42
ECONOMIC SCIENCES / «ШУУШШУМ-ЛШШаИ» #289)), 202
УДК 33.338.431
Мирзоева Т. В.
к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия им. проф. И.Н. Романенка Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины
DOI: 10.24412/2520-2480-2021-289-42-45 ПАРАДИГМА ИНКЛЮЗИВНОГО РОСТА КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО РАСТЕНИЕВОДСТВА
Mirzoieva T. V.
PhD, Department of Economy of enterprise is the name ofprof. I.N.
National University of Life and Environmental Sciences оf Ukraine
THE PARADIGM OF INCLUSIVE GROWTH AS A BASIC ELEMENT OF A METHODOLOGICAL PLATFORM FOR THE DEVELOPMENT OF MEDICINAL PLANTS
Аннотация
В статье с применением комплексного анализа изучены научные подходы к трактовке понятия инклюзивный рост, кратко представлена эволюция его развития; определена важность инклюзивного роста для развития сельских территорий и сельского предпринимательства, для экономического роста в стране в целом и в аграрной сфере, в частности; выявлена и обоснована взаимосвязь инклюзивного развития с лекарственным растениеводством, в сфере которого технологические процессы характеризуются высокой трудоемкостью и, соответственно, необходимостью обеспечения трудовыми ресурсами. Сформулирован вывод, что парадигма инклюзивного роста может выступить одним из базовых элементов методологической платформы развития лекарственного растениеводства в условиях современности.
Abstract
The article uses a comprehensive analysis to study scientific approaches to the interpretation of the concept of inclusive growth; the evolution of its development is briefly presented; the importance of inclusive growth for the development of rural areas and rural entrepreneurship, for economic growth in the country in general and in the agricultural sector, in particular; identified and substantiated the relationship of inclusive development with the production of medicinal plants, where technological processes are characterized by high labor intensity and, accordingly, the need to provide labor resources. We came to the conclusion that the paradigm of inclusive growth can act as one of the basic elements of the methodological platform for the development of medicinal plant production in modern conditions.
Ключевые слова: инклюзивное развитие, инклюзивный рост, лекарственное растениеводство, сельское предпринимательство, экономический рост.
Keywords: inclusive development, inclusive growth, production of medicinal plants, rural entrepreneurship, economic growth.
В сегодняшних условиях Украина относится к странам, где сельскохозяйственное производство является одним из крупнейших секторов национальной экономики, а в сельской местности государства проживает более 30% населения. При этом украинские сельские территории страдают от демографического кризиса, монополизации аграрной сферы крупными агрохолдингами, переориентации агропроизводителей на полное зерновое производство и общей деградации. Поэтому сейчас насущной необходимостью является поиск современных инструментов устойчивого развития и достижения целей инклюзивного роста. Исследование сущности инклюзивного роста нашло отражение в трудах многих ученых. В рамках данной публикации сделана попытка обобщить подходы к трактовке данного понятия и обосновать взаимосвязь между инклюзивным ростом и лекарственным растениеводством - сферой производства лекарственных растений, которая стремительно развивается в сегодняшних условиях во всем мире.
Понятие инклюзия происходит от англ. inclusion - вовлеченность. Впервые оно было ис-
пользовано в 1970-х годах в США, однако тогда выделяли только социальную инклюзию. Ее сущность заключалась в увеличении степени участия всех граждан в социуме, имелось в виду, что каждый человек должен восприниматься обществом как индивидуальность и имеет возможность полноценно участвовать в жизни общества. Постепенно понятие инклюзивное развитие начали распространять на экономику с акцентом на продуктивную занятость всех групп трудоспособного населения (включая женщин) как важного фактора снижения уровня бедности.
В 2007 году Азиатский банком развития (АБР) было инициировано введение понятия «инклюзивного роста». Эксперты АБР определили инклюзивный рост как такой, который в сегодняшних условиях способствует привлечению наименее обеспеченных слоев населения в систему расширения рыночных возможностей [17].
В 2012 г. ООН официально включила термин «инклюзивный рост» (англ. en:i nclusive growth) - в ежегодный доклад Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКДАТ) Trade and Development
«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» #289), 202 / ECONOMIC SCIENCES
43
Report. По мнению авторов это - рост, охватывающей все слои населения, независимо от уровня доходов. В свою очередь, использование и потребление благ экономического развития всеми слоями населения в мире приводит к сокращению разрывов в доходах и уровне благосостояния, способствует возникновению социальных выгод и ускоренному экономическому росту. В дальнейшем было конкретизировано, что инклюзивный подход к всеобщему росту предполагает наличие долгосрочной стратегии, которая базируется на производительной занятости населения, а ООН утвердила цели устойчивого развития, среди которых главное место заняло инклюзивное развитие. А именно - содействие устойчивому, всеобъемлющему и стабильному экономическому росту, полноценной и продуктивной занятости и обеспечению достойного труда для всех слоев населения [13,12].
