DOI: 10.25586/RNU.HET.18.05.P.64 УДК 37.013.78
А. В. Должикова, М. И. Тисленко,
Российский университет дружбы народов
Стратегии экспорта высшего образования в России и мире
Постановка проблемы
Образовательные услуги - второй по объему в мире сектор услуг, уступающий по своим масштабам только сфере здравоохранения.
В 2013 году рынок образовательных услуг оценивался примерно в 4,3 трлн долларов США, и есть все основания предполагать, что к 2018 году он уже превысил 5 трлн долларов США. По прогнозам экспертов, этот рынок будет и дальше расти под влиянием экономического роста в развивающихся странах, особенно государствах Азии.
С1970 по 2015 год число детей, получающих начальное образование, выросло с 400 млн до 724 млн человек; получающих среднее образование - со 184 млн до 579 млн
Российский университет дружбы народов
учащихся. Ситуация в области высшего образования отличается еще более высоким динамизмом: в данном сегменте наблюдался рост числа обучающихся с 33 до 200 млн. Вследствие своих масштабов, экономического, политического и социального значения образовательные услуги стали привлекательным полем для конкуренции на глобальном рынке. Они представляют интерес не только для отдельных поставщиков, но и для целых государств, желающих получить свой «кусок пирога» и стать экспортерами в рассматриваемой области.
Пристальное внимание со стороны государственно-политических кругов экспорт образовательных услуг привлек к себе в нача-
ле 2000-х годов, когда даже такие небольшие государства, как Сингапур и Малайзия, предпринимали попытки занять нишу на мировом рынке. Например, в 2002 году министр торговли и промышленности Сингапура анонсировал амбициозную программу превращения страны в «глобальную школу», то есть в мировой образовательный узел. Целью программы было привлечение на полное обучение в Сингапуре к 2015 году 150 тыс. иностранных студентов, для чего предполагалось создать 22 тыс. новых рабочих мест.
Возрастающая международная конкуренция заставила подойти к проблемам развития экспорта образовательных услуг с использованием данных научных исследований. Наиболее масштабным среди научных работ в этой области стало исследование И. А. Ай-друс и В. М. Филиппова, выпущенное в 2008 году [1]. Однако мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008-2009 годах, существенно замедлил темпы роста предоставляемых образовательных услуг во всех странах-экспортерах.
Тем не менее исследования рассматриваемой проблематики продолжают проводиться. В частности, относительно недавно увидели свет работы В. А. Галичина [2] и Л. Ю. Горшковой [3] по теме экспорта услуг в сфере высшего образования. Возросшая актуальность этой темы для России связана с реализацией Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 годов,
© Должикова А. В., Тисленко М. И., 2018
ДОЛЖИКОВА
АНЖЕЛА
ВИКТОРОВНА
кандидат химических наук, проректор Российского университета дружбы народов по дополнительному образованию. Сфера научных интересов: дополнительное образование, лингводидактическое тестирование иностранных граждан, трудовая миграция, интеграция мигрантов. Автор более 30 опубликованных научных работ
ТИСЛЕНКО
МАРИЯ
ИГОРЕВНА
стажер-исследователь службы проректора Российского университета дружбы народов по дополнительному образованию. Сфера научных интересов: дополнительное образование, экспортная политика, трудовая миграция, российское регионоведение, культурная география, критическая геополитика. Автор 8 опубликованных научных работ
Рассматривается современный опыт стран - лидеров в области экспорта образовательных услуг. Приводится анализ правового обеспечения, основных государственных агентов, оказывающих поддержку при экспорте образовательных услуг, и экономических результатов, достигнутых в этой области на текущий момент Великобританией, Австралией и Германией. Кроме того, даются рекомендации для России, направленные на стимулирование экспорта образовательных услуг за рубеж.
Ключевые слова: образовательные услуги, транснациональное образование, образовательный экспорт, сравнительный анализ зарубежного опыта.
This article examines modern practices adopted by leading states in educational exports. It analyzes legal coverage, main state agents promoting educational exports and economic results achieved by the United Kingdom, Australia and Germany in this sphere nowadays. Furthermore, recommendations for Russia are provided to stimulate its own educational exports abroad.
Key words: educational services, transnational education, educational exports, export supportive measures, comparative analysis of foreign practices.
а в мае-июне 2017 года был утвержден паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [4]. Таким образом, внимание к проблемам экспорта образовательных услуг переносится с уровня отдельных провайдеров образовательных услуг (вузов, школ и др.) на правительственный уровень. Это актуализирует задачи изучения и использования лучшего зарубежного опыта при разработке механизмов поддержки экспорта образовательных услуг, в том числе и на основе совершенствования законодательства об образовании и миграции.
