Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

СТРАТЕГИИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММЫ / EDUCATION / FURTHER EDUCATION / DEVELOPMENT STRATEGIES / PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванданова Э.Л., Алиева Э.Ф.

Одной из приоритетных задач модернизации системы образования в Российской Федерации является переход образовательных организаций на новые ФГОС общего образования, которые призваны формировать наряду с предметными и метапредметными личностные образовательные результаты обучающихся. Механизмом достижения этих результатов является реализация программ воспитания и социализации, входящих в структуру основной образовательной программы. Зачастую конкретной формой реализации таких программ является организация внеурочной деятельности учащихся. В настоящее время значительное количество учащихся участвует во множестве образовательных программ дополнительного образования различной направленности. В большинстве случаев программы общего и дополнительного образования разрабатываются и реализуются абсолютно независимо, не являясь частями единого целого. Личностные компетенции, формирующиеся в процессе реализации программ общего образования, не дополняются и не развиваются в программах дополнительного образования. Необходимо в основу обеспечения реализации Концепции дополнительного образования детей потенциально эффективных стратегий развития, способствующих межведомственному взаимодействию организаций реализующих программы дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванданова Э.Л., Алиева Э.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES AND MECHANISMS FOR IMPLEMENTATION CONCEPTS OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

One of the priorities of the modernization of the education system in the Russian Federation is the transition of educational organizations to new GEF of general education, which are designed to form, along with the subject and meta-subject, personal educational results of students. The mechanism for achieving these results is the implementation of education and socialization programs that are included in the structure of the main educational program. Often the specific form of implementation of such programs is the organization of extracurricular activities of students. Currently, a significant number of students participate in a variety of educational programs of additional education of various kinds. In most cases, the programs of general and additional education are developed and implemented absolutely independently, not being parts of a whole. Personal competencies that are formed in the process of implementing general education programs are not complemented and do not develop in additional education programs. It is necessary to provide the basis for ensuring the implementation of the Concept of Supplementary Education for Children of Potentially Effective Development Strategies that facilitate the interdepartmental interaction of organizations implementing the programs for the additional education of children.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

ЭЛЬВИРА ВАНДАНОВА, ЭВЕЛИНА АЛИЕВА

Стратегии и механизмы реализации Концепции дополнительного образования детей

Аннотация. Одной из приоритетных задач модернизации системы образования в Российской Федерации является переход образовательных организаций на новые ФГОС общего образования, которые призваны формировать наряду с предметными и метапредметными личностные образовательные результаты обучающихся. Механизмом достижения этих результатов является реализация программ воспитания и социализации, входящих в структуру основной образовательной программы. Зачастую конкретной формой реализации таких программ является организация внеурочной деятельности учащихся. В настоящее время значительное количество учащихся участвует во множестве образовательных программ дополнительного образования различной направленности. В большинстве случаев программы общего и дополнительного образования разрабатываются и реализуются абсолютно независимо, не являясь частями единого целого. Личностные компетенции, формирующиеся в процессе реализации программ общего образования, не дополняются и не развиваются в программах дополнительного образования. Необходимо в основу обеспечения реализации Концепции дополнительного образования детей потенциально эффективных стратегий развития, способствующих межведомственному взаимодействию организаций реализующих программы дополнительного образования детей.

Ключевые слова: воспитание, дополнительное образование, стратегии развития, программы.

В Федеральном Законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительное образование определяется как образование, направленное на «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности». Настоящее определение закрепляет нормативный статус данного явления, формировавшегося в отечественной системе образования в течение 95 лет своего существования.

Различным аспектам управления образовательными системами посвящены работы таких авторов как: Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, В.С. Ла-

зарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Л.П. Тряпицына, Т.И. Шамова; вопросам развития современного социума посвящены работы таких авторов как Т.И. Заславская, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, Л.И. Новикова, В.А. Ясвин и др.; концепции развития; сферы, дополнительного образования детей (Г.П. Буданова, В.П. Голованов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Г. Логинова и др.); управления образовательными учреждениями и управления качеством образования в, условиях рыночных отношений (А.И. Вавилов, Л.П. Зеленова, В.А. Кальней, А.М. Кац, Л.Г. Логинова, А.М. Новиков, Н.Н. Решетников, В.М. Шепель, С.Е. Ши-шов и др.).

