизненным циклом (1,5-2 года и больше), средним уровнем дефицита около 1-2% от объема регулярного потребления.
Товары второй категории, наоборот, сочетают в себе плохо предсказуемый спрос (ошибка прогнозирования составляет в среднем 40-100%), высокую операционную маржинальность (свыше 30%), средний уровень дефицита в границах 10-40% и короткий жизненный цикл. Поскольку характеристики таких товаров принципиально различны, автор предлагает использовать две различные стратегии логистики распределения для обеспечения ими потребностей клиентов:
• стратегия «физической эффективности»;
• стратегия «рыночной ориентированности».
Первая предполагает фокус на оптимизацию затрат, связанных с транспортировкой и грузопереработкой продукции, сокращение общих логистических затрат на единицу продукции, повышение оборачиваемости и сокращение уровня запасов в точках продаж. Примерами функциональных продуктов являются широко известные и прочно вошедшие в обиход рядовых покупателей бренды таких компаний, как «Проктер энд Гэмбл», «Юнилевер», «ПепсиКо», «Бейерсдорф» и др. В рамках второй стратегии рекомендуется делать ставку на скорость, гибкость и «отзывчивость» цепи поставок, т.е. на обеспечение наличия резервных логистических мощностей и буферных запасов для сокращения показателей отсутствия товара в запасах у клиентов, сни-
жения доли неликвидных запасов и максимально возможного сокращения времени реакции сети на непредвиденные изменения спроса (в силу предполагаемой высокой маржи инновационных товаров нашей главной целью становится удовлетворить непредсказуемый спрос на него).
Еще один зарубежный автор - Питер Бэйкер из Крэнфилдского университета в Великобритании - предложил в качестве критерия классификации логистических стратегий использовать требования рынка к показателям логистического сервиса. Питер Бэйкер выделяет два ключевых показателя: уровень страховых запасов и период от заказа до поставки. Используя оба показателя единовременно, он выделяет следующие виды стратегий:
• стратегия сегментации уровней логистического сервиса;
• стратегия отложенной дифференциации продукции;
• стратегия кросс-докинга;
• стратегия логистического аутсорсинга.
Основным направлением развития сети распределения в рамках первой стратегии является выделение групп потребителей и определение стандартов обслуживания для каждой из них. По замыслу автора, такой подход позволит добиться индивидуального предложения логистических услуг в сети распределения и повышения эффективности затрат.
Вторая стратегия предполагает, что мы сталкиваемся с требованием кастоми-зации (иногда - массовой) продукта нашего поставщика конечным потребителем. Единственным способом выполнить эту задачу с оптимальными затратами становится приближение распределительных центров к конечным клиентам и выполнение заключительных операций по предпродажной подготовке продукции (нарезка, упаковка, покраска, сортировка и пр.) непосредственно на складских мощностях предприятия.
Третья стратегия представляет собой хорошо знакомую специалистам в области логистики форму организации материального потока через терминалы кросс-докинга без промежуточного складирования и хранения товара. Данную стратегию целесообразно использовать при организации снабжения клиентов, заказывающих крупные партии многономенклатурного однородного ассортимента.
Еще один вид стратегии логистики в сети распределения предполагает передачу логистического функционала по обслуживанию клиентов стороннему провайдеру, предоставляющему комплекс логистических услуг. При этом предлагаются различные опции организации аутсорсинга (по объему передаваемого функционала) в зависимости от требований рынка.
Доктор экономических наук и автор справочника по управлению цепями поставок Джон Гатторна [10] предлагает четвертую классификацию, основой для которой служит анализ потребительских предпочтений и тенденций спроса с последующей разработкой «стратегического ответа» сети распределения на них:
• стратегия цепи поставок, нацеленной на сотрудничество и непрерывное пополнение;
• стратегия затратно-эффективной цепи поставок;
• стратегия динамичной цепи поставок;
• стратегия гибкой цепи поставок.
Первая стратегия ориентирована на развитие и укрепление взаимоотношений с контрагентами в сети распределения. Она предполагает использование таких инструментов, как технология межорганизационного взаимодействия и кооперации (например, УМ1 или СРББ.), обмен информацией, заключение долгосрочных договоров и развитие стратегических партнерств и ассоциаций.