О типологии моделей экспорта образовательных услуг
В настоящей статье предлагается типология моделей экспорта образовательных услуг, разработанная на основе содержательного и компаративного анализа опыта стран-лидеров в данной области. Сравнение проводится по следующим параметрам:
1) объем, структура экспорта образовательных услуг и его приоритетные направления;
2) наличие/отсутствие у государства политики продвижения экспорта образовательных услуг;
3) цели государства и выгоды при осуществлении поддержки экспорта образовательных услуг.
В фокусе нашего исследования оказались такие государства, как Великобритания, США, Австралия, Мальта, Германия, Франция, Испания, Сингапур, Гонконг, Малайзия и Дубаи. В ходе анализа авторы опирались на два основных источника информации - вторичные статистические данные из страно-вых аналитических отчетов по заказам государственных структур и официальная информация в виде нормативно-правовых актов соответствующих государств и данных с сайтов министерств и ведомств.
Проведенный анализ позволил выделить четыре типа государств, экспортирующих образовательные услуги.
Во-первых, это крупнейшие англоязычные страны - Великобритания, США, Канада и Австралия, которые являются центрами притяжения для иностранных учащихся именно ввиду доминирующего статуса английского языка в мире. Их
устойчивое положение в экспорте образовательных услуг несомненно, но внутри ядра наблюдается жесткая конкуренция, и уже сейчас по ряду параметров Австралия обгоняет Великобританию.
Во-вторых, это страны с колонизаторским прошлым и относительно распространенными в мире языками. В эту группу входят Франция и Испания; при этом анализ показал, что они активно продвигают собственные образовательные услуги за рубежом и тщательно документируют данные о международных образовательных программах, однако ни в Испании, ни во Франции образовательные услуги не являются существенным источником дохода.
Если взглянуть на приоритеты этих двух стран, то главное после высшего образования направление деятельности в области экспорта образовательных услуг - преподавание языка за границей через специализированные институты. Для Франции это Французские институты и ассоциация «Альянс Фран-сез». В 2016 году общий бюджет этой ассоциации составил 38,3 млн евро, 85 % из которых - государственные субсидии. Для Испании это Институт Сервантеса, чей бюджет в 2016 году составил 120,5 млн евро, при этом 59% бюджета - государственное финансирование, 32% - доход от коммерческих операций и 9% - поступления от инвестиций.
В-третьих, это небольшие государства с широко распространенным английским языком, которые де-факто занимаются реэкспортом образования или образовательным сотрудничеством (educational collaboration) с британскими/американскими образовательными учреждениями (вузы, частные школы и языковые курсы).
Таким образом, экспорт образовательных услуг по-прежнему осуществляется странами первой категории, однако государства третьей группы получают доход за счет налогов с операторов экспорта и вто-
ричного эффекта от пребывания учащихся на территории страны. Примерами таких государств являются Сингапур, Гонконг, Малайзия и Дубаи, а также Мальта.
Четвертая группа - это государства с развитой экономикой или отдельными продвинутыми отраслями. В эти страны учащиеся едут, как правило, с целью изучения языка или отдельных учебных дисциплин. Экономическая заинтересованность здесь проявляется не только со стороны получателей образовательных услуг, но и со стороны государства-экспортера, желающего «воспитать и образовать» свежую рабочую силу. Классическими примерами являются Германия и Израиль, а также Индия, где основное внимание уделяется отдельным программам высшего образования в области информационных технологий и медицины.
По критериям, указанным выше, далее будут рассмотрены три кейса - Великобритании, Австралии и Германии. Эти страны представляют наибольший интерес, так как демонстрируют нам три истории успеха: Соединенное Королевство - как законодатель и монополист стандартов образовательных услуг ввиду особого статуса английского языка; Австралия - как случай перехода из третьей в первую категорию экспортеров; Германия - как государство, активно использующее свои сравнительные преимущества.
Великобритания
Великобритания входит в тройку стран - лидеров экспорта образовательных услуг с годовым оборотом, составляющим, согласно последним данным, 18,76 млн фунтов стерлингов, что соответствует 29,9 млн долларов США по среднему курсу 2014 года, и достигает 6 % всего экспорта Великобритании.
В Великобритании в отличие от Австралии отсутствует выстроенная правовая парадигма регулирования или стимулирования экспорта образовательных услуг. Однако в стране приняты законы и подзаконные акты, задающие желаемый вектор развития. Самым актуальным и важным документом с рассматриваемой точки зрения является стратегия «Международное образование: глобальный рост и процветание», выпущенная в июле 2013 года Министерством предпринимательства, инноваций и ремесел Великобритании.