Следующим шагом было принятие в мае 2017 года Европейским банком реконструкции и развития Стратегии экономической инклюзивности (2017-2021 гг.). Основная цель данной стратегии -ускорение перехода стран к инклюзии рыночной экономики с использованием силы частного сектора для создания экономических возможностей для всех [14].
Большой вклад в системное наполнение экономическим содержанием термина «инклюзивное роста» внесли и эксперты Всемирного банка, представляя его как концепцию сочетания макро- и микроэкономических детерминант экономического роста и подчеркивая, что при сохранении положительной динамики темпов инклюзивного роста есть возможность снизить уровень бедности во многих странах путем увеличение количества рабочих мест и активизации промышленного развития регионов [16].
Международный валютный фонд в свою очередь рассматривает инклюзивное развитие как повышение темпов роста благодаря созданию единого пространства для инвестиций и занятости населения. Специалисты Фонда Рокфеллера, тоже присоединились к изучению теоретических и практических вопросов инклюзивной экономики и выделили пять основных ее характеристик: участие населения, равноправие, рост, устойчивость и стабильность [4].
В 2018 одним из ключевых вопросов Всемирного экономического форума в Давосе был именно индекс инклюзивного развития в разрезе стран мира. По мнению экспертов Форума этот подход является более комплексным и позволяет учитывать не только традиционные макроэкономические показатели, но и благосостояние населения и качество его жизни [1].
В соответствии с программой Европейского Союза (ЕС) «Европа 2020» при инклюзивном развитии люди имеют больше возможностей за счет роста уровня занятости, инвестиций в разного рода компетенции, борьбы с бедностью и модернизации на основе инноваций рынков труда, усовершенствованных систем подготовки кадров и социальной защиты [15].
Обобщающее определение теоретической сущности инклюзивного роста представлено в монографии, подготовленной коллективом украинских ученых:
- сокращение разрыва в уровне доходов и благосостоянии и обеспечения социальных выгод в использовании и потреблении благ и ускоренного экономического развития для всех слоев населения;
- создание возможностей развития и трудоустройства за счет высоких темпов экономического роста на постепенной основе и обеспечения населения равным доступом к социальным гарантиям;
- приоритетное обеспечение качественного улучшения условий жизни населения;
- концепция сочетания макро- и микроэкономических детерминант экономического роста [9].
Таким образом, инклюзивное развитие само по себе предполагает несколько взаимосвязанных характеристик, которые нуждаются в реализации в долгосрочной перспективе. В то же время для развивающихся стран и стран с рыночной экономикой со сравнительно низким уровнем дохода на душу населения всеобъемлющий рост в любом случае предполагает ускорение темпов роста.
Соответственно, как обнаружено в ходе исследования, на сегодняшний день инклюзивный экономический рост в мире предполагает равноправное и справедливое распределение благ, увеличение количества рабочих мест, формирование условий для максимально полного использования трудового потенциала и социальной вовлеченности для преодоления бедности на основе таких характерных особенностей, как всеохватность и постоянство.
Считаем, что развитие лекарственного растениеводства может быть одним из инструментов достижения этих целей. В частности, основной недостаток области лекарственного растениеводства -высокую трудоемкость производственных процессов и процесса переработки лекарственных растений - можно рассматривать как преимущество в контексте инклюзивного роста. В случае отлаженного культивирования лекарственных растений, включая эфиромасличные и пряные, высокий уровень трудоемкости данного процесса способствует созданию новых рабочих мест в аграрных предприятиях. А организованный сбор дикоросов позволит еще в большей степени задействовать нетрудоустроенное сельское население. Кроме того, выращивание лекарственных растений может осуществляться и на индивидуальных земельных участках, а сушить травы можно в индивидуальных сушилках с использованием солнечного тепла, то есть без затрат на энергию.
В условиях современности во многих регионах Украины сельские жители традиционно занимаются выращиванием лекарственных растений и заготовкой дикоросов, после высушивания они пакуют сырье и реализуют его заготовителям - во многих случаях по предварительному заказу. Как справедливо отмечает группа ученых во главе с Федько Р.М. - именно выращивание лекарственных культур в современных украинских условиях
44
ECONOMIC SCIENCES / «ШЦУШШУМ-ЛШШаИ» #289), ЖМ
самозанятости сельских жителей выступает источником получения стабильных доходов. Этому способствуют высокие цены на продукцию лекарственного растениеводства по сравнению с овощной и ягодной продукцией, возможность длительного хранения лекарственного растительного сырья и существующая, хотя и ограниченная, инфраструктура сбыта. Кроме того, ряд исследований свидетельствует, что именно развитие сельскохозяйственных предприятий в большей степени влияет на сокращение бедности, по сравнению с ростом в других секторах [11, 8].