В рамках второй стратегии предприятие фокусируется на повышении операционной эффективности и минимизации расходов, в том числе за счет положительного эффекта масштаба, повышения загруженности мощностей, точного планирования спроса и оборачиваемости запасов, минимизации инвестиций в инфраструктуру (связь со стратегией «физической эффективности» Маршалла Фишера).
Третья стратегия предполагает в качестве ключевой цели развития сети распределения быстроту ее реакции на изменения внешней среды (связь со стратегией «рыночной ориентированности» Фишера), в частности за счет агрессивных инвестиций в сокращение времени цикла выполнения заказа, быстрого принятия решений, переноса складских мощностей в сети распределения ближе к расположению клиентов предприятия.
Наконец, четвертая стратегия говорит нам, что нет ничего невозможного в обслуживании потребностей наших заказчиков, и отдает приоритет гибкости, индивидуальным решениям по транспортировке и складированию грузов, нестандартному подходу к учету самых высоких требований клиентов.
Среди российских авторов выделяются следующие предложения по критериям классификации логистических стратегий в сети распределения:
• приоритеты сети распределения;
• ответ на потребности клиентов;
• срок внедрения стратегии;
• степень интеграции бизнес-процессов;
• прочие критерии.
Одной из наиболее точных классификаций, данных российскими авторами, представляется классификация профессора, доктора экономических наук В.И. Сергеева НИУ ВШЭ. Он предложил следующие виды логистических стратегий [5] (Sergeev, 2014):
• стратегия оптимизации затрат;
• стратегия повышения уровня логистического сервиса;
• стратегия баланса затрат и уровня обслуживания клиентов;
• стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру;
• стратегия логистического аутсорсинга.
Рассматривая более детально каждую из перечисленных стратегий, следует определить основные направления их реализации.
Стратегия оптимизации затрат может быть реализована путем:
• оптимизации затрат, связанных с поддержанием требуемого уровня товарных запасов в логистической системе;
• выбора оптимальных вариантов «складирование - транспортировка»;
• снижения операционных логистических издержек;
• оптимизации решений выполнения логистических функций по критерию минимума логистических издержек.
Данная стратегии требует от компании особого внимания к качеству логистического сервиса. В общем случае: чем выше требования потребителей к уровню качества логистического сервиса, тем выше должны быть издержки, обеспечивающие этот уровень. Поэтому при оптимизации затрат целесообразно устанавливать ограничение на базовый уровень качества потребительского сервиса. Стратегия оптимизации общих логистических затрат в ряде случаев может быть трансформирована в стратегию баланса «уровень качества сервиса / общие логистические издержки».
Стратегия повышения уровня логистического сервиса предполагает улучшение качества организации логистических операций, связанных с подготовкой и выполнением заказов клиентам. Стратегия связана с реализацией логистического сервиса с добавленной стоимостью, с внедрением логистических технологий поддержки функционального жизненного цикла продукта, созданием системы управления качеством логистического сервиса, использованием процедур бенчмаркинга и т.п. В данном случае сдерживающим фактором для применения всех возможностей стратегии улучшения качества являются логистические издержки, которые, очевидно, растут при использовании новых технологий повышения качества логистического сервиса.
Стратегия баланса затрат и уровня обслуживания клиентов предполагает нахождение «золотой середины» между вышеупомянутыми стратегиями. Реализация этой стратегии связана с решением оптимизационной задачи с двумя критериями: логистических затрат, связанных с выполнением заказа, и уровня логистического сервиса, требуемого клиентами при обслуживании.
Среди способов реализации стратегии минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру можно назвать такие, как оптимизация конфигурации логистической сети; прямая доставка товаров потребителям (минуя складирование); использование складов общего пользования; использование логистических посредников в транспортировке, складировании, грузопереработке; использование логистической технологии «точно в срок»; оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры, и др.
Последняя из общепринятых логистических стратегий носит название «стратегия логистического аутсорсинга», для ее успешной реализации компании следует обратить внимание на ряд ключевых вопросов, таких как:
• определение ключевых компетенций и сосредоточение на них ресурсов компании;
• оптимизация выбора источников внешних ресурсов;
• определение критериев выбора поставщиков логистических услуг;
• использование инвестиций и инноваций поставщиков;
• оптимизация количества сервиса логистических посредников и закрепляемых за ними функций.