Рассмотрим те правительственные органы, которые занимаются продвижением экспорта образовательных услуг Великобритании.
Во-первых, это Министерство образования Великобритании, в состав которого входят Подразделение образования Великобритании (Education UK Unit) и Британский совет.
Во-вторых, это ряд представительных организаций как коммерческого, так и некоммерческого
плана, поддерживающих международную и внутреннюю образовательную деятельность. Сюда входят:
- организация «Университеты Великобритании» и ее международное подразделение в области высшего образования;
- Агентство по гарантии качества высшего образования ^АА);
- Ассоциация поставщиков технического и профессионально-технического образования и подготовки (ТУБТ) и др. Наиболее достоверная информация о структуре и объемах экспорта образовательных услуг была найдена в аналитическом докладе Министерства образования Соединенного Королевства, выпущенном в июле 2017 года и освещающем положение в отрасли в 2010-2014 годах (см. табл. 1).
Подобная масштабная агрегация данных представляется очень ценной с точки зрения статистического учета, так как даже государственному аппарату приходится сталкиваться если не с информационным вакуумом, то со значительной ограниченностью имеющихся сведений. При этом авторы доклада сами признают, что по некоторым категориям представленные данные являются весьма приблизительными [7].
В составе услуг в области высшего образования, приносящей 66% выручки от экспорта образовательных услуг Великобритании, согласно докладу учитываются:
Таблица 1
Экспорт образовательных услуг Великобританией за 2010-2014 годы, в млн фунтов стерлингов
Вид услуг Объем операций за 2010 год в млн фунтов стерлингов Объем операций за 2014 год в млн фунтов стерлингов Изменения за 2010-2014 годы в %
Высшее образование в британских вузах (резиденты и нерезиденты Евросоюза) 9530 12430 +30%
Доходы от последипломного образования (только нерезиденты Евросоюза) 920 360 -61%
Частные школы 630 800 +28%
Курсы английского языка 2230 1820 -18%
Образовательные продукты и услуги 1510 1770 +17%
Транснациональное образование 1070 1590 +47%
Общий доход от экспорта образовательных услуг 15880 млн фунтов стерлингов, или 24614 млн долларов США 18760 млн фунтов стерлингов, или 29173 млн долларов США +18%
1) 2)
3)
4)
доходы от платы за обучение; расходы студентов на проживание;
контракты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; иные доходы (например, прибыль, полученная от использования объектов интеллектуальной собственности).
На втором месте стоят курсы английского языка, обеспечившие в 2014 году 10% экспорта образовательных услуг, причем их доля в суммарном экспорте упала с 14% в 2010 году. Если посмотреть на распределение учащихся на курсах по странам, то главными потребителями услуг являются Западная Европа (44% студентов), Азия (18%), Ближний Восток (15%), Латинская Америка (12%) и Восточная Европа (9%).
Частное школьное образование занимает 4% всего экспорта образовательных услуг, а его учетом занимается Совет частных школ -некоммерческая организация, представляющая интересы 1205 британских частных школ (не все частные школы входят в Совет), в которых учатся 25,7 тыс. иностранных учеников. Их вклад весом: согласно последним данным, в 2012 году поступило 713 млн фунтов стерлингов в виде платы за обучение, что обеспечило работой 17,3 тыс. человек, а также налоговые поступления в размере 278 млн фунтов стерлингов.
Категория «доходы от дальнейшего образования», отражающая только поступления от нерезидентов Евросоюза, составляет 2% суммарных доходов от экспорта образовательных услуг. Этот вид доходов не поддается точному учету. Дело в том, что объем выручки от рассматриваемых услуг оценивается по количеству выданных виз, чьи обладатели в анкете указали в качестве цели своего пребывания в Великобритании приобретение «последипломного или иного образования». Из этого числа вычитаются получатели высшего, школьного образования или обучающиеся на
Обсуждение экспорта образовательных услуг на Фестивале молодежи и студентов в Сочи
курсах английского языка. Таким образом, создается погрешность при вычислении расходов на проживание и оплату обучения.
Следующей категорией выступают образовательные продукты и услуги. Великобритания является безусловным «законодателем» в плане стандартов обучения английскому языку, поэтому доходы от образовательных продуктов и услуг (книгоиздательская деятельность, сертификация и присвоение квалификации) составляют 9,4% всего экспорта образовательных услуг, что больше, чем экспорт школьного образования, и сопоставимо с доходами от курсов английского языка.