В настоящее время в отечественной педагогической науке представление о дополнительном образовании детей сформировалось на основе анализа специфики ряда факторов, раскрывающих суть категории «дополнительное образование» с точки зрения психолого-педагогических модусов и определяет ее как:

— «особо ценный тип образования», «зона ближайшего развития» личности ребенка и путь его развития в культуре,

который он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями;

— способ решения ребенком жизненно важных для него проблем образования, организации досуга, выбора круга общения, жизненных ценностей и ориентиров, профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации;

— особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений; формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, реально осуществляется самореализация личности;

— тип образования, опирающийся на свободный выбор ребенком видов деятельности;

— процесс и результат личностно-о-риентированной деятельности, направленной на освоение социального опыта самостоятельной познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности на основе усвоения систематизированной совокупности знаний, умений и навыков, находящихся за пределами государственных образовательных стандартов.

Перечень существующих в настоящее время определений дополнительного образования данными формулировками не исчерпывается. В современных многочисленных научных исследованиях и в профессиональных дискуссиях «дополнительному образованию детей» даются разные толкования: его характеризуют как «индивидуализированное», «параллельное», «непрерывное», «компенсирующее», «реккурентное», «персонифицированное» и т.п. Такое состояние отражает многогранность этого педагогического явления.

Сегодня обращает внимание на себя и тот факт, что одновременно с отечественной системой дополнительного образования за рубежом шло развитие неформального образования («non-formal education») как непрерывного образования за пределами формальной образовательной системы (в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках). Такая постановка вопроса во многом отражает близость категорий дополнительного и неформального образования в их базовых характеристиках.

Существующие сегодня направления деятельности и программы в рамках дополнительного образования во многом

носят устаревшии, несмотря на существование Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р1 [ ], формальный характер, не отражающий тенденций современности, важных для XXI века технологических сфер и соответствующих им практик. Это выводит на формулировку проблемы исследования, заключающуюся в поиске стратегических подходов, позволяющих обосновывать перспективы развития дополнительного образования детей как открытой вариативной системы, направленной на формирование и развитие личности ребенка в соответствии с природными, культурными и социальными потребностями.

Цель: обсуждение стратегии и механизмов внедрения Концепции развития дополнительного образования детей (далее Концепция ДОД).

Концепция дополнительного образования, в определенной степени носит инновационный характер, региональные концепции развития дополнительного образования также являются новшеством и требует проверки на практике. А новшество есть средство, введение которого в образовательную систему, при соответствующем использовании способно улучшить результаты ее работы. Однако произойдет ли такое улучшение в действительности, зависит от многих факторов. Существует много примеров, когда одно и то же новшество, внедренное в разных образовательных организациях, давало и положительные, и отрицательные результаты.

Для внедрения Концепции развития ДОД на всех уровнях важно принимать во внимание ряд стратегий, которые могут отображать механизмы внедрения нового продукта.

Определение инструментария внедрения Концепции ДОД (при необходимости разработка новых методик)

Данная стратегия обеспечивается несколькими механизмами. Во-первых, разработка и внедрение методик оценки образовательных организаций, позволяющих оценивать их эффективность и результативность. Оценки, полученные путем использования специальной методики, имеют более объективный и обоснованный характер, чем пусть и авторитетное, но субъективное мнение экс-

1 Концепция дополнительного образования детей - Электронный ресурс- http://static.government.ru/media/files/ ipA1NW42XOA.pdf

пертов. Цель внедрения методики, предназначенной для анализа эффективности организаций, реализующих программы дополнительного образования, состоит в том, чтобы распространить их применение в практике дополнительного образования.

Во-вторых, наличие системы и инструментов, которые позволит рассмотреть эффект от внедрения реализуемых моделей и оценить качество методики, разработанной для их оценки важны для внедрения этих механизмов в массовую практику, а также для их последующей доработки. Описание процесса внедрения методики, ее адаптации к условиям применения позволит пользователям сократить затраты по оценке взаимодействия организаций в процессе реализации образовательных программ. В связи с этим разработанные методики должны позволять выявлять недостатки и побуждать к их устранению.

В-третьих, наличие апробированной методики создаст условия для оценки эффективности образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования в массовой практике, а значит и для последующего ее совершенствования, выявления наиболее эффективных новых моделей, опыт реализации которых может быть рекомендован для обобщения, а также для прекращения действия неэффективных, их необоснованного распространения.

В-четвертых, аналитические данные, полученные путем применения методики, могут быть положены в основу разработки новых моделей реализации программ дополнительного образования. Все это позволяет нам сделать вывод об актуальности разработок методик оценки работы организаций, реализующих образовательные программы.