Пять приведенных стратегий, выделенных по критерию приоритетов сети распределения, покрывают основные виды целевых функций такой сети: в одном случае возникает фокус на сокращение затрат, в другом - на повышение качества обслуживания заказчиков, на третьем - расчет оптимального баланса для конкретного предприятия и пр. Вместе с тем стоит упомянуть, что в отдельности ни одна из таких стратегий, как правило, не рассматривается. Ограничением правилу минимума затрат служит минимально возможный уровень логистического обслуживания, и наоборот, поэтому речь почти всегда идет именно о целевом балансе затрат и уровня сервиса, который предприятию необходимо оценить.
Другие российские авторы научных статей рассматривают еще несколько возможных классификаций. В частности, в трудах профессора В.С. Лукинского [6] ^иЫтЫу, 2007) и ряда его учеников [7] ^к^оккт, 2008) были выделены классификации стратегий в сети распределения по таким признакам, как «срок внедрения» (кратко-, средне-и долгосрочные стратегии), «уровень интеграции бизнес-процессов» (3РЬ-провайдер, 4РЬ-провайдер или 5РЬ-провайдер) и ряда других.
В целом, в результате проведенного анализа удалось определить более 12 различных классификаций логистических стратегий. Оценивая полученные результаты, можно сделать следующие основные выводы:
• изученные классификации охватывают множество различных признаков систематизации, начиная от срока действия стратегии (по причине чего в публикациях отечественных авторов можно встретить парадоксальные словосочетания, как, например, «тактический горизонт стратегии») и заканчивая вполне конкретными и пригодными для целей разработки конфигурации сети распределения признаками - потребности клиентов или характеристики спроса на категории товарного ассортимента;
• для обеспечения полноты рассмотрения возможных логистических стратегий в сети распределения и учета особенностей торговых компаний требуется доработать существующие (две взятые за основу) классификации возможными альтернативами, целевыми показателями и обязательными ограничениями, чтобы в дальнейшем опираться на результаты данного анализа при проектировании сети распределения.
Таким образом, по результатам анализа существующих классификаций логистических стратегий авторами предлагается свой, расширенный вариант (детализирован-
ный) возможных логистических стратегий, связанных с деятельностью сетей распределения, который включает:
• Стратегию повышения производительности логистической инфраструктуры.
• Стратегию гибкой политики логистического сервиса.
• Стратегию оптимизации времени осуществления логистических операций.
• Стратегию оптимизации логистических затрат.
• Стратегию рационального выбора стратегии складирования запасов.
• Стратегию гибкости сети распределения.
• Стратегию обеспечения доступности товарных запасов.
• Стратегию повышения качества логистического обслуживания.
• Стратегию оптимизации затрат на логистический сервис при выполнении требований клиентов к обслуживанию.
• Стратегию эффективного управления оборотным капиталом компании.
• Стратегию минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру.
• Стратегию перехода на аутсорсинг.