Австралия
Австралия, несомненно, является государством, сделавшим огромный рывок в сфере экспорта образовательных услуг ввиду стремления государства стать лидером в рассматриваемой отрасли. Этому способствовало не только хорошо развитая система законодательства, регулирующая деятельность учебных заведений и экспорт образовательных услуг, которая продолжает совершенствоваться, но и международная экономическая конъюнкту-
ра, прежде всего динамичный рост экономик азиатских стран. Основным направлением экспорта образовательных услуг остается именно сегмент высшего образования, генерирующий около 70% экспортной выручки. Успех сегмента языковых курсов базируется на факторе английского языка как государственного, что позволяет студентам из Китая, Индии и Японии не покидать пределы Азиатско-Тихоокеанского региона для того, чтобы совершенствовать свои языковые компетенции и получить престижное образование в «западном» вузе.
Следует отметить, что Австралия является передовым государством с точки зрения уровня развития законодательства в данной сфере. Основным актом, определяющим правовые рамки экспорта образовательных услуг, является Постановление об услугах образования для иностранных студентов (Education Services for Overseas Students Act, далее: ESOS-акт), принятое в 2000 году. Это Постановление предназначено для защиты интересов иностранных учащихся, прибывающих в Австралию по учебным визам, и повышения репутации государства как поставщика качественного обра-
Институт Сервантеса в Мадриде
зования. Кроме того, оно содержит порядок регистрации провайдеров образовательных услуг, их курсов и студентов в системе PRISMS (Система управления регистрацией поставщиков и иностранных студентов), а также санкции в случае нарушения акта.
Еще одним важным правовым актом является Национальный кодекс для поставщиков образования для зарубежных учащихся 2018 года. Он предназначен для установления единых стандартов и процедур для зарегистрированных поставщиков услуг и их агентов. Другие акты, принятые согласно ESOS-акту и Национальному кодексу, носят более конкретный характер и регулируют отдельные аспекты оказания услуг. Это, в частности, акты о языковых курсах, учебных визах и об обязательной регистрации провайдеров образования в CRICOS (Перечень институтов и курсов для иностранных студентов в странах Содружества).
Регулирование экспорта образовательных услуг в правовых рамках ESOS осуществляет ряд учреждений и ведомств.
Во-первых, это Министерство образования Австралии и входящий
в него Департамент образования Содружества наций.
Во-вторых, это Служба страхования взносов за обучение, которая выполняет функции службы занятости и службы по возмещению, для того чтобы помогать иностранным студентам, чьи зарегистрированные провайдеры не могут полностью оказать образовательные услуги.
В-третьих, это Министерство иммиграции и защиты границ, которое ответственно за администрирование программы студенческих виз Перейдем к анализу объема и структуры экспорта образовательных услуг. В 2016 году этот вид экспорта составил 22,4 млрд австралийских долларов, или примерно 16 млрд долларов США, из которых:
- на высшее образование приходилось 11,2 млрд долларов США, или 68,9% экспорта;
- на профессионально-техническое образование - 2,75 млрд долларов США, или 16,8% экспорта;
- на курсы английского языка для иностранных учащихся (ELICOS) -819 млн долларов США, или 4,9% экспорта;
- на школы - 649 млн долларов долларов США, или 4% экспорта;
- На прочие услуги - 599 млн долларов США, или 3,7% экспорта [6].
Австралия аккумулирует 9% всех студентов, получающих высшее образование за рубежом. Если посмотреть на перечень стран - потребителей австралийских образовательных услуг, то ситуация складывается следующим образом: лидером потребления является Китай, граждане которого обеспечивают 27% поступлений от экспорта образовательных услуг; второе место занимает Индия (11,5%). Далее идут Вьетнам, Малайзия, Республика Корея, Таиланд и Непал. На прочие государства приходится 31% поступлений от экспорта образовательных услуг.
Несмотря на обширную информацию о деятельности Австралии в рассматриваемой сфере, найти сведения о школах, оказывающих образовательные услуги иностранным учащимся, оказалось затруднительным. На 2015 год в Австралии, по данным национального Бюро статистики, функционировало 9404 школы, из которых 1015 школ были частными. По данным опроса, организованного Министерством образования Австралии, из опрошенных 1626 иностранных учащихся 94% респондентов планировали после окончания школы поступать в австралийские университеты. Это свидетельствует о том, что молодые люди, получающие среднее образование в Австралии, своей целью заранее ставят продолжение обучения в вузах этой страны.