Определение последовательности внедрения Концепции ДОД

Данная стратегия содержит в себе механизмы планирования. Назначение плана в практической деятельности предъявляет следующие требования к качеству планирования []2 :

1. Полнота — обеспечивается включением в план всех необходимых и достаточных для достижения поставленных целей состава действий.

2. Целостность, скоординированность - обеспечивается согласованностью действий между собой по содержанию и срокам.

3. Сбалансированность и реалистичность по всем ресурсам: кадровым, научно-методическим, материально-техническим, финансовым — обеспечивается запланированностью всех видов ресурсов, необходимых для обеспечения других ресурсов и в конечном итоге - для реализации целей.

4. Рациональная степень детализации -обеспечивается рациональной для каждого вида планирования степенью обобщенности и конкретности запланированной деятельности.

4. Контролируемость — обеспечивается возможностью оценить промежуточные и конечные цели, благодаря конкретности запланированных действий, их операцио-нальности и выделению в плане контрольных точек.

5. Чувствительность к сбоям состоит в возможности своевременно выявлять и устранять сбои в реализации намеченного. Обеспечивается:

• контролируемостью промежуточных и итоговых результатов;

• определенностью времени, которое отводится в плане на отдельные действия;

• наличием резервного времени, нужного для устранения сбоев, то есть коррекции плана.

6. Реалистичность плана с точки зрения сроков реализации — обеспечивается достаточностью времени на выполнение запланированных действий и коррекции плана.

7. Гибкость планирования — обеспечивается чувствительностью плана к сбоям, его контролируемостью, а также вариативностью.

Остановимся на последнем качестве планов подробней. Планирование инновационного процесса, каким является процесс внедрения методики реализации программ дополнительного образования, обусловлено сложностью прогнозирования того, как он будут протекать и тем, какие результаты будут получены в будущем.

Гибкость достигается также вариативностью планов, рассчитанных на различные сценарии развертывания событий. В ситуации с высокой степенью неопределенности целесообразно иметь три варианта плана: для оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного прогнозов развертывания событий. Гибкость или вариативность должны касать-

2 Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М., 1993

ся не только стратегии решения проблемы и содержания планируемых действий, но и распределения плановых заданий во времени, а также между ответственными лицами.

Определить, сколько времени потребуется на выполнение того или иного запланированного действия, в какой последовательности будет осуществляться работа, при планировании новшеств довольно сложно. Поэтому, помимо разработки вариантов распределения плановых заданий во времени, используется краткосрочное планирование и подведение итогов по промежуточным целям. Вследствие этого, процесс планирования осуществляется практически непрерывно: завершается работа по одному плану, и параллельно разрабатывается новый план, соответствующий следующей стадии инновационного цикла.

Определить, сколько времени потребуется на выполнение того или иного запланированного действия, в какой последовательности будет осуществляться работа, при планировании новшеств довольно сложно. Поэтому, помимо разработки вариантов распределения плановых заданий во времени, используется краткосрочное планирование и подведение итогов по промежуточным целям.

Планирование начинается с постановки целей. Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно образ желаемого (ожидаемого) результата, который можно реально достичь к определенному времени3 [ ] . Желаемый результат может быть не только целью, но и фантазий, мечтой или намерением. Он становится целью если:

• в содержательном отношении максимально соответствует потребностям и обладает побудительной силой для субъекта деятельности;

• есть возможности для его получения;

• определены сроки для его получения;

• он сам задан операционально, то есть таким образом, что его достижение можно измерить.

Обычно типы планов определяются горизонтом планирования, то есть дли-

тельностью планового периода. Краткосрочный план предпринимательской деятельности охватывает период до 12 месяцев, среднесрочный - от одного до пяти лет, а пяти- и десятилетние планы называют долгосрочными. В нашем случае план может быть краткосрочным.

Если план содержит множество действий, то для планирования их во времени рекомендуется использовать график Гант-та. Однако, в нашем случае, в этом, скорее всего не будет необходимости. Разработанный план может быть представлен согласно следующей форме (см. табл. 1).

Действия в план записываются в хронологическом порядке, то есть по времени их исполнения. Планирование внедрения методики должно происходить с учетом основных этапов инновационного процесса: это деятельность по подготовке методики к запуску или к внедрению в массовую практику, само внедрение и деятельность по переводу методики в стадию институализации, то есть в штатный режим. На каждом из этих этапов планируются действия по подготовке всех видов недостающих ресурсов, обеспечивающих внедрение методики в практику, а также действия по запуску, апробации, использованию и институализации самой методики.