Рассмотрим более подробно представленные выше логистические стратегии, определив основную направленность деятельности логистики при их реализации каждой из стратегий относительно проектирования (развития) сети распределения:
• логистическая стратегия повышения производительности логистической инфраструктуры, направлена на максимальное использование всех имеющихся ресурсов в логистики компании, включая складское и транспортное хозяйство;
• логистическая стратегия гибкой политики логистического сервиса, направлена на повышение реакции изменений требований клиентов к предоставлению логистических услуг и обеспечение минимального времени для удовлетворения срочных потребностей заказчиков;
• логистическая стратегия оптимизации времени осуществления логистических операций, направлена на анализ логистических бизнес-процессов, на основе которого определяются пути эффективности технологических решений, позволяющих сократить не только «лишние» операции, но и оптимизировать время выполнения логистических процессов;
• логистическая стратегия оптимизации логистических затрат, связана с разработкой и реализацией эффективных логистических процессов в логистической системе и конкретно в сети распределения;
• логистическая стратегия рационального выбора стратегии складирования запасов, направлена на формирование оптимальной складской сети, включающей склады с различной формой собственности (создание собственных мощностей и арендуемых и использование аутсорсинга);
• логистическая стратегия гибкости сети распределения, обеспечивает готовность к оперативному изменению в объемах потребления товаров заказчиками (объемах заказов), в том числе с учетом географии рынков сбыта;
• логистическая стратегия обеспечения доступности товарных запасов, направлена на поддержание высокого уровня товарных запасов, их необходимой и достаточной величины для обеспечения бездефицитной работы магазинов;
• логистическая стратегия повышения качества логистического обслуживания, обеспечивает высокий уровень сервиса для клиентов, включая организацию возвратных потоков тары и товара и соблюдение сроков гарантийного обслуживания;
• логистическая стратегия оптимизация затрат на логистический сервис, направлена на достижение минимальной величины логистических затрат, связанных с предоставлением логистических услуг в соответствии с требованиями клиентов к обслуживанию, иными словами, достижение баланса: «затраты -логистический сервис»;
• логистическая стратегия эффективного управления оборотным капиталом кампании, предполагает минимизацию запасов в сети распределения;
• логистическая стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру, ориентирована на наличие минимально допустимого количества складских объектов при обеспечении требуемого времени цикла выполнения заказа;
• логистическая стратегия перехода на аутсорсинг, предполагает полный отказ от самостоятельного осуществления всех логистических операций, передачу их выполнения логистическим провайдерам и, как следствие, отказ от формирования логистической инфраструктуры компании.
В таблице представлен перечень логистических стратегий и основная направленность деятельности логистики с учетом возможных ограничений, учитываемых при проектировании сети распределения и основных показателей проектировании сети распределения.
заключение
1. Для проектирования рациональной сети распределения, которую будет реали-зовывать бизнес-деятельность компании, обеспечивая улучшение ее конкурентных позиций и достижение долгосрочных целей развития, недостаточно простого анализа текущих и плановых объемов товарооборота и структуры затрат.
2. Проектирование сети распределения должно строиться на положениях корпоративной и задаваемой логистической стратегии компании, особенностей ее деятельности, на основе глубокого и детального анализа стратегического курса организации, особенностей его реализации в нескольких измерениях - товарной специализации, специфики клиентской базы и её региональном размещении.
3. Выбор логистической стратегии непосредственно влияет на параметры сети распределения в границах объекта проектирования, в которого она реализуется. Исходя из выбранной логистической стратегии для такого объекта, определяются в дальнейшем цели, задачи, ограничения при проектировании и критерии оптимизации.
Таблица
логистические стратегии и основная направленность деятельности логистики при их реализации относительно развития сети распределения
логистическая стратегия основная направленность деятельности логистики относительно сети распределения Показатели при проектировании сети возможные ограничения, учитываемые при проектировании сети распределения
Логистическая стратегия повышения производительности логистической инфраструктуры Направлена на максимальное использования всех имеющихся ресурсов в логистике компании, включая складское и транспортное хозяйство максимальное использование складских мощностей, складской площади, имеющихся подъемно-транспортных средств на складе; максимальное использование парка транспортных средств по вместимости, грузоподъемности, времени использования. места расположения складских мощностей; функциональное назначение склада; имеющаяся складская сеть; имеющийся парк транспортных средств.
Логистическая стратегия гибкой политики логистического сервиса Направлена на повышение реакции изменений требований клиентов к предоставлению логистических услуг и обеспечение минимального времени для удовлетворения срочных потребностей заказчиков минимальное время для выполнения срочных заказов; минимальное время удовлетворение претензий клиентов. принятая политика обслуживания; имеющаяся логистическая инфраструктура; инвестиции в развитие логистической инфраструктуры; возможности компании по реализации услуг логистического сервиса.
Логистическая стратегия оптимизации времени осуществления логистических операций Направлена на анализ логистических бизнес-процессов, на основе которого определяются пути эффективности технологических решений, позволяющих сократить не только «лишние» операции, но и оптимизировать время выполнения логистических процессов время цикла выполнения заказа; временные показатели выполнения конкретных бизнес-процессов; оптимизация технологических решений на складе. размещение складской сети; объемно-планировочные решения склада; информационная система на сладе; принятые технологические решения на складе.
