Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2020. Т. 6 (72). № 3. С. 57-67.
УДК 330.34:339.92
СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Горда А. С., Горда О. С.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Исследованы концептуальные теоретико-методологические подходы к обоснованию факторов и движущих сил обеспечения экономического роста стран мира. Определены ключевые императивы практической реализации стратегий нулевого, устойчивого, ноосферного, инновационного и инклюзивного экономического роста в условиях глобальных вызовов развития мирового хозяйства. Представлена сравнительная характеристика взглядов на общественное значение экономического роста стран и его последствий. Определена роль правительства в обеспечении экономического роста. Выделены ключевые элементы формирования стратегий экономического роста стран в условиях глобализации мировой экономики. Дана сравнительная характеристика концепций экономического роста стран мира. Предложены концептуальные направления формирования инклюзивных стратегий экономического роста.
Ключевые слова: нулевой, устойчивый, ноосферный, инновационный и инклюзивный экономический рост, концепции экономического роста, стратегии экономического роста.
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние мирового хозяйства характеризуется сменой парадигм развития глобальной экономики из-за накопления противоречий в большинстве составляющих мировой экономической системы, которые усиливаются глобальными планетарными сдвигами в климатическом, бактериологическом, биологическом, радиационном и генетическом балансах. К общим вызовам развития человечества и глобальным проблемам современности в настоящее время добавляются противоречия в концепциях экономического роста различных категорий стран, что еще больше усугубляет ситуацию и обуславливает усиление глобальной нестабильности в развитии мирового хозяйства.
Одним из таких вызовов является дифференциация в степени развития и долговая зависимость многих стран от МВФ и Всемирного банка. В результате страны не могут полностью направить свободные бюджетные средства на удовлетворение актуальных требований технологического развития и, соответственно, обеспечение экономического роста, так как вынуждены тратить их на обслуживание своего государственного долга. Страны должны решить эту дилемму, чтобы обеспечить собственный экономический рост и решение вопросов социально-демографического развития, повышения качества жизни населения и их экономического суверенитета.
Слабый научно-технологический и инновационный потенциал многих развивающихся стран обуславливает экстенсивность моделей их экономического роста. Для стран с транзитивной экономикой уместны стратегии интенсификации в сфере промышленности, которые могут сочетаться с мерами по экстенсивному
расширению агропромышленного комплекса. В то же время развитые страны пропагандируют внедрение в собственной и мировой практике самодостаточных моделей экономического развития.
Несмотря на многовековую историю существования рыночных отношений, проблемы исследования экономического роста остаются одними из самых острых фундаментальных проблем современности. Различные теоретико-методические и практические аспекты обеспечения экономического роста национальных хозяйственных систем исследовали Бочарникова Ю. В.[1], Веблен Т. [2], Горшенина Е. В. [3], Давыдова Г. В., Козлова О. С. [4], Ивантер В. В. [5], Кейнс Дж. М. [6], Кларк Дж. Б. [7], Коммонс Дж. Р. [8], Кондрашова Н. В., Ложкина И. Ю. [9], Леонтьев В., Ченери В., Кларк Г. [10], Маршалл А. [11], Пискулов Ю. В. [12], Фридман М. [14], Шумпетер Й. А. [15] и др.
Теории экономического роста имеют остро дискуссионный характер, остаются нерешенными такие вопросы, как природа факторов, обуславливающих экономические колебания, механизмы синхронизации мировых экономических процессов, меры регулирования цикличности экономического развития. Также несмотря на глубину существующих научных разработок вопросов, связанных с комплексным обобщением закономерностей, предпосылок и факторов экономического роста, имеющих особое влияние на состояние мировой экономики, несовершенство практики формирования взвешенной политики стабилизации экономического развития свидетельствует о необходимости дальнейших исследований в этом направлении.