Определение организационных приоритетов (распределение действий)

Данная стратегия - распределение действий, которые следует предпринять для достижения поставленных целей между отдельными работниками и группами с одновременной фиксацией связей между ними составляет содержание организационной деятельности. Способом фиксации такого распределения служит организационная структура и организационные механизмы. Организационная структура обеспечивает согласованность работы участников совместной деятельности. Так, если во внедрении методики будет задействовано множество людей и различных организаций, то будет необходима организация их совместной согласованной деятельности, а значит и структура.

Задача, таким образом, состоит в выборе такой организационной структуры, которая лучше всего отвечает задачам и целям внедрения нашей методики, позволяет эффективно взаимодействовать при необходимости с внешней средой, продуктивно распределяет и направляет уси-

3 Управление школой: теоретические основы и методы. Под ред. В.С.Лазарева. М., 1997. - 336 с.; Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 304 с.

93

Таблица 1

Пример плана внедрения методики взаимодействия образовательных организаций при реализации программ дополнительного образования

№ Содержание деятельности -задачи Мероприятия Сроки Ответственные исполнители Ожидаемые результаты

1 Создание межведомственной рабочей группы по внедрению методики в практику Заседание рабочей группы Первая неделя Руководитель группы Список рабочей группы

2 Подготовка членов рабочей группы к внедрению методики в практику Семинар, консультации, изучение документов Первая неделя Руководитель группы Подготовленные специалисты, структура выполнения задач

3 Размножение методических материалов Тиражирование Первая неделя Руководитель группы Материалы для применения методики в практике

4 Определение объектов для использования методики Заседание рабочей группы Вторая неделя Все члены группы Перечень объектов внедрения

5 Сбор информации об эффективности реализации образовательных программ в соответствии с подготовленной методикой Исследования в соответствии с требованиями методики Третья- пятая недели Все члены группы Аналитическая информация об эффективности взаимодействия организаций

6 Анализ собранной информации и оценка ее качества Индивидуальная работа по написанию анализа Шестая неделя Все члены группы Аналитический отчет об эффективности методики

7 Анализ надежности, результативности и эффективности методики для оценки эффективности взаимодействия организаций в процессе реализации образовательных программ и ее доработка Заседание рабочей группы Седьмая неделя Все члены группы Решение об использовании методики в штатном режиме

8 Создание структуры для последующего использования методики в практике Заседание рабочей группы Седьмая неделя Все члены группы Наличие структуры для использования методики в штатном режиме

лия сотрудников и включенных в процесс внедрения методики организаций. Структура создается в первую очередь, то есть до начала планирования.

В том случае, если решаемая инновационная задача имеет локальный характер, то в качестве структуры предлагается создать межведомственную рабочую группы. Состав и размер группы зависит от того, сколько организаций участвует в реализации образовательных программ. Руководство рабочей группой рекомендуется делегировать головной организации. В рабочую группу должны быть включены представители всех организаций, а также специалисты, имеющие опыт работы с аналогичными методиками.

На первом заседании группы нужно познакомить всех с задачами предстоящей работы, планом внедрения методики. После комплектования рабочей группы необходимо распределить функции между ее членами, определить порядок работы

членов и всей группы в целом. Необходимо также организовать обучение членов группы: познакомить с содержанием внедряемой методики, дать рекомендации по ее использованию в практике; подготовить кадры по вопросам межведомственного взаимодействия организаций, раскрыть сущность рекомендуемых моделей. Знание объекта оценки очень важно для проведения самой оценки и использования созданной для этого методики.

Ниже приводится пример организационного механизма выполнения работы по внедрению методики оценки эффективности взаимодействия организаций, реализующих образовательные программы. Организационный механизм указывает порядок распределения предстоящих работ и управленческих функций между участниками данного процесса, то есть членами рабочей группы 9см. табл. 2).

Предложенные подходы к организации деятельности группы могут быть базовы-

ми. Для повышения качества внедрения методики, помимо членов рабочей группы, предлагается использовать потенциал специалистов в области дополнительного образования и проведения исследовательской работы.

Стратегия оперативного управления

Под оперативным управлением понимают управление с учетом достигнутых результатов и изменившихся внешних и внутренних условий.