Логистическая стратегия оптимизации логистических затрат Связана с разработкой и реализацией эффективных логистических процессов в логистической системе и конкретно в сети распределения суммарная величина логистических затрат в сети распределения; величина затрат при осуществлении конкретных логистических процессов; доля логистических затрат конкретного логистического процесса в общем объеме затрат при выполнении заказа клиента. логистическая инфраструктура относительно расположения клиентской базы; используемая информационная система; принятая политика обслуживания; разнообразие клиентской базы (по формату, требованиям к поставке, ассортименту, возврату товара и тары).
Продолжение таблицы
1 2 3 4
Логистическая стратегия рационального выбора стратегии складирования запасов Направлена на формирование оптимальной складской сети, включающей склады с различной формой собственности (создание собственных мощностей и арендуемых и использование аутсорсинга) минимальные затраты на хранение и грузоперера-ботку на один условный поддон; время выполнения цикла заказа; готовность выполнить весь спектр логистических услуг, принятый политикой обслуживания. развитие рынка логистических услуг в регионе; наличие логистической инфраструктуры, сдающейся в аренду; инвестиции в развитие собственной складской сети; расположение клиентской базы; принятая политика обслуживания.
Логистическая стратегия гибкости сети распределения Направлена на обеспечение готовности к оперативному изменению в объемах потребления товаров заказчиками (объемах заказов), в том числе с учетом географии рынков сбыта время на выполнение незапланированных заказов; время на доставку заказа; максимальный процент возможного увеличения объемов поставок в заданное время. установленный средний уровень товарных запасов; величина инвестиций в логистическую инфраструктуру; применяемые технологические решения на складах; относительное расположение клиентов к складской сети компании.
Логистическая стратегия обеспечения доступности товарных запасов, Связана с поддержанием высокого уровня товарных запасов, необходимого и достаточного для обеспечения бездефицитной работы магазинов минимальный уровень упущенных продаж (дефицита); число претензий клиентов к выполнению заказа: времени и ассортименту. величина финансовых потерь от иммобилизации средств в запасах; возможности складской сети по мощности и применяемым технологическим решениям; принятая политика обслуживания.
Логистическая стратегия повышения качества логистического обслуживания Направлена на обеспечение высокого уровня логистического сервиса для клиентов, включая организацию возвратных потоков товара и тары и соблюдение сроков гарантийного обслуживания минимальное время цикла возврата; максимальные значение качественных показателей выполнения заказов: точности по ассортименту, комплектности, упаковке, и т.д.; соответствие установленному времени возврата тары и упаковки; соответствие установленному времени возврата товара; соблюдение сроков выполнения послепродажного сервиса, установленного политикой обслуживания. принятая политика обслуживания; логистическая инфраструктура относительно расположения клиентской базы; используемая информационная система; разнообразие клиентской базы; возможность клиентской базы к временному хранению тары и упаковки; принятая политика возврата товара и тары.
Окончание таблицы
1 2 3 4
Логистическая стратегия оптимизации логистических затрат на логистический сервис Направлена на достижение минимальной величины логистических затрат, связанных с предоставлением логистических услуг, в соответствии с требованиями клиентов к обслуживанию, иными словами, достижение баланса: «затраты -логистический сервис» минимальная величина общих логистических затрат на обслуживание при заданном уровне сервиса. принятая политика обслуживания; тарифная сетка стоимости логистических услуг; установленный базовый уровень сервиса; логистическая инфраструктура относительно расположения клиентской базы; применяемые технологические решения при оказании услуг.
Логистическая стратегия эффективного управления оборотным капиталом компании Стратегия предполагает обеспечение минимизации запасов в сети распределения минимальный уровень товарных запасов в сети распределения; минимальная величина финансовых потерь от иммобилизации средств в запасах. требования клиентов к частоте и партионности поставок со стороны поставщиков; концентрация товарных запасов в складской сети; принятая система това-роснабжения; география расположения клиентской базы.