Целью статьи является обоснование теоретико-методологических положений по разработке стратегий экономического роста стран с транзитивной и развитой экономикой с учетом глобальных вызовов развития мировой экономики.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Экономической наукой разработаны такие трактовки концепций экономического роста, как нулевой, устойчивый, ноосферный, инновационный и инклюзивный. Они сформировались на такой теоретико-методологической основе, как неоклассическая теория производства и кейнсианская теория макроэкономического равновесия, экономический инновационный рост, институционализм.
Неоклассическая экономическая теория распространялась, начиная с 1870-90 годов как попытка противодействия марксизму и как определение оптимального развития экономики в условиях свободной конкуренции, как поиск принципов равновесия экономической системы К. Менгером, А. фон Бем-Баверком, Дж. Б. Кларком, А. Маршаллом, Дж. Э. Мидом, Дж. Хиксом, М. Фридменом, В. Леонтьевым и др. [7, 10, 11, 14]. Экономический рост стран по неоклассической модели определяется относительной стоимостью ресурсов, формирующейся в результате международного разделения труда, и добавленной стоимости, которая создаётся за счет использования всех факторов производства, имеющихся в стране. Соответственно, экономический рост стран происходит за счет наиболее
рационального использования природных ресурсов и факторов производства. Роль инновационного, экологического, социального факторов является опосредованной в контексте формирования стоимости имеющихся ресурсов страны.
Необходимость государственного регулирования рыночных отношений способствовала распространению теории Дж. М. Кейнса [6] как антикризисной стратегии экономического развития на основе правительственного вмешательства в макроэкономическую сферу экономики. Альтернативные положения были разработаны Э. Линдалем и Г. Мюрдалем относительно неравновесных макроэкономических моделей, Б. Олином - по противодействию безработице путем государственных инвестиций и общественных работ, Э. Лундбергом - по противодействию инфляции и безработице.
Кейнсианские модели экономического роста предусматривают использование труда и капитала как основных факторов производства, приводящих к увеличению выпуска продукции как источника благосостояния страны. При этом труд как фактор производства трансформируется очень медленно, в отличие от стоимости капитала, который корректируется активной инвестиционной политикой страны. Соответственно, экономический рост отождествляется с ростом совокупных объемов капитала и приростом инвестиций. Труд как фактор производства корректируется в соответствии с темпами естественного прироста населения, другие составляющие социально-экономического роста рассматриваются косвенно, в контексте формирования производственных сил страны.
Экономический инновационный рост определяется потоковым ростом инноваций в сферах производства и экспорта, что предусматривает постоянное технологическое совершенствование продукции, которая имеет повышенную добавленную стоимость, пользуется спросом на мировых товарных рынках и определяет рост международной конкурентоспособности как производителей, так и стран в целом. Теория инноваций предполагает, что базисом роста экономики является имеющаяся сфера материального производства, подкрепленная достаточным количеством инвестиций (труд, земля, капитал), но они создают лишь основу. Настоящий рост экономики путем формирования прибыли происходит за счет интеллектуального капитала ученых, исследователей и новаторов, которые формируют в совокупности с предпринимательскими способностями национальную инновационную систему.
Институционализм является направлением экономической теории, которое рассматривает все экономические явления и связывает их в единую систему с политическими, правовыми, социальными, психологическими, культурно-этическими проявлениями общественной жизни. Его основателями являются Т. Веблен, В. Митчелл, Дж. Р. Коммонс. Существенное влияние на формирование теории институционализма оказали положения эволюционной экономики Й. Шумпетера, правовой экономики Р. Познера, теории общественного выбора Дж. Бьюкенена, Г. Таллока, М. Олсона, а также концепции институционального анализа экономики А. Грешенкрона, Г. Мюрдаля, И. Валлерстайна, теории неоинституционализма Р. Коуза, А. Вильямсона, Г. Беккера [2, 8, 15].
В отличие от моделей неоклассического роста, где отношения между субъектами
развиваются в условиях свободного рынка с целью максимизации прибыли, институциональная парадигма определяет действия экономических субъектов как систему взаимоотношений между ними и рыночными институтами (образованиями), а также между самими институтами. Поэтому прибыль экономических субъектов будет зависеть от степени их соответствия нормам и правилам, установленным связанными с ними образованиями. Это, прежде всего, государство, правительственные структуры, корпоративный и предпринимательский сектора экономики, профсоюзы, потребители, а также морально-этические и социально-психологические явления, определяющие экономическое поведение рыночных субъектов.