Задача оперативного управления заключается в корректировки хода работ и определении работ на оставшуюся часть планируемого периода его реализации.

Идеалом является постоянный мониторинг за ходом реализации плана работ и получение исчерпывающей информации в реальном режиме времени. Однако проводить такой мониторинг слишком затратно как по времени, так и по другим ресурсам. Следовательно, возникает задача о выборе моментов времени (точках контроля), в которые получается информация о ходе выполнения плана внедрения методики оценки эффективности взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, с учетом межведомственного взаимодействия и территориальной расположенности.

Точками контроля обычно избираются места возможных сбоев в мероприятиях, а также сроках (сетевом графике) их проведения. Эти вероятные точки сбоя нужно предварительно спрогнозировать. Например, следует проконтролировать,

на сколько выдерживаются сроки сбора информации по разработанной методике, какой эффект получен от ее внедрения в организациях; насколько активно подключаются сотрудники организаций в устранение недостатков и т.д. В этих вопросах могут быть сбои либо по срокам, либо по результатам.

Мониторинг можно считать эффективным, если будет наблюдаться баланс между затратами времени на его проведение и теми потерями времени в графике реализации плана работ, которые с его помощью удалось устранить.

На сегодняшний день в организациях может быть использовано несколько механизмов оперативного управления внедрением локального новшества.

Механизмы опережающего самоконтроля. Механизмы, стимулирующие исполнителя к возможно более раннему получению и передаче информации об отклонениях от плана основному руководителю, называются механизмами опережающего самоконтроля. Основная идея таких механизмов заключается в том, что своевременность передачи исполнителями информации об отклонениях поддерживается и поощряется, а ее сокрытие, наоборот, осуждается. Получение информации о срывах или возможности их наступления позволяет руководителю, либо скорректировать план, либо провести компенсационные мероприятия.

Компенсационные механизмы. Влияние случайных и неопределенных факторов во многих случаях приводит к наруше-

Таблица 2

Пример организационного механизма внедрения методики взаимодействия образовательных организаций при реализации программ дополнительного образования

Исполнители, функции*

№ Функции Руководитель Секретарь Члены рабочей группы Привлеченные специалисты

1 Руководство работой рабочей группы Р

2 Подготовка методических материалов для работы ЗК И

3 Подготовка рабочих заседаний группы, сбор участников и их информирование ЗК И

4 Ведение протоколов заседаний рабочей группы, подготовка проектов решений ЗК И

5 Организационные работы по использованию методики в практике ЗК И

6 Аналитические работы по результатам использования методики в практике ЗК И

7 Принятие решений об эффективности методики и ее дальнейшем использовании ЗК И

* Р — принимает решение; З — выдает задание; К — контролирует исполнение; И - исполняет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нию запланированных сроков завершения различных этапов работа, особенно если в ней задействовано сразу несколько организаций разных ведомств, расположенных на различных территориях. Для таких случаев руководитель рабочей группы предусматривает соответствующие компенсационные меры (мероприятия) и реализующие их механизмы, а также финансовые или иные резервы, которые можно использовать для стимулирования исполнителей. Например, такими мерами может быть привлечение юриста, который в случае возникающих трудностей поможет быстро и правильно решить правовые вопросы дополнительного образования и реализации соответствующих программ, возникающие между несколькими ведомствами.

Дополнительные соглашения. На практике распространены ситуации, когда взаимовыгодные для сторон параметры заключенного договора в ходе выполнения плана работ становятся невыгодными в силу изменившихся обстоятельств, внешних условий, ошибок прогнозирования и планирования и другое. Например, какая-то из организаций предполагает отказаться от участия в реализации программы и, следовательно, использования методики. Тогда у одной (или одновременно у обоих) сторон возникает желание изменить параметры договора — внести дополнительные соглашения. Такую ситуацию называют перезаключением договора (пересоглашением контракта). Например, школа может отказаться от услуг учреждения дополнительного образования по ведению внеурочной деятельности с учащимися или заключить дополнительные соглашения по их расширению, и, таким образом, изменения будут внесены во все созданные межведомственные структуры и их планы работы.