Логистическая стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру Ориентирована на наличие минимально допустимого количества складских объектов при обеспечении требуемого времени цикла выполнения заказа минимальное число складов в складской сети; минимальные инвестиции в складское и транспортное хозяйство; минимальная величина затрат в создание логистической инфраструктуры компаниию требования к времени цикла выполнения заказа; максимальный охват потребительского рынка; география расположения клиентской базы.
Логистическая стратегия перехода на аутсорсинг Ориентирована на полный отказ от самостоятельного осуществления всех логистических операций, передачу их выполнения логистическим провайдерам и, как следствие, отказ от формирования логистической инфраструктуры компании минимальные затраты на хранение, грузоперера-ботку; минимальные затраты на доставку клиентам; соответствие графика доставки заказа клиентам; максимальные величины показателей обслуживания клиентов. компания не создает сеть распределения, но участвует в выборе предлагаемых решений со стороны провайдера; компания осуществляет контроль над распределением своих запасов в предлагаемой складской сети провайдера.
ИСТОЧНИКИ:
1. Дыбская В.В., Сверчков П.А. Подход к проектированию рациональной сети распределения компании сетевой розничной торговли // Логистика и управление цепями поставок. - 2015. - № 1. - с. 44-59.
2. Розничная сеть на 2016 г.10 крупнейших сетей FMCG в России.
3. Сверчков П.А. Основные тренды и стратегические направления развития в розничной торговле // Логистика и управление цепями поставок. - 2013. - № 5. - с. 16-27.
4. Сергеев В.И., Домнина С.В., Дыбская В.В., Зайцев Е.И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах. / науч. ред.: В. И. Сергеев. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 634 с.
5. Сергеев В.И. Управление цепями поставок. Учебник для бакалавров и магистров. -М.: Юрайт, 2014. - 479 с.
6. Лукинский В.С. Методы теории логистики. - СПб: Питер, 2007.
7. Шатохин Р.В. Формирование стратегии распределительной логистики и методов оценки ее эффективности / дисс. ... кан-та экон. наук: 08.00.05. - СПб: ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», 2008. - 163 с.
8. Джон Гатторна. Управление цепями поставок / научн. ред. В.И. Сергеев. - Москва, ИНФРА-М, 2008. - 669 с.
9. Fisher M.L. What is the right supply ^ain for your produrt? // Harvard Business Review. - 1997. - № 75. - p. 105-117.
10. Sim^i-Levi D., Kaminsky P., Sim^i-Levi E. Designing and Managing the Supply Chain // McGraw-Hill; 4 edition, July 23, 2007. - 544 p
references:
Dybskaya V.V., Sverchkov P.A. (2015). Podkhod k proektirovaniyu ratsionalnoy seti raspredeleniya kompanii setevoy rozn^hnoy torgovli [The approa^ to designing a rational distribution network of a network retail œmpany]. Logistika i upravlenie tsepyami postavok. (1). 44-59. (in Russian). Dzhon Gattorna (2008). Upravlenie tsepyami postavok [Supply ^ain
management] Mosœw: INFRA-M. (in Russian). Fisher M.L. (1997). What is the right supply ^ain for your produd:? Harvard Business
Review. (75). 105-117. Lukinskiy V.S. (2007). Metody teorii logistiki [Methods of logistk theory] SPb: Piter. (in Russian).
Sergeev V.I. (2014). Upravlenie tsepyami postavok. U^ebnik dlya bakalavrov i magistrov [Supply ^ain management. Textbook for undergraduate and graduate] M.: Yurayt. (in Russian). Sergeev V.I., Domnina S.V., Dybskaya V.V., Zaytsev E.I. (2013). Korporativnaya logistika v voprosakh i otvetakh [Questions and answers of œrporate logistks] M.: INFRA-M. (in Russian). Shatokhin R.V. (2008). Formirovanie strategii raspredelitelnoy logistiki i metodov otsenki ee effektivnosti [Forming the strategy of distribution logistks and methods for assessing its effi^e^y] SPb: GOU VPO «Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy inzhenerno-ekonomkheskiy universitet». (in Russian). Sverchkov P.A. (2013). Osnovnye trendy i strategkheskie napravleniya razvitiya v rozn^hnoy torgovle [The main trends and strategk dire^ions of development in retail trade]. Logistika i upravlenie tsepyami postavok. (5). 16-27. (in Russian).