Рассмотрим сектор курсов иностранных языков (ИисОБ): в Австралии зарегистрировано 70 ELICOS-поставщиков, причем они рассредоточены по штатам: восемь компаний расположено в Мельбурне, по семь -в Квинсленде и Виктории, по шесть компаний базируются в Сиднее, Аделаиде, Южной Австралии и Брисбей-не. Поставщики открывают центры образования, которых насчитывается 280. В 2017 году Австралия обогнала Великобританию по количеству недель, проведенных учащимися языковых курсов в стране.
Германия
Образ Германии как экспортера больше связан с экспортом высокотехнологичной продукции -двигателей, станков, автомобилей, лекарств и химикатов, но никак не образования.
Тем не менее ФРГ является крупным экспортером образовательных услуг. В 2010 году было опубликовано большое исследование «Экономическое значение экспорта образовательных услуг Германии», выполненное по заказу Федерального института профессионального образования. Это единственный доступный полномасштабный отчет об экспорте образовательных услуг ФРГ, на который можно опираться в статистическом плане.
Согласно этому докладу, совокупный объем экспорта образовательных услуг составлял 9,4 млрд евро, или 12,5 млрд долларов США по курсу 2010 года. Для сравнения: в 2010 году Австралия экспортировала образовательные услуги на сумму примерно 18 млрд долларов, а Великобритания - на 22 млрд долларов.
Рассмотрим правовое регулирование экспорта образовательных услуг в Германии. В отличие от Австралии, где выработана целостная правовая парадигма продви-
жения экспорта образовательных услуг, у Германии нет аналогичного единого законодательного акта и не выработано единой политики в данной области.
В то же время в ФРГ реализуются три государственных программы продвижения немецких экспортеров образования за рубежом. Это программа DAAD «Предложения по обучению в немецких вузах за границей» в формате субсидирования немецких вузов, стимулирующая их выход на внешние рынки. К настоящему времени 28 проектов немецких вузов реализуются за границей, примером может служить Немецкий университет в Каире.
Далее, это программа iMove -инициатива Министерства образования и науки ФРГ, которая реализуется с 2001 года. Она предусматривает интернационализацию и маркетинг немецкого профобразования и программ повышения квалификации. В рамках программы iMove был создан банк данных поставщиков услуг профессионального образования и повышения профессиональной квалификации, который насчитывает 223 провайдера. Этот банк данных создан для облегчения иностранцам
поиска удобного поставщика образовательных услуг.
Наконец, это программа GATE-Germany «Руководство по академической подготовке и образованию», также осуществляемая DAAD, Конференцией ректоров вузов и Консорциумом немецких вузов за рубежом, которая продвигает и представляет немецкие вузы на международных образовательных выставках, а также выстраивает позитивный имидж Германии.
В Германии экспорт образовательных услуг подразделяется на категории, сходные с учитываемыми в Австралии. Объемы немецкого экспорта за 2010 год представлены в табл. 2.
Сегмент высшего образования в 2010 году занимал 49% ядра экспорта образовательных услуг, или 20% его суммарного объема (с учетом образовательного консалтинга и обучения работе с продуктами). Важное место в деятельности немецких вузов принадлежит заказам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, получаемым от иностранных компаний и правительств, - почти 20%, что говорит нам скорее о привлекательности научных достижений немецкой высшей школы.
Экспорт образовательных услуг Германией за 2010 год, в млн евро Таблица 2
Категория и подкатегория Объемы, млн евро
Ядро экспорта образовательных услуг 3580
Школьное образование 480
Доходы от оплаты школьных услуг иностранными учениками внутри Германии 99
Выручка немецких школ за границей 381
Профессиональное образование и программы повышения квалификации 714
Высшее образование 1781
Доходы от оплаты за обучения иностранных студентов в Германии 155
Вторичный эффект от расходов на проживание зарубежных студентов в Германии 1208
Доходы от оплаты иностранными студентами дистанционного образования 6
Налоговые поступления от учебной нагрузки немецких преподавателей за рубежом 70
Доходы от выполнения международных проектов в области исследований и разработок (R&D), полученные из дополнительных средств финансирования 342
Преподавание немецкого языка 103
Экспорт товаров, относящихся к образованию 502
Расширенный экспорт образовательных услуг 5780
Обучение работе с продуктами 4240
Образовательный консалтинг 1540
Итого 9360
В 426 вузах Германии в период зимнего семестра 2016/2017 года обучалось 2 757 799 студентов, в числе которых 340 305 человек, или 12%, составляли иностранцы. В отличие от Великобритании, США и Австралии плата за высшее образование в Германии невелика. Если посмотреть на страновую принадлежность иностранных студентов, то первое место занимает Китай, затем следует Турция, а третье место делят между собой Россия и Польша.