Таким образом, предпринимательству в аграрной сфере в целом и в области лекарственного растениеводства, в частности, присущ значительный потенциал повышения занятости и благосостояния сельских жителей, развития сельской инфраструктуры и преодоления отдельными регионами статуса депрессивных.
В связи с этим нельзя обойти вниманием слова генерального директора ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций) Жозе Грациану да Силва - «мы должны способствовать изменению парадигмы и перехода к более производительным, инклюзивным и адаптированным к изменениям климата агропродоволь-ственных систем» [10].
Профессор Решетило В.П. выделяет ряд целей инклюзивного устойчивого развития, среди которых прямую связь с лекарственным растениеводством, считаем, имеют следующие:
- высокий уровень занятости населения, инвестирование в образование и здравоохранение;
- защита окружающей среды, повышение эффективности использования природных ресурсов, переход на «зеленые принципы» [7].
Профессор Зинчук Т.А. в свою очередь отмечает, что возможности адаптации к европейской модели сельского развития с элементами «инклюзивного роста» необходимо обеспечивать, исходя, из необходимости, в первую очередь, развития сельского предпринимательства [3].
Считаем, что именно лекарственное растениеводство в значительной степени может способствовать развитию сельского предпринимательства -особенно малых его форм, исходя из специфики процессов производства лекарственных растений. Известен факт, что малый и средний бизнес во всех развитых странах является основой национальных экономик в целом и аграрной сферы, в частности. Эксперты отмечают, что хотя человечество и живет в эпоху глобального сельского хозяйства, все же в мире есть около 500 млн мелких фермеров, которые производят 70% мирового продовольствия [6].
Большинство международных исследований в области сельского хозяйства свидетельствуют, что малые и средние хозяйства являются более эффективными, так как в большей степени способствуют экономическому развитию.
Определяя роль малого бизнеса на селе и необходимость его развития в соответствии с целями инклюзивного роста, нельзя обойти вниманием комментарий итальянского журналиста, писателя
Карло Петрини, который является одним из самых влиятельных людей в мире в сфере фермерства, экологии и устойчивого развития и является тем, кто вошел в список The Guardian «50 человек, которые спасут планету». В частности, он отмечает, что мелкие хозяйства всегда были основой агропромышленного комплекса во всем мире, так как они играют важную роль не только в контексте обеспечения занятости в сельской местности, стимулируя развитие территорий, но и в контексте предоставления основных социальных, культурных и экологических услуг [5]. Именно поэтому обеспечение всеобщего благосостояния и экономического роста напрямую связано с развитием малого бизнеса на селе.
В Украине по состоянию на 2020 год насчитывалось около 32 тыс малых фермерских хозяйств. У почти половины размер земельного банка - от 20 га до 100 га. В современных условиях небольшие украинские аграрные хозяйства не способны бороться с экспансией крупного капитала и агрохол-дингами, специализирующимися на производстве монокультур. Следовательно, современные тенденции формирования конъюнктуры украинского аграрного рынка вызывают необходимость переориентации производства и развития новых направлений бизнеса на селе в соответствии с целями инклюзивного роста.
Кроме того, так как в сфере лекарственного растениеводства во многом используется ручной труд, то ее развитие может способствовать созданию новых рабочих мест в сельской местности. Например, на 1 га васильков необходимо одновременно минимум 35 работников, на 1 га календулы в период цветения для сбора цветка ежедневно требуется 20 человек в течение нескольких месяцев, валериана лекарственная тоже требует много ручного труда при уборке, так как корневища нужно выкопать, помыть, высушить и измельчить. Качественный и своевременный сбор ромашки, в частности ее соцветий, без применения техники на площади в 1 га могут обеспечить не менее 10 рабочих. В случае отсутствия необходимого количества работников, можно не уложиться в оптимальные сроки уборки (например, для ромашки это 7-8 дней, после чего цветок образует семена и достаточно быстро осыпается). Исходя из этого, в структуре общих затрат на выращивание ромашки ручной сбор составляет около 37-40% всех расходов [2].
Взаимосвязь лекарственного растениеводства с инклюзивным развитием также проявляется в контексте заготовки лекарственных растений. Имеем в виду то, что заготовка дикоросов в сегодняшних условиях является разновидностью прибыльного вида самозанятости сельского населения. Так как существует ряд заготовителей, то в отдельных регионах Украины сельское население зарабатывает себе на жизнь, собирая дикоросы и сдавая их заготовителям.