К определению нулевого экономического роста исследователи обратились при преодолении таких вызовов глобального развития, как промышленные и бытовые выбросы, приводящие к уничтожению озонового слоя, лесных массивов, загрязнению атмосферы, мирового океана, источников питьевой воды, земель сельскохозяйственного назначения и приближающие глобальную экологическую катастрофу. Нулевой экономический рост должен обеспечить баланс между достигнутым уровнем качества жизни человечества и его существованием на планете за счет использования экономических рычагов в решении экологических проблем.
Преимущества такого подхода к сохранению экологического баланса важны для развитых стран, однако не учитывают индустриализацию других стран мира, происходящую также и за счет усилий развитых стран. К тому же исследователи не видели достаточно веских аргументов в экологизации промышленного развития. Поиск ответов на эти проблемные вопросы привел к формированию концепции устойчивого экономического роста, предполагающего отсутствие препятствий к развитию страны путем объединения интересов настоящего и будущих поколений, когда страна должна обеспечить наличие воспроизводственных ресурсов, полезных ископаемых и устойчивого генофонда нации.
Таким образом, произошло расширение парадигмы эколого-экономического роста за счет включения социальной составляющей, которая предусматривает верховенство права, наличие демократических свобод, сохранение культурных ценностей и достижений, выравнивание социальных перекосов между доходами бедных и богатых слоев населения. В отличие от предыдущих подходов к экономическому росту стран (экстенсивных или интенсивных) концепция устойчивого развития предусматривает отказ от высоких темпов экономического роста в пользу низких его темпов, что балансируется ростом экологической и социальной составляющих, направленных на сохранение окружающей природной и культурной среды.
Также экологические вызовы развития способствовали формированию теории ноосферы как концепции разумного роста. В отличие от нулевого экономического роста теория ноосферы выдвигает эколого-экономическое развитие как путь к выживанию человечества. Поэтому умственную и экономическую деятельность нужно направить на восстановление природной среды, развитие общественно-природных балансов, чтобы не допустить глобального природно-экологического катаклизма. Имеется в виду формирование новой системы производственно -товарных и денежных отношений, которая будет зависеть от возобновляемых
способностей окружающей природной среды. Эффективность концепции во многом зависит от степени гармоничного сосуществования человечества с окружающей средой. Здесь имеется в виду ситуация с нарушенным природно-экологическим балансом и недопущением того, чтобы агрессивная естественная среда не вредила существованию человечества. Таким образом, по теории ноосферного развития условием устойчивого общественного прогресса является эколого-экономический баланс. Однако подобная трактовка будет предопределять постепенный переход от товарно-денежных отношений к общественным моделям жизнедеятельности человечества на основании экологического императива.
Требования стран к интенсификации экономического развития наряду с дилеммой относительно его эффективности и социальной направленности привели к формированию концепции инновационного роста. Внедрение инноваций создает условия для уменьшения влияния социальных барьеров, образующихся при формировании и распределении материальных благ в экономике. Инновации обеспечивают рост путем научно-технических, организационно-экономических изменений и связанной с ними активизацией рыночных процессов.
Исследования направлений инновационного развития стран определили, что оно не всегда обеспечивает рациональную занятость, не снижает уровень безработицы, не обеспечивает распределение и перераспределение материальных благ среди бедных и беднейших слоев населения. Поэтому дальнейшие научные изыскания по вопросам справедливости, равных социальных возможностей, защиты рынка от колебаний и рисков нестабильной внешней среды, повышению работоспособности населения в активном возрасте привели к формированию концепции инклюзивного экономического роста стран. Ее сущность заключается в сочетании социальных, экономических и территориальных составляющих для достижения широкомасштабного общественного развития стран наряду с выравниванием социальных возможностей и уровней жизни в материальном и в нематериальном выражении, паритете доходов всех слоев населения путем их справедливого перераспределения.