По состоянию на 2010 год экспорт услуг, связанных с преподаванием немецкого языка иностранцам как в самой Германии, так и за ее пределами, составил 103 млн евро, или 1,1% экспорта образовательных услуг. Эта сумма формируется за счет трех основных источников. Во-первых, это доходы Гете-института, чья выручка в 2015 году составила 62,7 млн евро. Во-вторых, это доходы от сдачи международных экзаменов на владение немецким языком. А в-третьих, это доходы от подготовительных курсов немецкого языка для поступающих в высшие учебные заведения.
Сегмент школьных услуг составляет в совокупности 5% экспорта образовательных услуг и формируется из двух статей, а именно из доходов от обучения иностранных учащихся в немецких частных школах и выручки немецких школ за границей. В Германии в 2008/2009 учебном году обучалось 32 тыс. иностранных учеников, среди которых в частных школах учились 8 тыс. человек, а доходы от их обучения составили 99 млн евро.
Профессиональное образование и программы повышения квалификации принесли в 2010 году бюджету ФРГ 714 млн евро экспортных доходов, в 2013 году - 1 млрд евро, и с тех пор доходы держатся примерно на этом уровне. Что касается удельного веса этого сегмента, то профессиональное обучение и программы переквалификации составляют 7,6% экспорта образовательных услуг, а и его продвижение и поддержку обеспечивает рассмо-
тренная выше программа iMove. По мнению ее координаторов, профессиональное образование и повышение квалификации являются едва ли не главными драйверами экспорта образовательных услуг в Германии. Считается, что на этом поле у ФРГ есть конкурентные преимущества, среди которых - репутация самой индустриально развитой страны [8]. Речь идет о том, что именно у ФРГ самый большой в мире удельный вес высоких технологий в валовом продукте, а учебные заведения реализуют двойные программы профессионального образования, когда часть времени учащиеся занимаются в классах, а другую часть - проводят непосредственно на производстве. Постановка профессионального образования в Германии, по общему мнению, обеспечивает практическую ориентированность учебных программ без ущерба для академической составляющей обучения.
Категории «обучение работе с продуктами» и «образовательный консалтинг» входят в сегмент понимания экспорта образовательных услуг в широком смысле, так как он появился в связи с новой рыночной интерпретацией понятия «образовательная услуга». Этот сегмент составляет 61% всего экспорта образовательных услуг (5,78 млрд евро) на 2010 год. Немецкие эксперты включили в этот сегмент услуги, которые предоставляются при обучении технологиям и правилам использования экспортируемых из Германии товаров. Под образовательным консалтингом понимается деятельность немецких аналитических фирм по вопросам образования, а также коу-чинг и «трансфер знаний». Подсчет объема экспорта этих двух категорий образовательных услуг носит весьма приблизительный характер, а итоговые показатели выглядят преувеличением даже по мнению самих немецких ученых, в частности Кри-стеля Адика [5]. И хотя не стоит недооценивать важность рассматриваемых категорий и возможности их монетизации, но данные о показателях их экспорта выглядят стати-
стическим приукрашиванием реальной ситуации.
Сравнительный анализ, его ограничения и выводы
При сравнительном анализе исследователь сталкивается с таким ограничением, как доступность и свежесть опубликованных статистических данных, но главная трудность состоит в другом. В мире не существует единой методологии подсчета экспорта образовательных услуг, и каждое государство самостоятельно выбирает индикаторы и методику.
Можно привести следующие примеры различных подходов в рассматриваемой нами области.
1. Подсчет вторичного эффекта от пребывания учащихся на территории государства. Фактически в каждом государстве обособленно определяется сумма, которую расходует на территории страны получатель образовательных услуг на проживание, питание, развлечения и другие нужды. Согласно страновым отчетам, которые были использованы выше, в Великобритании средний иностранный студент тратит 312 фунтов стерлингов в неделю, в ФРГ - 167 евро в неделю, в Австралии рассматривается диапазон в 150-230 долларов США.
2. Учет транснационального образования обособленно (Великобритания) и внутри конкретных категорий образовательных услуг.
3. Учет заработков иностранных учащихся. Очевидно, что студенты и лица, получающие последипломное образование, могут не только обучаться в стране пребывания, но и зарабатывать. Но лишь в Великобритании предпринята попытка учесть занятых студентов.
Ниже представлены две компаративные таблицы экспорта образовательных услуг.