Исходя из вышеизложенного, склоняемся к мысли, что ключевой отличительной чертой понятия инклюзивное развитие является то, что акцент
«шушетим-лшигмау» #ш®т, 2®2 / economic sciences
45
делается на двух аспектах: результатах и возможностях. Речь идет о том, что инклюзивный рост относится одновременно к самому процессу и к его конечным результатам - то есть люди должны как вносить свой вклад в экономический рост, так и пользоваться его благами в широком смысле. Кроме того, для того чтобы результаты этого процесса были ощутимыми, экономический рост должен быть прочным и долгосрочным - соответственно существует потребность в формировании определенной стратегии. В целом же, парадигма инклюзивного роста, по мнению автора данного исследования, может выступить одним из базисных элементов методологической платформы развития лекарственного растениеводства в соответствии с целями устойчивого развития на основе комплексности и взаимосвязанности через консолидацию экономической, экологической и социальной составляющих.
Список литературы
1. Бондал К. (2019) РК взяла курс на инклюзивное экономическое развитие URL: https://kapital.kz/finance/78294/rk-vzyala-kurs-na-inklyuzivnoye-ekonomicheskoye-razvitiye.html
2. Губаньов А. Выращивание лекарственных растений URL: https://sites.google.com/site/novostidajdzest/calendar
3. Зинчук Т.А. В начале поиска стратегии инклюзивного роста сельской экономики: мировой и европейский подход. Вестник Сумского национального аграрного университета. Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 4 (68), 2016. С. 132137.
4. Мамедов О. (2017) Экономика инклюзивной цивилизации URL: file:///C :/Documents%20and%20 Settings/User/%D0% 9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0 %BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1% 82%D1%8B/Downloads/ekonomika-inklyuzivnoy-tsivilizatsii.pdf
5. Петрини К.: «В мире, где одновременно существуют голод и ожирение, что-то пошло не так» (2019) URL: https://www.slowfood.com/ru/карло-пе-трини-в-мире-где-одновременн
6. Птицы счастья: куры спасут мир, уверен аг-рофутурист Реджинальд Хаслетт-Маррокин (2018) URL: https ://agroday.com.ua/2018/11/18/kury-vryatuyut-svit-vpevnenyj-agrofuturyst-redzhynaldo-haslett-marrokin/
7. Решетило В. П. Концепция инклюзивного устойчивого развития и ее реализация в условиях децентрализации URL: file:///C :/Documents%20and%20 Settings/User/%D0% 9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0 %BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%
82%D1%8B/Downloads/2427-%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%2 0%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%82%D 1%96-5595-1-10-20200217.pdf
8. Риски и важность аграрной реформы. Мировой опыт. Часть 1 (2019) URL: https://blogs.pravda.com.ua/au-thors/petrenko/5dc57e76ce98a/
9. Стратегические приоритеты социально-экономического развития сельских территорий Волынской области в условиях евроинтеграции коллективная монография / А.А. Соколова, Л.Ф. Петрика-нин, Л.В. Сичук и др. Луцк: Надстыр'я, 2018. 152 с. С. 25.
10. Стратегическая работа ФАО по обеспечению инклюзивности и эффективности продовольственных систем (2017) http://www.fao.org/3Za-i6627r.pdf с.3.
11. Федько Р.М. Выращивание лекарственных растений на сельских селитебных территориях: преимущества и проблемы. Р.М. Федько, Т.Л. Шевченко, М.А. Калинина, Л.А. Федько. Вестник аграрной науки. 2019, №7 (796). С. 68-74.
12. Хоменко А.В. (2018) Теоретические и практические аспекты инклюзивного развития экономики КНР https://chinese-studies.com.ua/sites/default/files/Archive/2018/1/8.pd f
13. Duran, P. (2015), What does inclusive economic growth actually mean in practice? Retrieved from UNDP. URL: http://www.undp.org/con-tent/undp/en/home/blog/ 2015/7/31/What-does-inclu-sive-economic-growth-actually-mean-in-practice-.html
14. Economic inclusion. EBRD (2017) URL: https://www.ebrd.com/what-we-do/projects-and-sec-tors/economic-inclusion.html
15. Europe 2020: A strategy for smart, sustainable and inclusive growth URL: https://www.skillsforemploy-ment.org/KSP/en/Details/?dn=WCMSTEST4_038426 #:~:text=0ECD%20members-,Europe%202020%3A%20A%20strat-egy%20for%20smart%2C%20sustaina-ble%20and%20inclu-
sive%20growth,based%20on%20knowledge%20and %20innovation
16. Inclusive growth. World bank. URL: https://blogs.worldbank.org/tags/inclusive-growth.
17. Son, H. H. (2007), Pro-Poor Growth: Concepts and Measures. Retrieved from Asian Development Bank URL: https://www.adb.org/sites/de-fault/files/publication/ 29865/tn-22-pro-poor-growth.pdf