Концепция инклюзивного экономического роста привлекла внимание подавляющего большинства международных и неправительственных организаций по вопросам развития экономики: ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирный экономический форум, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейская комиссия, Комиссия инклюзивного развития, Международный центр политики инклюзивного роста.
Она нашла отражение в многочисленных инициативах и программных документах указанных организаций, например, в индексе инклюзивного роста и развития, представленного Всемирным экономическим форумом в 2018 году, а также как элемент в стратегиях и программах экономического развития стран, например, стратегия разумного, устойчивого и инклюзивного роста «Европа 2020», утвержденная Европейской комиссией в 2010 г. [13].
Стратегия «Европа-2020» базируется на трех взаимодополняющих приоритетах: интеллектуальный (разумный) рост: развитие экономики, основанной на знаниях и инновациях; устойчивый рост: продвижение более ресурсоэффективной, зеленой и
конкурентоспособной экономики; инклюзивный рост: развитие экономики с высоким уровнем занятости, что обеспечивает социальную и территориальную сплоченность.
Экономический рост может быть обеспечен различными инструментами и средствами, однако представляется возможным определить его положительные и отрицательные черты для общества и окружающей среды в целом (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика взглядов на общественное значение экономического
роста стран и его последствий
Положительные черты экономического роста Критические замечания
Экономический рост предусматривает увеличение основных макроэкономических показателей Рост ВВП автоматически не обеспечивает рост качественных показателей экономического роста страны
Экономический рост предусматривает увеличение удельных показателей ВВП, которые отражают улучшение качества жизни населения Рост ВВП на душу населения может и не обеспечивать реального роста благосостояния и качества жизни населения
Экономический рост стран позволяет обеспечивать решение важных задач в сфере промышленности, экологии, социального обеспечения Экономический рост на основе НТП, в частности, автоматизации, роботизации производства, обеспечивает общество достаточным количеством материальных благ. Глобальным вызовом является концентрация ресурсов и капиталов и нарушение равномерности процессов их распределения, обмена и потребления
Экономический рост позволяет получить доступ к мировым рынкам сырьевых ресурсов, более доступных и дешевых, чем на национальных рынках Экономический рост порождает вызовы относительно истощения производственных и естественных ресурсов, запасы которых имеют тенденцию к исчерпанию
Экономический рост стран позволяет получить дополнительные преимущества на мировом рынке через высокие рейтинги, экономическое, политическое и идеологическое влияние Экономический рост порождает вызовы относительно естественных балансов, возможностей экосистем к самовоспроизводству, что приводит к их загрязнению и разрушению
Экономический рост определяет рост социально-экономического неравенства в обществе, но со временем мультицикличность оборота капитала приводит к увеличению удельных доходов населения и сокращению бедности и социального неравенства Экономический рост должен создавать эффект равномерного распределения доходов сверху вниз и уменьшение разрыва между зажиточными и бедными слоями населения. Но технический прогресс углубляет экономическую дифференциацию как между странами мира, так и внутри стран. Даже в высокоразвитых странах есть население, находящееся за чертой бедности. Развитие постиндустриального общества в некоторой степени выравнивает этот дисбаланс за счет доминирования среднего класса, но не решает проблему бедности
Составлено авторами.
Согласно приведенных положений, мы можем сделать вывод, что применение различных подходов к трактовке результатов экономического роста стран имеет значение в контексте политических и экономических сдвигов и трансформаций, когда правительственная политика формирует ожидаемые результаты в основных направлениях: экономическом, инновационном, социальном, экологическом.
Правительственным и политическим структурам необходимо определиться, каких результатов необходимо ожидать в соответствии с вызовами развития мирового хозяйства и будущего места страны в процессах международного разделения труда. Развитие страны должно иметь сбалансированный характер между технологическим, социальным и экономическим векторами, а также обеспечивать безопасное, устойчивое и экологическое развитие будущих поколений. Оно должно обеспечивать переход для всех стран к индустриальным и постиндустриальным стадиям развития с формированием такого постиндустриального общества, которое не имеет существенного разрыва между бедными и богатыми слоями населения. Роль правительства растет, когда оно имеет больше возможностей непосредственно влиять на социально-экономическое развитие страны на основе налаживания диалога с частным и корпоративным секторами экономики, который трансформируется в устойчивое государственно-частное партнерство.