В табл. 3 отображены данные по стоимости экспорта образовательных услуг в Австралии и Соединенном Королевстве за 2014 год. Аналогичных данных по Германии позднее 2010 года нет, однако из разных
Таблица 3
Объем экспорта образовательных услуг в Великобритании и Австралии за 2014 год
Категория Великобритания, в млрд долларов США Австралия, в млрд долларов США
Высшее образование 20,1 10,1
Профессионально-техническое образование 0,6 (только нерезиденты ЕС) 2,3
Курсы языка для иностранных учащихся 3,13 0,83
Школьное образование 2,73 0,55
Образовательные услуги и продукты 2,61 -
Прочие услуги - 0,6
Итого 29,17 14,38
Таблица 4
Сравнительный анализ экспорта образовательных услуг Великобританией, Австралией и Германией
Критерий сравнения Великобритания Австралия Германия
Основные цели экс- Монетизация доминирую- Монетизация доминирую- Распространение «мягкой силы»
порта щего положения английско- щего положения английско- и привлечение высококвалифи-
го языка го языка цированных мигрантов
Законодательная база Отдельные подзаконные акты Единая система ESOS Отдельные подзаконные акты
+ + + +
Регулярный учет Периодический Систематический Отсутствует
экспорта + + + -
Ориентированность на разные Европа, в меньшей степени Азиатско-Тихоокеанский Азиатско-Тихоокеанский регион Европа, Африка, в меньшей степени Азиатско-Тихоокеанский
рынки регион регион
+ - + + +
Основные конкуренты Австралия, США, меньше -Канада, Новая Зеландия и Мальта США, Великобритания, Канада и Новая Зеландия Австрия и Швейцария
--(очень жесткая конкуренция) - (жесткая конкуренция) + -
Результативность Сохраняет доминирование Постепенно укрепляет по- Занимает собственную нишу
на текущий момент зиции в мировом ЭОУ
+ + + + -
Перспективы Постепенно уступает место США и Австралии Наращивает присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе Скромные, но крепкие позиции в Европе, локальные попытки экспансии в Азию и Африку
+ - + +
источников известно, что в сегментах высшего образования и языковых курсов объем экспорта образовательных услуг ФРГ в 10 раз меньше, чем в Великобритании. Кроме того, следует отметить, что от экспорта услуг в области профессионального образования и повышения квалификации Германия зарабатывает примерно 1 млрд евро в год, или около 1,3 млрд долларов США, что почти в два раза меньше, чем в Австралии, где этот сегмент не является приоритетным, и сопоставимо с Великобританией где он считается только для нерезидентов (а в реальности этот сегмент дол-
жен быть больше). Следовательно, возникают вопросы относительно эффективности мер стимулирования экспорта услуг в сфере профессионального образования и повышения квалификации в Германии.
На основании проведенного сравнительного анализа можно сделать следующие выводы:
- Высшее образование является наиболее емкой категорией экспорта образовательных услуг вне зависимости от принадлежности экспортера к тому или иному типу.
- Целесообразно выработать единый подход к подсчету объемов
экспорта, потому что во всех трех случаях наблюдался волюнтаризм в оценках, когда, например, в Германии категория образовательных услуг и продуктов превышала все остальные вместе взятые, а в Австралии разные ведомства публиковали разную статистику по одним и тем же категориям.
Будущее нынешних лидеров в области экспорта образовательных услуг неоднозначно (см. табл. 4). В частности, не приходится ждать внезапного рывка в этой сфере от Германии ввиду ее специфики и от Великобритании, кото-
рой непросто справляться с конкуренцией. Австралия обладает хорошими перспективами благодаря факторам внутренним (географическое положение и развитое законодательство) и внешним (рост азиатских рынков) обстоятельствам.
Таким образом, в последние 5-10 лет сохранялись ранее сложившиеся глобальные тенденции развития отрасли, в том числе тренд на прозрачность и доступность статистических данных об экспорте образовательных услуг. Но при этом не была произведена унификация методик подсчета, равно как и не было выработано универсально-
го метода подсчета для определения показателей деятельности всех экспортеров образования, что отмечает Кристель Адик [5].
Какие уроки может извлечь Россия из современного опыта стран -лидеров в области экспорта образовательных услуг?
Во-первых, требуется переработка законодательства, в том числе миграционного, с целью оптимизации условий пребывания иностранных учащихся на территории России.
Во-вторых, сохраняется необходимость серьезной поддержки экспорта за счет усиления роли всероссийских порталов, аналогичных
тем, что функционируют в Австралии и Германии; причем можно использовать уже имеющиеся, в частности - электронный ресурс https:// studyinrussia.ru/.