Оперативное управление временем. Как уже было сказано выше, особенностью краткосрочных планов является их достаточно жесткая определенность во времени. Если же в процессе реализации плана оказывается, что предполагаемое время его завершения отличается от планового, то возникает необходимость в оперативном управлении - дополнительных мерах по сокращению продолжительности выполнения незавершенной части плана. Возникает задача определения оптимальных коррекционных воздействий с целью выполнения запланированных сроков. Такими мерами может стать объе-

динение некоторых мероприятий, изменение сценария их проведения; стимулирование исполнителей к сокращению сроков или к более качественному выполнению работ; включение в состав рабочей группы новых специалистов и т. д.

При решении задачи управления руководитель рабочей группы по внедрению методики должен учитывать интересы исполнителей, участвующих в работе, а также других сотрудников, привлеченных к их выполнению, особенно, если график выполнения и мероприятия становятся более напряженными.

Опыт использования оперативного управления введением локальных новшеств позволяет достаточно быстро накопить знания, которые могут быть применены в последующем. Поэтому следует стремиться к анализу и обобщению собственного опыта, его переносу на решение новых проблемных ситуаций.

Основные и дополнительные общеобразовательные программы реализуются организациями и учреждениями общего образования, дополнительного образования, культуры, спорта, туризма, молодежной политики, некоммерческими и коммерческими организациями и т.д. При этом довольно часто между структурами различной ведомственной принадлежности возникает неконструктивная конкуренция «за ребенка», стремление перераспределить ресурсы взамен их интеграции, встает проблема обеспечения равных возможностей получения учащимися дополнительного образования в учреждениях культуры, спорта, туризма и др., проблема непрозрачности рынка дополнительных образовательных услуг и программ для потребителей.

В этих условиях очевидна необходимость межведомственного взаимодействия при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ. Практикуемые сегодня варианты межведомственного взаимодействия зачастую неконструктивны. В них происходит имитация сетевых связей и отношений в рамках взаимодействия, распространены бюрократизированные, директивные процедуры управления взаимодействием, отсутствуют понятные и прозрачные механизмы софинсирова-ния разными ведомствами, содержание образовательных программ нередко детерминировано узковедомственным контекстом, специалисты разных ведомств испытывают дефицит компетентности

для эффективной работы в рамках межведомственного взаимодействия, не достает качественного научно-методического обеспечения.

Так, методики оценки эффективности взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, с учетом межведомственного взаимодействия и территориальной расположенности являются новшеством, при их внедрении необходимо будет применять методы, характерные для педагогической инноватики в целом, с учетом существующих стратегий и механизмов реализации.

Учитывая особенности социально-экономической ситуации в большинстве территорий и состояние рынка дополнительных образовательных услуг и программ, конструктивное межведомственное взаимодействие должно носить сетевой характер. То есть осуществляться как «горизонтальное», нелинейное, партнерское взаимодействие структур различной ведомственной принадлежности, государственного и негосударственного секторов, организованное на механизмах кооперации для консолидации ресурсов при реализации образовательных программ, обмена опытом конкретных технологических решений, исключения неэффективного дублирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. № 9. С. 9-11.

2. Концепция развития дополнительного образования детей: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р URL: http://static.government.ru/ media/files/ipA1NW42XOA.pdf

3. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая шк., 1993. 47 с.

4. Лазарев В.С. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. 304 с.

5. Управление школой: теоретические основы и методы. Под ред. Лазарева В. С. М., 1997. 336 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru.

VANDANOVA Elvira Leonidovna

Leading Researcher, Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Federal Institute for Educational Development, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.

vandanova-el@ranepa.ru

ALIEVA Evelin F.

Candidate of Pedagogic Sciences Federal Autonomous Educational Institution

Deputy Director Federal Institute for Educational Development, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.

evelyn@rambler.ru

Strategies and mechanisms for implementation Concepts of additional education for children

Annotation. One of the priorities of the modernization of the education system in the Russian Federation is the transition of educational organizations to new GEF of general education, which are designed to form, along with the subject and meta-subject, personal educational results of students. The mechanism for achieving these results is the implementation of education and socialization programs that are included in the structure of the main educational program. Often the specific form of implementation of such programs is the organization of extracurricular activities of students. Currently, a significant number of students participate in a variety of educational programs of additional education of various kinds. In most cases, the programs of general and additional education are developed and implemented absolutely independently, not being parts of a whole. Personal competencies that are formed in the process of implementing general education programs are not complemented and do not develop in additional education programs. It is necessary to provide the basis for ensuring the implementation of the Concept of Supplementary Education for Children of Potentially Effective Development Strategies that facilitate the interdepartmental interaction of organizations implementing the programs for the additional education of children.

Keywords: education, further education, development strategies, programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.