Экономический рост стран является в том числе и результатом правительственной поддержки и внедрения определенных мер макроэкономической политики, опирающейся на прозрачное законодательство, поддержку конкурентных отношений, когда правительства избегают лоббирования частных интересов, не допускают неравномерного развития определенных секторов экономики и придерживаются целесообразного распределения национального дохода. Эффективность экономического развития возрастает, когда экономические рычаги управления поддерживаются правительственными программами. В качестве примеров можно привести правительственные программы, которые обеспечили восстановление Японии после Второй мировой войны («большое экономическое чудо»), Германии, посткризисное развитие США (политика Ф. Рузвельта и Р. Рейгана), Великобритании (политика М. Тэтчер), индустриальное развитие НИС, реформы в Чили, Сингапуре, Китае.
Правительственную поддержку экономического развития в настоящее время невозможно проводить в рамках «чистой школы» кейнсианского, монетаристского, институционального или неоклассического направления. Она должна быть комбинированной с учетом множества состояний и проблем развития, которые должны быть преодолены. Все их можно свести к основным сферам макроэкономической среды страны, определяющих качество ее развития.
Одной из этих сфер является научно-техническое развитие (или преодоление технологического отставания от развитых стран), которое заключается в усилении инновационных процессов, неоиндустриализации, реформировании промышленности до «стандартов индустрии 4.0» (роботизация производства, сетевые технологии, облачные расчеты, создание автоматизированных промышленных комплексов с гибкими производственными системами, интегрированными с интернетом вещей и интернетом услуг). Это открывает
возможности для виртуализации (наблюдения и управления) всех производственных процессов в режиме реального времени, их децентрализации и автономии; повышения конкурентоспособности производства в условиях
гиперсегментированных рынков сбыта для удовлетворения потребностей малых групп потребителей и даже отдельных заказчиков ассортиментом продукции различной глубины и насыщенности; гибкого подхода к формированию производственной программы; участия в процессах международного разделения труда путем специализации производств и кооперации производственных мощностей.
Фокусом развития является экономика знаний и информационная экономика, которые должны быть сосредоточены на переходе к возобновляемым источникам энергии, системам вычисления и управления базами данных, смарт-сельском хозяйстве, энергоэффективности производственных, коммунальных и хозяйственных процессов, корпоративной и государственной социальной ответственности, рационализации занятости и территориального размещения населения. Формирование постиндустриального общества должно включать социальную защиту и рост уровня жизни всех слоев населения.
Опыт индустриальных стран показал, что политика импортозамещения не создает условий для технико-экономического развития, она является попыткой искусственного стимулирования экономики, выборочного решения возникающих проблем внутреннего рынка. Однако современные многонациональные корпорации имеют большие возможности и бюджеты, чем отдельные страны, поэтому путь к адаптации и противодействию условиям внешней среды должен базироваться на создании собственных высокотехнологичных производств и изготовлении продукции конечного потребления с постепенным переходом к развитию сферы услуг.
В политической сфере правительственные усилия государства должны быть направлены на гармонизацию и адаптацию страны к глобальным вызовам, интеграцию в международные институты, защиту прав и свобод граждан, в том числе путем электронного управления. Но в этом контексте остается дискуссионным вопрос о деструктивных действиях различных политических сил, которые в своих попытках борьбы за политическое лидерство прибегают к популизму, манипуляции общественным мнением, бойкотированию правительственных инициатив.