В-третьих, необходима поддержка российских провайдеров образования и русского языка, в том числе через ассоциации и другие формы представительских и членских организаций, подобных британским.
Следовательно, российский экспорт образовательных услуг стоит перед лицом ряда обнаруживших себя в прошлом и новых вызовов, причем у России есть все возможности и ресурсы, чтобы адекватно на них ответить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айдрус И.А, Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 194 с.
2. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития // Век глобализации. 2013. № 2.
3. Горшкова Л.Ю. Экспорт образовательных услуг высшей школы: мировой опыт и Россия: дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. 164 с.
4. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Утвержден паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» // Новость от 08.06.2017 на официальном портале Правительства РФ https://government.ru. [Электронный доступ] URL: http:// government.ru/news/28013/ (дата обращения: 27.01.2018).
5. Adick C. Deutschland als Bildungsexportland // Zeitschrift für Pädagogik, #5, September/Oktober 2014. [Электронный доступ] URL: http://www.pedocs.de/volltexte/2017/14681/pdf/ZfPaed_2014_5_Adick_Deutschland_als_Bildungsexportland.pdf (дата обращения: 27.01.2018).
6. Australian Government, Department of Education and Training. Export income to Australia from international education activity in 2016 // Отчет Министерства образования Австралии от мая 2017 года. [Электронный доступ] URL: https://internationaleducation. gov.au/research/Research-Snapshots/Documents/Export%20Income%20CY%202016.pdf (дата обращения: 27.01.2018).
7. Department for Education. UK revenue from education related exports and transnational education activity 2010-2014 // Research Report published in July 2017. [Электронный доступ] URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/630741/UK_Revenue_from_Educational_Exports_2010-14.pdf (дата обращения: 27.01.2018).
8. iMove beim Bundesinstitut für Berufsbildung (BIBB). Die wirtschaftliche Bedeutung deutscher Bildungsexporte // Отчет по заказу Министерства образования и науки ФРГ, 2010. [Электронный доступ] URL: https://www.imove-germany.de/cps/rde/xbcr/ imove_projekt_de/p_Studie-Bildungsexport_2010.pdf (дата обращения: 27.01.2018).
LITERATURA
1. Ajdrus I.A, Filippov V M. Mirovoj rynok obrazovatel'nyh uslug: ucheb. posobie. M.: RUDN, 2008. 194 s.
2. Galichin V. A. Mezhdunarodnyj rynok obrazovatel'nyh uslug: osnovnye harakteristiki i tendentsii razvitiya // Vek globalizatsii. 2013. № 2.
3. Gorshkova L. Yu. Eksport obrazovatel'nyh uslug vysshej shkoly: mirovoj opyt i Rossiya: dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2012. 164 s.
4. Prezidium Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam. Utverzhden pasport prioritetnogo proekta «Razvitie eksportnogo potentsiala rossijskoj sistemy obrazovaniya» // Novost' ot 08.06.2017 na ofitsial'nom portale Pravitel'stva RF https://government.ru. [Elektronnyj dostup] URL: http://government.ru/news/28013/ (data obrashcheniya: 27.01.2018).
5. Adick C. Deutschland als Bildungsexportland // Zeitschrift für Pädagogik, #5, September/Oktober 2014. [Electronic access] URL: http://www.pedocs.de/volltexte/2017/14681/pdf/ZfPaed_2014_5_Adick_Deutschland_als_Bildungsexportland.pdf (date of access: 27.01.2018).
6. Australian Government, Department of Education and Training. Export income to Australia from international education activity in 2016 // Otchet Ministerstva obrazovaniya Avstralii ot maya 2017 goda. [Electronic access] URL: https://internationaleducation. gov.au/research/Research-Snapshots/Documents/Export%20Income%20CY%202016.pdf (date of access: 27.01.2018).
7. Department for Education. UK revenue from education related exports and transnational education activity 2010-2014 // Research Report published in July 2017. [Electronic access] URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/630741/UK_Revenue_from_Educational_Exports_2010-14.pdf (date of access: 27.01.2018).
8. iMove beim Bundesinstitut für Berufsbildung (BIBB). Die wirtschaftliche Bedeutung deutscher Bildungsexporte // Otchet po zakazu Ministerstva obrazovaniya i nauki FRG, 2010. [Electronic access] URL: https://www.imove-germany.de/cps/rde/xbcr/ imove_projekt_de/p_Studie-Bildungsexport_2010.pdf (date of access: 27.01.2018).