В сфере социально-демографических вопросов следует развивать политику равномерного распределения промышленного потенциала, чтобы избежать монозависимости жителей градообразующих предприятий, стимулировать развитие старопромышленных, депрессивных, аграрных регионов страны. Такая политика пространственного развития позволит повышать качество жизни населения, обеспечит уравновешенность регионального развития и будет создавать предпосылки к развитию человеческого капитала. Качество последнего является определяющим фактором в эпоху экономики знаний, когда каждый человек выступает не только движущей силой к внедрению собственных умственных способностей, но и источником развития информационной инфраструктуры как потребитель дорогостоящих средств связи и персональной электроники, что
стимулирует развитие индустрии информационных технологий и их товарооборот на мировых товарных рынках.
В центр социальной правительственной политики нужно ставить жизненные интересы каждого отдельного человека, так как от интересов коллективов, социальных групп зависят результаты экономического развития страны. Таким образом, правительственная политика должна обеспечить формирование действенной экономической стратегии развития страны с учетом инновационной, социальной, экологической составляющих, обеспечивать концентрирование усилий населения и бизнеса на их достижении. Правительство должно создавать условия для привлечения внутренних и внешних инвестиций в перспективные высокотехнологические производства, гарантировать стабильность их функционирования, свободное движение капиталов, расширять условия применения государственно-частного партнерства с целью технологического и социального развития территорий.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что каждая из концепций экономического роста стран ориентирована на выполнение определенной стратегической задачи относительно вызовов развития мирового хозяйства, однако каждая из них не имеет всеохватывающей, универсальной трактовки, благоприятной для внедрения всеми странами мира (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика концепций экономического роста стран
Наименование Характер Критика
Нулевой Экономико-экологический Неопределенность и наличие мотивации источников инвестирования в решении экологических проблем
Устойчивый Эколого-социо-экономический Целесообразность для стран со сформированным гражданским обществом, которое является социально ответственным перед собственными потомками
Ноосферный Эколого-экономический Формирование системы денежных и товарно-производственных отношений, которые зависят от природно-экологического баланса
Инновационный Инновационно-экономический Наличие социального эффекта, неопределенного во временном и общественном измерении. Неопределенность применения инноваций по уровню волн и целесообразностью в экономике
Инклюзивный Социально-экономический Наличие структурно-технологических диспропорций между социальной сферой и промышленностью относительно занятости и оплаты труда, трудовая миграция в экономически развитые страны мира
Составлено авторами.
Таким образом, анализ приведенных недостатков концепций экономического роста стран позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, стратегии экономического роста стран не должны ухудшать экологическое состояние окружающей среды, формировать гармоничное, сбалансированное сельское хозяйство с точки зрения
занятости, автоматизации и производительности труда, достойного уровня жизни населения.
Во-вторых, стратегии экономического роста стран в технико-инновационном плане должны устранить сырьевую зависимость производства и экспорта, обеспечить переход к производствам высоких технологических укладов.
В-третьих, к проведению реформ в экономике должны быть привлечены предпринимательский и корпоративный секторы, чтобы инвестиции были равномерно распределены от малого к крупному бизнесу. Параллельно должно происходить формирование социально-ответственного гражданского общества, мотивированного к реформам, сплоченности нации, устранению социальных диспропорций среди населения. Драйвером и образцом таких преобразований должны быть именно обеспеченные слои населения.
В-четвертых, проведение реформ должно включать такую структуризацию государственного долга, чтобы обеспечивать его погашение и экономический суверенитет страны в будущем.
В-пятых, реформы промышленности должны обеспечивать обновление инфраструктуры в экономике (отказ от исчерпаемых источников топлива для энергетики и промышленности), машиностроении (переход на городской и частный электротранспорт), транспортных, информационных, энергетических магистралях.
ВЫВОДЫ
Разработка стратегий экономического роста стран требует взвешенного подхода с точки зрения ожидаемых результатов и имеющихся ресурсов. Страны различных уровней экономического развития требуют применения различных стратегий, но с ростом уровня развития стран интенсивность стратегий снижается, акценты смещаются от развития промышленности к повышению уровня занятости и качеству жизни населения, развитию гражданского общества, социальной и экологической ответственности.
Актуальным вызовом мировой экономики является поиск и построение эффективных методов взаимодействия правительственных структур с корпоративным сектором экономики, для того чтобы направить усилия крупного бизнеса на решение вопросов социально-экологического развития страны в режиме диалога и государственно-частного партнерства.
Эволюция стратегий роста стран опиралась на экономическую, экологическую, социальную, инновационно-технологическую составляющие, которые создавали положительный эффект развития стран. Практика их применения различными странами показала, что на разных этапах развития каждая составляющая добавляет желаемого эффекта, когда страны выбирают различные варианты в качестве переходных, и переходят к развитию стратегии инклюзивного роста.
Если сравнивать инклюзивную экономику с другими направлениями и программами правительственного сотрудничества, то можно ее сравнить с концепцией государственно-частного партнерства, с той разницей, что второе направлено на проведение диалога и коллаборацию в социальных проектах предпринимательского и
корпоративного секторов экономики, а первая предусматривает прямое привлечение широких слоев населения к социальным инициативам.
Для развитых стран мира стратегия инклюзивного роста имеет дополняющий, результирующий характер, который усиливает действие базовой стратегии устойчивого (для стран ЕС) или инновационного роста (для США, Индии, КНР). Для стран с транзитивной экономикой формирование стратегий экономического роста инклюзивного типа должно происходить после решения задач по построению самодостаточной индустриальной экономики, которая будет иметь направленность к постиндустриальному развитию.
Национальная стратегия инклюзивного роста должна опираться на базовые принципы паритетности экономических возможностей относительно: доступа рыночных субъектов к ресурсам и рынкам сбыта; равенства в политической, законодательной, антимонопольной, налоговой политике; внедрения целенаправленной правительственной политики на рынке труда (достойный труд, продуктивная занятость, качество жизни населения) и взаимодействия между бизнесом, правительством, профсоюзами, рабочими и населением в целом относительно равномерного распределения национального дохода и сокращения разрывов между бедными и богатыми слоями населения.
Список литературы
1. Бочарникова Ю. В. Система факторов экономического роста // Вестник науки и образования. 2016. №7 (19) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sistema-faktorov-ekonomicheskogo-rosta-1.
2. Веблен Т. Теория праздного класса. Москва: «Прогресс», 1984. 367 с. [Электронный ресурс] URL: https://drive.google.com/file/d/0B94jiYiyxxDHUW9QeWxDVk9LMDA/view.
3. Горшенина Е. В. Экономический рост // Экономические исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-rost.
4. Давыдова Г. В., Козлова О. С. Источники экономического роста // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. № 4 (23). С. 52-64.
5. Ивантер В. В. Механизмы экономического роста // Мир новой экономики. 2018. № 3. С. 24-35.
6. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. Москва: Эксмо, 2007. 960 с.
7. Кларк Дж. Б. Распределение богатства. Москва: Экономика, 1992. 447 с.
8. Коммонс Дж. Р. Институциональная экономика // Экономический вестник РГУ. 2007. Том 5. № 4. С. 59-70.
9. Кондрашова Н. В., Ложкина И. Ю. К вопросу об экономическом развитии и экономическом росте // Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ekonomicheskom-razvitii-i-ekonomicheskom-roste.
10. Леонтьев В., Ченери В., Кларк Г. Исследование структуры американской экономики: Теоретический и эмпирический анализ по схеме затраты-выпуск. Москва: Госстатиздат, 1958. 640 с.
11. Маршалл А. Принципы экономической науки. Москва: Прогресс. 1993. 594 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.fa.ru/files/Marshall.pdf.
12. Пискулов Ю. В. Международная торговля и экономический рост // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 1. С. 96-102.
13. Стратегия развития Европы до 2020 года «Стратегия разумного, устойчивого и всестороннего роста» [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eu2020/pdf/COMPLET%20EN%20BARROSO%20%20%20007%20-%20Europe%202020%20-%20EN%20version.pdf.
14. Фридман М. Капитализм и свобода / пер. с англ. М: Новое издательство, 2016. 240 с.
15. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Москва: Эксмо, 2008. 863 с.
Статья поступила в редакцию 12.10.2020